Сообщение о скульпторах древности с рисунком скульптуры

Обновлено: 05.07.2024

Именно в скульптуре, ярче всего, реализовывался принцип калокага́тии (калос – прекрасный, агат(ф)ос – хороший, добрый), присущий всей древнегреческой культуре. Изображая прекрасное тело, мастера стремились показать идеального человека, дух которого, соответствовал бы внешней оболочке.

Для того, чтобы научится реалистично изображать человека, древнегреческие мастера совершенствовали своё мастерство в течение нескольких веков (о периодизации древнегреческой культуры вы сможете прочитать в этой статье ).

Архаическая скульптура.

Первые скульптурные образы появляются в эпоху арха́ики (VII-VI вв. д.н.э.). Это изображения обнажённых юношей – ку́росов , и задрапированных в длинные одежды девушек – кор . Глядя на них становиться ясно, что греки учились у древнеегипетских мастеров (о древнеегипесткой скульптуре читайте здесь ).

Однако вследствие иных религиозных воззрений и другой эстетической установки, для греческой скульптуры характерен ряд черт, отличающих её от образцов египетского искусства:

- во-первых, перед греками в период архаики стояла задача научиться правдоподобно изображать человеческое тело , поэтому куросы – обнажены (коры – задрапированы в длинные одежды);

- во-вторых, греки, в отличие от египтян, никогда не стремились создавать портреты конкретных людей, поэтому лица кор и куросов – это обобщённый образ Человека ;

- в-четвертых, скульптурные изображения греческие мастера ярко раскрашивали , но в отличие от египетских канонов, правил здесь не существовало. Так волосы куроса могли оказаться синими, глаза – красными, борода (если таковая украшала лицо скульптуры) – зелёной. В данном случае, важна была не достоверность, а декоративность.

Скульптура классического периода.

После того как в период архаики скульпторами было достигнуто умение передавать в изваяниях достаточно правильно телесный облик человека, эпоха классики поставила перед мастерами новую задачу.

Ряд замечательных скульпторов, имена которых сохранила история, добились в этом такого успеха, что их создания до сих пор считаются лучшими творениями, образцами, на которых учились и учатся многие поколения ваятелей всех последующих веков (и даже тысячелетий).

Фидий (с учениками) считается и создателем всех скульптурных украшений Афинского Акрополя, о котором подробнее я расскажу в одной из будущих статей. К сожалению, ни одна из скульптур работы Фидия не сохранилась до нашего времени.

Среди великих скульпторов классической Греции назовём также Пракси́теля. Его герои – боги и богини, как правило, изображались в очень естественных, свободных позах, в них было больше утонченности и изысканности, чем силы и мужества.

Праксителю приписывают создание первой скульптуры в греческом искусстве, показывающей обнажённое женское тело. Эта статуя изображала богиню Афродиту (в римском варианте - Венера ), приготовившуюся к купанию. (О создании этой скульптуры есть очень забавная легенда, о которой когда-нибудь я ещё напишу). Красота, и мастерство исполнения этой скульптуры были настолько поразительными, что поэты даже посвящали ей стихи и писали на неё эпиграммы.

И хотя Афродита Праксителя тоже не сохранилась до сегодняшнего дня, у мастера оказалось множество последователей, благодаря чему в разных музеях мира мы можем увидеть эти пленительные женские образы.

Пожалуй, самая известная из греческих статуй изображающая эту богиню - так называемая Венера Милосская (авторство приписывают некоему Агеса́ндру ), сегодня хранится в музее Лувр в Париже. Хотя время её создания относится уже к следующему этапу древнегреческой культуры.

Эллинистическая скульптура.

Новые черты приобрела греческая скульптура в период эллини́зма. Завоевание греческих земель и утрата территориальной целостности в период военных походов Александра Македонского изменили мироощущение греков.

Из спокойно-созерцательного оно стало драматическим. Это нашло отражение в скульптурных образах – они стали наделяться чувствами и эмоциями .

Более того, эллинистические образы теперь могут быть даже далеки от классического идеала , принципа калокагатии.

В греческой скульптуре вдруг начинает ценится острая индивидуальность и даже странность, необычность образа.

Появляются изображения стариков, детей , странных мифических существ и, даже, калек .

Но существуют не менее знаменитые скульптуры, авторы которых нам хорошо известны. О них мы и расскажем.

Микеланджело и Донателло

Скульторы мира. Микеланджело

Скульторы мира. Донателло

Первые два имени, открывающие наш список 10 самых знаковых скульпторов мира, хорошо знакомы всем любителям искусства. Речь идёт о выдающихся мастерах Эпохи Возрождения — Донателло и Микеланджело. Оба были очень продуктивны и создали множество шедевров, но самыми известными их работами стали, пожалуй, статуи Давида. Скульптура Донателло значительно старше, она относится к 1430-1440 гг.

Донателло. Давид

Микеланджело. Давид

Широко известна и копия, которая расположена на набережной в Копенгагене. Она была подарена городу пивоваром Карлом Якобсеном в 1896 году.

Антонио Канова

Скульторы мира. Антонио Канова

Великие художники Эпохи Возрождения вдохновлялись античными шедеврами. Эта любовь передалась и следующим поколениям скульпторов, взявшим за основу идеализированные изображения обнажённой натуры. Антонио Канова — итальянский мастер, ставший одним из самых видных представителей классицизма в скульптуре.

Антонио Канова. Тесей и Минотавр

Антонио Канова. Полина Боргезе

Фредерик Бартольди

Скульторы мира. Фредерик Бартольди

Иногда случается так, что скульптура становится намного известнее своего автора. Подобная история произошла и с Фредериком Бартольди, который по праву должен занять место в нашем списке. Ведь именно он является создателем одного из символов Соединённых Штатов Америки — легендарной Статуи Свободы.

Фредерик Бартольди. Статуя Свободы

Выполненный из меди монумент изображает древнеримскую богиню Либертас.

Огюст Роден

Скульторы мира. Огюст Роден

Огюст Роден. Мыслитель

Степан Эрьзя

Скульторы мира. Степан Эрьзя

Также Эрьзя знаменит своими масштабными проектами по преобразованию гор в монументы. Но реализовать их ему не удалось.

Степан Эрьзя. Моисей

Умберто Боччони

Скульторы мира. Умберто Боччони

Умберто Боччони. Уникальные формы непрерывности в пространстве

Константин Бранкузи

Скульторы мира. Константин Бранкузи

Константин Бранкузи. Принцесса X

Эрнст Неизвестный

Скульторы мира. Эрнст Неизвестный

Эрнст Неизвестный. Орфей

Альберто Джакометти

Скульторы мира. Альберто Джакометти

Альберто Джакометти. Шагающий человек I

Разумеется, мы составили лишь условный список 10 самых знаковых скульпторов мира. Существует масса легендарных произведений, и у каждого из них есть автор, который заслуживает место в нашем списке.

Появление первых скульптур

Согласно исследованиям ученых, первые Венеры палеолита были созданы 30-35 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита и относятся к расцвету ориньякской культуры. Большинство найденных статуэток имеют небольшой размер — от 4 до 25 см в высоту.

Венера из Холе-Фельс, 35 тыс. лет до н. э.

Венера из Холе-Фельс

Венера Виллендорфская, 25-28 тыс. лет до н. э.

Венера Виллендорфская

Скульптура в Древнем Египте

Древние египтяне, старейший из культурных народов древнего мира, первыми начали ваять скульптуры. Развитие скульптуры Древнего Египта сопутствовало развитию архитектуры, произведения служили украшениями храмам, изображали богов, царей и мифических созданий.

египет1

Рельеф из гробницы генерала Сехетепибра, ок. 1800 лет до н. э.

египет2

К скульптуре Древнего мира относятся также произведения ассирийской, персидской, индийской и китайской цивилизаций.

Так, исследователи Месопотамии обнаружили произведения халдейско-ассирийского ваяния, датируемые 1000-600 гг. до н. э. Отличительными чертами скульптуры древней Месопотамии является значительная выпуклость рельефа и общая суровость концепции произведений, преувеличенная демонстрация физической силы. Религиозная скульптура Месопотамии содержит изображения мощных и мускулистых фигур крылатых львов и быков с человеческими головами, которые венчают царские тиары. Такие фигуры изображали шеду — духов-хранителей шумеро-аккадской мифологии.

Древнеперсидская скульптура во многом схожа с произведениями Месопотамии; персы тоже ваяли скульптуры для декорирования дворцов царей и знати, создавали рельефы и изображения, отражающие сюжеты придворной жизни, воплощали в камне крылатых животных с человеческими головами.

Скульптурное искусство Древней Индии напрямую относит нас к религиозным воззрениям народа того времени. Индийцы изображали в камне богов и их подвиги, придавали фигурам символические, таинственные и местами утрированные позы. Особой чувственностью и страстностью отличались женские фигуры богинь и духов природы.

В Древнем Китае широкое распространение получила резьба по камню. Каменные скульптуры, украшающие дома и гробницы, свидетельствовали о высоком статусе древнекитайской знати. Китайцы изображали в камне не только образы божеств и священных животных, но и сцены из жизни военных генералов и императорских служащих. Мировую известность китайская скульптура обрела после открытия учеными в XX веке гробницы императора Цинь Шихуанди. В гробнице были обнаружены по меньшей мере 8000 уникальных терракотовых статуй в человеческий рост, изображающих императорскую армию. По оценкам ученых, произведения датируются II веком до н.э.

Крылатый человекобык из Дур-Шаррукина

человекобык

Крылатый человеколев из дворца Тукульти-Нинурты I

человеколев

Античная скульптура

Античную скульптуру, в целом, можно разделить на два обширных направления: скульптура Древней Греции и скульптура Древнего Рима.

Статуя, изображающая человека или бога – это главная форма древнегреческого искусства. Античные древнегреческие статуи располагались повсюду: в храмах, на площадях древних полисов, в садах, на берегу моря… Греки всегда пытались подчинить камень и изобразить в нем человеческие пропорции. Поэтому скульптуры древнегреческих богов были антропоморфными, изображая их фигуры лишь немного более совершенными, чем фигуры обычных людей. В античной культуре ценилась идеализация художественных образов, поэтому образы героев и богов до сих пор поражают зрителя гармонией пропорций, легкостью и поразительной точностью изображения человеческого тела.

Греческая скульптура утратила восточное влияние и начала развиваться самостоятельно к V веку до н. э. Веком наивысшего расцвета древнегреческой скульптуры принято считать Век Перикла. Известными скульпторами того времени считаются Каламид, Мирон и Фидий. Каламид сочетал в каменных изваяниях грациозность и тонкое художественное чутье натуры; Мирон привнес в скульптуру совершенно новый для тех веков элемент – движение; Фидий ваял преимущественно статуи богов, наделяя их небывалым величием и благородством. В большинстве своем произведения этих авторов не сохранились до наших дней, но в последствии множество скульпторов, придерживаясь их школы, продолжали и развивали дело великих мастеров.

дискобол

Колосс Родосский, III век до н. э.

колосс

Скульптуры Древнего Рима многое позаимствовали у греков. Однако римляне выдвинули на первый план индивидуализацию, которая в последствии вытеснила художественную идеализацию, характерную искусству Древней Греции. В Древнем Риме на смену совершенным формам пришел реализм натуры; кроме того, скульптура римлян носила идеологический и пропагандистский характер: скульпторы создавали произведения, направленные на поддержание военной власти того времени. Так, древнеримские правители способствовали распространению собственных портретных бюстов по всем уголкам империи: каждый житель Рима должен был поклоняться авторитету величественного вождя. Древнеримская скульптура отличалась от древнегреческой сухостью и грубостью форм; произведения того времени – это в основном копии знаменитых греческих скульптур. Римляне использовали для изготовления скульптур в основном мрамор, иногда – бронзу.

Император Коммод в образе Геркулеса, 191 г. н. э.

Коммод

Император Калигула, I век н. э.

Калигула

Эпохи Средневековья, Готики и Возрождения

В эпоху средневековья искусство скульптуры потеряло былое величие. Это связано с приходом христианства; согласно идеологии этой религии, пластические образы и формы фигур, их чувственность и материальность могли вернуть верующих к пережиткам идолопоклонства и языческих культов. На смену сюжетам мифологии пришли библейские сюжеты, которые изображались преимущественно в мозаике и живописи. В эпоху раннего средневековья скульптура находилась в упадке, создавались в основном атрибуты религии: кресты, рамы священных икон, внешний и внутренний декор храмов.

Эпохе Возрождения предшествовала Готическая эпоха. В это время средневековые скульпторы работали над украшением величественных готических соборов, ваяли статуи христианских святых и мучеников. Поэтому готическая скульптура неотделима от архитектуры того времени и представляет собой часть средневековых религиозных сооружений.

XV век стал периодом глобальных изменений не только в живописи и скульптуре, но и в искусстве в целом. Художники эпохи Возрождения снова обратили взгляд к античности, стали предпринимать попытки возродить традиции прошлого после многовекового забвения и темных времен Средневековья. Скульпторам и живописцам пришлось заново открывать перспективу и пропорции. В эпоху Возрождения скульптура античности стала восприниматься не как шаблон для подражания, а как историческое осознание связи прошлых веков с настоящими. Мастера Ренессанса стремились отбросить готические и византийские традиции и вернуться к классике эллинизма и древнеримской доблести.

Прародиной Ренессанса принято считать Флоренцию. Этот регион Италии подарил истории таких великих скульпторов как Донателло, Лоренцо Гиберти и всемирно известного Микеланджело Буонарроти.

Великий мастер Донателло в своей работе также обращался к искусству античности. В понимании Донателло классическая скульптура была не вновь обретенным благом, а достоянием флорентийского народа. Скульптор также работал с круглой скульптурой, выдвигая на первый план задачи пластики и формы. Линии скульптур Донателло искусствоведы называют дугообразными и полными внутренней нравственной силы. Эта сила передается зрителю через прочность посадки головы скульптур, сдержанность жестов и господство фигуры над окружающим пространством.

знаменитые скульпторы Из истории были визуальные художники, которые создавали работы в трех измерениях, используя различные материалы, такие как дерево, камень, мрамор, стекло, глина или металл. В этой линии скульптура требует продвинутого художественного чувства, ловкости, точности и большой физической работы..

В Древней Греции великие шедевры производились в классический период. В средние века готическая скульптура стремилась представить агонию и страсть христианской веры. Вскоре после возрождения моделей классической скульптуры в эпоху Возрождения возникли знаменитые скульптуры, такие как Давид Микеланджело.

В наши дни современная скульптура отошла от традиционных процессов и акцента на представлении человеческого тела, породив движение конструктивистской скульптуры..

Вы также можете быть заинтересованы в этом списке известных архитекторов.

Кто был величайшим скульптором в истории??

Мигель Анхель Буонарроти (1475 - 1564)


Итальянский скульптор, а также живописец, архитектор и поэт эпохи Возрождения. Его влияние на развитие западного искусства было фундаментальным. Его наиболее выдающимися работами в области скульптуры являются Дэвид и La Piedad, оба могут быть найдены в городах Флоренции и Ватикана, соответственно.

Огюст Роден (1840 - 1917)


Он был французским скульптором и считается отцом современной скульптуры. Он получил образование в традиционной художественной школе, однако он разработал стиль, который определенно повлияет на будущее скульптуры. Среди его основных работ Мыслитель, Поцелуй и Бронзовый век.

Донателло (1386 - 1466)


Итальянский скульптор развился в раннем возрасте эпохи Возрождения во Флоренции. Работал камнем, бронзой, деревом, глиной и лепниной. Хотя их основным вкладом являются монументальные скульптуры (Дэвид, Сан Хорхе) Донателло также доминировал в жанре барельефа.

Константин Бранкузи (1876 - 1957)


Скульптор, художник и римский фотограф, он развивал свою карьеру во Франции. Он считается пионером модернистского движения и одним из самых влиятельных представителей скульптуры в двадцатом веке. Среди его самых известных работ Бесконечная колонна и Птица в космосе.

Антонио Канова (1757 - 1822)


Итальянский скульптор периода неоклассицизма. Он выделялся своими мраморными работами, в которых использовались элементы периода барокко и возрождения классического периода. Среди его самых известных скульптур Психея, оживленная поцелуем Купидона, Три Грации и Венера Виктрикс.

Лоренцо Гиберти (1378 - 1455)


Итальянский художник раннего ренессанса, более известный как создатель бронзовых дверей баптистерия Флоренции. Он изучал кузнечное дело и скульптуру. Он основал мастерскую по скульптуре из металла, которая в свое время была ложе художников.

Пабло Пикассо (1881 - 1973)


Испанский визуальный художник, поэт и драматург провел большую часть своей взрослой жизни во Франции. Считается одним из самых влиятельных художников 20-го века, он был соучредителем кубистического движения.

Он был самоучкой в ​​скульптуре и разработал свой собственный стиль, сначала грубый, но всегда инновационный и инициативный..

Марсель Дюшан (1887 - 1968)


Французский художник, натурализованный американец. Его работы связаны с кубизмом, концептуальным искусством и дадаизмом. Вместе с Пикассо и Матиссом он считается одним из художников, которые определили революционное развитие пластического искусства в начале 20-го века.

Александр Колдер (1898 - 1976)


Камиль Клодель (1864 - 1943)


Скульптор и график родился во Франции. Он умер в относительной темноте, однако его работа получила признание за его оригинальность после его смерти.

Считается, что она страдала психическим заболеванием, которое привело ее к разрушению большей части ее работы. Он обвинил Родена в краже его идей и сговоре за его смерть.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519)


Итальянский художник и ученый, который преуспел в областях изобретения, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, математики, техники, литературы, анатомии, геологии, астрономии, ботаники, истории и картографии. Среди его самых известных скульптур - лошадь и всадник, бронзовая скульптура.

Энди Уорхол (1928 - 1987)


Американский художник, видная фигура изобразительного художественного движения, известного как поп-арт. Его работы исследовали связь между художественным самовыражением, культурой знаменитостей и рекламой в 1960-х годах..

Его самые известные скульптуры могут быть его Блестящие коробки, Шелкография на деревянных копиях картонных коробок для хранения моющего средства Яркость.

Сальвадор Дали (1904 - 1989)


Сюрреалистический художник каталонского происхождения, он был одним из самых выдающихся художников своего времени. На его художественные способности оказали влияние мастера эпохи Возрождения. Его репертуар произведений включает в себя фильмы, скульптуры, фотографии и сотрудничество с несколькими художниками.

Среди его основных скульптурных работ Лангоста Телефон и Диван Губы Мэй Уэст, завершено в 1936 и 1937 годах соответственно.

Альберто Джакометти (1901 - 1966)

Скульптор швейцарского происхождения, он также был известен как известный постимпрессионистский художник. Он принадлежал к сюрреалистическим, экспрессионистским, кубистским и формалистским движениям. Его антропоморфные скульптуры, как Трое мужчин гуляют, они были его отличительной чертой.

Жан Арп (1886 - 1966)

Скульптор, живописец, поэт и художник-абстракционист франко-германского происхождения. Он принадлежал к абстрактным, сюрреалистическим и дадаистским движениям. Он был отмечен несколькими наградами, в том числе Великой премией скульптуры в Венецианской биеннале 1954 года..

Одна из его самых узнаваемых работ Пастух Облаков, который можно найти в университете города Каракас, Венесуэла.

Жан-Антуан Гудон (1741 - 1828)

Французский скульптор неоклассицизма. Он выделялся на создание бюстов и статуй философов, изобретателей и политических деятелей иллюстрации. Среди них он изобразил Бенджамина Франклина, Вольтера, Мольера, Вашингтона, Джефферсона и Наполеона Бонапарта в 1806 году..

Бенвенуто Челлини (1500 - 1571)

Кузнец, скульптор и итальянский музыкант. Он принадлежал и был одним из главных представителей маньеризма. Он сделал масштабные скульптуры, такие как Золотой мост Шато де Фонтенбло, один из крупнейших королевских дворцов во Франции, расположенный к юго-востоку от Парижа.

Фредерик Огюст Бартольди (1834 - 1904)

Французский скульптор, самый известный за его дизайн Свобода, освещающая мир, в народе называется Статуя Свободы. Скульптура была открыта в 1886 году, как подарок от французского народа американскому народу. Во Франции говорили, что моделью для скульптуры была мать Бартольди.

Бертель Торвальдсен (1770 - 1844)

Датский скульптор с мировой известностью, он провел большую часть своей жизни в Италии. Его работа была разработана в неоклассическом героическом стиле. Среди его самых известных скульптур Николай Коперник и JozefPoniatowski в Польше, а также Максимилиан I в мюнхене.

Фернандо Ботеро (1932-)

Художник-фигуратор и колумбийский скульптор, родившийся в Медельине. Его характерный стиль называетсяBoterismo", Представляет людей в цифрах преувеличенных пропорций и объема.

Он самый признанный и цитируемый латиноамериканский ныне живущий художник. Его работы можно найти во многих частях света, таких как Парк-авеню в Нью-Йорке и Елисейские поля в Париже.

Наум Габо (1890 - 1977)

Выдающийся русский скульптор, который принадлежал к конструктивистскому движению и был пионером кинетического искусства.

Его скульптуры были монументальными и занимались в основном движением. Примером является Вращающийся торсион, скульптура / фонтан в движении, найденный в больнице Святого Томаса в Лондоне.

Энтони Каро (1924 - 2013)

Английский абстрактный скульптор. Характеризуется использованием объектов и промышленных материалов из отходов в металлических скульптурных сборках..

Он считается ведущим английским скульптором своего поколения. В течение своей карьеры он также сотрудничал с известными архитекторами, такими как Фрэнк Гери и Норман Фостер.

Ники де Сен-Фаль (1930 - 2002)

Французский скульптор, художник и режиссер. Многие из его работ являются большими и выставлены в общественных местах, таких как тимпан, в Глазго Галерея современного искусства или скульптуры Майлз Дэвис который находится за пределами отеля Negresco в Ницце.

Раймонд Дюшан-Виллон (1876 - 1918)

Французский художник, брат Марселя Дюшана, посвятил себя живописи и скульптуре. Он принадлежал в основном к кубистическому движению и среди его самых выдающихся работ Торс молодого человека, Кубистический особняк и Maggy, бронзовая скульптура.

Умберто Боччони (1882 - 1916)

Итальянский художник и скульптор помог заложить основы футуристического движения. Хотя у него была короткая жизнь (он умер в 33 года), его влияние было очевидно на художников следующих поколений.

Его работы хранятся в художественных музеях, таких как Музей Метрополитен в Нью-Йорке..

Энди Голдсворти (1956 -)

Британский скульптор, фотограф и эколог. Он создал работы, специально разработанные для конкретных мест, расположенных в городских и природных условиях. Жить в Шотландии сейчас.

Эдгар Дега (1834 - 1917)

Французский художник, известный своими картинами, скульптурами, гравюрами и рисунками. Он особенно отождествляется с темой танца, так как более половины его работ включают танцоров.

Он считается одним из основателей импрессионизма, хотя сам считал себя реалистом. Среди его самых известных работ Семья Беллелли.

Августа Сэвидж (1892 - 1962)

Афроамериканский скульптор, связанный с Гарлемским ренессансом. Его исследование было основополагающим для развития поколения художников, которые достигли национальной славы в Соединенных Штатах. Он боролся за равные права в художественном сообществе.

Лоренцо Бартолини (1777 - 1850)

Итальянский скульптор периода неоклассицизма. На него оказал влияние флорентийский ренессанс. Среди его основных скульптурных работ Памятник Элизе Бонапарт и Нимфа и Скорпион. Его работа также включает в себя большое количество бюстов и портретов.

Жан Дюбуффе (1901 - 1985)

Он считается основателем так называемого "Art Brut" и коллекции произведений, созданных этим движением. Среди его самых выдающихся скульптурных работ - Памятник стоящему зверю и Памятник Фантоме.

Генри Мур (1898 - 1986)

Английский художник, наиболее известный своими монументальными полуабстрактными скульптурными бронзовыми предметами, расположенными в разных уголках мира. Его работы представляют собой в основном абстракции человеческой фигуры, часто иллюстрирующие фигуры матерей и детей.

Его скульптуры обычно содержат пустые места или отверстия. Его способность выполнять великие дела принесла ему огромную удачу в течение последней части его жизни.

Читайте также: