Сообщение о судьбе страны в поэзии твардовского

Обновлено: 05.07.2024

Александр Твардовский был подлинным сыном времени, прошел все лабиринты, бился о стены всех тупиков страшной и великой эпохи в жизни страны. Время великого перелома: коллективизация, индустриализация, революция, террор, массовый подъем и массовые репрессии, война, победа и новые трагедии… Все было пережито и осмыслено… Твардовский всегда был честен в поэзии и жизни.

Он искренне верил в идею всеобщего счастья, писал о том, что считал правдой, пережил и увлечение коммунистическими идеями, и долгое мучительное прозрение и разочарование,

В 30-е годы Твардовский верил в колхозы, писал с восторженностью о близком завершении великого дела, позднее отмечая “чистосердечную муку натяжек и недомолвок в главном”. Он, как и многие поэты и писатели, “восторженно и безгранично” верил в идею, в колхозы, в коллективизм. Отсюда шло “желание видеть в едва заметном или выбранном из всей сложности дела то, что свидетельствовало бы о близкой, незамедлительной победе этого дела”. Главное в этом – чистосердечность, “нетерпение сердца”, жаждущего скорейшего

Твардовский никогда не лгал в стихах, но он был не только певцом, но и порождением времени. Вместе со многими он искренне заблуждался, но был в числе немногих, кто осмыслил свои заблуждения и не побоялся сказать об этом. Твардовский старался быть предельно честным в изображении времени, историографом и летописцем, а не проповедником какой-то идеи.

Поэтому многие его произведения долгое время оставались невостребованными, не переиздавались.

В конце 40-х годов была начата работа над поэмой “За далью – даль”. В ней Твардовский переосмысливает эпоху, когда над страной встал “грозный дух”, которого восславляли, перед которым трепетали, имя которого заменило имя Божие. Но Твардовский все еще не судит Сталина, многое относя на счет людей, которые сами творят себе богов, списывая жестокость времени на то, что слишком грандиозными были задачи, решаемые новой властью.

Что ж, если опыт вышел боком,

Кому пенять, что он таков?

Великий Ленин не был богом

И не учил творить богов.

Сталин был не богом, поэт пытается оправдать его, называя суровым отцом своего народа, который “мог на целые народы обрушить свой верховный гнев”. Во имя славы и победы он заставляет выполнять невыполнимые пятилетние планы, ценой огромных жертв начинать великие стройки, во имя далекого будущего уничтожает настоящее. Но кто же в ответе за это? Твардовский не пытается переложить вину на одного человека. В поэме “По праву памяти” он говорит о том, что каждый человек отвечает перед собой, людьми и страной за свои поступки, сам делает выбор и платит за него.

Поэт сумел рассказать страшную правду о времени жестоких репрессий, массовой лжи, страха, предательства. С ужасом и болью он говорит о попрании важнейших человеческих ценностей, разрушении связей между родителями и детьми, , о том, что предательство было признано доблестью, а доносительство на родных и друзей стало гражданским долгом и чуть ли не подвигом. Страшный символ эпохи – Павлик Морозов – образец для целой страны:

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком…

Все оправдано во имя великой цели, все делается именем Сталина:

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагедия в том, что сталинское время, система ценностей были таковы, что снимали ответственность с каждого конкретного человека. Не нужно было мучится, делая выбор, не нужно думать о совести. Совестью народа назначил себя диктатор, и это очень удобно для всякой мерзости и нечисти, которая всегда может сказать: мы ни в чем не виноваты, мы поступали так, как считалось правильным, выполняли приказ и творили зло во имя великой идеи.

Заложниками без вины виноватых становились дети. В любой момент их могла постигнуть страшная участь: стать “детьми врага народа” и всю жизнь прожить с позорным клеймом. Лицемерие Сталина безгранично: он сказал, что сын за отца не отвечает, и тут же заставил тысячи и тысячи невинных детей ответить только за то, что они были детьми людей, попавших в сталинскую мясорубку:

Быть под рукой всегда – на случай

Нехватки классовых врагов.

Готовым к пытке быть публичной

И к горшей участи подчас,

Когда дружок твой закадычный

При этом не поднимет глаз…

Твардовский с горечью говорит, что у людей отнято право думать, сопереживать. Им осталось оно:

Рукоплещи всем приговорам,

Каких постигнуть не дано.

Оклевещи народ, с которым

В изгнанье брошен заодно.

Но нет попытки оправдать себя и народ, есть боль за ту нелегкую и трагическую судьбу, которая выпала на его долю. Твардовский не снимает с себя ответственности за ужасы времени. Он строго судит всех, но начиная с себя:

Александр Твардовский был подлинным сыном времени, прошел все лабиринты, бился о стены всех тупиков страшной и великой эпохи в жизни страны. Время великого перелома: коллективизация, индустриализация, революция, террор, массовый подъем и массовые репрессии, война, победа и новые трагедии. Все было пережито и осмыслено. Твардовский всегда был честен в поэзии и жизни. Он искренне верил в идею всеобщего счастья, писал о том, что считал правдой, пережил и увлечение коммунистическими идеями, и долгое мучительное прозрение и разочарование, и, наконец, судил и себя, и время. Приговор его сдержан, справедлив и неумолим.

Что ж, если опыт вышел боком,

Кому пенять, что он таков?

Великий Ленин не был богом

И не учил творить богов.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

Все оправдано во имя великой цели, все делается именем Сталина:

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагедия в том, что сталинское время, система ценностей были таковы, что снимали ответственность с каждого конкретного человека. Не нужно было мучится, делая выбор, не нужно думать о совести. Совестью народа назначил себя диктатор, и это очень удобно для всякой мерзости и нечисти, которая всегда может сказать: мы ни в чем не виноваты, мы поступали так, как считалось правильным, выполняли приказ и творили зло во имя великой идеи.

Быть под рукой всегда — на случай

Нехватки классовых врагов.

Готовым к пытке быть публичной

И к горшей участи подчас,

Когда дружок твой закадычный

При этом не поднимет глаз.

Твардовский с горечью говорит, что у людей отнято право думать, сопереживать. Им осталось оно:

Рукоплещи всем приговорам,

Каких постигнуть не дано.

Оклевещи народ, с которым

В изгнанье брошен заодно.

Но нет попытки оправдать себя и народ, есть боль за ту нелегкую и трагическую судьбу, которая выпала на его долю. Твардовский не снимает с себя ответственности за ужасы времени. Он строго судит всех, но начиная с себя:

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались не в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.

Похожие сочинения

Твардовский не только выразил радикальные для того времени политические взгляды, но и обрисовал смешные и грустные нравственно-психологические черты современности. Загробное начальство, сеющее скуку среди подчиненных, само не прочь поразвлечься, подглядывая. смотреть целиком

Тема: - Судьба народа в творчестве А. Твардовского и ее художественное воплощение

Судьба народа была одной из главных, если не самой главной темой творчества А. Твардовского. Поэт знал об этой судьбе не понаслышке, он сам был частью народа, сам пережил все те беды и радости, которые выпали на долю русских людей в XX веке. Он никогда не отделял себя от других, уже в зрелые годы, размышляя о своем творчестве, писал:

Просто - мне дорого все, что и людям,

Все, что мне дорого, то и пою.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье –

Эта кара страшна.

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

- Вот стихи, а все понятно,

Все на русским языке. -

. Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак. Наши деды, наши дети, Наши внуки не велят. Сколько лет живем на свете? Тыщу. Больше? То-то, брат!

Подводя итог, можно сказать, что судьба народа стала ведущей темой в творчестве А. Твардовского, сделав его значительным явлением русской литературы.


ЖМИ : ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

--> -->Наш опрос -->

--> -->Форма входа -->

История страны в жизни и творчестве А.Т. Твардовского. К 100-летию со дня рождения

II . Основная часть

История страны в жизни и творчестве А.Т. Твардовского

Цель данной работы: дать обзор жизненного и творческого пути

А.Т. Твардовского, показать значение его творчества и общественной деятельности, понять истоки той силы, которая помогла поэту

А.Т. Твардовскому стать нравственной опорой для своих современников, проследить, как отразилась история страны в его произведениях.

Методы и приемы: анализ текстов поэм, стихотворений.

История страны в жизни и творчестве А.Т. Твардовского

Твардовский никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений:

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла.

Но так же, как и многие его современники, он прожил очень непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы - революцию, коллективизацию, войну, сталинский террор. Пройдя через все эти трудные годы, Твардовский не только стал большим поэтом, но и остался честным человеком. Поэтому до сих пор исследователи творчества поэта продолжают изучать его биографию, чтобы понять истоки той силы, которая помогла ему стать нравственной опорой для своих современников. Твардовский был не только автором всенародно известных поэм, но и главным редактором журнала "Новый мир", которым зачитывались несколько поколений читателей. Публикации в этом журнале означали признание и вместе с тем новый поворот в судьбе писателя.

Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В тридцатые годы его отец был "раскулачен" и выслан из родной деревни. Об этих тяжелых годах ярко рассказал в своих мемуарах брат поэта Иван Трифонович. Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию. Они ничего не

имели и против революции - наоборот даже, новые порядки казались им началом "счастливого светлого будущего". Будущий поэт стал активным сельским комсомольцем, а с 1924 года начал посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях, которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах сельских жителей ореол защитника. А в 1925 году в газете "Смоленская деревня" появилось и первое стихотворение Твардовского - "Новая изба". Однако писать стихи начал еще раньше и однажды показал их своему учителю, который, таким образом, стал первым критиком будущего поэта. Как впоследствии вспоминал сам Твардовский, учитель весьма неодобрительно отозвался о его стихотворных опытах по той причине, что стихи очень понятны, тогда как современные литературные требования диктуют, чтобы "никакого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано". Мальчику очень хотелось соответствовать литературной моде, и он упорно старался писать так, чтобы было непонятно, о чем написано. К счастью, ему этого не удалось добиться, и он, в конце концов, решил писать так, как получалось. Первое опубликованное стихотворение Твардовского, конечно, было далеко от совершенства, однако в нем уже проявились

черты, которые характерны для всей поэзии Твардовского. Он писал просто и доходчиво том, что ему было близко. В двадцатые годы он находился под влиянием поэзии Некрасова, что как бы предопределило гражданский пафос его первых стихов.

Автор не претендует на полное освещение темы. Это попытка разобраться в истории своей страны через поэтические свидетельства истории.

История страны в жизни и творчестве А.Т. Твардовского

II Основная часть

Налило зерно до половины.

Колос мягок, но уже тяжел,

И уже в нем запах есть овинный…

Однако сам поэт вел отсчет своей творческой биографии с поэмы "Страна Муравия" (1936), за которую Твардовского наградили орденом Ленина.

Глядит, с людьми беседует

И пишет в книжечку свою

Подробно все, что следует.

Страну Муравию он, конечно, не находит и, насмотревшись на счастливую жизнь колхозников, возвращается домой уверенный, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхозов.

Трудно сказать, кривил ли Твардовский душой, когда создавал этот свой миф о новой Деревне и возросшем благосостоянии крестьян, - ведь он не мог не видеть и отрицательное, что сопутствовало коллективизации. В жизни весна 1930 года рушила человеческие судьбы: шло массовое раскулачивание, аресты и высылки крестьян целыми семьями. Однако в поэме все выглядит пристойно и благополучно. Моргунок попадает на колхозную свадьбу, где гуляют счастливые люди:

И над крыльцом невестиным,

Как первомайский знак,

Тревожно и торжественно

В 1939 году поэт заканчивает МИФЛИ, и его призывают в армию. В то время он еще не знал, что снимет шинель только после Победы. За шесть лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн. Он принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, после этого - в финской войне и, наконец, в Великой Отечественной войне. Когда в 1939 году началась советско-финская война, Александр Твардовский принимал в ней участие как военный корреспондент газеты "На страже Родины".

В редакции работала целая группа писателей и художников. Они решили завести в газете коллективный еженедельник фельетон со стихами и картинками. Так родился литературный герой - боец Вася Теркин. «Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная. Когда завершилась война, казалось, что закончится и литературная жизнь солдата Теркина. Но впереди была другая война, более долгая и кровопролитная, - Великая Отечественная. Поэта на той войне ждали новые испытания: с редакцией он попал в самое пекло, в кромешный ад отступления.

Он отставал, он кровь терял.

Он пулю нес в груди

И всю дорогу повторял:

- Ты брось меня. Иди.

Твардовский тонко передает психологическое состояние бойцов, раскрывает огромную нравственную силу солдатского братства.

Удивляют, потрясают лирические признания поэта, его размышления:

Июль сорок первого года,

Кипящее лето войны.

Нам памятна каждая пядь

И каждая наша примета Земли,

где пришлось отступать

И чем бездомней на земле

Солдата тяжкий быт,

Тем крепче память о семье

Память трудной годины,

Память боли во мне.

Память горя сурова,

Я здесь, в пути, но я и там –

И в той дороге незабвенной,

У тех, у дорогих могил,

Где мой герой поры военной

С войсками фронта проходил.

Присущее Твардовскому чувство историзма находит выражение в образной форме. Образ Волги, Сибири и всей Советской России связан с думами о преемственности поколений и о судьбе народа.

Сын за отца не отвечает –

Пять по счету, ровно пять.

Но что они в себе вмещают.

Вам, молодым, не вдруг обнять.

Их обронил в кремлевском зале

Тот, кто для всех нас был одним

Судеб вершителем земным,

Кого народы величали

На торжествах отцом родным.

Поэт чувствует, что он не в состоянии что-либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность. Допустим, ты свое уже оттопал И позади - остался твой предел, Но при тебе и разум твой, и опыт, И некий срок еще для сдачи дел Отпущен - до погрузки и отправки. Нет, лучше рухнуть нам на полдороге, Коль не по силам новый был маршрут. Без нас отлично подведут итоги И, может, меньше нашего наврут. Военные и послевоенные годы во многом изменили мировоззрение поэта, другой стала и его гражданская позиция. Он увидел, каким стало то будущее, которое в двадцатые-тридцатые годы представлялось ему светлым и справедливым. И поэт, как мог, пытался отстаивать свои идеалы и свою позицию.

В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради появилась такая запись (от 29 августа 1968 года):

Что делать мне с тобой, моя присяга,

Где взять слова, чтоб рассказать о том,

Как в сорок пятом нас встречала Прага

И как встречает в шестьдесят восьмом.

Авторитет Твардовского был очень велик и в обществе, и в писательской среде. Его личность вызывает глубокое уважение, это был внутренне противоречивый, но честный перед собой и читателями писатель. Один из главных принципов поэта – народность.

Опыт исследовательской и аналитической работы пригодится автору для дальнейшего обучения в школе и в вузе, а также при подготовке к ЕГЭ по литературе.

1. Твардовский А. О литературе. — М., 1973.

2. Твардовский А. Из рабочих тетрадей. — Знамя. — 1989. — № 7, 8, 9.

3. Маршак С. Я. Воспитание словом. — М., 1961.

4. Воспоминания об А. Твардовском. — М., 1978.

5. Кондратович А. Александр Твардовский. — М., 1978.

6. Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. — М., 1981.

7. Твардовский А.Т. Наброски неудавшейся повести (1932–1933) // Твардовский А.Т. Избранные произведения. В 3-х т. – М., 1990. – Т. 3. – С. 66–106.

Читайте также: