Речь сообщение по биологии

Обновлено: 04.07.2024

Речь — специфическая форма человеческой деятельности, возникшая в процессе труда как средство общения, планирова­ния и регуляции произвольного сознательного поведения.

Речь — это система знаков для передачи, восприятия и применения инфор­мации.

Слово и речь дают нам информацию: о признаках предмета, явления (круг­лый, широкий, низкий, яркий, громкий, неприятный); словами можно описать то, о чём человек никогда не слышал, не видел (другое дело, какие образы при этом будут возникать у него, если он никогда не видел описываемое). Слушая песни, рассказы, мы хорошо представляем, о чём там идёт речь. Слово можно выразить своё отношение к человеку, той или другой вещи или явлению (нра­вится солнечная погода и искренние люди или: не люблю дождь и неискрен­ность, зависть). Словом можно открыть другому человеку свой внутренний мир, поделиться мнениями, чувствами, планами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

реферат по биологии. Был подготовлен мной и двумя одноклассниками. у нас началась недел самообучения.каждая группа из 3-х человек и каждая готовили реферат и презентацию. на разные темы.


Подготовили:
Петрошенко Яна
Несипбаев Асхат
Ошурко Анастасия

Развитие речи у ребёнка. Уже у новорожденного ребёнка вырабатываются разнообразные, но очень простые условные рефлексы. Чем старше ребенок, тем больше и быстрее вырабатываются у него различные условные рефлексы. Причем сигналами для этих рефлексов чаще всего выступают не отдельные раздражители, а вся ситуация в целом. Слово, произнесенное в этот момент взрослым, оказывается лишь частью данной ситуации.Но постепенно слово для ребенка становится сигналом, который предупреждает наступление этой же ситуации.
Первое слово – это просто звуковое обозначение определенных предметов и лиц; сначала названия непосредственно окружающих ребенка вещей, игрушек, имен взрослых, позже- предметов обстановки, названий частей тела и лица. Но в дальнейшем произойдут сложные процессы отвлечения и обобщения.
Для 2-3хлетнего ребенка характерно очень быстрое расширение словарного запаса. Произнесение слов основано на звуковом, словесном подражании. При этом особую роль играет установление связи произнесенного слова с видом предмета и его ощупыванием. К 5-7 годам ребёнок может овладеть начальными навыками чтения, письма и счета. Значение слова очень важно для человека. Могут быть не только звуковые, но и зрительные символы-это пальцевая азбука, которой пользуются глухонемые.
Словестное мышление. Язык позволяет, не обращаясь к непосредственным предметам и явлениям, получать новые знания.
словестное мышление - это основа развития науки и искусства. Это основа прогрессивного развития человечества.
Речь и письменность позволяет человеку в течении его жизни приобрести опыт предшествующих поколений.

Речь - процесс общения, опосредованный языком. Животному передается по наследству ограниченный набор инстинктов, всем остальным навыкам-условным рефлексам-оно должно обучаться самостоятельно.
Мышление – это процесс познавательной деятельности, во время которой головной мозг человека выполняет сложные умственные операции, используя при этом понятия, суждения, умозаключения, принятия решений и прочее.

Повлиять на сознание не может лишь один процесс. Обычно, свою роль играет одновременно несколько факторов.

1.При нарушении работы лобных долей мозга больной не может осуществить сложные поведенческие схемы, у него нет цели, намерений, он легко раздражается.
2.При нарушении работы затылочно-теменных долей левого полушария больной теряет ориентацию в пространстве, не может пространственно мыслить.
3Ппри поражении левой височной зоны нарушается понимание речи.
4. человек может произносить до 14 звуков в секунду, при этом отдельные элементы речевого аппарата — язык, губы, челюсти могут двигаться не чаще двух-четырех раз в секунду.
5. При разговоре мы синхронно задействуем около 100 мышц груди, шеи,
челюстей, языка и губ.

Существует две особенности мышления:

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение -это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.
Виды мышления.

Есть три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное.

Конкретно-действенное мышление.

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление.

Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации.

Конкретно-образное мышление.
Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление.
Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом.

ТИПЫ И ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.
Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное — таковы взаимосвязанные виды мышления.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление. Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой.

Связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение.

Сигнальная система — это совокупность нервных процессов, возникающих в головном мозге животных и человека и обеспечивающих связь организма с внешней средой.

Первая сигнальная система есть у человека и у животных. Её действие проявляется в рефлексах, возникающих на сигналы, которые воспринимаются органами чувств (запах, звук, температура, прикосновение и т. д.).

Вторая сигнальная система имеется только у человека и появилась она с возникновением речи. Сигналом для реакции организма в этом случае служат слова, с помощью которых люди описывают всё, что узнают об окружающем мире через органы чувств.

Особенность речи человека — использование обобщения для описания предметов и явлений, а также для того, чтобы передать свои ощущения и переживания. В основе мышления тоже лежит речь, она является аппаратом абстрактного мышления.

Важное значение устной и письменной речи заключается в возможности передавать информацию другим людям, сохранять знания для будущих поколений. Через речь опыт одного человека становится доступным многим, и это делает возможным накопление и постоянное развитие научных знаний.

Человек от рождения обладает способностью к усвоению речи. Дети учатся разговаривать с \(5\)–\(7\) месяца первого года жизни до \(5\)–\(6\) лет. Они усваивает тот язык, на котором говорят в их окружении. Если ребёнок оказывается вне человеческого общества и без общения с людьми, то он не может усвоить речь, а его умственное и психическое развитие затормаживается.

Речь человека обусловлена работой разных структур головного мозга. Центры устной речи расположены в лобной доли левого полушария, а письменной — в височных и теменных долях. За интонацию речи отвечают центры коры правого полушария. Оба полушария работают согласованно, так как их симметричные участки соединены нервными волокнами.

Положительные эмоции (радость, счастье, удовольствие) возникают, если успешно удовлетворяется какая-нибудь потребность. Если же нет возможности достичь желаемого, то возникают отрицательные эмоции (разочарование, обида, страх).

Человек выражает эмоции не только словами, но также с помощью мимики и жестов, которые усиливают значение слов и помогают более точно передать свои мысли и чувства собеседнику.

1442414906_emotionsareenergy.jpg

Разные эмоций оказывают влияние на физиологическое состояние организма. Некоторые эмоции (ликование, радость, гнев) способствуют активизации кровообращения и дыхания, повышению мышечного тонуса, так как сопровождаются выделением гормона адреналина. Другие эмоции (страх, печаль) вызывают противоположные изменения.

Сходные эмоции вызывают у разных людей одинаковые реакции. Значение физиологических изменений, вызванных эмоциями, в том, что организм активизирует свои возможности для быстрого реагирования в сложной ситуации.

Проявление эмоций обусловлено деятельностью отделов промежуточного мозга и коры больших полушарий. В формировании эмоций участвуют височные и лобные доли коры.

И. П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах ВНД. Он оценивал силу, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения.

  • Сила нервной системы проявляется в её работоспособности, т. е. устойчивости к длительному воздействию раздражителя.
  • Уравновешенность нервных процессов характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения.
  • Подвижность нервной системы — это быстрота и лёгкость сменяемости процессов возбуждения и торможения.

С учётом этих характеристик выделяют следующие типы ВНД (темперамента): холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.


Типы ВНД.jpg

  • Холерику характерен сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием возбуждения над торможением. Это активный, эмоциональный, энергичный человек.
  • У сангвиника нервная система сильного, уравновешенного, подвижного типа. Человек с таким темпераментом спокойный, доверчивый, работоспособный и внимательный.
  • Флегматик обладает сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Обычно флегматики спокойны, медлительны, малоактивны. У них высокая работоспособность, но затруднено формирование новых навыков и привычек.
  • Меланхолику характерен слабый тип нервной системы. Это малообщительный человек, неуверенный в своих силах. Он плохо приспосабливается к условиям среды, но способен к нестандартным творческим решениям.

Темперамент.jpg

У людей редко бывает выражен один темперамент. Чаще сочетаются черты разных темпераментов, но один преобладает.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Речь и мышление

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речь и мышление

Речь и мышление

МЫШЛЕНИЕ.

Какие отделы мозга развиты лучше, чем у животных? С чем это связано? Почему п.

Какие отделы мозга развиты лучше, чем у животных? С чем это связано? Почему после удаления коры у животных наступает сон? Почему животных без коры ничему нельзя научить? Какую роль играет к.б.п. у человека? Какая деятельность является основой работы мозга? Что является компонентами ВНД? Есть ли сходство ВНД животных и человека?

Мышление – это: Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяюща.

Мышление – это: Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Функции мышления Установление всеобщих взаимосвязей Обобщение свойств однород.

Функции мышления Установление всеобщих взаимосвязей Обобщение свойств однородной группы явлений Понимание сущности конкретного явления Решение проблем и задач Понимание –это не только раскрытие существенного в предметах и явлениях, но и постижение смысла и значения чего-либо. При этом, чем больше связей человек обнаруживает между прежним и новым опытом, тем сильнее ощущение, что это новое ему понятно. Проблемная ситуация является побудителем, как бы запуском мышления. Анализ проблемной ситуации порождает вопросы, на которые необходимо ответить. Проблемная ситуация - это конфликт между тем, что дано субъекту и тем, что он должен достигнуть.

Виды мышления Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различают.

Виды мышления Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различаются по своему функциональному назначению, строению, используемым средствам, познавательным возможностям. Генетическая психология выделяет три вида мышления: Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое.

Виды мышления Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть к.

Виды мышления Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка. Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Виды мышления Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при.

Виды мышления Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необх.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций. В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств.- Обобщенность. Проникновение в существенные связи и отношения предметного и социального мира возможно с помощью выработанных человечеством культурных средств, орудий познания – практических действий, образов и представлений, моделей, схем, символов, знаков, языка. Опора на культурные средства познания характеризует такую особенность мышления как опосредованность.

Основные мыслительные операции Анализ – мыслительная операция расчленения сло.

Основные мыслительные операции Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Формы мышления Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, св.

Формы мышления Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии. Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи. Через понятие, выраженное в слове, М.оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращенностью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных. Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли , тем отчетливее и понятнее она становится. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие их формирования.

Этапы решения мыслительной задачи Осознание Проблемной ситуации Ограничение з.

Этапы решения мыслительной задачи Осознание Проблемной ситуации Ограничение зоны поиска Построение гипотезы Проверка гипотезы Постановка задачи Рефлексия действий и результатов

Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составл.

Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления:

Составляющие продуктивности ума Быстрота Самостоятельность Широта Гибкость Гл.

Составляющие продуктивности ума Быстрота Самостоятельность Широта Гибкость Глубина Критичность Инициативность Сообразительность

Качества мышления: Быстрота мышления – проявляется в способности находить пра.

Качества мышления: Быстрота мышления – проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени. Самостоятельность мышления – выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности. Гибкость мышления – проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач.

Сознание – это отражение действительности в мозге человека. Мышление – это об.

Сознание – это отражение действительности в мозге человека. Мышление – это обобщенное и опосредованное познание действительности.

Сигнальные системы Совокупность процессов в нервной системе, которые осуществ.

Сигнальные системы Совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма, называют сигнальной системой.

Сигнальные системы Первая с.с Воспринимает конкретные раздражители и является.

Сигнальные системы Первая с.с Воспринимает конкретные раздражители и является основой для образования условных рефлексов. За это восприятие отвечают анализаторы. Вторая с.с. Условным раздражителем является слово. На основе слов возникает возбуждение, воспринимаемое и перерабатываемое к.б.п. Слова являются сигналами для работы первой с.с.

Речь – это озвученная мысль, свойственная только человеку Основой для возникн.

Речь – это озвученная мысль, свойственная только человеку Основой для возникновения речи является аппарат для образования звуков – голосовой. В к.б.п. в левом полушарии три центра речи: - слуховой (понимание) - двигательный (произношение) - зрительный ( понимание письменной речи, чтение)

Функции речи (слова) Условный раздражитель Основа формирования понятий Средст.

Функции речи (слова) Условный раздражитель Основа формирования понятий Средство общения Средство мышления: - мышления осуществляется в речевой форме, - Мышление свойственно только человеку, - Мышление формируется…

Типпе Дегре – родилась в Африке и росла среди львов

Типпе Дегре – родилась в Африке и росла среди львов


Бэби-Хоспитал Найдена в 1978 на Сьерра-Леоне в стаде обезьян

Бэби-Хоспитал Найдена в 1978 на Сьерра-Леоне в стаде обезьян

Мальчик – обезьяна из Камбоджи

Мальчик – обезьяна из Камбоджи

В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприят.

В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции реч.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции речи: В общении: Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств. Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена. В мышлении: Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Виды речи: Внешняя Общение между людьми при помощи разговора. Внутренняя Напр.

Виды речи: Внешняя Общение между людьми при помощи разговора. Внутренняя Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер. Устная Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией

Письменная Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Аффективная Нет.

Интеллект Характерные черты: 1) Способность познавать окружающий мир. 2) Всео.

Интеллект Характерные черты: 1) Способность познавать окружающий мир. 2) Всеобщность (т.е. во всех видах умственной деятельности). 3) Наследуемость (преимущественно).

IQ (англ. intelligence quotient) - коэффициент умственного развития. Ниже 70.

IQ (англ. intelligence quotient) - коэффициент умственного развития. Ниже 70 – слабоумные (15% населения Земли) Ниже 90 – у 1/4 населения 100 – в среднем Выше 110 – у 1/4 населения 130-140 – 2% людей

Альберт Эйнштейн IQ 200 Билл Гейтс IQ 160 Джордж Буш младший IQ 91 Александр.

Альберт Эйнштейн IQ 200 Билл Гейтс IQ 160 Джордж Буш младший IQ 91 Александр Солженицын IQ 159 Владимир Путин IQ 134 Брюс Уиллис IQ 101 Оноре де Бальзак IQ 187 ПэрисХилтон IQ 95 Алла Пугачева IQ 106 Сильвестр Сталлоне IQ 93 Анджелина Джоли IQ 118

Вопросы для самостоятельной работы - Объясните значение мышления для развити.

Домашнее задание: по учебнику 9 класса §32, § 33- учить Прочитать § 35 Повтор.

Домашнее задание: по учебнику 9 класса §32, § 33- учить Прочитать § 35 Повторить §30, §31, §34 Отвечать на вопросы по тексту параграфов

Краткое описание документа:

Мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

К основным операциям мышления относят: анализ, сравнение, синтез, конкретизацию, абстрагирование, обобщение, а также сравнение и классификацию.

Основными видами мышления являются теоретическое (к которому, в свою очередь, относят понятийное и образное), а так же практическое (к нему относятся наглядно-образное и наглядно-действенное).

В психологии проблема мышления тесно связана с проблемой речи. Человеческое мышление и речь протекают на основе общих элементов - слов. Речь возникла одновременно с мышлением в процессе общественно-исторического развития человека.

Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, то есть с которыми достижимо реальное взаимодействие. Кроме того, язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал ранее, то есть не входившими в его индивидуальный опыт, а присвоенными им из общечеловеческого опыта. Поэтому и говорят, что язык знаменует появление особой формы отражения действительности.

Читайте также: