Сообщение о старинной одежде для 3 класса

Обновлено: 30.06.2024

Русский народный костюм был создан и передавался из поколения в поколение многолетним трудом. Костюм раньше надевали, как на праздничные мероприятия и дни, а также просто носили в обычной жизни.

Костюмы были нескольких видов и отличались друг от друга. У любого региона была своя определенная модель, также отличались мужские костюмы от женских. Костюмы отличались от цели их применения, на свадьбу или праздник был свой вид, а на повседневную носку был другой. Роль в надевании костюма играл и возраст человека.

У нас в России есть несколько видов, один из них южный, а другой – северный.

Особенность наших костюмов – многослойность верхней одежды. Редко увидишь приталенный костюм на человеке, обычно наоборот, пышность и широта.

Ткани использовались различные, к примеру в основном это были: лен, хлопок, шерсть. Фасон был максимально закрытым. Богатые люди любили выделяться и украшать свои костюмы различными аксессуарами подороже, различными меховыми вставками, необычными дорогими нитями, вышивками.

Костюмы всегда были очень яркими, заметными.

Самый распространённый элемент нашего национального костюма – сарафан у девушек. На него иногда пускали не одно полотно, а несколько. Имел форму трапеции. Иногда делали и прямой фасон, он был более простой.

Цвета у костюмов также отличались по регионам, где-то предпочтителен оранжевый цвет, где-то зеленый, а где-то красный или желтый. Практически нигде не используется черный цвет, так как черный значит траур, лишь для орнаментов или отделки каких-либо элементов.

То, что было вышито на костюме всегда имело сакральное значение для русского народа, а не просто элементы. К примеру, люди верили, что данная вышивка служит защитой от злых духов и нечисти для человека. Сейчас конечно, больше ушла эта вера в обычный декор костюма, и смысл туда может быть уже не вложен как раньше.

Издавна русский узор был выполнен в строго геометрических формах, почти не существовало в костюме скругленных элементов. Самые популярные вышивки и узоры: желтое солнце, яркие цветы, различные животные, растения, трава, различные фигуры людей, геометрические фигуры и даже звезды.

Для декорирования костюмов также использовали мех, пуговицы, кружево.

В современном мире народных костюмов и их вариаций очень много:

- для детей (очень похожи на взрослые);

- зимний костюм (отличается тяжестью одежды);

Сейчас многие элементы из народного костюма перешли в повседневную обычную одежду.

Русский народный костюм

Популярные сегодня темы

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881 гг.) относится к великим русским композиторам, чье музыкальное наследие входит в классическую шкатулку мирового творчества.

Язык является одним из важнейших органов чувств у человека, который позволяет распознать вкус различных предметов и позволяет осознать человеку, съедобен ли тот или иной продукт.

Мрамор – это горная порода, основной составляющей которой является кальций. Мрамор – это полезное ископаемое, которое образуется из известняка в результате воздействия физико-химических проце

Развитие письменности на Руси началось после изобретения славянской азбуки в 863 году двумя братьями: Кириллом и Мефодием. Оба великих просветителя были уроженцы города Салоники.

1. Через историю русского костюма показать жизнь человека, рассказать какую роль в ней играла одежда.

2. Учить по одежде определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус.

3. Познакомить детей с новыми словами, с названиями деталей старинной русской одежды.

4. Учить детей видеть историю в предметах, которые нас окружают.

5. Развивать образное мышление в устной работе.

Ход урока.

Этапы:

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного на прошлом уроке.

- На предыдущем уроке мы говорили об одежде. Напомните, для чего нужна одежда человеку? (Ее назначение: не только греет, защищает, украшает человека, но и показывает его место в обществе.)

Задание- игра “Одень куклу”.

Выбрать древнегреческую и древнеримскую одежду и одеть бумажную куклу. (Приложение 1 (pril1.zip)) (Древняя Греция: хитон, гиматий. Древний Рим: туника, тога).

- Почему у древних греков была такая открытая одежда? (Т.к. теплый, мягкий климат)

- Могла ли привиться римская одежда в других странах? В Европе? (В Европе суровый климат и такая одежда была бы холодной и неудобной)

III. Объявление темы и целей урока.

На Руси климат тоже был не жаркий – долгая зима и прохладное лето-, жил другой народ со своими обычаями и традициями. Поэтому одежда жителей Древней Руси была совсем другой. А какой она была – об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, его тема: “Как одевались на Руси”. На уроке мы узнаем как менялся костюм в разные века. Посмотрим, какую роль в жизни русского человека играла одежда.

IV. Новый материал.

1. 1. “По одежке встречают…” Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, женат – ли, замужем – ли, богат, или беден.

Это позволяло сразу решить как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

2. А называли в древности русские одежду – “одёжа”. И главной одёжей была русская рубаха. Предки считали, что одежда -это оберег. (слово “Оберег” выноситься на доску) оберег – значит оберегает. От чего оберегает? От непогоды, укрывает от “сглаза”, от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: Древние рубахи обязательно были длинные – ниже колена, имели почти закрытый ворот, длинные рукава до запястий.

Рубахи носили все : девочки и мальчики, юноши и девочки, мужчины и женщины, богатые и бедные.

2. Мужская одежда Х в.

По ходу рассказа, учитель вывешивает рисунки на доску в определенном порядке. (Оформление доски представлено в Приложении 2).

Крестьянскую рубаху шили из холста. Носили её на выпуск и подпоясывались узким поясом или цветным шнуром. Была одновременно и верхней, и нижней одеждой.

Так как одежда была праздничная и будничная, то на рубаху в особых случаях надевали зарукавья (все подчеркнутые слова выноситься на доску) и съемные круглые воротники.



Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Порты или штаны были неширокие, суженные книзу, завязывались на поясе шнуром.

3. Женская одежда крестьян.

Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.

Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).

Чем занимались крестьяне? Они работали, и во время работы можно было подвернуть углы понёвы и засунуть за пояс, чтобы не мешали движениям.

верхней одеждой была запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Запона была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу.



Береста – верхний слой коры содранный с березы. Его разделяли на полоски и плели лапти. (Показ лаптей: из осины лапти светлые, из березы – желтые) Но брали кору не только березовую, но и липовую, и осиновую, и других деревьев. В разных местностях плели разными способами (с бортиком и без).

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.

Практическая работа: одевание онучей и лаптей на ученика.

Рассказ во время одевания:

Онучи обматывались вокруг ноги определенным способом, покрывая низ штанов. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально между делом. Но лапти не долго служили. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4, летом в поле – за 3 дня. Собираясь в дальний путь с собой в дорогу брали много запасных лаптей. Есть пословица: “В дорогу идти – пятеры лапти плести”.

А купцы и знатные люди носили сапоги.

5. Одежда знатных людей.

Женщины богатые, знатные на рубашку надевали одежду называемую свита. Она была с широкими рукавами. В холодное время носили плащи.

Ученые узнали из рукописных книг о том, какая была одежда у князя (князь – правитель области, предводитель войска).

На князе свита зеленого цвета с золотыми зарукавьями. Синий плащ корзно с золотой каймой (такой плащ носили только князья) на красой подкладке. На голове – круглая шапка с мехом. На ногах – зеленые сапоги из очень мягкой кожи.



6. Повторим, что было общего в одежде крестьян и богатых, знатных людей? (Все носили рубахи)

Были рубахи повседневные и праздничные.

Повседневные рубахи почти не украшали – только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом “разговоре”, на ней языком орнамента- повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч.

Чтение таблицы. (На доску вывешивается таблица символов)


С охранной целью носили обереги (фигурки) на шнуре или на поясе. Конь – символ добра и счастья, мудрость богов. Ложка – сытости и благополучия. Ключ – помогал сохранить и преумножить богатство. А обереги в виде оружия были чисто мужскими.

Творческое задание – каждому ученику выдаются бумажные шаблоны в виде рубахи и красные карандаши.

Объяснение задания: представим себя мастерицами того времени и “вышьем” на рубахах рисунок, запишем символами свои просьбы. Подумайте, какая будет у вас рубаха: будничная или праздничная.

(После выполнения задания, несколько учеников показывают свои работы перед классом и расшифровывают символы).

- А теперь заглянем в XV-XVII в.в. и узнаем, как одевались люди Московской Руси.

Мужская одежда.

мужчины стали носить кафтаны. Они были очень разные. Одни короткие, другие длинные из узорчатых дорогих тканей. На некоторых делали отделку петлицами, пришивали металлические, деревянные пуговицы. На других красиво вышивали воротник и низ рукавов золотом и серебром.

Исконно русской одеждой была шуба. Ею, как ценным подарком, награждали за хорошую службу.

Сверху шубы покрывались тканью, а подкладкой служил мех соболя, лисицы, песца. Шубу застегивали на шнуры.

На Руси зима была холодная и шубу носили все. А некоторые бояре и дворяне надевали шубу летом и не снимали ее даже в помещении, как признак своего достоинства.



8. Женская одежда.

Богатые женщины носили летник – одежда расширенная книзу. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые только до локтя, дальше они свободно свисают до пояса. Внизу их расшивали золотом, жемчугом, шелком.

посмотрите на рисунок и скажите ,как называется эта одежда? (Сарафан).



Сарафан – это платье без рукавов, надевали поверх рубахи с длинными рукавами.

- Как вы думаете, чьей одеждой был сарафан, крестьянок или богатых женщин?

Дело в том, что сарафан, как предполагают ученые, изучающие историю костюма, сначала был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка и бархата. Сарафаны богато украшались вышивкой, драгоценными камнями.

Включается русская народная мелодия. В класс входит женщина в русском костюме.

“А сама-то величава, выступает, будто пава” . И действительно, женщина в сарафане не идет, а “выступает”, величественно и плавно.

Физминутка. Игра –хоровод на слова:

“Как на нашем на уроке, Красный русский сарафан
Вот такой ширины, Вот такой узины,
Вот такой красоты. Подпевай скорее ты:
Сарафан, сарафан, красный русский сарафан!”

Женщина в костюме одевает душегрею. – Поверх сарафана одевали душегрею - (душу греет) короткая, широкая одежда.

9. Головные уборы. Обратите внимание на головной убор нашей русской красавицы. Называется он кокошник – это убор замужней женщины. Это был самый нарядный головной убор, его вышивали жемчугом.


В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком. Только завязывался он не под подбородком, как мы привыкли, а другими способами.

Практическая работа. Перед классом шести ученицам повязываются платки, каждой особенным способом. Пример [3, с. 380]

А какие прически носили в Древней Руси?

Молодые девушки носили распущенные волосы. Но не удобно работать, стирать, готовить еду с распущенными волосами, поэтому они стягивали их налобной повязкой (показ). Еще заплетали волосы в косу – непременно одну – в знак того, что пока холостая – одна). Две косы разрешалось плести только замужним женщинам. Их обертывали вокруг головы.

Девичья коса считалась символом чести. Дернуть за косу – означало оскорбить.

10. XVII1 в. Пропутешествуем в XVIII век.

В России становиться царем Петр I и многое меняется в государстве, изменилась и одежда.

Петр запретил боярам, всем богатым людям носить старый русский костюм и вместо него приказал мужчинам носить короткий прилегающий кафтан и камзол , длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы и сбрить бороды.

посмотрите на этот и на прежний костюм бояр. Они совсем разные.

Представьте себе, сейчас наш президент издает указ о том, чтобы все мужчины и мальчики носили юбки и платья. А девочкам приказал бриться наголо. Понравилось бы вам? Вот и в то время указ Петра многим не нравился.

Женский костюм отличался пышностью и богатством. Женщины носили платья с глубоким воротом, такой ворот назывался – декольте. Платья были приталенные с широкой юбкой. Носили корсажи, чтоб быть стройнее.

Обязательно одевали парик и туфли на высоких каблуках. Такую одежду должны были носить люди окружавшие царя, а кто не хотел подчиняться государственным указам – принуждали силой, штрафовали.

Всем остальным разрешили носить старо-боярскую одежду, в том числе и сарафан. Вот так сарафан стал любимым женским нарядом простого народа. (Рисунок сарафана перевешивается )



V. Проверка усвоения нового материала.

На уроке мы с вами посмотрели, как со временем менялся русский костюм.

    • Сохраняла от холода
    • Оберег – оберегала от темных сил
    • Украшала человека
    • Показывала его место в обществе.
      • Богатый или бедный человек
      • Отличить девушку от замужней женщины
      • Праздничная одежда или будничная

      Задание 1: по иллюстрации попробуйте определить, кто перед вами.

      Задание 2: из иллюстраций на доске выберите тот костюм, который вам понравился больше других и назовите все детали этого костюма.

      Как и всё на свете, “говорящие” одежды рождаются и умирают. И сейчас мы носим совсем непохожую одежду на ту, что носили раньше. Но мы можем и в наше время увидеть людей, одетых а русский народный костюм. Где мы можем это сделать? (На народных праздниках, на концертах, в кино).

      Некоторые элементы русского народного костюма используются в современной одежде. (Летом носим сарафаны, одеваем платки, шали, рукавицы, вышивка и т.д.)





      VI. Подведение итогов. Домашнее задание.

      - Что интересного узнали на уроке?

      Домашнее задание:

      1. Текст в учебнике на с. 63, ответить на вопросы.

      2. Отгадать кроссворд (выдается каждому ученику). В нем зашифрованы названия элементов Древнерусской одежды.

      Презентация по окружающему миру

      История об одежде Древней Руси.История одежды с древнейших времен до наших дней как зеркало ,в котором отражается вся история человечества.Pусь 10 - 17 век. Одежда на Руси в допетровское время.Старинная русская одежда представляет собой с первого вида большую сложность и разнообразие; но, присмотревшись к частям ее, легко узнать во множестве наименований большее сходство. Вообще одежда была одинакова по крою как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ КАК ЗЕРКАЛО ,В КОТОРОМ ОТРАЖАЕТСЯ ВСЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      большую сложность и разнообразие; Старинная русская одежда представляет собой с первого вида но, присмотревшись к частям ее, легко узнать во множестве наименований большее сходство. Вообще одежда была одинакова по крою как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. По подолу и по краям рубахи окаймлялись тесьмами, расшитыми золотом и шелками. У простонародья были холщевые. У знатных и богатых – шелковые.

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Женский костюм состоял из рубахи( иногда не одну — была ещё исподняя), набедренную одежду — панёву, сарафан, пояс, обувь, головной убор и украшения.

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Головные уборы отличались у девушек и замужних женщин. Кокошник появился в 13 веке и был, заимствован у фино-угорских народов.

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      ОБУВЬ Все виды делались из телячьей кожи, из коровьего опойка, из конской кожи, из персидского и турецкого сафьяна у богатых. Обувь простого народа была – лапти из древесной коры. Обувь людей с достатком составляли сапоги, чеботы, башмаки и ичтеги.

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Русская мужская и женская одежда средних веков имела незначительные различия, не имела размеров (поэтому обычно была свободной). Ввиду особенностей климата помимо нижней одежды поверх обычно одевалась ещё и верхняя, в зависимости от времени года душегрейка, телогрейка, тулуп или шуба. На рубаху и штаны надевались три одежды, одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если же нужно было идти в гости или принимать гостей, то надевалась на нее средняя; третья была накидная для выхода. Неизменным атрибутом мужчин были борода и усы, а женщин длинные косы.

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      ЗИПУН (ИСПОДНЯЯ ОДЕЖДА) Зипун – узкое платье, короткое, иногда достигавшее до колен. У людей простых и небогатых зипуны делались из крашенины, у людей состоятельных – из легкой шелковой материи, например тафты, часто с белыми пуговицами.

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      ШАПКА Русская шапка была четырех родов: Следуя восточным обычаям носили маленькие шапочки, называемые тафьями. Другой вид шапки – остроконечный – назывался колпаком. Третий род шапок был – четырехугольная низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы. Четвертый род шапок был так называемые горлатные шапки – исключительная принадлежность князей и бояр. По шапке можно было узнавать происхождение и достоинство. Высокие шапки означали знатность породы и сана.

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Вместо длиннополой традиционной одежды дворяне одевали тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шёлка. Рукава были украшены золотым шитьём и жемчугом. карман. Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, подчас даже бриллиантами. Обязательными предметами туалета были перчатки и

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Не менее сложными и дорогими были и женские наряды. Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на неё платье ( её талия казалась очень узкой ). Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена.

      Презентация по окружающему миру "Одежда Древней Руси" (3 класс)

      Презентация по окружающему миру

      Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. В связи с этим у дамы из высшего общества имелось всегда огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, во время московского пожара сгорело четыре тысячи платьев. Когда же она умерла, после неё осталось ещё пятнадцать тысяч платьев. Платья украшались огромным количеством драгоценностей.

      Люди начали носить одежду очень давно. С тех времён и до настоящих дней её вид менялся много раз. Это происходило из-за развития традиций, изменений климата и многого другого.

      Вид одежды, которую сейчас мы носим, менялся множество раз, ведь люди стали носить одежду очень давно. Менялись традиции, климатические условия и много другое, все это сказывалось на одежде наших предков. Изучение одеяния всегда увлекательно. История одежды для детей может открыть малышам много интересных фактов о привычках и образе жизни наших предков.

      Как организовать рассказ об одежде детям

      Вовлечение ребенка в совместный рассказ об одежде — лучший метод усвоения информации и хороший вариант для времяпровождения со взрослым. Начиная с доисторического быта людей поразмышляйте с ребенком на тему того, какую одежду в условиях конкретного периода времени мог носить человек. Таким образом удастся воспроизвести историю одежды для детей.

      Девочка слушает

      Заранее подготовьте:

      1. Распечатанные изображения первобытных людей, жителей Древней Греции и Древней Руси, модниц эпохи Возрождения и моды конца 19 века, когда мужчины носят цилиндры на голове, а женщины — элегантные платья.
      2. 2 шаблона мужчины и женщины и 2 шаблона рубах для них из белой бумаги (для одного ребенка).
      3. Красный фломастер или маркер.

      Материалы для презентации перечислены ниже.

      Первобытное общество

      Сейчас чаще выбирают ту одежду, которая выглядит красивее, при этом у нас есть возможность сделать одежду удобной. Но первобытные люди думали о том, как защитить себя от холода.

      Пещерный человек

      Задайте ребенку вопрос: какую одежду мог выбрать пещерный человек? Тогда не было инструментов, тканей и ниток, да и шить люди еще не умели. Условно можно распределить возникновение первой одежды по этапам:

      1. Изначально люди для защиты от укусов насекомых и плохой погоды обмазывали свое тело жиром, глиной и землей.
      2. Первая одежда была из листьев растений, которая сплеталась прочной травой.
      3. Позже начали использовать шкуры животных. Для их обработки уже требовались скребки и ножи.

      Первая примитивная одежда была в виде прямоугольного куска шкуры или переплетенных растений. Их набрасывали на бедра или обматывали вокруг туловища. Предложите ребенку обернуть себя покрывалом или широкой шалью.

      Чуть позже появились иголки из камня, с помощью которых люди могли сшивать несколько кусков шкуры.

      Древний мир

      Со временем люди научились прясть и изготавливать ткани из растительных волокон и шерсти. Фасон одежды становился сложнее и менялся в зависимости от климата, где жил человек. Мужчины и женщины одевались похоже. И те и другие носили что-то похожее на плащ или платье, отличалась только длина.

      В Древней Греции все одевались в тунику, поверх которой повязывали ткань, прихватывая ее на одном плече.

      Греческая туника Хитон

      В Древней Руси мужчины носили рубахи и порты (широкие штаны). Рубаха была немного выше колен и подвязывалась тонким поясом. Женщины носили длинную рубаху до пят, передник или пояс. Так одевались крестьяне, всю одежду они шили сами изо льна, а после обязательно вышивали на ней узоры чаще красного цвета. Знатные особы носили шелковые наряды. Материалы привозились из других стран купцами.

      Подготовьте заранее шаблоны в виде мужчины и женщины и отдельно рубахи: одну на рост бумажной куклы, вторая — покороче для мужчины. Предложите ребенку нарисовать узор на одежде красным фломастером, представив, что они его вышивают.

      XVI-XIX века

      Платья с корсетом 19 век

      Люди придумывают одежду с целью украшения себя. В Европе придумали специальный каркас, поверх которого надевалась юбка, а талия очень сильно сдавливалась корсетом. Часто женщины в такой одежде падали в обморок.

      Появилась мода на высокие прически. Их носили и женщины и мужчины. Иногда парикмахеры сооружали на голове целые корабли или вазоны с цветами.

      Предложите ребенку примерить на голову большую мягкую игрушку и постараться удержать ее равновесие.

      С конца 19 века одежда становится менее объемной и на более утонченной. Женщины носят приталенные элегантные платья, а мужчины длинные фраки и высокие шляпы — цилиндры. Позже начинают производить, в первую очередь удобную одежду. Женщины начинают носить брюки.

      Первые ткани разных стран

      Первыми тканями, которые освоил человек стали:

      Шелк впервые начали изготавливать в Китае. Неизвестно, где впервые начали создавать льняное полотно. Одежду из него носили в Древнем Египте и Ближнем Востоке. Нити из хлопка первыми научились получать в Индии, а шерсть начали изготавливать одновременно в Китае и Вавилоне.

      Возделывание льна в древнем Египте

      Сначала их изготавливали вручную, а потом при помощи специальных машин.

      Для знакомства детей с первыми тканями можно подготовить презентацию.

      Для этого понадобится:

      • листы A4 (ламинированные или плотный картон);
      • клей;
      • лоскуты тканей (льняные, шерстяные, шелковые и хлопковые);
      • бумага с узорами;
      • ножницы.

      Для начала нужно подготовить несколько трафаретов одежды: платье, рубашка, брюки, косынка, юбка и блузка. По ним вырезать из лоскутов тканей фигуры и наклеить каждый вид ткани на отдельный лист A4.

      Отдельно подготовить распечатанные фотографии:

      • овец, альпаки, верблюда, ангорской козы и ламы для примера шерсти;
      • хлопчатника для хлопка;
      • растений льна;
      • тутового шелкопряда.

      В картинках дети наглядно увидят источник получения тканей. Дополнительно для ребят постарше можно рассказать с помощью изображений технологию получения тканей.

      Сказка о том, как рубаха изо льна выросла

      Лен растет на севере и в умеренном климате, ему не надо много солнца и воды. Он дождется дождя без капризов.

      Из чего делают льняные нитки?

      Семена всходят и на стебельке появляется метелка. Внутри ствола образуется мягкая ткань, которая называется луб. Эта часть очень гибкая и прочная, поэтому ее используют для ниток.

      Как собирают и обрабатывают лен?

      Нити получатся только из того льна, который не успел созреть. Поэтому люди придумали вырывать стебли раньше срока и оставлять их на земле на пару недель. За это время семена созревают, а луб остается таким же мягким и пластичным.

      Теперь лен нужно высушить и делают это в специальных машинах-мялках, которые его мнут. При этом луб отделяется от стебля. Для того чтобы получить тонкие волокна луб, нужно растрепать. Машина, которая помогает это сделать называется трепалка.

      Из полученных волокон будут прясть нитки, а из ниток на ткацкой фабрике — ткани.

      Немного фантазии взрослого и рассказ об одежде получится увлекательным и запомнится на всю жизнь ребенку.

      Читайте также: