Сообщение о старике хоттабыче

Обновлено: 18.05.2024

Книга Лазаря Лагина, впервые вышедшая в свет в 1938 году, а потом не раз переработанная автором, на протяжении многих десятилетий была любимым детским чтением. Популярность истории про джина Гассана ибн Хоттаба и выпустившего его из кувшина советского пионера Вольку Костылькова резко возросла после выхода в 1956 году фильма Геннадия Казанского "Старик Хоттабыч".

Лазарь Иосифович Гинзбург (именно такой была его настоящая фамилия) родился ровно 118 лет назад в белорусском городе Витебске, где, как известно, в ту пору на 17 церквей приходилась 51 синагога.

Семья его мало чем отличалась от сотен других еврейских семей этого дореволюционного местечка – большая (Лазарь был старшим из пятерых детей Иосифа Файвелевича и Ханы Лазаревны) и очень бедная.

Мать занималась скромным бытом, отец за копейки перегонял плоты по Западной Двине. Правда, вскоре отец Лазаря решает что-то срочно менять и перевозит семью в город покрупнее – Минск, где, заняв у всех денег, открывает скобяную лавчонку.

Лазаря отправляют в хедер – еврейскую религиозную начальную школу, но позже переводят в обычную школу, закончит которую он аккурат в разгар Гражданской войны.

16-летний подросток отправляется на фронт и, несмотря на скобяную лавчонку отца, чувствует себя, конечно, потомственным голодранцем, поэтому примыкает к отрядам красных.

Отлично зарекомендовав себя в боях, Лазарь уже через год получает партийный билет, а следом и первое по-настоящему серьезное партийное задание – создать разветвленную сеть комсомола в Белоруссии.

Он становится одним из главных руководителей белорусского комсомола, а параллельно посвящает себя духовным исканиям. Полюбив в окопах Гражданской войны больше всего два занятия – петь и писать стихи, он пробует себя и в том, и в другом. Поступает в Минскую консерваторию, но через год бросает, не в силах осилить музыкальную теорию.

И даже удостаивается похвалы, хотя в дальнейшем будет весьма скромно говорить о себе как о поэте:

Именно здесь у Лагина рождается идея сказки о старике Хоттабыче, которую в наши дни знают буквально все.

Юный пионер Волька Костыльков вылавливает из Москвы-реки старинный кувшин, открывает его и выпускает наружу джинна, которому три с половиной тысячи лет. И приключения начинаются.

Фильм про приключения джинна Хоттабыча и пионера Вольки Костылькова был снят в 1956 году и представлял собой сильно сокращённую вторую версию книги с некоторыми сюжетными изменениями.

В оригинальной книге у Вольки Костылькова было два друга — Женя Богорад и Серёжа Кружкин. Отец Серёжи был сотрудником НИИ овцеводства, а сам Серёжа однажды по воле Хоттабыча превратился в барана вместе со всеми работниками и посетителями парикмахерской, где посмеялись над бородатым Волькой.

Из издания 1955 года Серёжа исчез, правда, по художественным соображениям — в сюжете ему уделялось мало внимания, в основном, он терялся на фоне своих друзей. Серёжа был вычеркнут вместе со всей главой про приключения в парикмахерской.

В фильме Волька вообще не обрастал бородой для похода на сеанс 16+, а его друг Женя был отправлен Хоттабычем в Индию не после встречи в кинотеатре, а сразу после того, как отругал Вольку за провал на экзамене.

В первой книге не было и учительницы географии Варвары Степановны, которой Хоттабыч сулил страшные кары за несданный Волькой экзамен, она появилась только во второй редакции и в фильме.

Во второй редакции появился противный Гога Пилюкин. За любовь к сплетням, дразнилкам и вранью Хоттабыч наказал Гогу: он начинал лаять, как только задумывал сказать гадость. В книге колдовство джинна разгадал старый доктор, в фильме Хоттабыч расколдовал мальчика сам, строго наказав ему больше никогда не сплетничать и не ябедничать.

Обычный мальчик Волька Костыльков из оригинальной книги и после переработки издания стал кристально честным, политически подкованным и идеологически правильным пионером. Если в 1938 году он радуется возможности сдать экзамен по географии с подсказками Хоттабыча, то в 1955 году говорит, что советские пионеры против подсказок и более того — организованно с ними борются.

Судьба этого каравана в каждом произведении была своя: в обеих книгах Волька делает анонимный подарок Госбанку, только во второй редакции подарок после этого исчезает, и Хоттабыч целиком стирает у всех из памяти историю с караваном. В фильме караван привез не золото, а пряности, которые Волька собрался передать в гастроном, но обиженный Хоттабыч просто растворил караван в воздухе.

К 50-м годам у СССР и Индии сложился крепкий дипломатический союз, поэтому во второй книге и фильме советского пионера Женю индусы встретили с восторгом и почестями. А вот с Китаем отношения, наоборот, испортились, поэтому в книге и фильме китайского фокусника Мея Ланьчжи на арене цирка заменил Афанасий Сидорелли.

Добавляя, Лагин заработал себе инфаркт, но в 1953 году все-таки сдал собственноручно исправленный вариант, где уже были выпады в адрес империализма, США, постколониальных властей Индии и многое другое.

Не побывали герои фильма и в Италии, в которой жили бедные, но честные рыбаки. В первой книге Италия страдала от безработицы под властью Бенито Муссолини, во второй — под властью капиталистов рабочие бастовали против иностранных военных баз.

Зато в фильме Волька, Хоттабыч и Женя по пути из Индии оказались в сочинском санатории им. Орджоникидзе и познакомились с отдыхающими передовиками производства, чего не было в оригинальной книге, но появилось во второй редакции.

В первой книге герои мирно долетели на ковре-самолёте до Москвы, а в отредактированной версии и в фильме часть пути была проделана на обычном самолете. Причём, в фильме Хоттабыч чуть не устроил авиакатастрофу, заглушив очень шумевшие двигатели самолёта.

Не было в кино и сварливого брата Хоттабыча — Омара Юсуфа, улетевшего на Луну, но застрявшего на орбите Земли. Во второй версии книги была добавлена глава про попытку спасения Хоттабычем этого необычного спутника.

Обе версии книги заканчиваются одинаково: Хоттабыч увлекается радио, мечтает устроиться радистом на какую-нибудь полярную станцию, а заодно изучает теорию радиотехники. Финал фильма совсем другой: после волшебных фокусов в цирке Хоттабычу поступает предложение стать штатным цирковым фокусником, которое джинн с радостью принимает.

ФИО автора: Лагин Лазарь Иосифович

Название: Старик Хоттабыч

Жанр: Сказочная повесть

Год написания: 1938 год


Главные герои

Волька Костыльков – семиклассник, умный, любознательный, порядочный и принципиальный мальчик.

Старик Хоттабыч – могущественный джинн, добрый волшебник.

Женя Богорад – пионер, лучший друг Вольки.

Омар Юсуф – брат Хоттабыча, злой, коварный и хвастливый.

Сюжет

Однажды простому советскому пионеру Вольке Костылькову невероятно повезло: во время купания в озере он достал со дна древний кувшин с джинном по имени Гассан Абдурахман ибн Хоттаб. После освобождения от многолетнего заточения в кувшине джинн поклялся мальчику в верности, и с этого момента в Москве стали происходить удивительные вещи.

План пересказа

  1. Волшебный кувшин.
  2. Знакомство с джинном.
  3. Хоттабыч сталкивается с советской реальностью.
  4. Женя находит брата Хоттабыча – Омара, и чуть не погибает от его рук.
  5. Хоттабыч защищает Женьку и отправляет брата в космос.
  6. Хоттабыч становится учеником.

Главная мысль

Человек своими руками способен сотворить такие чудеса, которые будут не под силу ни одному волшебнику.

Чему учит

Учит быть смелым, решительным, открытым для новых знаний. Также учит всегда помогать тем, кто попал в беду и заступаться за слабых.

Отзыв

Поведение Вольки заслуживает большого уважения: он помогает джинну приспособиться к новой жизни, объясняет, как важно совершать добрые дела. Под влиянием мальчика начинает меняться в лучшую сторону и сам джинн.

Рисунок-иллюстрация к сказочной повести Старик Хоттабыч

Рисунок-иллюстрация к сказочной повести Старик Хоттабыч.

Пословицы

  • Воля и труд дивные всходы дают.
  • Что мне золото, светило бы солнышко.
  • Землю красит солнце, а человека труд.

Что понравилось

Очень понравилось, как Хоттабыч делился своими познаниями в области географии на уроке в школе и как из-за его вмешательства Волька провалил экзамен.




Старик Хоттабыч был маридом — эти высшие джинны могли быть как злыми, так и добрыми, были способны предсказывать будущее и помогать в достижении целей. Выглядели они как высокие бледные люди с белыми бородами, умели выпускать огонь из ноздрей и превращаться в эфирные летучие существа. Но именно мариды часто становились пленниками разных предметов: например, кольца или лампы — в сказке про Алладина или бутылки — в истории с Хоттабычем.



Исламский пророк и иудейский царь Сулейман ибн Дауд, которому Хоттабыч служил и был рабом его кольца, более известен как царь Соломон. Он обладал необычайной мудростью, умел разговаривать с животными, управлять ветром и обладал властью над всеми существами, включая джиннов. Братья Хоттабовичи не захотели больше быть под властью Сулеймана, за что и были наказаны заточением в бутылки.


Асаф ибн Барахия (Бурхия), которому Сулейман приказал насильно доставить джиннов к царю, действительно был визирем и одним из ближайших сподвижников царя Соломона. Мавзолей Асафа ибн Бурхии — одна из главных достопримечательностей киргизского города Ош.



Так как Хоттабыч был родом с Ближнего Востока — борода была для него необходима. В исламе отращивание бороды было обязательным или желательным, а бритьё запрещалось. Как и у многих других народов, борода была символом мужественности, власти и мудрости, но одновременно и старости. Поэтому почти все знаменитые волшебники и древние колдуны были бородатыми: Мерлин, Черномор, Гендальф, Дед Мороз, Дамблдор и другие. Выдирать из бороды волоски для исполнения желаний было фирменным знаком Хоттабыча — остальные обходились другими проводниками магии. Однако, Хоттабыч умел переносить магию в пальцы и одним щелчком совершать чудеса без помощи бороды и заклинаний. Так что выдирание волос, скорее всего, было просто частью привычного, но необязательного ритуала…


Джинны в своей доброй ипостаси, конечно, могли выполнять желания и защищать людей, но чаще всего они делали это только в сказках, причем, европейских. В арабских мифах и легендах они обычно только наказывали неугодных, а в обмен на исполнение желания забирали душу. Зачастую джинны исполняли желание так буквально, что одно это уже становилось наказанием.

Для того, чтобы задобрить или избежать джиннов, у многих мусульманских народов есть свои приметы. Считается, что джинны собираются в ночное время в развалинах, на пустырях и около стоячей воды, встречаются в банях и туалетах и таких мест необходимо избегать. В домах с наступлением ночи не убираются, не смотрятся в зеркало и не заглядывают в ёмкости с маcлом. А также всегда прикрывают рот при зевании и съедают натощак по семь фиников.

Лазарь Лагин

Главные герои

В произведении несколько главных героев. Их описание и краткая характеристика выглядят следующим образом:

Главный герой

  1. Волька Костыльков — советский пионер лет 12−13, который переходит в 7 класс. Очень сознательный, порядочный, честный и принципиальный, умный, любознательный и добрый мальчик. Живёт в Москве со своей семьёй. Увлекается астрономией и состоит в астрономическом кружке, превосходно умеет плавать и нырять. Верный друг.
  2. Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб — тощий и смуглый старец с бородой по пояс. Добрый, быстро привязывается к своим юным друзьям, эмоциональный, иногда вспыльчивый, лукавый, не прочь прихвастнуть. Ему 3733 года. До заточения в кувшине он служил у Сулеймана ибн Дауда, но вместе со своим братом ослушался его, за что и лишился свободы. Поначалу считает, что счастье заключается в золоте, драгоценностях и роскоши, но благодаря Вольке меняет своё мнение и становится полноценным советским гражданином. Умеет превращаться в золотую рыбку и становиться невидимым, а чудеса творит, вырывая из своей бороды несколько волосков и шепча заклинание. На протяжении всей истории одет в парусиновый костюм, вышитую сорочку и шляпу канотье. Образ старика Хоттабыча дополняют розовые сафьяновые туфли с загнутыми носками.
  3. Женька Богорад — лучший друг Вольки, круглолицый, коренастый, курносый мальчик. Такой же умный, добродушный, смелый и справедливый, как Волька.
  4. Омар Юсуф ибн Хоттаб — брат Хоттабыча, являющийся его противоположностью: он злой, хитрый, коварный, хвастливый, самонадеянный и неблагодарный, а долгие годы в кувшине только ожесточили его. Но, несмотря на это, Хоттабыч очень к нему привязан и беспокоится за него.

Также в сказке участвуют второстепенные герои, которые хоть и играют незначительную роль, но не менее яркие, чем главные персонажи. Среди них:

  • семья Вольки — папа Алексей Алексеевич, мама и заботливая бабушка;
  • директор школы Павел Васильевич и учитель географии;
  • господин Ванденталлес — толстый, краснолицый, жадный и подлый иностранец;
  • Джованни, Пьетро и Христофоро — добрые и бедные рыбаки с берегов Италии.

Все эти персонажи так или иначе участвуют в приключениях Вольки и старика Хоттабыча.

Краткое содержание

Рано утром семья Костыльковых переезжала в новую квартиру. После этого Волька решил искупаться в ближайшей реке. Он хотел уже вылезать из воды, как вдруг наткнулся на старый глиняный сосуд на дне. Подумав, что там может быть клад, мальчик поспешил домой. Когда он в своей комнате откупорил кувшин, его вдруг подбросило к потолку бесшумным взрывом, отчего он повис на крюке от люстры, помещение наполнилось едким дымом, а на полу появился кланяющийся старичок. Так мальчуган и познакомился с Хоттабычем.

Мальчуган и старик Хоттабыч

За своё спасение джинн поклялся исполнять все его желания. Но пропасть между волшебником из древних времён и советским пионером была огромна, из-за чего они постоянно попадали в курьезные ситуации:

Старик хоттабыч читательский дневник

На этом приключения главных героев не заканчивались…

Загадочное кольцо

Загадочное кольцо

В комиссионном магазине Хоттабыч заметил у одного толстого краснолицего господина кольцо, которое, как он думал, принадлежало раньше его хозяину Сулейману ибн Дауду. Так как джинн был рабом кольца, он должен был исполнять любые приказания своего повелителя. Он пошёл за господином — иностранцем Ванденталлесом.

Вскоре выяснилось, что это самое обычное кольцо. Испытывая неловкость, Хоттабыч всё-таки решил одарить господина драгоценностями. Но когда старик увидел, насколько этот человек жадный и бестактный, он разгневался и наказал его.

Поиски Омара Юсуфа

Поиски Омара Юсуфа

Хоттабыч грустил из-за того, что его брат так и не спасён из заточения, поэтому вместе со своими юными друзьями отправился на его поиски. Они прибыли в Италию. Пока Хоттабыч, обернувшись рыбой, искал кувшин с братом на дне Средиземного моря, проголодавшихся Вольку и Женю накормили ухой добрые рыбаки. За это Хоттабыч одарил их двумя чемоданами, в которых никогда не заканчивается рыба.

Но на следующий день юного рыбака Джованни, идущего по улице с красивым чемоданом в руке, заметил тот самый господин Ванденталлес, который тоже прибыл в Италию

. Он оговорил юношу, якобы тот украл чемодан у него. Разумеется, в полиции охотнее поверили богачу, чем бедному рыбаку. К счастью, в это время появился Хоттабыч, а злодеи получили по заслугам.

Хоттабыч же продолжил дружить с ребятами и захотел учиться, чтобы не отставать от жизни. Друзья рассказывали ему всё, что узнавали в школе. Также он заинтересовался радиотехникой и вместе с Волькой решил стать радиоконструктором.

Основная мысль

Книга про старика Хоттабыча

Проводя анализ произведения, можно выделить его главную мысль: человека красят не золото и богатство, а его добрые дела. Собственным трудом можно совершить чудеса, какие не под силу ни одному волшебнику.

Сказка учит быть смелым, честным, решительным, открытым для новых знаний. Показывает, что нужно защищать слабых и помогать тем, кто попал в беду. Также она учит, что все люди равны, нельзя быть собственником, нужно уметь делиться с окружающими. Жадность, невежество и глупость всегда будут наказаны.

Отзывы для читательского дневника

Мне очень понравилась эта добрая сказка. Особенно на меня произвела впечатление глава, в которой старик Хоттабыч летал на ковре-самолёте. Настоящие чудеса и сказочные предметы здесь удивительным образом вписываются в привычный быт школьника.

Правда, из-за появления джинна всё в его жизни сначала летит кувырком. Но Хоттабыч не со зла заставляет Вольку попадать в нелепые ситуации: он хочет как лучше, искренне желает помочь ему с экзаменом, от всего сердца дарит ему драгоценности и не понимает, что делает не так. Видно, как автор в своём сочинении выписывает образ Хоттабыча с нежностью и любовью, благодаря чему читатель тоже привязывается к этому трогательному и забавному персонажу.

Я с удовольствием прочитал эту чудесную сказку о добре и волшебстве, сопереживая персонажам. Пожалуй, многие из нас мечтали, как хорошо было бы однажды найти кувшин с джинном и загадать ему три желания! Такой шанс выпал главному герою Вольке Костылькову, но вместе с чудесами на него свалилась и куча проблем. Ведь сначала нужно было перевоспитать Хоттабыча, объяснить, почему богатства не всегда делают человека счастливым, показать, что рабства в нашем мире уже не существует…

В этой повести мне больше всего понравился Волька: его поведение заслуживает уважения. Он помогает джинну приспособиться в новом незнакомом для него мире, под его влиянием тот меняется в лучшую сторону.

Это очень весёлая и интересная книга. И хотя она довольно объёмная, но очень легко и быстро читается, а при чтении в воображении рисуются яркие образы с восточным колоритом. Почти из каждого приключения главных героев можно извлечь какую-либо мораль.

Читайте также: