Сообщение о трифоновом монастыре г кирова кратко

Обновлено: 12.05.2024

В Кировской области находится много храмов, многие из них были разрушены в годы Советской власти или частично утратили первоначальный вид. Не минула эта чаша и Свято-Успенский Трифонов монастырь. Здесь было уничтожено несколько строений, кладбище, находящееся при обители. Разрушению подверглась и каменная ограда.

А начиналась история православной жемчужины Вятского края с XVI века. Идейным вдохновителем и строителем монастыря был сын крестьянина из Архангельской губернии Трофим, получивший имя Трифон (1546–1612). В молодости он слыл юродивым, а затем был пострижен в монахи. В 1580 году он приехал в Вятку, где и предложил жителям создать монастырь. Заручившись от горожан челобитной для царя, он уезжает в Москву, и там получает от Ивана 4 грамоту, разрешающую отвести под обитель часть земель в районе старого вятского кладбища с имеющимися старыми церквями.

Монастырь быстро строился. И уже в 1601 году было воздвигнуто несколько деревянных храмов: Успенский, Благовещенский, Никольский, Иоанна Предтечи и Преподобного Сергия. Первоначально все постройки обители были из дерева, но позже их заменили каменные строения.

Долгие годы Трифонов монастырь получал богатые пожертвования. А также ему было выделено множество земель. Первым зданием из камня здесь стал Успенский собор, где с конца XVII века стали находиться мощи Преподобного Трифона, канонизированного после смерти.

Почти до XVIII века обитель вела активную просветительскую и миссионерскую деятельность. Политика императора Петра I принесла церкви и монашеству много испытаний, в результате численность братии Трифонова монастыря сократилась до минимума, а само монашество испытывало серьезные трудности.

В XIX веке возрастает духовное влияние монастыря на православных Вятской губернии. Он еще продолжает расширяться территориально и принимает всё больше паломников, которые хотели поклониться мощам святых. При монастыре работала большая библиотека, начало которой дал ещё преподобный Трифон. Позже здесь появится и музей церковных древностей.

После революции в помещениях монастыря находилась партийная школа. До 90-х годов прошлого века монашеская обитель сменила несколько организаций. Здесь размещался архив, столовые, сапожная мастерская, пекарни, несколько учебных заведений и даже были квартиры для служащих. Но когда в конце XX века стал вопрос, отдать монастырь под Краеведческий музей или возвратить вятской епархии, было выбрано второе. Чему способствовал сбор подписей православных верующих.

Новое открытие монастыря состоялось в 90-х годах прошлого века, тогда же Успенский собор получил статус кафедрального. В 2004 году в обители появился новый колокол, весящий 3,5 тонны. Многие помещения монастыря были восстановлены, но его полная реконструкция еще продолжается и сегодня.

На сегодняшний день в монастырский комплекс входит почти 20 строений. Среди них несколько церквей, восстановленная после разрушения колокольня, часовая святого Трифона и угловые башни, выстроенные в XVIII веке. Свято-Успенский Трифонов монастырь — древнейшая обитель Вятской земли. Уже который век она является духовным, образовательным и культурным центром этого края.

Трифонов монастырь Киров


Трифонов монастырь в Кирове возник благодаря удивительному человеку - монаху Пыскорского монастыря Трифону, в 1580 году он появился в городе и вознамерился организовать здесь мужской монастырь.

Горожане поддержали идею Трифона, и он отправился в Москву с челобитной к самому государю Ивану Грозному. Миссия подвижника увенчалась успехом. Царская грамота даровала Трифону право на земли, отведенные им под монастырь, и ряд населенных деревень, озер, лугов и участки наделов под пашню. Сам Трифон был рукоположен в сан иеромонаха и назначен руководить строительством своего монастыря.

Трифон возвратился в Хлынов уже в статусе настоятеля будущего монастыря. Уже спустя год в новом монастыре был построен первый храм - Успенский. Церковь была с шестью верхами и с пятью приделами. И снова Трифон отправился в Москву за помощью - пришло время отделывать здание внутри и наполнять его церковной утварью.

Новый государь, Феодор Иванович, также приветил Трифона и возвратился подвижник с дюжиной возов, нагруженных иконами, ризами, христианскими книгами и церковной утварью. В 1589 году храм освятили, он стал соборным для монастыря, названного также Успенским.

Трифонов монастырь Киров. Вид с кремлевского холма. Фотография С. А. Лобовикова. 1910г.

В XVII век в ансамбль Трифонова монастыря добавились высокая колокольня, жилые кельи, хозяйственные помещения и часовня: она обозначила святой источник, который, согласно монастырскому преданию, обустроил сам преподобный Трифон.

Спустя век после освящения деревянной Успенской церкви ее сменил величавый каменный собор, его строили с 1684 по 1689 год. Он стал первым в Трифоновом монастыре каменным храмом и третьим каменным строением в Хлынове, а сегодня, после их утраты, Успенский собор остается в городе наиболее древним зданием.

При закладке фундамента был обнаружен гроб почившего Трифона Вятского. Мощи преподобного со всеми подобающими почестями перенесли в собор вместе с его личными вещами.

31 мая 1689 года Успенский собор торжественно освятили, с тех пор храм стал главным зданием Трифонова монастыря Кирова и продолжает соответствовать и выглядеть сообразно своему высокому назначению. Это подлинная архитектурная доминанта всего ансамбля монастыря.

После революции

Трифонов монастырь в Кирове. Возрождение Успенского собора.

Трифонов монастырь Кирова распустили в 1918 году, монахов выслали, однако благодаря подвижнице Юлии Лавровской, в стенах монастыря была организована православная община, которая обязалась использовать все храмы монастыря исключительно для богослужений. В 1923-м монастырь захватили представители раскольничьей обновленческой церкви. Но и они продержались не долго. В 1929 году началось буквальное разорение обители.

Без должного ухода многие строения монастыря попросту развалились, только в 1980 году был составлен проект реставрации всего монастырского комплекса как единого архитектурного ансамбля.

В 1989 году Успенский собор вернули церкви, а два года спустя передали весь монастырь епархиальному управлению, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

Вскоре была восстановлена гордость обители - Успенская церковь. После передачи Трифонова монастыря Кировской епархии этот замечательный храм приобрел статус кафедрального собора.

Трифонов монастырь график работы и богослужения

Храм открыт с 7:00 до 19:00.

Расписание богослужений на каждый день необходимо уточнять на сайте собора.

Контакты

Как добраться самостоятельно в обитель


Историк и краевед И.В. Берова

Мое первое знакомство с Успенским Трифоновым монастырем состоялось в 1986 г. Тогда это был просто комплекс разоренных зданий. На захламленной территории в кучах мусора еще можно было увидеть разбитые древние надгробия, здесь же почему-то слонялись худые дворняги. Было тихо и удивительно спокойно. Однако со мной, человеком не религиозным, происходила странная метаморфоза. Душа, опустошенная повседневной суетой, наполнялась чем-то непостижимым и светлым.

К концу XVI столетия город Вятка, основанный в 1374 г. новгородскими ушкуйниками, стал форпостом продвижения русского государства на Урал и в Западную Сибирь. В крае расширялись посевные площади, росло поголовье скота. Вятка поставляла хлеб для служилых и ратных людей на присоединенных к Московскому государству новых землях. Выгодное экономическое положение города не осталось незамеченным для влиятельного дома уральских промышленников Строгановых. В качестве проводника своих интересов ими в Вятку (тогда город назывался Хлыновым) был послан инок Спасского Пыскорского монастыря, Трифон (в миру Трофим).

Сам Трифон никакого отношения к Вятскому краю не имел. Он родился в 1546 г. в городке Мезень (недалеко от Архангельска) в семье зажиточного крестьянина и в молодости вел юродствующий образ жизни. Со Строгановыми Трифон познакомился в городке Орлове Пермского края. По их же рекомендации постригся в монахи Спасского Пырского монастыря, созданного Строгановыми в верховьях реки Камы.

Икона Трифон Вятский перед Богоматерью. 1692-1695 гг.

С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом, которую строил сам старец. В центре монастырской территории возвышалась на 4 столбах колокольня с 8 колоколами, крытая шатром. По периметру монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, из которых один назывался Святыми вратами. В глубине монастыря размещались настоятельские и братские кельи, погреба, житницы, поварня с хлебнею и квасовария с двумя большими медными котлами.

Все XVII столетие было периодом расцвета монастыря. Значительные средства, накопленные за счет обширного монастырского хозяйства и частных вкладов, позволяли монастырским властям не только в сравнительно короткие сроки восстанавливать постройки после пожаров, но и начать дорогостоящее каменное строительство. По заказу архиепископа Вятского и Великопермского Ионы Баранова 26 мая 1684 г. был заложен каменный Успенский собор. Через 5 лет собор был освящен. В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи святого Трифона и над могилой установлено богатое надгробие – серебряная рака. Здесь же хранится рукописное евангелие, переписанное им самим, посох и вериги преподобного. До 1742 г. сформировался каменный архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся в основных своих чертах и по настоящее время.

Общий вид монастыря, конец XIX столетия

После революции 1917 г. монастырь был разорен. Восстановительные работы начались в средине 1950-х гг. и с перерывами продолжаются до настоящего времени. С 90-х гг. ХХ столетия, после его передачи во введение Вятской епархии, реставрационные работы значительно активизировались и ведутся с привлечением известных мастеров. К настоящему времени восстановлен первоначальный исторический облик монастыря

Успенский собор возводился под руководством московских зодчих по примеру Успенского собора Московского кремля (1684-1689) и в соответствии с указом патриарха Никона о регламентации церковной архитектуры.

Назначение храма - быть главным монастырским зданием, определило его тип: пятиглавый, четырехстолпный. С тремя полукружиями апсид – тип, освященный традицией. Весь внешний облик собора с трехчастным членением стен легкими лопатками, дугами полуциркульных закомар и пышным пятиглавьем создает впечатление спокойного и величавого массива. Контуры которого привлекают внимание верующих выразительной простотой своих лаконичных линий. Боковые главы, несколько сдвинутые от углов к центру храма, равномерно группируются вокруг массивного центрального купола на широком барабане, грузно венчая монументальный четверик. Окна расположены симметрично и строго, гладкие и широкие лопатки, соответствующие конструктивной структуре собора, членят фасады на три прясла, оставляя большие поля ничем не украшенных плоскостей стен. О принадлежности храма XVII столетию свидетельствуют: характерное завершение наличников трехлопастными кокошниками изящного профиля; мелкий декор, набранный из лекального кирпича; нарядный карниз, состоящий из тяг, ширинок, ряда поребрика.

Никольская надвратная церковь (1690-1695) построена московскими мастерами. Отмечается стилевая общность с Успенским собором, но Надвратная церковь более нарядна. Над средней частью храма был устроен зал для монастырской библиотеки. Над проезжими вратами располагались образы преподобного Трифона, со стороны двора – Архистратига Михаила. Храм фланкируется корпусами настоятельской и братской келий, что придает торжественность главному въезду в монастырь. Широкая арка подклетного этажа ведет во внутренний парадный двор монастыря.

Во дворе Успенского Трифонова монастыря. На переднем плане Никольская надвратная церковь (фотография автора, 2004)

Трехсвятительская церковь в 1999 г

Башни монастыря всего их четыре, строились в качестве композиционного приема, который позволял бы усилить живописность монастыря, шатры башен зрительно притягивали горизонтали монастырских стен к некому высотному центру.

Рисунок северо-западной башни начала ХХ столетия, построена в 1742 г.

Святой источник в 1986 г. (фотография автора)

Святой источник в 2004 г. (фотография автора)

Однажды я увидел, что на двери Успенского собора нет замка, я толкнул ее и сделал несколько шагов, глаза постепенно привыкли полумраку. Вдоль стен стояли строительные леса, среди них толпились бедно одетые люди, в основном женщины и дети, на небольшой площадке в центре храма шла служба. У меня возникло ощущение того, что это все уже было и не один раз и не только здесь. Что именно с этого и восстанавливалась всегда Великая Русь .

Вид на Успенский Трифонов монастырь. В центре – Братский корпус, на заднем плане – Успенский собор, справа – Надвратная церковь (фотография автора, 1995)

Авдеева В. Г. с соавт. Очерки истории Кировской области. - Киров, 1972.

Берова И. В. Прогулки по старой Вятке. - Киров, 1995.

Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонового монастыря. История, архитектура, живопись в свете последних исследований. – Киров, 1989 (наиболее обстоятельное исследование по данной теме: 16 рисунков и схем, 16 фотографий, библиография – 55 источников; Берова Ирина Валентиновна – искусствоведческая специализация – вятское каменное зодчество XVII - XVIII веков)

Житие преподобного Трифона и блаженного Прокопия, вятских чудотворцев (составил монах Стефан). - Киров, 2002 (с издания 1893 г.).

Любимов В. В. Вглядываясь в лица домов. - Киров, 1995.

Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. - М., 2001.

Повесть о стране Вятской. Свод летописных известий о Вятском крае. - Киров, 1993.

Апсида — полукруглый или граненый выступ с восточной стороны храма (для алтаря)

Бочка - килевидная форма кровли.

Восьмерик - часть здания, имеющая в плане восьмиугольник.

Закомара — полукруглое завершение наружных стен церковного здания (обычно соответствует форме внутреннего свода).

Курма — кубовая форма завершения храма.

Лемех —деревянная черепица. По форме напоминает лемех плуга.

Лопатка — вертикальный выступ на каменной стене.

Луковица — покрытие церковной главы, по форме напоминает луковицу.

Подклет — нижний этаж, обычно хозяйственного назначения.

Портал — архитектурно обработанный вход в здание.

Палатка — вспомогательное помещение храма.

Ризалит — часть здания, выступающая за линию фасада.

Розетка — лепное или вытесанное в кирпиче украшение в виде расходящихся из центра листьев.

Рундук — крытая площадка наружной лестницы.

Сандрик — архитектурное украшение над оконным проемом на фасаде здания.

Свод — перекрытие, имеющее в разрезе криволинейное очертание. Различают своды цилиндрические, коробовые, крестовые и т.д.

Тимпан — внутреннее поле стены, закомары.

Трапезная — пристройка с западной стороны церкви.

Четверик - прямоугольная или квадратная в плане часть здания.

Супотницкий М. В. Жемчужина древней Вятки // VITA. Традиции.. Медицина. Здоровье. - 2003. - № 6. - С. 4 - 7.

Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров)

(Вятский Во Имя Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь) — мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в российском городе Кирове (бывш. Хлынов, Вятка). Монастырь основан святым Трифоном Вятским

в 1580 году. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус федерального памятника архитектуры. Здесь расположен кафедральный собор Вятской и Слободской епархии — Успенский собор, построенный в 1684-89 гг. (старейшее здание Кирова).

Содержание

Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами.

Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII вв. на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856-57 гг. в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).

В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-е годы; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь [3] . Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.

Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-е годы. В конце XX в. на территорию монастыря стали свозиться старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.

В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.

Читайте также: