Сообщение о своеобразии жанра сюжета и конфликта комедии горе от ума
Обновлено: 05.07.2024
Произведение отличается своеобразной композиционной структурой, которая имеет собственные авторские особенности, рознящими его с принятыми творениями классицизма.
Как и принято в классических формах литературы, композиционно в пьесе представляются несколько конфликтов в качестве любовного треугольника с участием главного персонажа, а также социально-политическая сюжетная линия.
Писатель сохраняет в пьесе традиционные для классицизма правила применения триединства повествования в виде совершения событий в одно и в тоже время и в одном месте, но третий догмат в форме единства действия любовного конфликта изменяется автором, поскольку завязывается любовный сюжет не в начале произведения, а лишь в середине, а его развязка не заканчивает социальную направленность пьесы, выражающуюся в противостоянии основного героя окружающему его обществу.
Кроме того, отличительной чертой пьесы является его структурированность, заключающаяся в четырех, а не в пяти традиционных действиях, повествование которых включает в себя взаимосвязующие диалектические мотивы, чередующиеся между собой. Авторский замысел раскрытия темы произведения с использованием четырехактности обладает особой содержательностью, поскольку завершает произведение в виде открытого пространства, в котором главный персонаж остается непобежденным духовно, демонстрируя век минувший как идейно несостоятельным.
Используемые в произведении сюжетные конфликты раскрываются писателем при помощи конкретных бытовых обстановок в определенный исторический период в отличии от идей классицизма, в котором все демонстрируется с применением абстрактных образов.
Социальная линия пьесы получает свое развитие совместно с любовным сюжетом, переплетающимся с противоречиями основных персонажей. Именно социальный конфликт произведения является значительным в пьесе, поскольку проходит сквозь все повествование, обрамляя любовный сюжет. Кроме того, в социальной сюжетной линии писатель задействует всех героев пьесы, тогда как любовный конфликт, являющийся второстепенным, представляется в виде треугольника.
Использование писателем при написании оригинальной композиции пьесы принимается не всем литературоведческим обществом того периода времени, однако многие из критиков подчеркивают особенное мастерства автора, решившего пренебречь канонами традиционного классицизма и создать смелое произведение.
Вариант 2
В сюжете присутствуют 2 конфликта: любовный и социальный, которые дают понять о присутствии элементов 3-ёх литературных течений: постепенного уходящего классицизма, нового для того времени романтизма и непривычного реализма. В конечном итоге конфликты сливаются между собой, придавая двойственность происходящему, но стоит отметить, что социальному конфликту было отведено больше внимания. Социальный конфликт можно назвать элементом реализма, в нём описываются общественные проблемы того времени: крепостное право, низкопоклонство, деспотизм. А любовный – элементом романтизма, отметив отношения между Чацким и Софьей.
В 1-ом акте подробно описываются жизни Чацкого и Софьи, ситуация в месте всех событий, доме Фамусова и взаимоотношения между Софией и Молчалиным, также присутствует завязка идейного конфликта.
Во 2-ом акте конфликты начинают постепенно развиваться, независимо друг от друга, но во второй половине любовные распри выходят на первый план.
Кульминация обоих конфликтов происходит в 3-ем акте, а их развязка в 4-ом. Монологи имеют большую роль, так как детально раскрывали мировоззрения персонажей, давая читателю более обширную картину светского общества того времени. Заметно возрастание числа стихов после каждого акта и драматический накал к последнему акту. Общим конфликтом двух сторон, Чацкого и Фамусовского общества было столкновение двух иных мировоззрений, одно из которых было подавлено количеством. К концу комедии Чацкого выгоняют из дома и он покидает Москву, разочаровавшись в своей возлюбленной и обществе.
Сюжет пьесы
Все 4 действия произведения происходят в доме Фамусова
. Краткое содержание по главам, которые в драматическом произведении называются действиями, поможет проследить ход событий.
Влюбленным приходится проститься. Но Фамусов застает Молчалина
около самой двери и допытывается, что здесь делает молодой человек так рано. Павел Афанасьевич отчитывает и дочь за то, что она позволяет себе ранние встречи с молодым человеком.
Когда отец уходит, служанка утверждает
, что Фамусов никогда не даст
согласие на брак дочери с незнатным человеком.
Отец считает, что девушке нужно
выйти замуж за богатого и знатного полковника Скалозуба.
Софья припоминает свою первую влюбленность в Александра Чацкого — веселого и умного юношу. Но, по мнению девушки, эти нельзя назвать настоящей любовью. В этот момент появляется дворецкий доложить, что в дом прибыл Александр Андреевич.
Гость искренне радуется встрече с девушкой, к которой он неравнодушен. Холодный прием возлюбленной несколько умеряет его пыл. Нежданный гость
начинает предаваться воспоминаниям о прошлых взаимоотношениях с девушкой. Но прошедшие чувства между ними дочь Фамусова называет ребячеством. Тогда мужчина спрашивает, не занято ли сердце девушки
мыслями о ком-нибудь другом
. Юная барышня утверждает, что ее смущение вызвано откровенными вопросами Александра Андреевича.
Появляется отец. Софья убегает. Начинается беседа между Павлом Афанасьевичем и Александром Андреевичем.
Молодой человек дает понять, что подруга юности до сих пор нравится.
Горе от ума — особенности композиции
Начинается произведение со сцены, происходящей в доме Фамусова. Софья, Молчалин, Лиза и сам хозяин дома ждали появления Чацкого. Но, пока его не было Софья начала негативно о нем высказываться. Чацкий сильно не нравился девушке, а после того как парень иронично и зло пошутил над Молчалиным у нее появилась к нему даже ненависть и призрение. Чацкий сам виноват в том, что к нему плохо относится Соня и вся остальная компания. Между молодыми людьми начинается развязываться конфликтная ситуация. Во втором действии мы видим откровенное противодействие между Чацким и Фамусовым. Параллельно с этими негативными событиями Чацкий успевает переживать о возможном сватовстве Скалозуба и Софии. В третьем действии страсти усиленно накаляются. Напряжение растет. София разбивает сердце Чацкому тем, что открыто, сообщает ему о своей симпатии к Молчалину.
Софья специально решила распустить слух о том, что Чацкий стал сумасшедшим. Эта история быстро стала популярной и через пару дней о ней знали все. Девушка сделала это преднамеренно. Таким образом, она хотела наказать парня за то, что он позволил себе издеваться над Молчалиным. Чацкий своими глупыми шутками и издевками над людьми настроил всех против себя. В последнем четвертом акте Чацкий подслушал один разговор между Софией, Лизой и Молчалиным. От услышанного ему стало очень больно, и он уехал из Москвы. У произведения нет счастливой концовки.
В свою очередь, каждое действие делится на две относительно самостоятельные картины, причем эти картины расположены таким образом, что в пределах всей комедии в центре находятся общественные картины, обрамленные любовными. Каждый герой участвует в двух действиях, живет в двух пространствах. Это можно представить в следующей таблице:
I действие
1—6 явл. | 7—10 явл. |
Любовная интрига (Софья и Молчалин) | общественная комедия (появление Чацкого) |
II действие
1—8 явл. | 9—14 явл. |
Общественная комедия (Чацкий и Фамусов) | любовная интрига (терзания Чацкого) |
III действие
1—8 явл. | 9—22 явл. |
Любовная интрига (Чацкий — Софья — Молчалин) | общественная комедия (бал, клевета) |
IV действие
1—9 явл. | 10—15 явл. |
Общественная комедия (интермедия Репетилова) | любовная интрига (развязка; Софья и Чацкий) |
Говоря о догрибоедовской комедии (а здесь прежде всего нужно назвать имена Сумарокова, Фонвизина, Капниста), нужно заметить, что ее конфликт рождался из столкновения бытового и бытийного начал, которое определяло наличие двух типов художественных образов: сатирических, нравоописательных и героев-идеологов или любовников. И если первые в традиции сатиры имели фактуру, объемность, ярко выраженную индивидуальность, то вторые в традициях одического мирообраза были бесплотны и резонерствовали.
Источник: Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века. — М.: ФЛИНТА, 2013
Проблематика, идея, тема произведения
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
А иметь собственное мнение не обязательно, да оно и не требуется:
В мои года не должно сметь свое суждение иметь.
В своей комедии Грибоедов ярко и глубоко отобразил борьбу двух традиций, двух лагерей русского общества XIX века: духа рабского, слепого подражания всему иноземному и духа гордого свободы и независимости людей возвышенных, идейных.
Кульминация — 3 действие
В Горе от ума 3 действие содержит в себе кульминацию произведения. Когда Чацкий признается Софье в любви, девушка не говорит, кто ей на самом деле нравится.
Вечером в дом Фамусова на бал съезжаются многочисленные гости
. Все они влиятельные люди. Молчалин начинает выслуживаться перед ними. Дочь Фамусова вскользь замечает, что Александр Андреевич сошел с ума. Эта фраза, сказанная в переносном значении, воспринимается за настоящую новость. Сенсация сразу же разносится по залу.
Среди гостей Фамусова интерес читателя привлекает Репетилов. Его длинные монологи и эмоциональные восклицания чем-то напоминают речь Чацкого
. Даже появление и уход героя также неожиданны, как и приезд и отъезд Чацкого. Репетилов — пародия на Александра Андреевича.
Александр Андреевич
обескуражен тем, в России в моде только все иностранное. Но никто из гостей не слушает мужчину, воспринимая его идеи за
бред безумца
. Этот кульминационный момент — последняя ступень в конфликте между
фамусовским обществом и Чацким
. Открытый финал произведения позволяет читателю лишь догадываться о развязке.
Александр Чацкий в исполнении Виталия Соломина. Трогательный образ молодого насмешливого героя явно напоминает образ Гамлета. Кадр из фильма-спектакля "Горе от ума" (режиссер - Михаил Царев, 1977).
Александр Чацкий в исполнении Виталия Соломина. Трогательный образ молодого насмешливого героя явно напоминает образ Гамлета. Кадр из фильма-спектакля "Горе от ума" (режиссер - Михаил Царев, 1977).
История создания комедии "Горе от ума"
Первоначально комедия не была пропущена цензурой для публикации и театральной постановки и распространялась среди читающей публики в переписанном от руки виде. Количество сделанных читателями списков пьесы было довольно большим – приближалось к книжным тиражам того времени. Так, например, был знаком с комедией и А. С. Пушкин: в село Михайловское, где он находился в ссылке, ему привез ее лицейский друг И. И. Пущин. Сохранилась оценка Пушкиным пьесы Грибоедова и ее героев.
Замысел произведения связан с национально-освободительным подъемом, охватившим передовую часть российского общества во второй половине 1810-х - первой половине 1820-х гг. Декабристы использовали комедию для пропаганды своих политических взглядов. Списки пьесы нашли у участников восстания. В связи с делом о декабристах в 1826 году А. С. Грибоедов был доставлен с Кавказа в Петербург и арестован, а почти через четыре месяца освобожден за отсутствием состава преступления. Справедливо утверждение, что комедия выразила идеи, близкие к идеям декабристов, - содержала резкую критику крепостного права, узких, материальных интересов дворянского общества, засилья моды на всё иностранное.
Черты классицизма, романтизма и реализма в реалистической комедии
"Горе от ума", одно из первых реалистических произведений русской литературы, наследует черты классицизма (литературного направления 18 века) и романтизма (направления, актуального в первые десятилетия 19 века).
Черты классицизма
1. Героев можно условно разделить на положительных и отрицательных.
2. Использован прием говорящих фамилий (реализм унаследовал этот прием от классицизма).
3. В целом выдержано единство места, времени и действия (есть мнение о разрушении в комедии единства действия: в ней показаны отношения Чацкого с Софьей и отношения Чацкого с московским обществом).
4. Афористичность языка комедии (изначально афоризм – жанр эпохи Просвещения).
Черты романтизма
1. В центре произведения - яркий образ одинокого, разочарованного и ироничного главного героя - Чацкого.
2. Показан неразрешимый конфликт героя с окружающим обществом.
3. Комедия содержит критику социального и политического строя, близкую к идеям декабристов, идеям ранней лирики Пушкина (в России романтизм органично сочетался с революционными взглядами).
Черты реализма
2. Показаны социальные типы - образы героев, характерные для изображаемой среды, собирательные образы.
3. Герои могут быть оценены неоднозначно, углубляется психологизм образов: например, психологически сложны образы Чацкого, Софьи, Фамусова, Молчалина, Скалозуба, Лизы.
4. Не полностью соблюдено единство места, времени и действия: как говорилось выше, есть две сюжетные линии - частная и общественная; важную роль в произведении играют внесценические персонажи.
5. Победа Чацкого нравственная, внутренняя: он смог устоять перед общественным мнением и не изменил своей критической позиции; внешне остается впечатление поражения – жанр комедии дополняется драматизмом.
6. Живой, выразительный, современно звучащий язык комедии, обогативший русский язык, его фразеологию.
Экспозиция. Втайне от отца дочь управляющего в казенном месте Фамусова Софья встречается с бедным и неродовитым Молчалиным – секретарем Фамусова.
Завязка. Неожиданно приезжает три года отсутствовавший Чацкий, воспитывавшийся вместе с Софьей. Причина его приезда – давняя любовь к ней, возникшая из детской дружбы.
Развитие действия. Молчалин падает с лошади. Обморок Софьи заставляет Чацкого задуматься, не влюблена ли девушка в этого ничтожного человека.
Читатель узнает, что на самом деле Молчалин любит служанку Софьи Лизу.
Софья говорит Чацкому, что она любит Молчалина за скромность, смирение. Побеседовав с Молчалиным, Чацкий думает, что Софья не могла всерьез хвалить этого привыкшего приспосабливаться человека.
На вечер к Фамусову съезжаются гости - типичные представители московского общества.
Желая наказать Чацкого за то, что тот высмеивал Молчалина и других знакомых, Софья пускает слух, что Чацкий "не в своем уме". Новость быстро распространяется среди гостей, охотно верящих, что главный герой - душевнобольной.
Гости разъезжаются по домам. Репетилов, пародия на вольнодумца, пытается набиваться в друзья к Чацкому.
Кульминация. Чацкий становится свидетелем того, как Молчалин ухаживает за Лизой и объясняет ей, что не собирается жениться на Софье, а лишь разыгрывает влюбленного перед дочерью своего покровителя. Слова Молчалина слышит и Софья.
Внезапно появляется Фамусов со слугами. Увиденное он истолковывает как тайное свидание Софьи с Чацким. Чацкий узнает, что Софья первая назвала его безумным.
Чацкий произносит заключительный монолог о том, что разочарован как в обмане Софьи, так и в московском обществе, и уезжает.
Два конфликта комедии
Внешний конфликт комедии – любовный, традиционный для литературы классицизма. Любовный треугольник составляют Чацкий, Софья и Молчалин.
Центральные сценические лица пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума". Основные жанровые признаки. Противостояние между Чацким и фамусовским миром. Неожиданная комическая разрядка второго действия. Маленькие комедии, которые разыгрываются в третьем действии.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.09.2017 |
Размер файла | 24,1 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Список использованной литературы
Потребность такого образа действий коренилась в полном переосмысления традиционного сюжета, наделении его совершенно новым идеологическим содержанием, в появлении необычных сюжетообразующих мотивов, придании его элементам несвойственных в прежней эстетической системе функций. Именно такой подход, а не демонстративную ломку старого исповедовал драматург.
Как заметил Ю. Тынянов, общая противоестественная нравственно-психологическая ситуация в московском обществе связана с обменом жизненными ролями: мужские черты (властность, решительность, волю) приобрела женская половина, а мужская, феминизировавшись, их утратила. Произошел какой-то глобальный обман в национальных масштабах. Не случайно к кульминации усиливается национально-нравственное содержание.
Этому обществу свойственно глубокое невежество, но не глупость. Ум людей этого круга часто переходит в плутовство и хитрость. С этим связаны и ненависть к любому проявлению вольномыслия (инакомыслия), к учению, культуре и просвещению.
Подобные черты намеренно нагнетаются Грибоедовым. Он доводит их до абсурда: выдумка-клевета о сумасшествии Чацкого, сплетни о пристрастии его к горячительному («Шампанское стаканами тянул. / Бутылками-с, и пребольшими. / Нет-с, бочками сороковыми). В последнем случае появляется откровенно гротескный образ.
Противостояние между Чацким и фамусовским миром Грибоедов доводит до высочайшего напряжения. Чего стоит сцена, завершающая 3-е действие, когда Чацкий, окруженный людьми, остается в странном одиночестве и прерывает речь на полуслове.
Однако Лиза, подведя часы, достигает противоположного. Фамусов, по этому бою догадавшись, что в гостиной кто-то есть, спешит туда и застает Лизу. Между Фамусовым и Лизой происходит забавная сцена: барин заигрывает со служанкой. Для зрителя и читателя ясна двусмысленность положения, в котором Фамусов оказался. Отныне не только его боятся, но и он сам боится: боится, как бы дочь не застала его с Лизой.
В первом действии комедии Фамусов, несомненно, в центре всех событий и в центре внимания зрителя. Среди других его положение наиболее комично, потому что наиболее двусмысленно. При этом двусмысленность эта оказывается композиционно значимой. Она является ключом к решению большинства ситуаций, возникших в первом действии.
Фамусов хочет казаться солидным, мудрым, стоящим на высоте положения, имеющим право поучать. На самом деле он далеко не мудр, совсем не проницателен, не слишком нравственен. Претензии Фамусова находятся в постоянном противоречии с его поведением в действительности. Противоречие это многое определяет в первом действии комедии.
В явлении втором второго действия между Чацким и Фамусовым завязывается диалог, исполненный большого внутреннего напряжения. В начале разговора Чацкий говорит только о Софье. Фамусов, имеющий относительно нее свои планы и боящийся Чацкого как возможного претендента на ее сердце, не желает с ним говорить о Софье и старается уйти от этой темы. Это ему, однако, не удастся.
Диалог между Чацким и Фамусовым становится все более острым. Словесная дуэль на тему Софьи перерастает в столкновение воззрений, идей, нравственных понятий. Но печать личного остается на этом споре и тогда, когда он по своей теме становится как будто не личным.
Явление седьмое начинается с падения Молчалина и обморока Софьи. Обморок Софьи опять осложняет загадку и ставит перед Чацким новые вопросы: почему Софью так потрясло падение Молчалина с лошади? Уж не он ли подлинный соперник Чацкого?
Сомнения Чацкого, едва утихнув, разгораются снова. Герой грибоедовской комедии не просто мучится догадками -- он то и дело теряется в догадках. Это придает действию сильное напряжение.
После ухода Чацкого события принимают вполне комический оборот. Чацкий -- единственный герой, способный вызвать сочувствие зрителя. В его отсутствие ничто уже не может ограничить и сдержать стихию комического в развитии действия.
Начиная с явления четвертого третье действие комедии получает развитие не столько вглубь, сколько вширь. На какое-то время Чацкий перестает быть главным действующим лицом на сцене. Он становится как бы наблюдателем, хотя и совсем не сторонним. Затем Чацкий снова вовлекается в конфликт -- притом уже в конфликт явно не любовного характера. Чацкий в конце третьего действия вновь оказывается в центре драмы, сущность которой составляют не столько страдания от неразделенной любви, сколько страдания отвергнутого ума. Раньше против Чацкого были отдельные люди, не понимавшие его и не желатине попять, Теперь против него то, что именуется обществом; нечто огромное, многоликое, непреодолимо страшное в своем безумии. Драма Чацкого па глазах у зрителя становится все больше не личной, а социальной драмой.
В конце третьего действия положение Чацкого вызывает у зрителя не просто глубокое сочувствие, но и сострадание. Слишком велики количественно оказываются силы, действующие против него. Под занавес зритель и читатель видят Чацкого горячо рассуждающего, всеми оставленного, совсем одного. Это Чацкий не смешной, не умилительный--это Чацкий трагический.
В последних словах и упреках Чацкого, обращенных к Софье, действительно далеко не все отвечает истине. Но если и не правдивы слова Чацкого, зато праведен самый его гнев.
1Жанр
"Горе от ума" реалистическая комедия.
Комедия была написана в XIX веке (1824), когда классицизм постепенно отходил на второй план, романтизм был в самом расцвете, и только зарождался реализм/ Комедия была написана на стыке 3 литературных эпох, в этом ее своеобразие, в этом ее отличие.
2.Проблематика
В комедии два конфликта: любовный и социально-политический-любовь Чацкого и противостояние Чацкого и московского общества.
В фамусовском доме столкнулись "прошедшего житья подлейшие черты" с "веком нынешним", столкнулись в непримиримом противостоянии. Крепостное право, деспотизм, барский паразитизм, низкопоклонство, раболепие перед Западом, уродливое воспитание вот далеко не весь перечень пороков поколения "отцов", представленного в комедии Грибоедова. Монологи Чацкого, обличают "прошедшего житья подлейшие черты".
3. Композиция
имеет несколько особенностей.
Выстраивая композицию произведения, автор руководствуется в первую очередь требованиями жизненной правды. Изменяя классицистические каноны, драматург вводит в сюжет две линии: любовную и социальную. В комедии соблюдены два принципа "трех единств": единства времени и места (действие уклады-вается в одни сутки и происходит в одном месте - до-ме Фамусова) , но нарушен третий принцип - единства действия. По существовавшим правилам действие должно было строиться на одном конфликте и, завязавшись в начале пьесы, получить развязку в финале, причем в развязке порок непременно должен быть наказан. Но в пьесе конфликт, завязавшись как любовный, осложняется противостоянием обществу, затем обе линии развиваются параллельно, и единство действия не сохраняется. Любовный конфликт в пьесе получает развязку (Чацкий получает отставку у Софьи) , а разрешение социального конфликта остается за рамками произведения (Чацкий не понят и покидает дом Фамусова) .
. Экспозиция "Горя от ума"-первые явления первого действия до приезда Чацкого (подробное описание жизни Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени разовьется конфликт) .
Завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого) .
Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в котором Чацкий "отрезвился сполна", ею же является и развязка любовной интриги.
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Анализируя особенности жанра “Горя от ума”, следует обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, необходимо осознать, почему именно жанр комедии был избран автором для постановки столь серьезных вопросов и какие возможности этот жанр предоставлял автору. Во-вторых, нужно дать ответ на вопрос: устраивали ли драматурга предоставляемые возможности разработанных до него форм комедии, — и если ответ будет отрицательным, выявить, какие новшества Грибоедов ввел, не использовал ли, например, какие-то элементы жанра драмы. В-третьих, необходимо определить, какую разновидность жанра комедии представляет собой “Горе от ума”: философскую, социально-политическую, семейно-бытовую, или она объединяет в себе целый ряд разновидностей. Ответ на этот вопрос можно получить исходя из того, какова, с точки зрения автора, главная мысль произведения. В-четвертых, следует проанализировать сюжетнокомпозиционную структуру произведения на предмет выявления каких-либо нововведений (например, количество действий, отсутствие традиционно требуемых или наличие дополнительных элементов сюжета и т.д.).
Читайте также: