Сообщение о варнаве ветлужском

Обновлено: 07.07.2024

Слух о чудесах преподобного достиг в 1639 году и до святейшего патриарха Московского Иоасафа, который спросил пред освященным собором двух пресвитеров ветлугских, Иоанна и Онисифора, пришедших в царствующий град засвидетельствовать о чудесах преподобного и милость его, которую сами над собой испытали. Один из них, Онисифор, долго страдал слепотою глаз и в тяжком недуге уже отчаивался в жизни. Иноки обители Ветлугской (Ветлужской) убедили его пойти помолиться на гроб преподобного – и там он прозрел. Другой иерей подтвердил истину слов его и сам о себе возвестил, как исцелился также у гроба преподобного от одержавшей его болезни. Тогда святейший патриарх послал игумена желтоводского Пафнутия в обитель преподобного узнать на месте истину слов обоих иереев. И он, собрав многие иные сказания о чудесах, истекавших от раки преподобного Варнавы, возвестил о том патриарху, который прославил память новоявленного чудотворца.

Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Варнаве Ветлужскому, глас 1

Жела́нием духо́вным распали́вся/ и мяте́жи мирски́я отри́нув,/ к Бо́гу любо́вию приле́жно присовокупи́ся./ И Того́ вседу́шне взыску́я, во вну́треннюю пусты́ню отше́л еси́,/ при вода́х всели́ся,/ иде́же во слеза́х и труде́х пребыва́я многоле́тное вре́мя,/ в терпе́ниих мно́зех житие́ а́нгельское проходи́л еси́/ в наставле́нии Боже́ственнаго ра́зума/ и мно́жество мона́хов собра́л еси́, му́дре,/ и́хже, посеща́я не оста́ви,/ Варна́во преподо́бне, о́тче наш,/ Пресвяте́й Тро́ице моля́ся,// от зол вся́ческих изба́вити и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Стремлением духовным разжигаем, отринув мирскую суету, ты неотлучно с любовью присоединился к Богу. И Его всею душой взыскуя, удалился во внутреннюю пустынь, поселился у воды, где в слезах и трудах многие годы пребывая, во многом терпении ты проводил ангельское житие, наставляемый Божественным разумом, и множество монахов собрал ты, мудрый. Не переставай оказывать им внимание, Варнава преподобный, отче наш, молясь Пресвятой Троице об избавлении от всяческого зла и спасении наших душ.

Кондак преподобному Варнаве Ветлужскому, глас 8

От ю́ности, преподо́бне, плоть твою́ в посте́х и моли́твах истончи́л еси́/ и, крест твой взем, усе́рдно после́довал еси́ Христу́,/ те́мже и к Вы́шним тече́ние ра́достно соверши́л еси́,/ иде́же со все́ми святы́ми предстои́ши./ И ны́не ста́до твое́ посеща́й, помина́я чту́щих всесвяту́ю па́мять твою́,/ да вси благода́рственно вопие́м ти:// ра́дуйся, Богому́дре Варна́во, наста́вниче пусты́нный.

Молитва преподобному Варнаве Ветлужскому

О, всеблаже́нне о́тче преподо́бне Варна́во, те́плый засту́пниче и помо́щниче с ве́рою призыва́ющим тя! Изба́ви нас моли́твами твои́ми ко Го́споду от вся́каго обстоя́ния бесо́вскаго. Изми́ нас, окая́нных рабо́в твои́х, о чудотво́рче Варна́во, от уст па́губнаго зми́я, зия́ющаго пожре́ти нас и свести́ во ад живы́х. Прости́ нас, о́тче, ели́ко согреши́хом ти, исто́ргни нас от греха́ и вся́кия напа́сти, приходя́щия грехо́в ра́ди на́ших. Пода́ждь душа́м на́шим утеше́ние, всади́ в сердца́ на́ша страх суда́ Бо́жия, изба́ви нас от враго́в на́ших ви́димых и неви́димых, тебе́ бо и́мамы те́пла моли́твенника и засту́пника, е́же в беда́х су́щия и в грехи́ впа́дшия. Ты бо яви́ся столп благоче́стия, воздержа́ния пра́вило, смиренному́дрия о́браз, целому́дрия наста́вник, убо́гим и сирота́м засту́пник и храни́тель прибега́ющим к тебе́. Кто у́бо по досто́инству мо́жет похвали́ти равноа́нгельное твое́ житие́ и кто мо́жет изчести́ твои́х трудо́в по́двиги и сле́зы ко Го́споду? Вои́стину я́ко со́лнца светле́йши возсия́ твоя́ исправле́ния, ревни́тель бо бысть всем святы́м, преподо́бных и пра́ведных учи́тель духо́вный и всем, призыва́ющим тя, моли́твенник ко Пресвяте́й Тро́ице. Ты, я́ко ми́ра оста́вил еси́ и я́же в ми́ре, и нас приведи́ ко Го́споду моли́твами твои́ми, о́тче честне́йший, да и мы сподо́бимся ве́чных благи́х, и́хже наслажда́ешися: Небе́сныя сла́вы, жела́емаго Иису́са Христа́ и сладча́йшаго Влады́ки и Го́спода всех. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


24 июня (11 июня ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Варнавы Ветлужского, костромского чудотворца.

Содержание:

Житие преподобного Варнавы Ветлужского

Преподобный Варнава Ветлужский был священником в одном из храмов Устюга, в XIII-XVI веках находившегося на границе русских земель и часто подвергавшегося нападениям со стороны живших рядом племен. В XV — первой половине XVI века на город регулярно совершали набеги ветлужские черемисы. Одним из наиболее опустошительных был набег 1417 года, как полагают, именно после него Варнава Ветлужский, по-видимому овдовев, принял иноческий постриг и отправился на реку Ветлугу. Варнава поселился в нижнем течении Ветлуги, на возвышенности на правом берегу, позднее получившей название Красная гора. Вероятно, его подвижнический образ жизни оказывал большое влияние на местных жителей. Со временем вместе с ним поселились другие люди — русские переселенцы или крещеные черемисы. Согласно житию, Варнава Ветлужский прожил на Ветлуге 28 лет, был погребен на вершине Красной горы.

Житие не сообщает о времени кончины преподобного. Большинством агиографов XIX–XX веков принята точка зрения, что Варнава Ветлужский преставился в 1445 году.

Почитание преподобного Варнавы Ветлужского

В 1764 году Троицкий Варнавин монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь, бывшая монастырская слобода стала селом Варнавина Пустынь. В 1778 году село было преобразовано в город Варнавин, с 1797 года — это центр уезда Костромской губернии. С образованием города Никольский и Троицкий храмы бывшего монастыря стали соборными храмами Варнавина, особым почитанием пользовался деревянный Никольский храм, в котором под спудом почивали мощи преподобного. В XVIII — начале XX веков Варнава почитался как покровитель Поветлужья. Весной 1912 года Ветлуга подмыла крутой берег Красной горы, в результате чего произошел большой оползень, который едва не разрушил стоявший у обрыва Никольский храм. По распоряжению прибывшего в связи с этим в Варнавин Костромского и Галичского архиепископа Тихона (Василевского) мощи Варнавы Ветлужского 22 мая 1912 года извлекли из-под спуда и перенесли в каменный Троицкий храм (возведен в 1836), где поместили под полом придела во имя Варнавы Ветлужского. Жители Варнавина обратились в Синод с просьбой разрешить помещение мощей преподобного в особую раку, о чем Синод издал соответствующее распоряжение в марте 1914 года. 10-11 июня в Варнавине произошли торжества, в ходе которых мощи Варнавы Ветлужского были перенесены в установленную в Троицком соборе серебряную раку.

С конца 80-х годов XX века в Поветлужье (с 1922 входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания Варнавы Ветлужского. Осенью 1991 года в Варнавине был освящен первый в новейшее время храм, посвященный преподобному, в 1996 года в центре Костромского Поветлужья, в городе Шарья освятили еще один храм во имя Варнавы Ветлужского. 24 июня 1999 года в Варнавине на месте разрушенных храмов бывшего Троицкого монастыря была совершена закладка деревянной церкви во имя Варнавы Ветлужского. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения Варнавы, был установлен памятный крест.


Тропарь и кондак преподобному Варнаве Ветлужскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Варнаво, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Варнаво, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Преподобный Варнава Ветлужский. Иконы

Варнава Ветлужский - Троицко-Варнавинский монастырь - посёлок Варнавино

Из Якшана священник отправился вниз по Ветлуге на плотах. В местах его остановок были основаны станы. Это сёла Воздвиженское (ныне Притыкино), Богородское, Рождественское, город Ветлуга .

День кончины святого подвижника – 11/24 июня 1445 года, когда Варнава Ветлужский поминается Православной церковью – и поныне празднуется в Варнавине как Варнавинская Година и День посёлка, история которого берет свое начало с XV века, когда в этих краях появился необычный первожитель.

Троицко-Варнавинский монастырь был упразднен в 1764 году согласно административно-территориальной реформе. Монастырскую слободу переименовали в уездный город согласно указу Екатерины II в 1778 году. А в 1779 году у города появился свой герб. К началу XIX века были созданы все уездные и городские власти. Общая численность населения г. Варнавина составляла около 700 человек. В Варнависнкий уезд вошли большие территории Поветлужья (сейчас это Варнавинский , Уренский , Краснобаковский районы и др).

Решением ВЦИК республики в 1922 году Варнавинский и Ветлужский уезды были включены в состав Нижегородской губернии. В 1923 году административная реформа по укреплению уездов создала в Поветлужье вместо трех уездов (Варнавинского, Ветлужского и Воскресенского) два уезда Ветлужский и Краснобаковский. Варнавинский уезд делится между ними. К Ветлужскому уезду отошли 6 северных правобережных волостей Варнавинского уезда, включая Шудскую волость, а к Краснобаковскому уезду все другие волости, включая и Воскресенский уезд. Такое деление сохранилось до 1929 года, когда создаются Нижегородский край, районы и Сельские Советы.

В 1929 году при районировании Варнавинский район стал самостоятельным с 30 июня этого же года, когда первый районный съезд Совета избрал исполком Совета Шудскую волость, где созданы Антонихинский и Горкинский сельсоветы. В Варнавинском районе создаются сельсоветы: Бажинский, Варнавинский, Звернихинский, Кайский, Лапшангский, Макарьевский, Ново-Никольский, Скоковский и Тимарихинский. На первое января в пределах района было 295 селений, 31345 жителей из них в Варнавине 1583 человека. По решению Нижегородского крайкома и крайисполкома в соответствии с постановлением ВЦИК от 25.07.1931 года 10 районов упразднялись. В это число вошел и Варнавинский район, который вновь вошел в состав Краснобаковского района. Общая площадь укрепленного района составляла 428500 га с населением более 60 тысяч человек при 28 сельсоветах.

Постановлением президиума Горьковского исполкома от 11.01.1935 года был утвержден Варнавинский район из 11 сельсоветов. Антонихинский и Горкинский сельсоветы от Ветлужского района отходят к Варнавинскому району.

По данным Варнавинского земства в 1914 году, в уезде частным собственникам принадлежало 597 промышленных и торговых заведений. Их владельцы платили в уездное и губернское земства 8416 рублей налога. Основная масса денежных земских сборов шла на социальные нужды населения уезда: народное образование, медицину, содействие экономическому благосостоянию населения и т.д. В помощь земству включались частные предприниматели из дворян, купцов, лесопромышленников. Они бескорыстно жертвовали свои сбережения на строительство учебных, медицинских и культурных заведений или передавали свои здания и земли земству. Среди таких были: князь Трубецкой , купец Попов, помещик Кочуков и др. На рубеже XIX - XX вв. в Варнавине наблюдается подъем культурной жизни. Горожане были знакомы с разными видами искусства.

На рубеже XIX – XX вв. для городов России был характерен подъем интереса к театральному оперному и другим видам искусства. Это наблюдалось и в малых городах, каким был Варнавин.

В 1911 году был организован Великорусский струнный оркестр под руководством В.И.Кулагина. Оркестр выступал на сцене училища и участвовал на Всероссийской выставке в Костроме в 1913 году на праздновании 300-летия дома Романовых, т.е. был знаменит.

Город Варнавин был богат талантливыми, увлеченными людьми, влюбленных в искусство. Из династии Виноградовых-Шаманиных вышли такие замечательные люди, как Л.А.Шаманин – музыкант и талантливый певец, А.А.Шаманин – музыкант и художник, А.А.Голубева – талантливая многоплановая актриса.

В начале XX века в Варнавине появился синематограф, что было редкостью даже для губернских городов.

Город Варнавин на рубеже XIX – XX вв. своей интересной культурной жизнью был обязан активной творческой деятельности варнавинских талантов или просто увлеченных культурных и творческих людей.

Варнавин XIX века
(мысленный взор краснобаковской поэтессы Клары Панфиловой):

Он построен по-городскому,

И дома с пристройками здесь

Мезонинчики и балконы,

И веранды у многих есть.

Не увидеть помоек и свалок,

Не найдёшь ни соринки тут.

Много улиц больших и малых,

Все их утром метлой метут.

Там и лавочки под сиренью,

И беседки в виде грибков,

Где девицы заняты чтением

В ожидании женихов.

В начале слободки, ул. Пролетарская, в конце Солдатской улицы стояло белое двухэтажное каменное с решетками здание, обнесенное кирпичным высоким с толстыми стенами забором. Здесь была большая, по уездным меркам, тюрьма и казарма военного гарнизона. Она же служила и пересыльным пунктом.

По распоряжению Министра Внутренних дел в Варнавин для поселения были направлены участники польского восстания 1863 года. Большинство из прибывших принадлежало к дворянским революционерам, боровшимся за национальную независимость Польши от России. Среди варнавинцев долго хранилась память о польских ссыльных, вольных, свободолюбивых людях, которые не кланялись подобострастно исправникам и полиции, а делали много добра в деле просвещения местного населения.

Среди пленных были турки. Недавно в Санкт-Петербурге была найдена книга воспоминаний одного из пленных, где он 2/3 посвятил Варнавину. Среди этих пленных было очень много художников. Они организовывали целые выставки. Одна из картин – работа капитана Хильми – дошла до нас и хранится в Варнавинском историко-художественном музее.

Материал предоставлен директором Варнавинского историко-художественного музея Галиной Николаевной Цыгановой

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой и Елены Припышкиной, а также фотографии, предоставленные Варнавинским историко-художественным музеем

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти"

Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

Рака с мощами прп. Варнавы Ветлужского в Никольской ц. Варнавиной пуст. Фотография. 1908 г.

С кон. 80-х гг. XX в. в Поветлужье (с 1922 входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания В. В. Осенью 1991 г. в Варнавине был освящен первый в новейшее время храм, посвященный преподобному, в 1996 г. в центре Костромского Поветлужья, в г. Шарья (Костромская обл.) освятили еще один храм во имя В. В. 24 июня 1999 г. в Варнавине на месте разрушенных храмов бывш. Троицкого мон-ря Нижегородский и Арзамасский митр. Николай (Кутепов) совершил закладку деревянной ц. во имя В. В., храм был освящен 24 июня следующего года. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения В. В., был установлен памятный крест.

Иконография

Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я пол. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)


Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я пол. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)

АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых)

ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )

АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе Костромских Святых)

АЛЕКСАНДР ВОЧСКИЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 30 авг., 23 янв. - в Соборе Костромских святых)

АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)

АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

Преподобный Варнава Ветлужский. Худ. Н. Бурдастов.


Таинственный и немногословный – таким преподобный Варнава Ветлужский был при жизни. Об этом святом мы достоверно не знаем почти ничего. Кроме того, что его просветительская деятельность дала результат – крещёное Поветлужье.

Пошёл туда, где боль

История Варнавы Ветлужского начинается в городе Великий Устюг (в те времена он назывался просто Устюг), где будущий святой служил священником в одном из городских храмов. В XIII-XIV веках это была самая граница Руси, и здесь всегда жилось неспокойно из-за набегов соседних племён.

Но в XV веке к этому привычному злу добавились набеги ветлужских черемисов, или марийцев, – народа, который, по мнению историков, происходит из Древнего Ирана. После одного из таких набегов Варнава ушёл из своего города и отправился на Ветлугу. Вероятнее всего, в этот особенно разрушительный набег Варнава овдовел, затем он принял монашество и отправился с миссией в те края, откуда в его город пришли боль и разрушение. Великий Устюг в тот период был крупным миссионерским центром, поэтому цель ухода на Ветлугу не вызывает у историков сомнений.

Придя на Ветлугу, монах Варнава поселился в нижнем её течении, на высоком правом берегу. Позднее это место стало называться Красной горой. Миссионерская деятельность Варнавы не была агрессивной или навязчивой. На язычников-черемисов, населявших эти земли, Варнава произвёл впечатление не своим красноречием, а своей подвижнической жизнью. Постепенно вокруг жилища святого начали селиться и другие люди. В таком окружении святой Варнава прожил на Ветлуге 28 лет. Он был похоронен на вершине Красной горы.

Преподобный Макарий стал одним из тех подвижников, к которому обращались с молитвами в Смутное время.

Любопытно, что существуют старинные иконы, на которых преподобный Варнава Ветлужский изображён вместе с преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Это изображение исходит из легенды, что два великих святых виделись – преподобный Макарий посещал преподобного Варнаву.

После смерти

Христиане, приезжавшие на Ветлугу ещё при жизни преподобного Варнавы, так и оставались здесь, постепенно заселяя эти места. Во второй половине XV века, то есть совсем скоро после смерти преподобного, на Красной горе был основан Троицкий мужской монастырь, который позднее назовут Варнавиной пустынью.

Известно также, что над могилой святого Варнавы насельники обители построили Никольскую церковь. Как это часто бывает, уважение переросло в почитание, когда от мощей преподобного Варнавы начали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Многие из этих свидетельств были не только документально зафиксированы, но и дошли до наших дней.

Так, исцеление от мощей преподобного получил будущий патриарх Иоасаф I, который направил в Варнавину пустынь игумена Макарьева Желтоводского монастыря Пафнутия. Тот, в свою очередь, узнал о многих случаях исцеления. Благодаря этим сведениям уже в 1639 году Варнава Ветлужский был канонизирован к общецерковному почитанию. Днём его памяти установили 11 июня.

Храмовый комплекс в г. Варнавин. Красная гора. Фото нач. XX в.

Тайна мощей преподобного

В 1912 году весной на Красной горе произошёл большой оползень. Стоящий на самом берегу около обрыва Никольский храм чудом уцелел. Но, опасаясь повторного оползня, мощи преподобного решили извлечь из-под спуда и перенести в каменный Троицкий храм. Это произошло 22 мая 1912 года. А через два года мощи поместили в серебряную раку для всеобщего поклонения. Там их и застала революция.

В 1919-1920 гг. мощам преподобного Варнавы удалось избежать поругания, но в 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей. Вот тогда вопрос об изъятии мощей встал на самом высоком уровне.

Так в середине мая 1922 года мощи преподобного были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение. Серебряную раку изъяли и отправили в Кострому, а мощи до поры оставили в Троицком храме.

До революции в Нижегородском кремле было четыре храма, в том числе величественный Спасо-Преображенский кафедральный собор с часовней.

В это время репрессии в отношении церкви всё набирали и набирали обороты. Через несколько лет Троицкий храм было решено переоборудовать в клуб, а мощи, чтобы спасти их от поругания, перенесли в последний действующий храм Варнавина – кладбищенскую церковь Архангела Михаила.

Дальнейшая история стала местным преданием. Летом 1937 года над Архангельским храмом нависла угроза закрытия, и его настоятель, священник Пётр Мегалинский, решил спасти мощи от нового поругания. Вместе с несколькими прихожанами отец Пётр тайно закопал мощи на кладбище возле храма. Вскоре после этого его арестовали и приговорили к расстрелу, а точное местонахождение мощей преподобного Варнавы так и осталось неизвестным.

Чудеса не иссякнут

Мощи святого Варнавы так и не были обретены, но местные жители уверены: пока мощи остаются на варнавинской земле, чудеса преподобного не иссякнут.

Читайте также: