Сообщение о времени 4 класс

Обновлено: 17.05.2024

Время нельзя увидеть или пощупать. Но можно следить за ним с помощью часов. История часов для детей становится интересна в возрасте 6-9 лет. Серия рассказов и сказок поможет понять тему наиболее полно. В них есть ответы на вопросы, как появились часы, какие они бывают, как устроены, почему в минуте 60 секунд и многие другие.

Рассказы о часах и времени для детей

Каждый взрослый понимает, что такое время. Но как рассказать о нем детям понятно и просто?

  1. Сделайте презентацию с иллюстрациями и короткими интересными рассказами (см. ниже).
  2. Покажите детям о времени мультфильм:

Зачем людям знать о времени?

В древние времена людям приходилось каждый день бороться за жизнь. Будет ли у них еда, зависело от того, насколько успешно пройдет охота, вырастет ли что-то в земле. Охота и посадка семян наугад часто оставляли их с пустыми руками и желудками. То урожай погибнет в земле, то птицы улетят из лесу….

Тогда люди стали замечать сезонные изменения в природе. Например, что некоторые птицы улетают в теплые страны, зайцы меняют шубку, медведи укладываются в берлогу, волки сбиваются стаями. Деревья то зеленели, то желтели и сбрасывали листву. Шли дожди, потом лежали снега…

Опыт накапливался, и люди научились все делать согласно природе. Они знали, как выбрать время для охоты. Например, охотники не ходили в лес, когда у зверей появлялись детеныши, и они становились особенно опасны. Семечки сажали в землю, когда только-только сойдут снега, чтобы урожай к зиме успел вырасти.

Чем точнее люди определяли время, тем успешнее была их жизнь.

Для счета дней ставили зарубки или завязывали узелки. Так выяснили, сколько длится год, какие в нем сезоны и месяцы, как они сменяют друг друга. Люди завязывали узелки подобно тому, как мы отрываем листки календаря.

В году 365 дней. Это время обращения земного шара вокруг Солнца.

Как и почему появились первые часы?

Человек и солнце

Не зная времени, сложно договариваться о встрече друг с другом. Счет времени помогает планировать свою работу и отдых.

Наши предки смастерили что-то похожее на солнечные часы. Вместо циферблата расчертили площадку под открытым небом. Поставили по центру колонну. И двигалась тень от нее подобно настоящей стрелке. Ходит солнышко по небу, а тень беззвучно скользит по земле, отмеряя время. Уловив связь между длиной и положением тени от предметов и положением солнца на небе, люди сделали самый первый вертикальный прибор. На фото самые древние сохранившиеся солнечные часы. Они относятся примерно к 1500 г. до н. э. Найдены в Древнем Египте.

Как час состоял из пяти часцев, или Почему в сутках 24 часа, а в минуте 60 секунд?

Вообще, делить сутки на 24 части научились еще Древнем Египте. Вот только части эти были разными по длине. Сутки делились на час утренних сумерек, 10 часов светлых, час вечерних сумерек и 12 часов темных.

Солнечные Египетские часы

На Руси существовало свое деление суток. Трудовой день был долгий, трудились с самой зари. Отсюда и вели счет. Получалось 17 часов в сутках. Иначе говоря, русские считали длину светового дня. Час делили на мелкие часы – часцы. В одном часе было 5 часцов, а каждый часец делился на 5 малых (вторых) часцов.

Современное деление часа и суток были позаимствованы у великих древних цивилизаций Египта и Междуречья.

Египтяне мерели все не десятками, а 12. День они делили на 12 часов, и ночь на 12 часов. Получалось 24 часа в сутки. Вавилоняне были еще более искусными математиками. Их счет основывался не на 12, а уже на 60.

Ученые античности воспользовались числом 60 и создали систему географических координат. Круг поделили на 360 градусов (6 по 60). Каждый градус – на 60 первых мелких частей, а те в свою очередь, на 60 вторых мелких частей. На латинском они звучали как partes minutae primae и partes minutae secundae.

Минуты и секунды были позаимствованы из географии и геометрии. Земля делает оборот вокруг оси за 24 часа – 360 градусов.

Часы – они такие разные!

Водяные часы в древности

Когда было освоено искусство выдувания стекла, появились часы песочные. Работали они по тому же принципу, что и водяные. Только наполнены были песком. Они были гораздо удобнее. Ведь солнце иногда пряталось за тучами, а вода испарялась. Небольшие сосуды было удобно брать в морские путешествия, использовать дома.

Песочные часы в древности

Первые механические часы

В 17 веке Христианом Гюйгенсом были придуманы маятниковые часы. Они были очень точными на суше, но плохо работали в море.

Маятниковые часы

Для того чтобы прибор не воспринимал колебания, стали использовать кристалл кварца. Так появились кварцевые часы. Сначала это был прибор размером с целую комнату. Никто и подумать не мог, что в 1980 году кварцевые часики будут носить на руке все от мала до велика. Спустя годы они стали самыми доступными и популярными.

Первые кварцевые часы

За последние 200 лет человеком было придумано много разных приборов, измеряющих время: электронные, астрономические, атомные часы. Они невероятно сложные, но зато очень точные.

Эталон времени

Без точного времени человеку не обойтись, особенно в современном мире. Поезда, двигающиеся даже с небольшой ошибкой, могут столкнуться. Высокая точность времени нужна для слаженной работы многих людей, механизмов, компьютеров. Например, чтобы соединить компьютеры в сети, нужна точность в 10^−17 секунды. На такое способны только атомные часы. За одну секунду атом совершает 9 миллиардов 192 миллиона 631 тысячу 770 колебаний. Это эталон времени.

Лаборатория электроники

В России самое точное время определяют во Всероссийском научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений. Атомные часы занимают два этажа здания. Здесь нельзя шуметь. Сотрудники постоянно поддерживают одинаковую температуру и давление. Бесперебойно работает электричество. Несколько раз в неделю российский эталон сверяют с эталонами Германии, Японии, Франции. А люди уже по ним выставляют время на своих наручных часиках и мобильных телефонах.

Всесоюзный научно-исследовательский институт (ВНИИ)

Сказка про Часы на письменном столе

Сказка поможет понять детям, зачем нужно следить за временем и какую роль часы играют в жизни школьника.

«На обычном письменном столе обычного Мальчика стояли Электронные Часы. Они едва виднелись из-за горы тетрадок, разных ручек, карандашей, линеек. Часы стояли во всех смыслах этого слова. Печально выглядывало темное гладкое окошко. А ведь когда-то на нем светились ярко-зеленые цифры. Но они погасли, когда маленькое сердечко остановилось. Батарейка перестала работать.

С того самого дня поселился на письменном столе Беспорядок. Ведь никто не знал, сколько времени. Малыши-карандаши стали опаздывать в Пенал, который был для них транспортом в школу. Некоторые малыши и вовсе оставались дома. Ручки не знали, когда им нужно писать примеры. Оттого Тетрадки были все измазаны красными чернилами учительницы.

Настольная лампа стала выключаться раньше чем обычно. От этого на столе часто случались аварии. Степенная Линейка однажды в темноте задела бумажный Клей. На Письменном столе образовалось белое липкое болото, в котором утонул бедняжка Ластик. Все жители стола ругались на Часы:
— Как им не стыдно! — возмущался Фломастер.— Неужели не видят, как все мы тут мучаемся.
Тетрадки грустно вздыхали:
— Мы так на них надеялись. Теперь приходится каждый день краснеть, оттого что, Ручки вовремя не делают свою работу.

Часики лишь беспомощно молчали, обрастая толстым слоем пыли. А Беспорядок захватывал все новые и новые территории. Но все плохое когда-нибудь заканчивается. В один прекрасный день Часам подарили только что-распечатанную, сверкающую батарейку. Новое сердечко вставили на место старого. Часы радостно замигали своими зелеными глазами.

— Ура! Да здравствует время!

Предметом исследования моей работы является время и его измерение.

(Слайд №3) Гипотеза: предположим, что время не стоит на месте, оно идёт.

Для достижения этой цели я должен решать следующие задачи:

Вид проекта : информационно-исследовательский.

(Слайд №5) В работе я применил следующие методы :

  • читал книги, проводил опрос (поисково-исследовательский);
  • думал самостоятельно, анализировал (логические);
  • придумывал, проводил практику (творческие);
  • использовал компьютерную технологию.

2. Основная часть. История возникновения времени и часов

Тысячи лет назад люди заметили, что многое в природе повторяется: Солнце встает на востоке и заходит на западе, лето сменяет зиму и наоборот. (Слайд №6) Именно тогда возникли первые единицы времени - день, месяц и год. С помощью простейших астрономических приборов было установлено, что в году около 360 дней, и приблизительно за 30 дней силуэт Луны проходит цикл от одного полнолуния к следующему.

(Слайд №7) Впервые в Китае появились солнечные часы. Солнце неуклонно движется по кругу и по нему можно ориентироваться. Однако очень скоро люди начали понимать, что у таких часов есть один большой недостаток. Дело в том, что данные часы очень сильно зависели от погоды.

И тогда появились водяные часы . В водяных часах вода равномерно капала через отверстие и отмеряла, таким образом, время. Именно с водяных часов считается вторая эра истории появления часов .

(Слайд №8) Практически сразу же за водяными часами появились и песочные , которые, кстати, не отличаются от сегодняшних песочных часов. В песочных часах равномерно сыпал песок через отверстие и отмерял, таким образом, время.

Первые механические часы появились в 1250 году. И уже1300 год можно официально считать годом появления часов – механических.

(Слайд №9) А в 1786 году появились первые минутные стрелки на циферблате часов. Потом начали появляться в Швейцарии часы как сегодняшние, и до сих пор считается, что именно швейцарские часы являются самыми надежными часами в мире.

Кроме того, что есть часы, которыми мы привыкли пользоваться, существует так называемые биологические часы, когда организм каждого человека, приспосабливается к определенным условиям. Люди не имея часов, чувствуют время.

Значит, с давних времён люди нуждались в измерении, так называемого, времени.

3. Значение единицы измерений времени в нашей жизни

Мы уже знаем, что потребность следить за временем привела человеку к изобретению часов. Но знаем ли мы, насколько они важны в нашей жизни? Скорее всего, мы знаем, что часы показывают нам время.

(Слайд №10) И это правильно. А теперь прошу всех представить, что все часы на земле остановились, как бы нет часов, что вы увидели? Непонятно, как бы мы стали жить, учиться, ходить на работу? Всё становится хаотичным, беспорядочным, что приведет к нарушению течения жизни. Но всё же время идёт. Нам всё равно потребуется ориентироваться на что-нибудь, чтобы жить по течению жизни.

(Слайд №11)Таким образом, часы нам необходимо и очень важны в нашей жизни. Ведь они, показывая время, упорядочивают нашу жизнь.

Как показывают часы время?

(Слайд №12)Часы идут по часовой стрелке — слева направо — потому что именно в этом направлении движется тень солнечных часов.

(Слайд №13) Я решил проверить точность водяных часов. Я налил в бутылку воды, проделал отверстие, вставил в стакан и наблюдал в течении 20 минут. Одна капля падает за 2 секунды. В 20 минутах - 1200 секунд (60*20=1200). 1200: 2=600 (1200 делим на 2, получится 600). Значит, за 20 минут прокапало 600 капель. Ещё раз проделал эту практику и убедился в точности водяных часов. Вот так проходит наше время.

(Слайд 17) История развития цивилизации повлияла не только на точность измерения времени часами, но и на их удобство. Мы знаем, что время видно на часах. А часы – наши верные спутники. Без них, нам было бы непонятно, когда ходить на учебу и как жить.

Если бы вдруг прекратилось всякое движение, и все тела, включая и атомы, вдруг замерли на своих местах, то и понятие времени потеряло бы свой смысл. Таким образом, понятие времени является следствием существования материальных объектов и свойств этих объектов. Какие сюрпризы со временем могут ожидать нас впереди, и какие новые часы могут появиться еще, сказать сейчас трудно, но я остался доволен, узнав много нового о времени.

Цель моей работы достигнута, и гипотеза подтверждается: действительно время не отдыхает, не стоит на месте, не ждет никого. И так легко его потерять. Поэтому цените время и берегите его!

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Гоппе Н.Н. О переходе к проектной технологии. – Педагогическое обозрение. – 2000. – № 4.

7. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в пед. процессе: Пер. с англ. Е.Н. Янжуя. – Л., 1925.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_69808a8f.jpg

hello_html_m4cc8afd2.jpg

учитель начальных классов:

Основополагающий вопрос:

Почему люди стали измерять время?

Этапы работы над проектом:

2. Узнать историю возникновения часов.

3. Рассмотреть вопрос как время связано с человеком и обществом.

а) выяснить какие есть информационные программы, в которых отражаются происходящие события вокруг нас.

б) Моё время. Отразить события, происходящие с одним человеком за определённый промежуток времени.

4. Выступить с проектом в ГПД 2-4 классов.

5. Подготовить творческие продукты:

а)сделать модели механических, цветочных и песочных часов;

б) составить ребусы о единицах измерения времени;

hello_html_a48ad1a.jpg
hello_html_616d29fe.jpg

Нет времени. Время летит. Время как резиновое. Тратить время. Убить время.Времени хоть отбавляй! Экономить время.

Время – это определённость бытия, характеризующая его с точки зрения длительности и последовательности смены состояния.

Время – это одна из самых больших загадок на свете. Вот лишь некоторые из представлений о времени, выработанное различными культурами в течение тысячелетий человеческой истории:

Время – это мера изменчивости систем;

Время – это своеобразные часы, служащие для синхронизации событий;

Время – это субъективные ощущения длительности процессов;

Время – это мера строго повторяемых процессов, которые протекают в статичных системах;

Время – это объективная реальность являющаяся формой бытия материи;

Время – это удобный способ описания движения тел и происходящих в мире процессов. (5)

ВРЕМЯ – это:

1. В философии : одна из основных объективных форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена ее явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.

2. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. Среднее суточное время.

3. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени.

4. Определенный момент, в который происходит что-нибудь. Назначить время заседания.

5. Период, эпоха. Во все времена (всегда).

6. Пора дня, года. Вечернее время.

7. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не время сидеть сложа руки. Всему свое время.

8. Период или момент, не занятый чем-нибудь, свободный от чего-нибудь. То же, что досуг. Свободное время.

9. В грамматике : форма глагола, относящая действие или состояние к прошедшему, настоящему или будущему. Настоящее, прошедшее, будущее время. Причастие настоящего, прошедшего времени.

В естествознании различают эфемеридное, звездное, солнечное, всемирное, местное, поясное, декретное время.

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Вся жизнь человека связана с временем, и поэтому необходимость его измерения возникла еще в глубокой древности.

Длительность суток соответствует промежутку времени, за который Земля совершает полный оборот вокруг своей оси с запада на восток. Определенное таким образом время называется Всемирным временем. Но для измерения времени с большой точностью неудобно использовать период обращения Земли вокруг своей оси из-за незначительных отклонений в скорости вращения. Поэтому астрономическое время вычисляется на основе средней солнечной секунды, соответствующей началу 1900 года. Это время называется Эфемерным временем. В сутках 24 часа, а по астрономическим измерениям времени 23 часа 56 минут и 4,091 секунда.

Год – это промежуток времени, близкий по продолжительности к периоду обращения Земли вокруг Солнца. Год делится на двенадцать календарных месяцев разной продолжительности (28, 29, 30, 31 день). Также в году примерно 365 дней. Различают годы: календарный (юлианский, григорианский), лунный, звездный, тропический, драконический, аномалистический. (см. Приложение 2)

Месяц – это промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Месяц делится на 4 недели, в каждой из которых 7 дней. Различают месяцы: календарный, звездный, синодический, драконический. (см. Приложение 2)

Сутки бывают эфемеридные (24 ч = 1440 мин = 86400 с), солнечные, средние солнечные, звездные. (см. Приложение 2)

Неделя – это единица измерения времени равная семи суткам. В недели примерно 168 часов.

Таким образом, существуют различные единицы измерения времени. Самые распространенные из них, используются при решении задач в школе, – это:

1 год = 12 месяцев = 52 недели

1 месяц = 4 недели

1 неделя = 7 суток

1 сутки = 24 часа = 1440 минут = 86400 секунд

1 час = 1/24 суток = 60 минут = 3600 секунд

1 минута = 1/1440 суток = 1/60 часа = 60 секунд

1 секунда = 1000 миллисекунд (6)

Для достижения еще более высокой точности измерений времени в 1967 году была принята естественная единица времени – атомный эталон времени

2. Узнать историю возникновения часов.

История создания часов насчитывает несколько тысяч лет. Издавна человек пытался измерить время, сначала по дневному и ночному светилам и звездам, затем с помощью примитивных приспособлений и, наконец, применяя современные высокоточные сложнейшие механизмы, электронику и даже ядерную физику.

История развития часов это непрерывное совершенствование точности измерения времени. Достоверно известно, что в Древнем Египте измеряли время в сутках, разделяя его на два периода по 12 часов. Есть также сведения, что современная шестидесятиричная модель измерения пришла из Шумерского Царства около 2000 года до нашей эры.

Солнечные часы.

Принято считать, что история создания часов начинается с изобретения солнечных часов или гномона. Такими часами представлялось возможным измерять только дневное время, так как в основе принципа их действия лежала зависимость расположения и длины тени от положения солнца.

Водяные часы.

История создания водяных часов начинается в Древней Персии и Китае около 2500 - 1600 года до нашей эры. А оттуда, вполне вероятно с торговыми караванами, водяные часы были завезены в Египет и Грецию.

Огневые часы.

Огненными часами пользовались около 3000 лет тому назад в Китае, во времена первого императора этой страны по имени Фо-хи. Распространены огневые часы были в Японии и Персии.

Песочные часы.

Создание песочных часов датируется приблизительно около III века до нашей эры во времена ученого Архимеда. Местом их изобретения долгое время считалась Древняя Греция, однако некоторые археологические находки позволяют предполагать, что первые песочные часы были созданы жителями Ближнего Востока.

Механические часы.

История создания первых механических часов начинается в 725 году нашей эры в Китае и является значимым событием в истории развития часов. Хотя, еще ранее, предположительно во II-м веке до нашей эры в Древней Греции, был создан механизм, позволяющий отслеживать с большой точностью положения небесных тел. Этот механизм состоял из 30 шестеренок помещенных в корпус из дерева, на лицевой и тыльной сторонах которого имелись циферблаты со стрелками. Этот древнейший механический календарь можно определить как прототип первых механических часов.

Электрические часы.

С открытием электричества берет свое начало история электрических часов, изобретенных в середине XIX века. Создание и дальнейшее развитие электрических часов положило конец неудобству по синхронизации времени в разных частях света.

В 1847 году миру были представлены электрические часы, разработанные англичанином А. Бейном, в основу которых был положен следующий принцип: раскачивающийся посредством электромагнита маятник переодически замыкал контакт, а электромагнитный счетчик, который соединен был системой шестерен со стрелками часов, считывал и ссумировал количество колебаний.

Атомные часы.

В 1955 году история развития часов совершила крутой поворот. Британец Луи Эссен заявил о создании первых атомных часов на цезии-133. Они обладали небывалой точностью. Погрешность составляла одну секунду на миллион лет. Устройство стали считать цезиевым эталоном частоты. Всемирным стандартом времени стал эталон атомных часов.

Электронные часы.

Начало 70-х годов 20-го века является точкой отчета истории создания и развития электронных часов, осуществляющих показ времени не стрелками, а при помощи светодиодов, которые, хотя и были изобретены в середине 20-х годов, практическое применение нашли лишь через десятилетия.

hello_html_77a8be12.jpg

Цветочные часы Карла Линнея

Карл Линней (Carl Linnaeus, Carl Linné) очень любил растения. Он посвятил им всю свою жизнь .
В истории известно немало имен великих людей, которые избрали объектом своего внимания безмолвных зеленых соседей по планете. Это и художники, рисовавшие исключительно цветы. Это поэты и писатели, сочинявшие художественные произведения о растениях и фотографы. считать цветочные часы Карла Линнея .
Часы бывают разные: солнечные, водяные, механические, электронные, башенные. , и цветочные часы .

Линней проделал грандиозный труд, наблюдая и описывая поведение растений. Итогом этой работы в 1755 году стал научный трактат "Somnus plantarum" "Сон растений".Линней составил список, в котором оказались около 50 растений , которые очень точно, буквально по часам, совершают никтинастические и фотонастические движения,

Учёный устроил цветочные часы в своём саду, в Уппсале. На круглой клумбе он расположил растения в соответствии со временем. На этой цветочной клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Даже при пасмурной погоде можно было точно определить время, если нет при себе часов.

hello_html_dbea706.jpg
hello_html_9edde91.jpg

Хотя часы не могли отсчитывать минуты и давали сбой в пасмурную погоду, но кропотливая работа ученого до сих пор вызывает великое уважение, потому что никто не смог повторить его подвиг и составить аналогичные цветочные часы.

Цветочные часы Линнея можно увидеть побывав на острове Майнау в Германии.

hello_html_36e67a05.jpg

3. Как время связано с человеком и обществом.

Это доказывает, что такие передачи должны быть, ведь они информируют всех людей о том где мы живём и что происходит вокруг нас. Просмотрев данную передачу, я выбрала несколько дикторов, которые мне понравились:

Екатерина Андреева (с 1997 года)

Виталий Елисеев (с 2007 г)

hello_html_m35b7dbce.jpg
hello_html_m6894ab18.jpg
hello_html_2ca2b49e.jpg
hello_html_1bb0066a.jpg

Результаты проекта

hello_html_m46940f10.jpg
hello_html_377a1ad8.jpg
hello_html_m571d05ae.jpg
hello_html_5e04dffb.jpg
hello_html_71769682.jpg
hello_html_m5d9a15d8.jpg

При работе над данным проектом мы узнали много интересного о времени и его измерении. Люди с давних времён пытались придумать разные средства для его измерения. Мы поняли, что дать точное определение времени нельзя. Единицы измерения времени взяты у самой природы. Главное его свойство состоит в том, что оно длится и оно безостановочно. И с этой проблемой мы сталкиваемся ежедневно. Измерение времени, отслеживание событий в тот или иной промежуток было и остаётся важной частью для человека.


Подробнее о проекте:


Готовая исследовательская работа по окружающему миру на тему "Время" содержит теоретический срез о том, что такое время и как появилось современное понятие времени, дается определение всем существующим единицам измерения времени, исследуется история и эволюция приборов для измерения времени.

Индивидуальный учебный проект на тему "Время" является образцом для выполнения творческих и исследовательских проектов по астрономии в 7, 8, 9 классах с описанием процесса изготовления прибора для измерения времени (часов) в домашних условиях. Материал работы может быть использован для проекта по окружающему миру о времени во 2, 3, 4 классах школы и содержать интересные факты о времени и способах его измерения.

Оглавление

Введение
1. Что такое время?
2. Единицы измерения времени.
3. Приборы для измерения времени.
4. Интересные факты о времени.
5. Изготовление часов в домашних условиях.
Заключение
Список использованных источников

Введение

Очень трудно в современном темпе жизни вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Поэтому человеку нельзя обойтись без необходимости знать и уметь измерять время. Значит, проблема определения и точного измерения времени была, остаётся и всегда будет актуальна для человека.

Объект исследования – процесс измерения времени.

Предмет исследования – приборы для измерения времени.

Задачи исследования:

Методы исследования:

  1. Знакомство с книгами и статьями в сети Интернет на тему по данной проблеме.
  2. Обобщение найденного материала.
  3. Составление и проведение анкетирование среди одноклассников;
  4. Практическая работа.

Практическая значимость: обобщённый материал данного исследования можно применять как на уроках окружающего мира, так и во внеурочное время для развития кругозора учащихся.

1. Что такое время?


Начнём с того, что понятие время придумали люди. Для чего? Для того, чтобы было понятно, как измерять происходящие события, ориентироваться в них, иметь некую постоянную всем понятную величину. Вот, казалось бы, простое понятие — время.

Судите сами:
1. По мнению индуистских логиков, время — единичная, бесформенная и вечная субстанция подобна пространству.
2. В древнем Китае представляли так: время высверлило в Хаосе семь отверстий и произошла Вселенная.
3. Демокрит (древнегреческий философ) мыслил - время беспредельно во всех направлениях, вращаемо, вихреобразно и прямолинейно.
4. Блаженный Августин (христианский богослов) писал: человек понимает, что такое время только до тех пор, пока его не спрашивают, что это такое;
5. По Платону (древнегреческий философ), время — движущийся образ вечности.
6. Современные ученые физики: одни говорят, что время – это всего лишь нумерологический порядок физических изменений, а другие, что время вовсе не существует.

2. Единицы измерения времени

Древние греки и жители Вавилона решили разделить день на равные части- часы, минуты и секунды. Сначала день от восхода до заката, был разделен на 12 равных частей. Позже эти части были названы часами. Но оставалась проблема в том, что в разное время года длина ночи была разная. И нужно было урегулировать эту разницу.

Поэтому, вскоре сутки стали разделять на 24 часа. Каждый час делится на 60 минут. Каждая минута — на 60 секунд. Таким образом, в часе 3600 секунд; в сутках 24 часа = 1440 минут = 86 400 секунд. Часы, минуты и секунды прочно вошли в наш обиход. Сейчас именно эти единицы (в первую очередь секунда) являются основными для измерения промежутков времени. Секунда стала основной единицей измерения времени в СИ (Международная система единиц).

Древние народы обратили внимание на то, что Луна периодически меняет свой внешний вид, попеременно переходя от новолуния к первой четверти, затем к полнолунию, последней четверти и вновь - к новолунию. Разные виды Луны назвали фазами Луны. Наблюдения за Луной показали, что промежуток времени между двумя соседними фазами составляет примерно семь дней. Так появилась семидневная неделя.

Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами первоначально определялся в 30 дней, которые составили новую, более крупную единицу времени - лунный месяц. Месяц - период обращения Луны вокруг Земли.

Необходимость следить за сменой времен года связанной с видимым движением Солнца (фактически – с движением Земли вокруг Солнца) вызвала к жизни появление солнечного года. Год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366дней).


Век - в древней Руси эта хронологическая величина сначала понималась как продолжительный отрезок времени – эпоха. В летописях указывалось: "От Адама до сего времени минуло есть веков 6", "Были веки Трояни, минули лета Ярославля". Позднее "веком" стали именовать ряд лет, "сколько долголетний человек прожить может"; "та семьдесят лет преобразуют век человеческого живота". Наконец, с XVII в. "век" стал употребляться в значении "столетие".

Эрой называется начальная точка отсчета летосчисления (от латинского aera - исходный момент, исходное число), а также сама система летоисчисления. В исходной точке нуждается любая календарная система. Особенностью эры является ее условность, т.к. отправной точкой могло быть любое знаменательное историческое или мифологическое событие в жизни того или иного народа или государства.

В зависимости от характера такого события различают эры политические, религиозные, астрономические. Так, например, счисление календаря от рождества Христова или от сотворения мира - религиозные эры. Широко были распространены и политические эры, определяемые, к примеру, временем царствования тех или иных династий: в Египте – династии фараонов, в Китае и Японии – династии императоров, в Западной Европе, особенно в Италии – династии римских императоров.

  • атом – в старину это понятие применялось по отношению к кратчайшему промежутку времени. Считалось, что минута насчитывает 376 атомов, продолжительность каждого из которых составляет менее, чем 1/6 секунды;
  • люстр — это период, длящийся 5 лет. Использование этого термина уходит корнями в античность: тогда люструм обозначал пятилетний отрезок времени;
  • майлвэй - в раннем Средневековье он обозначал отрезок продолжительностью 20 минут. Именно столько в среднем занимает у человека преодоление маршрута длиной в милю;
  • нундин - в Древнем Риме временной промежуток между двумя ярмарками равный семи дням;
  • пункт - в Средневековой Европе обозначал четверть часа;
  • квадрант - в Средневековой Европе обозначал четверть дня (период продолжительностью 6 часов);
  • скрупул - в 17 веке скрупул, ставший условным обозначением небольшого объема, расширил свое значение. Он стал применяться для указания 1/60 части круга (минуты), 1/60 минуты (секунды) и 1/60 дня (24 минут). Сейчас, утратив свой былой смысл, скрупул трансформировался в скрупулезность — внимательность к мелочам.

таким образом, существуют различные единицы измерения времени, некоторые из которых мы с успехом используем и по настоящее время.

3. Приборы для измерения времени

Часы – прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов, в единицах, меньших чем одни сутки. Свою обыденную жизнь мы не можем представить без этого мудрого прибора. Но, гораздо интереснее узнать, как все начиналось.

Существуют различные виды часов:

  • солнечные часы;
  • огненные часы;
  • песочные часы;
  • водяные часы;
  • механические часы;
  • кварцевые часы;
  • электронные часы;
  • атомные часы.

По тому где располагаются часы их можно разделить на:

  • настенные;
  • напольные;
  • наручные;
  • каминные;
  • карманные и другие.


Самые первые часы – это солнечные часы. Впервые их начали применять еще в 3500 году до н. э. Принцип их работы заключался в том, чтобы определить время по тени от солнца - ставилась палка, от которой падала тень. Тень указывала на конкретное число на диске, так смотрели время.

В 1400 году до н.э. в Древнем Египте появляются водяные часы. Их первое название - клепсирда. Эти часы были сделаны из двух разных емкостей с водой. Уровень в одной емкости был больше, чем в другой. Одна емкость была установлена выше другой, их соединяла труба, по которой вода из этой емкости перетекала в емкость, находящуюся ниже. На емкостях стояли марки, по которым и определяли время, исходя из уровня воды.

Водяные часы пользовались всеобщей популярностью и любовь в Греции. Тут же они были более усовершенствованы. Вода из высоко расположенной емкости также капала в емкость, расположенную ниже, из которой поднимался поплавок, с проградуированной палкой, по которой и определяли время.

Огневые часы - эта группа часов появилась в начале 13 века. Первыми огневыми часами были тонкие свечи до 1 метра высотой с нанесенными на них метками. Иногда определенные деления оснащали металлическими штырьками, которые, падая на металлическую подставку при выгорании вокруг них воска, издавали отчетливый звук. Такие устройства послужили прообразом будильника.

С появлением прозрачного стекла огневые часы трансформируются в лампадные. На стенке наносилась шкала, по которой, по мере выгорания масла, и определялось время. Наибольшее распространение такие устройства получили в Китае. Наряду с лампадными в этой стране была распространена другая разновидность огневых часов - фитильные. Можно сказать, что это была тупиковая ветвь. Песочные часы.

Когда они появились на свет, точно не известно. Можно с уверенностью утверждать лишь то, что они не могли появиться раньше изобретения стекла. Песочные часы представляют собой две прозрачные стеклянные колбы. Через соединительную горловину содержимое пересыпается из верхней колбы в нижнюю. И в наше время все еще можно встретить песочные часы. Фото изображает одну из моделей, стилизованную под старину.

Механические часы появились в Европе в Средние века. Их стрелки приводились в движение при помощи гири на цепочке. Гиря была привязана к колёсику и тянула его вниз. А что бы колесо поворачивалось медленно через равные промежутки времени, его делали зубчатым. Такие механические часы можно закрепить на стене, но носить их очень неудобно.

Кварцевые часы. Дальнейшее совершенствование приборов для измерения времени происходило лавинообразно. Развитие электроники и радиотехники подготовило почву для появления кварцевых часов. Их работа основана на пьезоэлектрическом эффекте. Он был обнаружен в 1880 году, но кварцевые часы смогли изготовить лишь в 1937 году.

От классических механических вновь созданные кварцевые модели отличались поразительной точностью. Началась эра часов электронных. Электронные часы. Цифровая индикация и компактность – вот отличительная особенность такого рода механизмов. Электронные часы повсеместно используются в качестве интегрированных.

Их можно увидеть на приборной доске автомобиля, в мобильном телефоне, в микроволновке и телевизоре.
Атомные часы — прибор для измерения времени, в котором в качестве периодического процесса используются собственные колебания, связанные с процессами, происходящими на уровне атомов или молекул.

Секундомер - это прибор, способный измерять интервалы времени с точностью до долей секунды. Секундомеры бывают механические, цифровые и электронные.

Хронограф - это прибор для точной регистрации момента времени какого-либо события. По способу регистрации Хронографы делятся на пишущие, печатающие и фотохронографы.

Вывод: самый распространённый прибор для измерения времени – это часы.

4. Интересные факты о времени

Изучая различную литературу, я решила составить подборку интересных фактов о времени:

  • в Тихом океане по 180-му меридиану проходит так называемая линия перемены даты. Если пересечь ее с запада на восток, то можно попасть "во вчера". Двигаясь в обратном направлении, можно угодить "в завтра". Наверное, в этом месте лучше всего понимается вся относительность понятия "время";
  • часы идут по часовой стрелке — слева направо — потому что именно в этом направлении движется тень солнечных часов;
  • территория Китая располагается в пяти различных часовых поясах, однако вся страна живет по единому времени (пекинскому) – такое решение в 1949 году принял Мао Цзэдун. Именно поэтому сейчас в КНР можно наблюдать забавную ситуацию, когда в некоторых регионах страны солнце заходит в полночь;
  • в Тайланде наряду с 24-часовой системой учета времени используется местная, шестичасовая. Местное население делит сутки на четыре шестичасовых периода по шесть часов в каждом;
  • оказывается, иногда в минуте насчитывается 61 секунда. Это происходит в некоторые годы 30 июня или 31 декабря, когда Международная служба вращения Земли прибавляет к времени "високосную" секунду. Делается это для того, чтобы всемирное время точнее соответствовало солнечному;
  • до начала 20-х гг. XX века в Новосибирске время исчислялось сразу по двум часовым поясам (левый берег относился к пятому часовому поясу, правый — к шестому), так что на правом берегу Оби утро начиналось на час раньше;
  • согласно средневековым законам, промежуток времени "момент" равнялся полутора минутам;
  • считается, что первыми на Земле рассвет нового дня встречают японцы - именно поэтому Японию называют Страной восходящего солнца. И совершенно зря. В городе Владивостоке (российское Приморье) утро по Гринвичу наступает на час раньше, чем в Токио.

5. Изготовление часов в домашних условиях


В процессе изучения материала меня заинтересовало – можно ли в домашних условиях из подручных средств изготовить часы. Я попробовала сделать их самостоятельно. Для изготовления огненных часов мне понадобилось две свечи, фломастер и электронные часы. Каждые 30 минут я отмеряла, сколько сгорело свечи, и делала отметки бусинкой на целой свечке. Затем начертила шкалу с промежутком в 1 час. В результате я получила восковые часы с интервалом времени 9 часов.

Читайте также: