Сообщение мода петровской эпохи

Обновлено: 04.07.2024

Мода способна менять ход истории. Кто знает, как сложилась бы судьба России и Шведской империи, если бы не модная революция, устроенная Петром I. Изменения царь начал с армии. Своим указом он переодел русское войско из стрелецких кафтанов в европейские мундиры. Солдатский мундир стал состоять из треуголки и камзола с нашитыми на обшлага пуговицами, а также туфлями с тупыми носами.

Швеция в ту пору была мощнейшей европейской державой. Молодой король Карл XII считался военным гением, его сравнивали с Александром Македонским. И вот с таким государством вступил в Северную войну Петр I. Россия боролась за выходы к Балтийскому морю, откуда русский царь собирался прорубить окно в Европу. Война длилась долго с переменным успехом до Полтавского сражения, где Карл потерпел поражение. После Полтавы Карл XII воевал еще почти 10 лет, пока не был сражен. чем бы вы думали? Пуговицей, той самой пуговицей, которая появилась на русских мундирах благодаря модной революции Петра.

В 2020 году в моду входят мужские ботинки с тупыми носами. Но не зря говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Квадратные носы были в моде в 90-е, а ввел эту моду еще Петр I 300 лет тому назад.

Женщины в допетровской Руси жили в своих светелках и почти не выходили на улицу. Петровская революция в одежде прежде всего била по патриархальным нравам, это был своеобразный прообраз сексуальной революции.

Как же в отсутствие модных журналов и телевидения барышни могли следить за модой? Оказывается, в то время модные журналы заменяли специальные куклы – пандоры, которые одевались в будничное и парадное одеяния. К ним прилагались ящички с аксессуарами. Из Парижа пандоры кораблем развозили по разным странам, в том числе и в Россию.

Несмотря на жесткие методы, Петр все же позволил носить одежду старого фасона крестьянам и священнослужителям. И если в Санкт-Петербурге и Москве за его указами о ношении европейского платья следили очень строго, то в Сибири с ее 40-градусными морозами люди в европейской одежде просто не могли бы выжить. Поэтому в 1706 году царь подписал указ о дозволении сибирским жителям носить такое платье, какое кто пожелает.

Изначально отторгаемая европейская мода быстро прижилась в России. Уже во времена правления дочери Петра I императрицы Елизаветы русский двор славился во всем мире как самый изысканный и богатый.


Новые вопросы в История

поселение, находящееся за пределами основной территории страны или места расселения народа. прошу срочно.

Как вы думаете мог ли внук Петра великого Пётр 2 стать достойным правителем России и продолжить реформы деда? Помогите пожалуйста​

Що, на ваш погляд, у Березневих статтях було вигідно для Гетьманщини, а що обмежувало її самостійність? Дайте відповідь письмово. Даю 100 балов!

Иван Грозный 5. задачи, которые стремился решить исторический деятель и методы их решения 6. значение личных качеств 7. Историческая заслуга, вклад в … историю развития государства 8. Вывод: Ваше личное отношение к историческому деятелю пожалуйста, очень срочно

Европеизация России, проводившаяся Петром I, началась с внешнего вида жителей страны.

1.jpg

2.jpg

Существовали и меры экономического воздействия. Если на бороду действовал налог, то проезжавшие через городские заставы в русской одежде подвергались штрафам, а при отсутствии денег длинные полы традиционного платья специальные контролёры могли просто обрезать ножницами. Наконец, новый костюм означал возможность успешной карьеры.

Наконец, именно в Петровскую эпоху возникло в России и само явление моды, со своим особым словарём, ведь с европейской одеждой в русский язык вошло множество иностранных слов: парик, камзол, кюлоты, зонтик, шлафор, фижмы, роба, декольте и прочие. Так, благодаря робам и камзолам, в сочетании с батогами и штрафами, Петру I удалось не только изменить облик целой страны, но получить новых подданных — европейского обличья и, в сравнении с предшествующей эпохой, культурных и образованных. Причём в рекордный срок — всего лишь за четверть века.

Mail
Facebook
PayPal
Twitter
YouTube

Рубрики

Наша Среда online

Вы можете следить за материалами в соц.сетях либо получать их по почте.

Mail
Facebook
PayPal
Twitter
YouTube

О нас

Дворянский костюм эпохи Петра I

Смена форм костюма не прошла гладко.

Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полы длинных кафтанов у купцов и бояр.

С не меньшим сопротивлением были встречены новая модная прическа — завитой парик — и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за её ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.

Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.

Но, встреченные сначала враждебно, новые обычаи и костюмы за период царствования Петра I прочно вошли в быт дворянства и большей части городского населения. Прежние русские одежды остались в народе и в быту у части купечества и мещанства, вносившего все же в традиционный русский костюм модные элементы.

Но и дворянство еще не полностью отказалось от привычной старой одежды. Эта привычка к старому проявлялась главным образом в манере носить модный костюм. По старой привычке женщины старались как можно больше прикрыть декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик (фонтанж), носили различные наколки.

И.Н.Никитин. Портрет графа Гавриила Ивановича Головина, 1720-е годы

В составе мужской одежды было множество предметов из сукна, шерсти, льняных и хлопчато-бумажных тканей, что служило толчком для развития текстильной промышленности. Начальник Посольской канцелярии, президент Коллегии иностранных дел, один из наиболее приближенных к Петру людей, одет в коричневый с широкими обшлагами двубортный кафтан на сиреневой подкладке, отделанный петлями из золотого позумента и большими золотыми пуговицами. Коричневый камзол украшен узким позументом и мелкими пуговицами. Из-под камзола видна белая рубашка, белый шейный платок повязан узлом. Через плечо андреевская лента, на груди на голубом банте орден Белого Орла.

Луи Каравак. Портрет цесаревны Натальи Петровны, 1722

В моду вошли французские платья с глубоким вырезом на груди, который на первых порах по возможности прикрывали кружевом. Фигуру плотно затягивали в корсет. Дочь Петра одета в голубое шитое серебром платье с белым кружевом на рукавах и лифом из серебряной парчи. На плечах золотистая, подбитая горностаем мантия.

Луи Каравак. Портрет мальчика в охотничьем костюме. Конец 1720-х — начало 1730-х

Введенные Петром новые костюмы к концу его царствования прочно вошли в быт. Веяния моды распространились на все возрастные категории: дворянство, чиновники, представители купечества стремились по моде одеть своих детей, которых впереди ждала новая жизнь. Изображенный на портрете Каравакка мальчик одет в зеленый шитый золотом кафтан, зеленый с золотой каймой камзол, белую кружевную рубашку, белые чулки с черными подвязками и черные туфли. На голове пудреный парик с черным бантом.

Р.Н.Никитин. Портрет Марии Яковлевны Строгановой. Между 1721-1724 г.г.

Строганова одета в коричневое узорное платье с белыми кружевами, расшитое на груди жемчугом и драгоценными камнями и коричневую, шитую серебром и золотом шубу с темным мехом по борту и рукавам. В ее туалете просматривается стремление сочетать привычные традиционно-русские черты и европейские нововведения. Платье по русскому обычаю застегнуто по горло, а руки обнажены по локоть модными европейскими рукавами. Голову украшает узорный кокошник, выполненный по типу старинных головных уборов с обильными украшениями и одновременно напоминающий вошедший в моду европейский фонтанж. На груди приколот медальон с портретом Петра I.

Неизвестный художник. Портрет графа Петра Андреевича Толстого. Между 1722-1727 годами

Р.Н.Никитин. Портрет Григория Дмитриевича Строганова. Между 1721-1724 годами

Неизвестный художник. Портрет А.Я.Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Не позднее 1715 года

Анастасия Яковлевна Нарышкина, жена первого санкт-петербургского коменданта, согласно указу об одежде, в официальных случаях должна была строго следовать моде. Она одета в зеленовато-серое платье с большим красным воланом на подоле, подпоясанное желтым кушаком с жемчужными кистями. На голове фонтанж — головной убор, вошедший в моду во Франции в середине XVII века и названный по имени фаворитки Людовика XIV мадмуазель Фонтанж. В России фонтанж нашел распространение в начале 1700-х годов. Девочки одеты в яркие парчовые платья, на голове у одной из них убор из страусовых перьев. Прически дам петровского времени, постепенно усложняясь и становясь выше, превратились в жесткий высокий каркас из локонов и кружев.

И.Г.Таннауер. Портрет княжны Александры Александровны Меншиковой. 1720-е годы

Женское платье, которое с течением времени стало более сдержанным по цветовой гамме и утратило орнаменты и широкие оборки, включало в себя корсаж, шелковую юбку и верхнее платье — робу, надетую на каркас из корсета и фижм. Дочь губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова одета в платье из серебристой парчи, на ней красная мантия, подбитая горностаем, на груди на голубом банте медальон с портретом Петра I.

Неизвестный художник. Портрет принцессы Софии Шарлоты. 1710 год

XVIII столетия явилось веком расцвета французской косметики. Особое внимание уделялось подведению глаз и ресниц, главный упор делался на выбеливание всего лица. Дурным тоном считалось, если дамы не использовали румяна. Шарлота Христина София, принцесса Брауншвейг-Вольфенбюттельская, жена старшего сына Петра, царевича Алексея, одета в красное платье-робу, отделанном по вырезу белым кружевом. На плесах красный плащ, подбитый горностаем. Алые румяна, наложенные на лицо, подчеркивают изнеженную белизну кожи.

Читайте также: