Сообщение о скифах 6 класс история ставрополья

Обновлено: 02.07.2024

В этой презентации содержится информация о жизни, занятиях и обычаях скифов. О социальной структуре этого народа.

ВложениеРазмер
zhizn_skifov.pptx 2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Жизнь скифов. История. 6 класс. Курносов Ю. Б. – учитель истории.

Карта расселения скифов

Древнее курганное погребение

Скифы – общность родственных племен индоевропейской семьи и североиранской языковой группы, составлявших основное население Северного Причерноморья. Существуют две версии их происхождения и распространения. По одной из них, считается, что основная группа скифских племен вышла из Сибири либо Средней Азии и уже позже смешалось с населением Причерноморья. По другой, скифы были потомками срубной культуры бронзовой эпохи. Основная зона расселения простиралась между нижними течениями Дуная и Дона на юге.

Этот воинствующий народ, в 7 веке до н.э., завоевал Сирию, Палестину и Мидию, установив господство в Передней Азии.

В начале 6 века до н. э., скифов вытеснили мидийцы . С уществовало несколько племенных союзов: господствующие скифы царские, скифы-кочевники, эллино – скифы, севернее – алазоны и еще севернее скифы – пахари. Существовал союз скифских племен, который имел некие схожие черты с государством рабовладельческого строя во главе со своим наследственным царем, власть которого ограничивалась народным собранием и союзным советом. Была система классового разделения, с выделением в ней дружинников, военной аристократии и кастой жрецов.

Большего политического сближения скифы добились благодаря войне с персидским правителем Дарием I в 512 г. до н. э.

Расцвет скифского народа, был в 4 в. до н. э., когда устранив всех своих конкурентов, к власти пришел царь Атей . Он закончил объединение всех племен и расширил границы Скифии от Азовского моря до низовьев Дуная. Царь Атей погиб в 339 г. до н. э. в войне с македонским царем Филлипом II . К 3 в. до н. э. скифы значительно растеряли свои территории под натиском сарматов и были вынуждены сконцентрироваться на Крымском полуострове и прилегающих территориях. Туда была перенесена столица, носившая название Неаполь Скифский.

В Крыму расцвет скифов приходится на 2 век до н. э. В этот период, ими полностью контролировалась торговля хлебом и рабами, не смотря на попытки усилившихся Ольвии и Херсонеса противостоять скифам. Скифское государство в Крыму просуществовало вплоть до середины 3 века н. э. и было разгромлено и подчинено готами.

Кочевой образ жизни и военная организация общества наложили отпечаток на все стороны жизни скифов. Оружие составляло непременную принадлежность каждого мужчины, а нередко и женщины. Неизменным спутником кочевника начиная с детства был конь. У скифов выше всего ценились воинская доблесть и мужество в бою, преданность своему народу и друзьям. По числу убитых врагов скиф получал свою долю военной добычи и почетную чашу вина. Дружба у скифов скреплялась особым обрядом побратимства.

Суть обряда побратимства заключалась в том, что в сосуд, в котором находились вино и кровь двух людей, дающих обет, погружалось оружие, после чего оба одновременно пили из чаши. Скрепленная таким образом дружба считалась крепче уз родства.

У скифов был сложный погребальный обряд, хорошо известный по раскопкам курганов. Тело умершего знатного скифа бальзамировали так, чтобы оно могло сохраниться на срок проводов, продолжавшийся в течении сорока дней. Покойника, одетого в роскошные одежды, клали на колесницу и возили по многочисленной родне. Тело умершего царя обвозили по всем подвластным ему племенам. В знак скорби скифы обрезали волосы, наносили себе увечья. Затем все отправлялись в землю, которая находилась на отдаленной окраине Скифии .

Погребения совершались в обширных и глубоких ямах. Вместе с умершим клали его оружие, одежду, пищу, дорогие украшения. Могилу закрывали бревенчатым накатом и насыпали над нею курган, стремясь сделать его как можно выше. Один из богатейших скифских царских курганов Куль - Оба находится на Керченском полуострове.

Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Скифы вели счет родства по мужской линии. Старшие сыновья получали долю имущества еще при жизни главы дома. Наследником отцовского хозяйства становился младший из сыновей. Женщины занимали подчиненное положение. Их жизнь была посвящена домашним занятиям и обслуживанию семьи. В среде скифянок поощрялись военные упражнения и владение оружием.

Пленников скифы превращали в рабов и продавали грекам. Часть их оставалась в услужении скифов. Рабы ухаживали за скотом и трудились по хозяйству. Для поддержания своей власти скифы должны были иметь большое, хорошо вооруженное и дисциплинированное войско. Формой военной организации было всенародное ополчение, созданное на основе деления по родам и племенам.

Вопросы и задания 1. Какие факторы наложили отпечаток на жизнь скифов? 2. Что выше всего ценилось у скифов? Расскажите о скифском обряде побратимства. 3. Расскажите, как хоронили знатного скифа. 4. Что ты знаешь о скифской семье? 5. Что ты знаешь о скифском войске? 6. Кто управлял скифами?

Вопросы: 7. Покажите на карте территории расселения скифов. 8. Назовите государства древности, знавшие скифов. 9. От куда пришли древние скифы ? 10. С какие государствами воевали скифы ? 11. Какие племенные союзы были у скифов ? 12. Какой общественный строй был у скифов ? 13. Было ли рабство у скифов ? 15. Опишите одежду и вооружение скифов. 16. Опишите ремесленные изделия скифов. 17. Какие металлы знали скифы ?

В VIII-VII вв. до н. э. древний народ киммерийцы, проживавшие в Закавказье и некоторых районах Малой Азии, были вытеснены на Ближний Восток скифами. Последние же пришли в Переднюю Азию из Южной Сибири после войны с массагетами. Именно это время и считается началом истории Скифии и появления скифов как народа. На протяжении почти тысячелетия скифы господствовали на большей части территории современной России и в Северном Причерноморье. Центр их государства находился в низовьях Днепра. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.

До сих пор неизвестно, кем были скифы. Этим этнонимом различные исторические источники называли готов, авар, восточных славян, хазар, печенегов, аланов и другие народы. Древние греки звали скифами народы Руси. Русские летописи также считали жителей средневековой Руси продолжением Великой Скифии. Вопросом происхождения скифов и их историей в настоящее время занимаются археологи. Они изучают многочисленные курганы и оставшиеся в них артефакты. Одно известно точно - скифы были кочевым народом. Не раз совершали они походы из Северного Причерноморья на Ближний Восток. Основным маршрутом скифов, согласно Геродоту, стал Прикаспийский путь через Дербентский проход, однако использовались и другие дороги через перевалы. Так и появился этот неизученный и загадочный народ на Северном Кавказе.

Предполагается, что иерархия общества представлялась скифами как спираль. В центре находился вождь, а далее по мере убывания социального и военного статуса располагались другие члены племени. Именно в виде спирали скифы организовывали шатры на стойбищах, а также курганы. Яркий тому пример – могильник у Пятигорска, изученный в 1966 году. Внутри археологи обнаружили выложенную камнями трехвитковую спираль, в которую были вписаны пять могил.

Петроглифы со спиралями обнаруживали в самых неожиданных местах. Так, в кладку стен жилых и боевых башен Ингушетии и Чечни были вставлены плиты с рельефами, на которых изображались спирали и свастики – символы вращающегося Солнца. Считается, что эти плиты происходили из разрушенных нахскими народами мавзолеев и святилищ и в дальнейшем использовались как подручный материал и украшения.

Кроме того, в горной Ингушетии близ сел Карт и Лейми были обнаружены древние постройки из валунов. Нетрудно догадаться, что выложены они были в форме спирали. Считается что это – также наследие скифов. А в Сержень-юртовском могильнике в Чечне были обнаружены множество наконечников стрел, топоров, кинжалов скифского типа.

Большое количество курганов обнаружили у села Комарово и станицы Терской в Северной Осетии, у города Майский в Кабардино-Балкарии и близ станицы Исправная Ставропольского края. В них были найдены типично кочевнические изделия: наборы наконечников стрел, элементы конской узды и украшений уздечки, корчаги и украшения, элементы погребального инвентаря, характерные для раннескифского периода. Кроме того, исследуются могильники Тлийский, Кливанский, Гастон Уота, Новогрозненский, Пседахский, Клин-Яр, Султангорский и многие другие, расположенные на всей территории Северного Кавказа. Осложняет работу археологов то, что элементы скифской культуры перемешаны с элементами культуры сарматов и прочих кочевых народов.

Влияние скифов отмечается и на кобанскую культуру: к примеру, на Ставрополье у села Прогресс было обнаружено погребение среднего бронзового века, где подросток был похоронен по скифскому типу, а также наличествовали погребальные предметы, характерные скифами.

Еще один яркий пример ассимиляции скифской и кобанской культур – Татарское городище под Ставрополем. Оно считается остатком древнего северокавказского города. Его жители занимались сельским хозяйством, скотоводством, охотой и ремеслом. Активное мужское население сочетало мирные занятия с ратным делом, охраняя поселения или участвуя вместе со скифами в походах, в которых они достигали стен Ниневии и границ Египта.

Советский историк и археолог, специалист в области археологии Северного Кавказа и этногенеза кавказских народов Евгений Крупнов считал, что многочисленные курганы на Северном Кавказе были связаны не только с временным пребыванием скифов в этой местности, но и с частичным их оседанием в отдельных пунктах. Он полагал, что появление ираноязычных элементов положило начало языковой ассимиляции части древних племенных групп, а также нашло отражение в процессе этногенеза осетин, чеченцев и ингушей.

Скифы исчезли с карты мира в III-IV вв. н. э. У народа не было письменности, поэтому нам остается только довольствоваться свидетельствами античных авторов иных стран, а также результатами археологических раскопок и генетических исследований. Перед историками и археологами еще стоит множество работы – установление происхождения скифов и уровня их влияния на становление северокавказских народов и их культур это всего лишь толика основных задач.

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифов

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Скифы

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура

скифы

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Искусство

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Скифское ожерелье

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Искусство скифов

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

скифское звериное искусство

Военное дело

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Скифы в бою

Религия

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.

Как жилось скифам на Ставрополье?

13-14 ноября 2017 года в Москве проходила международная конференция в честь 70-летия отдела скифо-сарматской археологии Института археологии РАН. Один из докладов посвящен открытиям на Ставрополье, сделанным в 2015-2017 гг. Ставропольской экспедицией МГУ им. М.В. Ломоносова. Руководят экспедицией д.и.н. Анатолий Робертович Канторович из МГУ и к.и.н. Владимир Евгеньевич Маслов из Института археологии РАН.

Скифский погребальный памятник Новозаведенное III на Ставрополье и его место среди памятников Центрального Предкавказья

Есть у ст. Новозаведенной в Георгиевском районе Ставропольского края место, где скифы на протяжении всей своей истории с VII по IV вв. до н.э. хоронили представителей воинской элиты. С 1975 года памятник исследуют археологи. Сегодня уже известно три погребальных могильника – Новозаведенное I, II и III. Первые курганы появились во время знаменитых скифских походов в Переднюю Азию и все 300 лет скифской истории здесь совершались невероятные погребальные обряды, описанные Геродотом.

Последние годы исследовались 6 курганов могильника Новозаведенное III. Они созданы во второй половине V–IV вв. до н.э. Удивительно, что погребальный обряд в курганах на протяжении 300 лет сохранился. В курганах находят предметы из античных центров и варварской периферии Боспорского царства на Кубани (Краснодарский край), из Колхидского царства (Грузия и Абхазия) и сарматских племен кочевников. Такой широкий круг контактов говорит о далеких связях оставивших курганы скифов.

На все Центральное Предкавказье известно лишь еще одно место, где скифы так долго на одном месте хоронили своих сородичей – Нартанский могильник (окрестности г. Нальчика в Кабардино-Балкарии).

В скифских курганах, оставленных кочевниками, находят много предметов местных земледельческих племен кобанской археологической культуры. Ученым удалось проследить, что скифские курганы находились в зоне хозяйственной деятельности кобанского поселения. Вероятно, скифские вожди могли даже жить на территории этих поселений. Археологи предполагают, что кобанское население могло даже насильно мобилизовываться для строительства скифских курганов.

Военизированные кочевники скифы активно эксплуатировали местное население, обложив его данью. Почти вся керамика и некоторые бронзовые предметы из гробниц скифской знати сделаны на территории кобанских поселений. Конечно же, местное население не очень любило чужаков-скифов. И как только "Великая Скифия" исчезла на рубеже IV-III вв. до н.э., курганы стали грабить. Все стелы, стоявшие на курганах, сбросили вниз и разбили. Авторы раскопок считают, что это "свидетельствует о ненависти, которую вызывала иноязычная элита".

Читайте также: