Сообщение о театре имени шкетана 5 класс

Обновлено: 09.05.2024

Зарождение и развитие марийского театра неразрывно связано с освоением наследия устно-поэтического народного творчества (сказок, песен, преданий, бытовых, календарных и трудовых обрядов и народных игр и т.д.), а также традиций русского театрального искусства.

История марийского театра как вида профессионального искусства делится на два периода: любительский период, связанный с деятельностью Передвижного марийского театра (1919 — 1929) и профессиональный, который начался в октябре 1929 г. и продолжается по настоящее время. 23 октября 1929 г. состоялся первый выпуск Марийской студии музыкально-драматического искусства, художественным руководителем ее был режиссер Наум Календр. 15 человек, получив квалификацию профессиональных актеров, составили костяк созданного в октябре 1929 г. Марийского государственного драматического театра. Среди первых профессиональных марийских актеров следует отметить А.Страусову, Г.Пушкина, А.Филиппову, В.Якшова, П.Смирнову, П.Тойдемара, а также А.Маюк-Егорова, ставшего позднее первым режиссером-профессионалом из мари.

Начало 30-х годов для театра стало временным отступлением к любительскому уровню: ушел из театра Н.Календер, уехали на учебу в столичные учебные заведения ведущие актеры, сказывались и финансовые трудности.

Во время работы в Марийском театре режиссера Н.Станиславского всесторонне раскрылся талант таких актерев, как А.Филиппова, В.Якшов, Г.Пушкин, Ф.Лебедев и других, нашли свое место в театре недавние выпускники Марийского областного техникума искусств Н.Конакова, И.Якаев, А.Тихонова др., сформировался интересный творческий коллектив.

В годы Великой Отечественной войны деятельность Маргостеатра была полностью подчинена требованиям военного времени. Репертуар в основном составляли пьесы С.Н. Николаева (1908 — 1993). Главной чертой спектаклей этих лет была их патриотическая направленность и идейно-мобилизующий пафос. В 1943 г. началась творческая деятельность драматурга, художника и композитора Н.М. Арбана (1912 — 1994), с именем которого связан большой период в истории марийского театра.

В 1948 г. постановлением Совета Министров МАССР Марийскому государственному драматическому театру было присвоено имя М.Шкетана.

В конце 40-х — начале 50-х годов в репертуаре марийского театра рядом с именами плодотворно пишущих драматургов С.Николаева и Н.Арбана появились новые имена — Арсий Волков (Волков А.А. 1923 — 1994) и Ялмарий Йыван (Казанцев И.И. 1920 — ).

Ставший в 1955 г. главным режиссером театра М.М.Толчинский продолжил политику творческого сплочения и сближения актеров разных поколений.

В это же время произошло разделение Объединенного драматического театра на Марийский государственный театр им. М.Шкетана и Республиканский русский драматический театр Марийской АССР. Во главе каждого из них встал свой главный режиссер.

Осенью 1956 г. Маргостеатр им. М.Шкетана возглавил выпускник режиссерского факультета ГИТИСа С.И.Иванов (род. в 1930 г.), проработавший в этой должности до 1974 г.

В 1965 г. труппа Маргостеатра пополнилась выпускниками марийской студии ГИТИСа им. А.В.Луначарского, что также способствовало активизации творчества местных авторов. С первых шагов в профессии интересно заявили о себе Г.Иванова, Г.Копцев, Ю.Рязанцев, В.Горохов, А.Андрианов, В.Саввина, А.Орлов, В.Петухов, Т.Степанова, Л.Комарова.

В 1974 и 1985 гг. труппа Маргостеатра пополнялась молодыми актерами, выпускниками марийских студий ГИТИСа, среди которых были такие творческие личности, как Ю.Алексеев, Н.Османова, М.Медикова, З.Долгова, И.Смирнов, О.Кузьминых, А.Романова, В.Домрачев, Т.Краснова и др.

В марте 1987 г. С.С.Кириллову на посту главного режиссера театра сменил ее ученик и последователь В.А.Пектеев (род. в 1954). В области репертуарной политики он продолжил линию своей предшественницы, стремясь сочетать современные пьесы с классическими, оригинальные — с переводными, используя при этом жанровое богатство и художественные достижения современного российского и европейского театров.

5,00


История театра

Состав труппы, репертуар

Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана знаменит своими традициями. В настоящее время руководит заведением Ю. Русанов. Этот человек является заслуженным работником культуры Марий Эл. Также в роли руководителя театра выступает главный режиссер и артист Р. Алексеев.


Коллектив заведения творческий. Последние постановки говорят о том, что культурное заведение постепенно удаляется от бытового театра, включаясь в мировой театральный процесс.

Сегодня данное заведение является национальным богатством республики. Кроме сценического мастерства, актеры демонстрируют зрителям игру на разных старинных марийских инструментах. Со сцен звучат звуки свирели, барабана, волынки, гуслей, гармони, варгана и т.д. Концертная программа поражает разнообразием. Можно услышать песни и танцы не только народов республики Марий Эл, но и других национальностей. В 2014 году заведение отметила свой 95-летний юбилей.


Одно из любимых культурных пространств города организует много разноплановых событий. Регулярно проводится работа с молодежью, постоянно зарождаются и демонстрируют себя новые таланты. На сцене театра часто проводятся мероприятия крупного масштаба.

Ознакомиться с ближайшими событиями и мероприятиями можно на официальном сайте. В театре каждый год проводятся интересные выставки, на которых можно поближе познакомиться с культурной жизнью народа. Театр находится по адресу — Ленина площадь, 2. Заведение работает по графику — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00.

Марийский национальный театр

Зарождение и развитие марийского театра неразрывно связано с освоением наследия устно-потического народного творчества (сказок, песен, преданий, бытовых, календарных и трудовых обрядов и народных игр и т.д.), а также традиций русского театрального искусства.
Днем рождения марийского театра принято считать 29 ноября 1919 года - день показа первой постановки созданного первого ноября 1919 г. советского Передвижного театра народа мари спектакля по пьесе Тыныш Осыпа (Борисов И.А. 1893 - 1971) "Закон шумлык" (Из-за закона), осуществленной учителями-энтузиастами А.Д. Белковым (1899 - 1981) и И.П. Беляевым (Ошламучаш Йыван 1891 - 1937).
История марийского театра как вида профессионального искусства делится на два периода: любительский период, связанный с деятельностью Передвижного марийского театра (1919 - 1929) и профессиональный, котроый начался в октябре 1929 г. и продолжается по настоящее время. 23 октября 1929 г. состоялся первый выпуск Марийской студии музыкально-драматического искусства, художественным руководителем ее был режиссер Нуам Календр. 15 человек, получив квалификацию профессиональных актеров, составили костяк созданного в октябре 1929 г. Марийского государственного драматического театра. Среди первых профессиональных марийских актеров следует отметить А.Страусову, Г.Пушкина, А.Филиппову, В.Якшова, П.Смирнову, П.Тойдемара, а также А.Маюк-Егорова, ставшего позднее первым режиссером-профессионалом из мари.
Ярким вехами истории театра стали спектакли Н.Календера по пьесам С.Г.Чавайна "Мyкш отар" (Пасека, 1928) и "Илыше вyд" (Живая вода, 1929). Летом 1930 г. этими спектаклями Маргостеатр участвовал в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР и был удостоен Дипломом I степени.
Начало 30-х годов для театра стало временным отступлением к любительскому уровню: ушел из театра Н.Календер, уехали на учебу в столичные учебные заведения ведущие актеры, сказывались и финансовые трудности.
В 1934 г. Маргостеатр возглавил режиссер Н.Д. Станиславский (1905 - 1970). Для творческого сплочения опытный режиссер-профессионал выбрал драму А.Островского "Гроза", ее перевод на марийский язык был выполнен С.Чавайном. Этот спектакль стал первым серьезным опытом освоения русской драматургической классики. Тесная творческая дружба связывала Н.Станиславского и С.Чавайна. В 1935 г. свет рампы увидела народно-героическая драма "Акпатыр", а годом позже - первый национальный водевиль "Окса тул" (Блеск монет).
Во время работы в Марийском театре режиссера Н.Станиславского всесторонне раскрылся талант таких актерев, как А.Филиппова, В.Якшов, Г.Пушкин, Ф.Лебедев и других, нашли свое место в театре недавние выпускники Марийского областного техникума искусств Н.Конакова, И.Якаев, А.Тихонова др., сформировался интересный творческий коллектив.
Сезон 1936-1937 гг. открылся под руководством выпускника режиссерского отделения ГИТИСа Алексея Маюк-Егорова. Режиссер проработал в Маргостеатре 2 года. Наиболее интересной и самобытной из его работ стала постановка музыкальной комедии С.Николваева "Салика" (1938). Пьеса вошла в золотой фонд национальной драматургии, ее сценическая жизнь продолжается седьмое десятилетие. Яркая и и короткая творческая жизнь А.Маюк-Егорова оборвалась в период культа личности Сталина. Тогда же трагически оборвались жизни талантливых деятелей театра Йывана Кырли, А.Филиппова, В.Якшова, П.Карпова, П.Мусаевой, А.Ложкина, А.Мамуткина, З.Белкина, А.Янаева и др., обвиненных в причастности к националистической контрреволюционной организации. В 1956 г. все они были реабилитированы за отсутствием состава преступления.
В 1938 г., когда марийский театр переживал серьезные организационные и творческие трудности, режиссером в него пришел Г.И. Крыжицкий. В конце 30-х - начале 40-х годов театр стал активно работать над мировой драматургической классикой. Участие в спектаклях по пьесам Ф.Шиллера, К.Гольдони, Мольера стало для марийских актеров шагом вперед по пути творческого роста. В 1940 г. спектаклем "Мещане" Г.Крыжицкий впервые познакомил марийских зрителей с драматургией М.Горького. В эти годы в число ведущих актереов выдвинулись Н.Конкова, А.Тихонова, Ф.Лебедев, И.Якаев, Т.Григорьев, П.Смирнова и др.
В 1939 г. марийский театр отмечал 20-летие своей творческой деятельности. Огромную роль в становлении его на прочную профессиональную основу сыграли режиссеры Н.Календер, Н.Станиславский, А.Маюк-Егоров, Г.Иосселиани и др. В этом же году Президиум Верховного Совета МАССР учредил почетное звание "Заслуженный артист Марийской АССР". Первым из марийских актеров его был удостоен Иван Якаев.
Сороковые годы в истории национального театра были сложным противоречивым периодом. Летом 1940 г. в театр вернулся режиссер Н.Станиславский. Коллектив увлеченно взялся за постановку пьес С.Николаева "У саска" (Новые плоды, 1941) и "Лейтенант Огнев" (1941), поднимавших вопросы современности. Однако начавшаяся война перечеркнула все планы.
В годы Великой Отечественной войны деятельность Марготеатра была полностью подчинена требованиям военного времени. Репертуар в основном составляли пьесы С.Н. Николаева (1908 - 1993). Главной чертой спектаклей этихз лет была их патриотическая направленность и идейно-мобилизующий пафос. В 1943 г. началась творческая деятельность драматурга, художника и композитора Н.М. Арбана (1912 - 1994), с именем которого связан большой период в истории марийского театра.
Уход из театра актеров, частая смена режиссеров, отсутствие новых марийских пьес - все это сказалось на деятельности театра военных лет. Серьезную роль в активизации работы театра сыграли постановки музыкальной комедии С.Николаева "Салика", осуществленной в 1942 г. режиссером А.Бутузовым, драмы Н.Арбана "Янлык Пасет" (Черный волк, 1944) режиссера Е.Сказина и драмы в стихах И.Смирнова (Плешкова) "Асан и Кансыл", поставленной в 1944 г. С.Савельевым. В годы войны были поставлены две пьесы С.Николаева, посвященные военной тематике: "Шинелян yдыр" (Девушка в шинели, 1942, режиссер А.Тимохин) и "Элнет серыште" (На берегу Илети, 1944, режиссер А.Буртузов).
В годы войны в Маргостеатре сложилась группа актеров, буквально, фанатов национального искусства, безгранично преданных театру. Значительную роль в творческой жизни театра сыграл режиссер С.Савельев, чей труд в годы войны был оценен присвоением почетных званий "Заслуженный деятель искусств Марийской АССР" (1944) и "Заслуженный деятель искусст РСФСР" (1946). Признанными мастерами сцены стали Н.Конакова, И.Якаев, П.Смирнова, А.Тихонова, Т.Григорьев, А.Страусова, творчески выросли И.Россыгин, М.Михайлова, Е.Сошникова, Л.Булычева, Д.Никифорова, П.Белопасов и др. В тяжелое время они сохранили марийский театр как очаг национальной культуры.
В первые послевоенные годы спектакли в марийском театре преимущественно ставили режиссеры русского драмтеатра. Некоторые из них оставили заметной след в истории марийского театра. Так, режиссер А.Б. Велижев поставил спектакль по роману А.Фадеева "Молодая гвардия" (Рвезе гвардий, 1947), ставший для марийского театра этапным. В его постановке увидели свет рампы пьесы С.Николаева "Шочмо кече" (День рождения, 1947) и "Айвика" (1948).
В 1948 г. постановлением Совета Министров МАССР Марийскому государственному драматическому театру было присвоено имя М.Шкетана.
В конце 40-х - начале 50-х годов в репертуаре марийского театра рядом с именами плодотворно пишущих драматургов С.Николаева и Н.Арбана появились новые имена - Арсий Волков (Волков А.А. 1923 - 1994) и Ялмарий Йыван (Казанцев И.И. 1920 - ).
Начало творческой деятельности А.Волкова связано с режиссером Н.И. Леготиным (1906 - ), поставившего первую пьесу драматурга: комедию "Шочмо ялыште" (В родном селе, 1949) и драму "Ксения" (I редакция, 1950, II - 1952). В начале 50-х годов эта пьеса шла во многих театрах страны, в том числе и в Московском театре им. М.Ермоловой (1952, режиссер А.Гончаров).

В 1950 году главным режиссером Марийского государственного объединенного драматического театра имени М.Шкетана стал Е.Г.Амантов (1889 - 1956). Выснив, что способные и трудолюбивые актеры марийской труппы нуждаются в систематической педагогической подготовке, режиссер обратился к классической драматургии как к действенному средству совершенствования профессионального мастерства. В поставленных им спектаклях "Пычкемыш ло\гаште" (Власть тьмы, 1950), "Ромео и Джульетта" (1951), "Ревизор" (1952, совмесно с Н.Леготиным) раскрылись новые грани дарования С.Кузьминых, А.Тихоновой, М.Михайловой, Г.Пушкина, И.Якаева, Т.Григорьева, Л.Булычевой, М.Сапожниковой, В.Бурлакова, В.Мазиковой и др.
В 1953 г. главным режиссером Марийского объединенного драмтеатра стал И.С. Бабенко, пробывший на этом посту до 1955 г. В этот период в репертуаре театра преобладали пьесы марийских драматургов. С успехом, например, шли комедия "У муро" (Новая песня, 1953) и драма "Янлык Пасет" (Черный волк, 1954) Н.Арбана. Тесное творческое сотрудничество связывало режиссера И.Бабенко и драматурга И.Ялмария, результатом его стали спектакли "Поро эр" (Доброе утро, 1954) и "Пиалым арален моштыман" (Счастье надо беречь, 1956).
В 1954 г. национальная труппа театра пополнилась выпускниками марийской студии Ленинградского театрального института им. А.Н.Островского, среди которых были такие яркие творческие личности, как И.Матвеев, С.Кириллова, Р.Руссина, К.Коршунов, В.Мазикова, В.Зернов, З.Матвеева, Д.Отмахов и др.
С целью сплочения в единый творческий ансамбль актеров разных поколений и разной профессиональной подгтовки режиссер И.Бабенко обратился к постановке трагедии Ф.Шиллера "Коварство и любовь" (Йoратымаш да осал чоялык, 1955). Символично, что роль Фердинанда в нем исполнил С.Кузьминых, а Луизы - С.Кириллова.
Ставший в 1955 г. глвным режиссером театра М.М.Толчинский продолжил политику творческого сплочения и сближения актеров разных поколений.
В это же время произошло разделение Объединенного драматическго театра на Марийский государственный театр им. М.Шкетана и Республиканский русский драматический театр Марийской АССР. Во главе каждого из них встал свой главный режиссер.
Осенью 1956 г. Маргостеатр им. М.Шкетана возглавил выпускник режиссерского факультета ГИТИСа С.И.Иванов (род. в 1930 г.), проработавший в этой должности до 1974 г.
В 1956 г. был посмертно реабилитирован классик марийской литературы С.Г.Чавайн (1889-1937). Возвращение на сцену его пьес "Мyкшотар" (Пасека, 1956), "Акпатыр" (1956), "Марий рото" (Марийская рота, 1957) стало этапным явлением в истории Маргостеатра и в творческой биографии С.Иванова, готовилось оно как праздник всей общественности республики. Режиссер стремился дать новое прочтение пьесам классика, органично сочетавшим в себе фольклоный материал с реалистическим изображением эпохи. В спектаклях имела место определнная зрелищная и декорационная пышность, свойственная советскому театру 1950-х годов в целом. В творческой биографии таких актеров как Р.Руссина (Клавий), К.Коршунов (Мичи), И.Россыгин (Oрoзай), И.Матвеев (Акпатыр), И.Якаев (Пекеш Сави), В.Мазикова (Эвика) и др. заметной вехой стали роли, сыгранные в пьесах С.Чавайна.
В репертуарной политике С.Иванова достойное место отводилось и переводным пьесам. Интересными, актерски и режиссерски творческими стали спектакли "Пиалдыме" (Бесталанная, 1958), "Чынжымак айдеме" (Повесть о настоящем человеке, 1959), "Вувер yдыр" (А.Кицберг "Оборотень, 1969) и др. Дипломами и почетными грамотами всесоюзных и всероссийских театральных и драматургических фестивалей были отмечены спектакли С.Иванова "Егор Булычев и другие" (М.Горький, 1968), "Вургыжшо шyм" (А.Рахманов "Беспокойная старость, 1970), "Йомдарыме пиал" (И.Шаркади "Потерянный рай, 1971).
В 60-е годы произошло заметное оживление в национальной драматургии. На позиции ведущего драматурга выдвинулся А.Волков. Народность его комедий, музыкальность и лиризм снискали автору любовь зрителей. Спектакли по его пьесам не сходили с репертуара театра до 90-х годов: "Илыш йолташ" (Подруга жизни, 1961), "Каче-влак" (Женихи, 1966), "Посана" (Соперники, 1973), "Кунам ломбо пеледеш" (Когда зацветает черемуха, 1967), "Йорга вате" (Игривая, 1980), "Пиалан шyдыр" (Счастливая звезда, 1983), "Оръе\ мелна" (Свадебные блины, 1962 и 1991).
В бытность С.Иванова главным режиссером Маргостеатр им. М.Шкетана не пропустил ни одного более или менее значимого произведения национальной драматургии. При нем свет рампы увидели первые пьесы П.Эсенея "Арва ше\гек йога" (Летит в сторону, 1961), М.Рыбакова "Кок эрге" (Два брата, 1960), К.Коршунова "Илыш корнышто" (На жизненном пути, 1960), А.Асаева "Товатлыме куэ" (Клятвенная береза, 1967), В.Горохова "Канде кайык" (Синяя птица, 1971).
В 1965 г. труппа Мргостеатра пополнилась выпускниками марийской студии ГИТИСа им. А.В.Луначарского, что также способствовало активизации творчества местных авторов. С первых шагов в профессии интересно заявили о себе Г.Иванова, Г.Копцев, Ю.Рязанцев, В.Горохов, А.Андрианов, В.Саввина, А.Орлов, В.Петухов, Т.Степанова, Л.Комарова.
В 1974 г. главным режиссером Марийског драматическог театра им. М.Шкетана стала С.С.Кириллова (род. в 1932 г.). В своей творческой деятельности она стремилась помимо постановки пьес марийских драматургов, знакомить зрителей с лучшими произведениями зарубежной, русской классической и современной драматургии. В результате творческого сотрудничества с марийскими драматугами на сцене с успехом шли пьесы К.Коршунова, М.Рыбакова и В.Регеж-Горохова, ставились спектакли по произведениям признанных мастеров слова С.Николаева, Н.Арбана, А.Волкова, а также национальных классиков С.Чавайна и М.Шкетана. В 70-е - 80-е годы в репертуаре Маргостетара шли спектакли по пьесам Б.Брехта "Вуянче ава ден шочшыжо-влак (Мамаша Кураж и ее дети, 1975), В.Шекспира "Лир кугыжа" (Король Лир, 1984), М.Горького "Васса Железнова" (1976), Вс.Вишеневского "Оптимистическая трагедия" (1980), И.Друце "Илыш сескем" (Святая святых, 1982), А.Вампилова "Оласе койдарчык" (Провинциальные анекдоты, 1981) и т.д.
Спектаклям режиссера С.Кирилловой были свойственны современность взглядов и масштабность подходов к драматургическому материалу и поднимаемым проблемам. По ее руководством в 1976 г. Марийский театр впервые выехал на гастроли в Эстонию, где были показаны спектакли "Салика" С.Николаева", "Аксар и Юлавий" К.Коршунова, "Морко сем" (Моркинские напевы) М.Рыбакова.
В 1974 и 1985 гг. труппа Марготетара пополнялась молодыми актерами, выпускниками марийских студий ГИТИСа, среди которых были такие творческие личности, как Ю.Алексеев, Н.Османова, М.Медикова, З.Долгова, И.Смирнов, О.Кузьминых, А.Романова, В.Домрачев, Т.Краснова и др.
В марте 1987 г. С.С.Кириллову на посту главного режиссера театра сменил ее ученик и последователь В.А.Пектеев (род. в 1954). В области репертуарной политики он продолжил линию своей предшественницы, стремясь сочетать современные пьесы с классическими, оригинальные - с переводными, используя при этом жанровое богатство и художественные достижения современного российского и европейского театров.
В 1992 г. Маргостетар им. М.Шкетана был переименован в Марийский Национальный театр им. М.Шкетана.
В начале 90-х годов Национальный театр и его художественный руководитель В.Пектеев стали инициаторами учреждения и проведения Международного фестиваля театров финно-угорских народов "Маятул". В работе I фестиваля (Ижевск, 1992) Национальный театр им. М.Шкетана участвовал драмой А.Пудина "Пыжаш" (Очаг) в постановке В.Пектеева и был удостоен приза за лучшую режиссуру. На II фестивале (г. Нурмес, Финляндия, 1994) спектакль "Окса тул" (Блеск монет) по пьесе С.Чавайна, В.Пектеева и Ю.Байгузы был признан лучшим из представленных работ. На III фестивале "Маятул" (Йошкар-Ола, 1997) Национальный театр им. М.Шкетана представил спектакль В.Пектеева по драме А.Пудина "Ой, луй модеш…" (Ой, куница играет), который был отмечен жюри в качестве лучшей режиссерской работы.
В 1998 г. Марийский Национальный театр был удостоен Международного театрального приза "Золотая пальма".
В этом же году в труппу театра пришли выпускники марийской студии Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина. Работа некоторых из них отмечена жюри ежегодного республиканского фестиваля "Йошкар-Ола - театральная": С.Ягулбаева стала лауреатом театральной премии им. Йывана Кырли за 1999 г. в номинации "Лучшая женская роль второго плана" за исполнение роли г-жи Пернель в комедии Мольера "Тартюф" (Помыш кишке), а С.Строганов, А.Асмаев и А.Сандаков удостоены Приза надежды на фестивале 2000-го года.
90-е годы для Национального театра отмечены творческим сотрудничеством с мордовским драматургом Александром Пудиным. Тонко чувствующий время драматург сумел в своем творчестве сублимировать атмосферу и энергетику, проблемы современности, воплотив их затем в конфликтах своих пьес, в характерах персонажей.
Общечеловеческое в них не затмевает национальное, а усиливает, подчеркивает его.
В этом же направлении работает марийский драматург Юрий Байгуза (род. в 1958 г.). Его драмы-притчи "Порсын лy\галтыш" (Шелковые качели,1992 и 1999) и "Поргем yмбалне yжара" (Заря над пропастью, 1997) в постановке В.Пектеева стали заметным событием в культурной жизни республики.
Марийский Национальный театр им. М.Шкетана на рубеже веков представляет собой ищущий творческий коллектив, работы последних лет которого красноречиво свидетельствуют об отходе от традиций бытового театра, о стремлении, сохранив свое национальное и творческое своеобразие, включиться в мировой театральный процесс.

актеры

Тимофей Соколов

Тимофей Соколов
1921 - 1927
1929 - 1942
1945 - 1961

Марийскому национальному театру драмы имени М. Шкетана — 100

29 ноября исполняется 100 лет старейшему театру республики — Марийскому национальному театру драмы имени М. Шкетана.

Первые десять лет своего существования театр оставался передвижным, труппа состояла из актеров-любителей, а в октябре 1929 года состоялся первый выпуск Марийской студии музыкально-драматического искусства (художественный руководитель — режиссер Наум Календр). 15 первых профессиональных артистов составили костяк созданного тогда Марийского государственного драматического театра. Среди них — А. Страусова, Г. Пушкин, А. Филиппова, В. Якшов, П. Смирнова, П. Тойдемар, а также А. Маюк-Егоров, ставший позднее первым режиссером-профессионалом из мари.

Летом 1930 года Маргостеатр участвовал в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР и был удостоен Диплома I степени.

В годы Великой Отечественной войны деятельность театра была полностью подчинена требованиям военного времени, спектакли тех лет имели патриотическую направленность и идейно-мобилизующий пафос.

В 1948 году Постановлением Совета Министров Марийской АССР Марийскому государственному драматического театру было присвоено имя основоположника марийской драматургии М. Шкетана.

Со второй половины 1950-х годов труппу театра периодически пополняли выпускники национальных студий крупнейших театральных вузов страны: Ленинградского театрального института имени А.Н. Островского (Санкт-Петербургской академии театрального искусства), ГИТИСа имени А.В. Луначарского, Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина.

В 1992 году Маргостеатр имени М. Шкетана был переименован в Марийский национальный театр имени М. Шкетана, а в 2002 году реорганизован в Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана.

Читайте также: