Сообщение о увертюре моцарта

Обновлено: 04.07.2024

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

В каденционные их такты вплетаются томительные интонации скрипок, связывающие восьмитакт воедино с последующими.
Протяжные звуки духовых, медлительная смена гармоний, мерный и однообразный ритм начальных аккордов создают образ, устрашающий не столько грозностью черт, сколько своей неподвижностью. Правда, неподвижность мнимая, она таит в себе возможность развития, и именно скрытое внутреннее брожение придает вступлению особую напряженность. Развитие осуществляется здесь тем же путем, что и в опере, — путем отпочкования от основной темы новых мелодических образований. На возникающие ответвления не приобретают самостоятельной роли; переплетаясь друг с другом, они участвуют в развитии образа как компоненты однородные, и тем не менее наличие их является несомненным признаком внутренней динамики образа при его внешней неподвижности.
Членение материала здесь почти незаметно: избегая одновременного кадансирования голосов, Моцарт создает впечатление непрерывно текущей мелодии.
Так, например, затушевывается переход от первого восьмитакта к середине: в последних двух его тактах в верхнем голосе возникает томительная мелодия скрипок, как бы подготовленная предшествующими аккордами; синкопированный звук этой мелодии приходится на заключительный тонический аккорд в нижних голосах; в тот же момент в средних голосах (альты) возникает настойчивое кружение шестнадцатых. Благодаря непрерывности их движения, обволакивающего все осталыные голоса, дальнейшее отклонение в g-moll и появление тревожных, резких возгласов духовых почти не отделяются от предшествующего материала. Протестующие эти восклицания сами являются дальнейшим ответвлением начального тематического ядра, но острота ритмического рисунка, смена forte и piano, яркость тембровой окраски выделяют их из общего движения голосов:

Ноты к Дон Жуану

Еще более обобщенный характер имеет контрастно построенная побочная партия с ее грозным начальным унисоном и ответными дразнящими репетициями струнных. Оба ее элемента хорошо нам знакомы: репетиции — прием, связанный с шутливым, беспечным настроением Дон-Жуана; суровое, постепенно нисходящее движение характеризует в опере роковые моменты — гнев Командора, близость гибели, обреченность:

Ноты из опер

Моцарт, ноты

Роднят оба построения и репетиции восьмыми, хотя здесь они отделены от полетного движения верхнего голоса и сосредоточиваются в басу, укрепляя этим начальный аккорд (тем самым обнажается и контраст между малоподвижной первой частью главной партии и стремительной второй).
Хотя в следующем пятнадцатитакте тематика коренным образом видоизменена, при детальном сравнении с аналогичным построением главной партии обнаружится близость архитектурных пропорций, общность выразительных признаков (в пределах аналогичных разделов), родственность мелодической и гармонической фактуры.
Так, начало обоих построений представляет пятитакт с характерной для него гармонической малоподвижностью. И тут и там мы имеем дело с тоническим органным пунктом, с восходящей мелодической линией и мягким звучанием двойных нот в средних голосах; восходящему движению в верхнем голосе противопоставлены долгие задержания с коротким разрешением вниз на малую секунду, но в связующей они уже не тормозят линии подъема:

Моцарт - ноты

Ноты к произведениям Моцарта

Национальный театр в Праге


Национальный театр в Праге


Заключительная партия, возвращаясь к типу общего фи-нально-увертюрного письма, воссоздает праздничную атмосферу оперы во всей ее непосредственности. Опираясь на характерные репетиционные обороты, она организует их в победном маршевом ритме, непринужденно привлекая некоторые тематические построения из обоих финалов. Простота и непосредственность выражения отличают ее от предшествующих партий, и создают перед разработкой (Впечатление разрядки.
Мы ограничим анализ увертюры разбором экспозиции: хотя разработка и реприза представляют большой интерес в смысле раскрытия сюжетного замысла увертюры, но в вопрос о связях оперных образов с образами увертюры существенно новых данных не вносят.

Увертюры Моцарта разделили судьбу лучших оперных увертюр, которые по своему симфоническому облику и интенсивности развития стали в один ряд с симфониями, концертами, поэмами, сюитами.

Цельность развития, ясность структуры, собранность, живость и блеск изложения придают им подлинно симфонический размах и делают вполне реальной их самостоятельную концертную жизнь.

Премьера оперы состоялась 1 мая 1786 года в Вене.

Премьера оперы состоялась 29 октября 1787 года в Праге.

Грозное вступление – это тяжелые, зловещие аккорды, четкий остинатный ритм, отголоски которого проникают в заключительные страницы оперной партитуры. Моцарт рисует образ Командора, олицетворяющий идею возмездия. Постепенно музыкальная ткань светлеет. Феерическое Allegro переводит действие в иную образную сферу, намечая некоторые комедийные ситуации, кипучую праздничную атмосферу и стремительность развития оперного сюжета.

Роковую развязку драмы предвосхищают заключительные такты увертюры Моцарта, исполненные мрачной настороженности и тревоги…

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

Свадьба Фигаро

Действующие лица

Голос

Описание

опера Свадьба Фигаро

Фото:

моцарт свадьба фигаро
свадьба фигаро краткое содержание



Интересные факты


Популярные арии:

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/volfgang-amadej-motsart

К работе над оперой Моцарт приступил в декабре 1785 года. Однако саму идею ее создания он обдумывал в начале 1782 года. Основой сюжета послужила комедия Бомарше, которую изначально запретили в Австрии из-за резонансного по тем временам содержания. На родине во Франции постановка вызвала волнения, так как совпала с предреволюционными настроениями. Либреттист Лоренцо да Понте смог добиться разрешения продолжить работу над оперой, убедив императора Йозефа II в том, что наиболее опасные моменты сократил, а основной сюжет будет восприниматься не столь остро благодаря наложению на музыку.

Революционность идеи пьесы заключалась в неслыханной до этого дерзости сопоставить личные качества представителя низшего сословия и феодала. В этом противопоставлении лакей Фигаро с помощью остроумия, находчивости и предприимчивости несколько раз ставит в неловкое положение своего господина графа Альмавиву. Неприкосновенность господского класса была впервые подвергнута критике.

Тема была близка Моцарту – музыканты как сословие в те времена не пользовались уважением. Доподлинно известно, что Моцарт, с раннего детства выступавший в монарших домах Европы, отличался редким чувством собственного достоинства. Не преувеличивая значения собственной персоны, но и не умаляя божественного дарования, он остро ощущал сословную разницу.

Опера всегда была излюбленным жанром композитора. Благодаря богатому инструментарию выразительных средств – музыке, сочетанию голоса и инструментов, театральным возможностям и декорациям – в опере можно максимально реализовать талант к сочинению музыки. Моцарта по праву считают величайшим мелодистом. Впитав и переработав особенности народной немецкой песенности и итальянской кантилены, его мелодика и гармония отличаются ясностью, чистотой и необыкновенной эмоциональностью. Даже в инструментальных произведениях нередко можно узнать признаки оперы – в противопоставлении характеров/тем, в развитии музыкальной ткани.

Образы в опере


Вольфганг активно принимал участие в работе над либретто. Ему нравился изящный, поэтичный слог да Понте, который легко ложился на музыку. Перерабатывая пьесу Бомарше, либреттист внес, по указанию Моцарта, изменения в характеры героев. Несмотря на легкомысленный характер всего действа, которое обычно определяют как бытовую комедию или оперу-буффа, затронутые темы социального неравенства и психологическая зрелость персонажей заставляют о многом задуматься зрителя, что не свойственно развлекательному жанру.

Невероятно живым выглядит и образ Сюзанны, возлюбленной Фигаро. Ее персонаж давался Моцарту не столь легко, как выглядит на сцене – партия переписывалась много раз. Он добивался простоты и изящества звучания, стараясь сохранить при этом очарование Сюзанны.

Зато после трудоемкой работы над партией Сюзанны, работа над образом пажа Керубино приносила настоящий отдых и удовольствие. Певец любви, юноша, постоянно в кого-то влюбленный, пленяющий искренностью и жизнелюбием.


Примечательно, что увертюра в нотном виде была записана за 2 дня перед премьерой. Она отходила от принятого в то время канона написания увертюр: отсутствовала медленная часть и основные темы из оперы. Она являет собой самостоятельное инструментальное произведение, передающее общий характер предстоящего музыкального повествования. Быстрый темп, жизнеутверждающее звучание, пассажи, шорохи, внезапные аккорды духовых создают атмосферу таинственности и интриги.

Спустя 200 с лишним лет, опера не потеряла актуальности и свежести. Сегодня она одна из наиболее репертуарных опер, а число ее поклонников постоянно растет. Но так было не всегда.

Первые постановки

Свадьба Фигаро

Работа над оперой длилась не более 5 месяцев. Уже 1 мая 1786 года состоялась премьера. Представление затянулось не на один час. Переполненный Бургтеатр рукоплескал отдельным номерам, заставляя артистов повторять особенно понравившиеся арии по несколько раз, до тех пор, пока император не приказал запретить повторы более 1 раза.

Тем не менее, после премьеры постановка выдержала от силы 8 спектаклей, после чего была позабыта венцами на 2 года. В это время с большим успехом шли премьеры опер Сальери и Солера, входил в моду новый танец – вальс . Избалованные венцы быстро забывали вчерашних кумиров.

В Вене спектакль возобновили спустя 2 года по инициативе Антонио Сальери. Он же и руководил постановкой. Вопреки распространенному мнению, Сальери с большим уважением относился к Моцарту и считал, что его бессмертная музыка должна звучать на лучших театральных подмостках.

Столь выразительная музыка излюблена кинематографом – от исторических фильмов до суперсовременных боевиков и жанра Action. Звучат как отдельные мелодии и мотивы, так и отдельные номера в студийной записи.


Вот далеко не полный список фильмов, в которых можно услышать ее:

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: