Сообщение о театре кратко 5 класс однкнр

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: познакомить учащихся с источниками, создающими нравственные установки, вкладом отдельных личностей в культуру, формировать у учащихся умение извлекать существенную информацию из источников, систематизировать её, обобщать, представлять в графическом виде; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация), творческое воображение; воспитывать желание внести вклад в развитие культуры своей Родины.
Задачи урока: через работу с материалами учебника рассмотреть вопросы о жизни человека вне культуры, о процессе усваивания человеком культуры и внесением своего вклада в культуру; выявить, что законы нравственности – это часть культуры общества; уяснить источники формирования нравственных законов общества, пробуждать желание учащихся защищать природу, помочь осознать личную сопричастность в деле охраны природы.

Оценить 3882 0

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЛЕУЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №3

Разработка урока по ОДНКНР в 5 классе

Понятие культура. Виды культуры

Составила:
учитель высшей квалификационной категории

Вагапова Регина Ильдаровна

Цель урока:__познакомить учащихся с источниками, создающими нравственные установки, вкладом отдельных личностей в культуру, формировать у учащихся умение извлекать существенную информацию из источников, систематизировать её, обобщать, представлять в графическом виде; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация), творческое воображение; воспитывать желание внести вклад в развитие культуры своей Родины.

Задачи урока: через работу с материалами учебника рассмотреть вопросы о жизни человека вне культуры, о процессе усваивания человеком культуры и внесением своего вклада в культуру; выявить, что законы нравственности – это часть культуры общества; уяснить источники формирования нравственных законов общества, пробуждать желание учащихся защищать природу, помочь осознать личную сопричастность в деле охраны природы.

–Как вы понимаете эти слова?

подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и

красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.

Задание на карточках в парах

Зелёным цветом обозначьте то, что вы считаете духовными ценностями, а красным - материальные.

- Все мы знаем, что означает материально богатый человек, а что означает – духовно богатый человек?

Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Духовное богатство человека не даётся ему при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.

2. Твоя образованность

Огромную роль в жизни человека и общества играет образование. Кроме передачи накопленного опыта, знаний, образование способствует развитию личности. С его помощью человек приобщается к культуре.

- Кого мы можем назвать образованным человеком?

На данном этапе жизни основное образование вы получаете в школе. Выберете школьные предметы (не менее 3-х), которые вам наиболее всего нравятся, и объясните, каким образом они обогащают ваш духовный мир?

3. Книга и чтение – важная часть культуры человека

Создание письменности значительно ускорило развитие человеческой культуры. Появление печатных книг, открытие библиотек способствовало тому, что число грамотных людей увеличивалось, а это, в свою очередь, определяло развитие науки, техники, искусства. Книга давала возможность использовать опыт прошлого, познавать законы природы и общества.

Предлагает ученикам проанализировать поговорки, которые лежат у них на парте

Соедини две части и объясни смысл пословиц и поговорок.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Предлагает подумать над проблемой:

4. Твои интересы

Большую роль в получении знаний играет твой личный интерес. Без него процесс обучения становится принудительным трудом.

Интерес всегда пробуждает активность. Когда человеку интересно, учёба и работа становятся для него источником радости. Он творит, создаёт, узнаёт что-то новое.

- Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им распорядишься? Сколько времени потратишь:

На просмотр телевизора ________

Игру на компьютере________

Разговор по телефону _________

Прогулку и игры с друзьями _________

Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению книг? Не тратишь ли его на пустое времяпрепровождение? Правильно ли организуешь свой досуг? Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?

5. Твоя культура поведения

Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием человека, его интересами, увлечениями, знаниями — со всем, что составляет внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение человека к другим людям и самому себе. Это правила учтивости, вежливости, внимательности, точности — то, что принято называть этикетом.

Современный этикет определяет поведение людей в быту, в общественных местах, на улице, в гостях и на различного рода важных мероприятиях (вечерах, приёмах).

Работа с наглядностью. Проанализируй иллюстрации на слайде и назови правила этикета, которые на них нарушают.

6. Дается понятие о культуре

-Культура – это все то, что создано человеком.

Далее учитель перечисляет слова, относящиеся или не относящиеся к понятию культура. А дети должны записать только те, которые относятся к культуре (Машины, дома, озеро, посуда, песни, небо, книги, игры, дерево, солнце) .

- Вспомните, ребята, каждый день мы с вами встречаемся с мусором. Где мы его можем увидеть? (у подъезда, в коридоре школы, вдоль дороги, в лесу, везде)

- А мусорка, свалка отходов будут являться культурой? (да - нет)

Возникает спор, которым руководит учитель, он просит детей доказать свою точку зрения.

- Культура – это все то, что создано, сделано человеком. А кто как не человек сделал свалку или мусорку? Конечно человек, все люди. Поэтому свалка – это и есть культура.

Далее рассматривается материальная и духовная культура, где также включается свалка. Детям предстоит самостоятельно разделить то, что относится к материальной и духовной культуре.

Афинский театр. Доклад для 5 класса

В V веке до нашей эры был построен театр, который посвятили богу Дионису. Деревянный театр стал самой большой сценой всей Эллады.

Располагается он на территории современной Греции, в центре города Афины. Театр обустроили вблизи Акрополя, то есть укреплённой части города, которая находится на возвышенности.

Каждый год в честь бога Диониса проводились праздники. Великими и Малыми Дионисиями назывались такие дни. Во время торжеств на сцене показывали театрализованные представления. Это были не просто спектакли, а настоящие соревнования. Три автора показывали свои постановки, а зрители выбирали лучшего из них. Театр располагается на открытом воздухе, поэтому все действия происходили в светлое время суток. Остальное время Афинский театр почти не использовался.

Изначально театр был деревянным, но в 326 году до нашей эры он был переделан. Деревянный театр разобрали, на его месте поставили мраморную сцену, сидения сделали из камня. Всего в первом ряду театра располагалось 67 кресел. Почетные гости, например торговцы, политики и богачи рассаживались ближе к сцене, их имена были высечены на сидениях. После реконструкции театр мог вместить 17 тысяч зрителей, что составляло половину населения города.

Все важные вопросы, которые касались города, решали на общем собрании. Участие могли принять все мужчины старше 20 лет. Изначально собрания проводились на каменистом холме, после открытия театра, люди стали собираться в нем.

Начиная с I века нашей эры, в театре устраивали гладиаторские бои. Появился высокий борт, который защищал первый ряд зрителей.

Афинский театр сыграл важную роль в мировом искусстве. Впервые театральные постановки были показаны в нем, но со временем, этот вид искусства распространился по миру и стал доступен всему человечеству.

До наших дней античный театр сохранился в хорошем состоянии. Каждый год сюда приезжает большое число туристов со всего мира, чтобы увидеть его своими глазами.

Шостакович - биография кратко для 5 класса (2 варианта)

­­Дмитрий Шостакович появился на свет 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Часто по вечерам в их доме устраивались концерты, которые сыграли свою роль в развитии и становлении Шостаковича, как настоящего музыканта и личности. Первую работу – фортепианную пьесу, написал в 9 лет. В возрасте 13 лет поступает в Петроградскую консерваторию на класс фортепиано и композиции. Через 2 года, желая улучшить финансовое положение семьи, начинает работать музыкальным иллюстратором. Юноша прекрасно импровизировал, сочинял музыкальные картины прямо на ходу. В 18 лет Дмитрий сочинил первую симфонию, которую в 1926 году исполнили на ленинградской большой сцене. Уже спустя несколько лет она звучала в залах Германии и Америки. Так к Шостаковичу пришел успех.

После окончания консерватории он не мог определиться, кем он хочет быть – исполнителем или автором. Одно время старался совмещать, но до 30-х годов ХХ века выступал сольно. Шостакович исполнял Листа, Баха, Шопена, Прокофьева, Чайковского. В 1927 году в Варшаве на Международном конкурсе им. Шопена ему вручили почетный диплом.

Через некоторое время он отказался от славы пианиста и начал искать свой стиль путем множества экспериментов. Дмитрий Шостакович пробовал себя в песнях, опере, музыке для театра и кино, балетах и фортепианных пьесах, а также симфониях.

В 1937 году он стал вести в Ленинградской консерватории класс композиции. Спустя 2 года Шостакович стал профессором. В годы Великой отечественной войны композитор остался в блокадном Ленинграде и работал над своей 7-й симфонией. Ее исполнили 29 марта 1942 года в Доме Союзов в Колонном зале. За симфонию ему вручили Сталинскую премию.

Композитор в 1943 году переезжает в Москву и вплоть до 1948 года занимается преподаванием в Московской консерватории. Отношения с советской властью у Шостаковича были непростые. Его то ставили под цензуру, то награждали своей благосклонностью. Вследствие этого у него развились признаки постоянной неуверенности и затравленности. В 1957 году Шостаковича взяли на пост секретаря Союза композиторов СССР и Союза композиторов РСФСР.

Умер Дмитрий Шостакович 9 августа 1975 года в Москве.

5 интересных фактов о Шостаковиче:

  • Хобби композитора Шостаковича – футбол. Он не только увлекался этим видом спорта, но и окончил школу футбольных судей.
  • Каждый раз, когда он собирался жениться, вмешивалась его мать. Она не позволила Дмитрию связать себя узами брака с Таней Гливенко – дочкой известного лингвиста. Ей не понравилась и вторая избранница сына — Нина Вазар. Но, спустя несколько лет Нина и Шостакович все-таки поженились. В браке родилось 2 детей, сын Максим и Дочь Галина.
  • Он был карточным азартным игроком. Композитор в молодости выиграл большую сумму денег, на которую Дмитрий купил себе кооперативную квартиру.
  • Великий пианист много болел. Но врачи не смогли поставить ему точный диагноз. Только спустя годы Дмитрию диагностировали опухоль, которую уже было поздно лечить.
  • Был соавтором гимна Советского Союза. Интересно, что композитор не любил политический строй Советского Союза и когда получил партийный билет, то плакал.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – выдающийся советский композитор, педагог и пианист. Он писал музыку практически во всех известных музыкальных жанрах. Будучи настоящим художником, через свои произведения он воспевал силу человеческого духа и обличал зло. Творчество Дмитрия Дмитриевича ярко отражает его мироощущение и тесно связано с его переживаниями, страстями и мыслями.

Детство и юность

Шостакович появился на свет 25 сентября 1906 года в Петербурге. Его отец был инженером-химиком, а мать до замужества училась в игре на фортепиано. В доме Шостаковичей часто собирались гости, они играли трио и квартеты. Именно тогда Шостакович познакомился с величайшими сочинениями Чайковского, Рахманинова, Бетховена. Мать начала обучать Дмитрия игре на рояле. Обучение шло очень легко – мальчик был очень музыкален и запоминал фортепианные произведения наизусть без заучивания. Поняв, что у сына большой талант, родители отдали его в музыкальную школу.

Годы обучения в консерватории

В 1909 году Шостакович поступил в консерваторию на фортепианный факультет в класс профессора А. Розановой, а позже перешел в класс профессора Л. Николаева. Параллельно он стал заниматься композицией с профессором М. Штейнбергом. Шостакович жадно поглощал знания, которые получал в консерватории. Годы обучения Дмитрия Дмитриевича в консерватории пришлись на Первую мировой войной, это было время голода и разрухи. Многие студенты и педагоги не ходили на занятия. Шостакович же регулярно посещал все занятия, а если педагог на занятии отсутствовал, композитор шел к нему домой.

Когда Шостакович был на 4-м курсе, умер его отец. Чтобы прокормить семью, Шостакович пошел на работу – он был тапером в кинотеатре. Там он оттачивал искусство импровизации. Работая в кинотеатре, композитор получил бесценный опыт, хотя эта работа казалась ему скучной. В 1925 году Шостакович закончил консерваторию в качестве композитора и как пианиста. Дипломным сочинением стала симфония №1 фа минор.

Творческий путь

Военные и послевоенные годы

После начала войныШостакович с семьей уехал из Ленинграда. Уже в Куйбышеве он закончил написание Ленинградской симфонии, которая прозвучала для слушателей в 1942 году и сделала композитора известным.

Последние годы

В конце жизни Шостакович очень болел, однако не переставал творить. Последним произведением композитора стала – Соната для альта и фортепиано. Дмитрий Дмитриевич умер от рака легких в 1975 году.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: помочь учащимся осознать значение религии в жизни человека, взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.

Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;

Оборудование:

Учитель: Хочется начать урок с доброй улыбки. Я желаю вам сегодня добра. Пожелайте добра друг другу, поприветствуйте всех доброй улыбкой.

3.Актуализация ранее полученных знаний.

-Давайте вспомним дом.зад. , которое я задала на прошлом уроке.

( нужно было узнать отношение членов вашей семьи к религии, которой они придерживаются?

при выполнении д.з.:

- О чем беседовал с родными и друзьями?

- Что нового узнал для себя?

(заслушиваются выступления детей)

- Ребята, я не спроста задала вам такое д.з., Вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить о Религии и ее связи с культурой.

Устный опрос.

Какие религии называются мировыми?

Какие религии считаются традиционными для России?

Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем городе?

Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

Ритуал – участие людей в религиозных действиях.

Национальные религии – это религии, которые распространены в пределах одной нации или гос-ва) иудаизм (Израиль - евреи), индуизм (Индия).

Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.

У – устои, уважение

В начале уч. Года , когда мы начали изучать Предмет ОДНК ответили на этот вопрос. Давайте вспомним.()

Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

Задание детям: рассмотрите слова на слайдах и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, они относятся?

(на слайдах: искусство, машина, предметы быта, обычаи, театр, здание, литература, украшение.)

Беседа с учащимися:

- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?

Работа с рассказом.

- Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

- Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

- Что нового вы узнали о слове спасибо?

Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.

- Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (она ходила в храм и молилась)

- Зачем люди строили храмы? (Им нужно было место для молитвы, т.е. Люди приходят в храм, чтобы помолиться.)

Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны? Вот это и есть пример того , что религия тесно связана с культурой.

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.

В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в в республике имеются великолепные храмы. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.( слайд-шоу)

- А у нас в городе есть храм? (Петропавловский храм села Касева)

Где он находится? Как называется?

Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах (показ репродукций). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.

Скажите ребята во вторник, 19 января какой праздник был у православных? (Крещение) Священник освящает воду и после этого считается вода становится целебной…

А какие еще религиозные праздники вы знаете?

Связаны ли культура и религия между собой?

Закрепление основных понятий урока

Связь с культуры с религией Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.

Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей. Сл.

Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.

Домашнее задание:

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Иудаизм в переводе с древнееврейского яхудут или жители древней Иудеи – ныне Израиль. Это национальная религия евреев. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от религий других народов, является монотеизм - вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две другие мировые религии: это христианство и ислам

Иудаизм стали исповедовать евреи, населявшие территорию Восточного Средиземноморья. Они называли эту территорию Землёй обетованной т.е. обещанной Богом. Иудаизм стали исповедовать евреи, населявшие территорию Восточного Средиземноморья. Они называли эту территорию Землёй обетованной т.е. обещанной Богом.

Читайте также: