Сообщение о спектакле кратко

Обновлено: 02.07.2024

Театр представляет собой самый насыщенный вид деятельности человека, где в одно целое гармонично слились разные виды искусства. Возникновение театра было связано с глобальным расцветом культурной и духовной жизни людей. Предпосылками появления такого вида искусства стали ритуальные праздники, проводившиеся в эмблематической форме. Уже в древности люди искусно изображали разные явления и ситуации. Но обрядовые постановки не представляли собой отдельное направление в искусстве. По мнению многих специалистов, организованные театральные постановки возникли только тогда, когда появился зритель. Ведь именно человек со стороны, мог справедливо оценить увиденную постановку. Главная цель театрального спектакля, заключается в том, чтобы зритель смог понять и проанализировать проблематику постановки, дав в конечном итоге свою субъективную оценку.

Античный театр

Первый театр был основан аж в 534 году до нашей эры, знаменитым античным поэтом Фэспидом. Тогда все спектакли делились лишь на два основных типа-трагедийные и комедийные. Действо всегда носило мифологический или исторический характер. В актеры брали исключительно мужчин. Сценических костюмов у них не было, но иногда на лицо одевались громадные яркие маски. Декорации в древнем театре так не использовались. Женщин практически не пускали на представления, особенно на комедийные. В редких случаях, когда им всё-таки удавалось отстоять свое и попасть в театр, их садили отдельно от остальной аудитории, как правило, на задних рядах.

Для греков работать в театре считалось очень престижным занятием, но римляне всячески презирали это, порой даже стыдясь прийти на представление.

Зачастую греческие драматурги соревновались друг с другом. Кроме жюри, в выборе полного победителя принимал участие зритель.

Помимо основного театра существовал ещё один, народный. Он был предназначен для выступления различных бродячих артистов или самоучек. Они организовывали свои творческие группы и представляли вниманию зрителя сценки бытового характера, смотревшиеся очень реалистично. Зачастую представления имели неприличный грубый смысл. Плюсом такого театра было то, что в нем не было каких-либо ограничений. Женщины могли свободно посещать мероприятия и принимать участие в них. Актеры народного театра не надевали масок, чтобы зритель мог видеть живые эмоции.

Театры Европы

Вскоре литургические представления стали очень насыщенными и яркими. Все время в них вносились новые кардинальные изменения. На сцене начала активно отображаться жизнь святых со всеми их деяниями. Тексты для представлений писали талантливые поэты, под руководством христианской общины. В сюжете не допускалось неприличных или комедийных моментов.

Содержание

Театральный спектакль



Изначально спектаклем называлось произведение театрального искусства, в создании которого участвует театральный коллектив: актёры, художник-декоратор, композитор, гримёры, бутафоры и другие [1] . В процессе эволюции спектакля как художественной формы, с одной стороны, происходило разделение творческих функций между его создателями, с другой — по мере роста сценической культуры постепенно утверждался принцип ансамблевости, предполагавший согласованность игры всех исполнителей и обдуманное использование выразительных средств [2] . В современном драматическом театре созданием спектакля, в соответствии с собственным замыслом, руководит режиссёр-постановщик, объединяющий усилия всех участников постановки [3] ; режиссёрский замысел конкретизируется в работе с художником и композитором. В музыкальном театре постановкой спектакля чаще руководит дирижёр (в опере и оперетте) или балетмейстер (в балете) [4] [5] .

В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение — пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре — сочинение музыкально-драматическое: опера, балет, оперетта, мюзикл [6] .

Работа над созданием спектакля включает в себя: выбор и адаптацию пьесы или музыкально-драматического поизведения; распределение ролей в труппе с учётом возможностей актёров и их амплуа; определение мизансценического рисунка спектакля; работу режиссёров (дирижёра, балетмейстера) с актёрами в процессе репетиций; подготовку декорационного оформления спектакля, костюмов, реквизита, грима; подготовку музыкального и светового сопровождения.

Завершающим этапом работы над созданием спектакля является генеральная репетиция, которая проводится с использованием полного декорационного, музыкального (шумового) и светого офомления, заготовленного реквизита, в костюмах и гриме и, в отличие от всех предшествующих репетиций, на публике [1] .

Телевизионный спектакль

С развитием телевидения появился жанр телевизионного спектакля, или телеспектакля [7] . В СССР первый телевизионный спектакль был показан в 1938 году, но, поскольку видеозапись ещё не практиковалась, телевизионные спектакли, как и театральные, вплоть до начала 50-х годов разыгрывались непосредственно в эфире [8] . Лишь в 50-х появилась возможность записи телеспектаклей на киноплёнку при помощи кинорегистраторов [9] .

Телевизионный спектакль не является видеозаписью (телеверсией) театральной постановки, — это оригинальный спектакль, созданный в телевизионной студии, специально для телевидения [10] [11] ; и если театральный режиссёр в советские времена (когда актёры не могли работать в разных театрах одновременно) был ограничен труппой конкретного театра, режиссёр-постановщик телеспектакля мог приглашать актёров разных театров и даже киноактёров [12] .

Телевизионные спектакли ставили, как правило, театральные режиссёры (в том числе Анатолий Эфрос и Георгий Товстоногов) или специально работавшие на телевидении режиссёры с театральным образованием и опытом, как например Александр Белинский [13] , Давид Карасик и Александр Цуцульковский [14] , в различной степени, иногда очень скромной, используя возможности телевидения (или кинематографа), прежде всего крупный план [15] . Как и театральные, телевизионные спектакли разыгрывались в целом в замкнутом пространстве, в близких к театральным и достаточно простых декорациях, иногда и в интерьерах; в телеспектакль могли быть вмонтированы и натурные съёмки [11] .

Разновидностью телевизионного спектакля является телевизионный балет (телебалет), который точно так же представляет собой оригинальное, совершенно самостоятельное произведение, не имеющее своего сценического первоисточника, созданное специально для телевидения и по его законам [7] [16] .

Радиоспектакль

Фильм-спектакль

Параллельно разбору основополагающих общих концепций формирующаяся наука о театре должна была заняться и рассмотрением более конкретных проблем. Вслед за выработкой рабочей дефиниции особенностей театрального искусства встала задача создания истории предмета и метода его изучения. Для этого прежде всего было необходимо определить единицу измерения, первоэлемент театрального искусства.

Этой таксономической единицей избирается спектакль как динамическое целое.

В дальнейшем единица, избранная в качестве основы истории предмета, стала использоваться и как первоэлемент теоретических исследований, чем заведомо (в связи со сложностью и многоэлементностью) быть не могла. Тем не менее вплоть до появления структуралистов лотмановского призыва к этой проблеме не возвращались.

При этом сами определения, что же такое спектакль, вычленяются из общего русла анализа театра не без труда. Все же попытаемся это осуществить, собрав в подглавке относящиеся к проблеме суждения.

Изучение сценического искусства, по Сахновскому, должно происходить по трем проблемам: формы, материала и содержания.

В раздел формы театра входит «изучение характера, в котором протекает спектакль, анализ его линии и форм, того стиля, который проявляется в движениях, костюме, париках, архитектуре, рисунке декораций. Все это вместе образует стиль спектакля, все это и есть та сценометрия, которая дается формальным анализом формы спектакля.

Проще обстоит дело с сечением по линии материала. Тут нужно исследовать самые вещи театрального обихода. Нужно идти путем проникновения домысла интуиции исследовать, как понимался тот или иной термин в эпоху его произнесения. Предмет без названия не существует.

Сюда же относится исследование тоники. С точки зрения материала это чрезвычайно важная область. Особую важность имеет для этих задач суфлерский экземпляр, изучая его, можно исследовать манеру тонирования отдельного актера и, конечно, тем же путем – чувствования.

Затем сюда относится исследование цвета в театре. Известно, например, что театр разных веков имел разный характер грима, соответственно, цвет парика и т. д. Декорация старого художника не выносит электричества. Существенно, например, какого цвета был пушкинский спектакль в Художественном театре[461]. Материал цвета очень важен. И вот пример: розовые актрисы всегда отдают фарфором.

Изучение движений имеет троякий характер. Изучение телесной данности, перемещение тела, т. е. изучение мизансцены; изучение связи жеста и мимики в связи с интонацией. Тут нужно угадать переход, и если он угадан, то многое будет понято в театре.

«П. М. Якобсон. Я согласен с тем, что Любовь Яковлевна показывает разницу между драмой как литературным произведением и как сценическим произведением, но мне кажется, указан не тот специфический признак, который нужен. Нельзя сказать, что в театре завершается драм[атическое] произведение. Оно завершается и так. На сцене только открывается другая реальность.

И. А. Новиков. Дело не в том, что на сцене мы имеем и пространство, а то, что мы имеем инобытие жизни. Принципиальной разницы в чтении пьесы и смотрении спектакля нет – спектакль нужен для людей, которые не обладают каким-то специфическим воображением. В драме есть всегда ремарки, и на фоне этих ремарок мы и читаем. У романиста дается еще больше. Я мысль Любови Яковлевны разделяю, но ее обоснование должно искать в другом плане. Для нас в спектакле даются воплощенные образы.

Л. Я. Гуревич. Тогда спектакль сводится к иллюстрации. Не на дефектах нашего восприятия основано наше желание идти в театр. В чтении драмы для людей с большим воображением есть своя прелесть, но тут нечто иное.

В. Г. Сахновский. Я категорически не согласен с Иваном Алексеевичем. Верно, что при чтении драмы вам как-то дается и пространство. Но это как бы проходит перед вами мир теней. Смотря на сцене мир пространственных отношений, вы как-то поглощаете оформленное пространство. В чтении нет пауз, как и в воображении, на сцене же вы чувствуете паузу. В театре, смотря на это подмеченное пространство, вы испытываете нечто другое. Ведь при чтении пьесы и не знаешь, какой будет спектакль. Раскрывается новое качество на сцене и новое начало, рожденное паузой и от места, поэтому в театре и играет главную роль мизансцена.

На обсуждении Бобылев[467] замечает, что следовало бы еще больше заострить тему. Вся глубина проблемы – в теме спектакль. Двигаясь изнутри спектакля, а не извне (умозрительно), следует подчеркнуть все же и роль зрителя. В конце концов, что такое спектакль?

Итак, при работе над Терминологическим словарем исследователи обсудили различные определения театра как искусства.

Подытожим, вычленив принципиально важные вещи: театральное произведение есть экспрессивный акт актера, воплощающего сюжет в пространстве и актуальном времени.

Отдельно анализируются теперь и такие элементы организации театрального представления, как пауза и антракт.

Так, в выступлении на юбилейном вечере Малого театра (1924) Филиппов отмечает смысловые особенности и тончайшие отличия в выделении паузы как значащего молчания русских актеров различных театральных школ[471]:

Волков делает краткий экскурс в историю театра, связывая появление антракта с уничтожением некогда непреложного закона единства места и времени старинной пьесы. Нарушение закона единства действия из?за несовершенного технического аппарата сцены разлагает, с его точки зрения, единство художественного течения спектакля, тогда как нарушение закона единства времени, напротив, предоставляет современному автору богатейшие возможности.

Таким образом учеными Теасекции были исследованы ключевые термины формирующегося театроведения: театр, актер, спектакль, изучена их история, определен объем, предложена современная интерпретация.

Понимание того, что единицей изучения театра должен стать спектакль как динамическое целое, привело к следующим взаимосвязанным задачам: формулированию способа фиксации спектакля и выработке принципов его реконструкции. Осознание необходимости создать историю предмета поставило перед исследователями проблему методологии реконструкции спектакля. Воссоздание ключевых моментов композиции спектаклей прошлых лет (и даже – столетий) дало бы возможность проследить историческую эволюцию театральных форм (устройства разнообразных зданий, сцены, актерских приемов, размещения зрителей, декорационного оформления и пр.).

Одновременно разрабатывался как собственно художественный язык театра (мизансцена, сценический жест, понимаемый широко, музыкальное оформление, пауза как значащее молчание и пр.), так и формирующийся понятийный язык театроведения, превращающегося в научную дисциплину. С этим в немалой степени была связана принципиальная трудность работы над Терминологическим словарем.

Бесспорная заслуга исследователей, работающих в Теасекции ГАХН, заключалась в том, что они не только утвердили самостоятельность искусства театра, ввели театроведение в сферу науки, но и попытались создать метод исследования, выработать его понятийный аппарат. Отказавшись от естественно-научного и социологического методов, осознав ограниченность сугубо формального подхода, они предложили пусть несовершенные, но тем не менее пригодные для работы аналитические дефиниции, выявив важнейшие компоненты спектакля, обнажили его структуру. Перед нами – попытки создания аксиоматики науки.

Исследователи были остановлены на первых подступах к проработке философии и теории театра.

Утверждение автономии театрального искусства и его эволюции, методы его исследования, концептуальные возможности и методические приемы фиксации спектакля, предложение и апробация категориальных дефиниций, разработка теоретического языка, – изучение всех этих насущных проблем было начато и оборвано. Необсужденные проблемы остались и нерешенными.

Приведу два примера сравнительно недавнего времени.

Театральное искусство пользовалось популярностью со времен своего зарождения. Классический театр возник в Древней Греции. Театральная сцена представляла собой открытую круглую площадку, называемую орхестрой. Актеры выступали лицом к зрителям, которые сидели на деревянных или каменных скамьях. Именно в Древней Греции зародились основные жанры: драма, комедия, трагикомедия, мюзикл и буффонада.

Современный театр сильно отличается от классического – это экспериментальные жанры, зародившиеся в начале XX века. Нововведения шокировали и удивляли зрителей, привыкших к строгой классике. Несмотря на это, изменения были тепло приняты большинством ценителей жанра и успешно развиваются по сей день.

Ключевой момент современного искусства — это некие новые конвенции, заключенные между теми, кто производит это самое искусство, и реципиентом, который его воспринимает. В театре это наиболее очевидно, потому что даже самые важные знаменитые спектакли — это спектакли, где зритель приходит как некий оценщик. Он купил билет, сел, потом говорит: хороший спектакль или плохой.

Современное театральное искусство имеет несколько важных особенностей.


Стили театра

Искусствоведы выделяют несколько театральных стилей, используемых в театре. К ним относятся: абсурдизм, экспрессиониз, мелодрама, модернизм, постмодернизм, натурализм, марионетки, реализм

На сегодняшний день театр представляет собой целый мир, состоящий из десятков мини-миров (разных видов спектаклей). Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим ниже такой актуальный вид, как спектакль-перформанс.

Спектакли-перформансы

Формулировкой спектакль-перформанс пользуется только постсоветское пространство, определяя так жанр театрального искусства, в котором театр выходит за свои привычные рамки. К категории спектакль-перформанс относят спектакли, которые либо играются на нестандартных площадках (улица, завод, заброшенное место), либо спектакли без драматургии, пластические спектакли, спектакли, в которых задействуются живая музыка, взаимодействие со зрителем, инсталляции, современные технологии – другими словами, все, что подразумевает эксперимент.

С другой стороны, спектакли-перформансы могут рассматриваться как синтез театра и перформанса, выдумки и реальности. Грань между ними определяет сам режиссер. Такие спектакли зачастую включают в себя особую провокацию по отношению к зрительному залу, объекты концептуального искусства и актерскую жертвенность, начиная с наготы или реальной драки и заканчивая отправлением нужды на сцене.

Первые представления появились в 534 году до нашей эры еще в Древней Греции. На площадях городов греки праздновали праздники, надевали маски, переодевались в разнообразные костюмы, придумывали чучела животных. Позже для этих целей появились специализированные архитектурные сооружения. Это были первые театры. Они строились обязательно на холме. Сооружения были, как правило, открытыми и достигали огромных размеров. Они могли вмещать до 45.000 человек. В центре театре размещалась площадка орхестра или сцена. На площадке под открытым небом выступали певцы, играли актеры. Актерами работали только мужчины. Они играли и женские роли. В основной театр женщин не допускали. За сценой размещались палатки для переодевания актеров и хранения реквизитов театра. Как таковых костюмов в тех театрах не было, актеры надевали красочные маски. В те времена все спектакли делились только на 2 вида: комедия и трагедия. Действие спектакля представляло собой исторический или мифологический рассказ.

Театр развивался вместе с человеком. В VI веке комедийные и трагедийные спектакли постепенно сменились представлениями на религиозные темы. Актеры разыгрывали литургические представления на большие церковные праздники. Тексты для артистов писали талантливые поэты.

Но помимо основного театра существовал еще и народный театр. Здесь актерами были бродячие артисты или скоморохи. Представления устраивали прямо на улицах, ярмарках, площадях. Театром для таких спектаклей служил ярко раскрашенный кусок холста или занавески. На представление мог попасть любой желающий, в том числе и женщины. Они могли не только посетить такое мероприятие, но и поучаствовать в нем. В уличных театрах актеры не использовали масок. Актеры разыгрывали маленькие сценки из бытовой жизни, смешные сценки, исполняли веселые песни, играли на музыкальных инструментах, показывали акробатические номера.

В 1672 году при царе Алексее Михайловиче появился придворный театр, который был рассчитан на массового зрителя. По указу Петра I в 1702 году создан первый Публичный театр. Первый постоянный театр на Руси появился в 1729 году. Но только в 1756 году был учрежден государственный профессиональный театр.

Доклад №2

История есть у всего. Свою историю имеет и театральное искусство. Театр появился более двух тысячелетий лет назад, но он всё ещё продолжает развиваться.

Театр появился в Афинах в 5 веке до.н.э. Ни один религиозный праздник не проходил без театральных представлений. Изначально театр был предназначен для развлечения публики, с помощью сценок и песен в форме трагедий. Позже к представлениям был отнесен и комедийный жанр.

Первые представления были приурочены к религиозному празднованию Великих Дионисиев. Праздник сопровождался шествием со статуей бога Диониса, песнями и играми в драматическом стиле.

Важно, что любое представление могло быть показано единожды, при этом драматург должен был полностью выкладываться в своё представление. Он (драматург) не только писал пьесу, но и выполнял роль актера, режиссера, балетмейстера и композитора. Из этого следует, что драматургом мог стать только талантливый человек.

Кроме драматургов, в театральном искусстве были руководители хора или хореги. С хорегами было всё проще. Руководитель мог не обладать талантом, но должен был иметь деньги и связи со служащими. Его обязанностью было материальное финансирование и оплата счетов театра.

Существует несколько особенностей в театре и театральных представлениях того времени:

  • Реализм. В Риме ценились выступления, в которых актер полностью вживался в роль и при необходимости был готов умереть.
  • Выступающими были мужчины(независимо от роли).
  • Актеры всегда выступали в масках (чаще всего в гротескных).
  • Все лица, участвующие в жизни театра, освобождались от налогов.
  • Греческие театры не имели крыш, но имели весьма внушительные размеры. Деревянные помосты античных театров вмещали до 44 тыс. человек.

Первый каменный театр построили в 6в.до.н.э.

Изначально представления могли посещать материально обеспеченные люди, но с приходом к власти Перикла, театр стал доступен всем гражданам.

Куклы в театре

Зарождение кукольного театра произошло в Египте. Изначально куклы использовались в жреческих обрядах, как часть поклонения культу предков. Позже оттенок религиозности исчез, и на его место встало высмеивание пороков и критика, за счёт образа куклы.

Театр в отечественной истории

Историю театра России делят на следующие этапы:

  1. Игрищный или начальный.
  2. Средний.
  3. Зрелый.

Начальный период берет своё начало в 11 веке(первое упоминание в 1068 – скоморохи). Актером в период игрищ(выступления) мог стать любой, но должность считалась постыдной, а самих скоморохов считали слугами дьявола, а их игру – грехом. Сами представления имели вид сатиры.

Средний этап начинается в период правления Алексея Михайловича и длится до Петра Первого. Петр любил зрелища, но кроме развлекательной функции, к театру приобщили пропагандистскую. В период правления Петра театр стал общедоступным и популярным местом для людей.

Зрелый этап начинается с открытия Императорского театра(30 августа 1756) и продолжается по сей день. Именно в зрелый период, театр стал тем, что люди представляют и видят в настоящее время.

История театра (история возникновения)

История театра (история возникновения)

Это волшебный вид спорта. Когда наблюдаешь, как легко спортсмены скользят по льду, какие трюки выполняют кажется, что делать это легко и просто. А ведь это тяжелый ежедневный труд. Спортсмены отдают тренировкам всё своё время и силу,

Достаточно много выдающихся людей, оставивших свой след в истории, родом из Кубани. Кто-то изучал науки, кто-то был художником или скульптором.

После того, как в Греции провели первые Олимпийские игры, прошло много лет. Теперь городу требовалось выйти на новый уровень. Первым делом приняли решение возвести в честь бога Зевса храм, который бы обозначал всю его мощь. Долго продолжалось

Читайте также: