Сообщение о соблюдении санитарных норм

Обновлено: 07.07.2024

Давайте на примере Москвы разберемся, что обязан сделать работодатель в целях соблюдения санитарных требований в офисе, чтобы защитить работников и избежать штрафов и приостановки деятельности?

Чем руководствоваться?

Поскольку именно регионы (губернатор, территориальный орган Роспотребнадзора) самостоятельно определяют эти меры (например, введение социальной дистанции 1,5-2 метра, масочного и дезинфекционного режима, использование мер социального разобщения и пр.)(п.4.1.СанПиН 3.1.3597-20).

В Москве обязательные для работодателей меры определены Указами Мера Москвы (например, от 07.05.2020 No 55-УМ, от 05.03.2020 No 12-УМ).

Что нужно сделать работодателю?

Анализы на COVID-19

Необходимо исследовать не менее 10 % работников на наличие коронавируса. Причем с 01.06.2020 такую проверку придется организовывать каждые 15 календарных дней (п. 2.5 приложения No 7 к Указу мэра Москвы от 07.05.2020 No 55-УМ — далее Указ No 55-УМ, п.2.5 приложения 6 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 No 12-УМ — далее Указ No 12-УМ).

Также с 01.06.2020 работодатель обязан обеспечить взятие крови у работников для проведения лабораторного исследования методом иммуноферментного анализа (ИФА) на наличие коронавирусной инфекции и иммунитета к ней (п.2.6 Указа No 55-УМ, п.2.6 Указа No 12-УМ).

Для проведения исследований работников придется заключить договор с медицинской организацией и согласовать день, когда можно пройти тестирование. Также можно пригласить медработника в офис компании. Полный перечень лабораторий, проводящих тестирование на коронавирус опубликован на официальном сайте Роспотребнадзора.

Если работник успел самостоятельно сдать анализы, документальным подтверждением данного факта будут кассовый чек, договор с медорганизацией и бланк с результатом анализа.

Не забудьте оформить приказ об обязательном проведении тестирования (лабораторных исследований), с которым надо ознакомить работников.

Работникам направляйте уведомления о прохождении CОVID-исследований с указанием даты, времени и места, если анализы будут брать не на территории вашей компании.

Для подтверждения факта тестирования (лабораторного исследования) работников важно вести журнал (график), в котором следует фиксировать, кто прошел исследование, когда и каковы результаты.

Санитарные нормы и правила — обязательные нормативы для подавляющего большинства компаний. Их нужно соблюдать не только в медицинских организациях, детских учреждениях, кафе и ресторанах, но и в офисах. За их выполнением следит Роспотребнадзор, органы которого вправе штрафовать компании и приостанавливать их деятельность.

В полномочия Роспотребнадзора входят плановые и внеплановые проверки выполнения требований санитарного законодательства (правил, норм и нормативов). Плановые проверки проходят раз в 3 года, а для внеплановых нужны веские основания (включая обращения работников об опасности жизни и здоровью). Если контролеры выявят нарушения, то выпишут штраф. Существующие размеры штрафов не могут нанести значительный финансовый урон бюджету организации, но игнорирование санитарных норм и правил нередко заканчивается приостановлением деятельности компании. И этой угрозой пренебрегать уже не стоит, так как урон для бизнеса становится очевидным. Впрочем, не все санитарные нормы и правила являются обязательными; некоторые из них носят рекомендательный характер. Чтобы проверка Роспотребнадзора завершилась без штрафов, нужно сверить условия труда работников как в офисах, так и на открытых площадках, с нормами СанПиН, СП и СН. Под этими аббревиатурами скрываются санитарные правила, нормы и нормативы, касающиеся целых отраслей, отдельных категорий работников или даже рабочих инструментов.

В задачи работодателя входит организация безопасных условий труда на каждом рабочем месте. Под охраной труда понимается целая система, включающая санитарно-гигиенические мероприятия (ст. ст. 163, 209 ТК РФ). Для обеспечения санитарного благополучия работников работодателю в рамках своей деятельности необходимо соблюдать санитарные правила (абз. 3 п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; далее — Закон № 52-ФЗ).

У контролеров не будет к работодателю претензий, если он выполнит требования санитарных норм в отношении: производственного процесса, технологического оборудования, организации рабочих мест, средств защиты работников (коллективных и индивидуальных), режима труда и отдыха, бытового обслуживания работников (ст. 25 Закона № 52-ФЗ). При этом работодателю необходимо строго придерживаться только обязательных норм и правил. Выполнение рекомендуемых правил можно отложить на более благоприятные с финансовой точки зрения времена.

За несоблюдение санитарных правил директору или компании грозит административная ответственность в соответствии со ст.ст.6.3, 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, а также нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта). Самое серьезное наказание по этим нормам — административное приостановление деятельности работодателя на срок до 90 суток. Штрафы сравнительно небольшие: от 10 тыс. до 20 тыс. руб. — на компанию и от 500 руб. до 2 тыс. руб. — на директора.

Если компания занимается питанием населения, то в силу ст. 6.6КоАП РФ штраф на компанию составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб. и от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — на директора.

Поскольку проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия и трудового законодательства тесно связаны, органы Роспотребнадзора нередко взаимодействуют с инспекциями труда. Поэтому не удивительно, что после окончания одной проверки в компанию приходят другие контролеры, но уже с внеплановой ревизией. И в подавляющем большинстве случаев им не составляет труда обнаружить несоблюдение санитарных правил и найти недочеты в организации работы на местах. Это подтверждают постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу № А03-8077/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 № 08АП-3968/2014, АС Центрального округа от 01.04.2015 № Ф10-477/2015 ; решение Свердловского областного суда от 17.09.2014 по делу № 71-433/2014. При наличии оснований для наказания оспорить привлечение к административной ответственности не удается даже в Верховном суде РФ (постановления от 24.02.2015 по делу № 309-АД14-6845, от 15.06.2015 по делу № 307-АД15-5518). Поэтому целесообразно проверить реальное положение дел в компании и нормативы из санитарных правил (см. сводную таблицу).

Отправлять на медосмотр всех принимаемых на работу женщин не нужно

Для женщин, несовершеннолетних и инвалидов разработаны самостоятельные санитарные нормы и правила с учетом психофизиологических и других особенностей таких работников. В реальности подростки и люди с ограниченными возможностями трудятся не во всех организациях, хотя в отношении них существуют квоты. Они распространяются на работодателей, штат которых составляет 100 человек и более (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Но представить компанию без женщин, наверное, невозможно. Конечно, исключение составляют особо опасные и тяжелые виды работ, но даже на шахтах есть сотрудницы бухгалтерии или медпунктов. Так что ознакомиться с СанПиН 2.2.0.555-96, которые касаются труда женщин, придется каждому работодателю независимо от сферы деятельности.

В этих нормативах есть неоднозначное положение, позволяющее контролерам предъявлять претензии к работодателям. Последних обвиняют в несоблюдении положений п. 1.9 СанПиН 2.2.0.555-96, который обязывает всех женщин без исключения проходить предварительный (до найма на работу) медицинский смотр. Причем эта норма касается и тех работниц, для кого нормативные правовые акты не предусматривают указанную процедуру в качестве обязательной. Правда, для них запланировано посещение только терапевта и акушера-гинеколога.

Когда проверка выявляет, что работодатель не организовал предварительные медосмотры женщин, то компанию штрафуют и выдают предписание об устранении данного нарушения.

Доводы Верховного суда были следующие. Перечень документов, предъявляемых при найме, установлен в ст. 65 ТК РФ. Медицинского заключения о результатах осмотра женщин терапевтом и акушером-гинекологом в нем нет. Необходимость предоставления дополнительных документов в связи со спецификой работы могут предусматривать федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (ч. 2 ст. 65 ТК РФ). СанПиН 2.2.0.555-96 не является нормативным актом, поименованным в этой норме. Поэтому Верховный суд РФ согласился с позицией нижестоящих судов, встал на сторону компании и оставил жалобу представителя Роспотребнадзора без удовлетворения.

Аналогичную аргументацию используют и арбитражные суды, когда удовлетворяют иски работодателей к контролерам. Кроме того, суды отмечают, что исполнение предписания об организации медосмотров всех женщин без исключения приведет к нарушению работодателем законодательства. Ведь при найме он станет требовать у работниц в качестве дополнительного документа медицинское заключение, а это, в силу ч. 3 ст. 65 ТК РФ, запрещено (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 № 15АП-7662/2014, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу № А63-965/2014).

Но компании не удастся оспорить предписание и штраф от Роспотребнадзора, если функционал работниц связан с работой за компьютером. В данном случае в силу вступает не положение п. 1.9СанПиН 2.2.0.555-96, а п. 3.2.2.4 Перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (принят во исполнение ч. 4 ст. 213 ТК РФ). Согласно этой норме работнику (независимо от пола) перед приемом на работу необходимо пройти медицинский осмотр, если работа за компьютером составляет не менее 50% времени (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу № А63-5550/2013, от 26.11.2013 по делу № А63-5549/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 № 09АП-48532/2014). В этих ситуациях суды учли важный фактор предстоящей работы — работу за компьютером. Такой вид деятельности вне зависимости от пола обязывает работодателя организовать предварительный медосмотр для каждого кандидата.

За отсутствие медкнижек у работников директору кафе грозит штраф

Некоторые санитарные нормы и правила устанавливают особенности организации работы в отдельных отраслях. Иными словами, их соблюдают те работодатели, которые поименованы в тех или иных СП и СанПиН. Яркими примерами таких компаний являются организации общественного питания и строительные организации.

Организации общественного питания. К кафетериям, столовым, ресторанам и пищеблокам контролеры традиционно предъявляют повышенные требования, так как разбираться с последствиями массовых отравлений не желает ни один государственный орган. Поскольку от соблюдения руководителями подобных компаний и их работниками санитарных правил зависит здоровье и жизнь множества людей, для организаций общественного питания разработаны персональные СП 2.3.6.1079-01. Они касаются водоснабжения и канализации, приема и хранения пищевых продуктов, санитарной обработки помещений и требований к личной гигиене персонала организаций.

Одно из частых нарушений, которое допускают организации общественного питания — отсутствие у работников личных медицинских книжек или их неполное заполнение, например недостаток части лабораторных исследований. В совокупности с другими нарушениями это может привести к административному приостановлению деятельности работодателя.

Причем поводом для проверок нередко становятся жалобы жильцов тех домов, в которых находятся кафе и другие питейные заведения. Правомерность привлечения работодателей к административной ответственности за несоблюдение санитарных правил подтверждают решения Свердловского областного суда от 25.02.2013 по делу № 71-77/2013, от 21.06.2013 по делу № 71-299/2013, Московского городского суда от 08.10.2014 по делу № 7-3765; постановление Самарского областного суда от 27.03.2015 № 4а-182/2015.

Строительные организации. Другая отрасль, которой посвящены отдельные санитарные нормативы — строительство (СанПиН 2.2.3.1384-03). Работодателям в этой сфере придется уделить особое внимание не только строительным площадкам и механизмам, но и условиям работы строителей, чья работа лидирует в списке самых травмаопасных видов деятельности. Например, на стройке в состав санитарно-бытовых помещений необходимо включить гардеробные, душевые, умывальни, санузлы, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. Причем их размещают на расстоянии не менее 50 м от объектов, выделяющих пыль, вредные пары и газы. Проходы к таким помещениям должны быть вне опасных зон.

Единственная, пожалуй возможность для работодателя избежать наказания — доказать несоблюдение порядка привлечения к административной ответственности. Например, подтвердить, что его не уведомили о времени и месте рассмотрения дела. Тогда подобная ошибка позволит компании избежать наказания, даже несмотря на наличие в действиях работодателя состава правонарушения (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 по делу № А75-4752/2013).

Рабочие столы в офисе нужно расставлять на расстоянии

Поскольку ни одна компания не обходится без персональных компьютеров, для большинства работодателей СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 актуален как никогда. В нем прописаны требования к компьютерам и условиям труда работников, которые за ними работают. В указанном СанПиН подробно регламентированы допустимые уровни вибрации и шума, требования к микроклимату и освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Так, по общему правилу компьютеры нужно размещать в кабинетах с окнами (п. 3.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Если это невозможно, то понадобятся расчеты, которые подтвердят безопасность для здоровья сотрудников и соответствие нормам естественного освещения. Окна необходимо оборудовать жалюзи, занавесками и другими средствами, позволяющими прекратить доступ яркого света в помещение. К тому же работнику недостаточно выделить простой стул; понадобится кресло с подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденьем и спинкой (п. 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Работодателей, которые игнорируют требования СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, ожидают претензии Роспотребнадзора. Поводом для привлечения к ответственности могут послужить такие кажущиеся незначительными нарушения, как:

  • отсутствие подставки для ног работника или несоблюдение расстояния между мониторами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу № А33-20692/2012, определение ВС Республики Коми от 20.07.2015 по делу № 33-3476/2015);
  • несоответствие нормативам площади комнаты и количества размещенных в ней мониторов (решение Ленинградского областного суда от 28.10.2013 № 7-819/2013);
  • несоблюдение расстояния между рабочими столами с видеомониторами (решение Московского городского суда от 28.02.2013 по делу № 7-321);
  • неправильное размещение дисплеев по отношению к окнам (решение Астраханского областного суда от 17.02.2012 по делу № 7-68/2012).

Указанные нарушения не становятся единственной причиной для штрафа или приостановления деятельности, но в совокупности с другими недостатками служат основанием для наказания.

Жара в офисе — повод уменьшить рабочий день

Таким образом, данную категорию санитарных норм и правил используют организации, проводящие спецоценку в ходе исследований и измерений вредных производственных факторов.

Впрочем, проведение спецоценки условий труда либо аттестации (до 01.01.2014) не помешает органу Роспотребнадзора дополнительно проверить рабочие места сотрудников. Контролеры могут провести дополнительные лабораторные исследования производственных факторов (воздуха, температуры, влажности, вибрации и т. д.) на рабочих местах, и в случае превышения нормативов привлечь работодателя к ответственности.

На наш взгляд, уменьшение времени работы в данном случае нужно рассматривать как простой по причинам, не зависящим от сторон (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). Именно такую позицию высказал Минздравсоцразвития России в информации от 06.08.2010. Мнение, согласно которому простой из-за жары возникает по вине работодателя и подлежит оплате в размере 2/3 от среднего заработка — спорно. Например, при всем желании работодателя он не в силах снизить температуру окружающей среды для комфортной работы монтажников или грузчиков, а значит вины руководителя компании в простое нет.

от 22 мая 2020 года N 15

(с изменениями на 4 февраля 2022 года)
(редакция, действующая с 5 марта 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (приложение).

2. Настоящее постановление действует до 1 января 2024 г.

в Министерстве юстиции

26 мая 2020 года,

регистрационный N 58465

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
от 22 мая 2020 года N 15

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

(с изменениями на 4 февраля 2022 года)

I. Общие положения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

1.2. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.

II. Мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19

2.1. Мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19, включают:

- лабораторный мониторинг (слежение за циркуляцией и распространением возбудителя);

- мониторинг напряженности иммунитета среди переболевших лиц, среди групп риска и среди всего населения;

- сбор и анализ полученной информации;

- оценку эффективности проводимых мероприятий

- гигиеническое воспитание населения.

2.2. В целях принятия решений, направленных на предупреждение распространения COVID-19, разработки санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение рисков распространения COVID-19 и предотвращение формирования очагов с множественными случаями заболеваний, проводятся:

- постоянная и динамическая оценка масштабов, характера распространенности и социально-экономической значимости инфекции, в том числе с учетом тяжести течения заболеваний;

- выявление тенденций эпидемического процесса;

- выявление высокого уровня заболеваемости и риска инфицирования населения в субъектах Российской Федерации, населенных пунктах, организациях и в связи с деятельностью индивидуальных предпринимателей;

- изучение популяционного иммунитета у населения с учетом проявлений эпидемического процесса;

- выявление лиц, наиболее подверженных риску развития заболевания;

- выявление причин и условий, определяющих уровень и структуру заболеваемости COVID-19;

- контроль и обоснованная оценка масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирование последовательности и сроков их реализации;

- изучение и оценка результатов иммунизации населения (после ведения специфической профилактики);

- изучение эффективности средств специфической, неспецифической и экстренной профилактики, применяемой в эпидемических очагах COVID-19;

- прогнозирование развития эпидемиологической ситуации.

2.3. Гигиеническое воспитание населения как метод профилактики COVID-19 включает:

- представление населению подробной информации о COVID-19, основных симптомах заболевания и мерах профилактики с использованием средств массовой информации, листовок, плакатов бюллетеней, проведение индивидуальной беседы с пациентом и другие;

- разъяснение правил ношения масок для защиты органов дыхания, применение дезинфицирующих средства, включая индивидуальные антисептические средства;

- разъяснение необходимости соблюдения социальной дистанции (1,5 м - 2 м от человека) в период подъема заболеваемости;

- доведение до организованных коллективов взрослых и детей правил организации деятельности в период подъема заболеваемости COVID-19.

2.4. Гигиеническое воспитание населения проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работниками медицинских организаций при методической поддержке специалистов органов и организаций, входящих в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2.5. Иностранные граждане при наличии иммунного ответа (антител IgG (S-белок) к возбудителю COVID-19, выявленного по результатам лабораторных исследований, проведенных на территории Российской Федерации и переданных в федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 N 452 "Об обеспечении уведомления физических лиц о результатах исследований на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и обмена информацией о результатах таких исследований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 14, ст.2330; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 26 января, N 0001202201260032) (далее - постановление N 452), вправе оформить Справку о наличии иммунного ответа (антител) к возбудителю COVID-19 (далее - Справка) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Рекомендуемый образец Справки приведен в приложении к санитарным правилам.

2.6. Для оформления Справки иностранный гражданин сдает тест на антитела IgG (S-белок) в организации, осуществляющей исследования на наличие антител к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19), подключенной к системе федерального бюджетного учреждения науки "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 2 постановления N 452), с указанием:

фамилии, имени, отчества (при наличии);

номера документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, или свидетельства о рождении иностранного гражданина;

адреса электронной почты (при наличии).

2.7. Иностранный гражданин с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" на специализированной странице вводит следующие идентифицирующие сведения для формирования Справки:

номер документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, или свидетельства о рождении иностранного гражданина;

номер заказа проведенного лабораторного исследования, который получен в организации, осуществляющей исследования на наличие антител к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

2.8. Справка автоматически формируется в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" на русском и английском языке с возможностью ее направления на электронную почту иностранного гражданина либо ее выгрузки в формате PDF.

III. Лабораторная диагностика и регистрация случаев COVID-19

3.1. В целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий лабораторное обследование лиц в условиях распространения COVID-19 проводится исходя из следующих приоритетов:

3.1.1. К приоритету 1-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении:

- лиц, прибывших на территорию Российской Федерации с наличием симптомов инфекционного заболевания (или при появлении симптомов в течение периода медицинского наблюдения);

- лиц с диагнозом "внебольничная пневмония", "острая респираторная вирусная инфекция" и "грипп";

- работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности при появлении симптомов, не исключающих COVID-19;

- лиц, при появлении респираторных симптомов, находящихся в интернатах, детских домах, детских лагерях, пансионатах для пожилых и других стационарных организациях социального обслуживания, учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- лиц, поступающих в стационар медицинской организации для оказания им медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в организации социального обслуживания для детей и взрослых.

3.1.2. К приоритету 2-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении:

- лиц старше 65-ти лет, обратившихся за медицинской помощью с респираторными симптомами;

- работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности (лабораторные исследования проводятся 1 раз в неделю до появления иммуноглобулина G (далее - IgG);

- работников стационарных организаций социального обслуживания населения, учреждений уголовно-исполнительной системы при вахтовом методе работы до начала работы в организации с целью предупреждения заноса COVID-19.

3.1.3. К приоритету 3-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении детей из организованных коллективов при возникновении 3-х и более случаев заболеваний, не исключающих COVID-19 (обследуются как при вспышечной заболеваемости).

3.2. Первичные исследования без выделения возбудителя проводятся лабораториями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями инфекционных болезней человека III-IV группы патогенности. К работе по проведению исследований допускаются специалисты, давшие письменное согласие и прошедшие подготовку/инструктаж по вопросам обеспечения требований биологической безопасности.

Отбор и транспортировка биологического материала для лабораторных исследований проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении возбудителей инфекционных заболеваний человека I-II группы патогенности.

Срок выполнения лабораторного исследования на COVID-19 не должен превышать 24 часов с момента поступления биологического материала в лабораторию до получения его результата лицом, в отношении которого проведено соответствующее исследование.

Время доставки материала для исследования на COVID-19 в лабораторию не должно превышать 24 часов с момента его отбора.

Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы общеобразовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19).

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

  • запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек2, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных (сторонних) организаций;
  • лица, посещающие общеобразовательную организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °С и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий;
  • лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых;
  • с момента выявления указанных лиц общеобразовательная организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Также, в общеобразовательных организациях должны проводиться следующие противоэпидемические мероприятия, включающие:

  • уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования общеобразовательной организации. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению;
  • обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в общеобразовательную организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
  • ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
  • генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
  • обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
  • регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы общеобразовательных организаций;
  • организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению;
  • мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

При наличии бассейна в общеобразовательной организации. Посещение бассейнов в общеобразовательных организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом общеобразовательной организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должны соблюдаться также дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, а именно:

  • в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия);
  • общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой);
  • проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов - во время перемен.

При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:

  • составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
  • условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
  • соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
  • использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению.

Кроме того, обращаем внимание, что посещение общеобразовательной организации детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в указанной организации.

Читайте также: