Сообщение о влажности воздуха в учреждениях

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Челябинской области

Определение влажности воздуха в кабинетах школы

Выполнили: Ахметова Анжела и

обучающиеся 7 класса

Учитель физики и математики

Чебаркульский муниципальный район п. Тимирязевский

Воздух – неотъемлемая часть в жизни каждого человека – это один из источников жизни. Человек не может жить без воздуха. Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Важное значение для человека наряду с температурой и давлением атмосферы имеет количество в ней водяных паров. Относительная влажность воздуха - важный экологический показатель среды. От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значение для терморегуляции организма. При слишком низкой или слишком высокой влажности наблюдается быстрая утомляемость человека, ухудшение восприятия и памяти.[11]

Влажность влияет не только непосредственно на самого человека, но на окружающий его мир. Хранение произведений искусство и книги требуют поддержания влажности воздуха на необходимом уровне. Поэтому в музеях на стенах вы можете видеть психрометры (прибор для измерения влажности). Продукты питания, строительные материалы и даже многие электронные компоненты допускается хранить в строго определённом диапазоне относительной влажности воздуха. Многие технологические процессы возможны только при строгом контроле содержания паров воды в воздухе производственного помещения. [12] Хотя количество водяного пара в атмосфере сравнительно невелико, роль его в атмосферных явлениях значительна. Конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков, что приводит к выравниванию климатических условий в достаточно удаленных друг от друга районах Земли. Известно, что большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды. В сухом воздухе, имеющем малую относительную влажность, испарение (и связанное с ним охлаждение) происходит быстро. В воздухе с большой относительной влажностью испарение замедляется и охлаждение незначительно. [ 2]

Таким образом, возникает проблема: соответствует ли относительная влажность воздуха, который нас окружает, санитарным нормам.

Целью исследования является:

измерение относительной влажности воздуха в помещении школы;

изучение влажности воздуха и ее влияния на жизнедеятельность человека.

Для достижения цели решались следующие задачи :

изучить понятие влажность воздуха;

выяснить, каким образом влажность воздуха влияет на жизнедеятельность человека;

измерить влажность воздуха в разных помещениях нашей школы: в предметных кабинетах, в компьютерном классе, в столовой и соотнести его с санитарными нормами;

изучить недельный прогноз погоды.

Объект исследования – помещение школы.

Предмет исследования – относительная влажность воздуха.

Методы исследования: измерение, сравнение, анализ, синтез.

Гипотеза: Если человек – дитя природы, то колебания влажности воздуха, атмосферного давления и температуры влияют на его трудоспособность и на самочувствие.

1.Определение и характеристики влажности воздуха

Влажность воздуха - содержание в воздухе водяного пара.

Содержание водяного пара в воздухе – его влажность – характеризуется рядом величин.

Парциальное давление водяного пара

Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Каждый из газов вносит свой вклад в суммарное давление, производимое воздухом на находящиеся в нем тела. Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называют парциальным давлением (или упругостью) водяного пара. Парциальное давление p водяного пара принимают за один из показателей влажности воздуха. Его выражают в единицах давления – паскалях или миллиметрах ртутного столба.[10]

Абсолютная влажность

За характеристику влажности воздуха может быть принята плотность водяного пара  , содержащегося в воздухе. Эту величину называют абсолютной влажностью и из-за ее малости выражают в граммах на кубический метр. Абсолютная влажность, таким образом, показывает, сколько водяного пара в граммах содержится в 1 кубическом метре воздуха.[8]

Относительная влажность

Знание парциального давления водяного пара или абсолютной влажности ничего не говорит о том, насколько водяной пар в данных условиях далек от насыщения. А именно от этого зависит интенсивность испарения воды и, следовательно, потеря влаги живыми организмами. От этого же зависит быстрота высыхания тканей, почвы, увядание растений и многое другое. Вот почему вводят величину, показывающую, насколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению, - относительную влажность.[7]

Относительной влажностью воздуха  называют выраженное в процентах отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара при той же температуре:

Воспользовавшись уравнением, можно для относительной влажности получить еще одну формулу:  =  /  0*100%, где  - абсолютная влажность, а  0 – плотность насыщенного водяного пара при данной температуре.[6]

Итак, для вычисления относительной влажности надо знать парциальное давление или плотность пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, и давление или плотность насыщенного водяного пара при этой же температуре. Давление и плотность насыщенного водяного пара при разных температурах можно найти, воспользовавшись специальными таблицами, которые имеются в справочниках.[12]

При охлаждении влажного воздуха при постоянном давлении его относительная влажность повышается, так как чем ниже температура, тем ближе парциальное давление пара в воздухе к давлению насыщенного пара. В конце концов, пар становится насыщенным. Это легко понять, если посмотреть на график зависимости давления насыщенного водяного пара от температуры.

Температура tr , до которой должен охладиться воздух, чтобы находящийся в нем водяной пар достиг состояния насыщения (при данной влажности воздуха и неизменном давлении), называется точкой росы.

При охлаждении воздуха до точки росы начинается конденсация паров: появляется туман, выпадает роса.

Точка росы также характеризует влажность воздуха, так как она позволяет определить парциальное давление водяного пара и абсолютную влажность с помощью таблиц, в которых представлена зависимость давления и плотности насыщенного водяного пара от температуры.[1]

Для своих детей мы стараемся выбирать все самое лучшее, качественное и полезное, независимо от их возраста. Но помимо здорового питания, развивающих игрушек и достойного образования, необходимо обратить внимание и на окружающую их среду. И, если самые основные параметры — температура и качество воздуха практически всегда соблюдаются в школах, колледжах и детсадах, то влажность воздуха в учреждениях образования далеко не всегда может соответствовать нормам.

Но как узнать, какие показатели являются оптимальными, как проследить за их соблюдением и сохранить здоровое самочувствие ребенка в любом возрасте?

Мы расскажем об основных санитарных нормах, установленных на законодательном уровне и поделимся рекомендациями медицинских работников о том, как максимально защитить своих детей от дискомфортного микроклимата вне дома.

Нормы влажности в образовательных учреждениях

Если судить по таблице из этого документа, то помещения для отдыха и учебных занятий должны обладать оптимальной влажностью воздуха в 45-30%, однако допускается повышение заданных норм до 60%. Причем в любом заведении от дошкольного образовательного комплекса и до старшей школы.

Нормы влажности в детсадах

При соблюдении нормированного температурного режима, а также требований санитарных норм и контроля влажности, достигается комфортный микроклимат для воспитанников детских садов, школ, училищ и других образовательных учреждений

Однако, все не так просто. Параметры идеально комфортной среды выстраиваются в комплексе: влажность + температура воздуха + скорость движения воздуха. И только в едином ансамбле они создают необходимый микроклимат в помещении.

Но чтобы знать, о чем вообще идет речь и понимать, откуда берется влажность, разберем этот момент подробнее.

Понятие относительной влажности воздуха

Итак, из курса физики мы знаем, что предмет разговора может быть основан на абсолютной и относительной величине. Правда, мало кто помнит, что это такое и чем эти два понятия отличаются друг от друга.

Воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем представляет собой составной пазл из газов и водяного пара. Плотность водяного пара — это абсолютная влажность, содержащаяся в 1 куб. метре воздуха.

Рассчитывается плотность водяного пара по простой формуле:

p = m (пара):v (воздуха), где

m — масса, а v — объем воздуха в 1 куб. м.

Абсолютная влажность воздуха

То, что мы видим на окнах, в виде потеков жидкости называется конденсатом. Это место, где температура ниже точки росы и воздушные пары превращаются снова в жидкость

С одной стороны, абсолютной величины должно было бы хватить для общего представления о том, сколько воды содержится во вдыхаемом нами газе, но на самом деле, оказалось, что организмы воспринимают ее по-разному, то есть, относительно возможного значения насыщения воздуха.

Рассчитывается по формуле:

φ = (р: рн) х 100%, где

р — плотность водяного пара, а рн — плотность насыщенного пара при заданной температуре.

Влажность воздуха

Относительная влажность воздуха в помещении зависит от влажностного и температурного режима снаружи, а также внутри помещений. Современная вентиляция и требования к проветриванию должны быть осуществлены таким образом, чтобы в идеале, влажность в помещении не выходила за рамки 30-40%, в допустимом пределе 60%

Так и появилось знакомое всем на слух определение, которое, как мы видим, напрямую связано с температурой окружающей среды и именно относительная влажность воздуха в детсаду, школе и другом общеобразовательном заведении нормируется по стандарту.

Почему так важны нормы влажности?

В образовательном учреждении ребенок проводит от 4 до 8 часов в день, а иногда и больше. Этого хватает для того, чтобы воздух в помещении мог повлиять на здоровье.

Пониженная увлажненность способствует пересушиванию слизистых глаз и носа, а значит, создает мостик для вирусов и бактерий. Кроме того, в чрезмерно сухом воздухе летает больше пыли, провоцирующей астматические приступы и бронхоспазмы.

В тяжелых случаях проявляется сухость кожи, волос, обезвоживание организма, нарушение терморегуляции тела.

Повышенная влажность воздуха

Повышенная влажность не менее опасна, ведь это, в первую очередь, идеальная среда для развития микроорганизмов, плесени и грибка. А это прямой путь к возможным проявлениям респираторных и бактериальных заболеваний, дерматитов, астмы и так далее

Вследствие всех этих факторов и были разработаны санитарные нормы и ГОСТы параметров относительной влажности воздуха помещений различного назначения в общеобразовательных учреждениях, как часть комфортного микроклимата.

Способы измерения влажности воздуха

Для измерений показателей влажностного режима есть также определенные правила.

Замеры проводят специальными приборами, гигрометрами, в центре помещения на высоте 110 см от уровня пола. При этом, если они проводятся вручную, должно быть не менее 3 контрольных фиксаций показаний с интервальным разрывом от 5 минут.

Если происходит автоматическая регистрация — замеры проводят на протяжении 2 часов.

Визуально определить нарушения вы также можете. Например, можно обратить внимание на окна. При повышенной влажности на них выпадает конденсат, так как стеклопакеты являются мостиками холода. Соответственно, на избыток влаги укажут плесень и потеки.

Но вообще, даже без специальных указателей влажность или сухость ощущаются сразу.

Психометрический гигрометр

Любой используемый для замеров влажности прибор обязательно должен быть сертифицирован и прошедшим регистрацию. Сейчас все чаще используют специализированные гигрометры электронного типа высокой точности

Как вы видите, в приведенных выше таблицах указаны оптимальные и допустимые значения влажности. Оптимальные — 45-30%, допустимый предел — 60%. Почему такой разброс?

Оптимальные показатели влажности представляют собой самые комфортные для человека значения, способствующие наилучшей производительности умственного и физического характера, полностью безопасные для здоровья и жизнедеятельности.

Допустимые показатели — это так называемый предел, в состоянии которого может ощущаться небольшой дискомфорт и снижение работоспособности, но при этом, в силу каких-либо причин — инженерных либо финансовых, обеспечить оптимальный режим не представляется возможным в данный момент или длительное время.

Почему влажность не соответствует нормам?

В образовательных учреждениях обязаны строго следить за показателями микроклимата, особенно потому, что в них обучаются дети и соответственно, родительский присмотр под большим вопросом.

Взрослые несут ответственность за чужих детей — руководители, педагогический состав, воспитатели.

Ученик пишет на доске

Вентиляция в учебных заведениях еще на стадии проектирования должна проходить строжайших контроль. Кроме того, СанПин обеспечивает рекомендации по проветриванию учебных помещений. Однако влажностные нормы соблюдаются все равно далеко не всегда

Нарушения параметров влажности, как одной из важнейших частей микроклимата — явление достаточно частое.

Почему такое происходит? Рассмотрим стандартные причины:

    — в силу загрязнения вентиляции, неправильного построения воздухообменной системы или в силу ее непродуманности по количеству человек.
  • Система отопления не соответствует нормам, что провоцирует повышенную либо пониженную сухость.
  • Ненормированное количество людей в помещениях, превышающее установленное.
  • Плохое утепление здания, щели и прочие конструктивные дефекты.
  • Аварийные инженерные коммуникации.
  • Нарушение санитарных норм в столовой.
  • Проблемы с правильностью проветривания помещений.
  • Недобросовестность руководителей, где есть механическое побуждение в целях экономии

Эти и некоторые другие причины способствуют повышению или понижению влажностного режима.

Рассмотрим, каким образом в учебных заведениях спроектирована вентиляция и как с ее помощью достигают оптимального микроклимата.

Способы поддержания оптимальной влажности

Микроклимат, как уже было сказано, состоит из нескольких элементов и они тесно взаимосвязаны. Оптимальную влажность можно отрегулировать или испортить при помощи температурного режима и воздухообмена.

Рассмотрим, как обстоят дела с вентилированием школ и училищ.

Вентиляция в школьной столовой

Школьная столовая отличается повышенной влажностью из-за избытка теплых водяных паров и более высокими температурами из-за оборудования. Воздухообмен в столовых происходит с подачей через обеденный зал и вытяжкой через кухню и другие производственные помещения. При этом воздухообмен должен быть качественным, на каждое место в помещении для потребления пищи подается не менее 20 куб. м/ч воздуха

Итак, вентиляция в помещениях практически всегда приточно-вытяжная. Приточка оборудуется механическим побуждением в школах, где учащихся более 200 человек и при этом она комбинируется с естественной в однократном воздухообмене.

Естественная вентиляция предусматривается в каждом помещении и осуществляется за счет коридоров, проветривания.

При оборудовании воздушного отопления, совмещенного с вентиляционной системой, обязательно предусматривается автоматическое управление, позволяющее в учебное время поддерживать должные параметры температурного режима от 15 градусов и влажности — от 30 до 60%.

Вытяжные каналы, как правило, проектируют из тех помещений, где нет форточек. Практически во всех помещениях вентиляционные секции не совмещаются.

Как правило, подобная схема вентиляционной системы помогает контролировать и устранять избыток/дефицит влажностных параметров.

Разумеется очень важно следить за уровнем температурного режима и воздухообмена, вовремя проводить проветривание помещений и проверку оборудования, а также его обслуживание.

Что делать при нарушении влажности?

Если вы каким-либо образом заметили, что в образовательном учреждении параметры влажностного режима явно не соответствуют нормам, бороться с этим не только можно, но и необходимо.

Жалоба на учреждение образования

Разумеется, если у вас есть претензии, первым делом следует обратиться к администрации школы с просьбой провести проверку и устранить нарушения, если они имеются. Заявление подавайте в письменном виде, в 2 экземплярах — один останется у секретаря либо сразу директора, второй, после подписи о принятии — у вас.

Если нарушения не устранены и вы считаете, что здоровью учеников из-за повышенной/пониженной влажности наносится ущерб, следует обращаться с письменной жалобой (опять-же в 2-х экземплярах), в муниципальное учреждение, контролирующее деятельность школы в вашем районе или области.

Обратите внимание, что жалоба должна быть подписана лично вами или написана коллективно, с подписями и их расшифровками остальных родителей. Анонимные жалобы рассматриваться не будут.

Вот образец жалобы на школу в муниципальные органы или Роспотребнадзор.

Как правило, проверки проводятся в незамедлительном порядке и виновные наказываются штрафными санкциями.

Выводы и полезное видео по теме

Как защитить ребенка не только в школе, но и в домашних условиях от нарушений микроклимата. Советы доктора Комаровского:

Итак, мы рассмотрели нормативные параметры влажностного режима в образовательных учреждениях. К счастью, чаще всего они соблюдаются безукоризненно, что способствует формированию здорового учебно-воспитательного процесса.

Пишите свои комментарии, задавайте вопросы по теме статьи — блок для связи расположен ниже.

Влажность воздуха имеет большое значение, т.к. влияет на теплообмен организма с окружающей средой. Различают 6 видов влажности.

1.Абсолютная влажность- упругость водяных паров, находящихся в данное время в воздухе (мм рт. ст.), или количество водяных паров в граммах в 1 м 3 воздуха (г/м 3 ).

2.Максимальная влажность - упругость водяных паров в мм рт.ст. при полном насыщении воздуха влагой при данной температуре, или количество водяных паров в граммах, необходимое для полного насыщения 1 м 3 воздуха при той же температуре.

3.Относительная влажность - отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах, или процент насыщения воздуха водяными парами в момент наблюдения (нормальной считается относительная влажность воздуха в пределах 30-60%).

4. Дефицит насыщения - разность между максимальной и абсолютной влажностью. Чем больше дефицит насыщения, тем больше влаги может поглотить воздух.

5. Физиологический дефицит влажности — арифметическая разность между максимальной влажностью воздуха при 37°(температура тела) и абсолютной влажностью воздуха в момент наблюдения. Эта величина указывает, сколько граммов воды может извлечь из организма каждый кубический метр выдыхаемого воздуха.

6. Точка росы - температура, при которой находящиеся в воздухе водяные пары насыщают пространство (величина абсолютной влажности равна максимальной).

Наибольшее гигиеническое значение имеют относительная влажность и дефицит насыщения.

Влияние влажности воздуха на теплообмен человека зависит от температуры воздуха и от того, повышенная она или пониженная.

Влияние повышенной влажности.Повышенной считается влажность свыше 70%. При повышенных влажности, темпера­туре и низкой скорости движения воздуха резко затрудняется отдача тепла излучением и кон­векцией из-за уменьшения разницы между температурой кожи и температурой окружающей среды. Организм в этих условиях может перегреться, так как в этом случае воздух насыщен во­дяными парами, вследствие чего испарение пота затруднено, наступает профузное потение (на коже выступают видимые капли пота), не способствующее отдаче тепла, тем более что в этих условиях теплоотдача конвекцией и радиацией также за­труднена или даже блокирована.

При высокой влажности воздуха и пониженной температуре увеличивается отдача тепла посредством конвекции. Это объяс­няется высокой теплоемкостью и теплопроводностью влажного воздуха. В сыром воздухе увлажняется одежда, отчего ее тепло­защитные свойства снижаются.

Частое и длительное пребывание людей в сырых холодных помещениях оказывает вредное воздействие на организм, вы­ражающееся в снижении иммунитета (инфекциях) и в воспа­лительных заболеваниях периферической нервной системы (невриты, плекситы, радикулиты и т.д.). Кроме отрицательного влияния непосредственно на организм, сырой воздух ухудшает общесанитарное состояние среды, способствуя образованию тумана, снижению освещенности, выживанию микроорганиз­мов. Возникает также ряд бытовых неудобств в виде порчи ме­бели, отставания обоев, появления плесени и т.д.

Таким образом, повышенная влажность воздуха как при повы­шенной, так и при пониженной температуре оказывает небла­гоприятное влияние на организм человека и среду его обитания.

Профилактика сырости в помещениях.Меры борьбы с высо­кой влажностью воздуха в помещениях заключаются в соблю­дении установленных гигиенических норм кубатуры воздуха на одного человека, устройстве систем вентиляции и отопле­ния, гидроизоляции стен здания от грунтовых вод и запреще­нии производить в жилых помещениях какие-либо работы, свя­занные с развитием сырости (большие стирки белья).

На производстве осуществляются мероприятия, уменьшаю­щие поступление в воздух водяных паров путем герметизации процессов и обеспечивающие их своевременное удаление (ра­циональная вентиляция), а также устройство рациональной системы отопления.

Влияние пониженной влажности(ниже 30 %). Низкая влаж­ность воздуха при повышенной температуре способствует тепло­отдаче организма путем усиленного испарения пота, и организм долго не перегревается, а при пониженной — уменьшает теплопотери, так как сухой холодный воздух обладает плохой тепло­проводностью, и организм длительное время не переохлаждает­ся. Сухой холодный воздух считается наиболее здоровым.

Таким образом, температурные нагрузки при сухом воздухе пе­реносятся организмом человека лучше, чем при влажном, что позволяет использовать его для климатотерапии на климати­ческих курортах.

Неблагоприятное влияние сухого воздуха отмечается только при влажности воздуха ниже 20 %. В этом случае он оказывает иссушающее действие на слизистые оболочки носа, глотки, по­лости рта и верхних дыхательных путей, что приводит к появ­лению трещин, которые легко инфицируются и воспаляются.

Очень сухой воздух в помещениях может неблагоприятно повлиять и на предметы обстановки: мебель начинает рассы­хаться и трескаться, кожаные изделия пересыхают и скручива­ются, свежий хлеб быстро черствеет и пр.

Профилактика сухости воздуха в помещенияхсводится к при­менению рационального отопления, кондиционирования воз­духа, разведению комнатных цветов, расстановке открытых со­судов с водой.

Нормативы нормальной влажности воздуха в разных по назначению помещениях

Параметры воздуха в помещениях дома – важная составляющая хорошего самочувствия проживающих в нем людей. Но многие обращают внимание на температуру, хотя есть ещё один показатель, о котором забывать нельзя. Это нормальная влажность воздуха. Разберёмся, какая влажность должна быть в доме, на что она влияет, как измерить и изменить.

Высокая или низкая влажность – каковы проблемы

Если говорить о влажности, как о физической величине, то это количество водяного пара, находящегося в единице объёма помещения. Обычно в 1 м³. Понятно, что объем помещения – это есть объем воздуха. Поэтому и говорят о влажности воздуха.

Этот параметр учёные разделили на два вида:

  1. Влажность абсолютная. Это и есть количество воды в кубометре воздушной массы.
  2. Влажность относительная. Это соотношение абсолютного значения с максимально возможной концентрацией влаги внутри воздуха при заданной температуре. И это отношение двух показателей умножается на 100.

Так вот, когда говорят о влажности воздуха в помещении – о норме, то подразумевают относительную разновидность. Именно норма определяет качественное проживание людей, нормальный рост домашних растений, а также долгую эксплуатацию бытовой техники, мебели и другой домашней утвари. Большое отклонение от нормы в ту или в другую сторону снижает выше обозначенные условия жизни.

К примеру, как может сухой воздух повлиять на человека:

Как видите, проблем с сухим воздухом в комнатах немало. Но это не значит, что повышенная влажность создаст благоприятные условия проживания. Здесь также есть свои проблемы, которые в основном связаны с появлением в помещениях таких микроорганизмов, как плесень и грибки. Чем они опасны:

  • жители таких домов страдают хроническими респираторными заболеваниями: аллергия, насморк, бронхит, астма;
  • все время присутствует ощущение дискомфорта, особенно влажность и духота;
  • размножение микроорганизмов становится причиной появления неприятного запаха;
  • портиться мебель, долго сохнет постиранное белье и прочее.

Что влияет на влажность

Вообще с влажностью, а точнее с факторами, влияющими на неё, ситуация парадоксальная. Во-первых, она полностью зависит от температуры воздуха. Чисто по физическим законам, чем выше температура, тем больше воды может поместиться в воздух. Потому что он под действием повышающихся температур увеличивается в объёме.

И было бы все так и есть, если разговор шёл об абсолютном показателе. А так как речь идёт о влажности внутри дома, то здесь, как было сказано выше, учитывается относительный параметр. И в этом случае физические законы действуют наоборот. То есть, чем выше температура воздуха, тем ниже будет его влажность. Имеется в виду относительная. Потому что объем воздуха увеличился, а количество воды в нем не изменилось.

Какие домашние приборы и предметы влияют на относительную влажность:

  • нагревательные приборы: радиаторы отопления, камины, печки и прочие;
  • кондиционеры;
  • ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки, шторы и прочее.

А вот к повышению влажности внутри дома приводят следующие приборы:

  • аквариум;
  • протекающие трубы;
  • кипящие чайники и кастрюли;
  • крыша, если она где-то протекает;
  • влажное повешенное внутри дома белье.


Нормативы

Давайте теперь разбираться, какая влажность должна быть в комнате. Все будет, конечно, зависеть от назначения комнаты и времени года. Но существуют нормативные акты, где нормальная влажность обозначены определёнными значениями.

  1. В тёплое время года этот показатель варьируется в диапазоне 30-60%. Есть такое понятие, как максимально допустимая норма. Она равна 65%. В некоторых регионах, к примеру, морских, нормой считается 75%.
  2. В холодное время норма – это 30-45%, максимальная – 60%.

Обратите внимание! Это показатели только для жилых помещений и именно для человека. В таких комнатах, как коридоры, прихожие, туалеты и ванные, кладовые влажность не нормируется.

Также не забываем, что в доме присутствуют растения, мебель, бытовая техника и прочее. Для них нормативы немного отличаются от вышеобозначенных:

  1. Для растений – 40-70%, для тропических – 80-95%, для субтропических – 75-80%.
  2. Книги лучше хранить при влажности 30-65%.
  3. Мебель и картины хорошо сохраняются при 40-60%.
  4. То же самое касается антиквариата.
  5. Для техники подойдёт 45-60%.

Итак, оптимальная влажность в помещении для человека – от 30 до 60%. Но если в доме живут дети, то в их комнатах норматив немного другой. Здесь этот показатель должен быть в пределах 50-70%. Потому что дети более чувствительны к различным вредоносным бактериям, инфекциям и другим паразитам. Плюс – у них более высокая интенсивность теплообменных процессов в организме. То есть у них быстрее происходит выделение влаги, за счёт чего снижается содержание жидкости в теле. Поэтому врачи рекомендуют больным детям находиться в помещениях, где влажность не снижается ниже 60%.

Внимание! В зимний сезон, когда в домах включается система отопления, резко снижается и содержание влаги внутри комнат – на 15-20%. Поэтому, если в вашей семье есть дети, а также астматики и аллергики, то этот параметр воздуха надо поддерживать искусственно.


Влажность на рабочих местах

Большое количество времени все люди проводят на работе. И здесь, конечно, существуют нормативы безопасности труда, где оптимальной влажности воздуха для человека уделяется особое место. Понятно, что на разных производствах согласно специфике технологического процесса влажность внутри цехов разная. К примеру, в оранжереи она всегда повышенная, а в цеху, где производят лекарства, она всегда пониженная. И здесь ничего поделать нельзя.

Немалая часть людей сегодня работает в офисах. И вот здесь очень важно соблюдать нормы, которые полностью соответствуют жилым помещениям. То есть это 30-60%. Необходимо отметить, что более высокий параметр в офисах не желателен, потому что в них присутствует техника, мебель и бумажная документация. Хотя в офисных помещениях высокая влажность – редкость.

А вот пониженная встречается часто. В этом случае выход руководители компаний нашли быстро. Это установка увлажнителей разного типа. Это самый простой и дешёвый вариант.

Правила измерения относительной влажности

Определившись с нормой влажности в помещении, разберёмся с методами её измерения. Самый простой и точный способ – использовать гигрометр. В магазинах этот прибор представлен широким разнообразием. И отличаются они друг от друга методом измерения и принципом работы. А именно:

  • электрические;
  • конденсационные;
  • волосные;
  • химические и прочие.


Для дома нет смысла приобретать сложный и дорогой гигрометр. Достаточно приобрести и повесить где-нибудь на стене самый простой прибор, пусть даже с погрешностью в пределах 3-5%. Такие изделия обычно совмещают или с часами, или с термометром, хотя есть конструкции со всеми приборами в целом. Самое главное – провести установку подальше от очагов влаги и тепла.

Самый простой тип гигрометра – психрометрический, он же психрометр. По сути, это два термометра на одной плане, которые измеряют температуру воздуха в помещениях. Один из них носит название сухой, второй увлажнённый. Последний получил своё название за счёт процесса постоянного увлажнения при помощи дистиллированной воды.

Суть измерения заключается в разности показателей двух термометров. Тут же рядом на планке нанесена таблица, где против каждой разницы значений температур стоит показатель влажности. Отметим, что современные электронные разновидности в своей конструкции имеют дисплей. То есть прибор сам измеряет температуру, сам делает вычисления и ищет подходящий вариант влажности, который высвечивается на экране.

Видео описание

В видео специалист рассказывает о психрометрах, о том, как с их помощью можно замерить влажность воздуха в помещении:

Если внешние поверхности стакана быстро высохли, скажем, за несколько минут, то влажность в комнате сильно снижена. Если на них осталась испарина, и она не исчезает, в помещении нормальная влажность. Если по стенкам стакана потекли водяные струйки, то вероятнее всего влажность в комнате высокая.

Как можно регулировать влажность

Выбирать способы изменения надо в зависимости от того, высок или низок этот параметр. Начнём с первого, то есть влажность повышенная. Что можно предложить:

  • организовать частое проветривание;
  • установить осушители воздуха;
  • провести монтаж вытяжек;
  • постоянно следить за сантехникой и трубами отопления, водопровода и канализации, чтобы они были в герметичном и исправном состоянии;
  • использовать для обогрева дома обогреватели разного типа;
  • не сушить внутри белье.

Теперь о том, как можно повысить относительную влажность:

  • установить в одной из комнат аквариум или фонтан декоративного типа;
  • как можно меньше использовать кондиционеры и обогреватели;
  • установить разбрызгиватели, они же увлажнители, или делать это ручным пульверизатором;
  • почаще проводить влажную уборку;
  • разложить на радиаторах отопления влажные полотенца;
  • развести как можно больше домашних растений.

Видео описание

В видео врач-аллерголог рассказывает о нормах влажности в помещениях для человека:


Враги влажности воздуха

Итак, разобравшись с вопросом, какая влажность должна быть в жилом помещении, переходим к бытовым приборам, которые этот параметр сильно занижают. Начнём с того, что все электрические приборы нагреваются и выделяют тепло. А соответственно они нагревают температуру воздуха внутри дома, снижая влажность.

Особенно надо отметить кондиционер, которым все пользуются летом. Его принцип работы основан на том, что прибор забирает влажность, конденсируя её на теплообменнике, расположенном во внутреннем блоке. И эту воду по лотку и шлангу выводит на улицу.

Сюда надо добавить телевизоры, компьютеры и прочие электроприборы. Но самый серьёзный враг влажностному режиму – отопительная система дома. Она может зимой снизить этот параметр до 20%, что уже считается критическим значением.

Многие стараются решить эту проблему проветриванием. Но не многие знают, что в холодном воздухе влаги немного. И если вы его впустили в комнаты, он нагревается, расширяется и становится сухим.

Видео описание

В видео специалист рассказывает о влажности, и как с ней бороться:

Интересные факты

Известный факт, что туман – это стопроцентная влажность. Но это явление природы возможно только при температуре 0 °C. Если туман поместить в помещении с температурным режимом +22 °C, то влажность в такой комнате станет всего лишь 23 %. Это хорошо показывает, как температура изменяет влажность.

Сухой воздух нам кажется холоднее. И наоборот. Все дело в нашем с вами организме, который в жаркую погоду выделяет пот. Последний – это влага, которая выполняет функции терморегуляции организма. То есть пот делает нашу кожу влажной, тем самым снимает тепло с её поверхности. Все то же самое происходит и зимой. Только в этом случае сухой воздух охлаждает кожу. Поэтому этот воздух нам кажется холоднее.


Коротко о главном

Оптимальная влажность воздуха в жилых помещениях – 30-60%. В детских лучше её выдерживать 70%. Это также касается комнат, где живут астматики и аллергики.

Самый простой прибор, которым измеряется влажность внутри помещений, психрометрический гигрометр, он же психрометр.

Проветривать зимой комнаты, чтобы увеличить в них влажность, бесполезно. Потому что в холодном воздухе мало влаги. Попав внутрь дома, он нагревается, становясь сухим, что способствует снижению влажностного режима.

Самый большой враг влажности – отопительная система дома. Но на этот показатель также влияют все электрические бытовые приборы.

Чтобы повысить этот показатель, рекомендуется устанавливать бытовые увлажнители, благо в магазинах они представлены огромным ассортиментом.

Читайте также: