Сообщение о скифских курганах

Обновлено: 02.07.2024

Земли, расположенные на территории Северного Причерноморья, обладают более древней зафиксированной историей, нежели остальные части России. Этому региону повезло – он был вовлечён в зону интересов и деятельности античного мира. Сначала на северном побережье Чёрного моря основывали города-колонии древние греки, затем эти земли имели большое экономическое значение для Римской империи. Сведения о народах, живших здесь, попали в античные письменные источники и сохранились до наших дней. Однако археология также не осталась в стороне от изучения скифов – этнокультурной общности, населявшей обширную часть Евразии в I тысячелетии до нашей эры – первых веках нашей эры. Скифские курганы открыли нам удивительную картину самобытной культуры, повлиявшей на развитие многих народов.

Скифы – это собирательное общее название для ираноязычных племён, населявших Евразию от Средней Азии до современной Украины. Иранское происхождение скифов считается в современной исторической науке доказанным, хотя и встречаются теории различной степени обоснованности, согласно которой скифы могли иметь ту или иную праславянскую этническую составляющую. Скифы первоначально были кочевниками-скотоводами, однако по мере расселения по большим территориям их социально-хозяйственная специализация существенно расширилась.

Наряду с традиционными кочевниками появились и скифы земледельцы. В основном они концентрировались как раз в районах севернее Чёрного моря, где находятся особенно плодородные почвы. В первую очередь именно со скифами-земледельцами вступали в торговые отношения древние греки и римляне, наладившие со скифами обмен ремесленными изделиями, предметами роскоши и вином на зерно и прочие сельскохозяйственные продукты.

Разумеется, для скифов было свойственно нормальное социальное расслоение – и это видно не только по античным письменным произведениям, рассказывающим о скифской жизни, но и по скифским курганам.

Скифские курганы, то есть погребальные комплексы, это главный источник археологических сведений о скифской культуре.

У скифов-кочевников постоянных населённых пунктов не было, а от кочевых стоянок никаких следов в долгосрочной перспективе не остаётся. Скифы-земледельцы жили оседло, но преимущественно в небольших поселениях сельского типа, от которых так же не остаётся значительных следов для последующего обнаружения археологами. Вот и получается, что погребения это главный источник материальных свидетельств о жизни скифов.

Скифские курганы это весьма широкое понятие. Обычно под ним подразумевают массивные конические насыпи, высота которых достигает и превышает 20 метров, а диаметр основания насчитывает сотни метров. Однако в таких комплексах хоронили только царей, членов царских семейств и очень знатных людей. В этом случае погребальный обряд был во всех смыслах поразительным. В земле выкапывалось несколько больших ям, в которые помещалось не только богато одетое и украшенное драгоценностями тело покойника, но и весь инвентарь, который мог пригодиться в загробной жизни.

Вплоть до самого рубежа нашей эры золото в скифской культуре не имело непосредственного материального значения. Золотые украшения и предметы служили предметом роскоши не из-за высокой стоимости золота, а по причине его красоты и долговечности. Лишь после длительного торгового и культурного общения с греками и римлянами скифы стали использовать золото в качестве мерила материального благополучия и платёжного средства. В скифские курганы золотые украшения помещались не как символы богатство, а именно как украшения – чтобы своим видом и блеском услаждать взоры царей и знати в загробном мире. В силу этого золотые и серебряные предметы чаще встречаются в женских захоронениях в качестве серёг, браслетов, ожерелий, подвесок, бус, декоративных элементов одежды и так далее. В мужских погребениях подобные ценности обычно выглядят как богато украшенные элементы конской упряжи и как оформление оружия и доспехов. Реже из драгоценных металлов изготавливали посуду и прочие бытовые предметы.

Могилы обычных скифов в древности не грабили по причине их бесперспективности в плане наживы, а в наши времена они практически незаметны. Вот большие, называемые царскими (хотя в них не всегда погребались члены царских семей), курганы в большинстве своём были опустошены сотни лет назад. Исключения, до которых добираются и делают богатые находки археологи, составляют редкие погребальные комплексы. Обычно это те курганы, в которых находятся сразу несколько захоронений, сделанных в разные эпохи. Грабители могил, добравшись до одного захоронения в таком кургане, довольствовались добычей и не копали далее.

К наиболее известным раскопанным учёными скифским курганам относятся Чертомлык, Солоха, Мелитопольский курган и прочие. Чертомлык, раскопанный ещё 150 лет назад на территории Днепропетровской области, был курганом 20-метровой высоты и с диаметром основания в 350 метров. Это классический пример царского захоронения: помимо царя и царицы в него были помещены лошади, несколько слуг или рабов, содержалось множество предметов, представляющих ценность как с материальной, так и с художественной точки зрения. Одним из самых богатых курганов по праву считается Мелитопольский, случайно обнаруженный при рытье колодца в 1954 году – археологи извлекли из него примерно 4 тысячи золотых предметов.

Согласно исследований генетиков , гаплогруппа R1a зародилась в районе Алтая 22-23 000 лет назад. Некоторая часть их мигрировала в западном направлении, дойдя до Европы и заселив ее наряду с автохтонными жителями. В пределах Центральной Европы образовался субклад R1a-Z645, представители которого известны в истории как АРИИ.

От него произошли субклады Z280 (восточнославянский), M458 (западнославянский) и Z93 (скифский). Первые две группы остановились на Русской равнине, а Z93 продолжили движение в южном и юго-восточном направлении, образовав по пути следования многие археологические культуры: срубную, синташтинскую, андроновскую, карасукскую, тагарскую, таштыкскую и так далее.

Здесь следует отдельно оговориться, что миграция это не марш войска. Масса двигается постепенно, проживая по ходу следования разные промежутки времени и оставляя на пройденных местах желавших остаться там жить. Обратная миграция и миграции других групп пересекались с оставшимися, создавали союзы и сражались, то есть смешивали кровь. Не нужно все воспринимать слишком линейно.

Дойдя до Алтая, переселенцы образовали там культуры так называемого скифского круга и продвинулись далее (в современном понимании) в Северный Китай, где встретились с древними носителями R1a Таримского бассейна. Поскольку большинство скифов, гаплогруппы которых определены, имеют маркер R1a-Z93-Z94-Z2123, то ясно, что все они – прямые потомки южных ариев, вышедших с Русской равнины.

Таким образом, разошедшиеся веером на юг и юго-восток прапредки скифов заселили большую часть евразийских степей. Где они столетиями благополучно кочевали и жили оседло, воевали и вступали в союзы с сопредельными народами. Пронырливые греки познакомившись с этим суперэтносом, тут же решили примазаться и вывести его прародителя от своих богов, таким незатейливым образом давая понять кто есть кто.

Народы и археологические культуры скифо-сибирского мира: I — территория степей и лесостепей; II — горные хребты; III — зона скифо-сибирского мира Евразии; IV — отдельные культуры скифо-сибирского мира: скифы, 2 — савроматы, 3 — саки, 4 — тагарская культура, 5 — культура Горного Алтая, 6 — культуры Тувы и Монголии, 7 — Ордос; V — города-государства Причерноморья

Скифо-сибирский мир

Поскольку миграция шла с запада на восток, то совершенно определенно языком этого народа, изначально были производные от индо-европейских языков. В научном мире считается, что скифы, саки и савроматы, вероятно говорили на диалектах североиранской языковой группы. Позднее, уже во времена Средневековья, с расширением влияния тюркского этноса, многие из племен скифов переняли тюркские языки.

Тюркский этнос формировался в среде смешанных европеоидно-монголоидных форм, поэтому при своем расселении на запад, он нес как монголоидные признаки, так и европеоидный комплекс. Все это в полной мере прослеживается в могильниках скифов и сарматов. Восточный вклад в их антропологию, возрастает по мере приближения к нашему времени.

Интересно, что в тюркских легендах есть упоминание о происхождении скифов-савроматов от браков между скифами и амазонками. А греки кстати, утверждали, что скифы называли амазонок ойорпата , переводя это как "убийца мужчин".

установлено, что скифы активно занимались селекцией лошадей, специально улучшали породу и следили за признаками вырождения

установлено, что скифы активно занимались селекцией лошадей, специально улучшали породу и следили за признаками вырождения

Вскрытые могильники не оставляют сомнений в этническом, культурном и идеологическом единстве скифо-сибирского мира. Но современные ученые, зафиксированные на миллеровской исторической парадигме (о не историческом Сибирском регионе), ломают голову - кому бы приписать происхождение той высочайшего уровня культуры, которая бесспорно имеет место в скифских курганах.

Лично мне ближе точка зрения археолога М. П. Грязнова, которая была выдвинута в конце XX века. На основании археологических материалов он показал, что формирование культур происходило на всем протяжении степей в предскифское и раннескифское время .

Около десяти центров (археологических культур) участвовали в процессе создания новых ценностей скифо-сибирского облика. И это логично, ведь праскифы несли с собой уникальную культуру ариев.

Скифские Курганы

И действительно, археологами открыты единицы поселений скифов, да и большая их часть относится к поздним этапам истории этого народа. Но зато курганов их эпохи в степях открыто множество — от Дуная на западе до Алтая и Саян на востоке. Курганный обряд при захоронениях широко применялся у всех народов скифского мира. Обряд был сложным и различался для рядовых воинов и племенных вождей.

Простых скифов хоронили в земляной могиле, клали с ними личное оружие, ставили один-два горшка с едой и питьем. Над погребением насыпали невысокий курган.

Скифская поясная пластина с изображением сидящего скифа с ритоном и культовым скипетром. IV в. до н. э. Золото

Совсем иными были гробницы скифских царей и знати. Тело умершего царя, натертое воском и различными ароматическими травами, возили по всем территориям подчиненных племен для прощания. После этого оно доставлялось на специально отведенное для погребения место. Могилу вырывали чаще всего в виде четырехугольной ямы. Сверху ямы или в самой яме над телом покойного воздвигали деревянный сруб. Затем следовали каменная и земляная округлые насыпи, образовывавшие достаточно высокий курган. Часто вместе с царем хоронили слуг и верховых лошадей. В богатых скифских курганах нередко находят скелеты убитых наложниц и слуг — они сопровождали царя в загробный мир. Геродот рассказывает, что вокруг могилы царя расставляли чучела коней и сажали на них убитых юношей.

Специально для погребального ритуала в кургане шилась одежда, изготовлялись оружие, украшения, конская утварь, ритуальные сосуды.

Сам выбор предметов для погребения был не случаен. Легенды выделяют эти предметы как важные, божественные. По одной из пересказанных Геродотом легенд о происхождении скифов, в царствование первого царя Скифии Таргитая с неба на землю упали золотые священные предметы. В их числе были секира и чаша. Другая легенда говорит о том, что Геракл подарил лук и пояс с чашей своим сыновьям, рожденным от обитавшей в Скифии полудевы-полузмеи. Выросшие три брата Агафирс, Гелон и Скиф устроили между собой состязания за честь принять дары своего отца. Выиграл состязание младший брат Скиф, от которого, как считалось, произошли царские скифы.

Большой курган. Реконструкция

Особое значение оружия и ритуальных сосудов отразилось и на их украшении. На эти предметы наносили изображения реально существовавших в природе и фантастических зверей и птиц. Животные становятся основной темой скифского звериного стиля, который выступает как отличительный знак всех культур скифского мира. Чаще всего изображали птиц, копытных животных: оленей, косуль, горных козлов, лошадей — и хищников, главным образом кошачьих. Птицы были символами Неба — верхнего мира, а хищники и копытные животные относились к миру земному. Символичность этих животных отразилась на манере их изображения. Иногда животные показаны очень условно, но они всегда легко узнаваемы по своим характерным признакам. Это клюв и огромный глаз у птицы, роскошные рога и копыта у оленей и козлов, чуткие уши, острые зубы и когти у хищников. При этом копытные и хищники часто изображались в сценах борьбы как символ извечного противостояния добра и зла. Но эта борьба происходит под сенью Неба. Символы Неба — птицы, очень условно изображенные в виде клюва и глаза, — можно заметить и в рогах оленей, и в когтях хищников.

Скифские кинжалы. VIII-III вв. до н. э. Бронза.

Возможно, ответ на вопрос о популярности сюжетов этого стиля даст одна старая легенда. Крез, царь Лидии, призвал на пир великих мудрецов, в числе которых был скиф Анахарсис. Крез спросил его, какое животное самое храброе. Анахарсис ответил, что это самые дикие животные, потому что они мужественно умирают за свободу. Второй вопрос задал Крез о том, какое из живых существ самое справедливое. Мудрец опять ответил, что самые дикие животные, ибо живут они по законам природы, а не по законам, установленным людьми. А природа есть создание богов, а не человека. Царь, высмеивая Анахарсиса, спрашивал дальше, что, может быть, звери и есть наимудрейшие существа. Анахарсис согласился с этим, заметив, что предпочитать истину природы истине закона есть основной признак мудрости.

Материалы раскопок скифских курганов помогают составить представление об обществе скифов. Скифское общество было трехчастным по своему социальному устройству, что было традиционно для всех индоиранских народов. Принято выделять три сословные группы: военную аристократию, куда входили и цари; жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев. Скорее всего, царская власть была наследственной и передавалась от отца к младшему сыну. Царь предводительствовал во время войны, в мирное же время исполнял обязанности верховного судьи и жреца. Высоки были также роли союзного совета и народного собрания, которое одновременно являлось и войском скифов.

Россия (Крым, Ростовская область и др. южные регионы), Украина, Северный кавказ, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан


Скифы — древние племена, жившие на территории Юга нашей страны. В VII — III вв. до н. э. скифы населяли обширные пространства степей между устьем Дуная и Доном. Это была группа племен, родственных по культуре и языку. Одни племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие были кочевниками-скотоводами. В скифском племенном союзе господствующее положение занимали кочевники — царские скифы. Им были подвластны все остальные племена. Во главе племени царских скифов стояли наследственные вожди, которых греки называли царями.

Геродот ярко и красочно описал обряд похорон вождей царских скифов — царей. Кладбище скифских царей, по Геродоту, находилось в местности Геррос, где-то в районе Днепровских порогов. После смерти царя в этой местности рыли большую четырехугольную могилу. Покойника бальзамировали: извлекали внутренности, заполняли пустоты ароматическими травами и намазывали труп воском. Затем на траурной колеснице покойника возили по всем подвластным ему племенам. Скифы в знак траура отрезали себе часть уха, расцарапывали рот иное, протыкали стрелами левую руку.

Золотая ваза с изображением скифов из кургана Кулъ-Оба

Золотая ваза с изображением скифов из кургана Кулъ-Оба

После того как траурная процессия объезжала все подвластные племена, царя хоронили. Скифы верили в загробную жизнь, поэтому вместе с царем хоронили одну из его жен, виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, коней, отборный скот и зарывали золотые сосуды. Над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше. Через год вокруг кургана расставляли 50 чучел княжеских коней, насаженных на колья, с убитыми слугами.

Когда умирал рядовой скиф, то покойника везли лишь к родственникам и друзьям. Каждый из них устраивал поминки. Этот обряд длился в течение 40 дней, после чего происходили похороны.

Многое из того, о чем писал Геродот, подтверждено археологическими данными. На обоих берегах реки Днепра, недалеко от города Никополя, находятся знаменитые царские курганы скифов. Наиболее известные из них — Чертомлык, Солоха и Мелитопольский. Большинство царских скифских курганов относится к IV—III вв. до н. э. — периоду наибольшего экономического и политического могущества скифов. К этому времени у них возросло имущественное неравенство и усилилась царская власть.

Курганы скифской знати представляют собой огромные земляные насыпи высотой до 20 м и диаметром основания более 200 м.

Погребальные сооружения состоят из глубокого колодца — входа и коридоров с подземными нишами-камерами. Знатных скифов клали в могилы в богатом уборе. На покойника надевали массивные золотые шейные гривны, бусы, золотые серьги, браслеты. Одежда, головной убор, погребальное покрывало были обшиты золотыми бляшками с различными изображениями. В могилу мужчин-воинов обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные золотом, копья, луки со стрелами, положенными в специальный футляр (горит), оправленный золотой пластиной, бронзовые панцири, пояса, шлемы.

В специальных нишах ставили золотые и серебряные сосуды для питья. В большие бронзовые котлы клали пищу для покойников: часть туши лошади или коровы.

В царских курганах, таких, как Чертомлык и Солоха, найдены погребения насильственно умерщвленных людей — жены царя, дружинников, слуг. С этими близкими к царю людьми также клали в могилу много имущества. Недалеко от царских гробниц обнаружены погребения конюхов, а рядом с ними в специальных ямах — захоронения лошадей. Это были верховые кони царя: на уздечках у них золотые, серебряные и бронзовые украшения. Встречаются в царских скифских курганах остатки погребальных колесниц и упряжных коней, на которых возили повозку с трупом царя.

Часть предметов, найденных в погребениях скифских царей и знати, сделана скифами, но многие вещи изготовлены греческими мастерами, жившими в греческих колониях — городах Северного Причерноморья.

Особенно интересны для историка предметы, на которых изображены картины из жизни скифов: военные эпизоды, сцены быта или охоты.

Скифы поставляли в греческие города Северного Причерноморья зерно, шкуры, скот, рабов и в обмен на них получали ювелирные изделия, вино, масло и т. п. Барыши от торговли с греками составляли важную статью доходов скифской знати.

Сцена из жизни кочевых скифов на вазе из кургана Кулъ-Оба.

Сцена из жизни кочевых скифов на вазе из кургана Кулъ-Оба. Слева—два скифских воина беседуют, третий натягивает тетиву на лук. Справа—один скиф вырывает зуб, а другой бинтует ногу раненому.

Курганы рядовых скифов — небольшие земляные холмики высотой до 1 м. Внутри вырыт колодец с небольшой катакомбой — нишей для покойника. В погребениях простых скифов нет дорогих греческих вещей, золотых сосудов и украшений. Но и здесь для покойников оставляли мясо, а рядом клали нож с костяной рукояткой. В мужских погребениях встречается оружие, а в женских — незатейливые недорогие украшения и орудия труда.

Скифы-кочевники жили в кибитках или в войлочных переносных юртах. Глиняные модельки скифских кибиток были найдены при раскопках, а изображения скифских юрт — в одном из склепов в Керчи. Следов от поселений кочевников не сохранилось. Зато археологам хорошо известны неукрепленные поселения земледельческих племен скифов, особенно в окрестностях города Ольвии и по нижнему течению Днепра.

Геродот отмечал отсутствие укрепленных поселений у скифов. И действительно, первое значительное укрепленное городище у них появилось только в конце V в. до н. э., т. е. позже того времени, когда Геродот путешествовал по земле скифов.

Это городище находилось на левом берегу Днепра, на землях современных сел Каменки и Большой Знаменки, Запорожской области. Оно занимало огромную площадь — около 12 км — и было обнесено земляным валом и рвом. По гребню вала в древности шла кладка из сырцового кирпича. В южной части городища было сооружено дополнительное укрепление — цитадель, последнее убежище в случае нападения врагов; вместе с тем цитадель была и наиболее богатой частью городища: здесь жила скифская знать. В IV—III вв. до н. э., т.е. в ту эпоху, к которой относятся курганы, городище было главным ремесленным, а возможно, и политическим центром всей Скифии. Здесь изготовляли железные орудия труда, предметы конского убора, бронзовые наконечники стрел и различные украшения. Изделия ремесленников-металлургов были предназначены не только для жителей городища, но и для широкой продажи.

В это время происходят значительные изменения в хозяйстве и культуре скифов. Основным занятием большинства скифских племен стало земледелие. Продажа хлеба греческим городам Северного Причерноморья приносила большую часть доходов скифской знати. Видя, как выгодна заморская торговля для греческих городов, скифы не раз пытались захватить эти города.

В культуре поздних скифов сильно стало сказываться греческое влияние, с одной стороны, и воздействие сарматских племен — с другой. Под влиянием сарматов изменилось вооружение (появились длинные мечи и копья), отдельные предметы быта и украшения скифов. Город Неаполь по образцу греческих городов был укреплен мощной оборонительной стеной с башнями. В нем построили частные и общественные каменные здания, на площади поставили статуи. Представителей царского рода стали хоронить в каменном мавзолее, построенном у городской стены Неаполя, а рядовых скифов — на кладбище недалеко от города.

Частые войны скифов с греческими городами и военные столкновения с сарматскими племенами, продвигавшимися на запад, сильно ослабили скифское царство. В конце III в. н. э. скифское царство было завоевано германскими племенами (готами и другими), пришедшими из Прибалтики. Скифы были частично уничтожены, частично слились с пришлыми племенами. На рубеже V—VI вв. н. э. на части территории, ранее занятой скифами, расселились славянские племена.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: