Сообщение о словообразовательном словаре тихонова
Обновлено: 04.07.2024
Словарь словообразовательный – справочник, отражающий словообразовательную структуру слова и устанавливающий отношение производности между словами. Словообразовательный словарь может давать слова в алфавитном порядке или объединять в группы на основе общей морфемы: корневой или аффиксальной. Словарная статья словообразовательного словаря имеет своеобразное строение, обусловленное структурой и задачами словаря.
Ученикам адресован Школьный словообразовательный словарь русского языка А. Н. Тихонова, который описывает деривационные
отношения наиболее употребительных русских слов. Принцип подачи материала в словаре – гнездовой, а словарная статья представляет собой словообразовательное гнездо с исходным заголовочным словом.
Объем словарной статьи зависит от количества производных слов. Статья может содержать только два слова – производящее и производное, а может включать множество однокоренных слов: от числительного два образовано 265 слов, от существительного рука -153.
Наиболее известным словарем является двухтомный Словообразовательный словарь русского языка А. Н. Тихонова, который описывает морфемное строение и словообразовательную структуру множества русских слов.
Презентация на тему: " «Многие знают: листать словари – огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов, на которой покоится жизнь с её." — Транскрипт:
3 Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перед. – М.: Просвещение, 1991.
4 Тихонов Александр Николаевич ( ) Алекса́ндр Никола́евич Ти́хонов советский и российский учёный-лингвист, лексикограф, специалист в области русской дериватологии. Учёный сделал значительный вклад в разработку принципов составления гнездовых словообразовательных словарей, теоретических проблем словообразовательного гнезда.
5 Назначение словаря: облегчить словообразовательный анализ и разбор слов по составу; помочь овладеть богатствами русского языка; повысить грамотность и культуры речи.
6 Как найти в словаре нужное слово?
7 Словообразовательно-гнездовой способ расположения толкуемых слов: дом-ик дом-ок дом-ишк-о дом-ин-а дом-ищ-е дом-овин-а дом-ов Ι ник домов-ниц-а домовнич-а-ть ( черед. к-ч) по- домовничать дом-ов-ой дом-ов-ый Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, дом
8 Построение словарной статьи в словообразовательном словаре: 1. Гнезда слов. череп-ок череп череп-н-ой череп-ов-ой
9 2. Исходные слова Исходное слово – имя существительное. голос-ок голос-ишк-о голос-ищ-е голос голос-ин-а голос-ист-ый без-голос-ый от-голос-ок под-голос-ок голос-ова-ть голос-и-ть Исходное слово – местоимение кто-либо кто-нибудь кто-то кто кое-кто не-кто ни-кто
10 Исходное слово – имя прилагательное. бел-еньк-ий бел-ёс-ый бел-оват-ый бел-ов-ой бел-о бел(ый) бел-изн-а бел-ок до-бел-а на-бел-о бел-е-ть бел-и-ть бел-о-голов-ый бел-о-снеж-н-ый (от снег; черед. г-ж)
11 Исходное слово – междометия и звукоподражание ах-ну-ть ах, междом. ах-а-ть за-ахать по-ахать раз-ахать-ся
12 Дополнительные сведения о словах: во всех словах ставится ударение; во всех производных словах выделены чередующие звуки; отдельные разряды слов снабжены пометами, указывающими к какой части речи они относятся; для обозначения мягкости применяется знак мягкости; все исходные неизменяемые существительные имеют при себе помету нескл. и указание на род; скрываемый в написании звук йот передается при помощи знака j, а не буквой й.
Опишите его пожалуйста. Его задачи, структуру. Пожалуйста очень надо.
Начинается со статей "Как пользоваться словарем. Чему учит этот словарь", "Как построена словарная статья".
Потом: принятые условные сокращения, русский алфавит; литература, использованная при составлении. Ну и, конечно, основной материал, представленный в виде так называемых гнезд. То есть дается слово (как правило существительное, глагол или прилагательное) и показаны все слова, образованные от данного.
Словарь может помочь выполнить школьные задания соответствующей темы.
В.М. Песков
словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., переб. – М.: Просвещение, 1991.
Тихонов Александр Николаевич (1931 - 2003)
Алекса́ндр Никола́евич Ти́хонов — советский и российский учёный-лингвист, лексикограф, специалист в области русской дериватологии. Учёный сделал значительный вклад в разработку принципов составления гнездовых словообразовательных словарей, теоретических проблем словообразовательного гнезда.
Назначение словаря:
- облегчить словообразовательный анализ и разбор слов по составу;
- помочь овладеть богатствами русского языка;
- повысить грамотность и культуры речи.
Как найти в словаре нужное слово?
Словообразовательно-гнездовой способ расположения толкуемых слов:
дом -ишк- о
дом -ов Ι ник домов -ниц-а
домовнич -а- ть
( черед . к-ч) по- домовничать
дом -ов- ой
дом -ов- ый
Школьный словообразовательный словарь
русского языка. М.: Просвещение, 1991 .
Построение словарной статьи в словообразовательном словаре :
череп череп- н -ой
череп- ов -ой
2. Исходные слова
голос- ишк -о
голос- ищ -е
голос голос- ин -а
голос- ист -ый
без -голос- ый
от -голос- ок
под -голос- ок
голос- ова -ть
голос- и -ть
кто- нибудь
кто кое -кто
бел- еньк -ий
бел- ёс -ый
бел- оват -ый
бел- ов -ой
бел(ый) бел- изн -а
до -бел- а
на -бел- о
бел- о -голов- ый
бел- о -сне ж - н -ый (от снег; черед . г-ж )
Читайте также: