Сообщение о стеле царя хаммурапи

Обновлено: 06.07.2024

*Примечание. Хаммурапи – царь Вавилонского царства, древнего государства в Месопотамии, которое находилось на территории современного Ирака, то есть на Ближнем Востоке. При Хаммурапи Вавилон в значительной степени расширил свое могущество, превратившись из мелкого государства в крупнейший политический и экономический центр древней Месопотамии. Однако, самым важным для истории достижением царя Хаммурапи были именно упомянутые законы.

1. осуществление правосудия;

2. правое положение государственной и общественной собственности, а так же личного имущества царя;

3. правовое положение имущества, полученное в награду за службу царю;

4. правовые отношения, связанные с недвижимым имуществом;

5. правовое регулирование коммерческой деятельности;

6. правовые отношения, вытекающие и сферы брака и семь, а так же наследования имущества;

7. посягательства на общественные интересы в сфере жизни и здоровья;

8. правовое регулирование движимого имущества.

Всего насчитывалось 282 статьи или параграфа, и этого было вполне достаточно для правового регулирования жизни общества во всех ее проявлениях.

А вот, собственно и текст Законов с моими комментариями

Вступление.

*Примечание. В абзаце выше речь идет о шумерский и акадских, а позднее вавилонских богах. Во вступлении царь четко дает понять, что властью его наделили боги и что он намерен проявлять заботу о своем народе, основываясь на справедливости, равноправии и гарантиях защиты прав и свобод граждан Вавилона

Глава 1. Отправление правосудия.

Параграф 1 . Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

Параграф 2. Е сли человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

Параграф 3. Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

Комментарий. Смерть полагалась не только за ложный донос, но и за лжесвидетельство в деле о жизни, имелось в виду в деле о лишении жизни, то есть убийстве. Причем бремя доказывания лежало на свидетеле. Даже в случае ошибки, а не злого умысла, свидетель мог поплатиться своей жизнью. Такое вот серьезное правосудие было при царе Хаммурапи и сотни лет после него.

Параграф 4. Если же он выступил для свидетельства по поводу зерна или серебра, то он должен нести наказание этого дела.

Параграф 5. Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

Вот и закончился весь раздел, посвященный отправлению правосудия. Как мы видим в этом разделе представлены нормы сугубо уголовного характера, я бы даже сказал, что законодатель пытался предугадать и описать любой случай противоправного поведения в суде. Однако нет почему – то процессуальных норм, то есть норм касающихся непосредственно прав и обязанностей участников процесса, относимости и допустимости доказательств, подведомственности и подсудности, хотя грамотность была не сильной стороной древнего Вавилона и все, что было не учтено решалось по устным правилам, либо содержалось в иных источниках, о которых нам ничего не известно.

В следующей части мы рассмотрим нормы, касающиеся правового положения государственной и общественной собственности, а так же личного имущества Царя.


Глиняная табличка с текстом Пролога к Законам Хаммурапи. Нач. XVIII в. до н. э. (возможно, древне́е базальтовой стелы). Лувр, AO10237.

Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.) [источник не указан 20 дней] , является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанипала).

Содержание

Общая характеристика памятника

Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В эпоху Хаммурапи этот стиль письма употреблялся обычно в скульптурных произведениях и официальных надписях, тогда как частные деловые документы и переписка этого времени производилась при помощи древне-вавилонского курсива, очень сходного с ассирийской клинописью. [1] В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе и получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук) [2] , сидящего на троне. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).

Скорее всего, что целью создания стелы было торжественное заявление перед подданными о вступлении в силу содержащегося в ней законодательства, а не продоставление её для всеобщего использования. Для судебной практики, вероятно, законы воспроизводились в виде глиняных плит. [1]

Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в Парижском музее Лувр. Точную копию столба можно также увидеть в Москве, в Учебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева — филиале Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также в Переднеазиатском музее в Берлине.

Разделы свода законов Хаммурапи

Вступление

В предисловии к статьям законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. При этом особо отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем — это его смирение перед богами и покорность их воле. Среди деяний царя прославляются, в первую очередь, укрепление храмов. По всей видимости, царская власть считалась божественной по своему происхождению, а царь был прежде всего исполнителем воли богов. Светская власть царя тесно была связана с властью жречества.

Статьи законов

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 16 октября 2012.

Заключение

Значительную часть заключения составляют проклятия в отношении того, кто не примет законы, и перечисляются кары, которые боги нашлют на ослушавшегося.

Книга 100 великих сокровищ - Ионина Надежда читать онлайн История / Энциклопедии бесплатно и без регистрации.

100 великих сокровищ - Ионина Надежда

Книгу 100 великих сокровищ - Ионина Надежда читать онлайн бесплатно - страница 8

В 1920-х годах там начались археологические раскопки. Объединенной экспедицией сотрудников Британского музея и Пенсильванского университета руководил английский археолог Леонард Вулли, посвятивший исследованию этого района более пяти лет.

На протяжении многих столетий из гробниц Ура было расхищено несметное количество бесценных произведений искусства и сокровищ, и все же экспедиции Л. Вулли удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых произвели сенсацию в мире. Перед глазами членов экспедиции предстала неожиданная и поразительная картина сложного погребального ритуала.

В углу огромной ямы (глубиной около 10 метров) был устроен каменный склеп, в который помещали тело умершего владыки. С ним оставалось несколько приближенных, которых тоже умерщвляли, прежде чем положить в склеп. Затем на дно огромной усыпальницы, устланной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто добровольно отправлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, руководившие всем погребальным ритуалом, военачальники со знаками отличия, дамы из придворного гарема – в роскошных одеждах и драгоценных головных уборах, слуги, музыканты, рабы…

Следом за ними въезжали повозки, запряженные ослами или быками, а замыкали шествие воины, которые становились на страже у входа в гробницу. Все участники траурной процессии занимали отведенные для них места на дне могильного рва, и после заключительного священнодействия каждый выпивал чашу со смертоносным напитком и погружался в вечный сон.

В результате многочисленных раскопок из одной из гробниц были извлечены золотые и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные украшения. Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине ХХХ века до нашей эры. К этому времени мастера Южного Двуречья уже в совершенстве освоили технику обработки золота и серебра, умели делать из них сплавы, чеканить, ковать и инкрустировать их цветным камнем, украшать зернью и тончайшим филигранным кружевом.

Драгоценные металлы доставлялись сюда караванами из Ирана, Малой Азии, с Армянского нагорья, а лазурит из Бадахшанского месторождения на Памире. Ювелиры Шумера прекрасно чувствовали природные особенности материала и с большим вкусом выявляли его красоту в своих изделиях.

Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика. Передними ногами он упирается в ствол дерева, и вся его фигура в высоту достигает пятидесяти сантиметров.

Таких статуэток было две, а нашли их в самой грандиозной во всем некрополе Ура гробнице. Одна из статуэток сейчас выставлена в Британском национальном музее, другая хранится в университетском музее Филадельфии. Ученые считают, что эти золотые козлики символизируют какой-то очень древний миф, содержание которого до нас не дошло, но в свое время он, видимо, был широко известен.

Фигурки козликов поддерживали особый стол для жертвоприношений. Внутри козлик имеет деревянную, покрытую слоем битума основу, поверх которой потом и была наложена внешняя оболочка. Голова, тело и ноги козлика окованы золотым листом, инкрустированным лазуритом и перламутром. Таким способом древние мастера выделили его выступающие лопатки, а также глаза, бородку и витые рога. Живот козлика выполнен из серебряной пластинки, искусно сделаны и все остальные детали, например, завитки шерсти на спине и боках вырезаны из маленьких гравированных кусочков раковин, воткнутых в битум.

Подставка самой статуэтки украшена серебряными полосами и красно-розовой мозаикой. Золотое дерево, к которому серебряными цепочками прикованы передние копытца козлика, высоко поднимает изогнутые ветки с изящными цветами и листьями. Излюбленное шумерскими художниками цветовое созвучие сияющего золота с холодным мерцанием синего лазурита и нежными переливами перламутра рождает яркий декоративный эффект. Но так золотой козлик из Ура, сильно пострадавший от многовекового пребывания в земле, стал выглядеть только после скрупулезного труда реставраторов.

Стела со сводом законов царя Хаммурапи


Кодекс Хаммурапи получил название по имени царя Вавилона, в годы правления которого (1793— 1750 гг. до н. э.) он был создан. С именем этого талантливого политика и полководца связывают возвышение Вавилонского государства. Законы Хаммурапи — один из древнейших правовых памятников в мире. Они оказывали влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий.

  • Вавилонское царство в эпоху Хаммурапи
  • Описание стелы
  • Общая характеристика, структура кодекса
  • Принципы правосудия в законе Хаммурапи
  • Собственность царя, храмов, общинников
  • Охрана полученного имущества
  • Операции с недвижимостью, правонарушения
  • Коммерческие операции (§§ 88—126)
  • Семейное и наследственное право
  • Правонарушения, направленные против личности
  • Личный наём, движимое имущество

Интересные факты о законах царя Хаммурапи

Вавилонское царство в эпоху Хаммурапи

Во времена воцарения Хаммурапи Вавилон был довольно небольшим государством, возраст которого насчитывал менее 100 лет. Помимо столицы, в его состав входили города Борсиппа, Дильбат, Киш, Кута, Марад и Сиппар. Страна была окружена недружественными соседями:

  • государством Шамши-Адада I в Верхней Месопотамии;
  • царством Ларсы;
  • царством Эшнунны.

Благодаря успешным военным кампаниям, подкупу и сделкам, а иногда и вероломным действиям, таким как, например, уничтожение дружественного царства Мари и казнь его царя, многолетнего верного союзника Вавилона Зимри-Лима, Хаммурапи объединил Месопотамию. Биография царя свидетельствует, что именно в этом он видел свою миссию как избранника богов.

Вавилонское царство в эпоху Хаммурапи

К концу правления Хаммурапи государство было обширным и строго централизованным. Царская власть была единоличной и абсолютной. Он считался божественным избранником, чья правота не может быть оспорена. Правитель был наивысшим авторитетом, источником закона и обладал безраздельной властью над своими подданными.

Описание стелы

Конусообразная стела с высеченным на ней судебником была обнаружена в 1901—1902 гг. французской экспедицией под руководством египтолога Жака де Моргана. Отсутствие чёткой даты связано с тем, что камень был расколот на три части. Стела изготовлена из диорита тёмно-коричневого, практически чёрного цвета.

Конусообразная стела с высеченным на ней судебником

Вверху лицевой части стелы высечен барельеф — две фигуры. Одна из них стоит, другая сидит на троне. По мнению учёных, сидящим изображён Шамаш — солярное божество вавилонян. На это указывают символические солнечные лучи, исходящие у него из плеч. Древесные шишки, изображённые у ног божества, олицетворяют скалы, горы и деревья, над которыми встаёт солнце. Стоит перед Шамашем, по-видимому, сам Хаммурапи. Его поза выражает глубочайшее почтение и благоговение.

Царские законы высечены клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть под барельефом и всю обратную сторону. Часть текста по неизвестным причинам отсутствует. Предположительно его уничтожили воинственные соседи Вавилона — эламиты, захватив стелу во время очередного набега на Вавилон, чтобы на их месте высечь текст, прославляющий царя Элама. Большая часть клинописного текста сохранилась. Расшифровав её, учёные смогли понять, что представляют собой законы Хаммурапи.

Общая характеристика, структура кодекса

Общая структура сборника законов включает вступление, основную часть и заключение. В основной части 282 параграфа. Из них 35 были стёрты в древние времена. Интересен тот факт, что их текст восстановлен учёными про копиям свода на глиняных табличках, обнаруженных в Сузах и библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.

Законы тщательно продуманы и стройны. Царь Хаммурапи преследовал цель унифицирования правовых норм, и это одна из первых значительных попыток такого рода в истории.

Общая структура сборника законов

Таблица даёт общее представление о разделах кодекса. Они охватывают все сферы жизни людей, принадлежащих к различным классам:

Статьи 1-5 Статьи 6-126 Статьи 127-195 Статьи 196-214 Статьи 215-282
Посвящены суду Посвящены праву собственности, договорным отношениям Посвящены семье и наследованию Посвящены преступлениям против личности Посвящены имущественным преступлениям и договорным отношениям

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе приводится обоснование власти Хаммурапи, якобы благословенной богами, с теологической точки зрения. В эпилоге говорится о страшном наказании, которое навлечёт на себя нарушивший свод законов, и о божественной поддержке тех, кто будет почитать кодекс Хаммурапи.

Принципы правосудия в законе Хаммурапи

Принципы правосудия в законе Хаммурапи

Статьи по отраслям права размещены в основной части кодекса. Параграфы с первого по пятый включительно описывают принципы правосудия. Так, если кто-то обвинит другого человека в преступлении, а доказательств не представит, он подлежит наказанию.

Иногда это даже лишение жизни, если речь идёт об обвинении в убийстве или чародействе. В последнем случае обвиняемого дополнительно подвергают испытанию водой. Если он уйдёт под воду, то обвинивший получает его дом. Если судья безосновательно изменит свой приговор, он подлежит публичному осуждению, денежному штрафу и лишению должности. Потерпевшему он должен был возместить сумму иска, предъявленную по этому делу, в двенадцатикратном размере. Впоследствии разжалованный чиновник уже никогда не мог занимать эту должность.

Собственность царя, храмов, общинников

Регулированию имущественных отношений царя и его приближённых, общинников, храмов посвящены параграфы с шестого по двадцать пятый. Их содержание включает описание наказаний за кражу имущества, скота, людей. Они были самыми суровыми. Кража из дворца или храма каралась смертью, так же как и мародёрство во время пожара, грабёж, создание пролома в стене с целью воровства. В последнем случае виновного полагалось убить и зарыть здесь же, на месте совершения преступления.

Если же вор похитил дворцовое либо храмовое имущество, но не на священной территории, он был должен возместить ущерб в тридцатикратном размере. За кражу имущества мушкенума полагалось возмещение в десятикратном размере, а если вор оказывался материально несостоятельным, он карался смертью.

Охрана полученного имущества

Имущество, которое царь давал в награду за службу, было особо защищено законом (§§ 26—41). Имущество воина, попавшего в плен, его земельный надел, должно быть ему возвращено после того, как воин вернётся домой. Поле и сад могли также быть переданы сыну пленённого с учётом того, что теперь он будет нести ленную службу.

Имущество, которое царь давал в награду за службу,

Если же воин оставит надел по собственной воле и будет отсутствовать более трёх лет, возвращению земля не подлежит. При отсутствии менее одного года он мог получить надел обратно без проблем, а в ситуации, когда срок составлял от одного до трёх лет, очевидно, к решению вопроса привлекалось военное начальство.

Наградное имущество не подлежало продаже или отдаче за долги даже жене и детям. Ленник мог распоряжаться только купленной им землёй, но не полученным за службу участком. Продать его можно было лишь тому, кто также нёс ленную службу.

Операции с недвижимостью, правонарушения

В этом разделе (§§ 42—87) большое внимание уделяется вопросам аренды земельных участков. В частности, прописывается ответственность арендатора за необработанную землю. Он должен возместить хозяину ущерб в размере урожая, который мог бы вырасти на этом поле.

Уточняют правила аренды статьи 45—48. Если урожай погиб до внесения арендной платы, возмещает убытки арендатор. Если после — они делятся поровну между ним и владельцем. Тема параграфов 49—52 — кабальные сделки. При них должник вынужден отдавать кредитору урожай, стоимость которого часто превышала одолженную сумму. История неоднократно демонстрировала, как государство защищает интересы обеспеченных слоёв населения, и кодекс царя Хаммурапи — не исключение.

Ущерб соседям вследствие потравы поля скотом

Параграфы 53—58 описывают взыскания за причинение арендатором ущерба соседям вследствие потравы поля скотом или затопления из-за отсутствия должной обваловки. Поля подлежали обвалованию, так как вода хранилась в бассейнах и без соответствующих заграждений могла залить соседские поля. В этом случае виновный должен был возместить стоимость погубленного урожая. За потраву предусмотрено взыскание 20 или 60 гур зерна, в зависимости от размеров ущерба, на каждый бур поля.

Параграфы 59—66 посвящены вопросам аренды садов и деликтам в этой области. Устанавливается наказание за рубку деревьев без ведома собственника (0,5 мины серебра), отсутствие должных работ. Так, § 65 определяет, что если арендатор не заботился о саде должным образом и урожай был плохим, то надлежит всё собранное полностью отдать владельцу. Параграф 66, тем не менее, защищает интересы должника, запрещая чиновнику отбирать у него в кабальную аренду финиковый сад и давая возможность отсрочки для сбора урожая, его продажи и погашения части долга.

Параграфы 67—87 сильно повреждены, но понятно, что они посвящены аренде домов. Были восстановлены лишь отдельные фрагменты.

Коммерческие операции (§§ 88—126)

Этот раздел регулирует:

Коммерческие операции в вавилоне

  1. Деятельность торговцев.
  2. Деятельность ростовщиков.
  3. Коммерческие операции рядовых общинников.

В § 88 устанавливается норма роста по займу, а § 89 разрешает должникам расплачиваться натурой, а не деньгами. Многие из записей этого раздела также были разрушены. Параграфы 93—95 частично защищают права должника и предупреждают злоупотребления со стороны кредитора. В этом разделе также регулируются отношения между тамкаром и шамаллумом (купцом и агентом), деятельниц корчемниц. Относительно последних, например, постановлено, что отказ принять в уплату за сикеру зерно, а также использование гири, имеющей неправильный вес, караются смертной казнью.

Торговой деятельности общинников посвящены статьи 112—126. Здесь поднимается тема взятия в заложники одного из членов семьи либо раба должника. Закон запрещал лишь доводить заложника до смерти, но не отрицал жестокое отношение к нему, включая побои. При этом если заложник умирал вследствие естественных причин, кредитор освобождался от наказания. Параграф 117 разрешает продавать либо отдавать в долговую кабалу кого-либо из членов своей семьи с правом освобождения на четвёртый год. Если же в долговую кабалу задаром отдавались рабы, кредитор даже имел право их продать третьему лицу.

Параграфы 120—126 посвящены хранению чужого имущества, в том числе и зерна. Хранитель, нарушивший условия, должен был возместить хозяину убыток, однако для этого нужно было предварительно заключить договор о хранении и передать имущество в присутствии свидетелей. Заключительная статья раздела описывает ситуацию, когда житель квартала ложно обвинил соседей в пропаже имущества. В таком случае надлежало взыскать с него двойную стоимость того, что он пытался получить.

Семейное и наследственное право

Этот раздел кодекса (§§ 127—194) регулирует следующие ситуации:

  1. Брак и развод.
  2. Имущественные отношения между членами семьи.
  3. Наследование и усыновление.

Семейное и наследственное право

Замужняя женщина могла иметь собственное имущество и распоряжаться им по своему усмотрению: например, подарить старшему сыну. На него не могли претендовать и кредиторы мужа. Для этого супруг должен был оформить дарственную, скрепив документ печатью.

Закон подробно регулирует и имущественные отношения между женихом и невестой, отмечая, что в случае отказа мужчины от женитьбы брачный дар и выкуп ему не возвращались. Отец же невесты при расторжении брака по его инициативе возвращал жениху дары в двойном размере.

Кодекс защищает права вдовы, которая может остаться в доме покойного мужа и пользоваться всем, что он имел. У вдовы, имеющей малолетних детей, могло появиться желание вступить в новый брак. В этом случае её участь решал суд.

Несколько параграфов посвящено правам детей, рождённых от рабынь и жриц, а также усыновлённых. Так, новорождённый найдёныш остаётся в доме усыновителей навсегда и не может быть истребован по суду. Приёмыш же, усыновлённый в более старшем возрасте и нашедший своих кровных родителей, может вернуться в дом отца. Наказания за смерть приёмного ребёнка также были предусмотрены. Если у кормилицы умирал малыш, а она пыталась скрыть этот факт и подменить ребёнка другим, ей отрезали грудь.

Правонарушения, направленные против личности

Хаммурапи диктует законы

В этом разделе (§§ 195—214) описываются наказания за убийства и телесные повреждения. К последним относят удары, ранения в драке, переломы, выбивание зубов и прочее. Наказание при этом зависело от того, к какой группе принадлежал потерпевший: авилумов или мушкенумов. В первом случае виновного ожидало соразмерное ущербу наказание, во втором — лишь денежный штраф.

Что же касается женщин, то нанесённые им телесные повреждения вообще не карались. Исключение составлял случай, когда у беременной женщины после избиения происходил выкидыш. За это взыскивалась денежная компенсация, её размер зависел от социального положения потерпевшей. В случае смерти женщины в результате избиения либо применялся талион (равное возмещение, то есть смерть за смерть), если она принадлежала к классу авилумов, либо также взыскивалась компенсация.

Личный наём, движимое имущество

Это последний раздел судебника (§§ 195—214). В него входят статьи:

Кодекс законов древнего Вавилонского царства

  1. Об ответственности врачей и ветеринаров.
  2. Об ответственности строителей и корабельщиков.
  3. О тарифах на наём скота, судна, сельскохозяйственных орудий и ответственности нанимателя.
  4. О тарифах на наём разных категорий работников - сельскохозяйственных рабочих, корабельщиков, строителей, ремесленников. О способах оплаты их труда (сельскохозяйственные рабочие - зерном, прочие категории - серебром).
  5. О приобретении рабов и ответственности продавца.

Список наказаний в этом разделе также обширен: от смертной казни для строителя за смерть домовладельца в случае обрушения здания до отрезания ушей дерзким рабам.

Появление рассмотренного кодекса законов древнего Вавилонского царства не было случайным. Его создание было требованием времени. Историческое значение законов Хаммурапи для последующих поколений заключается прежде всего в том, что это источник ценнейших сведений об экономических и правовых отношениях в древнем обществе. Помимо этого, судебник помог сделать учёным новые шаги в освоении клинописи. Его ценность неоспорима, а изучение статей и восстановление утраченных фрагментов продолжается и по сей день.

Читайте также: