Сообщение о военных летчицах

Обновлено: 05.05.2024

Чтобы еще лучше представить, в каких условиях приходилось воевать, расскажем о вооружении и быте полка. Летом за ночь совершали 5-6 вылетов, зимой – 10-12. На легком самолетике У-2 приходилось летать в любую погоду, часто под обстрелами и на предельно низкой высоте, над степями и в горах, где любое неверное движение могло стоить жизни. Да и боевыми он не был – фанерный биплан предназначался для учебных вылетов, развивал очень маленькую скорость (до 120 км/ч). Его легко можно было сбить из крупнокалиберного пулемета, поэтому попадание в луч прожектора противника в большинстве случаев значило верную смерть. Даже бомбового отсека не было – снаряды закреплялись в специальных держателях снизу. Многие девушки летали без парашютов, вместо них брали дополнительные боеприпасы. Из вооружения у солдат был только ТТ, пулеметы появились гораздо позже. Тем ценнее подвиг механиков полка – девушки чинили, латали, заправляли машины и загружали снаряды с невероятной скоростью. Естественно, не обходилось и без травм: винтами женщинам часто перебивало руки, поэтому со временем процесс подготовки самолета к вылету пришлось усовершенствовать.

Проблемы были даже с формой: примерно до 1943 года женщины носили мужскую одежду и огромную обувь 41-43 размера. Только значительно позже начали выпускать женское обмундирование: для парадной формы у девушек не было легких туфель, да и носили юбки редко – надевали для особых случаев или к приезду начальства. Но не так обидно было летчицам ходить в мужском, как состригать косы – вот уж что действительно расстраивало. В остальном, девушки оставались девушками: это касалось и быта, и досуга, и увлечений. В основном, читали вслух, вышивали крестом, пели и танцевали.


Уже 8 октября 1941 г. приказ наркома обороны СССР №0099 о сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии. Формирование их было поручено Герою Советского Союза М.М.Расковой. Бывшие слушательницы академии имени Н.Е.Жуковского опытные военные инженеры Г.М.Казаринова, А.К.Муратова, М.Ф.Орлова, М.Я.Осипова, А.К.Скворцова прибыли в город Энгельс для комплектования и подготовки в школе пилотов летчиц женских авиаполков к полетам на новых самолетах Як-1, П-2. Мы расскажем о некоторых из этих полков.

Герой Советского Союза Раскова Марина Михайловна

Герой Советского Союза Раскова Марина Михайловна

В апреле 1942 года 586-й женский истребительный авиаполк начал боевую службу в системе ПВО по охране города Саратова, сопровождая транспортные самолеты особого назначения на Сталинград и другие районы. 586-м истребительным авиаполком командовала Т.А.Казаринова. Личный состав полка выполнял задачи прикрытия с воздуха промышленных центров, защищал от налетов вражеской авиации крупные города: Сталинград, Саратов, Воронеж, Курск, Киев, Житомир, прикрывал боевые действия Степного, 2-го Украинского фронтов. Полк прикрывал переправы через Волгу, Дон, Днестр, поддерживал действия наземных войск, штурмовал вражеские аэродромы. Летчицы доставляли десантникам боеприпасы и продовольствие, летая на высоте не более 300 метров. Закончил свой боевой путь 586-й женский истребительный авиаполк в Австрии. Летчицы совершили 4 419 боевых вылетов, провели 125 воздушных боев, во время которых сбили 38 вражеских самолетов.

Казаринова Тамара Александровна

Казаринова Тамара Александровна

Евдокия Давыдовна Бершанская

Евдокия Давыдовна Бершанская

54217d14eb8e2

Женщины-летчицы сражались не только в женских авиационных полках. Они несли службу и в других частях ВВС. С марта 1942 г. командовала полком авиации дальнего действия, а затем бомбардировочным авиаполком, герой Советского Союза В.С. Гризодубова, получившая в 1943 г. воинское звание полковник.

Гризодубова Валентина Степановна

Гризодубова Валентина Степановна

Полный Кавалер ордена Славы Журкина (Киёк) Надежда Александровна

Полный Кавалер ордена Славы Журкина (Киёк) Надежда Александровна

Много можно привести примеров доблести летчиц. Достаточно сказать, что 32 из них удостоены звания Героя Советского Союза. Одна – стрелок-радист Пе-2 99-го отдельного гвардейского разведывательного авиаполка 15-й воздушной армии Н.А.Журкина, совершившая 87 боевых вылетов и участвовавшая в 30 воздушных боях, — стала полным кавалером ордена Славы..

В небе - советские лётчицы: из истории Великой Отечественной войны

Так, три женских авиаполка с боями дошли до Кёнигсберга и Берлина, нанеся огромный ущерб гитлеровским захватчикам. Статистика времён Великой Отечественной войны приводит о многом говорящий факт: 43 женщины были удостоены звания Героя Советского Союза, причём 28 из них – это лётчицы.

В пропагандистских роликах Третьего рейха, указывания на советских женщин на фронтах, заявляли следующее:

И тогда гитлеровцы не могли осознать простой истины: десятки тысяч женщин по всей стране сами приходили в военкоматы и просились на фронт. Да-да, именно на фронт – чтобы бить врага, который вторгся в родную страну.

О советских лётчицах в небе - фильм об одной из страниц истории Великой Отечественной войны:

Летчицы 586 истребительного авиационного полка Лиля Литвяк, Катя Буданова, Маша Кузнецова у самолета ЯК-1. 1943 год

8 октября 1941 года приказом народного комиссара обороны в составе Красной Армии появились сразу три женских боевых части – авиаполки. Женщины-летчицы воевали до самой Победы, не уступая в доблести и умению своим коллегам-мужчинам, замечает Сергей Варшавчик.

Сергей Варшавчик, специально для МИА "Россия сегодня"

8 октября 1941 года приказом народного комиссара обороны в составе Красной Армии появились сразу три женских боевых части — авиаполки. Женщины-летчицы воевали до самой Победы, не уступая в доблести и умению своим коллегам-мужчинам.

Сформировать три полка

11 февраля 1943 года младший лейтенант Лидия Литвяк сбила в воздушном бою бомбардировщик "Юнкерс"-88 и истребитель "Фокке-Вульф"-190. До своей гибели 1 августа 1943-го Литвяк уничтожила 19 вражеских самолетов, став самым результативным истребителем среди женщин-пилотов. Посмертно была удостоена звания Героя Советского Союза.

Она воевала командиром звена в 586-м истребительном авиаполку, созданном по распоряжению Иосифа Сталина 8 октября 1941 года. В приказе наркома обороны № 0099 "в целях использования женских летно-технических кадров" предписывалось в составе ВВС РККА к 1 декабря 1941 года сформировать три полка.

Советская летчица Лидия Литвяк у своего истребителя. 1943 год

Штурман Гризодубовой

Герой Советского Союза Валентина Гризодубова. Архивное фото

Инициатором создания этих авиачастей стала прославленная летчица, Герой Советского Союза майор Марина Раскова. За ее плечами была Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и несколько мировых авиационных рекордов в качестве штурмана, самым знаменитым из которых стал полет в составе экипажа Валентины Гризодубовой в 1938 году.

К началу войны тысячи женщин осаждали военкоматы, требуя наравне с мужчинами призвать их на фронт — медиками, связистками, стрелками, снайперами. Не стали исключением и девушки, которые занимались в аэроклубах или, как Раскова, были опытными летчицами.

Но руководство РККА к женщинам в действующей армии относилось настороженно и в итоге, Марине Расковой пришлось обратиться на самый верх, к самому Сталину, с которым она была лично знакома.

Женщины на войне лишними не бывают

Советская авиация несла тяжелые потери, немцы рвались к Москве. Лучший друг физкультурников здраво рассудил, что несколько сот летчиков, пусть и не мужчин, лишними на фронте не будут. В итоге, разрешение было получено, и 29-летняя Раскова приступила к формированию сразу трех частей.

В городе Энгельс создавался истребительный полк, на вооружении которого состояли самолеты Як-1. Там же рождался и ночной легкобомбардировочный полк, где личному составу предстояло летать на биплане По-2, он же У-2, он же "кукурузник". В городе Каменка формировался обычный бомбардировочный полк, на вооружении которого вместо планировавшихся Су-2, поступили Пе-2.

Воевать в истребителях

Самолеты, часть летчиков и наземный технический состав выделило ВВС Красной Армии. Существенную поддержку начинанию оказал в Москве ЦК ВЛКСМ, направивший в ряды военных пилотесс ряд активных кандидаток — из числа летчиц гражданского флота, аэроклубов и просто студенток, работниц фабрик и оборонных предприятий, занимавшихся в Осоавиахиме и рвавшихся защищать Родину. Еще около ста человек из Саратова присоединились к авиагруппе Расковой уже в самом Энгельсе.

Сложность заключалась в том, что большинство девушек видели себя исключительно в истребительной авиации, тогда как требовалось укомплектовать еще и бомбардировочные формирования.

И если летчиц хватило, то штурманов и стрелков-радистов было слишком мало. Не говоря о специалистах наземно-технического состава: механиках, вооруженцах, прибористах. Их всех Раскова хотела набрать из представительниц прекрасного пола.

Читайте также: