Сообщение о словарях краткие сведения цели словаря как построен структура словарной статьи

Обновлено: 20.05.2024

Словарь состоит из двух частей: толково-идеографической (семантико-классификационной), которая представляет собой описание семантики синонимических рядов, и алфавитного указателя. Каждая часть структурирована по-своему.

Первая часть представляет собой основу Словаря. В ней все синонимические ряды распределены по смысловым (идеографическим) группам, имеющим свою рубрикацию, а основной единицей описания является отдельный синонимический ряд, предметом описания – общая, типовая семантика синонимического ряда.

Во второй части приводится алфавитный список всех описанных в толково-идеографической части синонимов с указанием номера группы в общей рубрикации Словаря. Эта часть облегчает поиск того синонимического ряда и близких по смыслу синонимических рядов одной смысловой группы, в которые входит то или иное слово.

Наличие этих двух частей позволит по-разному пользоваться Словарем и осуществлять поиск необходимого синонимического ряда: от понятия, смысла – к поиску синонимического ряда слов, выражающего этот смысл (1 часть) или от отдельного слова – к поиску синонимического ряда, в который это слово входит наряду с другими синонимами и выражает сходное с ними значение (2 часть).

Как видим по вышеприведённым примерам, иерархичность вышеуказанных объединений синонимов разного ранга отражается в соответствующей рубрикации. Так, первоначально выделяются смысловые сферы на основе 15 базовых категорий, которые обозначаются арабскими цифрами. Далее внутри сфер семантические классы уточняются введением новых рубрик, указателями которых являются вторые добавочные цифры в рубрикации. Соответственно группы и подгруппы синонимов выделяются добавочными номерами в общей рубрикации.

Внутри смысловой группы синонимические ряды слов располагаются с учётом их грамматической природы по частям речи: сначала приводятся имена существительные, затем прилагательные, глаголы и наречия.

Приведем в качестве примера расположение синонимических рядов слов в группе 4.1.13.1. Доброта:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статьи

Статьи Спрос на статьи очень неплох. Большинство журналов привлекают по крайней мере несколько внештатных авторов, а некоторые вообще не имеют штатных. Поэтому вы наверняка сможете найти заказы.Загляните в разные издания, и вы увидите, что темы статей могут быть

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Структура словарной статьи

Структура словарной статьи 1. Заголовочные слова или словосочетания расположены в алфавитном порядке, они приводятся в исходной форме и снабжаются знаком ударения. Для существительных — это форма именительного падежа единственного числа; для слов, имеющих только форму

Состав словника словаря

Состав словника словаря Словник Словаря составляет лексика, выявленная из состава представленных в нём синонимических рядов. Словарь ориентирован прежде всего на актуальную лексику современного русского языка. Учитывая то, что пользователями данного словаря являются

Материал и структура словаря

Материал и структура словаря Данный словарь состоит из трех частей.Первая часть представлена устойчивыми лексическими единицами — неологизмами и жаргонными выражениями, характерными для России в изучаемый период (1990-е — начало 2000-х гг.). Выражения даны в алфавитном

АНГЛО-РУССКИЙ И РУССКО-АНГЛИЙСКИЙ СЛОВАРЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛЕКСИКИ Построение словаря

АНГЛО-РУССКИЙ И РУССКО-АНГЛИЙСКИЙ СЛОВАРЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛЕКСИКИ Построение словаря Словарные статьи расположены строго в алфавитном порядке: даже если Вам нужно найти термин, представляющий собой сочетание слов, то и в этом случае необходимо следовать порядку

Построение словарной статьи

Построение словарной статьи Слова в словаре-справочнике расположены в алфавитном порядке. Структура словарной статьи включает следующие части:1. ЗАГОЛОВОЧНОЕ слово или словосочетание в исходной форме, снабженные знаком ударения (Аджа?стер, Анима?тор, Бари?ст). В случае,

Использование альтернативного словаря

Использование альтернативного словаря Помимо основного словаря, указанного в настройках словаря, можно использовать дополнительные словари. Например, обычно вам достаточно быстрого перевода слова с помощью QDictionary Mobile, но иногда требуется более подробная словарная

1.25. Понятие об активном и пассивном составе словаря

1.25. Понятие об активном и пассивном составе словаря Изменения в жизни общества (политические, социальные, экономические, культурные) отражаются в языке, прежде всего в его словарном составе. Изменения в лексической системе обусловлены тем, что появление нового в жизни

Теорией и практикой составления словарей занимается одна из сфер прикладной лексикологии — лексикография (от греч. lexikós‘относящийся к слову’ и gráphō ‘пишу’).

Выделяют два основных типа словарей по их содержанию: энциклопедические и лингвистические. Объект описания в энциклопедическом словаре и энциклопедии — различные предметы, явления и понятия; объект описания в лингвистическом словаре — единица языка, чаще всего слово. Цель описания в лингвистическом словаре — предоставить сведения не о самом обозначаемом предмете, а о лингвистической единице (о ее значении, сочетаемости и т. д.), характер же предоставляемой словарем информации различается в зависимости от вида лингвистического словаря.

Основным видом лингвистического словаря является толковый словарь. Толковые словари служат для толкования значений слов, их роль для изучения лексической системы языка огромна. В толковом словаре можно получить информацию о лексическом значении слова, узнать, многозначно оно или нет, есть ли у него омонимы. В таком словаре также даются сведения об основных орфоэпических, морфологических, синтаксических, стилистических характеристиках слова, приводятся примеры словоупотребления.

Словарь состоит из словарных статей. В начале словарной статьи стоит заглавное слово (совокупность всех заглавных, то есть толкуемых, слов словаря называется словником). Толкование значений в словаре может быть представлено разными способами: описательным (дается описание существенных признаков предмета, явления), синонимическим (значение слова объясняется с помощью подбора синонимов), отсылочным (производные слова описываются путем отсылки к производящему с учетом значения словообразовательного средства). В одном толковании могут сочетаться разные способы. Разные значения одного слова могут толковаться разными способами. Например:

дрель, -и, ж. Ручной инструмент для сверления отверстий — описательный способ;

гогот, -а, м. 2. перен. То же, что хохот (прост. неодобр.) — синонимический способ;

карикатурный, -ая, -ое; -рен, -рна. 1. см. карикатура — отсылочный способ;

грустить, грущу, грустишь Испытывать чувство грусти, печалиться — сочетание отсылочного и синонимического способов;

гробовой, -ая, -ое. 1. См. гроб. 2. перен. Глухой и мрачный — первое значение истолковано отсылочным способом, второе — синонимическим. (Приводимые толкования взяты из Словаря Ожегова).

Кроме толковых существуют и другие виды лингвистических словарей, различающиеся тем, какой аспект языковых единиц является для них основным. Есть словари переводные (одно- или многоязычные), справочные (орфоэпический, орфографический), словари, отражающие системные отношения в лексике (словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и др.). Словарь может быть ориентирован на массового читателя или на какую-либо конкретную группу читателей (словари трудностей, словари для школьников, для студентов-иностранцев и т. д.). Создаются также специальные словари, предназначенные для решения исследовательских задач (частотные, обратные, сочетаемости и др.), есть словари языка писателей и т. д.

Лексическими нормами языка называют правила употребления слов языка в устной и письменной речи. Нарушение лексических норм всегда приводит к искажению смысла высказывания. Слово должно использоваться именно в том значении, которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Иногда мы допускаем неточное употребление отдельных слов. Нарушение лексических норм чаще всего связано с тем, что люди путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению, а то и вовсе не знают значения некоторых слов или неуместно пользуются именно этим словом в той или иной ситуации! Нарушение лексических норм языка приводит к появлению речевых ошибок и недочетов. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической. Например:

Она потеряла на войне единственных сыновей.

Речевые недочеты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в использовании слова. Разновидностью речевых недочетов являются стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений и т. д. К речевым недочетам относятся также нарушение порядка слов, необоснованные повторы.

Наиболее распространенный тип словарей, предназначенных для очень широкого использования, — это двуязычные переводные словари. Чаще всего вы пользуетесь ими, когда занимаетесь переводом текстов с иностранных языков.

1. Объясните, чем различаются значения данных слов, и приведите примеры их употребления:

домхата — хибарка — лачуга — здание; садроща — лес — парк — сквер; лозунг — тезисдевиз.

  • 2. Объясните значения выделенных слов. Укажите их основное значение.
  • 1. В журналах печатаются интересные статьи о современной музыке.
  • 2. В кодексе законов о семье имеются специальные статьи, охраняющие интересы детей и подростков. 3. Важной статьей расходов в государственном бюджете многих стран является бесплатное медицинское обслуживание населения.
  • 3. Спишите предложения, вставляя пропущенные слова в нужной форме.

Слова для вставки: смотреть, взглянуть, глядеть.

Разговорчивый — . ; радость — . ; перерыв — . ; отвратительный — . ; беспокойство — .

оркестр, чемпион, абажур, бульвар, шедевр, рояль, бокс, веранда, бассейн, вокзал, авиация, офицер, каламбур, жемчуг, одеколон, штраф, шинель, мода, комфорт, тенденция, циркуль, форум.

6. Из данного отрывка выпишите в две графы историзмы и архаизмы. Объясните, зачем автор употребил их в тексте.

Был снова праздник в пышном зале Александрийского дворца.

На ложах гости возлежали;

Вокруг, при факелах, блистали Созданья кисти и резца.

Чертог сиял. Гремели хором Певцы при звуке флейт и лир.

Царица голосом и взором Свой пышный оживляла пир.

Сердца неслись к её престолу,

Но вдруг над чашей золотой Она задумалась и долу Поникла дивною главой.

  • (В. Брюсов) [3]
  • 8. Определите, какие разряды фразеологических единиц перед вами, и впишите их в таблицу. К каждой идиоме подберите, если это возможно, лексический синоним.

Книга за семью печатями, играть первую скрипку, попасть в переплёт, не в своей тарелке, как пить дать, заронить искру, витать в облаках, сводить концы с концами, пускать пыль в глаза.

9. Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы в тексте стихотворения:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой. Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Синтаксис и пунктуация; основные единицы синтаксиса; словосочетание и предложение; виды синтаксических норм; синтаксис и пунктуация в русском литературном языке

Тема урока: Словари.

1) систематизировать и расширять знания о различных видах словарей;

2) формировать устойчивую потребность использования словарей различного типа; развивать умения сопоставлять и создавать словарные статьи;

3) прививать интерес к изучению русского языка .

Знать : виды лексических словарей.

Регулятивные: выявление степени усвоения знаний.

Познавательные: распознавание объектов, установление аналогий, индуктивное умозаключение.

Личностные: интерес к исследовательской деятельности.

Коммуникативные: умение работать в команде.

Лингвистическая пятиминутка. Проверка д/з.



-Что помогает нам узнавать разные сведения, подробности о словах разных лексических групп?

-Какие лексические словари вам известны, какими из них вы пользуетесь?

-Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Отвечают на вопрос.

Узнать больше о разных лексических словарях, научиться пользоваться ими.

Изучение нового материала.

Словари — настольные книги каждого образованного человека. Они могут помочь правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Словарей великое множество. Чтобы они стали нашими помощниками, мы должны научиться понимать их особенности. Прежде всего, словари бывают лингвистическими и нелингвистическими — энциклопедическими. Первые характеризуют с разных сторон слова, вторые — предметы, явления, процессы, которые обозначены словами. Нас сейчас интересуют словари лингвистические. Они бывают одноязычные и многоязычные, орфографические и орфоэпические, толковые и специальные (синонимов, антонимов, омонимов) и т. д.

Первые словари появились задолго до нашей эры. В России словарное дело стало особенно активно развиваться в эпоху Петра I.

В XXI в. появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные электронные словари, которые размещаются на серверах компьютерных сетей или распространяются на компакт-дисках. Сейчас есть прекрасные возможности свободно пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании современных словарей (например, слова-рей неологизмов, компьютерных словарей и т. д.).

Примерный план характеристики словаря: I. Краткие библиографические сведения. II . Цели и задачи словаря. III . Как построен словарь. IV . Структура словарной статьи (как определяются понятия, иллюстративный материал, ка-кие пометы используются и т. д.); примеры.

3. Определение словарей по словарным статьям.

Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях



План-конспект урока родного (русского) языка в 9 классе

Тема урока: Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

Цель: познакомить учащихся с разными типами словарей.

Развивающая: совершенствовать навыки работы со словарями.

Воспитательная: воспитывать интерес к книге.

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

Давай вспомним, ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке

4. Объяснение нового материала

Лексикография (гр. lexikon — словарь + grapho — пишу) — раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Основные типы словарей

Во вторых объясняются слова, толкуются их значения. Это, например, толковые словари; словари синонимов; словари иностранных слов; словари правильности речи; фразеологические словари; орфоэпические словари; орфографические словари; диалектные словари; этимологические словари; словообразовательные словари и т.д.

Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: двуязычные (реже многоязычные), т. е. переводные, которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе с иноязычным текстом (русско-английский словарь, польско-русский словарь и т. п.), и одноязычные (помогают в освоении родного языка).

Сохраняют словарное богатство языка и позволяют передавать его из поколения в поколение.

Помогают избежать ошибок.

Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является толковый словарь, содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой.

Его нормативность ясно сказывается в указаниях о значении слова, его грамматических свойствах, экспрессивно-стилистических качествах, орфографии и литературном произношении. Всего в словаре 85289 слов. В настоящее время этот словарь во многом устарел.

Стремление собрать и систематизировать фразеологизмы русского языка нашло выражение в издании ряда фразеологических сборников. Здесь особое внимание следует обратить на след. издания:

К специфике современной лексикографии относится то, что значительно усложнилась структура словарных статей, увеличился объем информации, которую можно получить о той или иной единице языка, т.е. составители словарей стали стремиться к комплексному освещению языковых фактов.

Современная лексикография существенно расширила и усилила свой инструментарий компьютерными технологиями создания и эксплуатации словарей.

Специальные программы — базы данных, компьютерные картотеки, программы обработки текста — позволяют в автоматическом режиме формировать словарные статьи, хранить словарную информацию и обрабатывать ее.

Некоторые современные словари обязаны своим существованием именно компьютерным технологиям обработки больших корпусов текстов. Использование компьютерного инструментария существенно облегчает труд лексикографа и повышает эффективность лексикографических работ.

Словарем называют справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными. В структурном отношении словарное издание характеризуется расчлененным расположением материала: каждому слову или группе слов посвящается независимый отрезок текста, составляющий словарную статью. Словарная статья является структурной единицей словаря, она включает заглавное слово и его пояснение (определение, толкование, эквиваленты на других языках и др.). Статья может быть сплошной или делиться на зоны основной и дополнительной информации. Так, в толковом словаре произношение слова, этимология, его синонимы и т.п. являются дополнительной информацией. В этимологическом словаре, наоборот, дополнительной информацией может быть толкование слова.

Важнейшие функции словарей (прежде всего языковых) - информативная (позволяют кратчайшим путем приобщиться к знаниям), коммуникативная (дают знания о словарном составе родного или чужого языка как о средстве общения) и нормативная (фиксируют значения слов, закрепляют языковую норму).

По характеру информации, статусу объекта описания, характеризуемым аспектам слова или словосочетания выделяются три группы словарей: языковые, терминологические, энциклопедические.

Языковые (лингвистические) словари описывают лексико-семантическую структуру языка. Отражая реальное бытие слова в языке и речи, они выводят его значения из употреблений в разнообразных контекстах, сопровождают слово пометами и уточнениями, примерами и иллюстрациями с показом ситуаций, в которых слово используется. Языковые словари служат целям описания и нормализации языка, содействуют повышению точности и выразительности речи его носителей.

Терминологические словари отражают терминосистему (терминологию) одной или нескольких специальных областей знаний или деятельности. В этих словарях разъясняются понятия, обозначаемые терминами той или иной отрасли знания. Статья в терминологическом словаре дает определение значения термина (семантизация термина), а также может включать формальные (грамматические, фонетические) и статистические сведения, эквивалент на другом языке, указание на взаимосвязанные термины (синонимы, родовые понятия), показатели допустимости, рекомендуемости, языковые и графические иллюстрации.

Энциклопедические словари, содержат важнейшие сведения о современном состоянии той или иной отрасли знаний, о наиболее важных событиях, лицах, явлениях, они раскрывают не слова, а понятия. В их словник входят, как правило, имена существительные (собственные и нарицательные).

Таким образом, объектом описания в лингвистических словарях являются языковые единицы - слова, устойчивые сочетания, словоформы, морфемы и др., в терминологических словарях - понятия, обозначаемые терминами, в энциклопедических словарях - понятия, термины, персоналии, исторические события, географические реалии и т.п.

По соотношению левой (заглавное слово) и правой (информация о слове) частей словарной статьи словари делятся на односторонние, имеющие только левую часть, и двусторонние. Двусторонние делятся на переводные и непереводные. Переводные бывают дву- и многоязычными.

По способу расположения заглавного словарного блока словари подразделяются на алфавитные и неалфавитные. Алфавитный принцип расположения статей является традиционным. Систематические словари строятся по основным разделам и подразделам отражаемой дисциплины.

Алфавитные словари делятся на строгоалфавитные (прямые и обратные) и гнездовые (например, словарь В.И. Даля). В гнездовых словарях материал располагается по алфавиту так называемых первообразных слов, при этом их производные и однокоренные помещаются в той же словарной статье. Производные слова располагаются в алфавитных гнездах в зависимости от их словообразовательных связей, что дает возможность представить слова не в механической последовательности, а с учетом их морфологических и словообразовательных свойств.

К группе алфавитных относятся и обратные словари, в которых слова подбираются по алфавиту не первой, а последней буквы (затем - предпоследней, третьей от конца и т.д.) и выравниваются не по левому, а по правому краю.

Неалфавитные словари делятся на тематические, в которых слова расположены по понятийным группам, обозначающим те или иные фрагменты лингвистической картины мира, и статистические, в которых слова расположены по убывающей или возрастающей частоте. Так, частотные словари регистрируют те или иные языковые единицы (слова, морфемы и др.) с указанием на частоту их употребления в речи. Необходимым элементом любого словаря (так же как и алфавитной энциклопедии) является словник - перечень каких-либо языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов и пр.), расположенных в алфавитном или систематическом порядке, который подготавливается для работы над словарем (энциклопедией). Словник представляет собой полный перечень статей, предназначенных для опубликования, с указанием их объема. Кроме того, это и перечень заглавных слов, обозначающих объекты описания, т. е. слов, подлежащих разъяснению, толкованию. Словарное издание в общем виде представляет собой совокупность статей, каждая из которых создает иллюстрацию к заглавному слову (термину).

Словари являются чрезвычайно разнообразным массивом изданий, выделяясь по целому ряду характеристик, которые нередко пересекаются, дополняют друг друга. Так, в лексикографии принято дифференцировать языковые словари, в частности, по отбору лексики - общие, охватывающие всю лексику языка (тезаурусы), и частные, отражающие отдельные ее пласты (диалектные, просторечные, арго, языка писателя и др.) либо особые разновидности слов (архаизмов, неологизмов, редких слов, сокращений, иностранных слов и др.); по способу описания слова - раскрывающие те или иные аспекты слов и отношений между ними (этимологические, словообразовательные, орфографические, орфоэпические, синонимические и др.), по единице (объекту) лексикографического описания - описывающие единицы меньше слова (словари корней, морфем), больше слова (словари словосочетаний, фразеологизмов, цитат) либо совпадающие со словом; по расположению материала - идеографические, аналогические (слова располагаются по смысловым ассоциациям), обратные; по назначению - словари ошибок, трудностей, учебные; по числу языков - одноязычные, двуязычные и многоязычные.

В книговедческой типологии, которая во многом опирается на лексикографические данные, словари дифференцируются по целевому назначению, читательскому адресу (специалисты в области лингвистики, учащиеся, широкие круги читателей), характеру информации, структуре.

По целевому назначению языковые словари подразделяются на научные, нормативные, учебные и популярные, терминологические словари - на нормативные, учебные и популярные.

Учебныеязыковые словари служат целям обучения языку. Они выступают в качестве средства развития лексических знаний учащихся в прямом учебном процессе и при самостоятельном изучении оригинальных или учебных текстов, в них фиксируются приемы и средства обогащения языкового опыта учащихся. Словник такого издания ориентирован на целенаправленный отбор лексики, подчиненный конкретным задачам обучения.

Популярные словари содержат наиболее употребительную лексику современного литературного языка и преследуют общеобразовательные цели: в отличие от учебных словарей их целевое назначение не связано с задачами обучения языку. К ним относятся разговорники, краткие карманные словари.

Читайте также: