Сообщение о томасе мюнцере

Обновлено: 08.07.2024

Томас Мюнцер – вождь немецкой плебейской Реформации - родился около 1490 г. в городке Штольберг. Происходил он, по слухам, из семьи уважаемого мастера, умельца чеканить монету. В 1503 г., когда в Штольберге не стало работы, родители Томаса переселились в лежащий неподалеку Кведлинбург, где находился местный монетный двор. О детстве и юности Мюнцера мы знаем очень мало. В 1506 г. он поступил в Лейпцигский университет, где занимался философией, теологией и медициной. В дальнейшем он получил степени магистра свободных искусств и бакалавра теологии. Обладая блестящими способностями, Мюнцер вполне мог сделать университетскую карьеру, однако чистая наука никогда его не привлекала. Вся его жизнь прошла в скитаниях по стране и проповедях перед бедняками. Личные потребности Мюнцера всегда оставались очень скромными. Он довольствовался самой простой пищей и не думал о новой одежде. Стараясь сэкономить на бумаге, он писал на четвертушках, на счетах – везде, где оставалось чистое место, даже между строк и на полях чужих писем. Единственная роскошь, которую он себе позволял, были книги. На них он тратил больше, чем позволяли средства, и постоянно был должен книготорговцам.

В основе вероучения Мюнцера лежало понимание мира как частного, которое относится к Богу как к общему и целому. Космический порядок виделся ему в том, что все частности должны признавать полное преобладание и господство общего начала. Именно таков идеальный Небесный мир, где царит божественная гармония совершенства. В отличие от него наш земной и плотский мир является миром творений, потерявших свое единство с Богом и потому пребывающих в изолированном состоянии. Грехопадение Адама в том и состояло, что он увлекся частными интересами во вред целому. С тех пор люди находятся во власти творений, то есть своих плотских, частных интересов, и задача христианства заключается в том, чтобы помочь им вернуться к Богу. Исходя из этого фундаментального положения, Мюнцер представлял развитие мира, как постепенное торжество нравственной идеи подчинения частных интересов общему.

Из Цвиккау Мюнцер отправился в Чехию. Он надеялся, что на родине Яна Гуса, где еще свежи были воспоминания о гуситах, его проповедь будет иметь больший успех. Действительно, поначалу его встретили в Праге с большим воодушевлением, так как видели в нем сторонника Лютера, имя которого было у всех на устах. Но после того, как Мюнцер выступил с несколькими проповедями, радикализм его идей показался членам магистрата опасным. Власти стали чинить Мюнцеру препятствия и весной 1523 г. выслали его из Чехии. Некоторое время Мюнцер прожил в Нордхаузене. Затем ему удалось получить место проповедника в Альштедте – небольшом городке, который лежал во владениях саксонских князей. Поселившись здесь, Мюнцер много писал, проповедовал и приобрел большое влияние на своих прихожан. Одновременно с Лютером, или даже немного раньше, он отменил все католические обряды, ввел богослужение на немецком языке и распорядился читать народу не только тексты апостольских посланий, но и всю Библию. (Тогда же Мюнцер женился на бывшей монахине Оттилии, ушедшей из монастыря. На Пасху 1524 г. она родила ему сына). Вскоре Альштедт стал главным центром Реформации во всей Тюрингии. В своих проповедях Мюнцер призывал относиться к католическими храмам, как к идольским капищам. Вдохновленная им толпа в марте 1524 г. сожгла в Маллербахе часовню, знаменитую своей чудодейственной иконой. Дело это наделало много шума и обратило на Мюнцера общее внимание.

Князья Тюрингии поначалу оказались в состоянии растерянности и бессилия перед крестьянами. Лишь в последних числах апреля ландграфу Филиппу удалось собрать войско и начать против восставших успешную войну. Тогда же Мюнцер совершил поход в Эйхсфельд. По пути были разрушены несколько замков и монастырей, а в Хейлигенштадте и Лангензальце установлено правление по образцу мюльхаузенского. В начале мая Мюнцер с отрядом добровольцев двинулся на помощь восставшему Франкенхаузену. Под этим городом собрался большой крестьянский отряд, насчитывавший, по некоторым данным, до 8 тысяч восставших. Впрочем, крестьяне были плохо вооружен и плохо дисциплинированы, в их рядах насчитывалось очень мало бывших солдат и совершенно не имелось способных военачальников.

Едва Мюнцер встал во главе франкенхаузенского отряда, пришло известие, что на подходе находится объединенное войско князей. Первые легкие стычки произошли 14 мая. На другой день сражение возобновилось. Мюнцер расположился со своим отрядом на вершине горы, окружив себя укреплениями из повозок. Он знал, что сто лет назад, во время гуситских войн в Чехии, такая тактика не раз приносила крестьянам победу в сражениях с рыцарями. Но теперь было совсем другое время. Пушки князей после нескольких залпов разбили укрепления крестьян в щепы. Прорвав линию повозок, конница ландскнехтов ворвалась в крестьянский лагерь. Началась резня - из восьми тысяч восставших в короткий срок пало свыше пяти тысяч. В тот же день был взят Франкенхаузен. Раненный в голову Мюнцер попал в плен. После мучительных пыток его отправили в замок Хельдрунген и здесь опять пытали, убеждая отречься от своих еретических заблуждений. Не ясно, насколько палачи преуспели в этом. 27 мая 1525 г. вождь плебейской Реформации был обезглавлен. С ним вместе казнили Пфейфера и еще 25 неизвестных.

Дата и место смерти: 1525, Мюльхаузен, Германия

Род деятельности: богослов, проповедник, деятель реформации, один из лидеров крестьянского восстания

Раскол приверженцев католической церкви и последующая Реформация выдвинули из масс верующих ярких лидеров. Таким был Томас Мюнцер, краткая биография которого представлена ниже.

Евангельский проповедник Мюнцер, обвиненный магистратом Цвиккау в подготовке бунта, бежал в Прагу, а оттуда в имперские земли Германии. Простой священник обличал пороки римской церкви: стремление к богатству и роскоши, торговлю индульгенциями, корысть первосвященников.

В конфликте и с папой, и с Лютером

В 1524 году Томас Мюнцер становится одним из предводителей народного движения в Мюльгаузене. Выходцы из бедноты заставили городскую верхушку передать им власть и произвели конфискацию имущества своих противников. Он стал идейным вдохновителем восстания, выдвинув наиболее радикальные требования. Его целью стало изгнание всех тех, кто препятствует власти народа. Отряды крестьян, врываясь в имения и замки, нередко проявляли жестокость.

Ввиду увеличения вражеских сил, направленных на подавление крестьянского восстания, Мюнцер посылает гонцов с просьбой о помощи. Его целью было создание народной армии из крестьян центральной Германии. Под рукой Мюнцера находилось более 8000 человек против армии феодалов. Однако плохо вооруженное крестьянское ополчение, в котором было много деклассированных элементов, потерпело жестокое поражение.

Сам проповедник, контуженный ядром, попал в плен и после длительных истязаний был казнен в Мюльхаузене.

По не­ко­то­рым дан­ным, из се­мьи обед­нев­ше­го ре­мес­лен­ни­ка. С осе­ни 1506 обу­чал­ся на ф-те сво­бод­ных ис­кусств в Лейп­ци­ге, с 1512 – в но­во­об­ра­зо­ван­ном Франк­фурт­ском ун-те (Ви­ад­ри­на; по­лу­чил сте­пе­ни ма­ги­ст­ра сво­бод­ных ис­кусств и ба­ка­лав­ра тео­ло­гии, но не­яс­но, в ка­ком ун-те).

Около 1514 ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки, слу­жил ка­пел­ла­ном в жен­ском монастыре Фро­зе (близ Ашерс­ле­бе­на) и од­но­вре­мен­но в г. Бра­ун­швайг.

Ве­ро­ят­но, в Бра­ун­швай­ге всту­пил в мис­тическое Биб­лей­ское общество, сфор­ми­ро­ван­ное под влия­ни­ем дви­же­ния Devotio moderna и вы­сту­пав­шее за об­нов­ле­ние Церк­ви.

В 1516–18 жил в Бра­ун­швай­ге и Вит­тен­бер­ге, где по­зна­ко­мил­ся с М. Лю­те­ром, под­дер­жал его кри­ти­ку вер­хов­но­го ав­то­ри­те­та па­пы Рим­ско­го, а так­же по­пыт­ку реа­би­ли­ти­ро­вать праж­ско­го ре­фор­ма­то­ра Я. Гу­са. По­сле крат­ко­го пре­бы­ва­ния в цис­тер­ци­ан­ском монастыре близ г. Вай­сен­фельс, где М. изу­чал тру­ды от­цов Церк­ви (главным образом Ав­гу­сти­на Блаженного), в 1520 от­клик­нул­ся на при­гла­ше­ние за­нять ме­сто го­род­ско­го свя­щен­ни­ка в Цвик­кау.

В про­по­ве­дях про­яв­лял се­бя как эк­заль­ти­ро­ван­ный ора­тор, склон­ный к про­ро­че­ским тол­ко­ва­ни­ям.

Ак­тив­ная кри­ти­ка М. цер­ков­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уст­рой­ст­ва Цвик­кау, а так­же его не­пре­клон­ность в дог­ма­тических во­про­сах при­ве­ли к то­му, что он был от­стра­нён от долж­но­сти свя­щен­ни­ка и в апреле 1521 по­ки­нул го­род.

Вер­нул­ся в Гер­ма­нию, жил в г. Норд­хау­зен, от­ку­да был из­гнан в сентябре 1522.

Там же М. про­вёл ли­тур­гическую ре­фор­му: соз­дал и от­ком­мен­ти­ро­вал для воз­глав­ляе­мой им об­щи­ны осо­бые не­мец­коя­зыч­ные чи­ны латинской мес­сы и других бо­го­слу­же­ний, не по­ры­вая при этом с тра­ди­ци­ей гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла. Со­дер­жа­тель­ность, по­нят­ность и со­уча­стие ми­рян М. счи­тал главным сред­ст­ва­ми в борь­бе про­тив кон­цен­тра­ции ис­клю­чи­тель­но на внеш­ней фор­ме бо­го­слу­жеб­но­го об­ря­да.

Суть ве­ры М. ви­дел в во­ле­вом со­еди­не­нии че­ло­ве­ка со Хри­стом в Свя­том Ду­хе.

Тре­буе­мое для спа­се­ния упо­доб­ле­ние Хри­сту воз­мож­но лишь че­рез пе­ре­жи­ва­ние бо­го­ос­тав­лен­но­сти и очи­сти­тель­ные стра­да­ния, ибо, по мне­нию М., кре­ст­ная Жерт­ва Сы­на Бо­жия во­все не ис­клю­ча­ет не­об­хо­ди­мо­сти лич­но­го под­ви­га ка­ж­до­го хри­стиа­ни­на для ис­ку­п­ле­ния собственных гре­хов.

На этом ос­но­ва­нии М. до­пус­кал су­ще­ст­во­ва­ние ог­ня чис­ти­ли­ща для тех, кто не хо­тел стра­дать ра­ди Хри­ста и со Хри­стом при жиз­ни.

Он счи­тал, что об­щи­на ис­тин­но ве­рую­щих не долж­на при­зна­вать ни­ка­кой вла­сти, кро­ме вла­сти Свя­то­го Ду­ха, по­это­му в де­ле об­ществ. пре­об­ра­зо­ва­ния в це­лях от­де­ле­ния из­бран­ных от без­бож­ных и вос­ста­нов­ле­ния на­ру­шен­но­го гре­хом бо­же­ст­вен­но­го по­ряд­ка впол­не мо­гут быть оп­рав­да­ны ре­во­люционные ме­ры.

Сво­их сто­рон­ни­ков М. ви­дел из­бран­ни­ка­ми Свя­то­го Ду­ха, а се­бя на­зы­вал но­вым про­ро­ком Да­нии­лом.

В хо­де Кре­сть­ян­ской вой­ны 1524–26 он ини­ции­ро­вал вы­сту­п­ле­ния кре­сть­ян в го­ро­дах Вальд­схут и Кен­цин­ген.

Сам М. бе­жал, но был схва­чен и по­сле дол­гих пы­ток в Хельд­рун­ге­не дос­тав­лен в Мюль­хау­зен и каз­нён.

Идеи М. ока­за­ли влия­ние на часть ана­бап­ти­стов и не­ко­то­рые другие ра­ди­каль­ные те­че­ния Ре­фор­ма­ции.

Сочинения:

Schriften und Briefe. Kritische Gesam­taus­gabe / Hrsg. P. Kirn, G. Franz. G ̈uuters­loh, 1968;


Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer , также Münzer, около 1490 — 27 мая 1525) — радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).

Содержание

Учение

Родился в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и коммунистическим идеям.

Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога — истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал отношения и связи с революционерами и вождями готовившегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене.

В 1529 году католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных (то есть, по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии — дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Программа сторонников Мюнцера

Почтенные, мудрые, благосклонные господа, друзья и любезные соседи! Так как до настоящего времени на бедный и простой люд в городах и деревнях вопреки Богу и всякой справедливости налагались большие тяготы духовными и светскими господами и властями, которых они и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простой бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом — себя самого, свое потомство и потомство потомства. Потому программа и план этого христианского объединения заключается в том, чтобы с помощью Бога освободиться, и притом, насколько это возможно, без вооруженной борьбы и кровопролития, что, впрочем, не может быть осуществлено без братского поощрения и объединения во всех делах, касающихся общей христианской пользы и содержащихся в этих приложенных статьях, как за тем следует. Поэтому в том наша дружеская просьба, желание и братское стремление, чтобы вы добровольно и дружелюбно вступили в это христианское объединение и братство для того, чтобы дело общехристианской пользы и братской любви было восстановлено, воздвигнуто и приумножено. Если вы так поступите, то это будет проявлением воли Бога во исполнение его заповеди о братской любви. Если же вы это отвергнете, чего мы все же никак не ожидаем, то мы объявляем вас в светском отлучении и в силу данного письма будем вас считать в этом состоянии до тех пор, пока вы не откажетесь от вашего намерения и не вступите с доброй волей в это христианское объединение. Все это мы из лучших намерений не хотим скрыть от вас — наших любезных господ, друзей и соседей. Желаем получить от совета и общины письменный ответ на это письмо через этого же посланца. В этом заключаются Божьи заповеди. Светское отлучение заключается в следующем. Все состоящие в этом христианском объединении должны считать делом своей чести и высшей обязанностью с теми, которые отказываются вступать в братское объединение и способствовать общей христианской пользе, не иметь и не поддерживать никакого общения: с ними — ни есть, ни пить, ни купаться, ни молоть, ни удить, ни пахать, ни боронить, также не привозить для них и не доставлять им пищи, ни напитков, ни дров, ни мяса, ни чего-либо другого; не покупать у них и не продавать им ничего. Пусть они будут оставлены, как отрезанные и мертвые члены, поскольку они в этих делах не только не помогают общей пользе и земскому миру, а наоборот, препятствуют им. Пусть им будет отказано в допущении ко всем рынкам, в общинные леса, воды и луга, не находящиеся в их распоряжении. И кто из вступивших в наше объединение нарушит это, пусть также будет исключен из общества и наказан тем же отлучением и изгнан к противникам вместе с женою и детьми.

Поражение и казнь

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооружённых и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

Память

Литература

Примечания

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Читайте также: