Составьте памятку для родителей на тему если ребенок не говорит сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.

Развитие речи ребенка тесно связано с развитием его головного мозга, но также оно во многом определяется воспитанием ребенка взрослыми. На раннем этапе мозг развивается очень интенсивно, но это не достаточное условие для его психического развития в целом и речи в частности.

Существует множество исследований, которые показали, что память, внимание, восприятие, воображение и мыслительные операции развиваются через речь. Результаты исследований говорят о том, что основной формой воспитательного воздействия является общение. И совершенно не важно, что, в первые месяцы жизни ребенок пассивно воспринимает воздействие взрослого, а активным участником становится позднее. Чтобы лучше понять, как развивается речь ребенка, стоит отметить, что до 1,5 лет активно развиваются связи между предметами, действиями, их словесными обозначениями, но устойчивыми они становятся не сразу. После 1,5 лет ребенок уже умеет обобщать предметы, как в понимаемой речи, так и в активной. Правда, при общении слов в активной речи он может допускать ошибки. [2]

Ребенок познает мир с помощью взрослого, путем подражания. Когда взрослые выполняют какие-либо действия, необходимо всё проговаривать. Если взрослый хочет закрепить у ребенка какой-либо навык, то многократно показывает действие или говорит слово, фразу, а малыш повторяет.

Психологи и логопеды утверждают, что ребенок к трем годам :

- выполняет словесное поручение взрослого

- знает названия транспортных средств (машина, автобус, частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль, растений (дерево, трава, цветы, фруктов (яблоко, груша, банан, овощей (морковь, помидор, огурец, домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;

- употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т. д)

- прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;

- наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т. д.);

- умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);

- умеет отвечать на вопросы взрослого.

Ребенок к четырем годам :

- правильно произносит все звуки родного языка.

- использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.

- составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.

- понимает содержание картинок и рассказывает, что на них нарисовано.

- правильно называет существительные в единственном и множественном числе.

- правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т. д.

- пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

Ребенок к пяти годам :

- правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.

- употребляет в речи простые и сложные предложения.

- пользуется прямой и косвенной речью.

- поддерживает непринужденную беседу.

- составляет небольшой рассказ о предмете, картине, по теме.

Ребенок к шести годам :

- может произносить все звуки

- владеет грамматическим строем языка ( употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)

- составляет рассказы описания, по картине, из личного опыта и т. д.

Норма усвоения звуков (по годам) :

Возраст ребенка 1-2 года 2-3 года 3-4 лет 4-5 лет 5-5,5 лет

Звуки АОЭ ФВ С З Ц Ш Ж Л Р

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым малыш.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя)

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи ребенка. Рассматривайте иллюстрации, говорите о том, что или кто изображен на них, пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Ежедневное чтение сказок на ночь, начиная с рождения малыша, развивает его речь, обогащает ее, хотя он не всегда все понимает о том, что читают, можно подкреплять чтение показом иллюстраций и пояснениями мамы или папы. Сам ритм сказок дает очень большой толчок к развитию речи. Можно практиковать пересказ сказок.

Фольклор поможет малышу пополнить словарный запас, развить темп, ритм и плавность речи – это потешки, прибаутки, заклички, считалки.

Игры со стихотворными текстами помогают не только в развитие речи ребенка, но и развивают двигательную активность ребенка.

Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки. Использовать лучше музыкальные физминутка, логоритмические минутки (движения под музыку, пропевки под музыку).

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама по себе, даже если у ребенка острый слух от природы. Её нужно развивать с первых лет жизни. В это вам помогут игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки.

Чем больше вопросов задает ваш малыш, тем лучше он будет развиваться, не игнорируйте вопросы, постарайтесь ответить на все, т. к. ребенок может замкнуться, если от его вопросов часто отговариваться.

Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка

Список используемых источников

2. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. - М. : Теревинф, 2010. – 192 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Причиной могут быть и ухудшающаяся экологическая обстановка, и последствия тяжелых родов мамы, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций и социальные факторы, когда отсутствуют адекватные условия для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речь ребенка невостребована, ведь его и так все понимают по жестам и взглядам. Крайне вредно пребывание малыша в избыточно информированной речевой среде (речь взрослых между собой, радио, телевидение). Он привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову.

Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в два, ни в три, не теряйте драгоценного времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше выявится причина проблемы задержки речевого развития, тем более решаемой она будет.

Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, назначаемые невропатологом.

Большую роль играют и домашние занятия с малышом. Надо использовать различные дидактические игры (составление целого из частей-разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши. Оречевляйте все процессы ухода за ребенком, процессы игры. Рассказывайте сказки, рассматривайте картинки в книгах. Общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря.

Рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить:

· Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

· Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина-би-би, кукля-ля-ля.

· Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

· Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух.

· Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

· Не говорите при ребенке о его отставании.

· Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждых своих сроков, свои проблемы.

· Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).

· Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.

Помните!

Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие включает рекомендации родителям, артикуляционные упражнения, массаж пальцев рук, пальчиковую гимнастику и другие виды работы по развитию мелкой моторики, а также развитие словаря и связной речи. Краткая характеристика развития речи детей 2 – 7 лет.

Адресовано работникам дошкольных образовательных учреждений и родителям детей.

(рекомендации родителям)

Пособие включает рекомендации родителям, артикуляционные упражнения, массаж пальцев рук, пальчиковую гимнастику и другие виды работы по развитию мелкой моторики, а также развитие словаря и связной речи. Краткая характеристика развития речи детей 2 – 7 лет.

Адресовано работникам дошкольных образовательных учреждений и родителям детей.

Разработчик: Зырянова Т. С.

Если ребенок не говорит?

(рекомендации родителям)

Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.

Выполнение артикуляционных упражнений

а) сдувать ватку с кончика носа;

б) дуть через трубочку в стакан с водой;

в) дуть на мельницу или султанчики.

2. Массаж пальчиков рук левой и правой

Массаж делает мама или логопед. Выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.

Взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает большой, загибает указательный палец, средний, безымянный и мизинец.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.

Игру можно проводить и с несколькими детьми.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

ТИШЕ, ТИШЕ! Не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать.

3. Пальчиковая гимнастика

Ребенок выполняет сам.

3. Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

4. Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

8. Хлопаем в ладоши.

4. Работа с мелким раздаточным материалом

1. Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.

2. Работа с вкладышами.

3. Пирамидки различных размеров.

4. Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.

а) используют плотный картон с дырочками;

б) учиться завязывать шнурки.

6. Застёгивание пуговиц.

7. Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.

5. Аппликация

Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры вырезают из цветной бумаги или раскрашивают и делают из них аппликации:

е) Укрась елочку игрушками (дается контур елочки)

ж) Украсим узором полоски (наклеить кружки 2-х цветов на полоску)

з) Украсить коврик (по замыслу)

к) Строить дом (на прямоугольник наклеить квадратики).

6. Рисование

Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.

7. Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики рук

Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.

Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.

Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.

Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.

Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.

Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.

Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

8. Развитие словаря

Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации. При которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью.

1. Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить.

3. Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.

Развитие речи способствует чтение стихов, сказок, потешек.

Занятие проводить в виде игры ежедневно от 5 до 20 минут.

Учимся рассказывать

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и. " - "Баба" - "Была у них. " - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел. "

После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец - лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Развитие речи детей от 2 до 7 лет

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, что­бы его ребенок вырос гармонично развитым — был креп­ким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

Чтобы эффективно решать проблему развития и вос­питания ребенка, взрослому необходимо четко представ­лять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

Уровень развития речи детей в 2 года

1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжет­ных картинках действия и предметы.

2. Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

3. Они могут выполнять просьбы взрослых, состоя­щие из двух частей.

4. Уже понимают обобщающее значение наимено­ваний однородных предметов (любой стул — это стул).

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчи­тывается около 50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов.

Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаго­лы, обозначающие простые действия.

7. Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существитель­ными, используют формы некоторых падежей; появ­ляется первое лицо глаголов и

8. Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

9. Наблюдается неустойчивое произношение мно­гих слов: звук то выпадает, то заменяется или же про­износится верно.

10. Дети используют в речи глаголы в повелитель­ном наклонении.

11. Слоговая структура многосложных слов нару­шена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).

12. Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.

Уровень развития речи детей в 3 года

1. Самым значимым отличием речи трехлетнего ре­бенка от двухлетнего является почти полное отсут­ствие аграмматизмов в его речи.

2. Связь слов в предложении выражена с помо­щью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные час­ти речи.

3. Звукопроизношение еще не полностью соответ­ствует норме.

4. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки диффе­ренцируются большинством детей.

5. Слова со сложной слоговой структурой и со сте­чениями согласных детьми могут произноситься ис­каженно.

6. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оце­ночного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

7. Если родители ребенка сформировали у него по­ложительное отношение к книгам, то он любит слу­шать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.

8. Ребенок хорошо понимает содержание неслож­ных сюжетных картинок.

Уровень развития речи детей в 4 года

1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.

2. Словарный запас уже обогащен за счет наре­чий, обозначающих пространственные и временные признаки

3. У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6. В активной речи появляются слова второй степени

7. В данном возрасте хорошо развитая непроизволь­ная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допуска­ется непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

Уровень развития речи детей в 5 лет

1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.

2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.

3. Свое высказывание ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.

4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.

6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.

7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.

8. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.

9. большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.

Уровень развития речи детей в 6 лет

1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.

4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.

5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

Ребёнок не разговаривает в 1.5, 2, 3, 4 года: причины, что делать | комментарий специалиста

Но нормы речевого развития все-таки существуют, они отражают обычную последовательность появления навыков (гуление, лепет, первые слова, связная речь) и приблизительный срок, когда это происходит.

Оглавление:

Да, каждый ребенок формирует умения в своем темпе, но отслеживать этапы и держать руку на пульсе стоит с рождения малыша.

Именно в первый год жизни у детей появляется лепет, реакция на улыбки и разговоры родителей, первые слова и звукоподражания.

Если до 12 месяцев этого не случилось, это тревожный знак.

Печально, но не все родители об этом знают. А много проблем можно было бы решить легче и проще, обратись они к врачу именно в этот момент. На приеме я часто слышу следующие ложные убеждения, от которых хочу предостеречь молодых мам и пап:

Раз до трех лет диагноз ЗРР (задержка развития речи) не ставят, значит ребенок имеет право молчать

На самом деле нет. Он имеет право не просто молчать. Он должен проходить этапы формирования речи - лепет, гуление, эмоциональное общение, реакция на слова и просьбы.

Хотя, как мы уже говорили, все дети разные: один ребенок к полутора годам уже болтает, а второй более тихий и молчаливый. Но он не должен молчать вовсе. Мало, коротко, неразборчиво, но речь должна звучать.

Нет никаких норм, каждый ребенок развивается индивидуально

И да, и нет. Личная динамика прогресса очень важна, но с помощью норм проще понять, надо ли оставить ребенка в покое или на этом этапе требуется дополнительное обследование, консультация специалиста или занятия, которые скорректируют развитие речи.

Ребёнок не разговаривает в 1.5, 2, 3, 4 года: причины, что делать | комментарий специалиста

Достаточно много говорить с ребенком, развивать мелкую моторику, и он сам заговорит

Так происходит далеко не всегда. При некоторых заболеваниях, например, в случае сложной алалии, умения завязывать шнурки и застегивать пуговицы будет недостаточно, чтобы малыш начал разговаривать. Здесь применяются комплексные методики.

До трех лет молчит - копит словарный запас, а потом как заговорит!

Нет, это не так. Действительно, есть дети, которые стесняются говорить, пока не делают это также хорошо, как и родители. Но они не молчат тотально. В 2-3 года такой ребенок начнет говорить, может быть неохотно, мало, но прогресс будет заметен.

Пойдет в садик, там и заговорит

Не факт. Это справедливо отчасти, но не панацея для всех детей. Если речь идет о задержке, то да - социум подтолкнет развитие, прогресс от общения со сверстниками и новыми взрослыми будет. В случаях тяжелых нарушений речи поможет только комплексная помощь и индивидуальная работа.

Пройдитесь по списку сами и обязательно покажите тем, кто считает, что ребенок до трех лет имеет право молчать или накапливает информацию:

Если есть сомнения хотя бы по одному из пунктов, то нужно обратиться к неврологу. Далее, возможно, понадобится помощь логопеда и психолога.

❗ КАКИЕ БЫВАЮТ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

  • Алалия - ребенок не говорит, при этом у него в порядке слух и интеллектуальное развитие
  • Дислалия - плохое произносит звуки, слух и речевой аппарат в норме
  • Нарушения слуха - речь не формируется из-за того, что ребенок плохо слышит
  • Аутизм - ребенок не испытывает потребности в общении
  • Задержка психического развития - задержка речи идет вместе с задержкой развития других интеллектуальных навыков
  • Ринолалия – ребенок неразборчиво говорит или молчит из-за дефектов речевого аппарата
  • Дизартрия — нечетко проговаривает слова из-за ограниченной подвижности языка, губ, мягкого неба
  • Афазия - пропадает уже сформированная речь
  • Дисграфия – не может грамотно писать
  • Дислексия — ребенка сложно научить читать и писать, при этом не утрачена способность приобретать другие навыки.

Педиатр, невролог, лор, логопед и психолог помогут выяснить диагноз и начнут комплексное лечение. Диагностика в раннем возрасте помогает эффективно бороться с нарушениями развития речи. Через некоторое время многие дети нагоняют сверстников, а родители выдыхают.

Полезные советы, как правильно развивать речь у ребенка:

🔹 До 1 года:

* Разговаривайте с малышом, желательно медленно, повторяя слова и фразы по несколько раз.

* Подражайте звукам, которые он произносит.

* Комментируйте, что делаете, что происходит в доме или на улице.

* Называйте предметы, на которые смотрит малыш или берет их в руки.

* Проговаривайте прибаутки, потешки.

* Играйте с ребенком в пальчиковые игры, делайте ему массаж ручек, перебирайте вместе мелкие предметы, дайте ему пощупать разные по фактуре предметы.

* Выключайте телевизор и радио, когда общаетесь с малышом.

🔹 С года до 2 лет

* Рассматривайте с ним картинки в книгах, обсуждайте знакомые предметы (У девочки ботинки и у Вани ботинки. У девочки - красные, а у Вани - синие).

* Пойте разнообразные песенки, потешки, читайте детские ритмичные стихи, написанные простым языком. Привлекайте ребенка к пению или просите закончить строчку стиха.

🔹 С 2 до 3 лет

* Расширяйте словарный запас малыша: проговаривайте цвета, размеры, формы, цифры, обсуждайте времена года, одежду, продукты, т.д.

* Играйте с цветными пирамидками, кубиками различной величины и фактуры, собирайте сортеры, конструкторы, пазлы.

* Показывайте пример правильной речи, не коверкайте слова и звуки, не повторяйте за малышом с ошибками.

* Учите с ребенком стихи и чистоговорки, обращайте внимание на произношение звуков и выразительную интонацию.

🔹 После 3 лет

* Беседуйте, фантазируйте, придумывайте загадки, сказки, подбирайте синонимы или описания к словам.

* Пишите вместе с ребенком письма бабушке, папе, деду морозу. Он диктует, вы записываете. Потом перечитываете.

* Рисуйте, лепите из пластилина, играйте в любые игры на развитие моторики..

И помните первое правило внимательных родителей - если в развитии или состоянии ребенка вас что-то смущает, идите к врачу.

Почему ребенок не разговаривает: комментарий врача

Назвать точно причину, по которой ребенок не хочет использовать слова для общения, сложно.

Это может быть проявление характера, особенности развития, временный период, используемый для накопления словаря, а может быть и задержкой речевого развития.

Обычно после года развитие речи идет стремительно. Ребенок постоянно произносит звукосочетания, слова, состоящие из одного двух слогов. Значение слов варьируется в зависимости от ситуации и переживаемых ребенком эмоций.

Возрастает потребность ребенка в речевом общении. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи.

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Популярная информация
для пациентов

doclvs | Врач травматолог на страницах Комсомольской правды

Врач травматолог на страницах комсомольской правды

Дневник травматолога

Справочная информация

Шеечно-диафизарный угол

  • у взрослых: 125° - 135°.
  • у детей:
    • новорожденные: 134°
    • 1 год: 148°
    • 3 года: 145°
    • 5 лет: 142°
    • 9 лет: 138°
    • в подростковом возрасте - 130°

    Измеряется между линией соединяющей центр головки бедренной кости и центр шейки бедренной кости и линией проведенной через середину диафиза.

    Ацетабулярный угол по возрасту ребенка

    УЛЬТРАЗВУКОВЫЕ ТИПЫ ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВОВ ПО ГРАФУ
    Типы по Графу Угол альфа Угол бетта
    Зрелый сустав 1a >60 60 >55
    Незрелый сустав 2a (возраст ребенка до 3х мес) 50-59 >55
    2b (возраст ребенка до 3х мес) 50-59 >55
    2c 43-49 >55
    Подвывих 3a 77
    3b 77
    Вывих 4 77

    Артроз плечевого сустава

    Артроз плечевого сустава – это заболевание плечевого сустава хронической формы, которое имеет свойство прогрессировать, если вовремя не начать лечение.

    Киста Бейкера (Беккера)

    Киста Бейкера (киста коленного сустава) – представляет собой плотное, мягкое и эластичное опухолевидное образование, располагающееся в подколенной ямке.

    Ревматоидный артрит: что это?

    Ревматоидный артрит - это заболевание иначе называется инфекционным неспецифическим полиартритом. Болезнь носит длительный (хронический) и прогрессирующий характер.

    Запись к травматологу | г. Тула
    Отправте заявку

    Согласие на обработку персональных данных

    Внимание! Все материалы размещенные на странице не являются рекламой,
    а есть не что иное как мнение самого автора,
    которое может не совпадать с мнением других людей и юридических лиц!

    Материалы, предоставленные на сайте, собраны из открытых источников и носят ознакомительный характер. Все права на данные материалы принадлежат их законным правообладателям. В случае обнаружения нарушения авторских прав - просьба сообщить через обратную связь. Внимание! Вся информация и материалы, размещенные на данном сайте, представлены без гарантии того, что они не могут содержать ошибок.
    Есть противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом!

    Читайте также: