Сообщение о старом доме

Обновлено: 05.07.2024

Марь Павловна и Петрович живут в соседнем подъезде в двухкомнатной квартире. Дети выросли и устроили жизнь в других городах. Изредка навещают родителей.
Обычная семейная пара. Марь Павловна трудится медсестрой в больнице, а Петрович – слесарем в автоколонне.
Петрович после работы частенько выпивает. Привычная норма – две чекушки. После первой он приходит в возвышенное состояние души, объясняется в любви Марь Павловне и восторженно отзывается о детях.
К сожалению, на этом не заканчивается. Когда первый кайф уходит, он догоняется второй чекушкой, и тогда с ним происходит страшная метаморфоза. Он становится обычным мозгоклюем и пытается вынести мозг и жене, и себе тоже.
Сидит на кухне, матерится, плачет, жалея себя любимого, обижается на жену, детей и окружающий мир. И часто замечает – нет ему места в этом проклятом мире, а посему, наберётся он когда-нибудь смелости и повесится.
Марь Павловна давно привыкла к подобным заявлениям мужа. И когда он выплачется, берёт его под руки и доставляет на старую скрипучую кровать для продолжения отдыха.
Какая муха однажды укусила Петровича, он и сам не знает. Предполагает, что не цеце, а гораздо более противная насекомая тварь.
Во второй стадии подпития пришла Петровичу вумная мысль, мол, чего пугать жену понапрасну словами, надо напугать по-настоящему.
Соорудив подобие манекена из старой одежды, он обрядил двойника в привычную свою одежду и привесил его к люстре. Получилось не очень правдоподобно, но в полутьме холла выглядело жутковато.
Довершив антураж опрокинутой табуреткой, Петрович с чувством ехидного удовлетворения отправился к отдыху.
Утром Марь Павловна вернулась после ночного дежурства. Повозившись с обувью и одеждой в прихожей, она вступила в холл. Краем глаза ухватив висящий предмет и опрокинутую табуретку, она свалилась в глубокий обморок.
Петрович проснулся, услышав возню жены в прихожей и вспомнив вчерашнюю заготовку в холле, решил выждать момент, чтобы с видом победителя заявиться к любимой жёнушке.
Заслышав шум рухнувшего тела, он понял, что события развиваются в ином ключе, чем предполагалось, и в волнении в трусах выскочил в холл.
Марь Павловна не подавала признаков жизни. Он ринулся на кухню, набрал в рот воды и принялся прыскать в лицо жены.
Произошло чудо. Марь Павловна задышала, веки дрогнули, глаза приоткрылись. Сначала в мутном взоре её появилась ясность, а секундой позже проявился невероятный ужас, и она снова утратила сознание.
Петрович ещё несколько минут скакал вокруг жены, неоднократно прыскал водой в лицо, в надежде привести её в чувство.
Всё было безрезультатно. Второй удар оказался значительно сильнее первого.
Повертевшись, он вызвал скорую.
Три долгих месяца врачи приводили Марь Павловну в чувство. От испуга она слегка сдвинулась мозгами, потеряла дар речи и некоторую координацию движений.
Финал истории получился совсем даже положительным. Петрович почти бросил пить, так, только по праздникам и не более чекушки. Зато в душе его на почве вины зародилось новое глубокое чувство любви и обожания. Врачи Марь Павловну вылечили. И теперь они с мужем, будучи пенсионерами, частенько сидят во дворе на лавочке, ведут разговоры за жизнь и с обожанием глядят друг на дружку.
Лишь большой пучок седых волос на правой стороне головы Марь Павловны напоминает о страшной шутке, случившейся с ней…

Доброго здравия, Александр!
Спасибо, что заглянули и, тем самым, предоставили возможность знакомства с Вашими произведениями.
Получился тот самый случай, когда " первый блин не комом ":
"Шутника" прочитал с интересом. Возникла ассоциация с фехтованием - резкий выпад, укол . Хорошо, что "укол" оказался несмертельным.
Почувствовал посыл - Мужики! Будьте мужиками, хотя для этого нужны усилия.
Точно замечены стадии влияния алкоголя - веселит, "зверит", скотинит . Вот такой переход количества в качество.
Короче - заинтересовали, пойду знакомиться дальше.

Желаю удачи и вдохновения.

С теплом, Виталий.

Аватарка - бальзамом. Ну, люблю я свой город.

Виталий, спасибо за прочтение, высказанное мнение и добрые пожелания.
С уважением и признательностью.

В разных регионах России крестьянские дома имели свои специфические черты, максимально отвечающие природным условиям и характеру хозяйствования. На Севере и в Сибири строили огромные дома, где под одной крышей были объединены жилые помещения и хозяйственные постройки. Это позволяло максимально сохранять тепло и не покидать пределов дома в холодное время года. Для центральной части России были характерны дома поменьше, часто одноэтажные, с пристроенным хозяйственным двором. В степной зоне дома строили, как правило, из самана или камня, с отдельно стоящей летней кухней и хозяйственными постройками.

Традиционные жилые дома в Пяльме, Республика Карелия Дома в селе Никольское, Вологодская область Дом недалеко от Углича, Ярославская область Старый саманный дом в селе Пыховка, Воронежская область

Традиционных домов в деревнях, особенно в Средней полосе России, становится с каждым годом все меньше. На Русском Севере старинные деревни пока еще живы, но и они постепенно пустеют, молодежь уезжает в города. В наши дни фактически единственным местом, где можно увидеть, как в прошлом выглядел снаружи и внутри типичный крестьянский дом, являются музеи деревянного зодчества. Там представлены в основном дома второй половины XIX века.

Основным жилым помещением была изба — теплая часть дома, которая отапливается печью. Самый простой дом состоял из одной избы — четырехстенка. К нему часто пристраивали холодные помещения — сени, задерживающие холодный воздух с улицы и горницу (летнее жилое помещение) или клеть (хозяйственное помещение). Также строили избы-пятистенки и шестистенки.

Помещения под полом, которые использовались для хранения овощей и домашних заготовок, а также содержания домашней птицы и прочей живности, называли подпольем, подклетом или подызбицей. Дом окружала завалина, или завалинка — слой земли, торфа или опилок, выполнявший роль утеплителя. Дома побогаче строили на кирпичном фундаменте. Крыши, чаще всего двухскатные, обычно крыли дранкой (щепой) или тесом. Дома победнее крыли соломой.

На Русском Севере обычно строили большие дома, состоящие из нескольких изб. Например, некоторые дома Заонежья насчитывали до восьми изб! Первый этаж, где держали скот, был высоким. К дому примыкал большой хозяйственный двор. В Средней полосе дома были значительно меньше.

Жилой дом в Пяльме, Республика Карелия Копия жилого дома крестьянина Е.А.Костина 1817 года из деревни Верховье Великогубской волости. Усадьба Богословка

Жизнь крестьянина была трудна и всецело зависела от милостей природы. Поэтому он старался обезопасить себя и свою семью с помощью многочисленных сакральных символов и знаков. Каждый элемент дома и предмет мебели имел, помимо утилитарного, еще и символическое, сакральное значение, защищая домочадцев от темных сил.

Фасад дома обычно украшали резьбой, в некоторых регионах расписывали. Традиционные карельские дома более лаконичны.

Дом крестьянина-середняка Волкова. Суздаль Резьба по дереву. Суздаль Дом XIX века. Суздаль Дом Копылова. Семенково Дом Павловой. Щелоковский хутор Изба Екимовой. Витославлицы

Первым помещением, куда попадали в дом, были сени, которые предохраняли жилые помещения от холодного воздуха. Двери в доме были низкими, чтобы максимально сберечь тепло в холодное время года.

Дверь. Суздаль Дверной замок. Семенково

В сенях хранили необходимые в повседневной жизни вещи, сушили целебные травы, из которых потом заваривали чай и делали лечебные отвары. Летом сени часто использовали в качестве жилого помещения.

Сушеные травы. Суздаль Сени. Щелоковский хутор Сени. Семенково

Дом Пудовой. Семенково Изба Обуховой. Щелоковский хутор

Самым светлым и почетным местом в доме был Красный угол. Здесь находилась божница с иконами, перед которыми висела лампада. В домах победнее ограничивались одной иконой. Вешать иконы на гвоздь запрещалось, поскольку гвозди символизировали распятие Христа. На Пасху божницу украшали вербой, на Троицу — веточками березы и цветами. Рядом на стену вешали лубочные картинки из журналов, позднее — семейные фотографии.

Красный угол и обеденный стол в доме крестьянина-середняка. Суздаль Красный угол. Александров

В Красном углу происходили все важнейшие события в жизни семьи. Гость, входящий в дом, сначала крестился на иконы, а уже потом здоровался с хозяином. Около Красного угла сватали невесту, отсюда её увозили на венчание в церковь. Здесь же торжественно устанавливались первый и последний снопы. Перед Красным углом стоял стол, на котором лежал каравай хлеба и стояла солонка с солью. Скатертью стол обычно накрывали только перед едой.

Красный угол. Витославлицы Снопы. Щелоковский хутор

Вдоль стен шли лавки. Справа от входа стоял коник — широкая лавка-ящик с откидной крышкой, рабочее место мужчины (большака), внутри которого хранился рабочий инструмент. Здесь мужчины занимались мелким ремеслом. Женщине садиться на коник считалось неприличным. От коника до Красного угла шла долгая, или бабья лавка, на которой сидели крестьянки за работой — прядением или шитьем. Около неё подвешивали люльку.

Коник и люлька

Коник и люлька. Суздаль

Лавка напротив входа называется красной. Здесь занимали место самые почетные гости, а во время церемонии бракосочетания сидели жених и невеста. Параллельно лавкам, над окнами идут длинные верхние полки — полавочники. Здесь хранили различные небольшие предметы, наиболее ценные из которых, например, Четверговую соль, ставили ближе к Красному углу. Кроме того, полавочники несколько задерживали оседающую с потолка копоть.

Изба, Семенково

Изба в доме Жукова. Семенково. Слева — красная лавка, справа — долгая, или бабья

Русская печь

Русская печь. Суздаль

Печь служила не только местом приготовления пищи, но и использовалась в качестве домашней больницы, лечившей не хуже русской бани. В печи мылись. В сильные холода около печи держали новорожденный скот и домашнюю птицу.

Дом В.В.Храпова конца XIX века из деревни Бор Космаревского сельского совета Нюксенского района

Печь в доме Храпова. Семенково

Огонь в печи

Огонь в печи

Рядом с печью подвешивали рукомойник с лоханью под ней, стояла лавка-посудник, на которую хозяйка ставила горшки из печи и свежеиспеченный хлеб.

Русская печь и кухонная утварь в избе Обуховой середины XIX века из деревни Ульянково Городецкого района

Русская печь и кухонная утварь в избе Обуховой. Щелоковский хутор

Напротив печи находится бабий кут, или бабий угол. Здесь хозяйка (большуха) готовила, стряпала. Почти обязательной принадлежностью дома был самовар, олицетворение достатка, благополучия и уюта. Его передавали по наследству, дарили, передавали в качестве приданного.

Бабий кут. Суздаль Бабий кут. Суздаль

Хозяева спали на узкой двухспальной кровати (если таковая имелась), дети — на полатях под потолком и на лавках, старики и больные — на печке.

На печке, Семенково

На печке, Семенково

Кровати в крестьянских домах появились в конце XIX века, став свидетельством проникновения в село городской культуры. Двуспальную хозяйскую постель ставили на месте коника.

Двухспальная постель

Двухспальная постель

Изба в доме зажиточного крестьянина. Суздаль Интерьер избы Екимовой. Витославлицы Городские предметы мебели в крестьянском доме. Семенково

С другой стороны к сеням примыкает клеть, или горница — полужилое, полухозяйственное помещение, где обычно хранили продуктовые запасы и одежду. Здесь же в сундуках лежало приданное. В теплое время года её использовали в качестве спальни, проводили первую брачную ночь новобрачные.

Клеть

Клеть. Суздаль

К дому обычно примыкал хозяйственный двор. На Русском Севере традиционно их строили большими, в несколько раз превышающими площадь жилых помещений. В этнографических музеях-заповедниках можно увидеть наиболее типичные предметы, характерные для того или иного региона.

Дом с большим хозяйственным двором. Семенково Хозяйственный двор, Суздаль Хозяйственный двор, Суздаль Хозяйственный двор, Витославлицы Поветь. Витославлицы Хозяйственный двор одного из домов в Семенково

Недалеко от домов строили амбары, овины, колодцы и другие хозяйственные постройки. У реки ставили баню, которая, обычно, топилась по-черному.

Хозяйственные постройки в усадьбе Жукова. Семенково Баньки в деревне Пяльма на берегу реки Пяльмы

Однако не стоит забывать, что в музеях крестьянские дома выглядят намного лучше, чем они были в реальной жизни, когда в них жили люди.

Бедняки жили в еще более ветхом жилье, которое, естественно, до наших дней не сохранилось и не попало в этнографические музеи, оставшись лишь в воспоминаниях современников, а также запечатленными на картинах и старых фотографиях.

Саврасов, Пейзаж с избушкой

Пейзаж с избушкой. А.К.Саврасов, 1866 год

Так что не будем идеализировать прошлое. Люди в то время жили по-разному: кто-то — хорошо, а кто-то — очень плохо. Как и сейчас, впрочем.

Этнографические музеи и интересные места, связанные с деревянным зодчеством:

В статье использованы материалы:

  • Любар Е.А., Максимова Н.В. Музей деревянного зодчества. Путеводитель. 2-е издание. Владимир, 2016.
  • Информационные материалы Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале.
  • А.А.Маслова, Ю.В.Маслов. Традиции Ярославского края. Рыбинск, 2018.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"



В мире известно немало древних городов и домов, но подавляющее их большинство дошло до наших дней либо в виде руин, либо в сильно измененном виде. И уж совсем немного таких построек и поселений смогли сохранить свой первоначальный вид и остаться обитаемыми. Очень сложно выявить самые древние из них, но все-таки такие попытки постоянно предпринимаются. Старейшие жилые здания мира весьма притягательны, ведь они – немые свидетели столетней, а то и тысячелетней истории.

Самый старый деревянный дом

Это здание считается самым старым жилым деревянным домом. /Фото:consultmill.ru


Деревенский дом был построен в XI веке. Первые несколько столетий он принадлежал Церкви, о затем перешел в ведение Датского королевства. Его нынешние обитатели, семейство Паттурсонов – представители старинного рода, владеющего зданием с XVI века. Это уже 17-е поколение арендаторов старинного дома, который до сих пор официально принадлежит королю Дании.

В доме сменилось почти два десятка поколений жильцов. /Фото:consultmill.ru

Самый старый каменный дом

Самым старым до сих пор обитаемым домом из камня (по крайней мере, в Европе) принято считать мини-замок, расположенный в Авероне (Франция). Упоминания об этой постройке датируются еще XIII столетием. Каменная кладка кое-где обвалилась, тем не менее, дом выглядит весьма живописно.

Самый старый жилой каменный дом Европы, предположительно расположен во Франции. /Фото:allworld4us.livejournal.com

Здание имеет необычную форму – в верхней части оно шире, чем в нижней. Историки считают, что таким образом первый владелец дома сумел обойти закон того времени. В средневековой Франции жилые дома власти облагали налогом в соответствии с их площадью, а поскольку её измеряли в районе основания здания, можно было схитрить и сделать второй и последующие этажи более вместительными, не переплачивая за лишний метраж.

Необычная форма у здания связана не только с особенностями местного рельефа. /Фото:connexionfrance.com

Самые старые пещерные поселки

Самым древним и самым большим по площади обитаемым пещерным поселением считается Кандован (Иран). Посёлку более 800 лет и в его живописных и даже в чем-то фантазийных гротах вулканического происхождения, приспособленных под квартиры, проживает более полутора сотен семей.

Кандован. /Фото: irandestination.com

Некоторые из жителей поселка, как и в древние времена, занимаются сельским хозяйством. А на зиму многие обитатели квартир-пещер уезжают жить в город.
В последние годы это место стало насколько популярным у туристов, что в Кандоване даже появились рестораны и отель.

Пещеры-квартиры. /Фото:moya-planeta.ru

Еще одно древнее обитаемое поселение, расположенное в Иране – Мейманд. Некоторые историки считают, что жители населяли эту деревню еще 12 тысяч лет назад, так что она претендует на первенство и может потеснить Кандован. Сейчас в Мейманде расположено 350 жилых домов, построенных в скалах.

Мейманд. / Фото: С.М. Мирхоссейни (wikipedia.org)

Самый старый город

Говоря о самых древних обитаемых городах, можно и ошибиться, ведь исторические и археологические данные постоянно обновляются. На сегодняшний день одним из претендентов на роль самого старого города в Европе, который до сих пор населен людьми, считается Матера (Италия). .

Матера признана старейшим поселением в Италии и, возможно, даже самым старым обитаемым городом всей Европе.

Матера признана старейшим поселением в Италии и, возможно, даже самым старым обитаемым городом всей Европе.

Люди здесь обитали еще 9 тысяч лет назад, и в наше время здесь продолжают жить тысячи горожан. Матеру иногда называют вторым Вифлеемом. Неслучайно пейзажи этот города любят использовать режиссеры при съёмке кинокартин на библейские сюжеты.

Живописный вид древнего города. /Фото:triplook.me

Самый старый дом в России

В нашей стране самым старым жилым домом считается маленькое здание, расположенное в центре Выборга. Оно стоит на скале, поэтому все его стороны имеют разную высоту.

Самый старый дом в России. /Фото: Виктор Юльев, the-village.ru

Предполагается, что дом был построен в XVI веке как частное крепостное сооружение. Неоднократная реконструкция, которую претерпело это здание за столетия своего существования, была незначительной, так что до наших дней дом сохранился почти в неизменном виде.

В доме есть жильцы. /Фото: Виктор Юльев, the-village.ru

В старейшем каменном доме России до сих пор живут люди – в нем размещаются две жилые квартиры. Поглазеть на это уникальное здание частенько приходят туристы.

Русская изба

Русская изба является частью русской культуры. Архитектура русской избы свидетельствует о верности многовековым традициям в построении жилищ, а стойкость и уникальность конструкции — это её характерная черта. Планировка и внутреннее убранство избы создавались на протяжении многих лет. В наше время традиционных русских домов осталось не так много, но всё же в некоторых регионах они до сих пор сохранились.

Что такое русская изба?

История создания русской избы

Русская изба

До 10 века русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра. В помещении располагался каменный очаг, но поскольку дымоход также отсутствовал, весь дым уходил через входное отверстие. Изначально полы в помещении были земляные, но со временем их стали укладывать деревянными досками. Постепенно избы совершенствовались и в итоге появился тот вид русской избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой.

Внешнее и внутреннее убранство русской избы

В русской избе была всего одна комната, которую хозяева делили на несколько частей. Обязательной частью избы был печной угол, который отделялся занавеской. Также отделялись зоны отдыха для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо

Архитектуре крыльца владельцы избы всегда уделяли больше внимания. Она была тщательно продумана, а художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность были главными составляющими в строительстве. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям и прохожим. По традиции вечерами на крыльце собиралась вся семья и соседи, где они пели песни и танцевали.

Русская изба

Сени

Сени — это помещение, которое строилось для того, чтобы отделить жилую зону от улицы и сохранить тепло в доме. Для разделения сеней и отапливаемой зоны строился высокий порог, который предотвращал проникновение холодного воздуха в дом. Также сени использовались для хранения необходимых вещей и продуктов питания.

Русская печь

Вокруг печи вращался весь быт русской избы. Печь использовали не только для приготовления еды и обогрева, но еще на ней спали и в ней мылись. В стенах печи устанавливали ниши для различной утвари. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, ее размещали в основной зоне, справа или слева от входа.

С древних времен с печью было связано много поверий. Люди верили в то, что на печке обитает домовой. Также с дома никогда не выносили мусор, как правило, его сжигали в печи, считая, что так вся энергия остается в доме и это способствует увеличению достатка в семье.

Русская изба

Печной угол

В те времена почти каждая женщина занималась рукоделием, поэтому самым удобным местом для уединения был именно печной угол. Сюда категорически нельзя было заходить мужчинам, даже из своей семьи, а уж тем более, большим оскорблением для всех владельцев дома считался приход за занавеску в печной угол чужого мужчины.

Русская изба

Мужской угол (коник)

Мужской угол всегда находился справа от входа. В этом месте стояла широкая скамья, которая с обеих сторон ограждалась деревянными досками. Доски вырезались в форме конской головы, поэтому мужской угол и получил свое второе название — коник. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты и другие предметы, которые необходимы для строительства и других мужских работ.

В конике мужчины ремонтировали обувь и кухонную утварь, а также плели корзины из лозы. На скамью в мужском углу могли присаживаться все гости, которые ненадолго приходили к хозяевам. А самое главное — здесь мужчина спал и отдыхал.

Красный угол

Красный угол считается священным, самым светлым и важным местом в русской избе. Угол всегда держали в полной чистоте, здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники (полотенца). Самыми главными иконами считались иконы Богородицы и Спасителя. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб. В красном углу обязательно ставили большой стол и принимали пищу.

Русская изба

Приехав сегодня в какую-либо русскую деревню, вы заметите, что большое количество домов очень похожи. Именно они и являются конечным результатом развития традиционной русской избы, но несмотря на их схожесть, каждый дом всё равно остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.

Читайте также: