Сообщение о в скотте и его исторических романах

Обновлено: 02.07.2024

Вальтер Скотт (1771 -1832) - создатель исторического романа. В конце 1790-1800-х годах Вальтер Скотт выступил как переводчик, журналист, собиратель фольклора, автор романтических поэм и баллад.

В основу мировоззрения и творчества Скотта лег громадный политический, социальный и нравственный опыт народа Шотландии, в течение четырех с половиной столетий боровшегося за свою национальную независимость против экономически гораздо более развитой Англии. При жизни Скотта в Шотландии, наряду с быстро развивающимся капитализмом, еще сохранились остатки феодального и даже патриархального укладов.

Исторический роман Скотта стал не просто продолжением литературных традиций, завещанных предшествующим периодом, а неизвестным до этого синтезом искусства и исторической науки, открывшим новый этап в развитии английской и мировой литературы.

В. Скотт пришел к историческому роману, тщательно обдумав его эстетику, отталкиваясь от хорошо известных и популярных в его время готического и антикварного романов. Готический роман воспитывал у читателя интерес к месту действия, а значит, учил его соотносить события с конкретной исторической и национальной почвой, на которой эти события развивались. В готическом романе усилен драматизм повествования, даже в пейзаж внесены элементы сюжета, но самое главное то, что характер получил право на самостоятельность поведения и рассуждения, поскольку он тоже заключал в себе частицу драматизма исторического времени. Антикварный роман научил Скотта внимательно относиться к местному колориту, реконструировать прошлое профессионально и без ошибок, воссоздавая не только подлинность материального мира эпохи, но главным образом своеобразие ее духовного облика.

Третьим компонентом романа после описания и повествования является диалог. Для В. Скотта диалог имел первостепенное значение. Диалоги у него определяются историзмом, особенностями поэтики. Устранение автора от повествования дает возможность персонажу самостоятельно передвигаться, мыслить и говорить. Современное мышление может исказить представление о характере персонажа, поэтому нужно, чтобы читатель сам перешел в другую эпоху, столкнулся с историей с глазу на глаз.

Диалог в романе ставил заслон субъективизму автора, облегчал процесс перевоплощения в героя определенной эпохи. С помощью диалога легче всего можно было представить стиль и облик эпохи, обстановку, в которой находился герой.

Речь персонажей в романах отличается от речи автора, что несомненно свидетельствует о том, что Скотт не отождествлял себя с персонажами, напротив, авторскими ремарками и комментариями он хотел подчеркнуть временную дистанцию между собой и своими героями, стимулировать интерес читателя к изображаемому, нарушить размеренность ритма произведения.

Отвергая рационализм просветителей XVIII в. и их представления о человеческой природе, Скотт нарисовал в своих исторических романах картины жизни, нравов различных классов английского и европейского общества прошлых эпох. При этом он сумел затронуть также и многие проблемы современной ему социологии, нравственности, политической справедливости, призывая установить прочный мир между государствами, осуждая виновников несправедливых войн.

Скотт смело развивал глубоко новаторскую по тем временам мысль о роли народных масс и народных движений в переломные моменты истории, когда решались судьбы целой нации; он ввел в романы образы людей из народа - народных заступников и народных мстителей (Роб Рой, Меррилиз, Робин Гуд).

Композиция исторического романа Скотта отражает понимание исторического процесса писателем: обычно судьбы его героев тесно связаны с тем крупным историческим событием (с революцией, мятежом, бунтом), изображение которого занимает центральное место в произведении. Вопреки своим личным планам и намерениям, каждый персонаж Скотта неизбежно оказывается втянутым в водоворот событий, исход которых определяется характером борьбы социальных сил, волей великих исторических личностей (Кромвель, Людовик XI, Карл Смелый, Роберт Брюс, Елизавета I, Ричард I), а также вмешательством вождей и народных заступников, образы которых Скотт создавал, черпая материал из хроник, легенд и преданий. Позаимствовав у реалистов XVIII в. их юмор и их любимого героя, среднего англичанина, писатель чаще всего вводит в свои романы в качестве главного персонажа юношу-дворянина - человека небогатого, честного, доброго. Этот герой и его возлюбленная или невеста исполняют в произведении, как правило, служебную роль: рассказывая об их романтических приключениях, Скотт получает возможность нарисовать коллективный образ народа, поднимающегося на борьбу против произвола монарха, феодалов, чужеземных захватчиков.

Неприметность, ординарность главного героя и героини не позволяют им затмить яркие, колоритные характеры и портреты народных вождей и исторических лиц, которые появляются в романе Скотта на короткое время, чтобы в нужный момент сыграть свою определяющую роль в судьбе того социального движения, которое они представляют, и заодно решить судьбы обыкновенных персонажей, втянутых в исторический конфликт.

Творческий метод и стиль Скотта - явление сложное, порожденное переходной эпохой промышленного переворота и борьбы за парламентскую реформу (1780-1832). Основу художественного метода Скотта составляет романтизм. Как и все романтики, он не принял утверждения капиталистических отношений. Скотт-романист обратился к изучению истории народных движений и социальной борьбы прошлых эпох. При этом он полагал, что все конфликты в средние века, в эпоху Возрождения, в XVII и XVIII в. в Британии разрешались разумным примирением антагонистических сил.

Влияние В. Скотта-романиста на английскую и мировую литературу трудно переоценить. Он не только открыл исторический жанр, но и создал новый тип повествования, основанный на реалистическом изображении сельской жизни, воспроизведении местного колорита и особенностей речи жителей различных уголков Великобритании, положив начало традиции, которой воспользовались как его современники, так и последующие поколения писателей.


Эдинбург. Вид на старый город, 19 век Фото: National Galleries of Scotland Commons

Скотт часто дополнял авторскими деталями и оригинальные древние тексты, а также переписывал отдельные строки или даже целые четверостишия, чтобы адаптировать старинные тексты под вкусы современной публики. Эффективным приемом адаптации были и предисловия и комментарии автора, которые предваряли и завершали баллады. В них Скотт отмечал связанные с текстом исторические факты, предоставлял подробную информацию о реальных и вымышленных персонажах, называл источники происхождения текстов, многие из которых (до первой публикации собрания) сохранились только в устной традиции. Отдельные баллады были снабжены целым редакционным аппаратом, отсылающим к известным письменным документам.


Вальтер Скотт, гравюра 1805-го года Художник: J. Saxon

В истории английской литературы XIX века Валь­тер Скотт занимает особое место. Его творчество, относящееся к периоду расцвета английского романтизма, знаменует собой начало перехода от романтизма к реализму. В историю литературы Скотт вошел как создатель исторического романа с ярко выра­женными чертами реализма.

Постоянное обращение Скотта к историческому прошлому не объясняется только его интересом к истории. Нельзя отрицать, что при всей своей правдивости в изображении различных исто­рических эпох, при всем своем понимании закономерности дви­жения истории Скотт с большой симпатией говорит об уходящей старине.

Велика заслуга Скотта как создателя исторического романа в зарубежной литературе XIX века. В то же время романы Скотта являются важным этапом в развитии жанра социального романа XIX века; они знаменуют новую ступень в его развитии сравнительно с просветительским романом XVIII века.

Обращаясь к истории, В. Скотт всегда очень большое внима­ние уделяет народным движениям; его интересуют судьбы наро­да, и он делает народ и отдельных его представителей героями своих романов. В. Скотт глубоко осознал историческую роль на­родных движений.

Эти особенности творчества В. Скотта и дают основание гово­рить о нем как о создателе жанра исторического романа.

Своеобразие исторических романов Скотта определяется его мировоззренческой позицией. Мировоззрение писателя было противоречивым. Он придерживался консервативных взглядов, поддерживал правительство тори и был сторонником конституционной монархии. Объективно Скотт признавал право народа на борьбу против угнетения, но он опасался революционных преобразований, и его пугала идея народовластия.

Главная сюжетная линия романа связана с историей Фрэнка. Однако отнюдь не она представляет основной интерес, а описание жизни и борьбы людей из горных кланов Шотландии. В романе воспроизведены тяжелые условия жизни простых людей, населяющих прекрасную Горную Страну с ее обширными лесами, живописными пещерами, озерами, высокими горами и лощинами. Великолепие природы еще более оттеняет нищету горных селений. В жизнь Горной Страны проникают новые формы торгово-денежных отношений. Рассказывая о жизни шотландцев. Скотт утверждает их право на борьбу с поработителями и угнетателями. Черты народного мстителя он воплощает в образе Роб Роя.

ВАЛЬТЕР СКОТТ - СОЗДАТЕЛЬ ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА

1. Жизненный путь В. Скотта.

2. Жанр исторического романа, его признаки и особенности.

1. Жизненный путь Вальтера Скотта

ВАЛЬТЕР СКОТТ (1771-1832) - один из английских писателей - романистов, который вместе с Байроном оказал огромное влияние на развитие мировой литературы, в частности на развитие жанра исторического романа.

В. Скотта рано научили читать, приобщили к популярной в то время художественной и поучительно-морализаторском литературы. Больше всего он полюбил поэзию. У него была удивительная память, что позже пригодилось ему в писательской деятельности.

В школе ему повезло на хороших учителей. Легко владел языками, читал европейскими и латынью. Но не очень хорошо запоминал имена, даты и другие исторические формальности. Чтобы преодолеть этот недостаток собственной памяти, изучал историю как цепь выразительных, захватывающих сцен и эпизодов.

Важным для юного В. Скотта стал 1792 год: он выдержал экзамен на звание адвоката в Эдинбургском университете, по окончании которого занимался адвокатурой, овладевая специальностью на практике под руководством отца.

Юноша очень рано вошел в кружок литераторов Эдинбурга. Встреча с великим шотландским поэтом Г. Бернсом в доме проф. Фергюсона (1786 г.) оказала огромное влияние на него. Поэзия Бернса была спутницей всей жизни Скотта. Он шел путем своего предшественника, прославив богатство людей труда и выражая презрение к богачам.

В течение пяти лет влюблен В. Скотт ухаживал за Вільяміни. Только летом 1795 г. он решил признаться девушке о своих чувствах в письмах. Юноша был уверен во взаимности. Но вскоре она вышла замуж за другого - богатого банкира Уильяма Форбса. Состоялся разговор между молодыми людьми, во время которой Скотт сказал, что женится раньше, чем выйдет замуж. Но женился только через год. 24 декабря 1796 года он обвенчался с Маргарет Карпентер, в 1801 г. у них родился сын, а в 1803 г. - дочь. В личной жизни будущий писатель был примерным семьянином, хорошим и добрым отцом.

Как не странно, но В. Скотт не порывал связей с супругами Форбс. Не один раз мужчина Вільяміни приходил на помощь художнику в минуты его затруднительного материального положения. Он поддерживал Хорошие отношения с Форбсом и после смерти Вільяміни (1810).

Потерпев в конце 20-х годов финансового краха, В.Скотт, благодаря своей феноменальной работоспособности, за несколько лет заработал столько, что почти полностью рассчитался с долгами. В течение 1830-1831 Он трижды потерпел апоплексического удара.

Умер писатель от инфаркта в зените славы 21 сентября 1832 г.

2. Жанр исторического романа, его признаки и особенности

Исторический роман В. Скотта стал не только продолжением литературных традиций, а неизвестным до того художественным синтезом искусства и исторической науки, что открыло новый этап в развитии английской и мировой литературы.

Особенности исторического романа В. Скотта

• Сочетание правдивого изображения прошлой жизни и интересной динамичной интриги, движущими силами которой были большие человеческие страсти - зависть, ревность, мстительность, жадность и любовь к своего края, рода, семьи и др.

• Описание, повествование, диалог - 3 компоненты романа - которые в своеобраВНОм соотношении объединены в единое целое.

Описания В. Скотта выполняли роль не только экспозиции, но и исторического комментария к событиям и персонажам; розповідна линия в романах создала историческую перспективу развития событий, писатель призвал своего читателя к новой роли - не только участника событий, но и постороннего человека, которая на все смотрела со стороны; диалоги отличились історизмом, особенностями поэтики. Отстранение автора от рассказа дало возможность персонажу самостоятельно передвигаться, мыслить и говорить.

• В романах В. Скота сочетаются романтические приключения, высокие чувства и низость отдельных героев, которые руководствовались в своих поступках часто противоположными мотивами.

• Всех героев разделены на несколько групп:

- реальные исторические персонажи - не стояли в центре повествования;

- люди из народа - принимали активное участие в развертывании сюжета, создали обобщающий образ - народ, который включил в себя различные социальные группы;

- молодой человек - с ней связана фабула - не имела слишком выразительных индивидуальных черт, но отметилась порядочностью, честностью, смелостью и здравым смыслом.

• Воспитание героя путем тяжелых переживаний, страданий, проверки на мужество в приключениях и путешествиях, полных испытаний и угроз.

• В романе ощутимый тесная связь исторической жизни с личным, исторического события с судьбой героя; но центральное место в произведении заняло изображение истории, ее движения и развития, понимания писателем исторического процесса.

• Писатель далек от иллюзий. Введен в рассказ авторский текст подводил читателя к правильных суждений об этой эпохе.

Эти слова написаны В. Скоттом в 1820 г. в предисловии к новому изданию романа Х. Уолпола. К этому времени он сам далеко превзошел мастерство своего предшественника в умении создавать иллюзию прошлого, и не просто иллюзию, как это было в Уолпола, а воспроизводить настоящий колорит эпохи.

Английский писатель также считал себя во многом обязанным Марии Эджворт, чьи романы о Ирландию подсказали ему тему и ее решения на материале его родины - Шотландии.

Таким был личный опыт прозаика: характер исторического мышления в литературе, когда он взялся за создание исторического романа.

В. Скотт дошел до исторического романа, детально обдумав его эстетику, оттолкнулся от хорошо известных и популярных в то время готического и антикварного романов. Готический роман воспитывал у читателя интерес к месту действия, а следовательно, научил художника соотносить события с конкретным национальным подоплекой. В готическом романе усиленный драматизм сюжета, характер получил право на самостоятельность поведения и размышлений, потому что он тоже содержал в себе часть драматизма исторического времени. Антикварный роман научил В. Скотта внимательно относиться к местному колориту, реконструировать прошлое профессионально и без ошибок, воспроизводя не только правдивость материального мира эпохи, но, главным образом, своеобразие ее духовного лица.

За тематикой и проблематикой все прозаические произведения В. Скотта можно разделить на Следующие группы:

Очень важную роль в романе играют второстепенные фигуры, прежде всего шотландцы, показаны с искренней симпатией соотечественника и одновременно с объективностью художника. Такие, например, образы вождя горного плана Возраст Ян Вора и его сестры Флоры.

В этом романе автор обратился к истории так называемых якобинских восстаний XVIII в. Он рассказывал о событиях первого великого восстания горцев, которое подготовили и осуществили сторонники Стюартов еще в 1715 г., то есть за 30 лет до полного уничтожения кланов. Писатель подробно объяснил, что якобити (сторонники короля Якова II) получили поражение, потому что лондонское буржуаВНО-аристократическое руководство владело крупными экономическими, политическими и военными преимуществами.

Название произведение получило по прозвищу шотландского национального героя Роберта Макгрегора. Роб Рой - Робин Гуд. Он грабил богатых, чтобы помочь бедным. В его образе соединились романтические и реалистические черты: он благородный, преданный друзьям, наделенный богатырской силой. Роб Рой прекрасно ориентировался в делах и вместе с восставшими горцами представлял собой грозную силу, с которой не могли не считаться чиновники и финансисты из Глазго.

Заслужила внимание история Роб Роя. Честно и скромно герой жил со своей семьей, занимаясь продажей скота. Но в трудный год он не сумел выкрутиться из затруднительного положения. Однажды за его отсутствия люди шотландского вельможи герцога Монроза ограбили дом и хозяйство Роб Роя, обесчестили жену, потому что он задолжал большую сумму денег. Вернувшись домой, герой увидел остатки своего семейного очага. Тогда и решил стать разбойником и податься в горы.

События произведения происходили во Франции XV в. В центре повествования - чужак, который видел французское жизни эпохи Людовика XI беспристрастными, заинтересованными глазами. Квентин Дорвард - шотландский воин, который бежал от преследований своих кровных врагов и поступил на службу к королю Франции, принимал участие в сложных перипетиях политической жизни страны, часто непроизвольно. Парень из шотландского клана наблюдал важные события истории соседнего государства, когда один из самых умных и найдалекоглядніших мужей государства вел ожесточенную борьбу против произвола крупных феодалов, своих непокорных вассалов. Автор создал портрет короля - политика мудрого и безжалостного, для которого коварство, использование злых и добрых качеств людей - нормальные средства ведения политической игры во имя высших целей. В романе описано множество приключений и романтическая любовная история, которая закончилась для ее героев, несмотря на все испытания и преграды, браком.

Основные черты художественного метода В. Скотта

• создание жанра исторического романа;

• романтические картины феодального средневековья и далекого прошлого родной Шотландии определили колорит его романов;

• фабула произведений имела авантюрно-мелодраматический характер;

• использование фантастики, которая связана с народными поверьями;

• создание значительных народных характеров;

• введение приема сочетание описания частной жизни с историческими событиями;

• подчеркивание зависимости судьбы отдельного человека от хода развития истории;

• использование реалистических черт.

Вопросы для самоконтроля

1. В каких литературных жанров в своем творчестве обращался В. Скотт?

2. В чем заключается новаторство писателя?

3. Какие своеобразные особенности исторического романа В. Скотта?

4. На какие тематические группы можно разделить все исторические романы прозаика?

Читайте также: