Сообщение о великом новгороде в годы смуты

Обновлено: 30.06.2024

Хотя до расцвета купеческой жизни Нижнего Новгорода было еще далеко, на рубеже XVI–XVII веков в городе на Волге жили отнюдь не бедные люди. Например, Михаил Истомин, сын Спирин, по приходно-расходной книге 1583 года был щедрым вкладчиком Печерского монастыря — перечисление его пожертвований занимает несколько листов. При этом он был не богатым торговцем, а всего лишь посадским человеком.

— Посадские люди были гораздо богаче, чем голытьба из мелких городков. Им было что терять. Это и предопределило ту стойкость, с которой нижегородцы восстали против Смуты, — отмечает Борис Пудалов.

Ранее мы рассказывали о самом древнем документе, хранящемся в Центральном архиве Нижегородской области, — это пергаментная грамота 1507 года с вислой печатью на малиновом шнуре.

Начало этой работе положило знакомство с одной картой. Взятие Великого Новгорода шведами в 1611 - 1617 гг.



Клик по карте даст полноразмерное изображение

На карте указана дата: Anno MDCXI d XVI.Iuly - 16 июля 1611 года.
Войско шведского военоначальника и авантюриста Делагарди встало перед Новгородом.

Прежде чем начать изложение своих замечаний и мыслей по теме, приведу с небольшими сокращениями контекст и описание события, изображённого на карте, из работы Кобзаревой Е. И. "Шведский военачальник Я. П. Делагарди в России "Смутного времени", написанной на основании документов из личного архива Делагарди. Текст всё же большеватенький получился, несмотря на сокращения, потому разобью его подзаголовками.

Новгород-шведская группировка против Лжедмитрия II.

В конце 1608 г. шведы вступили на русскую территорию. Делагарди с вверенными ему людьми подошел к Новгороду в марте 1609 г. Между тем еще с конца 1608 г. в Новгороде Скопин-Шуйский начал "строити рати", город стал основным центром борьбы с Лжедмитрием II. Земское движение, зародившееся на русском севере и направленное против Лжедмитрия II, неуклонно росло. Но при этом приводившие своих людей русские воеводы делали ставку на князя и вслед за ним рассчитывали на шведов как на реальную силу, способную противостоять самозванцу. Как раз тогда в Новгороде впервые сложилась прошведская группировка.

Военные результаты новгородской группировки - Москва наша.

Использование шведской помощи грозило русским многочисленными проблемами. Король деньги, полученные от Скопина-Шуйского, присвоил, и войска Делагарди оказались перед необходимостью добиваться своей оплаты самостоятельно. Делагарди настойчиво требовал деньги от русских вперед. Шведский военачальник не был заинтересован в том, чтобы войска отправились в глубь страны, и не торопился идти к Москве. Тем не менее поход к столице состоялся. В условиях, когда движение сторонников самозванца шло на спад, Скопину-Шуйскому и Делагарди удалось вернуть большие территории, занятые Лжедмитрием II. Русско-шведская армия освободила Троице-Сергиеву лавру. После этих и ряда других успешно проведенных операций, в которых основная роль принадлежала русским полкам, князь и шведский военачальник вступили в марте 1610 г. в Москву. Однако вскоре при неясных обстоятельствах Скопин-Шуйский скончался, ходили слухи, что его отравили. В результате человек, делавший ставку на шведов, сошел со сцены.

Открытая интервенция поляков. При Клушино наших бьют и шведов заодно.

Во главе русских боевых сил теперь стал князь Д. Шуйский. К этому времени поляки под командованием С. Жолкевского продвигались в глубь России. 24 июня 1610 г. было нанесено сокрушительное поражение Шуйскому и Делагарди в битве при Клушино (приблизительно в 20 верстах от Гжатска). Часть шведов перешла на сторону поляков, другие вместе с Делагарди отошли в новгородскую землю к финской границе, увезя часть войсковой казны. Шведский командир Э. Горн считал, что Я. Делагарди следует возвращаться домой: так как в России распространяются слухи о том, что шведы ведут себя как завоеватели, тем самым возникла опасность приобрести еще одно враждебное государство - российское. Запомним: после Клушино шведов осталось 3000 человек.

Бояре, блин, бояре..

Однако Делагарди, пользуясь сложившейся на северо-западе России ситуацией фактического безвластья, не спешил покидать пределы страны. После того как Василий Шуйский был смещен с престола, русские 17 августа заключили договор с Жолкевским о возведении на московский трон польского королевича Владислава и реальная власть перешла в руки поляков. В то же время в 1610 г. в среде бояр - бывших сторонников Скопина-Шуйского - впервые зародилась идея избрать царем шведского королевича, которого можно было противопоставить польскому ставленнику. Об этой идее стало известно Делагарди.

Осенью 1610 г. Делагарди занял приладожскую Карелию. Затем воевал Салтыкова, сумевшего привести новгородцев к присяге. Тот начал боевые действия против Делагарди, однако в условиях, когда новгородские дети боярские отказывались воевать на стороне Салтыкова против шведов, довольно быстро потерпел поражение, попытался бежать, но в феврале-марте 1611 г. был пойман и посажен на кол.

К этому времени подчиненные Делагарди войска таяли не по дням, а по часам. В его распоряжении в связи с разразившейся эпидемией оставалось не более 2 тыс. человек. Так как король рассчитывал, что войска будет содержать русская сторона, они не получали жалования и должны были существовать на средства, поступающие с занятых ими земель, т.е. за счет грабежа местного населения. Памятуя о наличии в России прошведской группировки, Делагарди в конце февраля обратился к новгородцам от имени короля Карла IX, желая узнать, хотят новгородцы дружбы или вражды, выберут ли они на московский престол кого-нибудь из русских или кого-то другого (делался намек на возможность избрания на престол шведского королевича). На самом деле, как показывает переписка Делагарди со стокгольмским монархом, военачальник ставил вопрос об избрании королевича царем на свой страх и риск, стремясь заручиться поддержкой новгородцев и тех, кто шел по пути активной борьбы с поляками. Военачальник всячески подчеркивал желание помочь русским в их борьбе, настаивал на том, что Сигизмунд III намеревался сделать русских своими рабами, уничтожить православную религию. Шведы же прибыли в Россию по приказу короля с целью вместе с жителями страны противостоять врагам9. Заняв такую позицию, Делагарди полагал, что он по-прежнему будет иметь приверженцев.

Весной 1611 г. новгородцы при наличии в городе прошведских настроений установили контакт с подмосковным ополчением во главе с П. П. Ляпуновым, которое вело борьбу с поляками, рассчитывая на поддержку со стороны шведов и, возможно, избрание одного из сыновей Карла IX русским самодержцем. В мае из ополчения в Новгород прибыл старый друг Делагарди по походу на Москву В. И. Бутурлин, приведший с собой людей. Он с большим количеством войск вместе с новгородцами, с Одоевским готов был стоять против Жолкевского и сохранявших ему покорность бояр.

"Осада" "Великого" Новгорода.

Делагарди начал наступление на Новгород и укрепился в шести милях от города. Вместе с тем 14 мая он обратился с письмом к Бутурлину, в котором объяснил, почему шведские войска не уходят из России. Он предлагал своему бывшему соратнику отвести войска ополчения, при условии, что, оставаясь в новгородской земле, шведы будут бороться исключительно против поляков.

Последующие события подробно описаны Замятиным. Делагарди направил в подмосковное ополчение Х. Выхова и Х. Мунка, выражая готовность предоставить русским помощь в обмен на территориальные уступки. Если же шведский королевич будет избран московским царем, то территориальные уступки ограничатся Орешком и Ладогой (все эти обязательства Делагарди брал на себя на свой страх и риск, не согласуя свои решения с королем). Выхов и Мунк прибыли 23 июня, у Москвы уже стояли польские войска Я. Сапеги. В этих обстоятельствах было принято решение об избрании шведского королевича на русский престол. Соответствующий документ доставил в Новгород 2 июля посланник подмосковного ополчения И. И. Баклановский.

Еще до прихода ответа из Москвы Делагарди вел переговоры с Бутурлиным. 30 июня он сообщил Бутурлину, что король дал согласие на поход шведов к Москве. На самом деле никаких заверений Делагарди не получал и опять же действовал самостоятельно. Впоследствии шведские отряды так и не были отправлены к столице. В результате воевода согласился вывести из Новгорода войска ополчения.

16 июля шведы на рассвете вступили в город. Обычно это описывается несколько иначе, с перечислением имен и фамилий участников отдельных эпизодов, как взятие города силой, не без предательства Швали (фамилия предателя).

25 июля был заключен договор новгородцев с Делагарди, предполагавший в соответствии с решением подмосковного ополчения от 23 июня избрание одного из сыновей Карла IX на русский престол. До момента прибытия претендента Делагарди должен был оставаться в городе, фактически подчинявшемся его власти. В условиях пребывания шведских войск в городе речь шла о формальном "союзном" договоре, носившем неравноправный характер (практика заключения таких договоров, ее использовали еще в античности, нашла широкое применение в XVII в.). "Пунтусов" (под таким именем Делагарди неизменно фигурировал в русских источниках) брал обязательство защищать город, что было важно, ибо к этому времени к Пскову подошел Лжедмитрий III - "вор" Сидорка. Предполагалось, что против поляков, "воров" и казаков будут вести борьбу войска, наполовину состоявшие из новгородцев, наполовину - из шведов.

Хотя в документе говорилось об избрании королевича на московский престол, но если бы оно не состоялось, Новгород все равно был бы отторгнут от русского государства.
Далее и подробнее можно почитать здесь.

**************
Таковы результаты исследования историка Кобзаревой Е. И., основанные на материалах шведских архивов.
Эта карта - почти из тех же архивов. Но на ней мы видим обратное - начало штурма Новгорода войском Делагарди. Есть в отдельных блогах материалы, прославляющие храбрость, мудрость, успешность Делагарди, войска которого утопили Новгород в крови. А он, по Кобзаревой, был союзником Новгорода и выступал против поляков.

Если посмотреть отстраненно: брали Новгород ли, сам он принял союзников на постой - увидим изложение историй, похоже, кому как указали.


Но прежде докладов (их было более 20) вспомним вкратце историю вопроса.

Владислав против Карла

Что такое Столбово? Сегодня — обычное дачное местечко. Тихвинский район, Ленинградская область. Некогда — новгородские земли.

Десять лет назад жителями Тихвина в виду деревни был установлен поминальный крест. В старину на въезде стояла церковь. Сюда была внесена икона Тихвинской Богоматери, пред которой и был заключен мир. Неподалеку протекает ручей с говорящим названием Кровавый. По нему проходила когда-то российско-шведская граница.

Мир со Швецией был заключен ценою значительных территориальных уступок. Русским пришлось попрощаться с выходом к Балтийскому морю и уступить скандинавам несколько городов. Но Россия, нахлебавшись Смуты полной ложкой, нуждалась в передышке.

Деревня Столбово. Современный вид

Что это было? Чья победа?

Первым таким вопросом, как отметил историк из Саратова Яков РАБИНОВИЧ, задался еще Петр Шафиров — вице-канцлер при Петре I. Трактат Шафирова вышел в 1717 году.

На то время завершилась Северная война. Россия не только вернула все, что уступила Швеции в Столбове, — Ивангород, Копорье, Орешек, Корелу, да еще приобрела Ригу, Ревель, Выборг.

— Шафиров рассматривал Столбовский мир как тяжелое поражение, — говорит Рабинович. — Еще бы, ведь это утверждает значение и справедливость завоеваний Петра. При этом — ни слова о том, что Михаил Романов был доволен столбовскими итогами и щедро наградил переговорщиков, в особенности — английского посредника Джона Мерика. Уж никак не за то, что якобы шведы уступили России только Новгород с малой частью Новгородской земли. Прошло еще сто лет, и русские историки, например, Дмитрий Бутурлин, стали снисходительнее. Затем Сергей Соловьев скажет, что Столбовский мир в целом был успешен для России. Не до моря было при угрозе войны со Швецией! Наконец Герман Замятин однозначно назовет Столбовский мир победой русской дипломатии. Исходя из реалий того времени.

А реалии были те еще. Польский сейм дает добро королю на продолжение войны. Поляки берут Вязьму, Дорогобуж. Князь Пожарский с превеликим трудом отбивает их натиск под Калугой. Летом 1617-го русской армии едва удается выйти из окружения под Можайском. Осенью следующего года поляки будут штурмовать земляной город в Москве.

Но на севере у нас — мир! И по его условиям шведы оставили завоеванные ими Новгород, Старую Руссу, Порхов, Старую Ладогу и Гдов. Выводят оттуда гарнизоны.

— В Земском соборе дьяк Петр Третьяков зачитывал условия договора, а выборные радовались: такое великое дело и такой малой ценой! — продолжает Рабинович. — С другой стороны, король Густав Адольф в Риксдаге в 1618 году говорит о шведской победе.

Насколько шведская опасность была меньше польской? Яков Рабинович согласен с теми, кто говорит, что шведы претендовали на тело, тогда как поляки хотели владеть и душой. Вспомним Западную Украину и Белоруссию: если не окатоличить, так хотя бы навязать унию. Нормальный польский подход.

Нами Джон был заряжён

Доктор филологических наук, доцент академии госслужбы Дарья ТЕРЕШКИНА, посвятившая свое выступление переговорам как процессу, полагает, что условия Столбовского мира могли быть для России хуже. Но вот она — роль личности в истории. Джон Мерик — превосходный переговорщик, представитель типично английской школы, для которой дипломатия — тот же бизнес.

— Англия, как и Голландия, была заинтересована в торговле с Россией, — поясняет Дарья Терешкина. — И Джон Мерик при всей его видимой нейтральности тяготел к сохранению определенных преференций для Москвы. Он сумел превратить процесс согласования положений Столбовского мира в жесткий торг. Невероятные усилия потребовались от него, когда переговоры, казалось, зашли в тупик. Делегации встали из-за стола, угрожая друг другу продолжением боевых действий.

Воровские жонки

В самом факте шведской оккупации Новгорода (1611–1617) ничего веселого нет и быть не может. Но жизнь есть жизнь. И некоторые участники конференции попытались представить, каково было нашим под шведами.

Десять лет назад жителями Тихвина в виду деревни был установлен поминальный крест

Глядя из Ливонии

Еще одна участница конференции из Липецка — кандидат исторических наук Марина БЕССУДНОВА — познакомила с тем, как отражены события XVII века в России в ливонских хрониках.

— Россия Смутного времени воспринимается ими в контексте борьбы Швеции против Польши. Мало батальных эпизодов, основное внимание — договорным основам общения русских и шведов. Новгород упоминается крайне редко. Так, сообщается о штурме города, сопровождавшемся грабежами и резней. В действиях Делагарди хронист видит желание пресечь возможные попытки возвести польского королевича на русский престол.

А как ливонцы оценивали намерение новгородцев избрать великим князем шведского принца? Томас Йерне полагал, что русские не могли прийти к общему мнению о выборе князя из своей среды. Самые знатные были против, чтобы оказывать послушание равному себе. Но Кристиан Кельх писал о визите новгородцев в Выборг к Карлу Филиппу с извинениями на московское непостоянство. И просьбой стать великим князем в Новгороде.

Подобно тому, как за несколько столетий до покорения Новгорода Москвой у него был князь из Швеции — Рюрик. То есть речь идет о стойких сепаратных настроениях, подпитываемых понятиями о древних вольностях.

— Это — только ливонская интерпретация, — напоминает Марина Бессуднова. — В этих хрониках заметна прошведская позиция.

обеспечивала Ливонии ее статус посредника, выгоды торговли и развития.

На Бога надейся.

Если мы обратимся к современным событиям, конечно, возникнут некие аналогии. Очевидно, что нас стараются от чего-то отрезать, куда-то отодвинуть. Можем ли мы идти вперед, не оглядываясь назад?

У нас же — открытые вопросы. У русских.

— Размышляя о прошлом, мы размышляем и о завтрашнем дне, — говорил епископ Юрьевский, викарий Новгородской епархии АРСЕНИЙ. – Можем ли мы по-прежнему считать себя народом-богоносцем? Хотим ли видеть Россию самым праведным и добрым государством? И почему тогда нас окружают не друзья.

При всем при том, конечно, мы живем в совершенно другое время. Нам трудно представить наших послов отправляющимися на важную международную встречу с иконой. Хотя. С иконой как раз все ясно. Ну, почти.
В 1990-е годы образ Тихвинской Божией Матери, находящийся в Рождественском иконостасе Софийского собора, исследовался. И его древнее происхождение не оспаривается. Разве что есть у специалистов толика сомнения: тот ли все-таки это список, который был в Столбове?

Фото из открытых источников и личного архива Аллы Титовой (Тихвин)

Так гордо именовали свой город новгородцы во времена расцвета знаменитой республики. Тут нет самовосхваления. Действительно, в средние века Новгород был столицей (или, как говорили в старину, господином и государем) огромной территории, простиравшейся от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге.

В летописи первое упоминание о Новгороде, как уже существующем поселении, встречаем под 859 годом. Таким образом, он является самым древним русским городом в Российской Федерации. Однако эта дата не может быть принята как абсолютно точная. Дело в том, что летописи на Руси появляются лишь в XI веке и хронология описанных в них событий предшествующих столетий достаточно приблизительная, основанная на устной дохристианской традиции. Археологические раскопки, уже много десятилетий ведущиеся в Новгороде, пока что позволяют уверенно говорить о существовании городского поселения только с первой половины X века.

В начале своего существования Новгород был очень небольшим по нынешним меркам и сплошь деревянным городом. Из брёвен была срублена не только крепость, но и жилища горожан, обнесенные высокими деревянными заборами, хозяйственные постройки, мостовые, первые церкви. Расположенный на обоих берегах Волхова (редчайший случай для средневековья, когда города располагались на одном из берегов реки, более высоком), Новгород имел холмистый рельеф. В городе было много ныне засыпанных речек, ручьев, оврагов, разделявших разбросанные по невысоким холмам поселки первых жителей.

В составе Киевской Руси Новгород пребывал до окончательного распада этого государства. Управлялся он наместниками великого киевского князя, нередко сыновьями главы государства. До вступления на киевский престол новгородскими князьями были, например, такие выдающиеся деятели русской истории, как Владимир Святославич, крестивший Русскую землю, и его сын Ярослав Мудрый.

В республике постоянно шла борьба между концами за политическое преобладание. Главным призом в борьбе была должность степенного посадника.

Важную роль в республике играла Церковь. Возглавлял её архиепископ, который, в отличие от епископов в других русских землях, назначавшихся митрополитом, избирался новгородцами на вече. Новгородский владыка фактически был главой государства. Договоры с иными державами Новгород заключал по благословению архиепископа. Не раз во внутриполитических конфликтах главе новгородской церкви, благодаря его высокому авторитету, удавалось мирить враждовавшие стороны.

Новгород, избежавший трагедии татарского разорения, занимает исключительно важное место в истории культуры, поскольку он сохранил многие выдающиеся памятники письменности, архитектуры, живописи, прикладного искусства XI—XIII веков.

София несколько десятилетий была единственной каменной постройкой Новгорода. Другие храмы были деревянными и до наших дней не сохранились. В первой четверти XII века в Новгороде появляются собственные каменных дел мастера. Они возводят церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище (1103), Никольский собор на княжеском дворе близ Торга (1113), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119). Все эти храмы шестистолпные, трехапсидные, значительных размеров, их заказчиками были князья. Одновременно строится собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117), более камерный, на деньги основателя обители св. Антония Римлянина.

Ранние новгородские храмы во многом напоминали киевские постройки того же времени. Однако уже тогда начали проявляться специфические новгородские черты. Церкви имеют весьма стройные пропорции. Стены сложены главным образом из известняковых плит. Кирпич-плинфа применялся в основном при создании сводов, столбов, арок, а также лопаток-пилястр, членивших фасады зданий в полном соответствии с их внутренним делением на нефы.

Во второй половине XII века новгородские зодчие создают и совершенствуют новый тип храма. На этом этапе развития новгородской архитектуры заказчиками выступали уже не князья, а бояре. Единственное исключение — построенная по заказу князя Ярослава Владимировича церковь Спаса Преображения на Нередице (1198), которая, впрочем, по своим формам не отличается от других новгородских церквей того времени.

Безусловно, смена заказчиков повлияла на развитие архитектуры. Храмы стали меньшими по размерам, проще по конструкции, фасады их почти лишены декора. Обычными становятся небольшие четырехстолпные одноглавые церкви с тремя апсидами. В толще западной стены располагалась лестница, ведущая на хоры. К этому типу относятся церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Мячине (1179), Петра и Павла на Си-ничьей горе (1185), Илии Пророка на Славне (1198). Новгородские церкви лишены строгой геометрической правильности линий. Их архитектура мягка и пластична, они как бы вылеплены. Эта особенность новгородских построек объясняется тем, что их стены сложены из известняковых плит. В этом случае строителям трудно добиться идеальной правильности линии. Возводя церкви, зодчие придавали им исключительную выразительность. Следует иметь в виду, что в древности большинство храмов не оштукатуривалось — их облик был весьма живописен.

Несмотря на то, что Новгород не был захвачен и разрушен татарами, татаро-монгольское иго отрицательно сказалось на развитии новгородской архитектуры. В обстановке постоянной военной угрозы с запада и востока каменное строительство в городе замерло более чем на полстолетия и возобновилось только в конце века. В результате развития новгородского зодчества к 60—70-м годам столетия сложился новый тип храма, который практически в неизменном виде просуществовал вплоть до падения государственной самостоятельности Новгорода.

Новый тип выработался на основе прежних достижений местных зодчих. Сохраняется четырехстолпная одноглавая конструкция, фасады членятся лопатками-пилястрами. На смену трехапсидным церквам приходят одноапсидные. Вместо обычного для церквей XI—XII веков позакомарного покрытия появилось трехлопастное завершение с пониженными углами, удешевившее строительство. Таких церквей во второй половине XIV и первой половине XV века — времени расцвета Новгородской республики — было построено довольно много. Самые значительные достижения новгородского зодчества среди них — церкви Феодора Стратилата на Ручью (1360—1361), Спаса Преображения на Ильине (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1407).

В отличие от ранних новгородских памятников эти церкви нередко отличались богатым убранством. Особенно выделяется среди сохранившихся до наших дней храмов церковь Спаса Преображения на Ильине. Ее барабан украшен нишами, бегунцом, аркатурным поясом. Фасады богато декорированы разнообразными нишами, крестами, окнами.

Мы знаем очень мало имен средневековых живописцев. Свои произведения они, как правило, не подписывали. Однако последние открытия археологов дают надежду, что хотя бы часть замечательных произведений новгородского искусства в будущем перестанет быть анонимной. Академик Валентин Лаврентьевич Янин предположил, что одним из главных мастеров, расписавших знаменитую церковь Спаса Преображения на Нередице, был художник и видный церковный деятель Олисей Гречин, который в конце XII века жил и работал в усадьбе, стоявшей на перекрёстке Пробойной и Черницыной улиц Людина конца. При раскопках этой усадьбы найдены остатки красок, фольги, заготовок для икон, а также берестяные грамоты, адресованные заказчиками икон Олисею Гречину.

Если в первые после принятия христианства столетия новгородские художники создавали произведения в стиле, близком к византийскому (хотя уже тогда стали проявляться местные черты), то примерно с конца XIII века писали иконы и фрески, где от византийских традиций осталась, по существу, только иконографическая схема. Впрочем, новгородцы нередко приглашали для украшения своих храмов художников из Византии.

Средневековые новгородские мастера внесли существенный вклад в развитие русского прикладного искусства. Новгород был одним из главных центров древнерусского ремесла. Археологические раскопки дали богатейший материал по истории различных ремесел. Наиболее распространённым поделочным материалом было дерево. Обычная бытовая вещь — гребень, прялка, навершие палки, чаша, ложка — под руками искусного резчика по дереву превращалась в высокохудожественное произведение. Особенно красивы резные колонны, украшавшие дома новгородцев, детские игрушки, шахматы. Выдающимся памятником резьбы по дереву является Людогощинский крест 1359 года с изображениями святых, изготовленный по заказу жителей Людогощей улицы для уличанского храма Флора и Лавра. Из дерева новгородские мастера создавали музыкальные инструменты. Археологами найдены остатки гуслей, гудков, сопелей. Некоторые древние инструменты удалось воссоздать, и в наше время они вновь зазвучали.

Широко известны изделия резчиков по кости. Костяные рукояти, накладки, пластины украшались изображениями святых, драконов, русалок, птиц, зверей, вырезался затейливый орнамент. Особый вид творчества косторезов — тонкой работы иконки и нательные кресты. Не менее замечательные произведения оставили резчики по камню. В Софийском соборе находится великолепный Алексеевский крест XIV века. Широко распространёнными были каменные иконки с изображениями Богородицы, Иисуса Христа, святых. Новгородцы использовали в быту множество предметов, украшенных с большим вкусом. Так, изделия из кожи — сумки, кошельки, ножны, обувь — украшались тиснёным растительным орнаментом.

Шедеврами новгородского литейного ремесла заслуженно считаются богослужебные предметы, которые ныне можно увидеть в экспозиции Владычной (Грановитой) палаты в Кремле. В XII столетии новгородские мастера Братило (Флор) и Константин изготовили для Софийского собора великолепные серебряные позолоченные кратиры — сосуды для освящения воды. Кратиры украшены чеканными рельефными изображениями святых, богатым орнаментом, имеют весьма изящные формы ручки.

Археологические раскопки ежегодно дают науке все новые и новые берестяные грамоты. В настоящее время их количество превысило 750. Пергамент, тонко выделанная телячья кожа, на котором писали книги в средние века, был чрезвычайно дорогим материалом. Березовая кора, берёста, не стоила ничего. Не нужны были и чернила. Буквы процарапывались на берёсте особым заостренным металлическим либо костяным стержнем — стилем.

Древнейшие берестяные грамоты датируются первой половиной XI века, а самые поздние — серединой XV столетия.

Многообразие берестяных посланий, написанных крестьянами, ремесленниками, купцами, боярами, позволяет сделать важный вывод о широком распространении грамотности среди населения Новгородской земли. Берестяные грамоты — в большинстве своем памятники деловой переписки. В них можно прочесть о денежных операциях, земельных отношениях, судебных исках. Найдены и грамоты, по которым мы можем судить о личных переживаниях авторов, их мироощущении, интересах.

Наряду с берестяными грамотами для переписки использовали восковые таблички, хорошо известные в мировой культуре с античных времен и называвшиеся церами или табулами. В деревянной дощечке делалось углубление, заливался воск, по которому писали стилем. Заострённый с одного конца стиль с противоположной стороны имел лопаточку, при помощи которой стиралось написанное по воску. Послав церу в другой конец города, можно было получить ответ на той же табличке. Найденные в Новгороде церы нередко украшены резьбой.

Во второй половине XV века после долгих столетий политической раздробленности усилился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Ликвидация самостоятельности Великого Новгорода стала важнейшим этапом создания единого Русского государства при московском великом князе Иване III Васильевиче.

Несмотря на сопротивление литовской партии во главе с Марфой Борецкой, пытавшейся передать верховные права над Новгородом литовскому великому князю и польскому королю Казимиру, Иван III одержал победу. В начале 1478 года в результате военного похода великого князя московского Господин Государь Великий Новгород прекратил свое существование в качестве столицы вечевой республики. Великий Новгород и его обширные земли стали составной частью Русского государства. Второй раз в истории город стоял у колыбели России.

В XVI столетии продолжалось успешное экономическое развитие города. В середине века Новгород был по числу жителей одним из крупнейших городов России: их было около 32 тысяч. В отчете английской торговой экспедиции X.Уиллоу и Р.Ченслера говорится: "После Москвы первое место занимает Hoвгород, хотя и уступает ей в великолепии, но зато превосходит обширностью и составляет как бы рынок целой империи."

Город украшался новыми храмами; на месте старых церквей заново строят хра мы Жён Мироносиц (1529) и св.Проко пия (1516) близ Торга, огромный собор Спаса Преображения в Хутынском монастыре (1515), Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице (1527 -1528), Сретения Господня в Антониеве монастыре (1533—1536), Бориса и Глеба в Плотниках (1536), Никиты Мученика (1557) и другие. Многие из них строятся по заказу торговых людей. Продолжает существовать новгородская иконописная школа. Мастера украшают иконы великолепными лепными басменными окладами.

Московское правительство уделяло много внимания городским укреплениям. В 1484—1499 годах перестраивается древ ний новгородский Кремль, который первоначально был деревянным, а в XIV веке получил первые каменные стены. Внешнее кольцо укреплений — Окольный город, вал и ров которого дошли до наших дней, сооружается во времена рас цвета республики. В 1582—1584 годах вокруг Кремля возводится Земляной го род, представлявший собой земляные ва лы с шестью бастионами, поверх которых острог с восемью деревянными башнями.

Как Кремль и Окольный город, Земляной город был окружен рвом. Укрепления Земляного города были срыты в 1820-х годах, и о нем теперь напоминают только остатки двух его прибрежных бастионов.

В начале 1570 года Новгород был подвергнут, по подозрению в измене, разгрому опричным войском Ивана Грозного во главе с самим царем. Жертвами беспримерной жестокости стали несколько тысяч ни в чем не повинных граждан, были разграблены многие храмы и монастыри, включая Софийский собор.

Но ещё большие несчастья постигли Великий Новгород в эпоху Смуты начала XVII века. В 1611 - 1617 годах город был оккупирован шведами. После ухода неприятеля в Новгороде проживало немногим более восьмисот человек мужского населения и оставалось около пятисот жилых дворов. Постепенно город отстраивался, восстанавливались его укрепления. После захвата шведами берегов Невы Новгород стал в сущности приграничной крепостью России, поэтому городские укрепления поддерживались в надлежащем порядке и неоднократно реконструировались.

Велось гражданское строительство. В 1686 году в юго-западной части Кремля началось возведение Воеводского двора, окруженного каменной стеной (не сохранился). Вслед за строительством Воеводского двора, которым руководил присланный из Москвы Семен Ефимов, напротив Кремля, на Торговой стороне, Гурием Вахромеевым, по-видимому, по проекту Ефимова, возводится Гостиный двор, от которого сохранились аркада и воротная башня.

Из храмов той поры следует выделить строительство большого Знаменского собора в 1682—1688 годах на месте старинной разобранной церкви Знамения Богоматери. Это памятник московского зодчества. Пятиглавый, с открытыми галереями, стены в верхней части расписаны фресками. Сохранилась и роспись 1702 года внутри храма. В пригородном Вяжищском монастыре возводится трапезная церковь Иоанна Богослова, богато украшенная изразцами.

В начале XVIII столетия Петр I уделяет большое внимание укреплению Новгорода, опасаясь похода шведского короля Карла XII. Был перестроен Земляной город, отремонтированы кремлевские башни.

В 1727 году Новгород стал губернским центром и оставался им ровно двести лет. В городе находились военный гарнизон, губернское правление. Через Новгород проходила шоссейная дорога, соединявшая две столицы России, древнюю и новую. Таким образом вплоть до постройки в середине XIX столетия железной дороги Петербург — Москва, прошедшей в стороне от города, почти все знаменитые русские государственные и военные деятели, писатели, художники и композиторы бывали в Новгороде.

XVIII век — век просвещения. В Новгороде в 1706 году было открыто первое постоянное учебное заведение — располагавшееся в Кремле греко-славянское училище. В нем преподавали известные просветители Иоанникий и Софроний Лихуды. На базе училища в 1740 году открылась духовная семинария.

Октябрьская революция мало изменила сонную жизнь бывшей столицы вечевой республики. Разве что в составе населения резко уменьшился удельный вес духовенства. Все монастыри и большинство церквей закрыли, значительная часть церковных ценностей была конфискована государством. Центральная площадь города из Софийской стала площадью 9 Января, на ней 7 ноября 1926 года был открыт памятник Ленину. Находившийся на площади памятник ополчению 1812 года демонтировали.

В августе 1941 года Новгород был захвачен вражескими войсками. Два с половиной года продолжалась оккупация. Город, всё это время находившийся на линии фронта, был сильно разрушен. Пострадали выдающиеся памятники древнерусской архитектуры. Некоторые из них больше не существуют: церкви Андрея юродивого на Ситке, Михаила Архангела на Сковородке, Флора и Лавра, Мало-Кириллов монастырь и другие.

После войны поистине героическими усилиями жителей Новгород был восстановлен. Реставраторы подняли из руин разрушенные храмы. К сожалению, фресковую живопись, украшавшую до войны стены многих церквей, восстановить исключительно трудно. Тем замечательней пример воссоздания казалось бы навсегда утраченных росписей церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Ведутся работы по восстановлению знаменитых росписей церкви Успения Божией Матери на Волотове.

В 1991 и последующих годах Русской Православной Церкви возвращены Софийский собор, Вяжищский, Юрьев и Хутынский монастыри, Перынский скит, церкви Покрова Пресвятой Богородицы Зверина монастыря, Бориса и Глеба в Плотниках. В них вновь слышно церковное пение…

Читайте также: