Сообщение о томасе мюнцере
Обновлено: 08.07.2024
Томас Мюнцер – вождь немецкой плебейской Реформации - родился около 1490 г. в городке Штольберг. Происходил он, по слухам, из семьи уважаемого мастера, умельца чеканить монету. В 1503 г., когда в Штольберге не стало работы, родители Томаса переселились в лежащий неподалеку Кведлинбург, где находился местный монетный двор. О детстве и юности Мюнцера мы знаем очень мало. В 1506 г. он поступил в Лейпцигский университет, где занимался философией, теологией и медициной. В дальнейшем он получил степени магистра свободных искусств и бакалавра теологии. Обладая блестящими способностями, Мюнцер вполне мог сделать университетскую карьеру, однако чистая наука никогда его не привлекала. Вся его жизнь прошла в скитаниях по стране и проповедях перед бедняками. Личные потребности Мюнцера всегда оставались очень скромными. Он довольствовался самой простой пищей и не думал о новой одежде. Стараясь сэкономить на бумаге, он писал на четвертушках, на счетах – везде, где оставалось чистое место, даже между строк и на полях чужих писем. Единственная роскошь, которую он себе позволял, были книги. На них он тратил больше, чем позволяли средства, и постоянно был должен книготорговцам.
В основе вероучения Мюнцера лежало понимание мира как частного, которое относится к Богу как к общему и целому. Космический порядок виделся ему в том, что все частности должны признавать полное преобладание и господство общего начала. Именно таков идеальный Небесный мир, где царит божественная гармония совершенства. В отличие от него наш земной и плотский мир является миром творений, потерявших свое единство с Богом и потому пребывающих в изолированном состоянии. Грехопадение Адама в том и состояло, что он увлекся частными интересами во вред целому. С тех пор люди находятся во власти творений, то есть своих плотских, частных интересов, и задача христианства заключается в том, чтобы помочь им вернуться к Богу. Исходя из этого фундаментального положения, Мюнцер представлял развитие мира, как постепенное торжество нравственной идеи подчинения частных интересов общему.
Из Цвиккау Мюнцер отправился в Чехию. Он надеялся, что на родине Яна Гуса, где еще свежи были воспоминания о гуситах, его проповедь будет иметь больший успех. Действительно, поначалу его встретили в Праге с большим воодушевлением, так как видели в нем сторонника Лютера, имя которого было у всех на устах. Но после того, как Мюнцер выступил с несколькими проповедями, радикализм его идей показался членам магистрата опасным. Власти стали чинить Мюнцеру препятствия и весной 1523 г. выслали его из Чехии. Некоторое время Мюнцер прожил в Нордхаузене. Затем ему удалось получить место проповедника в Альштедте – небольшом городке, который лежал во владениях саксонских князей. Поселившись здесь, Мюнцер много писал, проповедовал и приобрел большое влияние на своих прихожан. Одновременно с Лютером, или даже немного раньше, он отменил все католические обряды, ввел богослужение на немецком языке и распорядился читать народу не только тексты апостольских посланий, но и всю Библию. (Тогда же Мюнцер женился на бывшей монахине Оттилии, ушедшей из монастыря. На Пасху 1524 г. она родила ему сына). Вскоре Альштедт стал главным центром Реформации во всей Тюрингии. В своих проповедях Мюнцер призывал относиться к католическими храмам, как к идольским капищам. Вдохновленная им толпа в марте 1524 г. сожгла в Маллербахе часовню, знаменитую своей чудодейственной иконой. Дело это наделало много шума и обратило на Мюнцера общее внимание.
Князья Тюрингии поначалу оказались в состоянии растерянности и бессилия перед крестьянами. Лишь в последних числах апреля ландграфу Филиппу удалось собрать войско и начать против восставших успешную войну. Тогда же Мюнцер совершил поход в Эйхсфельд. По пути были разрушены несколько замков и монастырей, а в Хейлигенштадте и Лангензальце установлено правление по образцу мюльхаузенского. В начале мая Мюнцер с отрядом добровольцев двинулся на помощь восставшему Франкенхаузену. Под этим городом собрался большой крестьянский отряд, насчитывавший, по некоторым данным, до 8 тысяч восставших. Впрочем, крестьяне были плохо вооружен и плохо дисциплинированы, в их рядах насчитывалось очень мало бывших солдат и совершенно не имелось способных военачальников.
Едва Мюнцер встал во главе франкенхаузенского отряда, пришло известие, что на подходе находится объединенное войско князей. Первые легкие стычки произошли 14 мая. На другой день сражение возобновилось. Мюнцер расположился со своим отрядом на вершине горы, окружив себя укреплениями из повозок. Он знал, что сто лет назад, во время гуситских войн в Чехии, такая тактика не раз приносила крестьянам победу в сражениях с рыцарями. Но теперь было совсем другое время. Пушки князей после нескольких залпов разбили укрепления крестьян в щепы. Прорвав линию повозок, конница ландскнехтов ворвалась в крестьянский лагерь. Началась резня - из восьми тысяч восставших в короткий срок пало свыше пяти тысяч. В тот же день был взят Франкенхаузен. Раненный в голову Мюнцер попал в плен. После мучительных пыток его отправили в замок Хельдрунген и здесь опять пытали, убеждая отречься от своих еретических заблуждений. Не ясно, насколько палачи преуспели в этом. 27 мая 1525 г. вождь плебейской Реформации был обезглавлен. С ним вместе казнили Пфейфера и еще 25 неизвестных.
Дата и место смерти: 1525, Мюльхаузен, Германия
Род деятельности: богослов, проповедник, деятель реформации, один из лидеров крестьянского восстания
Раскол приверженцев католической церкви и последующая Реформация выдвинули из масс верующих ярких лидеров. Таким был Томас Мюнцер, краткая биография которого представлена ниже.
Евангельский проповедник Мюнцер, обвиненный магистратом Цвиккау в подготовке бунта, бежал в Прагу, а оттуда в имперские земли Германии. Простой священник обличал пороки римской церкви: стремление к богатству и роскоши, торговлю индульгенциями, корысть первосвященников.
В конфликте и с папой, и с Лютером
В 1524 году Томас Мюнцер становится одним из предводителей народного движения в Мюльгаузене. Выходцы из бедноты заставили городскую верхушку передать им власть и произвели конфискацию имущества своих противников. Он стал идейным вдохновителем восстания, выдвинув наиболее радикальные требования. Его целью стало изгнание всех тех, кто препятствует власти народа. Отряды крестьян, врываясь в имения и замки, нередко проявляли жестокость.
Ввиду увеличения вражеских сил, направленных на подавление крестьянского восстания, Мюнцер посылает гонцов с просьбой о помощи. Его целью было создание народной армии из крестьян центральной Германии. Под рукой Мюнцера находилось более 8000 человек против армии феодалов. Однако плохо вооруженное крестьянское ополчение, в котором было много деклассированных элементов, потерпело жестокое поражение.
Сам проповедник, контуженный ядром, попал в плен и после длительных истязаний был казнен в Мюльхаузене.
По некоторым данным, из семьи обедневшего ремесленника. С осени 1506 обучался на ф-те свободных искусств в Лейпциге, с 1512 – в новообразованном Франкфуртском ун-те (Виадрина; получил степени магистра свободных искусств и бакалавра теологии, но неясно, в каком ун-те).
Около 1514 рукоположен в священники, служил капелланом в женском монастыре Фрозе (близ Ашерслебена) и одновременно в г. Брауншвайг.
Вероятно, в Брауншвайге вступил в мистическое Библейское общество, сформированное под влиянием движения Devotio moderna и выступавшее за обновление Церкви.
В 1516–18 жил в Брауншвайге и Виттенберге, где познакомился с М. Лютером, поддержал его критику верховного авторитета папы Римского, а также попытку реабилитировать пражского реформатора Я. Гуса. После краткого пребывания в цистерцианском монастыре близ г. Вайсенфельс, где М. изучал труды отцов Церкви (главным образом Августина Блаженного), в 1520 откликнулся на приглашение занять место городского священника в Цвиккау.
В проповедях проявлял себя как экзальтированный оратор, склонный к пророческим толкованиям.
Активная критика М. церковного и муниципального устройства Цвиккау, а также его непреклонность в догматических вопросах привели к тому, что он был отстранён от должности священника и в апреле 1521 покинул город.
Вернулся в Германию, жил в г. Нордхаузен, откуда был изгнан в сентябре 1522.
Там же М. провёл литургическую реформу: создал и откомментировал для возглавляемой им общины особые немецкоязычные чины латинской мессы и других богослужений, не порывая при этом с традицией григорианского хорала. Содержательность, понятность и соучастие мирян М. считал главным средствами в борьбе против концентрации исключительно на внешней форме богослужебного обряда.
Суть веры М. видел в волевом соединении человека со Христом в Святом Духе.
Требуемое для спасения уподобление Христу возможно лишь через переживание богооставленности и очистительные страдания, ибо, по мнению М., крестная Жертва Сына Божия вовсе не исключает необходимости личного подвига каждого христианина для искупления собственных грехов.
На этом основании М. допускал существование огня чистилища для тех, кто не хотел страдать ради Христа и со Христом при жизни.
Он считал, что община истинно верующих не должна признавать никакой власти, кроме власти Святого Духа, поэтому в деле обществ. преобразования в целях отделения избранных от безбожных и восстановления нарушенного грехом божественного порядка вполне могут быть оправданы революционные меры.
Своих сторонников М. видел избранниками Святого Духа, а себя называл новым пророком Даниилом.
В ходе Крестьянской войны 1524–26 он инициировал выступления крестьян в городах Вальдсхут и Кенцинген.
Сам М. бежал, но был схвачен и после долгих пыток в Хельдрунгене доставлен в Мюльхаузен и казнён.
Идеи М. оказали влияние на часть анабаптистов и некоторые другие радикальные течения Реформации.
Сочинения:
Schriften und Briefe. Kritische Gesamtausgabe / Hrsg. P. Kirn, G. Franz. G ̈uutersloh, 1968;
Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer , также Münzer, около 1490 — 27 мая 1525) — радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).
Содержание
Учение
Родился в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и коммунистическим идеям.
Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога — истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).
После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал отношения и связи с революционерами и вождями готовившегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене.
В 1529 году католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных (то есть, по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии — дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.
Программа сторонников Мюнцера
Почтенные, мудрые, благосклонные господа, друзья и любезные соседи! Так как до настоящего времени на бедный и простой люд в городах и деревнях вопреки Богу и всякой справедливости налагались большие тяготы духовными и светскими господами и властями, которых они и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простой бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом — себя самого, свое потомство и потомство потомства. Потому программа и план этого христианского объединения заключается в том, чтобы с помощью Бога освободиться, и притом, насколько это возможно, без вооруженной борьбы и кровопролития, что, впрочем, не может быть осуществлено без братского поощрения и объединения во всех делах, касающихся общей христианской пользы и содержащихся в этих приложенных статьях, как за тем следует. Поэтому в том наша дружеская просьба, желание и братское стремление, чтобы вы добровольно и дружелюбно вступили в это христианское объединение и братство для того, чтобы дело общехристианской пользы и братской любви было восстановлено, воздвигнуто и приумножено. Если вы так поступите, то это будет проявлением воли Бога во исполнение его заповеди о братской любви. Если же вы это отвергнете, чего мы все же никак не ожидаем, то мы объявляем вас в светском отлучении и в силу данного письма будем вас считать в этом состоянии до тех пор, пока вы не откажетесь от вашего намерения и не вступите с доброй волей в это христианское объединение. Все это мы из лучших намерений не хотим скрыть от вас — наших любезных господ, друзей и соседей. Желаем получить от совета и общины письменный ответ на это письмо через этого же посланца. В этом заключаются Божьи заповеди. Светское отлучение заключается в следующем. Все состоящие в этом христианском объединении должны считать делом своей чести и высшей обязанностью с теми, которые отказываются вступать в братское объединение и способствовать общей христианской пользе, не иметь и не поддерживать никакого общения: с ними — ни есть, ни пить, ни купаться, ни молоть, ни удить, ни пахать, ни боронить, также не привозить для них и не доставлять им пищи, ни напитков, ни дров, ни мяса, ни чего-либо другого; не покупать у них и не продавать им ничего. Пусть они будут оставлены, как отрезанные и мертвые члены, поскольку они в этих делах не только не помогают общей пользе и земскому миру, а наоборот, препятствуют им. Пусть им будет отказано в допущении ко всем рынкам, в общинные леса, воды и луга, не находящиеся в их распоряжении. И кто из вступивших в наше объединение нарушит это, пусть также будет исключен из общества и наказан тем же отлучением и изгнан к противникам вместе с женою и детьми.
Поражение и казнь
В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооружённых и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.
Память
Литература
Примечания
Ссылки
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Читайте также: