Сообщение о тувинцах 5 класс однкнр

Обновлено: 03.07.2024

В России живут самые разные народы. Их больше 150. Самый многочисленный народ - русские. За ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы… У каждого народа свой язык и самобытная культура.

В мире существует много религий. В нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм .

Величие многонациональной российской культуры

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Карл Павлович Брюллов (1799-1852)

Репин Илья Ефимович (1844-1930)

Станиславский Константин Сергеевич (1863-1938)

Галина Уланова (1910-1998)

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999)

Юрий Рытхэу (1930-2008)

Расул Гамзатов (1923-2003)

Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство. Она учила понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений. Приведите примеры взаимопомощи между людьми, между народами.

Духовно-нравственная культура - нравственные ценности, идеалы, религиозные верования, то есть то, что составляет внутренний мир человека.

Андрей Рублёв Наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых. Родился (?) Умер:17 октября 1428 г .

Назовите самую знаменитую икону Андрея Рублева?

Памятник Андрею Рублёву во Владимире

Продолжи предложение сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Презентацию подготовила Павлова Ирина Николаевна, учитель истории (школа №644 г. Санкт-Петербург)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Вводный урок - Геометрия - 8 класс
вводный урок геометрии 8 класс


Вводный урок во 2 классе

Урок с презентацией.


Вводный урок в 7 классе, числовые выражения
Вводный урок геометрии 7 класс

Презентация урока составлена по УМК И.М. Смирновой, В.А. Смирнов.


Вводный урок в 10 классе

Презентация, в которой отражена периодизация русской литературы 19 века.

Вводный урок геометрии. 8 класс.

Урок повторения. Презентация содержит много задач, что позволяет дифференцировать материал, в зависимости от уровня подготовки детей.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Иудаизм в переводе с древнееврейского яхудут или жители древней Иудеи – ныне Израиль. Это национальная религия евреев. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от религий других народов, является монотеизм - вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две другие мировые религии: это христианство и ислам

Иудаизм стали исповедовать евреи, населявшие территорию Восточного Средиземноморья. Они называли эту территорию Землёй обетованной т.е. обещанной Богом. Иудаизм стали исповедовать евреи, населявшие территорию Восточного Средиземноморья. Они называли эту территорию Землёй обетованной т.е. обещанной Богом.


5 класска ооренир класс шактарынын календарь-тематиктиг планы.

Оорениир теманын ады

Тыва кижинин ыдыктары

Тыванын эр болгаш херээжен улузунун дурумнери

Сагыш бакта сайзыравас,сеткил бакта секперевес.

Мозу-шынар кижизидилгези деп чул.Кыс болгаш оол уругнун бодун алдынары : даштыкы хевири болгаш кадыкшылы ,дурт-сыны , шимчээшкиннери, кылажы ,идик-хеви , арыг-силии ,чажы…

Найырал, ынакшыл деп чул. Езулуг кижи деп кымыл.

Арагалаашкын, наркотиктиг будумелдерже сундулаары - багай чорук.

Ужур дугайында билиг. Кижинин сагыыр ужурлары.

Аажы-чан ужурларынын байдал аайы-биле сагылгазы.

Кыс болгаш оол уругнун бодунун дурт-сынынга таарыштыр кеттинери.

Чугаа аяны.Тыва чугаа культуразы.

Чугаа аянынын дугайында билиг. Амгы чугаа аяны.

Аас болгаш бижимел чугаага дылдын уран-чечен аргалары

Тос эртине дуп чуну адаарыл.

Этикет. Чугаа аянынын хооннештирилгези.Оорээнин, четтиргенин илередири.

Мунгараанын, хомудаанын ,кажыыдалын илередири.

Ынаам аажок Тывада бир булун-на бар…

Эр, кыс кижинин хууда аттары.

Хундуткел езулалдары. Эвилен кижиге чон ынак.

Ада созун ажырып болбас.

Ие созун ижип болбас

Делегейнин дириг эртинези – М.Б.Кенин-Лопсан.

Эр кижинин маадырлыг соруу. Кыс кижинин ажылгыр, кежээзи

Тыва кижинин бурунгу мергежилдери.

Холу шимчээр, хырын тодар.Чылгы малды малдаары. Инекти азыраары саары. Ошку-хойну азыраары.

Эр кижинин чолу эки аъды –биле тудуш.

Тыва дылдыг болгаш чогаалдын эртемденнерни, чогаалчылары. Тыва дыл хуну.

Улустун уран тоолдарынын ужур-утказы.

Сарыг шажын болгаш мозу-шынар айтырыглары. Буддизм.

Тыванын алдарлыг херээженнери

Тыва – хоомей чурту.Огбе сыгытчылар.

Тыванын салым-чаяанныг шылгарангай спортчулары.

Тыва хуреш. Тыванын алдарлыг могелери.

5 класска ооредир мозу-шынар кичээлдеринин календарь-тематиктиг планы.

Ажыглаар литература:

1.Улусчу педагогика.- Тыванын ном ундурер чери.Кызыл,1995ч.

2.Казырыкпай Б.О.,Казырыкпай Б.Б.Эр чол.-Тыванын Ю.Ш.Кюнзегеш аттыг ном ундурер чери.Кызыл,2007 ч.

3. Казырыкпай Б.О.,Казырыкпай Б.Б.Кыстын будужу.-Тыванын Ю.Ш.Кюнзегеш аттыг ном ундурер чери.Кызыл,2007 ч.

Тайылбыр бижик.

Амгы уеде хой национал курунелер боттарынын шаандакы тоогулуг эрги аттарын,бурунгу огбелерден дамчып келген езу-чанчылдарын катап эгидип.аныяк оскенни чонунга домей овур-дурзулуг.аажы-чанныг,мозу-шынарлыг кылдыр кижизидеринче улуг сагышты салып эгелээн.

Бистин республикада байдал база ындыг.Уттундуруп бар чыткан чанчылдарны эгидип,оларгы чыып бижип,катап тургузуп турар,оларны ог-булеге,ооредилге черлеринин чада бурузунде ооредилге-кижизидилгелиг ажылга калбаа –биле ажыглап эгелээн.

Бугу чуве ог-булден эгелээр.Ада-иези,огбелери ажы-толдун угу,дозу болурундан ангыда,уругларнын мозу-шынарын хевирлеп,оларнын угаан-медерелин сайзырадып,сос-домаан чечен-мерген,чедингир кылдыр ооредир болгай.Ынчангаш ог-буле – уруглар кижизидер эртемнин тыптып келгенинин эге ундезини болуп,сайзырал,чадалар аайы-биле оон арга-дуржулгазы калбарып,нептереп эгелээн болгаш амгы уеде база-ла хулээлгелерни кууседип турар.

-оореникчилерге ада-огбелернин. угун. доргул-торелдерин таныштырып.ындыг уткалыг кол билиглерни бээри; -ада-ие,ха-дунма,ог-буле дугайында билиглерни.оларнын кижинин чуртталгазынга.салым-хуузунга дээштиин.салдарын оореникчилер угаап, билип шигээдири;

-оореникчилерни ажы-тол кижизидеринин кол утказы-биле.национал аажы-чанга ооредири;

-бо ооредилгелиг эртемнин дузазы-биле аныяк оскенге тускай мозу-шынарны,овур-хевирни дурзулээри.эптеп чазаары болуп турар;

-база-ла бо эртемнин дузазы-биле ада-иезинге, доргул-торелдеринге ынак боорун кижизидери.Ылангыя кол сорулга – ие кижиге ,кыс кижиге могейип,чалбарып.ону камгалап,карактап чоруур кылдыр кижизидери;

-кол сорулганын бирээзи – устуку класстын оореникчилерин ог-буле чуртталгазынга белеткеп.ол дугайында делгеренгей билиглерни бээри болур.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

О предмете "ОДНКНР".

основного общего образования.

Предметная область ОДНКНР в основной школе является преемственной по отношению к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в начальной школе.

В соответствии с этой статьей семья школьника выступает в качестве заказчика и участника образования по изучению духовно-нравственной культуры народов России. Данная статья устанавливает право выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) духовно-нравственной воспитательной направленности исключительно родителями (законными представителями) детей, обучающихся в общеобразовательной организации, что в полной мере относится к выбору курсов в рамках предметной области ОДНКНР, особенно, если курсы предполагают изучение религиозных культур. Регламент выбора курса по ОДНКНР, связанного с изучением религиозной культуры, аналогичен регламенту выбору модуля курса ОРКСЭ. Требуется письменное заявление родителей, выбор подтверждается протоколом родительского собрания.

Обеспечение своевременного информирования родителей о преподаваемых в образовательной организации курсах в рамках предметной области ОДНКНР — первоочередное условие эффективного взаимодействия школы с родителями и успешности реализации целей и задач духовно-нравственного образования. Дефицит информации создаёт риски распространения в родительской среде необоснованных опасений. При этом объективная новизна курсов для школы и общества требует не только информирования, но и просвещения, нацеленного на преодоление стереотипов, разъяснение сути предлагаемых нововведений и их значения для воспитания обучающихся. С этой целью образовательная организация может организовать взаимодействие с местной религиозной организацией.

Какие же аспекты обсуждения и изучения предполагает предметная область ОДНКНР?

Знакомство с нравственными ценностями религиозной культуры опирается на конкретные факты. Такими фактами могут быть сюжеты из Священного Писания, истории из источников христианской письменной культуры или современные жизненные истории. Суждения, выраженные в высказываниях авторитетных людей, пословицы и поговорки также могут быть отнесены к фактическому материалу. Многолетний опыт преподавания предметов духовно-нравственного цикла привел к выводу о том, что предлагаемые для изучения факты не должны содержать описаний каких-либо сверхъестественных явлений или чудес, требующих от слушателя веры. Опора на общепризнанную мудрость библейского текста, является ключевым отличием культурологического подхода к изучению религиозной традиции в общеобразовательной школе. Из библейского текста целесообразно выбирать фрагменты, объясняющие все нравственные ценности, но не содержащие при этом сверхъестественных событий, чудес. При использовании фрагмента текста Библии нужно подавать материал, приводя археологические или исторические данные, подтверждающие древность текста. Рассмотрение исторического контекста сюжета в хронологии других древних цивилизаций позволит расширить представление об изучаемом факте.

Наряду с выбором фактов для раскрытия сущности нравственных ценностей в конструировании урока по православной культуре важна постановка проблемы. Связанная с актуальным нравственным развитием учащихся и нацеленная на зону их ближайшего развития, такая проблема помогает определять логику урока. Сюжет, изучаемый на уроке, призван стать материалом для решения учащимися нравственной, исследовательской или логической проблемы.

Традиционно, в силу количественного национального превосходства, в большинстве образовательных организаций края одобрением пользуется изучение христианской культуры.

Александр Геннадиевич Мудриченко, главный специалист отдела организационно-методического обеспечения качества оказываемых услуг МКУ КНМЦ

Думаю, что смыслом религиозного просвещения может послужить недоумение, вызванное неприятием такового просвещения. Я уверен, что быть образованным и культурным человеком и ничего не смыслить в основах православия невозможно. Так же, впрочем, как и не знать математику, литературу, географию и иностранный язык в пределах программы седьмого или восьмого классов. Современная жизнь настолько пропитана разного рода религиозностью, что не ориентироваться в ней соизмеримо с неумением отыскать на глобусе Италию или Канаду.

Читайте также: