Сообщение о улице школьной

Обновлено: 19.05.2024

Дата фотографий: 2014 год, 19 октября.

2. Так выглядит улица Школьная в наши дни. Недавно на заднем плане вырос бизнес-центр Golden Gate. Здание состоит из двух разноуровневых объемов (24 и 26 этажей), соединенных переходом на уровне 22-24-го этажей.

Рогожская слобода, включающая в себя современную Школьную улицу, возникла в конце XVI столетия, населяли ее ямщики с семьями, зарабатывающие на жизнь перевозками. После прокладки в середине XVIII века Камер-Коллежского вала слобода вошла в состав Москвы, и территория стала активно застраиваться домами купцов. Здесь же привольно расположились многочисленные лавки и пекарни. До нашего времени дошло всего лишь несколько домов того времени, т.к. улица сильно пострадала от пожаров 1812 и 1862 гг.

Цвета фасадов при реставрации восстановлены оригинальные.

История трамвая на Школьной началась 29 июня 1952 года; в этот день было закрыто движение по трамвайной магистрали от Яузских ворот до заставы Ильича (заменённой на троллейбусную линию), а трамваи пошли по новой линии через Костомаровский мост и Школьную улицу. Линия проработала почти три десятка лет, пока в августе 1980 года движение по Школьной не было прекращено. Улицу надолго перегородили заборы стройплощадок, но после завершения возведения новых зданий по расширенной Тулинской улице (ныне улица Сергия Радонежского) трамвай на оставшуюся в стороне от массовой реконструкции Школьную так и не вернулся, хотя этому в общем-то ничто не препятствовало.

Как параллельная улица Сергия Радонежского была реконструирована и расширена, автомобильное движение переместилось туда. Школьную улицу собирались сделать музейно-старомосковской, но потом власти надолго охладели к этой затее.

Реставрационные работы в этом районе Москвы начались еще в 1984 году. Специалисты тщательно изучали архивные документы и соскобы со стен. Именно это помогло узнать первоначальную расцветку зданий и придать Школьной улице сегодняшнее многоцветье.

Восстанавливали реставраторы и несохранившиеся элементы внутреннего обустройства зданий. Так, в доме под номером 31 ими был устроен отсутствующий лестничный пролет. Чтобы придать историческую достоверность окружающей обстановке, здесь восстановили былое тротуарное покрытие и газовые фонари.

Недореставрированные дома в той части Школьной улицы, что граничит с Большой Андроньевской, довольно долго стояли в полуразрушенном состоянии, но со временем и до них добрались строители, и сейчас на эти здания приятно посмотреть.

До августа 2000 года на Школьной улице можно было наблюдать трамвайные рельсы, причём во вполне приличном состоянии. Но в этом злосчастном августе улицу внезапно пожелал осмотреть некий видный деятель, и в спешном порядке рельсы залили асфальтом.

Очевидно, что потенциал у улицы именно пешеходный: старинные двух-трехэтажные дома, высокие первые этажи, которые могли бы быть приспособлены под кафе и магазины, близость станций метро и пригородных электричек и большой жилой район вокруг, всё это должно обеспечить популярность улицы для прогулок. Но врядли она сможет стать вторым Арбатом.

Итак, Школьная улица - одна из самых красивых и необычных улиц города.

Сначала небольшая историческая справка, а затем сравнения.

В прошлом это шумная улица Тележная, на которой велась оживлённая торговля, располагались трактиры и пивные.

Позже улицу переименовали в 1-ую Рогожскую, а уже затем в Школьную.

Улица была наверное самой значимой в Рогожской ямской слободе, поскольку весь бизнес, связанный с движением по Владимирскому и Рязанскому трактам, сконцентрировался здесь.

Это постоялые дворы и всякого рода торговля, связанная с дальним транспортным передвижением. Видимо поэтому и застройка достаточно типовая. Это двух- трёхэтажные ямщицкие домики, примыкающие друг к другу, с большими арками для проезда телег. Во внутренних дворах, с деревянным мощением, находились амбары и навесы для сена. Поэтому пожары в то время были очень частыми.

Жизнь с Тележной уходила постепенно. Сначала - пожар в 1812 г.

Потом последовало переименование в 1-ю Рогожскую. После революции в уцелевших домах были обустроены квартиры.

С 1952 г. до 1980 г. по улице ходил трамвай N2. Также Школьная стала достаточно оживлённой в плане движения автомобилей, но осуществилась реконструкция параллельной ул. Тулинской (Сергия Радонежского) и все движение переместилось туда.

О восстановлении улицы заговорили только в 1976 г. после принятия определённых законов и создания комиссии по сохранению исторической застройки города. Работы правда начались только в 1984 г.

Сегодня мы прогуляемся по этой улице в сравнительных фото, двигаясь от ул. Рогожский Вал к Добровольческой улице между которыми Школьная и располагается, по ходу пересекая Большую и Малую Андроньевские улицы.

К сожалению нет более старых фото, поэтому довольствуемся тем, что есть.

Вид в сторону Рогожского вала. До второй половины 80-х здесь была АЗС.

Все, разворачиваемся и идём по Школьной. Слева дом 48, 1825 года постройки.

Видно трамвайные пути

Перекрёсток с Малой Андроньевской, вид в сторону ул. Сергия Радонежского.

Дом 31, на углу Школьной ул. и Малой Андроньевской. Здесь проходили собрания и концерты, организованные Станиславским в 1917 г. (Дом Шелапутиных).

Малая Андроньевская от ул. Сергия Радонежского.

Малая Андроньевская от д.29 по Школьной.

Большая Андроньевская, д.5с2. Бывшая Рогожская электрическая подстанция городских железных дорог, 1908 г.п. Сейчас электротяговая подстанция N5.

пс: была светлая идея создать из улицы некий второй Арбат, но с тематической направленностью. Тут могли появиться: необычный музей карет и быта ямщиков, ремесленные мастерские, торговые лавки, гостиница, оформленная, как постоялый двор. Дополнять это все должна была, по идее, тематическая сеть общепита - трактиры, квасные, блинные, чайные и т.п. Но, видимо, что-то пошло не так.

С последней реконструкцией летом 2019 г., от идеи сделать улицу туристически привлекательной вроде бы не отказались. ждём.

Теперь, после множественных попыток, ещё со времён СССР, это уже точно - абсолютно пешеходная улица, ни парковки, ни трамвая. Хотя трамвайную линию можно было и оставить. Какой-нибудь старый трамвайчик здесь смотрелся бы кстати)

Конечно же радует, что такую уникальную улицу всё-таки сохранили! Но получилась какая-то немного безжизненная красота. Свежевыкрашенные домики на фоне современной застройки. С одной стороны такой контраст впечатляет, с другой - улица выглядит декорациями к киносъемкам)

Очень хорошо, что сохранены некоторые элементы старины в виде отбойных столбиков, элементов брусчатки и мн.др. Но заглядывать во дворы любителям старины нет смысла. В основном, за воссозданными и отреставрированными фасадами, задние части строений из современного кирпича.

В любом случае то, что есть это лучше, чем произошедшее с соседней ул. Сергия Радонежского (Тулинской) после реконструкции в середине 80-х, да и многими другими улицами.

Мнение мое личное дилетантское, фото прошлогодние, возможно что-то изменилось. Спасибо!

Школьная улица, Москва

Школьная улица - происхождение названия

Первое известное название нынешней Школьной улицы - 1-я Рогожская - было связано с ее расположением на территории Рогожской слободы ямщиков.

В 1923 году получила современное название. Переименование носило, скорее всего, условный характер, и топоним не обязательно был связан с наличием образовательного учреждения.

Школьная улица Москва - история

История Школьной улицы

Школьную улицу, без сомнений, можно назвать заповедным уголком города Москвы. Здесь до сих пор сохранился уникальный архитектурный ансамбль строений Рогожской слободы, относящийся к девятнадцатому столетию.

Реставрационные работы в этом районе Москвы начались еще в 1984 году. Специалисты тщательно изучали архивные документы и соскобы со стен. Именно это помогло узнать первоначальную расцветку зданий и придать Школьной улице сегодняшнее многоцветье.

Школьная улица

Восстанавливают реставраторы и несохранившиеся элементы внутреннего обустройства зданий. Так, в доме под номером 31 ими был устроен отсутствующий лестничный пролет.

Чтобы придать историческую достоверность окружающей обстановке, здесь восстановили былое тротуарное покрытие и газовые фонари.


В двух минутах ходьбы от площади Рогожской заставы в Москве располагается любимый многими горожанами памятник архитектуры – практически полностью сохранившийся ансамбль ямщицкой слободы на Школьной улице. Однако свой сегодняшний вид историческая застройка приобрела лишь недавно, несколько десятилетий назад вместо улицы здесь была проезжая часть, а большинство домов считались непригодными для жилья.

Рогожская слобода сформировалась ещё в начале XVI века как поселение московских ямщиков. Название выбрали по топографическому принципу, расположенному по той же дороге селу Рогожи, которое сегодня превратилось в город Ногинск. Сегодняшняя Школьная улица первоначально именовалась Тележной и считалась в слободе главной. Двух- и трёхэтажные ямщицкие дома с большими арками строились по типовым проектам: на первом этаже конюшня, на втором – небольшие квартиры для людей, во внутренних двориках деревянные амбары и навесы для сена. Как раз из-за них пожары на Тележной считались привычным делом: дома на улице постоянно сгорали и перестраивались. Существующий ансамбль был полностью сформирован в XIX веке.


После революции в уцелевших домах в конце улицы обустроили квартиры для рабочей интеллигенции. По данным адресных книг, жильё здесь получили врачи, рядовые члены Моссовета и военные в младших званиях. В 1923 1-й Рогожской дали новое название – Школьная, этимологию которого так никто и не объяснил. По всей видимости, наименование было связано с планами по перестройке квартала, соседняя 2-я Рогожская в тот же момент превратилась в Библиотечную. На улице положили трамвайные рельсы и пустили маршрут № 2. Выгоревшие ещё при императоре или просто заброшенные дома так и оставались в руинах.

Пешеходная Школьная улица

В этом году в Таганском районе Москвы началось благоустройство Школьной улицы: по проекту она наконец-то становится пешеходной, и хотя работы ещё не до конца завершены, москвичи уже вполне могут оценить, во что она превратилась.

Благоустройство Школьной улицы - знаковое для Москвы событие, которое имеет любопытный бэкграунд. Дело в том, что ещё в 1970-х годах в Москве подняли вопрос о создании в черте города ряда исторических заповедных зон, в число которых вошла и Школьная - на ней сохранился уникальный ансамбль Рогожской ямской слободы (значительное количество 2-3-этажных домов с массивными воротами и колёсоотбойными тумбами). В 1980-х для неё был разработан проект реконструкции: предполагалось, что впоследствии она опешеходится и станет "вторым Арбатом", но чуда не случилось: по улице лишь закрыли сквозное движение, и со временем она превратилась в одну большую парковку.

Короче, всё забуксовало, и до 2019 года Школьная улица оставалась непонятным бессмысленным пространством, в котором было неприятно находиться. Однако, ансамбль Рогожской ямской слободы привлекал большое внимание интересующихся историей горожан и сделал ей славу одной из альтернативных достопримечательностей Москвы.

Школьная улица в феврале 2018 года

Школьная улица в феврале 2018 года

Когда весной 2019 года на Школьной начались работы по благоустройству, это было воспринято очень позитивно: наконец-то!

Благоустройство действительно удалось на славу - улица стала пешеходной, её замостили крупной плиткой, установили фонари в ретро-стиле и обустроили газоны. Гулять по ней стало безопасно - это уже не та огромная парковка, которая вызывала отвращение.

Местами в мощении оставили "вырезы" с исторической брусчаткой.

Пешеходная Школьная улица

Вдоль улицы также начали возводить причудливые небольшие павильоны с острой крышей: видимо, в дальнейшем их будут использовать при проведении городских фестивалей и ярмарок.

Благоустройство Школьной улицы

Казалось бы - жизнь наладилась, наконец-то Школьную улицу благоустроили так, как она того заслуживает!

Однако, при прогулке по ней возникают очень неоднозначные впечатления. Да, Школьная стала пешеходной, теперь она аккуратная и очень фотогеничная, но есть одно "но", которое портит всю малину: это произошло очень несвоевременно. Даже если закрыть глаза на реконструкцию 1980-х, после которой ансамбль Рогожской ямской слободы фактически превратился в набор фасадов вдоль улицы, и выросшие вокруг малоэтажной застройки громады типовых жилых домов, за последние годы улица изрядно растеряла детали, делавшие её интересной и привлекательной.

Главным достоинством Школьной улицы всегда было большое количество аутентичных "мелочей": особенно запоминались массивные ворота и ставни, а также колёсоотбойные тумбы. Благодаря таким деталям здесь и сохранялась атмосфера утраченной ямской слободы. Но в последние годы их стало гораздо меньше: где-то ворота заменили витриной, где-то возвели новое крыльцо с козырьком или изменили остекление.

Местами Школьная стала восприниматься как яркая пряничная декорация.

Школьная улица

В разных частях улицы до сих пор сохранилось большое количество интересных исторических деталей. Есть и те самые массивные ворота, и колёсоотбойные тумбы, но они уже не читаются как часть чего-то целого.

Застройка Школьной улицы

В этом нет вины городских властей или тех, кто создавал проект благоустройства: они отработали на "пять" с плюсом, подарив городу и его жителям комфортное и безопасное пешеходное пространство. Просто это произошло несвоевременно: стань улица пешеходной 10 лет назад - это произвело бы вау-эффект, но в наши дни состояние и реальная ценность улицы сами по себе вызывают вопросы и сомнения, независимо от её пешеходности.

Лучше всего впечатления от современной Школьной улицы передаёт бородатый анекдот про шарики.

Пришёл мужик в магазин, чтобы купить воздушных шариков к празднику, а его встречает грустный продавец.

- У вас есть воздушные шарики?

- Есть, но они бракованные.

- Что, не надуваются?

- Нет, нормально надуваются.

- Может быть, они не цветные?

- Всех цветов радуги есть.

- Так в чём же дело?!

Но есть всё-таки у Школьной одна особенность, которой у неё не отнять: где ещё можно увидеть такой контраст между малоэтажной исторической застройкой, типовой жилой застройкой и современной архитектурой? Можно сказать, это живой памятник московскому ВСЕМУ.

Застройка Школьной улицы

И да, быть пешеходной ей в любом случае куда более к лицу, чем хаотично запаркованной и неуютной.

Не всегда всё делается к лучшему, но в конечном итоге благоустройство Школьной улицы - это как раз тот случай, когда лучше всё-таки стало, пусть и запоздало. Будем обживать.

Читайте также: