Сообщение о водных богатствах нашего края 2 класс окружающий мир

Обновлено: 05.07.2024

- Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края.

- Развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.

1.Формировать понятие река и её части.

2.Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения.

3.Узнавать их по описанию.

4.Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

1.Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

2.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности.

3.Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

1.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

2.Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

3.Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

1.Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

1.Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

2.Планировать свои действия.

3.Контролировать и оценивать свою работу.

Исток, русло, устье, притоки

Русский язык, математика, музыка.

2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.

4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

5. Сайт Infourok

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

1.Самоопределение к деятельности Организационный этап

- Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Гостям, мне, друзьям,

И, не волнуясь, урок наш начнём (СЛАЙД 1)

- У каждого из вас на партах листок со смайликами, обведите тот, который отражает ваше настроение или нарисуйте свой. (СЛАЙД 2)

- Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

У каждого из вас есть свой маршрутный лист, на котором вы оцениваете свою работу на каждом этапе работы. (СЛАЙД 3)

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Отмечают свое настроение.

2.Актуализация знаний. Проверка Д/З .

- Сегодня на уроке домашнее задание мы проверим в группах. Вспомним правила работы в группе (СЛАЙД 4).

Для работы и обсуждения к каждой группе выдаются вопросы.

1) Что такое горы?

2) Назовите части горы.

3) Чем гора отличается от холмов? (СЛАЙД 5)

1) Что такое равнина?

2) Чем равнина отличается от гор?

3) Какова поверхность нашего края? (СЛАЙД 6)

1) Что такое холмы?

2) Назовите части холмов.

3) Что такое овраги и что нужно сделать для того, что бы они не рушились? (СЛАЙД 7)

Вывод: Равнины, горы холмы, овраги – формы земной поверхности.

Оцените свою работу на этапе проверки домашнего задания: знали ли вы ответы на поставленные вопросы, смогли ли самостоятельно на них ответить.

Группы получают задание.

Обсуждают, отвечает один человек от группы и оценивает свой ответ (какая была поставлена цель, достиг ли я цели, сам или с помощью)

3. Постановка и формулирование проблемы

1. Кругом вода, а с питьём беда. (СЛАЙД 8)

2. Бегает подруга,

А за ней два друга,

Два друга - это берега,

А кто ж подруга их? (СЛАЙД 9)

3. Он могучий и огромный,

Много в нём морей глубоких.

Глубже и огромней лужи

На земле не обнаружить.

Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный . . (СЛАЙД 10)

- Что общего в наших отгадках?

- Значит о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

- Мы сегодня будем говорить о водных богатствах. (СЛАЙД 11)

- А на чем же мы будем путешествовать по водным богатствам нашей планеты?

- Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о водных богатствах?

  1. 1.Что составляет водные богатства?
  2. 2.Как обозначаются на карте?
  3. 3.Строение реки.
  4. 4.Водные богатства нашего края

Оцените свою работу на данном этапе урока. Как вы справились с загадками, смогли ли вы определить тему и задачи урока. Помните, что оценка должна быть объективной. Что это значит?

Не завышать и не занижать себе оценку.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Поиск решения проблемы .

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Посмотрите на глобус и карту. Оттенков какого цвета больше всего? (СЛАЙД 13)

- Почему?
Синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%

- Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?

- Можно назвать богатством Земли водоёмы?

- Какие водоёмы существуют на Земле?

- Какие водоёмы есть в нашем крае?

- Что мы можем сделать, чтоб сберечь воду?

- Чтоб наш кораблик поплыл надо поднять паруса. А для этого надо выполнить задание. У меня есть несколько карточек с названиями водоемов. (СЛАЙД 14) Попробуем их разделить на 2 группы.

(Река, море, океан, пруд, канал, водохранилище) (СЛАЙД 15)

Давайте сделаем вывод.

- Попробуем по описанию узнать, о каком водоеме идет речь. (учебник с.82)

Оцените свою работу, поставьте себе оценку за выполненное задание.

Паруса подняли. Теперь нужно проверить, готова ли наша команда к путешествию по водоемам. А для этого нужно узнать, что мы уже знаем о реках и морях?

- Попробуйте сказать: как образуются реки?

- Какие части реки вы знаете?

- Предлагаю вам открыть учебник на с. 83, рассмотреть схему и прочитать о частях реки.

На земле мало чистой воды.

Да, они содержат запасы воды.

Моря, океаны, реки, озёра…

Реки (Северная Двина, Пинега, Сура, Юрас, Онега, Мезень и т.д.), озера (Лача, Кен-озеро и т.п.), море (Белое).

Водоемы могут быть естественного и искусственного происхождения.

Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую реку.

5.Применение нового знания

Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

- Как называют начало реки?

- Что такое устье реки?

- Что такое русло реки?

- Как определить левый и правый берега?

- Что такое притоки?

- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

- Как вы думаете, почему текут реки?

- Каждая река имеет своё название. Что вы знаете о происхождении названия реки?

Оцените свою работу на данном этапе урока. Удалось ли вам самостоятельно узнать о строении реки?

Теперь наш корабль готов, команда готова. Путешествие должно приносить радость, поэтому предлагаю немного отдохнуть и потанцевать.

Место, где река впадает в другую реку, озеро, море
Углубление, по которому течет река.

Встать по течению реки.
Другие реки и ручьи, которые в нее впадают.

Из осадков (снег, дождь) или из подземных вод.

Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.

Проводит подготовленный ребенок.

Мы у начала реки, которое называется…..

Плывем дальше и одновременно выполняем задание.

Работа в рабочей тетради с. 31

Выполнение задания № 1 (На схеме реки определить и подписать ее части)

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Оцените свою работу.

Выполняют задание в тетради, один ученик у доски на крупной схеме подписывает части реки, проверяют себя по слайду. (СЛАЙД 16) Ученик у доски оценивает свою работу, остальные оценивают на маршрутном листе.

- Мы проплыли по реке от самого истока до устья, с заданиями справились. А теперь давайте вернемся к началу урока. Решили ли мы задачи, которые перед собой поставили? (СЛАЙД 17)

- Что было сложно?

Что еще хотелось бы узнать?

В начале урока вы отмечали свое настроение, отметьте на этом же листочке, изменилось ли ваше настроение. (СЛАЙД 18)

- На маршрутном листе вы оценивали себя. Сложите все оценки, которые вы себе поставили. У кого получилось

- Есть ли те, у кого получилось меньше 18? На каком этапе урока у вас возникли проблемы? Что было сложно?

9. Домашнее задание на выбор

Домашнее задание – задание № 4 в рабочей тетради. Для тех, кто желает есть дополнительное задание. Вы из коробочки выбираете себе карточку с вопросом, ответ на который должны найти самостоятельно (Вопросы: Какая река самая длинная на нашей планете? Какая река самая длинная в нашей области? Какая река имеет самое большое количество притоков? Узнай про самую короткую реку. и т.п.)

Спасибо за урок!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Окружающий мир Учебник, дневник, пенал и тетрадки На парте всё в образцовом порядке. Подарим улыбки, Гостям, мне, друзьям, Свободно вздохнём И, не волнуясь, урок наш начнём

Оценоч ный лист Этап урока Оценка 1. Проверка домашнего задания 2. Определение темы урока, постановка задач 3. Открытие новых знаний 4. Применение новых знаний 5. Закрепление знаний

Правила работы в группах Говори только по делу спокойно и ясно Выслушай каждого, не перебивай Не говори одновременно с другими Убедись , что в разговоре участвует каждый Обращайся к другу по имени Будь доброжелателен и терпим

Проверка домашнего задания 1 группа: 1 ) Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью называются - ….. 2 ) Назовите части горы. 3) Чем гора отличается от холмов?

Проверка домашнего задания 2 группа: 1) Ровные или почти ровные участки земной поверхности - ……… 2 ) Чем равнина отличается от гор? 3) Какова поверхность нашего края?

Проверка домашнего задания 3 группа: 1) На равнинах можно встретить возвышения - ….. 2 ) Назовите части холмов. 3) Что такое овраги и что нужно сделать для того, что бы они не рушились ?

Кругом вода, а с питьём беда.

Бегает подруга, А за ней два друга, Два друга - это берега, А кто ж подруга их?

Он могучий и огромный, Много в нём морей глубоких. Глубже и огромней лужи На земле не обнаружить. Состоит он из морей. Ну, давай, ответь скорей. Это – не воды стакан, А, огромный . .

Тема урока: Водные богатства

Задачи урока: 1.Что составляет водные богатства? 2.Как обозначаются на карте? 3.Строение реки. 4.Водные богатства нашего края

Река Водохранилище Море Океан Пруд Озеро Канал

Водоемы Естественного происхождения Искусственного происхождения Озеро Река Море Океан Канал Пруд Водохранилище

Задачи урока: 1.Что составляет водные богатства? 2.Как обозначаются на карте? 3.Строение реки. 4.Водные богатства нашего края


Моря, озера, реки – главные водные богатства планеты, благодаря которым поддерживается жизнь. Благодаря им происходит круговорот воды в природе, растения и животные получают живительную влагу, а человек решает все свои хозяйственные и промышленные нужды. Водные ресурсы – это щедрый дар природы, к которому нужно бережно относиться!


Водные богатства нашего края

Россия – очень большая страна, которая занимает внушительную территорию материка Евразия. На этой площади расположено очень много природных и искусственных водоемов:

  • более 2,5 млн рек, среди которых активно используется человеком 127 тыс.;
  • 2 млн больших и малых озер;
  • 30 тыс. водохранилищ;
  • 37 самых крупных водных систем;
  • 5 тыс. месторождений с подземными водами.

Но, несмотря на такое количество водных ресурсов, главной проблемой является их неравномерное распределение по площади страны. Это значит, что какие-то регионы чрезвычайно богаты реками и озерами, а где-то их настолько мало, что остро чувствуется дефицит пресной воды.

Водные артерии России

Рис. 1. Водные артерии России.

Основные источники воды расположены на территории Сибири и Дальнего Востока. Однако в этих регионах проживает лишь 1/5 часть населения Российской Федерации, и здесь сконцентрирована наименьшая часть промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. В то время как в Приволжском, Центральном и Южном регионах, где проживает больше всего людей, находится только 10 % от водных ресурсов страны.

Водные богатства нашей страны, в основном, размещены на крупнейших реках:

  • в Сибири – Обь, Енисей, Лена;
  • в Якутии – Колыма;
  • в России и Казахстане – Волга;
  • в России, Монголии и Китае – Амур;
  • в Тульской области – Дон;
  • в Красноярском крае – Хатанга;
  • в Вологодской области – Северная Двина;
  • в европейской части России – Кама (самый большой приток Волги).

Главная проблема водных ресурсов

Трудно переоценить значение пресных и соленых водоемов для природы и человека.
Водные объекты выполняют важнейшие функции:

  • снабжают пресной водой и пищевыми ресурсами (рыба, морепродукты);
  • обеспечивают транспортные перевозки по водным артериям;
  • снабжают водой промышленность и сельское хозяйство;
  • позволяют генерировать электрическую энергию.

С давних времен люди строили поселения поблизости от рек и озер. Со временем на берегах водных объектов вырастали большие города, а вместе с ними – фабрики, заводы, различные предприятия. Источники ценной пресной воды превратились в своего рода свалку, куда ежегодно выбрасывают тонны промышленных отходов.

Моря, озера, реки – главные водные богатства планеты, благодаря которым поддерживается жизнь. Благодаря им происходит круговорот воды в природе, растения и животные получают живительную влагу, а человек решает все свои хозяйственные и промышленные нужды. Водные ресурсы – это щедрый дар природы, к которому нужно бережно относиться!

Водные богатства нашего края (2 класс, окружающий мир)

Водные богатства нашего края

Россия – очень большая страна, которая занимает внушительную территорию материка Евразия. На этой площади расположено очень много природных и искусственных водоемов:

  • более 2,5 млн. рек, среди которых активно используется человеком 127 тыс.;
  • 2 млн. больших и малых озер;
  • 30 тыс. водохранилищ;
  • 37 самых крупных водных систем;
  • 5 тыс. месторождений с подземными водами.

Но, несмотря на такое количество водных ресурсов, главное проблемой является их неравномерное распределение по площади страны. Это значит, что в какие-то регионы чрезвычайно богаты реками и озерами, а где-то их настолько мало, что остро чувствуется дефицит пресной воды.

Водные богатства нашего края (2 класс, окружающий мир)

Рис. 1. Водные артерии России.

Основные источники воды расположены на территории Сибири и Дальнего Востока. Однако в этих регионах проживает лишь 1/5 часть населения Российской Федерации, и здесь сконцентрирована наименьшая часть промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. В то время как в Приволжском, Центральном и Южном регионах, где проживает больше всего людей, находится только 10% от водных ресурсов страны.

Водные богатства нашей страны, в основном, размещены на крупнейших реках:

  • в Сибири – Обь, Енисей, Лена;
  • в Якутии – Колыма;
  • в России и Казахстане – Волга;
  • в России, Монголии и Китае – Амур;
  • в Тульской области – Дон;
  • в Красноярском крае – Хатанга;
  • в Вологодской области – Северная Двина;
  • в европейской части России – Кама (самый большой приток Волги).

Водные богатства нашего края (2 класс, окружающий мир)

Рис. 2. Река Амур.

Главная проблема водных ресурсов

Трудно переоценить значение пресных и соленых водоемов для природы и человека.
Водные объекты выполняют важнейшие функции:

  • снабжают пресной водой и пищевыми ресурсами (рыба, морепродукты);
  • обеспечивают транспортные перевозки по водным артериям;
  • снабжают водой промышленность и сельское хозяйство;
  • позволяют генерировать электрическую энергию.

С давних времен люди строили поселения поблизости от рек и озер. Со временем на берегах водных объектов вырастали большие города, а вместе с ними – фабрики, заводы, различные предприятия. Источники ценной пресной воды превратились в своего рода свалку, куда ежегодно выбрасывают тонны промышленных отходов.

Водные богатства нашего края (2 класс, окружающий мир)

Рис. 3. Загрязнение водоемов.

Халатное отношение человека к водным ресурсам очень пагубно сказывается на экосистеме водоемов: от загрязнения воды страдает рыба, водные животные, водоросли, водоплавающие птицы. К тому же запасов чистой пресной воды с каждым годом становится все меньше, а это может привести к серьезным последствиям для человечества.

Что мы узнали?

Река — это водный объект, которые имеет исток и устье. Протекает река по руслу и впадает в озеро или море.

Море — это крупный водный бассейн, который является частью мирового океана, и ограничен от других морей цепочками островов или участками суши.

Естественный — значит, присущий самой природе, созданный без участия человека.

Искусственный — значит, созданный при участии человека.

3) Догадайся, что пропущено в описании.

В описании пропущены следующие слова:

Пруд — искусственный водный бассейн, созданный руками человека.

Водохранилище — крупный искусственный объект на реке.

Канал — водный искусственный объект, соединяющий между собой другие водоёмы.

4) Рассмотри схему. Расскажите по ней о частях реки

Любая река начинается с истока, откуда она течёт к устью.

Устье — это место, где река впадает в море или озеро.

У любой реки есть берега, правый и левый.

Чтобы определить, где берег правый, а какой левый, нужно встать лицом вниз по течению.

И тогда справа окажется правый берег, а слева от вас — левый.

У реки есть притоки, речки меньшего размера. Притоки всегда впадают в более крупную реку.

У реки есть русло, то углубление, по которому она течёт.

5) По своим наблюдениям расскажите о водных богатствах вашего края.

В нашем крае есть одна крупная река — Обь, и множество мелких, большая часть которых впадает в Обь.

А также в нашем крае есть много озёр, но крупных очень мало.

Есть в нашем крае и болота.

Под нашим городом есть подземное озеро.

Оно очень большое.

Весной, когда тает много снега, воды в подземном озере становится больше и тогда она выходит на поверхность.

В это время подвалы всех жилых домов, расположенных над подземным озером, наполняются водой.

Пример фоторассказа:

Чтобы посмотреть образец оформления фоторассказа, кликните на иллюстрацию и листайте.

Мы с родителями как-то ездили в Краснодарский край, в город Сочи, и там я была поражена красотой настоящего моря.

Оно открылось внезапно, когда мы ещё ехали на поезде.

И я сначала не могла увидеть, на что мне показывают родители — какая-то дымка.

Но оказалось, что это и есть море. Я никогда не думала, что она такое!

Море кажется бескрайним, оно огромное.

На нём постоянно ходят волны, небольшие или очень крупные.

Разбиваясь о берег, они рождают много пены и выбрасывают на песок ракушки.

В лучах солнца морская вода всегда разная.

По утрам она тёмная, почти чёрная, как название моря. Потом становится голубой, а на закате вода золотистая.

Мне нравится море в любую погоду. Даже когда на нём бушует шторм и оно с грохотом разбивается о берег.

В такие минуты оно пугает, но остаётся восхитительным.

Домашнее задание

1) Что составляет водные богатства нашей планеты?

Это все существующие на планете водные объекты — океаны, моря, озёра, реки, водохранилища, пруды, каналы. К ним относятся и подземные воды, артезианские скважины, озёра.

Читайте также: