Сообщение о старой рязани

Обновлено: 04.07.2024

Город был уничтожен зимой 1237 года во время монгольского нашествия Батыя, а все его постройки, включая каменные храмы, разрушены. По одной из версий, Рязань на этом месте больше никогда не восстанавливалась [2] , однако крупный специалист по Рязанскому княжеству А. Л. Монгайт считал, что частичное возвращение населения и восстановление города имели место. Лишь последующие нападения татар ввиду близости Старой Рязани к степи привели в XIV веке [3] к окончательному запустению и передаче столичных и кафедральных функций расположенному в 50 км выше по течению Оки Переяславлю-Рязанскому, который в 1778 году обрёл новое имя в честь древней Рязани.

Городище Старая Рязань охраняется государством как археологический заповедник и историко-ландшафтный памятник федерального значения. Структурно входит в комплекс Рязанского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Ежегодно на городских укреплениях проводятся археологические миссии и научные лагеря.

У подножья оборонительных валов городища находится село Старая Рязань, на другом берегу Оки — город Спасск-Рязанский, ниже и выше по течению Оки — остатки сети укреплённых сторожевых форпостов.

Мы направляемся в Рязань, но не в областной центр, а в "настоящую" Рязань , которая впервые упоминалась в летописи 1096 г. (когда разбитый в среднем Приднепровье Черниговский князь Олег Святославович бежал на берега Оки "в Рязань", во владения своего младшего брата Ярослава Святославовича). Скорее всего, будущий стольный город был основан намного раньше официальной даты - но "точные цифры" - это дело историков.

Относительно названия города - существует несколько версий: начиная от скандинавских корней (шведы считают, что в этих местах побывали варяги, хотя на сегодняшний день их следов археологи пока не обнаружили) и заканчивая мордовскими племенами. Наиболее вероятной является версия, согласно которой "рязань" - производное от слова "резать": поскольку миграционные потоки шли от центра Древней Руси (Киева), то поселение в то время располагалось на окраине славянского мира - было отрезано от центра цивилизации.

Теперь снова вернемся к истории. Изначально Рязань была в составе Муромо-Рязанского княжества (столица находилась в Муроме), возглавляемого князем Ярославом Святославовичем. Только в середине XII века происходит отделение Рязанского княжества от Муромского и Рязань становится стольным городом, в котором располагалась резиденция князя Глеба Ростиславовича. На тот момент Рязань считалась уже достаточно крупным населенным пунктом, в котором (по данным ученых) проживало около 5 тыс. человек.

Археологические исследования показали , что Рязань в те времена была достаточно "промышленным" городом: здесь было развито и металлургическое производство (были обнаружены домны, кузницы и т.п.), налажено плотницкое дело и гончарное ремесло, существовали артели каменщиков, имелись хорошие ювелирные мастерские. Также Рязань считалась и крупным торговым центром (благодаря своему месторасположению - по Оке проходил путь из Европы в Азию).

Сам же город был защищен мощными земляными валами с 10-ти метровыми стенами. Большая часть построек были деревянными. Из камня были выполнены только три храма: Спасский, Борисоглебский и Успенский.

Благодаря реконструкции середины XX века (выполненной на основании теоретических исследований и результатов археологических раскопок) мы имеем возможность представить себе, как выглядела Рязань в то время.

Недалеко от Москвы находится Рязанская область, которая 700 лет назад была самостоятельным протогосударством - Рязанским княжеством. По разным версиям, прежняя столица этой земли - Старая Рязань, была уничтожена то ли во время нашествия Батыя в 1237 году, то ли сама запустела в XIV-XV веках, то ли ее сожгли крымские татары в XVI веке.


Среднестатистический человек, даже прилежно изучивший историю в средней школе или институте, часто даже не подозревает о том, что под консенсусными версиями находится масса фактов и свидетельств, не ложащихся в тот или иной мейнстрим. При этом часто противоречащих ему.

История Рязани в общих чертах известна всем: город в XII веке стал столицей Рязанского княжества, в декабре 1237 года его уничтожили орды хана Батыя, и с тех пор город не восстанавливался, а напоминанием о его судьбе служат остатки гигантских валов. Затем столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский, который спустя почти 500 лет после Батыева погрома по указу Екатерины II в 1778 году был переименован в Рязань.

Собственно говоря, историей Рязани вплоть до середины XX века в России всерьез никто не занимался, что довольно странно, с одной стороны - все же это был конкурент Москвы и близкий к ней город, но с другой стороны вполне объяснимо - до нас не дошло никаких письменных источников из этого "протогосударства" (летописей и т.п.). Во всяком случае, несомненным воспринимался факт уничтожения города монголами в 1237 году и постепенное затихание общественной жизни в этом городе на протяжении следующих 100-150 лет (само монгольское вторжение воспринималось после первого русского исторического исследования - учебника немца Иннокентия Гизеля "Синопсис", изданного в 1674 году, само собой разумеющимся фактом. Кстати, по "Синопсису" в России учили историю еще 150 лет после его первоиздания).

Поэтому для первого исследователя истории Рязани - Дмитрия Иловайского, опубликовавшего в 1858 году свою диссертацию "История Рязанского княжества", вопрос о том, существовала ли (Старая) Рязань после монгольского погрома в 1237 году не был актуальным. Общепринятой точкой зрения вплоть до второй половины XX века (разумеется, с рядом уточнений) оставалась следующая картина истории этого древнерусского города: основание, предположительно, в X - начале XI веков, с 1096 года в городе появляется свой князь (Олег Святославович), с 20-х годов XII века Рязань начинает конкуренцию с Муромом за главенство в Рязанско-Муромской земле, в конце XII века Рязань получает кафедру епископа. Несмотря на уничтожение Рязани войсками владимирского князя Всеволода Большое Гнездо в 1208 году, город сохранился и продолжал развиваться, пока в декабре 1237 года он был уничтожен "монголами". На момент этой катастрофы площадь города, окруженного внушительными валами, составляла более 93 гектаров, а его население могло достигать до 7-8 тысяч человек (в городе также имелось 3 кирпичных храма - Борисоглебский, Спасский и Успенский).

Как считалось, Рязань не пережила этот и ряд следующих ордынских погромов, и уже в XIV веке столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский (Переяслав-Рязанский, упоминается в летописях впервые лишь в 1301 году, но основан, вероятно, еще в XII веке) в 60 километрах от нее, а Рязань постепенно запустела. В пользу такого варианта также свидетельствовала "Повесть о разорении Рязани Батыем", записанная, вероятно, в XV веке (по мнению академика Лихачева), дошедшая до нас в списках конца XVI-XVII веков, и введенная в научный оборот уже в XIX веке. Согласно ей, один из уцелевших рязанских князей Ингварь Ингваревич, вернувшись из Черниговской земли в 1238 году в Рязань, начал как раз восстанавливать город. Об этом также свидетельствуют и некоторые нарративные, уже церковные источники, например, "Житие муромских чудотворцев Константина и чад его", изданное в 1862 году в Санкт-Петербурге.

Однако даже эта каноничная история вызывает некоторые вопросы. К примеру, ни один крупный или вообще сколько-то заметный древнерусский город, который историки считают уничтоженным монголами во время нашествия Батыя или более поздних нашествий (Дедюнева рать, Неврюева рать и другие, в которых ордынцы и войска русских князей сообща уничтожали города своих противников), своего существования после этого не прекратил.

К примеру, ордынцы неоднократно уничтожали и грабили такие города как Муром, Пронск, Переяславль-Рязанский, Нижний Новгород, Москву и так далее, но их население почему-то не покидало своих мест обитания. Поэтому Старая Рязань может быть именно уникальным в этом плане городом. Да и в целом непонятно, чем же Переяславль-Рязанский оказался лучше Рязани - набеги ордынцев спокойно ведь доходили и до него.

В середине XX века благодаря археологическим раскопкам, которые вела экспедиция Института археологии АН СССР на городище Старой Рязани, ученые получили новые данные, которые неожиданным образом вступили в противоречие с каноничной версией истории этого города. Отметим, что археологические или кладоискательские раскопки в Старой Рязани начались еще в XIX веке, однако научными назвать их сложно, плюс из-за методики этих раскопок - траншеями и шурфами, они не давали сколько-нибудь целой, наукоподобной картины.


Реконструкция Старой Рязани

Начавшиеся с 1945 года под руководством известного советского археолога А.Л. Монгайта раскопки в Рязани за счет использования технологии вскрытия больших площадей (площади раскопов достигали до 1200-1500 и более квадратных метров), а также научной стратификации, принесли, однако, неутешительные результаты. Во-первых, оказалось, что вычленить следы пожаров 1208 года (когда Рязань была уничтожена русскими) и 1237 года, когда город был сожжен монголами, практически невозможно. Во-вторых, на городище оказался достаточно тонкий культурный слой - 30-60 сантиметров в среднем, изредка доходя до 2 метров в местах погребов. Это косвенно свидетельствует о том, что город существовал относительно недолгое время (скорость формирования культурного слоя везде разная, безусловно, но для домонгольской Руси критерий 1 год - 0,5-1 см. культурного слоя в целом оправдан). К примеру, толщина культурного слоя в раскопе на Кремлевской горке в Муроме, относящегося к XI-XV векам достигает почти 4,5 метров, культурные слои Переяславля-Рязанского, датированные Монгайтом XII-XIII веками имеют толщину до 2 метров, существовавший в Рязанской земле в XII-XIII веках город Болдыж, раскопанный археологом Т.Н. Никольской, существовал около 100-150 лет и толщина его культурного слоя в среднем около 1-1,5 метров.

Но самое важное - археологам не удалось найти следов восстановления Рязани после пожара (при раскопках, к примеру, в Москве или Муроме, также сожженных ордынцами, эти следы четко прослеживаются). Речь идет о культурных слоях выше уровня пожарища. Проще говоря, с археологической точки зрения, история Старой Рязани завершается на ее погроме.

Возникало ощущение, что город был брошен, сожжен и затем уже не восстанавливался. В своей первой монографии по результатам раскопок в Рязани (А.Л. Монгайт. Старая Рязань. Материалы и исследования по археологии СССР. 1955) Монгайт осторожно говорит о продолжении жизни на территории Рязани после пожара, однако признает, что следы ее восстановления крайне скудны и фрагментарны - отдельные находки керамики и т.п.

В более поздней и более обширной работе (А.Л. Монгайт. Рязанская земля. М., 1961.) Монгайт делает те же самые осторожные выводы: нашествие Батыя стало причиной конца некоторых мелких городков Рязанской земли, ряд ремесел исчезли, но жизнь все равно продолжилась. Несмотря на скудость археологического материала после Батыева погрома он по-прежнему считает, что Рязань еще более века оставалась столицей княжества. В еще одной работе, посвященной истории Рязанской земли - Археология Рязанской земли. М., 1974, ученик Монгайта, В.П. Даркевич выступает более смело, указывая, что на Южном городище Старой Рязани (новых районах города, созданных в конце XII века), жизнь после нашествия монголов вообще не возобновлялась.

После смерти Монгайта В.П. Даркевич возглавил Старорязанскую экспедицию Института Археологии АН СССР и в совокупности довел площадь раскопанных участков территории городища до 5-6 гектаров (около 8% территории Рязани). Его выводы были совсем категоричными - после погрома в 1237 года Рязань была брошена своими жителями, и на месте города жизнь более не возобновлялась. Никаких археологических следов восстановления города зафиксировано не было (Путешествие в древнюю Рязань: записки археолога, М., 1993; Древняя столица Рязанской земли, М., 1995).

Впрочем, и однозначных доказательств уничтожения города именно монголами также найдено не было: никаких захоронений павших воинов как с той, так и с другой сторон обнаружено не было (напомним, кочевники Рязань штурмовали 6 дней, если верить летописям, да еще с использованием камнеметных машин), зато на территории городища с XIX века кладоискателями и археологами было обнаружено внушительное количество схронов и кладов серебряных и даже золотых вещей, которые явно прятались в спешке, как отмечает Даркевич. Взявшие Рязань в декабре 1237 года степные кочевники почему-то не стали обыскивать город.

Если не считать найденных наконечников стрел, которые приписываются монголам (согласно каталогу советского ученого А.Ф. Медведева, монголы использовали до 60 различных видов наконечников стрел, которые вообще-то имели хождение от Кореи до Англии), а также весьма неожиданных находок - наконечников арбалетных стрел (традиционно считалось, что у русских в XIII веке не было арбалетов), следов именно военных действий в Рязани не очень много. Последним доказательством в пользу уничтожения города и его населения в ходе штурма является находка т.н. "братских могил", в которых найдено чуть более сотни захоронений (что совсем немного от общей численности населения в 7-8 тысяч человек), часть из которых несет следы насильственной смерти. Правда, захоронены там в основном не взрослые мужчины, а женщины, старики и дети.


Также интересным результатом раскопок стало подтверждение тезиса советского историка А.В. Куза, который первым обратил внимание на отсутствие во многих древнерусских городах княжеских дворцов или усадеб. Как ни парадоксально, но в Рязани, которая была столицей отдельного княжества, никаких следов подобных строений также не было обнаружено. Более того - не было отмечено и никакого имущественного расслоения в городе - все жили практически в одинаковых усадьбах, площадью 300-500 квадратных метров, внешне похожих на дворы гуцулов в Западной Украине (В.П. Даркевич, 1974). Поэтому советским историкам, доказывавшим тезис о феодальных отношениях в домонгольской Руси, пришлось пойти на совершенно абсурдные утверждения - мол, рязанские феодалы жили бок о бок с простыми ремесленниками и в весьма скромных по размеру подворьях.

Таким образом, результаты археологических раскопок в Рязани дезавуировали ту каноничную версию истории этого города, которая существовала ранее - проще говоря, город был заброшен после пожара и погрома, и более не заселялся. Где же находилась тогда столица Рязанского княжества? Была ли она перенесена сразу в иное место, например, в Переяславль-Рязанский? Письменные источники этого не подтверждают. Более того. Русские люди, жившие в XIV-XVII веках упорно продолжали считать Рязань не просто заброшенным городом, а вполне существующим!

Известный немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Московию в 30-х годах XVII века с голштинским посольством, в изданном в 1656 году труде "Описание путешествия в Московию" в числе существующих в России городов в начале книги упоминает Рязань:

"В России находится много больших и по-своему великолепных городов, среди которых знатнейшие — Москва, Великий Новгород, Нижний Новгород, Псков, Смоленск. Архангельск (большой приморский и торговый город), Тверь, Торжок, Рязань, Тула, Калуга, Ростов, Переяславль, Ярославль, Углич, Вологда, Владимир, Старая Русса."

Однако, совершив путешествие по Оке и Волге, Олеарий уточняет свою информацию:

Старая Рязань. При имени этого древнерусского города сразу вспоминаются события монголо-татарского нашествия. Судьба древней столицы Рязанского княжества трагична: разоренный Батыем город не смог возродиться, и уже во второй половине XVIIв. поселение, расположенное на этом месте, именуется селом, сохранив память о былом величии лишь в названии. Столица Рязанского княжества в XIV в. была перенесена в Переяславль Рязанский (с 1778 г. город носит название Рязань).


Городище Старая Рязань


Вид городища


Вид с южного вала городища


Вид городища


Вид городища


Вид с южного вала городища


Вид с городища на р. Оку

Старая Рязань находится в 65 км юго-восточнее современной Рязани на правом, возвышенном, берегу реки Оки, напротив г. Спасска. Город был основан в XI в.и впервые упомянут в летописи под 1096 г. Рязань возникла на месте, где раньше находилось поселение одного из угро-финских племен, покинувших его к тому времени. Возникший в ходе княжеской колонизации город стал форпостом Руси на юго-востоке. Население его составляли выходцы из смоленских, ростовских, суздальских, поднепровских земель.

Среди крупнейших древнерусских городов — центров земель-княжений — Рязань предстает перед нами как один из самых величественных и богатых, как город-страж у юго-восточных окраин Руси, как средоточие интенсивной созидательной деятельности — экономической, политической, культурной.

Основная часть найденных на городище предметов хранится в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Среди находок — клады золотых и серебряных украшений, денежных слитков-гривен, оружие, бытовые предметы: орудия труда (ножи, серпы, косы, пинцеты), фрагменты посуды, привозной и местной, бусы, стеклянные браслеты, изделия из кости и рога, фрагменты деревянной утвари. Часть их выставлена в экспозициях и на выставках музея.

Читайте также: