Сообщение о удэгейцах приморского края

Обновлено: 05.07.2024

Уклад жизни, традиции и обычаи

Являясь коренным народом Дальнего Востока, удэгейцы принадлежат к тунгусо-маньчжурской группе. Предгорья Сихотэ-Алиня, а именно долины нескольких рек – место, где живёт этот народ. Традиционным занятием удэгейцев была охота, и в меньшей степени рыбалка. Также собирали жители леса ягоды, дикие растения, лекарственные травы. Для них лес является пространством, где они чувствуют себя уверенно и спокойно. А иначе и не могло быть, так как лес всегда кормил их и оберегал.

Взаимная выручка и помощь у народа проявляется в простых обыденных ситуациях, когда соседи обязательно помогают друг другу и не оставляют без помощи семьи погибших и сирот.

Охотничьему ремеслу мальчиков обучали с детства, для того чтобы полученные навыки они могли применять повзрослев. И так как охота являлась основным занятием удэгейцев, им сложно было приспосабливаться к городской среде. Это было видно на примере периода перестройки, когда многие потянулись в города. Однако, немало людей опять возвращались в родные места.

Как работают удэгейцы

Больше интересного на сайте Это Сибирь

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (палецвверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал, и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Удэгейцы считали своими мифологическими предками медведей и уссурийских тигров. Верили, что земля — это огромный дракон, лежащий на водной глади. Далекий северный народ всегда жил одним днем, беря от природы ровно столько, сколько нужно для выживания. Сегодня удэгейцы практически утратили традиционные промыслы, однако бережное отношение к природе и национальное самосознание сохранили.

Название


Где живут, численность

Историческая область обитания удэгейцев — территория вблизи обоих склонов Сихотэ-Алиня, включая области:

  • На востоке до побережья Японского моря;
  • На западе до рек Хор, Бикин, Большая Уссурка: среднего течения правых притоков Уссури;
  • На северо-востоке до Императорской гавани орочей;
  • На севере до территорий найхинских нанайцев;
  • На юге до границ проживания тазов.

Кроме того, часть народа обитала вдоль притоков Амура — Урми, Хунгари и Анюй, располагавшихся северо-западнее основной зоны расселения.


Установление советской власти привело к искоренению традиционного полукочевого образа жизни и традиционных ремесел. Удэгейцев вместе с другими северными народами стали селить в стандартных укомплектованных поселках, объединять их деятельность на базе совхозов и госпромхозов. Это привело к появлению девяти крупных поселков, в которых совместно с русскими и другими северными народностями сосредоточилась основная масса представителей этноса.
Численность удэгейцев, по данным переписи 2002 г., составила 1657 человек, компактно проживающих на территории Хабаровского и Приморского края. Больше всего — 378 человек, проживает в селе Красный Яр в Пожарском районе Приморского края. Перепись 2001 г. зафиксировала 42 представителя народности на территории Украины, что приводит к общей численности порядка 1700 человек.

Удэгейский язык относится к алтайской языковой семье, тунгусо-маньчжурской ветви. По звучанию больше всего схож с орочским, однако имеет значительные различия даже во внутреннем строе. Перепись 2010 года показала, что лишь 82 человека указали его в качестве родного, что грозит языку полным уничтожением.
Удэгейский язык с тридцатых годов прошлого столетия имеет кириллическую письменность, алфавит окончательно сформирован к 1989 г. Литература на национальном языке по числу памятников незначительна, наиболее известны книги писателя Джанси Кимоноко.

История


Удэгейцы — коренной автохтонный народ Дальнего Востока, сформировавшийся на заре человечества под влиянием следующих культур:

  1. Палеоазиатской, с древности проживавшей на территориях современного расселения этноса. Представлена Янковской археологической культурой, а также культурами Приамурья и Кореи.
  2. Тунгусской, представленной Ольгинской археологической культурой. Основу составили пришедшие из Забайкалья пешие охотники древнего народа илоу.
  3. Австронезийской, представленной Кроуновской археологической культурой. В качестве мигрантов выступило население прибрежных территорий Восточно-Китайского и Желтого морей.

Известно, что к IV—VI столетиям сформировался состоящий из семи племен союз Уцзи, занимавший прибрежные территории Японского моря. В VII столетии смешавшиеся в процессе миграции народы образовали государство Бохай, часть которого занимала территории проживания удэгейцев. На протяжении дальнейшей истории известны упоминания удэгейского народа или племени как охотников и рыболовов, не имеющих единого государства.

Внешность


Удэгейцы относятся к среднеазиатскому виду монголоидной расы, ее байкальскому типу. Наряду с ярко выраженными чертами монголоидной внешности представители народа отличаются гораздо более светлой кожей и менее выраженной пигментацией волос и глаз. К отличительным особенностям внешности удэгейцев относят:

  • прямые мягкие волосы темных оттенков;
  • темные и светлые оттенки глаз, эпикантус;
  • тонкие губы;
  • небольшой нос;
  • высокое плоское лицо с выступающими скулами;
  • коренастое крепкое телосложение;
  • рост низкий или ниже среднего.

Одежда


Семейный уклад

Удэгейцы жили общинами, состоявшими из одного или нескольких родов, считавшихся по мужской линии. Во главе каждого рода стоял старейшина, выбираемый из числа наиболее уважаемых представителей старшего поколения. Старейшины принимали важные общественные решения, разрешали бытовые конфликты, выступали в роли судей, руководствуясь сводом родовых правил.
В общинах сохранялись черты первобытно-общинного строя, кровной мести, взаимопомощи, уважения к старшим. При возникновении споров между людьми из соседних родов в роли судьи выступал старейшина с нейтральной территории. Кровная месть была не столь жестокой, как, например, у кавказских народов. Во время набега на соседнюю общину нельзя было трогать женщин и детей, охотиться и пить воду на соседских угодьях. Это подразумевало ограничение конфликта по времени, поэтому большинство из них заканчивалось перемирием.


Жили малой семьей, чаще моногамной, однако встречались случаи полигамии, левирата. Задача мужчины — обеспечение пищей и защита семьи. Женщина занимала зависимое положение, на ее плечи ложилась большая часть работы по дому: установка чума, приготовление пищи, уход за детьми, разделка туш убитых животных, изготовление домашнего скарба.
Браки были договорными и выкупными. В первом случае роды обменивались девушками и юношами, часто подобные сговоры проходили в детстве, и уже в 4-5-летнем возрасте девочек отправляли на работу в дом родителей будущего мужа. Брачный возраст наступал в 12-15 лет, традиционно за невесту платили калым, часто девушек выкупали китайские купцы.
Рождение ребенка сопровождалось для женщины очередными сложностями. На последних месяцах беременную отправляли в специально приготовленный шалаш, стоящий вдали от поселения. Там ей полагалось самостоятельно родить и жить с младенцем, пока тому не исполнится месяц. Навещать роженицу могла лишь повитуха, иногда не приходила и она, что часто приводило к смерти матери и ребенка.

Жизнь

Удэгейцы — охотники и рыболовы, обработкой земли не занимались, из животных разводили лишь собак, которых впрягали зимой в нарты для перевозки грузов. Охотились на изюбров, пятнистых оленей, кабанов, медведей. С весны до осени занимались рыболовством: летом добывали горбушу, осень кету, весной хариуса и других мелких речных рыб.
По случаю убийства медведя устраивали медвежий праздник с культовыми обрядами. Особое значение имело ритуальное поедание головы медведя, череп животного надевали на шест, устанавливаемый в лесу. А вот уссурийского тигра убивать запрещалось: встретив его след, охотники произносили молитвы, просили у тигра помощи, защиты и удачной охоты. Особое отношение к этим животным связано с верой, что удэгейцы в далекой древности произошли именно от них.

Религия


Удэгейцы

По данным Переписи населения 2002 года в России живет 2 тысячи удэгейцев. По данным Переписи 2010 года - 1496. Живут в Хабаровском и Приморском краях (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.).

Где живут удэгейцы

Весь их быт, верования и ценности тесно связаны с природой Дальнего Востока, которую они обожествляли и с которой они научились эффективно взаимодействовать.

Коллективизация и активное укрупнение дальневосточных поселений в первые годы советской власти отчасти нарушили их традиционный уклад. В результате уже в 1940 году удэгейцы были рассредоточены небольшими группами по девяти посёлкам. Сейчас они проживают в основном Хабаровском и Приморском краях России.

Численность удэгейцев

Удэгейцы – малочисленный народ. Во время Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживает 1496 удэгейцев.

На Украине живут еще 42 человека, которые называют себя удэгейцами. Из них 8 знают стве удэгейский язык, а остальные указали в качестве родного русский и украинский языки.

Происхождение удэгейцев

Вопрос о происхождении удэгейцев до сих пор остается открытым. Есть только теории. По одной из них, удэгейцы – выходцы из Маньчжурии, и на их культуру и образ жизни повлияли палеоазиаты.

Согласно другой теории, в их бытовании есть признаки того, что они пришли на Дальний Восток с Севера.

Исследования установили, что в конце второго тысячелетия до нашей эры из Сибири на Дальний Восток переместились тунгусские племена. Они расположились в Нижнем Амуре и северном Приморье. Культура переселенцев смешалась с культурой местных племен, и в результате образовалась новая общность.

Приморские удэгейцы активно взаимодействовали со средневековыми государствами этого региона. Теснимые монголами, приморские народы ещё больше смещались с насиженных мест и ещё больше перемешивались между собой. Так образовались удэгейцы, нанайцы, орочи и маньчжуры.

Получается, что удэгейцы получили в наследство знания и культуру многих древних племён.

Язык удэгейцев

Удегэйцы говорят на удэгейском языке, который относится к алтайской языковой семье и очень схож с орочским.

Поскольку вплоть до конца XX века у удэгейцев выделялись субэтносы, в этом языке прослеживается три диалекта:

  • бикино-иманский;
  • хорско-анюйский;
  • самаргинско-хунгарийский.

Носителей удэгейского языка становится все меньше. Например, в 2010 год о своем знании родного языка заявили 62 удэгейца.

В 1930 году советский учёный тунгусо-маньчжуровед Евгений Шнейдер создал для удэгейцев письменность на основе латиницы, а в 1980 году она была переведена на кириллицу. В 1989 году была утверждена официальная удэгейская орфография. Ее разработали лингвисты и ученые Михаил Симонов и Валентина Кялундзюга.

Литература на этом языке существует, но её очень мало.

Религия и обычаи удэгейцев

Как и другие народы Дальнего Востока, удэгейцы верили, что их окружает живая природа, движимая духами. Земля в представлении древних удэгейцев была большим животным: рыбой, драконом или лосем (у каждого поселения были свои представления о том, какое это конкретно животное). Позже удэгейцы уверовали в то, что землёй и силами природы управляют невидимые духи.

Например, горы и леса были владениями духа Онку, которому удэгейцы поклонялись. Некоторые животные были его помощниками и служили ему вместе с духами земли.

Традиционные представления о природе удэгейцы в какой-то степени сохранили до сих пор. В частности, они считают главным божеством духа Пудзю – хозяина огня и мира в целом. Ведь огонь издревле был для них чем-то священным, так как дарил тепло, уют, еду и свет. Именно поэтому в их культуре сохраняется почтительное отношение к огню.

Многие обряды в жизни коренных поселений Дальнего Востока были общими для разных народов. Каждый коренной житель с детства обучался магическим приёмам, которые, как его учили предки, помогали ему защитить себя и своих детей от злых духов. И поэтому каждый удэгеец был немного шаманом. А если собственная ворожба ему не помогала, он обращался к признанным шаманам.

Удэгейский похоронный ритуал был призван обеспечить покойнику сытую жизнь на том свете. Поэтому в выдолбленный из дерева гроб клали орудия труда, средства передвижения, немного еды. Но при этом все колющие и режущие инструменты обязательно с затупленными лезвиями.

Для удэгейцев важен культ медведя, которого они считают своим родственником. По случаю добычи медведя они устраивали праздник. Ведь мясо медведя считалось священным и его ели по-особенному. Некоторые части медвежьей туши есть было запрещено, их какое-то время хранили в амбаре, а потом хоронили, чтобы угодить духу медведя и снискать его покровительство.

Особое место в быту и культуре удэгейцев занимали ритуалы по привлечению добрых духов для удачной охоты. Охотники задабривали духов кусочками еды, готовили для них специальные лакомства. Чтобы попотчевать духов, отвечающих за удачную охоту, удэгейцы использовали спирт, спички, табак и другие доступные им средства, сравнительно недавно созданных цивилизацией.

Культура удэгейцев

В удэгейской культуре есть немало песен и молитв, обращённых к духам природы. Свои эмоции удэгейцы тоже выражают через стихи и песни, но эти произведения народного искусства настолько своеобразны, что людям другой культуры их очень непросто понять.

Удэгейские шаманы издавали особые звуки, которые преобразовывались в ритуальные песни, и в таком виде стали известны всему миру.

Важнейшим ритуалом этого праздника является своеобразное заклинание кеты. Голову и хвост первой выловленной рыбы выбрасывают в воду, потому что именно в этих частях, согласно поверью, находится ее душа. Перед тем, как бросить голову и хвост обратно в воду, рыбе объясняют, что люди ловят её для еды, а не из баловства, и что делают они это только из насущной необходимости.

Традиционная одежда удэгейцев

Одежда удэгейцев шилась из подручных средств. Обычно она была домотканой или изготавливалась из меха.

Традиционные постройки удэгейцев делятся на полуподземные, наземные и свайные. По конструкции они тоже бывают разные, а именно: срубные и каркасные. Каркасные сооружения – это остов из дерева, покрытый корой и берестой. Стены были деревянными и строились из уложенных друг на друга бревен.

Зимнее жилище обычно разделялось с помощью деревянных брёвен на несколько частей. Стены засыпались землей наравне с бревнами. В месте, предназначенном для отдыха, устанавливались нары. В центре жилья отводилось специальное место для обработки рыбы и мяса – их традиционно коптили и вялили. Здесь же, посреди жилища, каждый день готовили еду и поэтому там устанавливали котел.

Жилище удэгейцев также делилось на мужскую и женскую половины. Некоторые ученые считают, что эта форма деления жилья могла быть позаимствована у китайцев.

Летние варианты жилищ представляли собой шалаши. Со стороны они выглядели как двускатная крыша, которую установили над землёй на сваях. Сверху шалаш укрывали корой кедра или берестой. Возле шалашей размещались хозяйственные постройки с обязательными отдельными помещениями для разделки рыбы и мяса.

Внешность удэгейцев

Удэгейцы являются представителями монголоидной расы. Они обладают характерной внешностью с ярко выраженными признаками. Это:

  • темные волосы, достаточно мягкие по своей структуре;
  • темные и светлые с эпикантусом глаза;
  • небольшие тонкие губы;
  • маленький нос;
  • плоское высокое лицо;
  • выступающие скулы;
  • коренастое телосложение;
  • небольшой рост.

По сравнению с другими монголоидами у удэгейцев более светлая кожа, пигментация волос и глаз выражена не так ярко.

История удэгейцев

Ещё один китайский документ рассказывает о том, что в XVII веке на берегу Японского моря проживало некое рыболовное племя.

Вся история развития этого племени тесно связана с нанайцами и эвенками. Эти племена так тесно контактировали между собой, что учёные не различали их до XIX века.

До прихода русских удэгейцы не знали письма и не умели читать. Они исповедовали шаманизм, верили в родство людей с медведями и тиграми. Главными занятиями удэгейцев были охота и рыбалка. Кроме того, они собирали дары леса и сушили их, чтобы обеспечить себя съестными припасами в суровых природных условиях.
С приходом русских племена удэгейцев обрели письменность. Сначала это была письменность на основе русского алфавита. Удэгейский алфавит был разработан и согласован только в 1930 году.

Кроме того, русские миссионеры обращали местных жителей в христианскую веру и поэтому к началу XX века шаманизм у удэгейцев сохранился только в самых труднодоступных районах.

Русские принесли удэгейцам христианство и грамотность, но не смогли изменить экономическую ситуацию на Дальнем Востоке. До революции большинство удэгейцев жили очень бедно и вынуждены были за копейки трудиться на китайцев, а также попадали в кабалу к кредиторам.

По утверждению этнографа Владимира Арсеньева, кредиторы могли отнять у местного жителя супругу или отобрать у него за долги детей. Да и самих должников нередко продавали в рабство. Обращались с должниками жестоко: за непослушание могли избить до полусмерти. Кредиторы и работодатели бессовестно пользовались неграмотностью удэгейцев и давали им минимум денег за работу или не давали вообще. Проблема в том, что удэгейцы считали деньги по числу купюр, поэтому обмануть их было проще простого. К тому же китайцы подсаживали местных жителей на опиум и алкоголь.

К началу XXI века большинство удэгейцев живут точно так же, как и русское население Дальнего Востока, – в посёлках и городах.

Известные удэгейцы

Большинство самых известных удэгейцев живут в поселении Красный Яр. Это творческие люди, которые по-прежнему ощущают единение с природой и чтят ее.

За пределами региона известен писатель Алексей Кальчуга. Он издает свои книги не только на родном удэгейском, но и на русском языках. Ещё один яркий представитель этого народа - Иван Дункай, известный художник, член Российской ассоциации художников. Его картины описывают традиции и быт удэгейцев.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Север Приморского края, берега реки Бикин. Здесь, в дебрях уссурийской тайги, уже сотни лет живёт древний народ удэге. Век за веком эти люди формировали и сохраняли свою культуру, верили в духов, вышивали узоры для удачной охоты и жили в гармонии с природой. Сейчас коренное население Приморья успешно сочетает старинные легенды с техническим прогрессом.

История удэге уходит в глубь веков. В их венах течёт кровь жителей империй, которые возвышались и гибли. В то время, когда русский человек был ещё где-то далеко на западе, предки современных удэгейцев жили на территории, которая сейчас стала Приморским краем. Территория их жизни не ограничивалась только Приморьем. Также они жили и на территории современного Хабаровского края, где, собственно, живут и до сих пор.

Но самая известная община удэгейцев сейчас, пожалуй, посёлок Красный Яр на берегу реки Бикин. Конечно, там они не одни. Исторически рядом с ними жили и другие народы: нанайцы, орочи. При этом до начала ХХ века последних и удэгейцев считали одной народностью.

Последнее пало под натиском соседей и было разгромлено. Часть территорий вошла в состав другого корейского государства – Силла, которое тоже успело изрядно поругаться с Тан, но отстоять свои интересы. Другая же часть павшего государства Когурё отошла племенам народа, называемого сейчас мохэ. Народ этот жил на территории севера Маньчжурии. Собственно, выходцы из Когурё благополучно смешались с мохэ. После серии разборок с китайцами и очередных войн новое государство укрепилось на достаточно большой территории. Бохай занимал территории Маньчжурии, Приморья и части Северной Кореи. И вроде бы должно всё затихнуть и устаканиться, но не тут-то было. Весь период своего существования Бохай конфликтовал с Китаем, но при этом без всяких проблем поддерживал контакты с Японией.

В итоге империя Бохай пала в 926-м году под натиском киданей – одного из кочевых монгольских племён, проживавших на территории Монголии и Маньчжурии. Да, задолго до татаро-монгольского ига кочевники без особых проблем расправлялись с соседями.

Это очередное государство Дальнего Востока расползлось по большой территории, охватившей часть Китая, Кореи, Приморского края, Маньчжурии. Просуществовав чуть больше века, эта самая Золотая империя пала в очередной войне в 1234 году. Как вы думаете, кто на этот раз поломал очередную великую империю? Правильно – монголы. Да, опять. Так что если покопаться в их истории, то станет понятно, что монголы – профессиональные разрушители империй и государств.

Что интересно, спустя неполных четыре столетия именно чжурчжэни, которых объединил Нурхаци, создали маньчжурскую империю. И в 1636 году его сын Хуай Тайчжи (он же в историографии Абахай) основал государство Великая Цин, которое подмяло под себя ещё и территорию Китая. Династия, основанная им, правила империей до 1912 года. И именно он в 1635 году повелел называть чжурчжэней маньчжурами.

Поскольку удэгейцы долгое время жили родами и до сих пор сохранили частично эту клановость, то некоторые считают, что он был именно из их рода. Кстати, помимо Дерсу, с Арсеньевым в экспедициях принимали участие и другие проводники-удэгейцы. Один из них, Сунцай Геонка, был показан в документальном фильме 1928 года вместе с Владимиром Клавдиевичем – он работал вместе со съёмочной группой Александра Литвинова в уссурийской тайге. Помимо этого, в составе экспедиции Арсеньева 1911 года был удэгеец по имени Сале.

На тот момент, когда Приморье отошло России и по его лесам начали бродить экспедиции первопроходцев, удэгейцы жили на достаточно большой территории. Стоит сразу отметить, что, говоря о территории проживания, мы в первую очередь говорим о Приморье. Удэге есть и на территории Хабаровского края, но уже со своей историей.

Удэгейцы, как и все коренные народы Приморья, долгое время жили тайгой: охотой, рыболовством, собирательством. Меха продавались или выменивались на что-то полезное. И вот тут стоит заглянуть в книги Владимира Арсеньева: в своих дневниках он описывал не слишком хорошее отношение к удэгейцам со стороны китайцев. Так, китайцы-кредиторы могли легко избить охотника, если считали, что он утаил от них добытого зверя. Могли что-нибудь отнять. Также Владимир Клавдиевич упоминал и то, что многие из них, на момент его путешествий по краю, не понимали реальной ценности денег и считали их по количеству купюр, а не по номиналу, что тоже позволяло обманывать охотников. Но пришедшая советская власть, говоря современным языком, выпнула китайцев от вкусных кусков территории края, богатых пушным зверем, и избавила коренное население от озвученных выше проблем.

Несмотря на тесный контакт с новой властью и новыми людьми в период Империи и СССР, удэгейцы смогли сохранить свою культуру, религию. До сих пор среди них есть шаманы, которые периодически выступают в роли третейских судей, решая спорные вопросы. До сих пор охотники, уходя на промысел, обращаются к духам за помощью и своеобразным благословением. На скалах реки Бикин можно увидеть домики духов, называемые в народе богомолками. Туда несут небольшие приношения: это могут быть патроны, деньги, сигареты, блёсны, ножи или стопка водки, выплеснутая на скалу рядом. У одной из них можно увидеть даже старый фотоаппарат. При этом ничего брать оттуда нельзя. Считается, что взявшего что-то из богомолки ждут проблемы. И, по словам местных, такие случаи были. Вплоть до того, что позарившемуся приходилось возвращаться с подношениями и просить прощения у духа.

Своеобразной письменностью были и остаются узоры. В рисунках на одежде закладывается информация о том, из какого рода человек, откуда он. Родовые узоры сохранились до сих пор и вышиваются на традиционной одежде. При этом есть и другие рисунки: например, вышивка на удачу в жизни или на охоте.

Группа удэ, как когда-то называли этот народ, со временем из большого количества маленьких поселений вдоль реки перебралась в одно место. Новый посёлок в 1939 году получил название Сяинь. Посёлок стоял на правом, низком берегу реки и часто затапливался. В итоге жителям это надоело, и они перебрались на другой берег реки. Так в 1957 году и появился Красный Яр.

Долгое время попасть в посёлок через реку можно было только на паромной переправе. И только уже в истории современной России через Бикин было построено три моста. Именно они сейчас и стали своеобразной меткой того, что после долгой дороги – вот он, посёлок коренного народа.

Здесь же, в начале посёлка, находится ремесленный дом, ставший базой для мастеров прикладного искусства, и мастерская художника-костереза. Юра Канчуга учился этому ремеслу на Чукотке, куда до сих пор периодически ездит как для обмена опытом, так и за материалами для творчества. Многое ему приносят охотники-удэгейцы, но это рога изюбря, косули и кости другого промыслового зверя. А вот с Чукотки везётся моржовый клык, кости китов. Там этого добра хватает, так как у северных народов есть право на добычу морского зверя. Часто эта кость там просто валяется без дела рядом с посёлками, оставаясь после разделки туш. Помимо образов и символов из культуры удэге, Юра придумывает и воплощает в кости свои идеи и задумки. Один из популярных образов – Сэвен, дух-покровитель и дух-защитник, чья задача защитить человека и его дом от неприятностей.

Из-за вот этой близости к природе, сохранившейся вере в духов часто к малым народам, оберегающим свою культуру, относятся чуть ли не как к дикарям. Мол, живут в тайге, верят в духов. Шаманы там у них, идолы какие-то. Но всё далеко не так. Так, один из шаманов имеет высшее медицинское образование с многолетней медицинской практикой за спиной. А мастер-краснодеревщик получил высшее техническое образование в Хабаровске и успел по работе объехать весь Советский Союз.

Многие аспекты жизни удэгейцев и тайгу в районе Бикина отражал в своих картинах Иван Иванович Дункай, заслуженный художник Российской Федерации, родом с берегов Бикина. Его работы можно увидеть как в самом посёлке, в дирекции нацпарка и у местных жителей, так и по всей стране. Портреты и пейзажи его кисти сейчас установлены на больших резных опорах работы другого удэгейца, мастера-краснодеревщика Владимира Леонидовича Суляндзига. Эти два творческих человека дружили, и до сих пор в мастерской Владимира Леонидовича стоит картина Дункая, подаренная ему много лет назад.

Одна из особенностей этого народа в том, что чем бы они ни занимались, их тянет в тайгу. Творчество, работа, дела. Но когда есть время – уходят на охоту или рыбалку. Особенно эта тяга чувствуется у старшего поколения, для которых лес вокруг был большой частью жизни. Молодёжь, конечно, частично отходит от этого, но всё же немало среди них таких же любителей леса.

И если раньше длинные деревянные лодки скользили по реке на вёсельном ходу или с помощью шеста, то сейчас летят вверх по течению уже под шум многосильных японских моторов. Времена меняются, идёт технический прогресс. Но тяга людей к природе никуда не уходит. И благодаря ему сейчас стало проще прикоснуться к культуре народа, представители которого когда-то помогали Арсеньеву и добрались до мест, где ходили его экспедиции. Общаясь с удэге, заглядывая в их историю, приходит ироничная мысль – все мы здесь, даже живущие в Приморье не одно поколение, понаехавшие. И если хочется понять и почувствовать нашу тайгу – то это к ним.


Фото: Дарья Миколайчук

Удэгейцы переселились на берега реки Бикин с побережья Японского моря в XIX веке. Спасаясь от эпидемии оспы, они пришли к реке по хребту Сихотэ-Алинь. Родовые общины жили на этой земле как минимум сто лет, разрозненно и кочуя по тайге, пока советские власти не решили объединить аборигенов. В рамках политики по укрупнению населенных пунктов их поселили во времянках на высоком берегу, защищенном от наводнений. Так в 1957 году образовалось село Красный Яр.

Сейчас в Красном Яре живут 600 человек. К нему от районного центра ведет разбитая лесовозами грунтовая дорога. Она петляет 400 километров среди деревьев и обрывается в поселке — дальше только глухая тайга.

В селе есть улица Ленинская, салон красоты и дома, обшитые сайдингом. Но в целом образ жизни потомственных охотников мало чем отличается от того, что был у их предков: большую часть времени они по-прежнему проводят в лесу. Удэгейцы перемещаются в длинных лодках-батах по реке Бикин — единственной транспортной артерии, которая связывает населенный пункт и их охотничьи участки.

Резчик по дереву Владимир Суляндзига


Дерево, в которое ударила молния, Владимир не хочет продавать ни за какие деньги Фото: Дарья Миколайчук

Бронзовое лицо резчика по дереву Владимира Суляндзиги покрывают глубокие симметричные морщины, из-за чего кожа напоминает кору. В мастерской он гладит найденное в лесу дерево, в которое когда-то ударила молния. Владимир Суляндзига верит, что дерево заряжено силой лесных духов.

Владимир Суляндзига верит в одушевленность тайги, как и многие удэгейцы. Каждый мужчина, отправляясь на охоту, оставляет немного водки в богомолке — небольшом деревянном доме на берегу реки, где, по поверьям, живет бог охоты Лоу Бату.


Владимир Суляндзига делает сувениры на продажу из коряг, которые находит в лесу Фото: Дарья Миколайчук

Природа в мировоззрении удэгейцев наделена правом вершить справедливость — дать удачу или наказать за грехи. В селе любят рассказывать истории, в которых те или иные события объясняются волей высших сил. Правда и вымысел в них переплетены, отчего повествование напоминает поучительную сказку.

Шаман Василий Дункай


Шаман Василий Дункай Фото: Дарья Миколайчук

Почти у каждого жителя Красного Яра в роду был шаман. В советское время шаманизм находился под запретом, и удэгейцы любят рассказывать, как их родители тайком проводили обряды в своих домах. В 1955 году, когда милиция узнала об одной из шаманок, ее бубны сожгли. Шаманка повесилась, потому что считала их неотъемлемой частью себя.

Сейчас в поселке есть шаман Василий Дункай. Местные власти его поддерживают, понимая, что он вызывает интерес у туристов. Но в поселке не все верят в силу Дункая. Люди говорят, что иногда во время его камланий кто-то в селе умирает.

В 2005 году Дункай прошел инициацию, специально для этого в Красный Яр приезжал ольхонский шаман Валентин Хагдаев. В том же году в Красном Яре решили построить православную церковь. В село прибыл миссионер. Он убеждал жителей выделить землю под церковь в центре села. Проблема была в том, что рядом на поляне в дни праздников проходили публичные камлания Дункая. Тогда даже те, кто не верили в силу шамана, решили за него заступиться. Селяне выразили протест на народном сходе, собрали подписи и отправили их в районную администрацию. Миссионер уехал, а Дункай продолжает камлать.

Писатель Александр Канчуга


Свою первую книгу Александр написал, когда ему было шестьдесят два года. Он никогда не думал, что станет писателем Фото: Дарья Миколайчук

Сейчас свободно говорить на удэгейском могут только два человека — тетя Поля и Сан Саныч. Обоим больше 80 лет.



Сан Саныч пошел в школу в девять лет, до этого он жил с родителями в тайге. Он не знал русского, а потому первые два месяца учителя ставили ему единицы и двойки. Но ребенок даже не понимал, что эти цифры значат. В девять лет он обладал другими навыками — умел колоть рыбу острогой, мять кожу и управлять лодкой.

После школы он стал живым примером ассимиляции: поступил в университет в Уссурийске, получил диплом учителя русского языка и литературы, а затем вернулся в Красный Яр, чтобы работать по специальности. Периодически Сан Саныч пытался учить детей удэгейскому, но без особого успеха. Их нужно изолировать в тайге с носителем лет на пять — только тогда выучат, считает бывший учитель.

Сан Саныч работает над рукописью и сейчас. Его дом забит исписанными крупным почерком страницами: горы бумаг лежат на подоконниках, столах и в шкафах. Каждый черновик разделен вертикальной линией на две половины, с одной стороны — удэгейский текст, с другой — русский.

Правый глаз Сан Саныча не видит из-за катаракты, поэтому он работает один час в день, а потом подолгу ходит по пыльным поселковым дорогам. Старик пытается заговорить по-удэгейски с соседями, но им не хватает слов, чтобы поддержать разговор. Тетя Поля понимает его, но отвечает чаще по-русски.

Екатерина Миранская

Мы общаемся с Екатериной Миранской на поселковом празднике в честь открытия новой ЛЭП. Ее окружают люди, она плачет, а на сцене танцуют дети в национальных костюмах.


Фото: Дарья Миколайчук

В 2014-м младший брат Екатерины Миранской Александр поссорился в тайге с приехавшими на рыбалку туристами, и они его убили. По словам Миранской, туристы сказали, что удэгейский народ скоро исчезнет, после этого завязалась драка. Александра связали и избили до смерти, затем его тело утопили в реке. Одному из нападавших дали восемь лет колонии, второму — три года.

Удэгейцы позвонили начальнику по спутниковому телефону, но тот решил, что они пьяны, и отказался их эвакуировать. Андрею стало лучше, но Василий терял сознание и бредил. В нацпарке продолжали настаивать, что у инспекторов белая горячка.

Лесничий связался со знакомым начальником метеостанции, который договорился с пилотом местных авиалиний, летевшим на АН-2 с пассажирами из поселка Агзу в Дальнереченск. Летчик сделал незапланированную посадку на покрытой льдом реке, чтобы забрать больного.

Удэгейские охотники часто гибнут в тайге. На них падают деревья, их задирают медведи, люди переворачиваются на снегоходах. Жители Красного Яра хоронят соседей, а потом все равно возвращаются в лес.

Охотник Олег Канчуга


Фото: Дарья Миколайчук

После охоты Олег Канчуга сдаст добытые шкуры соболей коммерсантам, которые отправят их на аукцион в Санкт-Петербург. Вырученных денег хватит на несколько месяцев жизни. За сезон охотник заработает от 80 до 200 тысяч рублей.

Читайте также: