Сообщение о суде осириса

Обновлено: 17.05.2024

Культ Осириса, бога воскресения из мёртвых, Господина Иного Мира, интересен своей нравственной составляющей. Сам невинно пострадав от рук брата, Осирис был не только первым воскрешённым из мёртвых- но и первым праведником, которого боги признали чистым от всякого греха.

Это моральный капитал стал для Осириса социальным лифтом- он стал не только царём, но и Судьёй Загробного Мира.

Каждый египтянин помнил о том, что никакая мумификация не спасёт того, кто не оправдан пред ликом Осириса. И, напротив, тот, кто оправдан- не погибнет во веки.

Вот так выглядит типичное изображение Суда Осириса:

Мы разберём изображение по его повествовательной схеме, ибо оно представляет собою что-то наподобие комикса, или даже компьютерной игры с препятствиями.

Итак, Богиня Маат вводит умершего в Зал Суда:

Обратите внимание на головной убор богини- в дальнейшем он сыграет важную роль.

Войдя в Чертог Двух Истин, умерший сначала произносит "Исповедь отрицания"- длинный текст, где заявляет, что не творил преступлений перед божественными законами.

Я не стал приводить всю "Исповедь отрицания", поскольку мне было важно показать саму СИСТЕМУ египетской нравственности, её структуру.

Грехи делились на совершённые против людей, богов, животных и стихий. Мы видим и ритуальные правила ( связанные с храмовыми правилами, с поклонением богам, например, поддержание священного огня), видим нравственные заповеди ( не притеснять слабого, вплоть до запрета угнетать раба- такого вы даже в Евангелии не найдёте. ), наблюдаем почти буддийскую ахимсу в отношении животных ( мясо египтяне ели, но, если кто не в курсе, буддийские монахи мясо тоже едят. ), обнаруживаем и первые в мире экологические нормы- например, не портить воду). Интересно видеть прямой и строгий запрет на экономические манипуляции- с весами и отвесом.

Ох, как боялись египтяне, что сердце может, по какой-то причине, обвинить их во лжи. Поэтому старались иметь при себе особый амулет, "скарабей сердца", на котором помещалось специальная просьба к сердцу- не свидетельствовать против:

После произнесения "Исповеди отрицания" сердце умершего помещалось на одну из чаш Мерила Праведного, на вторую чашу помещали олицетворение Истины- страусиное перо, головной убор богини Правды, Маат.

Взвешиванием сердца занимаются боги Анубис и Гор- два сына Осириса . На самой верхушке- бабуин, символ бога Тота, это "гарантия", что Весы всегда в исправном состоянии. Имеются и гирьки, выполненные в форме "родильного кирпича" с головой человека ( египтянки рожали сидя, на ритуальном кирпиче").

Бог мудрости и счёта Тот, выполняя функции беспристрастного секретаря, записывает имя умершего на священном пальмовом побеге:

То есть, умерший не лгал и является одним из "правых голосом".

Да, он оправдан, и его не сожрёт чудовище Аммат :

Праведник достоин вечно жить на Блаженных Пажитях. Он может по собственной воле вновь появиться в мире людей ( сознательная реинкарнация), или путешествовать по Вселенной в различных обличьях, например- золотого сокола.


Одним из способов этического и религиозного воздействия на людей было и есть формирование представлений продолжении существования после смерти. Идея о том, что после смерти еще что-то будет, а также страх того, что там может быть еще хуже, чем сейчас, может помочь в управлении обществом.

Обещая после смерти прекрасное будущее или избежание чего-то ужасного, можно дать человеку понять, что цена этому не просто жизнь. Проживи свою жизнь определенным способом и тогда будет тебе бонус.

В Древнем Египте эта религиозная технология строилась на противопоставлении ужаса и счастья. Если ты был не достоин, то твою душу пожирала Амат - богиня воздаяния за грехи. Если вел себя при жизни правильно, то тебя пускали в страну благодатных полей Иалу Верховного бога Ра.

Кстати, считается, что прообразом Элизиума (Елисейских полей) как части загробного мира Древней Греции были эти самые поля Иалу.

На суде Осирис, бог возрождения, повелитель Аменти, сидел в окружении 42 богов номов (административных единиц Египта в период XVI—XI вв. до н. э.).

Центр зала суда занимали огромные весы. Фемида была не первой, кто начал использовать их в отправлении правосудия.

На одну чашу часов клалось сердце умершего. Сердце по воззрениям того времени было вместилищем души. Именно поэтом у мумий сердце всегда оставалось.

На другую чашу клалось страусовое перо Маат. В прошлый раз я рассказывал о богине справедливости Маат, носившей это перо у себя на голове.

Взвешивание души осуществляли Анубис, бог мудрости Тот и бог неба и солнца (он же царь живых) Гор.

Если он перечислял все пункты из списка, то Перо Маат и душа приходили в равновесие. Если же назывался не весь список, то душа оставалась тяжелее и душу ждала Амат.

Перо Маат являлось по сути мерилом праведности человека при его жизни. Весы на суде Осириса– способ отыскания правды и справедливости.

Более важно на мой взгляд здесь беспристрастность участников суда. Боги не вмешивались. Только твои поступки и инструменты оценки в виде пера Маат и весов определяли твою праведность. Всё зависит от тебя самого. Перо и весы не будут хитрить.

Что такое Иару? Аналог христианского Рая…

Вот последовательность Суда Осириса в Великих Чертогах 2-х истин:

1. Умершего сопровождает Анубис - бог бальзамирования, он изображался как черный шакал или собака с человеческим телом, а также боги Гор и Тот, богиня Исида, и павиан (священное животное, посвящается Тоту)

3. Ритуал психостасии (в переводе: душа + неподвижный): взвешивают сердце умершего, его вынимает Анубис: на второй чаше весов лежит перо богини истины Маат (страусовое)

4. Если равновесие нарушено - значит, сердце отягощено грехами

5. Грешника пожирает Ампт– чудовище, которое охраняет весы: с головой крокодила и туловищем бегемота

6. Тот записывает результат.

Религия Древнего Египта включала в себя множество богов.

Что такое Иару? Аналог христианского Рая…




Вот последовательность Суда Осириса в Великих Чертогах 2-х истин:

1. Умершего сопровождает Анубис - бог бальзамирования, он изображался как черный шакал или собака с человеческим телом, а также боги Гор и Тот, богиня Исида, и павиан (священное животное, посвящается Тоту)

3. Ритуал психостасии (в переводе: душа + неподвижный): взвешивают сердце умершего, его вынимает Анубис: на второй чаше весов лежит перо богини истины Маат (страусовое)

4. Если равновесие нарушено - значит, сердце отягощено грехами

5. Грешника пожирает Ампт– чудовище, которое охраняет весы: с головой крокодила и туловищем бегемота


Резюме

Мифический суд

Сет, олицетворение смерти

В Текстах пирамид представляют собой подборку литургий различных эпох и происхождения. Эта религиозная документация появляется во времена Старой Империи и выгравирована на внутренних стенах подземных покоев десяти пирамид . Хотя эта компиляция задолго до V - й династии и царствования короля Унас , это был первый государь , чтобы включить в его могилу. Эти тексты не содержат структурированного мифологического описания. Однако есть много намеков на борьбу между богами Гором и Сетом . Когда боги обвиняют Сета в убийстве Осириса , он должен предстать перед божественным трибуналом. Этот криминальный эпизод находится на западной стене зала пирамиды Пепи I ул :

- Выдержки из главы 477, § 957a - 959c. Перевод Клода Каррье .

Текст продолжается с пробуждением Тота , который поощрял отрезать головы тех , кто выступает против путешествие умершего Пепи I ст Осириса и к созданию устойчивого священнического поклонения в пользу этого божества.

В этом эпизоде мифа об Осирисе смерть рассматривается не как конец жизни Осириса, а как враждебный человек, с которым необходимо бороться. Сет - олицетворение смерти. Он убийца, которого нужно предать суду. Смерть царя Осириса воспринимается скорее как болезнь. Исцеление обеспечивается магией Исиды , Нефтиды и Анубиса во время мумификации. Осирис, мертвый король, не может защитить себя от Сета в одиночку. Чтобы сохранить свой социальный статус, Гор, его сын и наследник, должен обеспечить его защиту. Таким образом, у любого умершего египтянина есть мифологические рамки, в которых смерть может быть воспринята ритуально. Умерший, ассимилированный с Осирисом, может сразиться с его смертью, воплощенной в Сете. Для любого умершего смерть - это нарушение порядка и справедливости, олицетворяемое Маат . Благодаря этому происходит борьба со злом и восстановление справедливости.

Казнь смерти (жертвенный бык)

В Среднем царстве суд над Сетом, упомянутый в главе 477 Текстов пирамид, появляется начертанным на некоторых саркофагах великих знати Среднего Египта (глава 837 Текстов саркофагов ). Это часть долгого похоронного ритуала, который заканчивается казнью Сета, представленного закланием быка:

«Я твой сын, я Гор. Я пришел, чтобы привести к вам врагов, которых вам покорила Эннеада . (. ). Атум зарезал для вас Сета от своего имени как крупного рогатого скота. Атум разорвал его на куски для вас во имя быка с длинными рогами (. ) Атум предал его вам, как злой зверь. Он будет связан под опекой народа небес во имя жертвенного вола. Я привел его к вам, как быка с веревкой на шее. Съешь, попробуй его голову. Все его части - твои. Его туша принадлежит мне, потому что я твой наследник на твоем престоле (. ) "

Читайте также: