Сообщение о вирусах по биологии 9 класс презентация

Обновлено: 19.05.2024

1 Вирусы. Вирус гриппа Подготовила: Ученица 9 класса Пелещак Марина Руководитель: Тепкина Е.Н. Вашингтон 2012 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве РФ в США

2 Цели работы изучение строения и происхождения вирусов; изучение особенностей строения и свойств вируса гриппа; изучение причин и последствий заболевания гриппа; выяснение способов лечения и профилактики данного заболевания;

3 История исследованиявирусов История исследования вирусов В 1892 году русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, изучил мо- заичную болезнь табака После проведения эксперимента Ивановский пришел к выводу, что заболевание вызывают очень маленькие существа. Позже их назвали вирусами, что значит - яд. Долгое время частицы были неуловимы, поскольку очень малы. Разглядеть их удалось лишь с изобретением микроскопа.

5 Строение вирусов Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом. Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку белковую или липопротеиновую.

6 Схема строения вирусов 1 - сердцевина (однонитчатая РНК); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).

7 Размеры вирусов Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300 нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

8 Диаграмма, характеризующая сравнительные размеры микроорганизмов

9 Свойства вирусов Не имеют клеточного строения Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток. Большинство вызывает болезни Устроены очень просто Находятся на границе живого и неживого Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток

10 Классификация вирусов Вирусы Простые (белковая оболочка – капсид и ДНК или РНК ) Вирус табачной мозаики Сложные (белковая оболочка - капсид и мембрана из молекул углеводов и липидов и ДНК или РНК) Вирус гриппа

11 Классификация вирусов Вирусы ДНК-содержащие Вирус оспы Вирус герпеса РНК-содержащие Вирус бешенства Вирус кори Вирус гриппа Вирус СПИДа Не имеющие оболочки Иридовирусы Аденовирусы

12 Многообразие строения вирусов Герпес Грипп Табачная мозаика Бактериофаг Полиомиелит Аденовирус

14 Роль вирусов в природе Вирусы играют важную роль в регуляции численности популяций некоторых видов живых организмов. Вирусы используют в генетической инженерии. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений. Также, есть попытки использовать вирусы на пользу человечеству. Они довольно немногочисленны. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.

15 Строение вируса гриппа

16 Цикл размножения вируса гриппа Новые вирусные частицы Синтез вирусных белков Репликация фрагментов РНК Клетка Нейраминидаза Гемагглютинин Фрагменты РНК Вирус

17 Заражение вирусом гриппа Основной механизм передачи вируса воздушно-капельный. Простота и легкость воздушного пути передачи вируса гриппа и высокая восприимчивость людей обусловливают уникальную особенность гриппозной инфекции – быстроту и широту ее распространения. При кашле и чихании, аэрозольные частицы (слюна, слизь, мокрота) попадают не только в воздух, но и на руки больного человека, также оседают на поверхностях пола, стен, окон, столов, оборудования и т.д. Здоровые люди заражаются, касаясь руками предметов, на которых присутствует вирус гриппа, и затем касаясь руками рта, носа, глаз.

18 Заражение вирусом гриппа Когда вирус попадает на слизистую верхних дыхательных путей (носа, глотки, гортани или трахеи), он проникает в клетки и начинает активно размножаться. Всего за несколько часов вирус поражает практически всю слизистую верхних дыхательных путей.

19 Симптомы вируса гриппа Проявления гриппа сводятся к двум группам симптомов. Во- первых, интоксикация: слабость, суставные и мышечные боли, головная боль, светобоязнь, обильное потоотделение. Во-вторых, поражение верхних дыхательных путей, из-за чего бывает непросто отличить грипп от других ОРВИ. Тошнота Кашель Насморк Боль в горле Головная боль Повышение температуры Быстрая утомляемость мышц Боли в суставах

20 Осложнения и последствия В случае легкой формы гриппа, температура тела может оставаться нормальной или повышаться не выше 38°С. В случае среднетяжелой формы гриппа температура повышается до 38,5-39,5°С и отмечаются классические симптомы заболевания, болезненный кашель, насморк. При развитии тяжелой формы гриппа температура тела поднимается до 40-40,5°С. В дополнение к классическим симптомам, появляются признаки поражения нервной системы (психотические состояния, судорожные припадки, галлюцинации). При гипертоксической форме гриппа возникает серьезная опасность летального (смертельного) исхода.

21 Лечение гриппа Профилактика гриппа: по возможности избегать контактов с чихающими и кашляющими людьми меньше появляться в местах скопления людей. при необходимости – использовать одноразовые медицинские маски. тщательно мойте руки не забывайте и о здоровом образе жизни Грипп лечить нужно обязательно, так как это очень коварное заболевание, которое может не только поражать дыхательную систему, но и давать серьезные осложнения на сердце, почки и другие органы. Легкие и среднетяжелые формы лечатся домашних условиях. Главный принцип терапии: строгий постельный режим и обильное питье для снятия симптомов интоксикации.

22 Проблемный вопрос Почему с вирусами – возбудителями заболеваний, трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? ? ? ?

23 Ответ 1. Маленькие размеры 2. Быстро приспосабливаются 3. Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют (клетки начинают синтезировать генетический материал вируса) 4. Быстро меняются, мутируют ! ! !

Данная презентация содержит материал и интересные факты по теме "Вирусы" и может быть использована при изучении темы в 9 и 10 классах. В презентации отображены сроение, свойства, открытие вирусов, вирусные заболевания

ВложениеРазмер
po_virusamprezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 873.69 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: « Вирусы – неклеточная форма жизни. подготовила: Учитель биологии и химии МБОУ ОСОШ №6 им. В.А. Сулева Шеина Н.Н.

Скажи мне и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму. Китайская пословица

Цели и задачи урока Образовательные: -изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, -выяснить роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; -узнать о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа . Развивающие: -продолжить формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; -проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные : - убедиться в необходимости ведения здорового образа жизни; -повысить уровень коммуникативной культуры

Определите Что изображено на рисунке?

Как называется данная структура?

Объясните данное изображение

Какая молекула изображена на рисунке?

Какое свойство белков изображено на рисунке

Решить биологическую задачу Согласно правилу Чаргаффа количество А=Т, а количество Г=Ц, определите % содержание гуанина в молекуле ДНК, если на долю аденина приходится 28%

Определить 2 цепь ДНК Задача : фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: Г Т Ц Т А Ц Г А Т Постройте по принципу комплементарности 2-ю цепочку ДНК. РЕШЕНИЕ: 1-я цепь ДНК: Г -Т -Ц -Т –А –Ц –Г –А -Т. 2-я цепь ДНК:

Вирусы Вирусы – латинское слово virus – яд. Их объединяют в царство Vira - Вирусы (неклеточные формы жизни). Вирусология - наука, изучающая неклеточные формы организмов - вирусы.

Логически-смысловая таблица категория Что узнал

категория Что узнал определение Вирусы –это внутриклеточные паразиты, и вне клетки не проявляют никаких свойств живого открытие Открыты в 1892 г. Д.И. Ивановским строение 1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК ) 2. Белковая оболочка, которую называют капсидом 3. Дополнительная липопротеидная оболочка. особенности 1.Мельчайшие живые организмы 2.Не имеют клеточного строения 3.Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток. 4.Устроены очень просто 5.Находятся на границе живого и неживого 6. Большинство вирусов вызывают болезни значение Возбудители заболеваний (СПИД, оспа, грипп, энцефалит, корь, свинка, краснуха, гепатит, бешенство, собачья чумка , ящур, ОРВИ и т.д.) -Бактериофаги - пожиратели бактерий.

Строение вируса 1-сердцевина (однонитчатая РНК); 2 - белковая оболочка ( капсид ); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида ).

Разнообразие вирусов Герпес Грипп Полиомиелит Аденовирус Бактериофаг

Этапы жизнедеятельности вируса 1 . Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2. Проникновение вируса в клетку. 3. Производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. 4. Самосборка вирусной частицы. 5. Выход вируса из клетки.

Вирусные заболевания человека. Оспа Натуральная оспа - острое вирусное заболевание, которое в типичных случаях характеризуется общей интоксикацией, лихорадкой, своеобразными высыпаниями на коже и слизистых оболочках, последовательно проходящими стадии пятна, пузырька, пустулы, корочки и рубца. Способы передачи : воздушно-капельный; пылевой путь Признаки : жар; головная боль; общая слабость; появление оспин.

Натуральная оспа и герпес

Вирус гриппа Признаки: Лихорадка; боль в горле; Кашель; Конъюнктивит; Ринит; Слезотечение; Тяжелая дыхательная недостаточность. Способы передачи: воздушно-капельный путь.

Чума 21 века: ВИЧ и СПИД СПИД (ВИЧ) - синдром приобретенного иммунодефицита. Состояние глубочайшего иммунодефицита, развивающееся в результате действия на иммунную систему вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ поражает именно те клетки человеческого организма, которые призваны бороться с инфекцией — клетки иммунной системы.

СПИД Способы передачи СПИДа : 1. Через кровь: при использовании нестерильных инструментов, при переливании крови или пересадке органов или тканей; 2.от матери к ребенку: во время беременности, родов или грудного вскармливания; 3.Половым путем; ВИЧ не передается: 1. Бытовым путем, 2. воздушно-капельным; 3. через укусы насекомых.

Синквейн 1. СПИД 2 . Опасный, смертельный. 3. Калечит, уродует, разрушает. 4. Чаще распространяется из–за невежества. 5. Боль.

Закрепление 1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри ее это - …….. 2. Наследственная информация вируса находится в однонитчатой или двунитчатой молекуле ………. 3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется………… 4. Вирусы бактерий называют ……….. 5. Наука, изучающая строение и поведение вирусов ……

Оцените своё состояние после урока Мне хорошо Как всегда унылое Я много знаю Я плохо понял и умею

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Презентация к мастер-классу "Создание учебной презентации"

Наглядное сопровождение мастер-класса: типичные ошибки при создании презентаций. .


Презентация по теме "Класс Головоногие моллюски."7 класс

Презентация включает основные пункты изучения по данной теме .


Презентация по теме "Класс Млекопитающие" 7 класс

Презентация по теме "Класс Млекопитающие" 7 класс.

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом.


Презентация к мастер-классу на тему "Метод визуализации, Постерная презентация"

Данная презентация является сопровождением к мастер-классу об одном из методов, который позволяет упростить процесс обучения на уроках русского языка и литературы.

Презентация к уроку "Класс Земноводные" 7 класс

Презентация посвещена теме "Класс Земноводные" 7 класс по учебнику "Биология. Животные" В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вирусы Ум и здоровье дороже всего

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вирусы Ум и здоровье дороже всего

Вирусы Ум и здоровье дороже всего

Проблемный вопрос Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести.

Проблемный вопрос Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Вирусы – латинское слово virus – яд. Их объединяют в царство живой природы –.

Вирусы – латинское слово virus – яд. Их объединяют в царство живой природы – царство Vira - Вирусы (неклеточные формы жизни). Вирусология - наука, изучающая неклеточные формы организмов - вирусы.

История открытия вирусов Вирус табачной мозаики

История открытия вирусов Вирус табачной мозаики

Формы вирусов 1. Вирус в клетке хозяина - живой организм, находится во внутри.

Многообразие строения вирусов Герпес Грипп Табачная мозаика Бактериофаг Полио.

Многообразие строения вирусов Герпес Грипп Табачная мозаика Бактериофаг Полиомиелит Аденовирус

Строение вируса табачной мозаики Нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) Белковая о.

Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличия от живы.

Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличия от живых организмов Специфические черты, характерные только для вирусов

Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличия от живы.

Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличия от живых организмов Специфические черты, характерные только для вирусов 1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться) 2. обладают наследственностью 3. изменчивость 4. приспосабливаются к изменяющимся условиям среды 1. не проявляют свойства живого 2. не потребляют пищи 3. не вырабатывают энергию 4. не растут 5. нет обмена веществ 6. имеют формукристаллов, не имеют клеточного строения, т.е. нет цитоплазматической мембраны и цитоплазмы с органоидами 1. очень маленькие размеры 2. простое строение нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) заключенная в белковую оболочку –капсид 3. занимают пограничное положение между живой и неживой материей 4. высокая скорость размножения 5. Наследственная информация находится в ДНК или РНК 6. вирусы – обязательные паразиты, вне клеткихозяина существуют в виде вирусной частицы или вириона

Классификация вирусов Вирусы Простые Сложные (белковая оболочка – (белковая о.

Классификация вирусов Вирусы Простые Сложные (белковая оболочка – (белковая оболочка - капсид и ДНК или РНК ) капсид и мембрана из вирус табачной молекул углеводов и мозаики липидов и ДНК или РНК) вирус гриппа

Классификация вирусов

Этапы жизнедеятельности вируса 1. Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2. П.

Этапы жизнедеятельности вируса 1. Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2. Проникновение вируса в клетку. 3. Производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. 4. Самосборка вирусной частицы. 5. Выход вируса из клетки.

Строение бактериофага

Вирусные заболевания человека. Натуральная оспа - острое вирусное заболевание.

Вирусные заболевания человека. Натуральная оспа - острое вирусное заболевание, которое в типичных случаях характеризуется общей интоксикацией, лихорадкой, своеобразными высыпаниями на коже и слизистых оболочках, последовательно проходящими стадии пятна, пузырька, пустулы, корочки и рубца. Признаки: жар; головная боль; общая слабость; появление оспин. Оспа Способы передачи: воздушно-капельный; пылевой путь.

Натуральная оспа и герпес

Натуральная оспа и герпес

Пути передачи вирусов 1. Контактный путь – т. е. контагиозный 2. Воздушно – к.

Пути передачи вирусов 1. Контактный путь – т. е. контагиозный 2. Воздушно – капельный путь

Чума 21 века: ВИЧ и СПИД СПИД (ВИЧ) - синдром приобретенного иммунодефицита.

Чума 21 века: ВИЧ и СПИД СПИД (ВИЧ) - синдром приобретенного иммунодефицита. Состояние глубочайшего иммунодефицита, развивающееся в результате действия на иммунную систему вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ поражает именно те клетки человеческого организма, которые призваны бороться с инфекцией — клетки иммунной системы.

ВИЧ-инфекция и СПИД Вирионы ВИЧ

ВИЧ-инфекция и СПИД Вирионы ВИЧ

Вирус гриппа Признаки: Лихорадка; боль в горле; Кашель; Конъюнктивит; Ринит;.

Вирус гриппа Признаки: Лихорадка; боль в горле; Кашель; Конъюнктивит; Ринит; Слезотечение; Тяжелая дыхательная недостаточность. Способы передачи: воздушно-капельный путь.

Проблемный вопрос Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести.

Проблемный вопрос Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Ответ 1. Маленькие размеры 2. Быстро приспосабливаются 3. Встраиваются в чужи.

Ответ 1. Маленькие размеры 2. Быстро приспосабливаются 3. Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, (клетки начинают синтезировать генетический материал вируса) 4. Изменчивы, быстро меняются, мутируют

Синквейн 1. Вирусы 2. Маленькие, опасные 3. Размножаются, приспосабливаются.

Синквейн 1. Вирусы 2. Маленькие, опасные 3. Размножаются, приспосабливаются, несут болезни 4. Вирусы – внеклеточные формы организмов 5. Паразиты

Самостоятельная работа Закончите предложения, вставив слова: 1. Неклеточная ф.

Самостоятельная работа Закончите предложения, вставив слова: 1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри ее это - …….. 2. Наследственная информация вируса находится в однонитчатой или двунитчатой молекуле ………. 3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется………… 4. Вирусы бактерий называют ……….. 5. Наука, изучающая строение и поведение вирусов …… 6. Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный т. е. ………….

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Этот термин применяют для обозначения уникальных представителей живой природы, не имеющих клеточного (эукариотического или прокариотического) строения и обладающих облигатным внутриклеточным паразитизмом, т.е. которые не могут жить без клетки.

Рис.1 - Вирусы лейкоза

Рис.2 - Модель риновируса человека

  • 1.Ультрамикроскопические размеры (измеряются в нанометрах). Крупные вирусы (вирус оспы) могут достигать размеров 300 нм, мелкие - от 20 до 40 нм. 1мм=1000мкм, 1мкм=1000нм.
  • 2.Вирусы содержат нуклеиновую кислоту только одного типа- или ДНК (ДНК- вирусы) или РНК (РНК- вирусы). У всех остальных организмов геном представлен ДНК, в них содержится как ДНК, так и РНК.
  • 3.Вирусы не способны к росту и бинарному делению.
  • 4.Вирусы размножаются путем воспроизводства себя в инфицированной клетке хозяина за счет собственной геномной нуклеиновой кислоты.
  • 5.У вирусов нет собственных систем мобилизации энергии и белок - синтензирующих систем, в связи с чем вирусы являются абсолютными внутриклеточными паразитами.
  • 6.Средой обитания вирусов являются живые клетки - бактерии (это вирусы бактерий или бактериофаги), клетки растений, животных и человека.

Рис.3 – Сравнительные размеры микроорганизмов

Формы существования вирусов

Рис.5 – Вирус свиного гриппа (H1N1)

Рис.4 – Вирион ВИЧ

  • 1.Геном вирусов образуют нуклеиновые кислоты, представленные одноцепочечными молекулами РНК или двухцепочечными молекулами ДНК.
  • 2.Капсид - белковая оболочка, в которую упакована геномная нуклеиновая кислота. Капсид состоит из идентичных белковых субъединиц- капсомеров. Существуют два способа упаковки капсомеров в капсид- спиральный (спиральные вирусы) и кубический (сферические вирусы).
  • При спиральной симметрии белковые субъединицы располагаются по спирали, а между ними, также по спирали, уложена геномная нуклеиновая кислота (нитевидные вирусы). При кубическом типе симметрии вирионы могут быть в виде многогранников, чаще всего- двадцатигранники - икосаэдры.
  • 3.Просто устроенные вирусы имеют только нуклеокапсид, т.е. комплекс генома с капсидом и называются “голыми”.
  • 4. У других вирусов поверх капсида есть дополнительная оболочка, приобретаемая вирусом в момент выхода из клетки хозяина- суперкапсид. Такие вирусы называют “одетыми”.

Рис.6 – Схема строения вируса гепатита А(РНК-содержащий) и вируса герпеса(ДНК-содержащий).

  • Присоединение к клеточной мембране — так называемая адсорбция.
  • Проникновение в клетку - вирусу необходимо доставить внутрь клетки свою генетическую информацию.
  • Перепрограммирование клетки – подавление синтеза интерферонов.
  • Персистенция – переход вирусов в латентное состояние, когда они слабо вмешиваются в процессы, происходящие в клетке, и активируются лишь при определённых условиях.
  • Создание новых вирусных компонентов. Размножение вирусов в самом общем случае предусматривает три процесса : 1) транскрипция вирусного генома — то есть синтез вирусной мРНК, 2) её трансляция, то есть синтез вирусных белков 3) репликация вирусного генома
  • Созревание вирионов и выход из клетки. В конце концов, новосинтезированные геномные РНК или ДНК одеваются соответствующими белками и выходят из клетки.

Рис.7 - Палочковидная частица вируса табачной мозаики. Цифрами обозначены:

(2) капсомерами , состоящий всего из одногопротомера ,

(3) зрелый участок капсида .

Взаимодействие вируса с клеткой

Рис.8 - Репродуктивный цикл вирусов

  • 1.Абортивный процесс- когда клетки освобождаются от вируса:
  • - при инфицировании дефектным вирусом, для репликации которого нужен вирус- помощник, самостоятельная репликация этих вирусов невозможна (вирусоиды);
  • - при инфицировании вирусом генетически нечувствительных к нему клеток;
  • - при заражении чувствительных клеток вирусом в неразрешающих условиях.
  • 2.Продуктивный процесс- репликация (продукция) вирусов:
  • - гибель (лизис) клеток (цитопатический эффект)- результат интенсивного размножения и формирования большого количества вирусных частиц - характерный результат продуктивного процесса, вызванного вирусами с высокой цитопатогенностью;
  • - стабильное взаимодействие, не приводящее к гибели клетки (персистирующие и латентные инфекции) - так называемая вирусная трансформация клетки.
  • 3.Интегративный процесс- интеграция вирусного генома с геномом клетки хозяина. Это особый вариант продуктивного процесса по типу стабильного взаимодействия. Вирус реплицируется вместе с геномом клетки хозяина и может длительно находиться в латентном состоянии.
  • 1.В организме лабораторных животных.
  • 2.В куриных эмбрионах.
  • 3.В клеточных культурах - основной метод.

Рис.10 - Строение куриного эмбриона и способы его заражения: 1 - в амнион; 2 - в аллантоисную полость; 3 - в желточный мешок.

  • 1.Первичные (трипсинизированные) культуры- фибробласты эмбриона курицы (ФЭК), человека (ФЭЧ), клетки почки различных животных и т.д. Первичные культуры получают из клеток различных тканей чаще путем их размельчения и трипсинизации, используют однократно.
  • 2.Линии диплоидных клеток пригодны к повторному диспергированию и росту, как правило не более 20 пассажей.
  • 3.Перевиваемые линии (гетероплоидные культуры), способны к многократному диспергированию и перевиванию

Рис.11 – Клеточные культуры.

Специальные питательные среды для культур клеток

(с большим содержанием сыворотки крови) - их используют для выращивания клеточных культур до внесения вирусных проб

Поддерживающие

(с меньшим содержанием сыворотки или ее отсутствием)- для содержания инфицированных вирусом клеточных культур

Рис.12 - Шоколадный агар с факторами роста

Рис.13 - Колонии E. coli на плотной питательной среде0

  • 1.Цитопатический эффект.
  • 2.Выявление телец включений.
  • 3. Выявление вирусов методом флюоресцирующих антител (МФА), электронной микроскопией, авторадиографией.
  • 4.Цветная проба. Размножение клеток меняет рН и соответственно- цвет среды с красного на желтый за счет смещения рН в кислую сторону. При размножении в клеточных культурах вирусов происходит лизис клеток, изменения рН и цвета среды не происходит.
  • 5.Выявление гемагглютинина вирусов- гемадсорбция, гемагглютинация.
  • 6.Метод бляшек (бляшкообразования).
  • (I) Вирусы, содержащие двуцепочечную ДНК и не имеющие РНК-стадии (например, герпесвирусы, поксвирусы, паповавирусы, мимивирус).
  • (II) Вирусы, содержащие двуцепочечную РНК (например, ротавирусы).
  • (III) Вирусы, содержащие одноцепочечную молекулу ДНК (например, парвовирусы).
  • (IV) Вирусы, содержащие одноцепочечную молекулу РНК положительной полярности (например, пикорнавирусы, флавивирусы).
  • (V) Вирусы, содержащие одноцепочечную молекулу РНК негативной или двойной полярности (например, ортомиксовирусы, филовирусы).
  • (VI) Вирусы, содержащие одноцепочечную молекулу РНК и имеющие в своем жизненном цикле стадию синтеза ДНК на матрице РНК, ретровирусы (например, ВИЧ).
  • (VII) Вирусы, содержащие двуцепочечную ДНК и имеющие в своём жизненном цикле стадию синтеза ДНК на матрице РНК

Рис.15 - Вирус опоясывающего лишая

  • Бактериофа́ги — вирусы, избирательно поражающие бактериальные клетки.
  • Чаще всего бактериофаги размножаются внутри бактерий и вызывают их лизис.
  • Как правило, бактериофаг состоит из белковой оболочки и генетического материала одноцепочечной или двуцепочечной нуклеиновой кислоты.
  • Размер частиц приблизительно от 20 до 200 нм.

Рис.16 - Фаг Т4 кишечной палочки до контакта с бактерией (А) и в момент введения фаговой ДНК (Б).

  • 1.Адсорбция (взаимодействие специфических рецепторов).
  • 2.Внедрение вирусной ДНК (инъекция фага) осуществляется за счет лизирования веществами типа лизоцима участка клеточной стенки, сокращения чехла, вталкивания стержня хвоста через цитоплазматическую мембрану в клетку, впрыскивание ДНК в цитоплазму.
  • 3.Репродукция фага.
  • 4.Выход дочерних популяций.

Рис.17 - Литическое взаимодействие фага с бактериальной клеткой.

По спектру действия на бактерии фаги подразделяются на:

поливалентные (лизируют близкородственные бактерии, например сальмонеллы);

моновалентные (лизируют бактерии одного вида);

типоспецифические (лизируют только определенные фаговары возбудителя).

Рис.18 - Различные формы фаговых вирионов по Г. Шлегелю, 1972 г.

  • 1.Для идентификации (определение фаготипа).
  • 2.Для фагопрофилактики (купирование вспышек).
  • 3.Для фаготерапии (лечение дисбактериозов).
  • 4.Для оценки санитарного состояния окружающей среды и эпидемиологического анализа.

Рис.19 -Escherichia coli атакуемая фагами

Рис.20 -Крупные негативные колонии актинофага

Рис.21 - Негативные колонии актинофага

  • 1. вирионная (матричная) +РНК  комплементарная -РНК (в рибосомах)  вирионная +РНК.
  • 2. - РНК  вирусная (информационная) +РНК  - РНК (формируется на геноме зараженной клетки).
  • 3. однонитевая ДНК: +ДНК  +ДНК -ДНК  +ДНК -ДНК +ДНК  +ДНК.
  • 4. ретровирусная однонитевая РНК: РНК  ДНК (провирус)  РНК.
  • 5. двунитевая ДНК: разделение нитей ДНК и формирование на каждой комплементарной нити ДНК.

Рис.22 - Этапы репродукции вирусов

Источники генофонда вирусов

включение в геном генетического материала клетки хозяина

поток генов из других вирусных популяций

Механизмы сохранения генофонда вирусов

восстановления изменчивости за счет мутаций

резервирующих механизмов- комплементация, рекомбинация

буферных механизмов (образование дефектных вирусных частиц, иммунных комплексов и др.)

Читайте также: