Сообщение о транспорте трамвай

Обновлено: 05.07.2024

На сегодняшний день, трамвай, скажем откровенно, не такой уж и часто встречающийся общественный транспорт. Пальму первенства в деле пассажирских перевозок, трамваи уже давно передали автобусам, метрополитену и даже такси. Но еще меньше ста лет назад, этот вид транспорта был распространен на столько, что в крупных городах, например, в той же Москве, случались самые настоящие пробки. Трамваи были, казалось, безальтернативным видом транспорта. И в какой-то момент, переизбыток их на улицах, даже стал настоящей проблемой, которую властям пришлось решать.

Сегодня мы поговорим о том, как же появились трамваи, и кто их придумал. Первые попытки использовать нечто похожее на трамвай, начали предприниматься примерно в одну эпоху, с появлением железнодорожного транспорта. Кто-то справедливо решил, что если по рельсам хорошо катятся вагоны с пассажирами, то почему бы не использовать эту систему в городах? Однако электромоторов тогда, как известно еще не придумали, а использовать для этих целей паровоз было сложно и неоправданно. Разумеется, кое где такие попытки предпринимались. Однако не встречали одобрения у горожан. Тогда, решено было пойти по пути наименьшего сопротивления, и использовать двигатель, известный людям уже не одно тысячелетие. Двигатель с четырьмя копытами и хвостом.

К счастью человечество уже тогда знало об омнибусах. Это такой предок современного автобуса, с запряженными в него лошадьми. Зачем было изобретать что-то новое, если можно было просто поставить омнибус на рельсы?

Так в 1828 году, появились первые конные трамваи, именуемые конками. Конки были как одноэтажными, так и с открытым (без крыши) вторым этажом, куда по этическим соображениям, не допускались дамы. (Все эти платья, лестницы, знаете ли). Конка стала быстро набирать популярность в разных городах и странах, являясь простым и удобным средством передвижения.

Однако был у всего этого один существенный недостаток, мешавший распространению конок повсеместно. В отличии от современных, утопленных в мостовую трамвайных путей, рельсы тех времен, выступали примерно на 15 см. Такие "бордюры" мешали другим участникам движения, лошадям и людям. Кому хотелось постоянно о них спотыкаться?

Все изменилось лишь в 1852, когда француз Альфонс Луба, изобрел новые трамвайные рельсы (правда тогда они еще не назывались трамвайными), которые и используются до сих пор. Новый вид транспорта перестал мешать другим, и тут начался по-настоящему расцвет конки. Этот вид транспорта стал появляться повсеместно. Его можно было встретить даже в очень уж экзотических странах, где к слову иногда вместо лошадей использовались и обитающие там экзотические животные, например зебры.

Кстати до такой простой штуковины как оборотное кольцо, тогда почему-то не додумались, а поэтому, доехав до конечной станции, кучер конки должен был распрячь свой транспорт, запрячь с другой стороны, чтобы тронуться в обратном направлении. Поэтому у вагона конки были необходимые устройства и места для кучера с обеих сторон вагона.

И все же, все это конечно очень хорошо, но недостатки, имеющиеся у конки, никто не отменял. Да, по рельсам лошадкам таскать тяжелые вагоны с людьми было легче чем без таковых, но все равно, они не могли делать это целыми днями без перерыва. Максимум 4-5 часов, и лошадей, коих на одну конку приходилось по две, нужно было менять. Таким образом, для одного вагона, нужно было содержать где-то 3-4 пары лошадей. Разумеется, за ними требовался уход, их надо было кормить и где-то размещать. Все это не способствовало снижению цен на проезд и развитию общественного транспорта.

Однако на помощь пришел век электричества. Принято считать, что первопроходцами в этом деле были немцы из фирмы "Сименс", которые в 1881 году, построили первую трамвайную линию в Берлине. Однако годом ранее, русский инженер Фёдор Пироцкий, испытал свой электрический трамвай, сделанный из обыкновенной конки. И хотя немцы и проводили испытания с электрическим движением еще на год раньше Пироцкого, но то что они там смастерили, трамваем назвать было нельзя, поскольку использовался локомотив и несколько прицепных вагонов. Скорее это был прототип электропоезда, нежели трамвая. Собрать все необходимые механизмы в корпусе обычной конки, и тем самым создать первый в мире электрический трамвай, смог именно Пироцкий. Проблема лишь заключается в том, что пока он испытывал и усовершенствовал свое изобретение, Сименс, взяв за основу именно его наработки и решения, объявил о создании электротрамвая. Вот такие пироги.

На самом деле, бедой Пироцкого было то, что сам он реализовать свое изобретение не мог, поскольку у Вернера фон Сименса, в наличии была фирма, а вот Федор Пироцкий, был простым инженером-одиночкой, у которого не было ни фирмы, ни необходимых контактов и связей, для воплощения своего проекта в жизнь. Вот и получилось, что Сименс, "позаимствовав" идеи нашего изобретателя, сделал на этом большие деньги и в историю вошел. А Пироцкого за пределами России сегодня мало кто знает.

И все же, что касается самой России, то первый электрический трамвай на смену конки, появился у нас лишь летом 1882 года. И пущен он был не в Москве, и не в Петербурге, в общем не в столицах, как поступили бы сейчас, а в провинциальном на тот момент Киеве. С тех пор, электрический трамвай стал семимильными шагами идти. нет, бежать по стране. В 1896 году он появился в Нижнем Новгороде, в 1897 году в Екатеринославе и Елисаведграде, в 1898 году в Курске, Витебске, Севастополе и Орле, в 1899 году, в числе прочих крупных городов Империи, добравшись и до Москвы.

А что с Санкт-Петербургом? Долго ли столица оставалась без трамвая? А в Санкт-Петербурге, владельцы конок, напуганные новым видом транспорта, почувствовав, как их заработок в буквальном смысле уходит из-под копыт, ставили долгое время палки в колеса появлению трамвая. Для этого, они использовали заключенные ранее с городскими властями контракты, и следует полагать "своих", заинтересованных в дальнейшем господстве конки чиновников. Однако прогресс было уже не остановить, и в 1907 году, в столице была наконец открыта первая трамвайная линия. На тот момент, трамваи существовали уже почти в 30 городах Империи.

Примерно в это время, в России и во всем мире, начался скоротечный, но бурный золотой век трамваев. Вытеснив с городских улиц конку, трамвай стал самым массовым и распространенным видом общественного транспорта. Порой, число трамвайных вагонов доходило до таких значений, что они мешали друг другу на городских улицах. В больших городах трудно было найти человека, который ни разу не пользовался бы трамваем. Производители и директора трамвайных предприятий, соревновались между собой в комфорте, быстроте и прочих, выгодных преимуществах своих трамваев. Конкуренция в этом деле была сильнейшая. Однако уже к середине XX века, спрос на этот вид транспорта стал падать. Связывают это в первую очередь с распространенностью и относительной доступностью автомобилей и другого вида транспорта. Например в Москве, главным конкурентом трамвая, стало бурно строящееся и развивающееся метро.

В какой-то момент, трамваи даже стали исчезать из городов, в которых еще недавно, были основным средством передвижения. Сегодня определенно этот вид транспорта не так популярен как раньше. Однако очевидно, что пускай и не повсеместно, но в крупных городах, он сохранится еще многие десятилетия. И думаю, это к счастью.

Трамвай представляет собой один из видов рельсового, преимущественно городского транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров по определенным маршрутам. Это старейший вид пассажирского общественного транспорта, появившийся изначально на конной тяге в первой половине XIX столетия. Название произошло от английских слов tram и way, которые переводятся, как вагон и путь.

В Англии первый трамвай начал курсировать в 1885 году.
Электрический трамвай в США появился 10.08.1885 г., его изобретатель — Лео Дафт. Его предложение об использовании третьего рельса на линии способствовало частым коротким замыканием во время снега, дождя и прочей непогоды. Напряжение в 120 вольт было опасно не только для животных, но небезопасно и для людей. В 1886 г. вместо третьего рельса Дафт использовал двухпроводную контактную сеть. Предложенная изобретателем система стала работоспособной.

Первый электрический трамвай в Киеве

Первый электрический трамвай в Киеве

С середины 40-х годов 20-го столетия трамваи начали понемногу убирать с центральных улиц, что связано с широким распространением автомобилей. Вместе с автомобилем здесь появились заторы, шум и смог. В 70-х годах 20-го столетия трамваи начали возвращаться на улицы больших городов. Этому в немалой степени способствовало их техническое усовершенствование, а также ряд экологических причин.

Интересные факты.

  • Санкт-Петербург — самый крупный трамвайный город в России. Длина трамвайных путей составляет примерно 220 километров. Это достижение занесено в Книгу рекордов Гинесса.
  • В австралийском Мельбурне расположена самая крупная трамвайная сеть.
  • Единственное село, которое использует трамвай для передвижения в России и странах СНГ — Молочное, недалеко от Евпатории.
  • Длиннейший трамвайный маршрут проложен в Бельгии — береговой трамвай. Длина ветки 67 километров. Трамвай останавливается около 60-ти раз.
  • В Британии на острове Мэн до сих пор используют трамваи 19-го века. Длина ветки составляет около 30-ти километров.

Трамвай — особенная техника. Есть в них что-то сказочное и неповторимое. Хочется верить, что на этом история трамваев не закончится, а будет продолжать развиваться и совершенствоваться.

Многие историки и инженеры сходятся во мнении, что прародителем современного электрического трамвая была конка. Этот вид городского транспорта представлял собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империалом). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах, где линии конки пересекали крутые подъемы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали еще 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, а затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.

конка

Первые в мире городские конки появились в США в первых десятилетиях XIX в. Однако широкое распространение они получили только после того, как в 1852 г. французский инженер Альфонс Луба (1799—1866) изобрел рельсы, которые утапливались в полотно дороги, а не выступали над уровнем улицы и мешали уличному движению.

Правда, и в этой форме конка просуществовала недолго, так как для перевозки на дальние расстояния конная тяга не годилась и время работы такого транспорта было ограничено физическими возможностями животных. Уже в начале XX в. конки начали закрываться, хотя в некоторых городах конные трамваи существует до сих пор.

От первых линий до главного городского транспорта

Впервые пассажирская электрическая трамвайная линия заработала в Германии в 1881 г. Она была построена электротехнической компанией Вернера фон Сименса. Мотор мощностью 5 тыс. ватт был установлен в головном вагоне, получавшем ток напряжением в 100 вольт через оба рельса.

первый трамвай

Максимальная скорость движения составляла 20 км/ч. Через несколько лет электрический трамвай появился в США.

В России первую линию трамвая построили в Киеве. Это было в 1892 г., а к 1917 г. трамвай уже обслуживал население 35 российских городов. Особое развитие этого транспорта началось после того, как Сименс разработал бугельный токосъемник, который выглядел как привычная для нас дуга, установленная на крыше трамвая. До этого питание подводилось по рельсам, что нередко приводило к коротким замыканиям во время дождя, к тому же напряжение убивало многих незадачливых мелких животных (кошек и собак), да и для людей было небезопасно.

трамвай

Активное развитие трамвайного транспорта продолжалось до 20-х гг. XX в. По всему миру создавались новые трамвайные системы, а уже существующие постоянно расширялись — во многих городах трамвай фактически стал главным видом транспорта. Во многом на этом сказались большое удобство и дешевизна, а также отсутствие конкуренции — конка уже практически исчезла с улиц, автобусы еще находились в стадии раннего развития, а автомобили не успели превратиться из роскоши в средство передвижения.

Сдал позиции, но устоял

К началу 30-х гг. XX в. популярность трамвайного транспорта начала снижаться. С городских улиц его стал вытеснять автомобиль, который являлся символом прогресса и был доступен средним слоям населения. Кроме того, к этому времени значительно вырос парк автобусов, обеспечивавших более комфортные условия поездки и более гибкие маршруты. В результате во всем мире, особенно в крупных городах, начали отменять трамвайные маршруты. Так, например, в Париже городской трамвай был закрыт в 1937 г., а в Лондоне трамвай просуществовал до 1952 г., и то причиной задержки в его ликвидации была война.

трамвай

Однако уже в 70-е гг. XX в. стало очевидно, что трамвай не изжил себя. Массовая автомобилизация начала приносить большие проблемы — смог, заторы, шум, дефицит места. Постепенно транспортная политика стала пересматриваться в пользу общественного транспорта. Но ни автобусы, ни метрополитены не были в состоянии решить транспортные проблемы. Автобусы не могли обеспечить достаточно высокий пассажиропоток, к тому же в городах они стояли в пробках вместе с автомобилями, а строительство метро требовало крупных капиталовложений. В результате трамвай вернулся на улицы городов.

Современные трамваи вновь завоевывают улицы

Масса современного трамвая может достигать нескольких десятков тонн, а пассажировместимость — 200 человек. В качестве тягового двигателя чаще всего применяют электрические моторы постоянного тока. В некоторых моделях их может быть несколько и тогда каждый из моторов вращает только свою пару колес. В последнее время появилась электроника, позволяющая преобразовывать постоянный ток, которым питается трамвай, в переменный, что сделало возможным использование двигателя переменного тока. От двигателей постоянного тока они выгодно отличаются большей надежностью и тем, что практически не требуют технического ухода. Суммарная мощность двигателей современного трамвая может достигать 200 кВт, что позволяет ему разгоняться до 75 км/ч.

Современные трамваи

Еще один пример возрождения этого вида транспорта — появление скоростного трамвая. От обычного он отличается тем, что его линии проводят обособленно от уличного дорожного полотна, большим расстоянием между остановками и высокой скоростью. Кроме того, скоростные трамваи, как правило, имеют увеличенное число вагонов, что позволяет обеспечивать вдвое большую провозную способность. Благодаря тому, что линия полностью изолирована от уличного дорожного полотна, скорость движения не зависит от автомобильных пробок и почти равна скорости поездки на метро, так как пассажир не тратит время на операции подъема и спуска на подземную платформу.


Всем нам хорошо известен трамвай как один из видов городского транспорта. История его существования насчитывает уже почти два столетия. Появившись в 1828 году, трамваи постепенно получали распространение в мире, до сих пор являются неотъемлемой частью транспортной сети множества городов. За долгие годы своего существования этот вид транспорта постоянно изменялся и совершенствовался. Появлялись разные виды трамваев, среди которых были конный, электрический, пневматический и бензомоторный. Ниже будут более подробно рассмотрены особенности каждого из них.

скоростной трамвай

Конный

Именно с появления конного вида городского транспорта (или конки) и начинается отсчет истории трамвая. Она довольно интересная и занимательная. Ее мы и поведаем в статье.

Первый трамвай представлял собой закрытый или открытый экипаж, запряженный одной или двумя лошадьми, а иногда и мулами или зебрами, и передвигающийся по рельсам. Управлял конкой кучер, также в ней обязательно присутствовал кондуктор, который (помимо продажи билетов пассажирам) зачастую помогал кучеру в управлении на трудных участках дороги. Первый трамвай появился еще в 1828 году в американском Балтиморе, а через несколько лет и в других городах. Но настоящую популярность этот вид транспорта получил лишь после того, как в 1852 году были изобретены рельсы с желобами, не выступающие над дорогой, и таким образом, конки перестали мешать движению другого транспорта.

Уже в конце XIX века конные трамваи стали популярны и в России, причем в нашей стране использовались два вида такого транспорта: одноэтажные и двухэтажные конки, так называемые империалы.

Но расцвет конки оказался недолгим. Существенные неудобства в ее применении, например, низкая скорость движения, быстрая утомляемость лошадей и необходимость их регулярной смены, привели к тому, что уже в конце XIX - начале XX века конные трамваи были заменены на электрические практически во всех крупных городах. Причем произошло это как в Америке и Европе, так и в России.

история трамвай

Электрический трамвай

Идеи, заложенные позже в основу создания электротранспорта, были озвучены русскими учеными еще в 40-е годы XIX века. Однако потребовалось еще полвека, чтобы эти идеи были претворены в жизнь, лишь в 1892 в Киеве был запущен первый электрический трамвай. Позднее они появились также в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге и других крупных городах. На несколько лет раньше появились первые электрические трамваи в Европе. Но в целом можно говорить о практически одновременной разработке и внедрении данного вида транспорта в Российской Империи и европейских странах. Данный вид трамвая отличался более высоким уровнем комфорта и значительно большей скоростью по сравнению с конкой.

Другие типы этого вида транспорта в истории

Еще несколько видов этого городского транспорта не получили широкого распространения в мире. Так, на протяжении нескольких десятилетий в Париже существовал пневматический трамвай. Движение вагона осуществлялось за счет пневматического двигателя, а сжатый воздух находился в специальных баллонах, общего запаса которых хватало на поездку в обе стороны. На конечной станции происходила дозаправка баллонов сжатым воздухом.

В России (а позже и в СССР) в ряде городов существовали бензомоторные трамваи. Информации о том, как они выглядели, до наших дней сохранилось мало. Известно лишь, что они представляли собой вагонетки без крыши, которые управлялись легкими мотовозами. Широкого распространения они не получили, это в основном из-за того, что уровень создаваемого ими шума во много раз превышал допустимые нормы.

первый трамвай

Трамвай в 20-м веке

Говоря о судьбе трамвая в XX веке, нужно отметить, что за этот период в его развитии были как взлеты, так и падения. Время с начала XX века и до периода между Первой и Второй мировыми войнами считается так называемым золотым веком трамваев. В этот период он постепенно стал практически основным видом городского транспорта. Конки к этому времени уже почти полностью перестали использоваться, а автобусы и автомобили еще не получили значительного распространения. Однако уже в середине – в конце пятидесятых годов автомобили постепенно начали заменять трамваи на городских улицах. Также к этому времени серьезную конкуренцию этому виду транспорта стали составлять троллейбусы и автобусы, поездки в которых были куда более комфортными, ведь ремонт трамвайных путей практически не проводился, так что и движение уже не отличалось плавностью и мягкостью. Все это приводило к упадку этого вида городского транспорта.

Взлет трамваев

городской трамвай

Трамвай в современном мире

В наши дни городские трамваи не только продолжают выполнять свою непосредственную функцию – перевозку пассажиров по установленному маршруту, но и могут использоваться в экскурсионных целях, для привлечения туристов или в качестве рекламы того или иного заведения. Так, по улицам курсируют двухэтажные трамваи и трамваи-кабриолеты, а в некоторых городах они выполняют также функцию кафе или гостиниц.

Есть также трамваи, используемые в технических и служебных целях: например, для работ по ремонту рельсового покрытия или уборки снега, для перевозки грузов.

Скоростной вид

В ряде городов получили широкое распространение скоростные трамваи. В целом скоростным считается любой вид этого городского транспорта, скорость которого составляет или превышает 24 км/час. На практике, конечно, скорость современных трамваев может быть в несколько раз больше. Так, во Франции скоростной трамвай, курсирующий между центром города и аэропортом, может на некоторых участках пути развивать скорость свыше 100 км. Если говорить о нашей стране, то, например, в Волгограде создана целая трамвайная система, включающая в себя 22 станции и частично проходящая под землей для обеспечения максимально возможной скорости движения.

виды трамваев

Самые интересные трамваи мира

В Лиссабоне можно прокатиться на так называемом музыкальном трамвае. Путешествуя на нем, туристы как будто переносятся в прошлое. Как и сто лет назад, этот трамвай сделан из фанеры, а на протяжении всего пути местные исполнители создают живое музыкальное сопровождение. Если же пассажир хочет выйти, он должен потянуть за специальный трос, расположенный сверху.

Во французских Альпах проходит самый высокогорный в мире трамвайный маршрут. Трамвайные рельсы здесь были проложены в начале XX века, тогда эта дорога использовалась в основном в сугубо практических целях, то есть для перевозки крестьян из одной деревни в другую. В настоящее же время это очень популярный маршрут среди туристов, поскольку поездка на таком трамвае позволяет своими глазами увидеть альпийские красоты, а наивысшая точка маршрута находится на высоте почти двух с половиной километров над уровнем моря.

электрический трамвай

Музеи трамвая

Как было рассмотрено выше, за годы своего существования трамвай претерпел множество изменений, один его вид сменялся другим. История трамвая необычайно интересна, поэтому как в России, так и в мире существует целый ряд музеев этого вида и электротранспорта в целом. Один из них находится в Нижнем Новгороде. Это неслучайно, ведь именно нижегородский трамвай считается первым в России. В музее представлено значительное количество трамваев и троллейбусов, и поскольку музей ориентирован на семьи с детьми, то все экспонаты здесь можно потрогать руками и очень тщательно изучить.

Еще один музей истории трамвая и троллейбуса находится в Екатеринбурге, его открытие было приурочено к 275-летию города. В нем подробно освещается история создания городского электротранспорта.

история трамвай

Читайте также: