Сообщение о святынях буддизма

Обновлено: 20.05.2024

В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия. Впрочем, есть и другие места. Рассказываем обо всех.

Буддийские святыни в России

Буддийские святыни в России

Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.

Буддийские святыни в России

Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной.

Калмыкия

Буддийские святыни в России

Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).

Байкал

Буддийские святыни в России

Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.

Буддийские святыни в России

Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.

Алтай

Буддийские святыни в России

Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.

Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.

Бурятия

Буддийские святыни в России

Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.

Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.

Буддийские святыни в России

Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Вверху: участники экспедиции. Внизу: Варанаси (Бенарес). Набережная Ганга

Кем же был Будда?

Ступа Ашоки в Сарнатхе на месте первой проповеди Будды (фрагмент). Справа: колонна Ашоки в Вайшали

Известно, что на месте рождения Будды император Ашока повелел воздвигнуть колонну, которая стоит там и поныне. Рядом с колонной сооружена ступа, цоколь которой защищает находящиеся под ней руины древних сооружений. Именно здесь и расположено точно обозначенное место, где впервые на свет появился принц Сиддхартха Гаутама: это имя, согласно преданиям, дали ему при рождении.

Итак, известно, что в месяце вессака (8 апреля) у Шуддходаны и его супруги Майи в Лумбини родился сын Сиддхартха. По предсказанию астролога, в будущем он должен был стать великим царем, который завоюет весь мир, или великим отшельником, который мир спасет. Естественно, царь был заинтересован, прежде всего, в продолжении рода и укреплении династии, о спасении же мира он думал в последнюю очередь. Поэтому, во исполнение первой части предсказания, Шуддходана приказал построить три дворца для царевича и повелел следить за тем, чтобы он не знал никаких забот. В возрасте 19 лет Сиддхартха женился на своей двоюродной сестре Яшодхаре. Когда ему исполнилось 29 лет, у него родился сын Рахула. Четыре знаменательных встречи (с дряхлым стариком, прокаженным, похоронной процессией и стран­ствующим аскетом) коренным образом изменили жизнь царевича. Они заставили Сиддхартху задуматься над смыслом его жизни; понять, что его молодость, окруженная роскошью и наполненная удоволь­ствиями, не вечна, что на смену ей неизбежно придут болезни, старость и смерть — общий удел всех людей. Но одновременно он узнал и то, что существуют люди, знающие путь спасения из бесконечного круговорота сменяющих друг друга удовольствий и страданий. И путь этот представлялся ему тогда как полный отказ от всяких удовольствий. Как гласит предание, ночью Сиддхартха прощается со спящей Яшодхарой и сыном, покидает свой дворец в Капилавасту и становится странствующим аскетом-отшельником. История последних часов мирской жизни царевича описана достаточно красочно.

По странному стечению обстоятельств в Капилавасту мы попали тоже ночью и осматривали раскопанный фундамент дворца при свете лампад, установленных паломниками на расположенной неподалеку ступе, воздвигнутой тем же Ашокой. Можно подумать, что Капилавасту находится рядом с Лумбини, — в действительности же между ними не меньше десятка километров и сейчас они относятся к разным государствам.

Знаменитый род Шакьев, давший миру основателя одной из древнейших мировых религий, продолжает благополучно здравствовать и в наши дни

Проведя ночь на границе с Непалом в индийском местечке Санаули, мы впервые увидели там индийскую свадьбу. Прежде всего, нас поразила процессия, шествовавшая по главной улице и иллюминированная светящимися электрическими гирляндами, укрепленными на высоких шестах. Для питания этого праздничного освещения в конце процессии на специальных носилках несли дизельный генератор. И здесь же оркестр, исполнявший ни с чем не сравнимую зажигательную музыку, и пускавшиеся в пляс молодые друзья жениха и невесты. Стоит ли говорить, что все индийцы прирожденные танцоры. Подобное веселье, с пальбой в воздух, как на наших свадьбах где-нибудь на Кавказе, продолжается три дня (а может, и больше), но при этом, заметьте, не выпивается ни капли спиртного. Конечно, во времена Будды свадьбы проходили по-другому, но очень многое в культуре и традициях сохранилось с тех времен практически без изменения.

Ступа Ашоки в Сарнатхе на месте первой проповеди Будды

В некоторых деревнях, которые нам приходилось видеть, люди жили в таких же соломенных хижинах и пользовались почти той же утварью, что и тысячи лет назад. В центральной части древнего города Варанаси жилища те же самые, что и многие столетия назад, а образ жизни их обитателей в основе своей изменился мало. В древности Варанаси (Каши) не уступал таким городам, как Вавилон и Ниневия, и являлся одним из старейших живых городов мира. После нескольких лет странствий по Северной Индии в Варанаси пришел и Будда. Шесть лет, как утверждает предание, царевич Сиддхартха бродил по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, изнурял свое тело строгим постом. Аскетические подвиги отшельника Гаутамы привлекли внимание других аскетов, надеявшихся стать свидетелями его окончательного духовного освобождения. Однако, осознав, в конце концов, что умерщвление плоти само по себе не приближает к истине, царевич без колебания прекратил свой строгий пост и, совершив омовение в реке, принял молочную кашу из рук молодой девушки Суджаты.

Пятеро отшельников, совершавших аскезу вместе с Гаутамой, решили, что он не выдержал тягот и, покинув его, ушли в другое место. Царевич остался один. Он продолжал свои странствия, находил разных учителей, но разочаровался во всех методах, которые они практиковали.

Молитва буддийского монаха в Лумбини

Обретя Просветление, Будда отправился к пяти отшельникам, которые вместе с ним предавались аскезе в течение шести лет в Сарнатхе. Там, в Оленьем парке, состоялась первая проповедь учения Будды. В память об этом событии на фронтоне буддийских храмов устанавливают изображение двух ланей по обе стороны колеса (дхармачакра), символизирующего учение Будды — Дхарму. В течение 45 лет Шакьямуни проповедовал свое учение в Индии, с общиной учеников переходя с места на место. Последнюю проповедь он произнес в Кушинагаре, где окончательно ушел из этого мира. Тело Шакьямуни было кремировано, а останки разделены на части и отданы представителям всех основных народов, населявших Индию в то время. Часть из них хранится в настоящее время в Национальном музее Индии.

Когда жил Будда?

Проблема паринирваны Будды имеет значение прежде всего потому, что к этой дате привязано время начала буддийской проповеди.

Согласно ранним буддийским текстам, сам Будда не считал Дхарму (т. е. высшее учение, содержащее истинное представление о мире) собственным произведением, но полагал, что это некий верховный принцип, которому должны служить и поклоняться все, в том числе и он сам. Соответственно, не совсем справедливо во всех случаях отождествлять Дхарму, о которой упоминается в буддийских текстах, с буддийским учением или даже с проповедью Будды. Точнее было бы сказать, что проповедь Будды следует Дхарме. Что же такое Дхарма?

Справа вверху: общий вид дерева бодхи рядом с храмом Махабодхи. Внизу: храм Махабодхи в Бодхгайе

Генезис буддийской цивилизации

Один из выводов, который совершенно очевидно следует из этого обстоятельства, заключается в том, что мы действительно имеем дело с разными цивилизациями, хотя генетически и близкородственными. Причем процесс дивергенции возник, по-видимому, еще на сравнительно раннем этапе развития.

Некоторые исследователи предполагают, что буддизм с самого начала формировался на основе неарийского этнокультурного субстрата, т. е. находился за пределами ведийско-брахманской культуры.

Анализ текстов показывает, что социальной основой первых буддийских общин являлись состоятельные люди. Среди монахов было немало представителей высших варн: брахманов и кшатриев, — иначе буддизм не смог бы так быстро распространиться и укрепить свое влияние среди высших слоев общества.

Таиландский храм в Бодхгайе

Многие положения буддийского учения вполне соответствовали наметившимся тенденциям в развитии социальной структуры, существенным сдвигам в политической организации зарождающегося общественного строя. Буддизм оказался мощной интегрирующей и стабилизирующей силой, культурным и политическим ядром для зарождения принципиально новой цивилизации.

Буддисты в период империи Ашоки (268—231 гг. до н. э.) создали основной идеологический стержень всей внешней и внутренней политики самого большого государственного образования на Индостанском субконтиненте со времен хараппской цивилизации. Причем следует подчеркнуть, что эта политика не имела прецедентов в прошлом.

Храм паринирваны Будды. Кушинагара

Цивилизация Ашоки и распространение буддизма махаяны

Во время правления Ашоки (268—231 гг. до н. э.) империя Маурьев расширилась до небывалых в истории Древней Индии размеров. Принципы, которые были положены Ашокой в основу его государственной идеологии, социальной политики и всей системы управления во многом опирались на буддийскую дхарму. Маурийской империи как государственному образованию не суждена была долгая жизнь. После Ашоки она быстро распалась. Буддизм же за это время перерос рамки религиозно-философского учения локального уровня и приобрел черты универсалистской цивилизации, распространившейся на всю центральную, южную, восточную и юго-восточную части евразийского континента, Шри-Ланку, Индонезийский и Японский архипелаги.

Сочинение из палийского канона, написанного на пальмовых листьях. Из собрания ИМБТ СО РАН

Рождение Будды (слева). Рядом стоит его мать – Махамайа. Царице Майе явился во сне белый слон с шестью бивнями, вошедший в ее бок, что предвещало грядущее рождение Будды (справа). Внизу: отцу Шуддходане предсказывают, что его новорожденный царевич Сиддхартха станет в будущем или великим царем, который завоюет весь мир, или великим святым, который даст всему миру освобождение

Ашоке впервые в истории Индии удалось создать единую для всей страны систему судопроизводства (IV Большой колонный эдикт). Деятельность судебных властей строго контролировалась самим императором. Функции двух высших совещательных органов — паришада и более представительного и древнего раджа-сабхи — были разделены. Несмотря на усилившуюся тенденцию к централизации власти система провинциального и городского управления отличалась большой гибкостью. Многие присоединенные Маурьями государственные образования продолжали сохранять республиканскую форму правления и пользовались правами широкой автономии.

Ашока осуществлял широкую программу благоустрой­ства, в особенности во вновь присоединенных территориях, включающую обмер и последующее распределение земель, рытье колодцев и водоемов, строительство дорог (IV и VII Колонные эдикты, II Малый наскальный эдикт, II Арамейская надпись из Лагмана).

Именно в это время повсеместно вводится важнейший для сельского хозяйства Древней Индии запрет на убийство животных, который получил распространение именно благодаря буддизму, поскольку эта мера позволила сохранить крупный рогатый скот, без которого развитие земледелия было бы невозможным.

Именно в целях реализации политики дхармавиджаи в различные страны после III Всебуддийского Собора в Паталипутре были направлены буддийские миссии.

Образ Ашоки как идеального царя, покровителя дхармы, и созданной им цивилизации как модели идеального социума служили предметом подражания для правителей во многих странах Азии.

Слева: встреча с Ангулималой. Ангулимала – разбойник, наводящий на всех ужас, – отрубал у своих жертв пальцы для собственного ожерелья. Согласно преданию, в тот момент, когда он задумал убить свою мать, ему встретился Будда, который одним словом разрушил все злобные замыслы разбойника. После этого Ангулимала стал последователем Будды и вступил в общину его учеников. Справа: подношение Суджаты. В течение многих лет царевич Сиддхартха изнурял себя строгим постом, стремясь достичь освобождения, но потом понял, что аскетизм – такая же крайность, как и безудержные удовольствия, и не ведет к истине. После этого он принял подношение девушки Суджаты и вкусил пищи (рисовой каши на молоке)

Идея неразрывной связи царской власти и буддийской дхармы, впервые провозглашенная Ашокой, в сочетании с идеей непрерывности дхармы в буддийской историографии трансформировалась в идею династийной связи всех царей буддийского мира, происходивших от одного мифического родоначальника — Махасамматы.

Объединение принципа светской власти (концепция чакравартина) с безусловным духовным авторитетом Дхармы, которое действительно активно и осознанно впервые стало осуществляться в Индии именно Ашокой, позволило буддизму махаяны быстро занять ведущие позиции в ряде стран Юго-Восточной Азии.

Итоги экспедиции

Экспедиционный отряд ИМБТ СО РАН побывал в крупнейших буддийских исторических центрах Северной Индии, которые в буддийской традиции связаны с жизнью и деятельностью Будды Шакьямуни. Практически во всех этих исторических местах действуют международные буддийские организации. В Бодхгайе находятся буддийские монастыри всех буддийских стран, за исключением, к сожалению, России.

Нирвана Будды

Участники экспедиции встречались с Далай-ламой XIV, Богдо-гэгэном, Нейчжуном-ринпоче (государственным оракулом Тибета), Геше Самтеном (директором Центрального института высших тибетологических исследований), Добум-тульку (директором Тибет-хауза) и другими деятелями высшего тибетского духовенства.

1. Алаев Л. Б. Темп и ритм индийской цивилизации // Цивилизации. — М., 1992. — Вып. 1.

2. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. — М.,1985.

3. Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. — М., 1977.

4. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). — М., 1990.

5. Шарма. Р. Ш. Древнеиндийское общество. — М, 1987.

6. Bagby Ph. Culture and history. Prolegomena to the Comparative Study of Civilizations. — Westport, 1976.

7. Corpus inscriptionum indicarum. — L., 1925. — Vol. I.

8. Cousins L. S. The Dating of the Historial Buddha: A Review Article //Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. — London, 1996. — Ser. 3,6,1. — P. 57—63.

9. Jayatilleke K. N. The Buddha: Buddhist Civilization in India and Ceylon. — London, 1973.

Святыни древнего буддизма

Буддизм зародился в Индии, но очень быстро распространился за ее пределами. Поэтому буддийские святыни сохранились не только на родине йоги, но и в соседних государствах. Какие реликвии древнего буддизма стоит увидеть путешественнику в Южной Азии?

Святыни древнего буддизма в Непале, Лумбини



Поселение Лумбини находится на границе с Индией и знаменито тем, что именно здесь родился основатель древнего буддизма — Будда Шакьямуни.

Пожалуй, главная его достопримечательность — колонна Ашоки, воздвигнутая на месте рождения Будды. Обнаружил ее в конце 19 века немецкий археолог.



К тому моменту Лумбини (в прошлом — большое поселение с храмами древнего буддизма) пришло в упадок и затерялось среди джунглей. А с момента обнаружения легендарной колонны начались активные раскопки, в результате которых были также найдены руины храма Майя-Деви, воздвигнутого в честь матери Будды, и водоем Пушкарини, в котором она совершала омовение перед рождением сына. Эти реликвии буддизма — самые древние, а потому о паломничестве сюда мечтают почти все, кому близка буддийская философия.

Святыни древнего буддизма: Камбоджа, Пном Кулен.



Национальный парк Пном Кулен — не только прекрасный заповедник дикой природы, но еще и паломнический центр. И это неудивительно. Пном Кулен считается местом основания Кхмерской империи, на священной горе находится храм лежащего Будды с восьмиметровой статуей Гаутамы внутри. Он символизирует господство древнего буддизма над индуизмом.



В этом же парке находятся святыни индуистской религии — река Тысячи лингамов и водопады. По легенде, купание здесь дарит удачу, здоровье и долголетие, а представителям сильного пола еще и помогает обрести невиданную мужскую силу. У путешественников есть возможность совершить омовение в священной реке и помедитировать на горе рядом со статуей Будды.

Святыни древнего буддизма: Мьянма, штат Мон



В Мьянме находится еще одна реликвия древнего буддизма — Золотой камень над пропастью. Святыня сделана из гранита, покрытого сусальным золотом, и увенчана шестиметровой пагодой.



Главную тайну реликвии древнего буддизма — откуда камень взялся на краю скалы и почему ничто не может его обрушить — за сотни лет так и не удалось разгадать. Камень никак не закреплен на скале, его можно даже раскачать (в чем у мужчины есть шанс убедиться самому), однако столкнуть его в пропасть невозможно.

По легенде, святыню удерживает прядь волос Будды, которую странствующий отшельник захотел сберечь под камнем, имевшим форму головы Гаутамы.

Другое любопытное предание гласит, что сдвинуть этот камень не сможет никто, кроме женщины: вот почему дам ближе чем на 10 метров к камню не подпускают.

Святыни древнего буддизма: Шри-Ланка, Канди



В городе Канди, древней столице Шри-Ланки, находится реликвия буддизма под названием Зуб Будды. По преданию, после кремации Будды было найдено четыре его зуба. Один из них долгое время хранился в Индии. Но в неспокойные времена один из правителей династии Калингов завещал дочери отдать его на сохранение королю острова Цейлон. Что принцесса и сделала, спрятав артефакт древнего буддизма в пышной прическе.

Сначала Зуб Будды хранился в тогдашней столице страны, Анурадхапуре, а после был перевезен в город Канди, где для его защиты выстроили храм. Со временем вокруг него построили второй, внешний. Оба здания сохранились, поэтому сегодня посетители могут увидеть храм в храме.

Зуб Будды тщательно охраняют и демонстрируют публике только раз в несколько лет. Но, несмотря на все ограничения, поток туристов в это древнее место силы никогда не ослабевает.

Возможность прикоснуться к энергетике этого места действительно уникальна для всех, кто интересуется древним буддизмом и йогой.


Раджгир ― место, где Будда примирил разобщённых членов Сангхи.


Наланда ― место, где Будда благословлял, даруя долголетие.


Кушинагар ― место, где Будда вошел в Махапаринирвану.

Ты подчинил силы зла, что другие не могли одолеть;
Твое величественное тело подобно горе золота.
Перед тобой я простираюсь, о царь Шакьев!
Вначале ты развил Бодхичитту, устремление к Просветлению.
Затем ты довел до совершенства два накопления – заслуг и мудрости,
Став единственным спасителем несметного числа существ этой кальпы.
Тебе я возношу сердечные молитвы.

Существует три типа паломничества: обычное, высшее и наивысшее. В наши дни многие совершают паломничество, однако большинство делают это торопливо и неорганизованно. Печально осознавать, что польза от таких посещений для этих людей крайне мала и совершенно несоизмерима с теми трудностями, которые им приходится преодолевать, чтобы добраться до этих мест. Некоторые совершают паломничество лишь для того, чтобы отдать дань традиции, совершенно не понимая их значения. Паломничество такого рода ― это лишь пустая трата средств без какой-либо пользы.
Дорогие моему сердцу друзья сочли, что будет полезно написать путеводитель по всем основным святым местам буддизма. Следуя их совету, я привожу их список:

НАЛАНДА
Наланда является одним из основных центров буддизма. Во времена, когда китайский паломник, известный в Тибете под именем Цунпа Тангсен, посетил это место, здесь проживали тысячи монахов. Из некоторых источников известно, что Будда неоднократно бывал в этом месте.
1. Нагарджуна, Арьядева, Шантаракшита, Чандракирти и многие другие великие буддийские учителя учились и преподавали в монастырском университете Наланда.
2. Также считается, что именно отсюда буддизм распространился по Тибету и Китаю. На этом месте находятся многочисленные развалины университета Наланда и прилегающих храмов. У юго-западной границы развалин стоит квадратная ступа. На стенах ступы можно увидеть искусно высеченные изображения Будды, различных ступ и богов. В этом монастыре Арья Нагарджуна был посвящен в монахи, а также именно здесь родился Шарипутра.
3. Тибетский переводчик Тхуми Самбхота провел здесь шесть лет.
4. Неподалеку от этого места по направлению к большой дороге находится музей, в котором хранятся древние, сделанные из бронзы статуи Будды. Здесь представлены письмена периода династии Гупта, и просмотр их, несомненно, будет полезен для тех, кто желает узнать побольше. Ближе всего к Наланде город Патна. От Бодхгаи до Наланды 164 км, а от Раджгира ― 11км.
Раджгир, известный в Тибете под именем Гьялпо Кхаб, был могущественной столицей Магадхи. Он расположен в 11 км от Наланды.

РАДЖГИР
1. В центре этого города бьет горячий источник, рядом с которым и в наши дни можно увидеть развалины древней стены. Холм, на котором находится этот горячий источник, ― это один их пяти великих холмов и называется он по-тибетски Нгоянг. Холм, располагающийся к северу от горячего источника, по-тибетски называют Кьясанг. На вершине этого холма стоит ступа, построенная японцами.
2. Неподалеку от горячего источника есть пещера, в которой под покровительством короля Аджаташатру из Мадагхивеликие шраваки Ананда, Упали и Махакашьяпа составляли сутраянский канон, винаю и абхидхарму вместе с собранием из 500 архатов.
3. Когда король Бимбисара вместе со своей свитой направлялся оказать почтение Будде, то колесо колесницы, в которой он ехал, увязло в грязи. След от этого колеса можно по сей день видеть на пути из Гридхакуты в Бодхгаю.

НИРАНДЖАНА
Я простираюсь пред тобой, кто в стремлении достичь Просветления
Шесть долгих лет жил в аскезе на берегах реки Ниранджаны,
Овладев парамитой усердия,
Ты достиг высшей ступени сосредоточенья.

За Бодхгаей, через Тенги, за песчаным пляжем реки Ниранджаны находится место, где Будда шесть лет упражнялся в аскезе.
1. В этом месте можно посетить дерево Бодхи и недавно воздвигнутую статую Будды, упражняющегося в аскезе.
2. К северо-западу есть место, где девушка-брахманка по имени Суджата поднесла Будде молоко от тысячи коров, с которого семь раз снимали сливки.
3. По другую сторону большого моста напротив Бодгаи расположено место, где человек, известный в Тибете как Цацанг Таши Зедан, поднес Будде траву куша.
4. Говорят, что Будда прожил в этом месте семь лет.

ВАЙШАЛИ
Вайшали находится недалеко от места под названием Муджабпур. Считается, что Будда приходил сюда трижды.
1. Это место считается одним из восьми великих святых мест, так как именно здесь стайка обезьян поднесла Будде мёд. Будда предсказал, что это место станет известно как Санге Дрангци Янг, если перевести его название на тибетский. После смерти Будды, одна из его реликвий, взятых Ликчавой, была захоронена в ступе, построенной на этом месте. Эта ступа является одной из восьми великих погребальных ступ.
2. Здесь была изложена сутра Будды Медицины, и здесь же произошел третий поворот Колеса Учения. Спустя сто десять лет после смерти Будды на этом самом месте семьсот архатов под покровительством царя Ашоки провели второй буддийский собор, дабы записать Учение Будды. Здесь находится колонна, на вершине которой расположена статуя льва. Вероятно, она построена царем Ашокой. (Возможно, что именно эта колонна упоминалась китайским путешественником Хуэном Цангом).
3. К югу от ступы и колонны есть символическое изображение железных спиц, которое, по преданию, Будда сотворил чудесным способом.
4. Недалеко от этого места, к югу, находится пруд, называемый обезьяньим. Считается, что этот пруд обезьяны вырыли для Будды.
5. К западу от Гаи, на вершине холма есть место, которое тоже считается городом Вайшали. Верующие люди считают эти два места единым целым.
6. Отсюда 102 км до Патны (Патлипутра, тиб. Кьанар Буй Дронгкхер), места рождения и столицы царя Ашоки, который знаменит тем, что построил много известных ступ. Патна расположена в 125 км от Бодхгаи.

ШРАВАСТИ
Шравасти (тиб. Ньеньо). В наши дни это место известно под названием Сахетамахад. Оно располагается в небольшом городке Бареца в штате Уттар-Прадеш. Из Варанаси до Шравасти можно добраться за одну ночь.
1. Шравасти является одним из важнейших мест в житии Будды. На протяжении 20 лет Будда проводил летние затворничества во внутреннем дворе Сангхи Джетаваны и в садах дворца. Он провел пять лет в восточных садах оленьего парка. Таким образом, он прожил в этих местах 25 лет. Говорят, что Шарипутра, Маугальяяна, пять учеников, шестнадцать архатов, Кашьяпа, Удаин, Ашвапа и восемьдесят архатов, которые были учениками Будды, жили здесь долгое время. Также это место известно тем, что Будда показывал там великие чудеса и одержал верх в споре с шестью небуддийскими учителями.
2. К северу от дворцовых садов расположена кирпичная стена, которая считается местом, где Будда усмирил Мару. После того как Ангулимала и Девадатта уверовали в Будду, они на этом месте приняли учения. Но до настоящего времени этому нет письменных подтверждений.

САРНАТХ
Я простираюсь пред тобой,
Кто движимый [состраданием]
Поворачивал Колесо Дхармы
В Варанаси и других святых местах,
Дабы указать всем последователям пути Трех Колесниц.












Буддизм был единственной мировой религией, получившей широкое распространение в Китае (ни христианство, ни ислам никогда не были там популярны, оставаясь достоянием лишь незначительного меньшинства). Однако специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял свое место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.

Гиганские Будды и Первый буддийский храм в Китае


108 метровая Буддистская статуя Гуань Инь, расположена в самой маленькой провинции Китайской народной республики Хайнянь, на южном побережье страны.


71 метровая статуя Будды была высечена в скале во времена правления империи Тан в Лешане(Leshan).







С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том числе и, казалось бы, специфически китайское. Вот, например, легенда о возникновении чая и чаепития. Чань-буддисты в состоянии медитации должны были уметь бодрствовать, оставаясь неподвижными, в течение долгих часов. При этом уснуть в таком состоянии прострации считалось недопустимым, постыдным. Но однажды знаменитый патриарх Бодхидхарма во время медитации уснул. Проснувшись, он в гневе отрезал свои ресницы. Упавшие на землю ресницы дали ростки чайного куста, из листьев которого и стали затем готовить бодрящий напиток. Конечно, это лишь легенда. Однако фактом остается то, что искусство чаепития действительно впервые возникло в буддийских монастырях, где чай использовался как бодрящее средство, а затем чаепитие стало национальным обычаем китайцев.


Буддийские божества


Искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма. Однако именно индо-буддийская скульптура, генетически восходящая к эллинисти-ческо-кушанскому прототипу, с характерными для будд, бодисатв и буддийских святых канонами изображений, поз и жестов завоевала популярность и получила наибольшее распространение в Китае. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых так или иначе восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно.Далее вашему вниманию предлагаю посмотреть антикварные буддийские божества из бронзы,дерева, позолоченные и инкрустированные драгоценными камнями .

Читайте также: