Сообщение о снеге 3 класс

Обновлено: 07.05.2024

Задание по окружающему миру для 3 класса Расскажи всё, что ты знаешь о свойствах снега.

Снег - это замерзшая вода, которая вместо дождя падает на землю в зимнее время.

Снег мы все видели и трогали, а потому довольно просто составить рассказ об его физических свойствах на основе личных наблюдений:

Так снег прежде всего холодный, ведь его температура всегда ниже нуля градусов.

Потом снег непрозрачный, потому что сквозь сугроб снега не увидишь земли под ним.

Снег белого цвета, если он чистый.

Снег тает при повышении температуры и превращается в воду.

Снег плавает на поверхности воды, следовательно он легче воды.

Снег рыхлый, в него проваливаешься, но если снег слежится он становится плотным и упругим.

Как вспомнить и правильно назвать основные свойства снега? Надо просто его представить себе так, как будто держишь его в руках и описывать свои ощущения.

  1. Снег оказывается холодным.
  2. Он тает от тепла и превращается в воду.
  3. Изначально он белый и непрозрачный
  4. Снег рыхлый, не твердый.
  5. Снег легче воды - этот вывод можно сделать наблюдая снегопад осенью.

Если отвечать строго по учебнику, то ответ очевиден - человек отличается от других животных, вообще от всех живых существ тем, что единственный обладает разумом. Разум человека очень необычен, его тайны до сих пор не раскрыты, но можно утверждать, что разум уникален и именно эта уникальность делает человека человеком.

Человек не просто живет в природе, он способен наблюдать, учиться, накапливать знания и делать на их основании какие-то выводы. Именно эту возможность дает человеку его разум.

Считается, что животные живут только инстинктами, хотя личный опыт говорит мне совершенно обратное. Животные тоже могут учиться, могут делать какие-то выводы и приспосабливаться к изменению условий жизни. Но при этом не происходит накопление и передача этой информации. То что известно одному животному не станет достоянием всех остальных животных.

И это как мне кажется еще одно важное отличие человека от других живых существ. Он способен делиться полученными знаниями. А эту возможность дает ему разум, отличный от разума других живых существ.

Действительно, на Земле живут люди не только разных народов, но даже разных рас. Есть на земле люди европеоидной расы, есть негроидной или монголоидной. У них разная внешность, разные нравы, разная культура. Они разделены границами, живут в разных государствах при разных общественных строях.

И тем не менее все они объединены одним словом - человечество. Так почему же мы считаем человечество единым?

Можно долго говорить о том, что все люди на земле произошли от одного общего предка, что все их различия не принципиальны, потому что у людей больше общих черт, ведь по сути, все они представители одного биологического вида.

Но на самом деле ответ много проще. Человечество едино потому, что живет в одном доме и этот дом - наша планета. Другого дома у нас нет и не будет и потому мы должны жить вместе, уважать друг друга, быть единой семьей.

В третьем классе мы начинаем изучать экологию, и одним из первых изучаем различные типы экологических связей, которые существуют в природе.

На этих схемам показаны три возможных типа связей.

На первом мы видим связь между живым и неживым. такие связи называют абиотическими. Это связь между животным и например почвой. Животное может строить в почве дом, рыть нору, и значит почва нужна животному для жизни. Но при этом животное нарушает целостность почвы, также влияет на нее. Поэтому стрелки показаны в двух направлениях.

Второй рисунок связь между животными и растениями - биотическая. Одни животные едят других, но если пищи становится мало, численность хищников сокращается.

Третий рисунок - связь антропогенная. Человек активно воздействует на природу. Строит города, добывает полезные ископаемые. Здесь также стрелки указывают два направления, ведь человек изменяет природу и получает от нее нужно для жизни.

Превращение Земли в один огромный заповедник - дело далекого будущего. Я считаю, что когда-нибудь именно так люди и поступят, когда найдут другие способы удовлетворять свои потребности, чем грабить природу родной планеты.

Но сейчас превращение Земли в один заповедник просто невозможно по нескольким причинам.

Прежде всего само существование человека, человеческой цивилизации сейчас возможно лишь при условии использования природных ресурсов. Мы рубим леса, добываем полезные ископаемые, строим плотины гидроэлектростанций, ловим рыбу в океанах. Наши заводы отравляют землю и воздух, наши сельскохозяйственные предприятия выращивают на землях, что были степью, лесами и пустынями продукты питания.

Отказаться от всего этого человечество не может, иначе оно просто погибнет.

А ведь заповедник - это территория, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность.

Поэтому я и говорю, что Земля станет заповедником тогда, когда всю хозяйственную деятельность человек перенесет в космос и на другие планеты.

Экология - очень важная наука, которая изучает взаимодействие между различными объектами живой и неживой природы. Знание этих закономерностей позволяет человечеству решит многие жизненноважные проблемы и сохранить свою среду обитания в безопасности.

Прежде всего отметим, что экология может и должна регулировать использование природных ресурсов, чтобы не получилось так, что человек использует все ресурсы и останется в пустом, безжизненном мире.

Экология помогает человеку сохранять природу, сберегать биосферу, восстанавливать природные комплексы уже разрушенные деятельностью человека.

Также экология занимается прогнозированием развития ситуации в природе, прогнозирует последствия деятельности человека, его воздействия на окружающую среду. А зная, к чему может привести то или иное воздействие, мы можем избежать неприятных для себя последствий.

В этом году зимой было очень много снега. Мы играли в снежки, катались на лыжах и санках, лепили снеговиков. Однажды, во время экскурсии, мы наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, и мне стало интересно, а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега. Поэтому я захотел исследовать снег.

Цель моей работы: Исследовать, что такое снег, изучить его свойства.

Для выполнения этой цели мы поставили перед собой такие

Задачи исследования:

• Узнать, что такое снег и как он образуется;

• Узнать, почему скрипит снег

• Изучить свойства снега;

• Узнать, можно ли иней и изморозь считать снегом

• Рассмотреть формы снежинок и узнать об их исследователях

• Наблюдать за таянием снега

• Найти приметы, стихи и другие произведения о снеге

ВложениеРазмер
chto_takoe_sneg._issledovanie-doklad_avtosokhranennyy.doc 100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муртазина Венера Мустафовна,

учитель начальных классов

с. Базарные Матаки

Приметы про снег 9

Наши предложения 1 1

В этом году зимой было очень много снега. Мы играли в снежки, катались на лыжах и санках, лепили снеговиков. Однажды, во время экскурсии, мы наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, и мне стало интересно, а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега. Поэтому я захотел исследовать снег.

Цель моей работы: Исследовать, что такое снег, изучить его свойства.

Для выполнения этой цели мы поставили перед собой такие

  • Узнать, что такое снег и как он образуется;
  • Узнать, почему скрипит снег
  • Изучить свойства снега;
  • Узнать, можно ли иней и изморозь считать снегом
  • Рассмотреть формы снежинок и узнать об их исследователях
  • Наблюдать за таянием снега
  • Найти приметы, стихи и другие произведения о снеге

Когда я стал искать информацию и проводить опыты со снегом, то мне стало интересно, а что ученики нашего класса знают о снеге.

Анкетирование мы провели среди учащихся нашего класса. И вот какие результаты мы получили:

- замёрзшая вода – 8ч. Из 16 человек.

Не прозрачный - 1

- Играть в снежки – 5

- лепить снеговика – 3

- кататься с горы – 3

- чтоб была зима – 1

- чтоб не замерзали растения - 1

- прячутся в снегу – 1

- спасает от холода – 1ч.

- когда снег тает, животные пьют эту воду – 1 ч.

- не знают ответа – 8ч.

  1. Снег — это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность. Состоит он из мелких кристаллов льда.

Снег образуется, когда маленькие капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Так появляются маленькие кристаллики льда, они падают вниз и растут в результате попадания на них влаги из воздуха.

В литературе мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет. А твердости нет у снежинок, потому что эти кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления.

А теперь мне стало интересно, почему в мороз я иду под скрип снега, а когда тепло, то этого скрипа не слышно.
3. Скрип (хруст) снега

При сдавливании снег издает звук, напоминающий скрип (хруст). Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков, и т. п.

Скрип снега слышен при температуре ниже −2 ° (по другим данным, ниже −5 °). Выше этой температуры скрип не слышен.

Считается, что есть две основных причины возникновения звуков:

  • ломанье кристалликов снега;
  • скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.

Основной причиной хруста снега считается ломанье кристалликов.

На характер звука влияет также и форма снежинок.

Почему же идёт снег?

Чтобы это узнать, мы стали проводить опыты.

Опыт №1. Испарение воды в мороз.

Мы повесили постиранное бельё на улицу. Рассмотрели, что на морозе оно замёрзло и покрылось корочкой льда. Значит, на морозе вода превращается в лёд. Через 7 дней бельё высохло, не осталось ни льда, ни воды.

Вывод : при низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадает снег.

Опыт №2. Свойства снега.

Мы взяли снег и стали его рассматривать.

  1. Мы положили снег на красную парту, приложили к нему белый лист бумаги, сравнили и я увидел, что снег
  • Белого цвета
  • Не прозрачный
  1. Я взял палочку и стал мешать его, на улице легко сдул снег с ладошки, значит,
  • Снег рыхлый и холодный
  1. Затем мы набрали снег в стакан и поставили в класс, через 40 минут увидели в стакане уже не снег, а воду.
  • В тепле снег быстро тает

Вывод: Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Опыт №3. Что такое иней .

Мы взяли металлический ключ, и я стал на него дуть.

Ключ стал покрываться инеем. Чем дольше я на него дул, тем слой инея становился всё толще, а сам иней — все пушистее.
Потом учитель сказала, чтоб я провёл варежкой по ключу. Я увидел, что иней посыпался вниз. Я удивился, а что это сыплется — иней или снег? Получается, что снег и иней одно и тоже. Только есть разница в том, что снежинки — это пар, который замерз в облаках, а иней — это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах.

Вывод: Иней — это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Волшебные узоры на окне в морозный день - это тоже иней. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. А то, что осаждается на проводах, на ветках кустов и деревьев, на траве, называется - изморозь .

8 февраля мы измерили высоту снежного покрова около школы и на открытой местности.

Около школы высота была 78 см, а на открытой местности – 89 см.

Вывод : на открытом пространстве (огороды, поля, луга) снега больше, чем на закрытом.

Дальше мы стали исследовать, а на сколько увеличиться высота сугробов за неделю.

Высота выпавшего снега

Высота снежного покрова

Снег рыхлый , мороз

Снег плотный, оттепель

Снег плотный, оттепель, небольшой ветер

Снег рыхлый, ветер, холодно

Вывод : за 4 дня выпало 8 см снега, а снежный покров увеличился только на 6 см, следовательно, мы увидели, что снег может уплотняться под действием тёплой температуры воздуха и ветра.

  1. Изучение формы снежинок и их исследователей .

Я очень люблю смотреть на падающие снежинки. Трудно сказать, когда человек впервые залюбовался этим чудом природы. А формы снежинок очень разнообразны – их более пяти тысяч.

Разработана даже специальная международная классификация, в которой снежинки объединяются в десять классов: это звёздочки, пластинки, столбики, иглы, град и другие. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров.

Первым стал наблюдать за снежинками в 1550 году архиепископ Олаф Магнус из шведского города Упсала. Его рисунки свидетельствуют о том, что он не заметил, что они шестиконечные.

А вот немецкий астроном Иоганн Кеплер сразу обратил на эту главную особенность.

В 1635 году французский философ и учёный Рене Декарта сделал заметки и чертежи, посвящённые формам снежинок.

С изобретением микроскопа в середине 17 века представления о формах снежинок расширились. Английский естествоиспытатель Роберт Гук установил строение снежинок, и пришёл к выводу, что концы снежинок симметричны (расположены ровно друг напротив друга).

А в университете Саппоро исследуют снежинки и в наше время.

Интересные факты : самые крупные снежинки выпали 30 апреля 1944 года в Москве. Пойманные на ладонь, они закрывали её почти всю целиком и напоминали красивые страусиные перья.

Зима – прекрасное время года. Особенно когда много снега. Благодаря снегу я могу кататься на лыжах и санках, играть в снежки и лепить снеговиков.

А ещё снег зимой увлажняет воздух.

Тихо-тихо, сказку напевая,

Проплывает в сумерках зима,

Тёплым одеялом укрывая

Землю, и деревья, и дома.

Чтоб это доказать, мы провели ещё один опыт.

Опыт №4. Растения под снегом.

Мы подошли к окраине дороги и стали разгребать снег. Сначала он нам не поддавался. А когда мы его докопали до земли, то увидели зелёный листик одуванчика.

Вывод : Значит, снег действительно согревает растения от морозов и они не вымерзают.

Мы набрали в первый стаканчик снег у дороги , а во второй – около леса. Когда снег растаял, то увидели, что около дороги снег очень грязный, вода была мутная, плавало в воде и на дне много грязи. А вода от снега, который взяли около леса была светлая и чистая.

Вывод: от автомобилей и разных отходов снег в посёлке загрязняется, а в лесу и около него, где нет кочегарок, автомобилей снег остаётся чистым.

В марте мы стали наблюдать за таянием снега. И я увидел, что на возвышенностях, около зданий и около деревьев снег тает быстрее, чем на открытой местности.

Это происходит потому, что солнце прогревает предметы и от них идёт тепло. Поэтому снег тает быстрее.

Снегу посвящено много стихов, рассказов, картин, песен и других музыкальных произведений. А ещё со снегом связано много примет. Вот некоторые из них:

Если в ночь на Крещение на деревьях много инея — год будет урожайным.
Если в этот день метель, снег или поземка — быть урожаю,

На Григория по инею предсказывают, какое лето будет: засушливое или дождливое.
Иней на стогах — к мокрому лету. Деревья в инее — лето будет синее. Ветер с юга — к грозному лету.

Снег на Татьяну — лето дождливое. На Татьяну проглядывает солнышко — к раннему прилету птиц.

8 октября - Коли первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября).
13 октября - если снег не выпадет, зима не скоро настанет.
8 ноября Дмитриев день, зима уж лезет на плетень. Коли в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.
21 ноября - Михайлов день. Коли на Михайлов день иней, ожидай больших снегов, а коли день зачнется туманом, ростепели быть.

Если 3 декабря шел снег, то 3 июня пойдет дождь.(ПРОКЛ)

Если 6 декабря снег и ветер с севера, то 6 июня будет ветер с севера и дождь.

9 декабря - Если на Егория зимнего выпадет много снега, то на весеннего будет трава.

15 февраля — Сретение. В сретение утром снег — урожай ранних хлебов, в полдень снег — урожай средних хлебов, к вечеру снег — урожай поздних хлебов.
На сретеньев день снежок — весною дожжок.

Частые снегопады и метели в январе — в июле частые дожди.

Февраль богат снегом, апрель — водою.

Снег прилипает к деревьям — тепло будет.

Снег — это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность. Состоит он из мелких кристаллов льда. Снег образуется, когда маленькие капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадает снег.

Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Иней — это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах, это - изморозь .
Снег может уплотняться под действием тёплой температуры воздуха и ветра.

Снег согревает растения от морозов, и они не погибают зимой. Весной снег быстрее тает около зданий и деревьев, чем на поле и луге.

Снег

Атмосфера и погода

Что такое снег?

Мелкие и хрупкие кристаллы заледеневшей воды – это снег. Одна снежинка весит не более 3 мг, однако несмотря на столь небольшие размеры осадки создают огромные сугробы, покрывают собой обширные территории. Толстое и тяжелое снежное покрытие может изменить скорость вращения планеты.

Снег – одна из разновидностей атмосферных осадков. Мелкие кристаллики формируются внутри облаков, опадая на поверхность зимой и в холода. Огромные снежные массы состоят из миллиардов мелких снежинок.

Как образуется снег?

Снег можно назвать замерзшим дождем, выпадающим на землю зимой, холодной осенью и, периодически, весной. Снег может образоваться при температуре менее 0 градуса. Мелкие капли влаги в дождевых облаках застывают, поэтому и образуется данный вид осадков.

Образование снежинки

Образование снежинки

Мельчайшие частички воды принимают форму шестиугольника, кристаллик льда постепенно превращается в шестигранник. При температуре 15 градусов кристаллики становятся тонкими пластинками, а при 8 превращаются в колонны, полые внутри. При температуре 2,5 градуса они принимают привычную людям форму в виде снежинок.

Снег может формироваться из-за испарения влаги. Подобное явление отчетливо наблюдается во время сушки белья на морозе. Ткань постепенно становится твердой, леденея из-за наличия в ней влаги. После этого начинается процесс испарения, лед начинает отрываться от материи, испаряясь вверх в атмосферу. Испарение льда может длиться несколько дней, после чего ткань становится сухой и вновь мягкой.

Структура снежинки

Снежинки состоят из мельчайших частичек воды. Структура на молекулярном уровне устроена таким образом, что уголки новообразовавшихся снежинок строгих размеров в 120 и 60 градусов. На концах и краешках снежинок формируются небольшие наросты из кристаллов, после чего слои продолжают намерзать. Именно благодаря этим процессам снежинки приобретают столь необычные формы. Однако большая часть образований имеет форму звезды.

Основные формы снежинок

Исследователи выявили основные формы снежинок: в виде иглы, звезды, дендриты, пушистые, столбики, пластинки.

Снежинка в виде иглы

Снежинка в виде иглы

В виде иглы – кристаллы напоминают особое образование в виде ледяной спицы. Они могут быть полыми внутри с разветвленными в несколько сторон наростами.

Снежинки в виде звезды

Снежинки в виде звезды

В виде звезды – кристаллы внешне похожи на переплетения волокон льда. Они могут располагаться произвольно, изгибаясь в различных направлениях.

Интересный факт: снежинки могут быть разнообразных форм и размеров. Всего отмечают 35 устойчивых форм образований. Они меняются в зависимости от температуры и расположения облаков.

Дендриты или древоподобные снежинки

Дендриты или древоподобные снежинки

Дендриты – сросшиеся кристаллы снежинок, формирующие собой симметричные и разветвленные наросты, расходящиеся в разные стороны.

Пушистые снежинки

Пушистые снежинки

Пушистые снежинки состоят из нескольких наростов, которые постепенно ломались или измельчались. В основном такие снежинки получаются вследствие сильных ветров.

Снежинки столбики

Снежинки столбики

Столбики – крупные уплощенные снежинки. Одна из самых распространенных форм осадков. Выглядят как столбы, заточенный карандаш шестигранной формы.

Снежинки - пластинки

Снежинки – пластинки

Пластинки в виде лепестков цветов, разделенных на отдельные участки ребрышками.

Интересный факт: снег считают минералом. Данная теория была выдвинута Национальным центром данных по вопросам изучения снегов и льдов. Минерал по определению составляет твердое однородное вещество, которое имеет неорганическое происхождение, состав, расположение частиц. Снег представляет собой замерзшие частички воды. Вода превращена в лед, который образуется при температуре ниже 0. Так как лед однородный и имеет свое уникальное строение, а также образовался неорганическим путем, то он подходит под описание минерала. А если лед можно считать минералом, то и снег тоже.

От чего зависит форма снежинок?

Зависимость формы снежинок от температуры и влажности

Зависимость формы снежинок от температуры и влажности

Форма снежинок бывает разной. На данный момент различают 48 видов образованных снежинок. Форма может меняться из-за погодных условий. Как правило, чем ниже температура облаков, тем выше они располагаются. Снежинки, появившиеся в облаках температурой от -13 до -16, принимают формы в виде звездочек. По мере приближения к земной поверхности снежинки принимают формы плоских шестиугольников и игл.

Классификация снега

Снег это вид осадков в виде ледяных кристаллов, а не просто замерзшая вода. Благодаря особому месторасположению молекул воды они приобретают форму гексагональной призмы. Падая, замерзшие кристаллы воды создают такие явления как:

  • Иней
  • Град
  • Снегопад
  • Кристаллы снега.

Снежные хлопья могут быть величиной до 30 см одним из исследователей явления стал Уинсон Бентли, который начал фотографировать кристаллики через микроскоп. Им было сделано более 5,5 тысяч фотографий. Тогда же он обнаружил, что каждая снежинка в природе уникальна и не похожа на другие.

Снег также можно разделять по таким критериям как механизм выпадения, цвет и интенсивность.

По механизму выпадения снег бывает:

  • Обложной;
  • Ливневый;
  • Снежная морось.

Обложной снег

Обложной снег

Обложной снег

Обложной снег выпадает на обширные территории из облачности однородного типа. Как правило это происходит в период десятибалльной облачности. Снегопад может длиться монотонно долгое время. Обложной снег выглядит как масса плотных мелких кристаллов. В такую погоду плохая видимость. Зимой в основном преобладает именно такой снег.

Ливневый снег

Ливневый снег

Ливневый снег полная противоположность обложных. В этот период времени снежные массы интенсивно выпадают на землю. Снегопад начинается и кончается резко. Выпадает из больших кучево-дождевых облаков во время, когда атмосфера крайне неустойчива.

Снежная морось

Снежная морось

Снежная морось характеризуется кучей мельчайших снежинок, которые создают собой дымку в воздухе. Длится от нескольких часов до нескольких дней.

Снегопад

Время, когда снег выпадает из облака, называют снегопадом. Снегопады обычно очень интенсивны, могут длиться до нескольких дней. По интенсивности отличают:

  • Слабые снегопады, хлопья которых выпадают редко – менее 10 на один кубический метр воздуха вокруг.
  • Средние – от 10 до 100 снежинок на кубометр воздуха.
  • Сильные снегопады с интенсивностью от 100 снежинок на кубометр воздуха.

Метель

Именно количество снежинок определяет основные показатели снегопадов. В период, когда не дует сильный ветер, можно считать снегопады спокойными. Во время сильных ветров снегопады называют верховыми метелями.

Как правило, снегопады прогнозируются метеорологами. Жители местности, в которой предположительно начнется буря, заранее предупреждаются бедствиях. Снегопады могут идти до нескольких дней, они останавливают жизнь даже в крупнейших населенных пунктах. Из-за заносов на дорогах невозможно проехать, линии электропередач перестают функционировать.

Лавины

Когда снега скапливается достаточное количество, могут появляться лавины. Они сходят со склонов, уничтожая все объекты на своем пути. Человек, попавший в лавину, может не выжить вовсе.

После снегопадов следуют человеческие и материальные жертвы. Разрушаются линии электропередач, системы связи. Некоторые города могут быть блокированы от цивилизации. В мире зафиксированы случаи, когда целые столетние города погибали под лавинами. Снежные лавины движутся со скоростью 100 м/с. Объем снежной массы составляет до двух миллионов кубометров. Когда лавина начинает сходить, она неизбежно создает мощные ударные волны из воздуха. Одна такая волна может передвинуть поезд или разрушить небольшое здание.
Если человек будет осведомлен о правилах поведения при обрушении лавин, то он сможет спастись. Во избежание проблем стоит обозначить для себя возможные границы схода.

Интересный факт: каждая снежинка, вопреки распространенному убеждению, не является уникальной. В условиях с одинаковой температурой и внешними факторами удается получать абсолютно одинаковые по внешнему виду и строению кристаллики. В природе такое строение можно встретить очень редко по простой причине – все снежинки деформируются во время падения.

Таяние снега

Самым известным свойством снега можно считать его таяние при температуре выше нуля. Снег тает обычно весной, когда светит теплое солнце. Однако не многие знают, что даже при отрицательных температурах на солнце снег также начинает таять. Ледяные кристаллы испаряются с поверхности минуя процесс превращения в воду.

Когда на улице много грязи, снег тает в разы быстрее – темный цвет поглощает больше тепла. Поэтому неудивительно, что в лесах снег может лежать вплоть до начала лета. Когда лед посыпают солью, его кристаллы начинают постепенно разрушаться. Происходит превращение в жидкое агрегатное состояние. Когда снег начинает таять, он уплотняется и утяжеляется.

Польза от снега

Снег очень полезен: он укрывает поверхность земли на зиму, держит растения и мелких зверьков в тепле, помогая им выжить в тяжелые условия зимы. Если зимой не было снега, то урожаи не вырастут – во время таяния снег насыщает почву столь нужной влагой.

Снег превращается в воду и жизнь начинается снова. Выходят из спячки зверьки, растения вновь пробиваются из земли. Жизнь на Земле развивается циклично за счет постоянных метаморфоз, повторяющихся ежегодно.

Почему снег скрипит под ногами?

Почему снег скрипит под ногами?

Почему снег скрипит под ногами?

Так как снег представляет собой массу кристалликов различной формы, он начинает скрипеть под ногами. Среди миллионов кристалликов есть еще и молекулы воздуха. Когда человек сжимает часть снега, то тот начинает уплотняться, кристаллики ломаются, а воздух вытесняется. Именно поэтому создается звук треска снега. При этом шум ломающихся кристалликов можно услышать не всегда.

Почему в холодную погоду снег скрипит, а в теплую нет?

Когда погода теплая, то некоторая часть снежного слоя подтаивает. Вода начинает подавлять все шумы ломающихся кристалликов, поэтому звук тяжело услышать. Самые отчетливые звуки появляются в сильные морозы. Температура периодически меняется, поэтому небольшое количество воды в пространстве между снежинками промерзает.

Если снег выпал недавно, то плотность прилегания снежинок друг к другу крайне низкая. Старый полежавший снег лежит гораздо плотнее. Старый снег издает более низкий звук при сжатии, больше похожий на шорох.

Почему снег скрипит под ногами?

Почему снег скрипит под ногами?

Всю планету окружают электромагнитные волны, невидимые глазу. Они находятся абсолютно везде и концентрируются на полюсах. Зрение воспринимает в качестве цвета именно эти электромагнитные излучения. Волны электромагнитного излучения дают нам цветовые ощущения. Самым главным источником таких волн считается Солнце.

Солнечные лучи содержат весь спектр оттенков. Когда все цвета сливаются воедино, получается белый. Солнечные лучи как раз-таки белые. Снег и лед полностью отображают солнечный свет. Каждая снежинка – это отдельные частички льда, которые также отражают солнечное свечение. Из-за того, что снежинки ложатся на поверхность в любом порядке, образуют снежные комья и завалы, они не могут полностью пропускать электромагнитные излучения.

Снежинка и свет

Снежинка и свет

Это можно проверить простым способом – достаточно выкопать в снегу небольшую лунку при солнечной погоде. Внутри лунки снег будет казаться более темным, немного желтоватым. В пасмурное время снег и вовсе кажется серо-синим. Таким образом, внешний вид снега напрямую зависит от погоды вокруг.

Когда на улице светит яркой солнце, сугроб отражает полный спектр солнечного света. Это можно заметить даже невооруженным глазом – чистый снег переливается и будто бы блестит. Ближе к полюсам планеты снег принимает красные оттенки. Это происходит из-за особого вида водорослей, которые при размножении окрашивают все в розовый цвет.

Знаменитый Чарльз Дарвин делал пометки о разных цветах снега в своих дневниках. Один раз он отправился в далекие странствия и заметил, что копыта его лошади оставляют красные следы на снегу. Из-за яркого заката снег также может принимать другие цвета, так как отражает красный свет.

Понятие цвета – субъективная вещь. Некоторые люди неспособны различать цвета, некоторые путаются в оттенках, а некоторые придумывают и различают свои, уникальные оттенки.
Три разных человека могут видеть один и тот же объект с разной точки зрения: для кого-то трава будет изумрудной, для кого-то салатовой, а кто-то вообще увидит в ней голубизну бирюзового. Явления цветопередачи пока что не изучены досконально. Известно лишь то, что у каждого человека свое восприятие цвета, отличное от других.

Розовый или арбузный снег

Розовый или арбузный снег

Розовый или арбузный снег

По цвету снег бывает не только белым. Розовый снег попадается не очень часто. Его можно найти в Гренландии, на Северном полюсе и на некоторых горах. Такой снег встречается в весенний и летний периоды. В это время солнце слегка подогревает снежный покров, снег постепенно подмокает. Чем мокрее становится снег, тем его цвет ярче. Красный снег был замечен Аристотелем.

В XIX веке такой снег привезли в Великобританию. Тогда же никто не смог объяснить природу явления. Ботаник из Шотландии Роберт Браун предположил, что этот оттенок снег приобретает из-за водорослей. Он был прав и через столетие ученые выявили жизнедеятельность хламидомонад в снегу. Они начинали интенсивное размножение даже в холоде. Когда до водорослей доходил кислород, они начинали пахнуть арбузами. По словам некоторых очевидцев снег и на вкус напоминает данный плод.

Строение хламидомонады: 1. Жгутики 2. Вакуоли 3. Клеточная стенка 4. Светочувствительный глазок 5. Ядро 6. Хроматофор

Строение хламидомонады:
1. Жгутики
2. Вакуоли
3. Клеточная стенка
4. Светочувствительный глазок
5. Ядро
6. Хроматофор

Таким образом, белый цвет снега получился из-за того, что его поверхность полностью отражает спектр. А при совмещении всех цветов спектра получается белый. Однако цвет также будет зависеть и от оттенков неба на данный момент.

Снег на других планетах

Часть планет Солнечной системы отличается наличием собственной атмосферы. Она может разниться с атмосферой нашей планеты, однако схожих черт также найдется немало – в любой атмосфере есть свои воздушные потоки. На Марсе есть как привычный нам снег, так и осадки, похожие на снег в виде углекислоты, наиболее известной как сухой лед или сухой снег.

Сухой снег на Марсе

Сухой снег на Марсе

На спутнике Нептуна также есть снег из водорода и смеси различных газов. При этом на Тритоне не привычный нам белый, а розовый снег. Он выглядит так из-за сложных соединений в его составе. Также этот снег формируется под сильным воздействием ультрафиолета. На каждом полюсе данного спутника располагаются толщи снегов, размером до нескольких сотен метров.

Интересное видео о снеге

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ СОШ Октябрьское

Исследовательская работа

hello_html_m20db6afe.jpg

Работу выполнила:

ученица 4 класса (10 лет)

Руководитель:

Панарина Светлана Викторовна,

учитель начальных классов

Актуальность выбранной темы.

Основная часть.

1. Внешний вид и свойства снега.

2. Изучение чистоты снега.

3. О чем может рассказать снежный сугроб в селе.

4. О чем может рассказать снежный сугроб в лесу.

5. Почему снег белый?

6. Роль снега в природе.

Заключительная часть.

Выводы по исследованию.

Список литературы.

I . Введение.

Актуальность выбранной темы.

hello_html_2cd988c3.jpg

Моя исследовательская работа посвящена снегу и всему, что с ним связано.

У каждого человека есть свое любимое время года. Мне нравится зима. Зимой очень чисто и красиво. Все вокруг покрыто белым снегом. Снег обладает удивительным свойством: он укрывает все недостатки и огрехи природы и от этого мир становится белым и чистым, первозданным, как будто никогда не было грязи, уродливых ям, мутных луж, кривых, голых веток деревьев. Все это после снегопада превращается в пушистое яркое царство.

Я очень люблю снег. В снегу можно купаться, в снег можно нырять. Когда упадешь в снег, то ни капельки не больно, так как он мягкий, как одеяло. Из снега можно построить разные фигуры, горку, крепости и даже домик, и многое другое.

Снег - чудеснейшая особенность нашей планеты. Он образуется на всех континентах в огромных количествах. Ежегодно снегом покрывается до 130 миллионов квадратных километров - четвертая часть всей поверхности Земли вместе с океанами.

Восьмая часть покрываемой снегом территории приходится на ледники, в том числе на ледяные щиты Антарктиды и Гренландии. Снег, отлагающийся там, почти полностью расходуется на питание ледников, постепенно превращаясь в лед и обновляя таким образом тела ледяных гигантов.

hello_html_4a9c7294.jpg

Треть заснеженной территории планеты составляют морские льды в Арктическом и Антарктическом бассейнах. Снежное укрытие есть одно из главных условий существования паковых (Пак - толстый и плотный многолетний лед в полярных водах) льдов.

Свободную от ледяного панциря сушу покрывает половина Снежной Мантии. При ее таянии увлажняется почва, рождаются родники, возникают речные половодья.

В круговороте влаги на планете Земля, от которого, зависит существование всего живого, снег играет решающую роль. Без него безвозвратно нарушилось бы существующее устойчивое состояние ледников и большая часть суши превратилась бы в безводную и безжизненную пустыню.

На большей части территории нашей страны снег лежит 4—5 месяцев в году, а в северных районах — 8—9 месяцев.

Я задумалась: а что такое снег? И решила провести свои собственные исследования, конечно, с помощью взрослых.

Цель исследования.

Выяснить, что такое снег, изучить чистоту снега и его свойства, о чем могут рассказать сугробы, почему снег белый.

Объект исследования.

Снег и снежные сугробы в населенном пункте и в лесу.

Предмет исследования.

Гипотеза исследования.

Он слетает белой ватой и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке – румяный, под луною – голубой.

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой. Назови его, ответь!

Снег нельзя кушать, как мороженое, так как он не настолько чист, как кажется. Снег играет важную роль в природе. Он защищает от сильных морозов растения, животных и даже человека.

Задачи исследования.

Изучить литературу по данному вопросу.

Изучить чистоту снега, определить условия чистоты снега.

Какую роль в природе играют некоторые свойства снега.

Методы исследования.

Сбор информации, анализ литературы, наблюдение, эксперимент, просмотр информации в Интернете.

II . Основная часть.

Эксперимент 1.

Внешний вид и свойства снега.

Цель: изучить внешний вид снега и его свойства.

Мое первое исследование началось с того, что я зимой вышла из дома, внимательно посмотрела на снег, взяла в руки, бросила его в чашку с водой.

Интересно, что с ним произойдет в воде?

Первые выводы о снеге я для себя сделала: снег – это вещество белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, плавает в воде, под действием тепла превращается в воду. В детской энциклопедии сказано, что снег – это кристаллизовавшаяся вода.

Также я выяснила, что:

- при t = -10° С - снег твердый, не липкий;

- при t = 0° С - снег липкий;

- при t = +20° С - снег начал таять и превратился в воду;

- при t = +100° С - вода закипела и начала превращаться в пар.

Эксперимент 2.

Изучение чистоты снега.

Цель: проверить, насколько чист выпавший снег.

Я заинтересовалась, насколько чист снег, и можно ли, не опасаясь отравления, лизать сосульки, кушать снег как мороженое.

Это было интересно, так как я и мои одноклассники были не прочь позволить себе есть снег. Естественно, несмотря на категорические запреты взрослых.

А может быть, взрослые зря возмущаются, и белый снег чист ничуть не хуже мороженого.

Набрав свежего снега в кастрюльку, я растопила снег на плите и стала его исследовать. Первое, что бросилось в глаза, - вода, получавшаяся из снега, выглядела далеко не чистой.

Я думаю, что из труб домов, которые расположены в нашем селе и отапливаются дровами и природным газом, выходят вредные вещества, в том числе углекислый газ, частички пыли, сажи и оседают вместе со снегом на землю. А еще много автомобилей, выделяющих ядовитый выхлопной газ. Смешиваясь с паром (водой) в воздухе, частички газа, пыли растворяются в капельках воды и при ее замерзании остаются в снежинках и переходят с водой в сосульку.

Химический состав грязного снега включает в себя соединения азота и серы, железо, ртуть, хром. О саже и органических веществах, результатах техногенной деятельности человека и говорить не приходится. Примеси тяжелых металлов вытесняют из костей кальций, из-за чего они делаются хрупкими и часто ломаются. Также может случиться тяжелое токсическое отравление.

Чем чревато попадание на кожу и внутрь организма этих веществ, входящих в состав снега?

Вредные вещества в составе грязного снега

Аммиак ( NH 3 )

Одно из соединений азота. Раздражает кожу и слизистые оболочки, при продолжительном наружном применении (например, если мыть голову талой водой) способен привести к облысению. При приеме внутрь в течении длительного времени – ожог слизистой рта и пищевода, острое отравление.

Сернистый газ ( SO 2 )

В соединении с водой превращается в серную кислоту, которая разъедает любые ткани организма, с которыми соприкасается.

Ртуть ( Hg )

Вызывает острые пищевые отравления, вегетососудистые дистонии, нарушения психики, выпадение зубов, заболевания почек и суставов. Возможен даже летальный исход.

Хром ( Cr )

Токсичен для всех органов и тканей (печени, почек, пищеварительного тракта, кожи).

Вывод: в грязном снеге присутствуют вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах и соли с примесями тяжелых металлов. Эти химические соединения, попадая в организм, влияют на него губительно.
Примеси тяжелых металлов вытесняют из костей кальций, из-за чего они делаются хрупкими и часто ломаются. Также может случиться тяжелое токсическое отравление.

Ребята часто сосут сосульки и едят снег – это приятно, но, оказывается – вредно.

Эксперимент 3.

О чем может рассказать снежный сугроб в селе?

Цель: проверить, одинаковый ли цвет снега в сугробе на протяжении всей зимы.

Мы с мамой взяли лопату и разрезали сугроб пополам. Я увидела, что он весь полосатый: слой серый, потом белый, белый да серый, а кое-где веточки лежат, сухие листья.

Вывод: серый слой указывает на то, что старый снег успел загрязниться, а новый долго не выпадал. Я думаю, что ветки с сухими листьями говорят о сильном ветре, а ледяная корочка поперек сугроба – об оттепели.

Эксперимент 4.

О чем может рассказать снежный сугроб в лесу?

Цель: узнать, насколько чист снег в лесу.

Тот же эксперимент я вместе с мамой провела и в лесу. Мы поехали в лес и разрезали лопатой сугроб. Серого слоя практически не было, а только чистый, белый. Я решила проверить, какая будет вода от лесного снега? Мы развели костер, набрали снег в котелок и растопили. Вода оказалась такой чистой, что мама предложила мне даже накипятить воды и заварить чай. Я знаю, что таежники, находясь в пути долгое время, так и делают.

Я с удовольствием пила чай из снежной воды.

В лесу нет домов, которые отапливаются печками и природным газом, не ездят машины. Поэтому и снег, и воздух в лесу намного чище, чем в населенных пунктах.

Вывод: чистота снега зависит от чистоты окружающей среды.

Сбор информации.

1. Почему снег белый?

Цель: выяснить, почему снег белый.

hello_html_m193914a5.jpg

Из различных источников я получила много информации относительно этого вопроса.

Снег — это замерзшая вода, а как мы знаем, лед бесцветный. Почему же снег белый? Причина в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристаллов делает снег белым. Снег образуется, когда вода, находящаяся в атмосфере в виде пара, замерзает. Пар замерзает, и получаются чистые, прозрачные кристаллы. Движение воздуха заставляет эти кристаллы летать вверх и вниз. Двигаясь хаотично, кристаллы соединяются друг с другом или вокруг крохотных частичек, которые постоянно присутствуют в воздухе. Когда кристаллов собирается слишком много, они падают на землю в виде снежинок. Кристаллы, из которых состоят снежинки, организованы определенным образом. Это или шестиконечная звезда, или тонкая пластинка, имеющая форму шестиугольника. Каждая грань шестиконечной звезды точно похожа на другую. Хотя все грани одной снежинки похожи друг на друга, едва ли можно встретить две одинаковые снежинки. Мы считаем, что снег бывает только белым. Но были такие случаи, когда выпадал цветной снег. Один такой случай был описан Чарльзом Дарвином. Во время одной своей экспедиции он заметил, что копыта мулов покрылись красными пятнами, после того как они прошлись по выпавшему снегу. Покраснение снега было вызвано присутствием пыльцы красного цвета, которая находилась в воздухе, когда начал падать снег .

2. Роль снега в природе.

В снегу между отдельными снежинками имеются большие промежутки, которые заполнены воздухом, а воздух плохо проводит тепло и холод и не дает теплу уйти от земли.

Снег не дает промерзать сильно земле, это позволяет сохранить в земле корневища и клубеньки многолетних растений.

Снег сохраняет всходы озимой пшеницы и ржи, сохраняя тем самым

Помогает ли снег птицам и животным? Как?

hello_html_m6802ac92.jpg

Тетерева падают прямо в снег с дерева, зарываются в него, будто в норку прячутся. Бросившись вниз с высокого дерева, птицы грудью пробивают верхний слой снега, зарываются в него с головой, помогая себе крыльями. В снежных норках-лунках холод их не проймет, да от врагов укрыться куда надежнее, чем сидеть на голых ветках. Под снегом ни ястреб, ни филин их не заметит, разве только лиса невзначай набредет на тетеревиные лунки. Но и то редко ей приходится поживиться. Следов около лунок нет (птицы падают сверху). А если она подкрадется, то птицы сразу услышат хруст снега от ее лап, и вся стая птиц вылетит из своего убежища.

hello_html_m5e7a8c4e.jpg

От холода в снег прячутся рябчики, глухари, куропатки. Снег служит укрытием для различных зверей. Полевки и мыши зимой бодрствуют, не впадая в спячку, как другие грызуны (суслики, хомяки). Полевки рыщут под снегом по проложенным канавкам и поедают побеги трав, зеленые части кустарников и кору в основании деревьев.

Снеговые норы, убежища делает себе заяц-беляк. С них он скрывается от врагов и сильных морозов. Спят под снегом непробудным сном колючий ежик, барсук, медведь.

Свойство снега удерживать тепло используют эскимосы, строя из него себе жилище – иглу.

На севере, на Чукотке, охотники, застигнутые метелью, когда о дома еще далеко, ложатся в снег вместе с собаками, и их заносит снегом. После метели они выбираются из снега живыми и здоровыми.

Мне тоже захотелось построить снежную пещеру. В снежном сугробе мы с друзьями вырыли пещеру. Сначала небольшую, а потом расширили ее так, что могли поместиться там вчетвером. В этом домике мы с удовольствием играли.

III . Заключительная часть.

Выводы по исследованию.

Изучив литературу по данному вопросу и проведя эксперименты, я выяснила:

что снег – это кристаллизовавшаяся вода;

чистота снега зависит от чистоты окружающей среды;

сосать сосульки и есть снег – вредно;

некоторые свойства снега – плохая проводимость холода и сохранение тепла – позволяют защититься людям и животным от сильных морозов.

Значит, моя гипотеза о том, что такое снег, что его нельзя есть, что он играет важную роль в природе, подтвердилась.

Лес – сплошные чудеса!

На ветвях уселись рядом,

Будто сделаны из ваты,

Куропатки и лиса.

Вот медведь разлегся в кедре…

Вкруг медведя тут и там

Зайцы пляшут по ветвям.

Все смешалось в белых дебрях,

Ветви радуют – горят…

Вот что сделал сне-го-пад!

IV . Список литературы

Материалы из свободной электронной энциклопедии в сети Интернет www . Wikipedia . ru

Читайте также: