Сообщение о владимирской вышивке

Обновлено: 04.07.2024

,
Дело в том, что история её уходит вглубь веков и тесно связана с шитьём золотом, когда каждая ниточка была дорога, и потому старались вышивать на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру рисунка. Стежки на лицевой стороне располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Если вам придётся вышивать нитью в несколько сложений, то расстояние между стежками будет практически незаметно. Вышивая Владимирской гладью, экономия ниток получается максимальная.

Владимирскими швами вышивают наволочки на подушки, полотенца, скатерти, салфетки, дорожки, одежду, панно. Эта вышивка хороша как ручной работы, так и машинной.

Выполняется вышивка толстыми нитками — шерстяными, ирисом, мулине в несколько сложений и синтетическими. Основные цвета — красный, коричневый, бежевый разных оттенков, дополняются зеленым, желтым, а также синим или чёрным. Но это те цвета, которые издавна применялись во Владимирской глади. Схемы узоров для этой глади имеют свои определённые мотивы, которые удобно вышивать именно в такой технике.

Посмотреть все слайды

История владимирской глади

Декоративно-прикладное искусство на Владимирской земле было весьма высоко развито, и раскопки на территории Владимиро-Суздальского княжества XI–XII вв позволяют судить по найденным образцам расшитых изделий, что вышивка пользовалась большой популярностью и отличалась особым мастерством.

Богатые праздничные одежды украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, что было недешево, и русские рукодельницы прошлого сталкивались с той же проблемой, что и золотошвейные мастера всего мира — с необходимостью экономить дорогостоящие материалы.

В двусторонней вышивке гладью, как мы уже с вами знаем, изнанка выглядит точно так же, как и лицевая сторона, то есть расход нити умножается вдвое. Это было совершенно нецелесообразной тратой дорогих ниток, поэтому со временем появилась гладь вприкреп, в которой золотые и серебряные нити шли лишь по лицевой стороне, а для прочности прихватывались мелкими стежками шелком, которые надежно фиксировали вышивку.

Предполагается, что именно эта идея легла позднее в основу владимирского шитья, которое окончательно оформилось лишь к XVIII веку, прочно переплетаясь с историей мстёрской вышивки.

Основу мстёрского вышивального промысла заложили монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, расположенного в 100 километрах от города Владимира в поселке Мстёра. У мстёрских мастериц были свои излюбленные техники — например, огромной популярностью пользовалась тончайшая мстёрская белая гладь.

Помимо прочих техник монахини стали использовать и владимирское шитье, которое применялось различными мастерицами Владимирской области.

Используемые виды швов

Рассмотрим подробнее каждый из названных видов швов.

Гладь


Гладь

Гладью вышиваются все крупные детали рисунка, а именно, цветочки и листья. Готовый лист состоит из стежков, которые начинаются от острого конца и косо направлены в противоположных направлениях от центра. Вышивкой по очереди заполняются обе половины листа.

При формировании цветка стежки направляются от контура к центральной части. Наклонные стежки используются для вышивания стебельков и усиков растений. Наглядно это можно увидеть на схематичном рисунке.

Накладные сетки


Накладные сетки

Горизонтальные и вертикальные длинные стежки дополнительно закрепляются в месте пересечения в виде креста. Все эти элементы должна располагаться ровно, имея одинаковое направление.

Во Владимирской глади этот вид шва используется для заполнения пустот листьев, а также для выделения очень маленьких деталей.

Технология

§ 13. Техника владимирского шитья

Владимирское шитьё — это односторонняя гладь, стежки которой располагаются на лицевой стороне работы. Изнаночная сторона заполнена короткими стежками-переходами по контурным линиям рисунка. Из-за того, что нитка в основном располагается на лицевой стороне ткани, существует другое название глади — верхошов.

Цветы и круги вышивают длинными стежками, располагающимися между внешним и внутренним контурами рисунка строго радиально. Во внутренней части круга стежки ложатся плотнее, во внешней части гладь выглядит разреженной. Это достигается тем, что стежки-переходы на внутреннем контуре рисунка гораздо короче, чем на внешнем (рис. 9, а).

Листья вышивают стежками верхошва, укладывая их по обе стороны от центральной прожилки приблизительно под углом 45° к ней (рис. 9, б). Если лист большой и имеет внутреннюю область, её заполняют бархатным швом.


Рис. 9. Верхошов: а — заполнение цветка, 6 — заполнение листика

Большие детали в рисунке вышивают, разбивая их на несколько зон. Внешнюю часть обычно заполняют стежками красного цвета, а центральную — различными накладными сетками дополнительных цветов — синим, зелёным, жёлтым (см. рис. 5 и 11).


Рис. 11. Накладные сетки

Для выполнения накладной сетки нитки натягивают на одинаковом расстоянии параллельно друг другу сначала в горизонтальном, а затем в вертикальном направлении, закрепляя их по линии контура.

Чтобы нитки не сдвигались, места их пересечения закрепляют стежками, которые являются элементами украшения и могут быть вышиты в виде косого стежка, крестика, кустика.

Практическая работа № 11

Инструменты и материалы: льняная (неотбелённая) ткань натурального, белого или серого цвета, калька, копировальная бумага, простые карандаши, пяльцы.

Задание. Подготовить ткань для вышивания и выполнить вышивку в технике владимирского шитья.

Отутюжьте ткань для вышивки.

Обметайте или обработайте края липкой лентой, чтобы предохранить их от осыпания.

Определите центр ткани, сложив её пополам по длине и ширине.


Рис. 13. Ветка

Основы техники

Гладь вышивается большими стежками — от середины к контуру и наоборот. Размеры стежков вышивки зависят от формы элемента. Для того чтобы вышить листья, стебельки нужно вышивать с небольшим наклоном от контура к центру.


Если листья и сердцевинки цветов очень крупные, то их пространство заполняется разнообразными сетками, либо фигурами в виде квадратов, ромбов, треугольников. Различие от глади в том, что техника выполняется двухсторонней вышивкой в виде крестика или тремя стежками.

Наверное, многие из детства помнят, как ходили в гости к бабушке. Сколько всего вышитого можно было увидеть, зайдя к ней в дом. Это и накрахмаленные салфеточки, вышитые настолько аккуратно, словно на машинке; подушки, занавеси, скатерти. В сегодняшнее время предметы и вещи, оформленные ручной работой, не потеряли своей уникальности и шарма. Мода на вышивку возвращается, и дизайнеры очень советуют присмотреться к такому элементу декора.


Наволочка на подушку

Посмотрите внимательно на фото и решите для себя, какие цвета вы предпочитаете, следите за тем, чтобы они гармонировали друг с другом. Затем, приобретите нитки нужных цветов. Для начала нужно подготовить ткань, после стирки хорошо отпарьте ее, это необходимо для того, чтобы стежки были упругими и при дальнейшей глажке не поползли. Затем, дайте ткани остыть и приступайте за рисунок.

Аккуратно с помощью копирки переведите изображение на ткань. Начинайте с крупных участков вышивки. Закрепите нитку на изнанке и выведите иголку на лицевую сторону (строго по контуру), затем сделайте маленький стежок в сторону и достаньте нить с лицевой стороны. Необходимо это сделать как можно ближе к предыдущему шагу.

Когда вы вышьете гладью все элементы, можно приняться за мелкие или тонкие детали, а именно стебельки, лапы птиц, лучи солнца. Обработайте эти детали тамбурным швом, он представляет череду последовательных петелек.

Когда завершите всю вышивку, еще раз хорошо отпарьте с изнаночной стороны материю и можете считать, что ваша первая работа на этом закончена. Ухаживать за такими изделиями достаточно просто: поместите наволочку в машинку и стирайте на деликатном режиме, но не допускайте отжима, ткань должна высохнуть самостоятельно.

Особенности Владимирской глади

С течением времени вышивка в этой технике претерпела некоторые изменения, однако основная особенность в виде односторонности шитья осталась прежней. Владимирская гладь применяется для вышивания как крупных элементов в виде цветков, так и достаточно мелких (лепестки, листья, стебли). Тематика работ исключительно растительная. Вышиваются как отдельные цветы, так и различные стилизованные орнаменты без отрыва от флористической идеи.

Основные цвета, используемые во Владимирской глади – белый и красный. Иногда используются синий, зеленый и желтый оттенки. Вышивка осуществляется различными видами швов (в зависимости от типа рисунка) шерстяными нитками, мулине в несколько сложений или же нитками ирис.

Дамская рубашка с украшением



Выберите схему или воспользуйтесь предложенной ниже.


Переведите рисунок на тот участок рубашки, который вы хотите украсить. Выберите цвета ниток и начните с крупных роз. Самое главное в этом деле — не торопиться и делать все постепенно, пусть работа займет очень много времени, но она будет аккуратной.

Для каждой местности на Руси была характерна уникальная вышивка. Ее отличали и особенные цветовые решения, и орнаменты. К самым известным в настоящее время относят владимирскую гладь или владимирский верхошов, где стежки заполняют всю поверхность ткани.

В древности одежду украшали исключительно вышивкой. Простая иголка и нитки в руках мастерицы создавали удивительные по красоте узоры. Непростое искусство требовало и немалого внимания, и терпения. С годами приемы вышивки совершенствовались, появлялись новые приемы. Однако сохранялись и особенности, и своеобразие промысла.

История

При изучении истории Владимиро-Суздальского княжества были найдены фрагменты украшенной изумительным шитьем одежды. Стежки на лицевой стороне были длинными. На изнаночной стороне просматривались лишь контуры. Археологи обнаружили даже крепление длинных стежком мелкими.

Узоры выглядели как большие листья и цветы, вышитые длинными стежками. Накладные сетки ярких оттенков синего и зеленого заполняли серединки. Допускалось использование черного, бежевого, коричневого и желтого тонов.

Особенности

Для экономии на лицевой стороне располагали большую часть нитей, оставляя с изнанки лишь малозаметный пунктир. Поэтому владимирская гладь и получила второе название, верхошов.

Отличительным признаком того вида рукоделия стало односторонне шитье маленькими стежками. Для изготовления деталей использовались различные приемы.

Крупные элементы вышивали гладью, для стебля – стебельчатый шов, а серединка – сетка. Неизменной остается и тематика: растительные мотивы в красных и белых тонах, иногда лишь можно увидеть птиц.

Приемы

Рукоделие подразумевает несколько вариантов глади, двустороннюю, с настилом, обычную. Простая гладь выполняется по лицевой стороне длинными стежками. Двусторонняя одинаково выглядит с обеих сторон.

Выполняют рисунок стежками следующих видов:

Выполнение

Затем настилом покрывают поверхности крупных флористических элементов. Окончательный рисунок наносят поверх. Начинают рукоделие с острых кончиков, проходя к краям от центра. Лишь для формирования цветков стежки кладут к центру от краев. Накладная сетка подразумевает заполнение полой середки. Она обычно выглядит как симметричной расположенная совокупность мелких деталей. Иногда длинные стежки при заполнении располагают вертикально либо горизонтально.

Чтобы сохранить надолго красоту работы, важно грамотно ухаживать за изделием:

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое владимирская гладь

Большое количество растительных орнаментов, а также солнце, луна и птицы традиционно присутствуют в узорах, которые сохранились до сегодняшнего дня. Преимущественно использовались белый и красный цвет, иногда добавлялись желтый, голубой, зеленый. Данная вышивка унаследовала классические узоры и приемы золотого шитья и соединила их со славянскими мотивами.

Сегодня владимирские узоры применяются для декора одежды, сумок авторского производства, постельного белья, скатертей, салфеток и диванных подушек. Также иногда ими украшают рушники и шторы.

Владимирская гладь признана традиционно российским видом рукоделия, как оренбургские платки, вологодские кружева, хохломская роспись. Все эти прикладные промыслы являются наследием русской культуры, поэтому сохраняются и поддерживаются.

Владимирская гладь

Владимирская гладь

В течение времени вышивка претерпела изменения. Современный владимирский шов односторонний, с изнаночной стороны имеются только маленькие стежки и переходы от одного элемента другому.

Основная тематика владимирской вышивки – растительная, состоящая как из отдельных крупных цветов со стилизованными листьями, так и растительных орнаментов, соединенных со стилизованными фигурками людей, птиц и животных. Отличительная особенность вышивки, что она всегда состоит из крупных элементов.

Владимирская гладь: как вышивать

Владимирская гладь

Сердцевины вышитых цветов и деталей часто заполняются декоративными сетками. Для создания сетки рабочую нить наметывают от одной стороны элемента к другой по горизонтали и вертикали, в местах пересечения нитей, их закрепляют различными декоративными стежками в виде крестиков, галочек, цветочков из тамбурных петель. Вместо сетки круглые элементы, сердцевины цветов и детали фигурок часто заполняют ровными или зигзагообразными полосами, состоящими из параллельных стежков одинаковой длины. Вышитые детали часто окаймляются тесьмой, орнаментальными полосками, цепочкой тамбурного шва.

Владимирская гладь

Для работ в этой технике мастерице требуется ткань, лучше с полотняным переплетением, шерстяная пряжа, швейные иглы с широким ушком, пяльцы.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


С владимирской гладью многие из нас познакомились еще в школе на уроках труда классе в 7 или 8, но назвать это знакомство близким сложно! А ведь эта старинная русская вышивка — одно из достояний нашей культуры, которое определенно заслуживает более пристального внимания, даже если вы никогда сами не попробуете эту технику на практике.

Тем же, кто заглянул сюда в поисках практического руководства по вышивке владимирской гладью своими руками, рекомендуем непременно прочитать статью — в конце вы найдете полезные уроки по владимирскому шитью, а также схемы для всех желающих!

История владимирской глади

Декоративно-прикладное искусство на Владимирской земле было весьма высоко развито, и раскопки на территории Владимиро-Суздальского княжества XI–XII вв позволяют судить по найденным образцам расшитых изделий, что вышивка пользовалась большой популярностью и отличалась особым мастерством.


Богатые праздничные одежды украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, что было недешево, и русские рукодельницы прошлого сталкивались с той же проблемой, что и золотошвейные мастера всего мира — с необходимостью экономить дорогостоящие материалы.


В двусторонней вышивке гладью, как мы уже с вами знаем, изнанка выглядит точно так же, как и лицевая сторона, то есть расход нити умножается вдвое. Это было совершенно нецелесообразной тратой дорогих ниток, поэтому со временем появилась гладь вприкреп, в которой золотые и серебряные нити шли лишь по лицевой стороне, а для прочности прихватывались мелкими стежками шелком, которые надежно фиксировали вышивку.


Предполагается, что именно эта идея легла позднее в основу владимирского шитья, которое окончательно оформилось лишь к XVIII веку, прочно переплетаясь с историей мстёрской вышивки.


Основу мстёрского вышивального промысла заложили монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, расположенного в 100 километрах от города Владимира в поселке Мстёра. У мстёрских мастериц были свои излюбленные техники — например, огромной популярностью пользовалась тончайшая мстёрская белая гладь.


Помимо прочих техник монахини стали использовать и владимирское шитье, которое применялось различными мастерицами Владимирской области.

Владимирское шитье — действительно не очень сложная в исполнении техника, поэтому вы без труда сможете ее освоить. В работе используется несколько видов швов, но самым главным приемом можно считать простые односторонние гладьевые стежки.

Вышивают, как правило, в 4-6 нитей, то есть ваша рабочая нить должна быть действительно толстой. Игла выводится на лицевую сторону по контуру рисунка, делается стежок, а затем игла снова выводится на лицо через 1-2 ниточки в стороне от последнего прокола. Стежки могут быть различной длины — в частности на округлых изогнутых мотивах для большей плавности чередуют короткие и длинные стежки.


Иногда вместо решеток для заполнения используются простые узоры, вышитые простыми прямыми стежками, к примеру, зигзаги или ромбы.


Что касается цветовой гаммы, то главный цвет владимирского шитья, конечно же, красный. Дополняют его, как правило, не менее яркий синий, зеленый, желтый.

Владимирская гладь: видео-уроки

На самом деле, чтобы разобраться, как вышивать владимирской гладью, вполне достаточно попробовать один раз — это действительно не очень сложно. Но если вдруг вы в поисках более наглядного руководства, вам наверняка помогут эти видео мастер-классы от Malina GM:


Владимирская гладь: схемы

Владимирское шитье отличается незамысловатыми узорами с растительными элементами, поэтому при должной сноровке вы сможете даже самостоятельно нарисовать дизайн в этом стиле! Ниже вы найдете готовые схемы для владимирского верхошва:

Читайте также: