Сообщение о святых земли русской по музыке 4 класс

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Жанр урока : урок – экскурс в прошлое.

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.

2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;

1. Организационный момент.

1) С добрым утром, солнышко, мы тебе рады!

Дети проснулись и вместе собрались:

И Маша здесь, и Ваня здесь, и Оля здесь, и Костя здесь.

( При пропевании имени ребенка погладить по голове) .

2) Утро начинается, вместе мы встречаемся,

Мы друг другу рады, все друг другу рады!

И Маша здесь, и Наташа здесь……….

3) Солнце утром рано встало (потягиваются)

Всех детишек приласкало (обнять ребенка)

С добрым утром, глазки, вы проснулись? (глаза)

С добрым утром, щечки, вы проснулись? (массируют щечки)

С добрым утром, ушки, вы проснулись? (массируют ушки)

С добрым утром, ручки, вы проснулись? (гладят кисти рук)

С добрым утром, солнце, я проснулся! (тянет руки вверх)

v Дин-дон, дин-дон – прозвенел звонок.

Дин-дон, дин-дон, мы садимся на урок!

(исполнение по тонам звучащих колокольчиков разной высоты).

…И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет…

2. Вступление.

СЛАДЙ 2. Посмотрите на эти картины.

В.: Что изображено на рисунках? (Храмы, колокольный звон).

Попробуем перенестись в глубокую древность.

В.: Какой была Древняя Русь?

Много ли в ней было городов, деревень?

И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм.

В. : Без чего (какого атрибута) невозможно представить себе храм? (Без колоколов).

А какие виды колокольного звона различают люди? Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание? (Набат – нападение врагов, пожар; трезвон – каждодневное, обычное звучание; благовест – церковный праздник.)

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола.

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть смогла!

v Благовест – исполнение по ритмоформулам всех видов колокольных звонов.

Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были?

Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 2-3 КЛАССАХ

СЛАЙДЫ 4-7. Первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь, защитники Руси Александр Невский, Сергий Радонежский. В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.

СЛУШАНИЕ Земле Русская, граде святый!

Украшай свой дом,

В нём же Божественный

Великий сонм святых прослави.

Вспомнить, за что причислены к ликам святых Сергий Радонежский, Княгиня Ольга и Князь Владимир, А. Невский. Прослушать (по времени) величания и тропари в их честь

3. Основная часть.

В.: Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни.

В.: Как вы думаете, кого на ней изобразили одними из первых святых? Подумайте о том, что из века в век на Русь нападали враги, что наши предки то и делали, что защищались.

Да, первыми защитниками Древней Руси были богатыри.

В.: О ком из них вы имеете представление? Как их звали? Каково их (богатырей) происхождение?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР. 28

Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В.Васнецова. Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.

Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты.

Ещё при жизни Ильи Муромца в народе о нём было сложено множество былин и сказаний.

v Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.

v Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
- Ай же мужички да вы черниговски!
Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев-град.
Говорили мужички ему черниговски:
- Ты, удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты, славный богатырь да святорусский!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
А й по той ли по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал.
Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей - то все мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой - пятьсот есть верст,
А й окольноей дорожкой - цела тысяча.

v Он спустил добра коня да й богатырского,
Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перамахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
Подъезжает он ко речке ко Смородине,
Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,
Да ко тою ко березе ко покляпыя,
К тому славному кресту ко Леванидову.
Засвистал-то Соловей да по-соловьему,
Закричал злодей-разбойник по-звериному -
Так все травушки-муравы уплеталися,
Да й лазоревы цветочки осыпалися,
Темны лесушки к земле все приклонилися.

v Его добрый конь да богатырский
А он на корни да спотыкается -
А й как старый-от казак да Илья Муромец
Берет плеточку шелковую в белу руку,
А он бил коня да по крутым ребрам,
Говорил-то он, Илья, таковы слова:
- Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
Али ты идти не хошь, али нести не можь?
Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
Не слыхал ли посвиста соловьего,
Не слыхал ли покрика звериного,
Не видал ли ты ударов богатырскиих?

v А й тут старыя казак да Илья Муромец
Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
Во свои берет во белы он во ручушки.
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею,
Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
Он повез его по славну по чисту полю,
Мимо гнездышка повез да соловьиного.

v Во том гнездышке да соловьиноем
А случилось быть да и три дочери,
А й три дочери его любимыих.
Больша дочка - эта смотрит во окошечко косявчато,
Говорит она да таковы слова:
- Едет-то наш батюшка чистым полем,
А сидит-то на добром коне,
А везет он мужичища-деревенщину
Да у правого у стремени прикована.

v Поглядела как другая дочь любимая,
Говорила-то она да таковы слова:
- Едет батюшка раздольицем чистым полем,
Да й везет он мужичища-деревенщину
Да й ко правому ко стремени прикована, -
Поглядела его меньша дочь любимая,
Говорила-то она да таковы слова:
- Едет мужичище-деревенщина,
Да й сидит мужик он на добром коне,
Да й везет-то наша батюшка у стремени,
У булатного у стремени прикована -
Ему выбито-то право око со косицею.

v Говорила-то й она да таковы слова:
- А й же мужевья наши любимые!
Вы берите-ко рогатины звериные,
Да бегите-ко в раздольице чисто поле,
Да вы бейте мужичища-деревенщину!

v Эти мужевья да их любимые,
Зятевья-то есть да соловьиные,
Похватали как рогатины звериные,
Да и бежали-то они да й во чисто поле
Ко тому ли к мужичище-деревенщине,
Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.

v Говорит им Соловей Разбойник Одихмантьев сын:
- Ай же зятевья мои любимые!
Побросайте-ка рогатины звериные,
Вы зовите мужика да деревенщину,
В свое гнездышко зовите соловьиное,
Да кормите его ествушкой сахарною,
Да вы пойте его питьецом медвяныим,
Да й дарите ему дары драгоценные!

v Эти зятевья да соловьиные
Побросали-то рогатины звериные,
А й зовут мужика да й деревенщину
Во то гнездышко да соловьиное.

v Да й мужик-то деревенщина не слушался,
А он едет-то по славному чисту полю
Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.
Он приехал-то во славный стольный Киев-град
А ко славному ко князю на широкий двор.
А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви,
Он пришел в палату белокаменну,
Во столовую свою во горенку,
Он сел есть да пить да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати.
А й тут старыя казак да Илья Муромец
Становил коня да посередь двора,
Сам идет он во палаты белокаменны.
Проходил он во столовую во горенку,
На пяту он дверь-то поразмахивал*.
Крест-от клал он по-писаному,
Вел поклоны по-ученому,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину,
Еще всем его князьям он подколенныим.

v Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
- Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?

v Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:
- Есть я с славного из города из Мурома,
Из того села да Карачарова,
Есть я старыя казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович.

v Говорит ему Владимир таковы слова:

v
- Ай же старыя казак да Илья Муромец!
Да й давно ли ты повыехал из Мурома
И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?
Говорил Илья он таковы слова:
- Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
То моя дорожка призамешкалась.
А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест.

v Говорил ему Владимир таковы слова:
- Ай же мужичища-деревенщина,
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много множество -
То пехотою никто да не прохаживал
И на добром коне никто да не проезживал,
Туда серый зверь да не прорыскивал,
Птица черный ворон не пролетывал.
А й у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у славноей у речки у Смородины,
А й у той ли у березы у покляпыя,
У того креста у Леванидова
Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын.
То как свищет Соловей да по-соловьему,
Как кричит злодей-разбойник по-звериному -
То все травушки-муравы уплетаются,
А лазоревы цветочки прочь осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей - то все мертвы лежат.

v Говорил ему Илья да таковы слова:
- Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!
Соловей Разбойник на твоем дворе.
Ему выбито ведь право око со косицею,
И он ко стремени булатному прикованный.

v То Владимир-князь-от стольно-киевский
Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,
Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
То он шапочку соболью на одно ушко,
Он выходит-то на свой-то на широкий двор
Посмотреть на Соловья Разбойника.
Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:
- Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
Закричи-тко ты, собака, по-звериному.

v Говорил-то Соловей ему Разбойник Одихмантьев сын:
- Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати.

v Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский.
- Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
Прикажи-тко засвистать ты Соловья да й по-соловьему,
Прикажи-тко закричать да по-звериному.
Говорил Илья да таковы слова:
- Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын!
Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего,
Закричи-тко ты во полкрика звериного.

v Говорил-то ему Соловой Разбойник Одихмантьев сын:
- Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
Мои раночки кровавы запечатались,
Да не ходят-то мои уста сахарные,
Не могу я засвистать да й по-соловьему,
Закричать-то не могу я по-звериному.
А й вели-тко князю ты Владимиру
Налить чару мне да зелена вина.
Я повыпью-то как чару зелена вина -
Мои раночки кровавы поразойдутся,
Да й уста мои сахарны порасходятся,
Да тогда я засвищу да по-соловьему,
Да тогда я закричу да по-звериному.

v Говорил Илья тут князю он Владимиру:
- Ты, Владимир-князь да стольно-киевский,
Ты поди в свою столовую во горенку,
Наливай-то чару зелена вина.
Ты не малую стопу - да полтора ведра,
Подноси-тко к Соловью к Разбойнику. -
То Владимир-князь да стольно-киевский,
Он скоренько шел в столову свою горенку,
Наливал он чару зелена вина,
Да не малу он стопу - да полтора ведра,
Разводил медами он стоялыми,
Приносил-то он ко Соловью Разбойнику.
Соловей Разбойник Одихмантьев сын
Принял чарочку от князя он одной ручкой,
Выпил чарочку ту Соловей одним духом.

v Засвистал как Соловей тут по-соловьему,
Закричал Разбойник по-звериному -
Маковки на теремах покривились,
А околенки во теремах рассыпались.
От него, от посвиста соловьего,
А что есть-то людушек - так все мертвы лежат,
А Владимир-князь-от стольно-киевский
Куньей шубонькой он укрывается.

v А й тут старый-от казак да Илья Муромец,
Он скорешенько садился на добра коня,
А й он вез-то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
Говорил Илья да таковы слова:
- Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!
А тут Соловью ему й славу поют,
А й славу поют ему век по веку!

В.: Как мы определим, что это жанр былины? (Внимание к слову, распевность, простота мелодии).

Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января.

Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печёрскрй лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.

В.: По каким признакам мы видим, что на иконе изображён святой? (Нимб над головой).

А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях в Киев – матерь городов русских.

В.: Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).

СЛАЙД 9. Показ портрета А.П. Бородина.

Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской.

В. : Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, разученным нами ранее: что у них общего, а что их отличает?

То не грозное небо хмурится,

Не сверкают в степи клинки –

Это батюшки Ильи Муромца

Вышли биться ученики.

За победу их ветры молятся,

Ждут их тернии и венцы,

Разгулялися добры молодцы,

Эх, да надобно жить красиво,

Эх, да надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

Богатырское наше правило –

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь.

Эх, да надобно жить красиво,

Эх, да надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

Эх, да надобно жить красиво,

Эх, да надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

4. Заключительная часть (рефлексия).

В.: 1) С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке? (С богослужебной, с былинами).

2) По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили? (Святые земли русской).

3) Какие виды деятельности нами были освоены? (Ответы детей).

В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно.


С 980г Владимир стал великим князем всей Русской земли. Нелёгкое время досталось ему. На Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.

Подавив восстание древлян, Ольга княжила ещё 20 лет, показав себя мудрой правительницей. Она путешествовала по стране, строя дороги и перевозы между речными системами, устанавливая единый оброк и устав княжьего суда в определённых местах — погостах.

Предмет особой гордости летописцев — рассказ о поездке Ольги в Константинополь (955 или 957 г.), где она посрамила хитроумных византийцев, доказав, что ни в чём не ниже императора; обновила торговый договор и приняла христианство (по другой версии, княгиня крестилась ещё до поездки).

Обменялась Ольга посольствами и с германским императором Оттоном I. Вернувшись домой, Ольга всячески пыталась приобщить к новой вере своего сына Святослава, но князь не проникся этой идеей и остался язычником, боясь осуждения дружины. И тем не менее, матери он не запрещал строить соборы и церкви. Ольга оставалась в Киеве, активно участвовала в воспитание внуков. Возможно, именно этот факт привел к тому, что сын Святослава, Владимир, в 988 году крестил Русь, тем самым объединив ее. -

В 968 г. Ольгу с тремя внуками осадили в Киеве печенеги. Призвав на помощь воевавшего в Болгарии сына, она уже не отпускала его до самой своей смерти, наказав не совершать по себе языческой тризны.

Сергей Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский был еще до рождения предназначен богу, так как во время посещения беременной матерью церкви, младенец в чреве прокричал троекратно, и священник объявил родителям, что он будет слугой святой троицы.

В семь лет родители отдали его на учебу, но грамота не давалась мальчику, и он очень переживал по этому поводу. Однажды ему встретился странствующий старец, который помолился и благословил. После этого случая учеба пошла легко и вскоре он обогнал своих сверстников и стал глубоко изучать Библию и святые писания.

После смерти родителей Варфоломей сам уехал в Хотьково-Покровский монастырь. Стремясь оказаться ближе к богу, он покинул монастырь и организовал небольшую деревянную церковь в служение Святой Троицы в десяти верстах от него. Стефан помогал ему, но, не выдержав тяжелой жизни полной лишений, вскоре уехал и стал игуменом в Москве в Богоявленском монастыре. После этого к Варфоломею прибыл игумен Митрофан, от которого он и принял постриг и стал называться Сергием, так как в этот день праздновалась память Сергия и Вакха. К церкви стали стекаться монахи, и было построено 12 келий, срублен тын, образовалась обитель иноков, которая в 1345 г окончательно состоялась как Троице-Сергиев монастырь. Словами тихими и кроткими Сергий мог примирить, по свидетельствам современников, даже самых ярых врагов, как примирял между собой враждующих русских князей, уговаривал быть в подчинении у великого князя московского. Он предсказал победу и благословил на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле колебавшегося князя Дмитрия и вдохновил этим становившуюся в то время Московскую Русь. В 1389 г был призван скрепить духовно новый порядок наследования престола – от отца к старшему сыну.

Из-за образа жизни, чистоты намерений и нравов игумен Сергий почитался как святой, были доступны и чудеса ему, благодаря милости божьей, он исцелял людей от болезней, а однажды воскресил умершего на руках отца мальчика.

Святые земли Русской. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались?

Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы.

У каждого из них в жизни был подвиг.

Русские святые:

- Кирилл и Мефодий

- Александр Невский,

- Сергий Радонежский,

- княгиня Ольга,

- князь Владимир.

В честь всех русских святых в церкви исполняют стихиру - торжественную песнь-гимн.

Послушай стихиру русским святым "Земле русская"

Земле Русская, граде святый!
Украшай твой дом,
В нём же Божественный
Велий сонм святых прослави.

Ответь устно на вопрос: в каком исполнении прозвучала стихира? Можно ли было спеть её в быстром темпе?

В. Васнецов. Богатыри. Фрагмент

Илья Муромец - святой русской земли

Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В. Васнецова "Богатыри".

Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Богатырскую силу Илья Муромец считал драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.

Икона "Преподобный Илья Муромский Чудотворец"

Илью Муромца не называли удалым - его спокойная, величавая мощь выше суеты и удали. Еще при жизни Ильи Муромца о нем было сложено в народе множество былин и сказаний. В одной былине говорится, что Илья "приехал-то во стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор". Илья Муромец не только былинный герой, он - русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует в самом начале года - 1 января. Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.

Образ русских богатырей воспевается в фольклоре, в изобразительном искусстве, в музыке.

Дирижер: Валерий Гергиев

Послушай пьесу "Богатырские ворота" из сюиты "Картинки с выставки" Модеста Мусоргского

Ответь устно на вопрос ы:

С каким чувством въезжает герой в Богатырские ворота града Киева? О чем еще рассказала тебе эта музыка?

У композитора Александра Порфирьевича Бородина есть симфония, которая называется Богатырская.

Послушай фрагмент 1-й части из "Богатырской" симфонии А. Бородина. (до 1 мин. 50 сек.)

Ответь устно на вопросы: Сравни ее с "Богатырскими воротами" М. Мусоргского.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Святые земли Русской. Презентация на заданную тему содержит 43 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ СВЯТОСТИ Святой – значит Божий, и христианская Церковь канонизирует посмертно тех людей, чья жизнь была праведной, кто заслужил народное почитание и чья святость подтверждается чудесами, исходящими от останков, могилы святого, происходящими в ответ на молитву к нему. Каждый святой – уникальная и прекрасная личность, и Церковь канонизирует святых, как пример для других. Поэтому так важно стремиться узнать о святых наших соотечественниках, изучать их жизнь, вдумываться в их жизненный подвиг.

ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ СВЯТОСТИ Обратившись к житийной литературе и наследию великих русских святых, воспитатель, педагог, библиотекарь будут содействовать приобщению учеников к духовно-нравственному опыту предыдущих поколений, ибо святые подвижники сделали необычайно много для созидания земной жизни. Представленные ниже имена – только малая выборка из огромного сонма Святых, в земле Российской просиявших.

СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ Кирилл и Мефодий – вошли в историю мировой культуры как создатели славянской азбуки Их биографии тесно связаны: старший – Мефодий (Ок. 815 или 820–885) с 862 г. – верный соратник своего младшего брата, Кирилла (ок. 827–869). День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия отмечается в России 24 мая как церковно-государственный праздник – День славянской письменности и культуры.

СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР-КРАСНОЕ СОЛНЫШКО (963 – 1014) Великий киевский князь Владимир крестил Русь в православную веру. В жизни и мировоззрении русского народа он совершил глубокий духовный переворот, открыл новый период нашего просвещения, обычаев, гражданского устройства, законодательства, наших религиозных верований и нашей нравственности. РПЦ князь прославлен как Равноапостольный, т.е. сделавший для русского христианства то, что сделали в ранней Церкви апостолы. День памяти святого Владимира 28 июля.

СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ (?-1015) Святые князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами. Выбрав путь непротивления злу, отказ от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных ценностей, братья стали символом русского патриотизма, совестливости, высочайшей нравственности. Дни памяти святых Бориса и Глеба 15 мая,6 августа, 18 сентября.

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ (1350-1389) Великий князь Димитрий Иоаннович – выдающийся политик, государственный деятель и воин. Великая победа на Куликовом поле стала знаменательной вехой в борьбе русского народа за национальную независимость, после неё в народе князя стали называть Дмитрием Донским. Деятельность Дмитрия Донского отличалась мудростью и высокой моралью, он стал примером святой и спасительной любви к ближним и Отечеству. День памяти 1 июня. (переходящий день памяти Димитриевская суббота)

СВЯТАЯ ПРАВЕДНАЯ СОФИЯ СЛУЦКАЯ (1585-1612) Праведная София, последняя княгиня рода князей Слуцких, родилась 1 мая 1585г. Защищала интересы православия в Слуцком княжестве, поддерживала монастыри, храмы. Официально канонизирована в Соборе Белорусских Святых в 1984 г. Нетленные останки Софии почивают в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. День памяти 1 апреля.

БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ (1732 – ок.1803) Дата рождения Ксении Григорьевны Петровой (фамилия мужа) точно неизвестна, нет сведений и о её родителях, детских и отроческих годах. Она 45 лет несла подвиг добровольного безумия, имея дар прозорливости и чудодейственной помощи людям. При жизни Ксению почитали как святую помощницу и целительницу. День памяти 6 февраля.

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ВОИН ФЕОДОР УШАКОВ (1745-1817) Святой праведный воин Феодор Ушаков - первый в истории православия военный моряк, причисленный к лику святых. Благодарная Россия сохранила память о ратных деяниях человека, явившего образец служения воинскому долгу и подлинного патриотизма, и о его благотворительной деятельности. День памяти 15 октября.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ (1754-1833) Преподобный Серафим достиг высокой степени духовного совершенства. Строгий к себе, он был наполнен любовью и снисходительностью к ближним. Искренний и горячий патриот, он желал во всех русских людях видеть любовь и преданность своему Отечеству, предрекая ему в будущем славу и величие. Дни памяти 1 августа, 15 января.

ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ (1812-1891) Старец Амвросий Оптинский - всероссийский наставник благочестия. Он был близко знаком с Ф. М. Достоевским, В. С. Соловьевым, К. Н. Леонтьевым, Н. В. Гоголем, Л. Н. Толстым, М.Н. Погодиным, А. К. Толстым и другими выдающимися личностями, приезжавшими к нему за советом. Дни памяти 10 июля, 23 октября.

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (ВЫШЕНСКИЙ) (1815-1894) Феофан Затворник - один из самых почитаемых святых и влиятельных богословов в России. Провел много десятилетий в затворничестве, но активно общался с миром письмами. Считается покровителем Русского Интернета. День памяти 23 января.

СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (1829-1908) Иоанн Кронштадтский - религиозный мыслитель, всероссийский молитвенник, один из самых любимых и почитаемых в народе святых. Он был устроителем и благотворителем множества храмов и монастырей. Три основных добродетели выделялись в его жизни: о. Иоанн был праведен, искренен и прост; люди тянулись к нему, как к живому свидетельству небесных сил. День памяти 2 января.

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕЛИЗАВЕТА (1864-1918) Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова посвятила свою жизнь Богу и служению людям, вела подвижническую жизнь, следовала наставлениям старцев Оптиной пустыни. В 1918 г. была арестована, вывезена в Сибирь и живой сброшена в шахту, откуда спустя месяцы нетленное тело было извлечено. Мощи перевезены в Иерусалим. Дни памяти 18 июля и в день Собора новомучеников и исповедников России.

Читайте также: