Сообщение о традиционном праздничном наряде вологодской девушки изображенной на рисунке и я билибина

Обновлено: 09.05.2024

Год написания: 1905
Размер: Неизвестно
Местонахождение: Неизвестно

Быстрый переход:

Вариант 1 - Кратко

10 предложений/ 115 слов

За спиной героини светлеет облачное небо, под её ногами растёт высокая трава, справа и слева зеленеют деревья. Девушка стоит лицом к зрителю, слегка повернув голову влево.

На плечах у красавицы надета синяя душегрея, а под ней такого же оттенка сарафан, выполненный из дорого штофа. Обе эти детали гардероба украшены крупной золотой вышивкой. С её оттенком гармонирует и жёлтый кокошник на голове героини.

Плечи красавицы покрывает тёмный платок. Под ним виднеется белая рубаха. Наряд героини дополнен крупными серьгами и браслетами, а в руках девушка держит яркий короб с изображением птицы Сирин.

Вариант 2 - Подробно

16 предложений/ 218 слов

Главная героиня картины стоит посреди широкой поляны. За её спиной светлеет затянутое облаками небо. Слева видна одиноко растущая ель, справа — дерево с пышной зелёной кроной. На заднем плане волнообразно изображена холмистая равнина и тёмная полоса густого хвойного леса.

Девушка стоит, слегка повернув голову влево, так что зрителю становится хорошо виден её роскошный золотой кокошник и красующаяся в ухе крупная серьга с красным камнем по центру. Волосы героини заплетены в аккуратную косу, убранную назад за спину.

На плечах у красавицы традиционная белая рубаха с укороченным рукавом и изящный тёмный платок. Девушка одета в длинный синий сарафан-клинник и подобного оттенка душегрею на широких жёлтых бретелях.

Эти детали её гардероба выполнены из дорогого штофа, который обычно вологодские модницы заказывали из-за границы. Сарафан и душегрею также украшает не менее роскошная вышивка. В её узоре присутствуют такие элементы, как листья, переплетающиеся между собой стебли растений, ягоды, цветы и виноградные грозди.

На руках у героини надеты массивные браслеты, которые, так же как и серьги, инкрустированы красными камнями. В левой руке девушка держит яркий берестяной короб. На нём изображена райская птица Сирин с головой женщины в золотой короне.


Коллекция народных костюмов, собранная Билибиным в этнографических экспедициях, служила вдохновением для его работы над иллюстрациями русских сказок и стилизациями на крестьянскую тему. Костюмы из билибинской коллекции, хранящиеся в Ивангородском музее, не раз воспроизводились в произведениях художника. И.Я. Билибин восхищался красотой русских женщин в праздничных нарядах. Сохранились фотографии его первой жены Марии Яковлевны Чемберс-Билибиной, позировавшей художнику в русском костюме, а также его самого в крестьянской рубахе.


В его открытках, иллюстрациях к сказкам, эскизах декораций к театральным постановкам — всюду видны мотивы, увиденные художником в экспедициях, и даже прямые заимствования узоров русской праздничной одежды, полотенец, буквиц старопечатных книг. Эти мотивы стали основой решения театрального костюма, изготовленного для великой балерины Анны Павловой по эскизу И.Я.Билибина. Костюмы из коллекции художника относятся к середине 19 века. Они поражают своей красочностью и узорочьем.

4028618_russiandress01 (379x600, 76Kb)

Праздничный девичий костюм из Вологодской губернии. Известный русский художник И. Билибин изобразил девушку из северной деревни. Ее наряд — сарафан клинник и душегрея перо сшиты из покупного штофа с богатым узором. Такую ткань привозили из стран Востока. А вот головной убор венец — русской золотошвейной работы.

4028618_russiandress02 (383x600, 91Kb)

Праздничный женский костюм из Вологодской губернии. Снова И. Билибин, и снова вологодская крестьянка. Только на сей раз молодуха — так называли женщину в раннюю пору замужества, чаще до появления первенца. Богато украшенный костюм ее символизировал этот цветущий возраст, как бы призывая на будущую мать благодать неба и земли. Сарафан и душегрея сшиты из узорного штофа, причем последняя отделана полосами золотного шитья. Высокий золотошвейный кокошник убран каменьями. Поверх его повязана вроспуск шелковая шаль, превратившаяся в накидку.

4028618_russiandress03 (400x423, 58Kb)

Праздничная женская рубаха. Олонецкая губерния. Начало XIX века. Украшая рубаху щедрой вышивкой, мастерица использовала бумажную, шелковую и золотную нити. Особенно интересен узор на подоле: Древо Жизни с птицами по бокам.

4028618_russiandress04 (400x521, 70Kb)

4028618_russiandress05 (348x600, 39Kb)

4028618_russiandress06 (200x469, 24Kb)

Праздничный костюм девушки из Архангельской губернии. Наряд кажется поначалу простоватым. Но почему он так притягивает взгляд? Своедельская рубаха из беленого холста расшита красными нитками. С ней хорошо сочетается сарафан набоешник с яркими пятнышками рябинок и зубчиками красной тесьмы на подоле. А желтая перекликается по цвету с головной повязкой, шитой жемчугом и каменьями. Ансамбль, создающий образ девической чистоты, довершает тканый поясок — древний символ целомудрия. Да, за внешней простотой — тонкий вкус и рукодельный навык, большой труд и великое терпение!

4028618_russiandress07 (200x533, 28Kb)

4028618_russiandress08 (200x423, 25Kb)

Праздничный женский костюм из Воронежской губернии. Это тоже жительница южной Руси — видите, как ярок наряд! Да и состав костюма иной: основа его — клетчатая понева с синей прошвой. По подолу тесьма и рядок тканого узора; шерстяной пояс с концами из разноцветного бисера. Из него же нагрудное украшение. А венчает фигуру рогатая кичка с золотошвейным налобником и шерстяными розетками у висков.

4028618_russiandress09 (200x427, 21Kb)

4028618_russiandress10 (300x566, 25Kb)

Праздничный мужской костюм из Архангельской губернии. Примерно так одевались крестьяне по всей России: рубаха, порты и пояс. На голове грешневик— широко распространенный убор из валяной шерсти. Иногда его украшали лентами и цветами.

4028618_russiandress11 (600x441, 61Kb)

4028618_russiandress12 (391x600, 59Kb)

4028618_russiandress13 (292x600, 29Kb)

4028618_russiandress14 (257x600, 34Kb)

Мужской и женский костюмы для зимних поездок. Центральные губернии России. На бабе овчинная шуба, на мужике суконный зипун. Художник несколько модернизировал его: у русских одежда застегивалась только на левую сторону. Шубы и тулупы делались с очень глубоким запахом, так что мать могла даже укутать ребенка. На голове у мужчины свое-дельская валяная шапка, у женщины поверх кокошника фабричная шаль. Лапти с теплыми онучами либо катанки, варежки узорной вязки. Кнут в руку — и пошел!

4028618_russiandress15 (600x500, 115Kb)

Головных уборов было много, и все они были разные в зависи-мости от местности. На севере

Были кокошники, кики, венцы, шитые бусами и жемчугом.

31


Толковый словарь

Шуѓй, -я, м. Старинная жен-ская одежда в виде короткопо-лой тёплой кофты с рукавами.

Пов йник, -а, м. Старинный русский головной убор замуж-ней женщины в виде лёгкой мягкой шапочки, поверх кото-рой обычно надевали парадный головной убор.

Убр́с, -а, м. Устар. и обл. Платок, вышитый узорами, рас-шитый золотом, жемчугом и т. п.

Сафь́новый, -ая, -ое. Сделан-ный из сафьяна, обитый, обтя-нутый сафьяном — тонкой и мягкой козьей или овечьей ко-жей яркого цвета.

И. Я. Билибин. Вологодская молодуха в праздничном наряде

2) Как вы понимаете значение слов з́пона, бор́? Прочитайте фрагменты тек-ста, в которых эти слова поясняются.

3) Какой ещё информацией надо об-ладать, чтобы описать традиционный праздничный костюм девушки, изобра-жённой на открытке И. Я. Билибина? Что нужно знать для этого?

28.1) Прочитайте текст и найдите в нём недостающую информацию для описания праздничного наряда вологодской девуш-ки (упр. 27).

Большую роль в женском костю-ме играли головные уборы. Девушки носили распущенные волосы или од-ну косу с вплетёнными лентами, зо-лотыми и жемчужными нитями, ба-хромой и кистью на конце. Вокруг головы повязывали ленту, богато украшенную спереди. В праздники надевали кокошник — богато укра-шенный головной убор на каркасе с высоким полукруглым щитком.

Замужние женщины тщательно укрывали волосы повойником из лёг-кой шёлковой или хлопчатобумажной ткани. Поверх него надевали убрус.

В праздничные дни вместо повойника надевали кику (кичку). В холодное время года носили меховые шапки цилиндрической формы — горлатные шапки. Из-под шапки выпадали косы с красными лентами.

Головных уборов было много, и все они были разные в зависи-мости от местности. На севере

Были кокошники, кики, венцы, шитые бусами и жемчугом.

31


Толковый словарь

Шуѓй, -я, м. Старинная жен-ская одежда в виде короткопо-лой тёплой кофты с рукавами.

Пов йник, -а, м. Старинный русский головной убор замуж-ней женщины в виде лёгкой мягкой шапочки, поверх кото-рой обычно надевали парадный головной убор.

Убр́с, -а, м. Устар. и обл. Платок, вышитый узорами, рас-шитый золотом, жемчугом и т. п.

Сафь́новый, -ая, -ое. Сделан-ный из сафьяна, обитый, обтя-нутый сафьяном — тонкой и мягкой козьей или овечьей ко-жей яркого цвета.

И. Я. Билибин. Вологодская молодуха в праздничном наряде

2) Как вы понимаете значение слов з́пона, бор́? Прочитайте фрагменты тек-ста, в которых эти слова поясняются.

3) Какой ещё информацией надо об-ладать, чтобы описать традиционный праздничный костюм девушки, изобра-жённой на открытке И. Я. Билибина? Что нужно знать для этого?

28.1) Прочитайте текст и найдите в нём недостающую информацию для описания праздничного наряда вологодской девуш-ки (упр. 27).

Большую роль в женском костю-ме играли головные уборы. Девушки носили распущенные волосы или од-ну косу с вплетёнными лентами, зо-лотыми и жемчужными нитями, ба-хромой и кистью на конце. Вокруг головы повязывали ленту, богато украшенную спереди. В праздники надевали кокошник — богато укра-шенный головной убор на каркасе с высоким полукруглым щитком.

Замужние женщины тщательно укрывали волосы повойником из лёг-кой шёлковой или хлопчатобумажной ткани. Поверх него надевали убрус.

В праздничные дни вместо повойника надевали кику (кичку). В холодное время года носили меховые шапки цилиндрической формы — горлатные шапки. Из-под шапки выпадали косы с красными лентами.

Читайте также: