Сообщение о символике креста

Обновлено: 05.07.2024

Крест – 1) орудие казни Бого­че­ло­века Иисуса Христа, на кото­ром Он был распят ради искуп­ле­ния людей; 2) глав­ный символ хри­сти­ан­ства, зна­ме­ние победы Христа над адом и смер­тью; 3) наиме­но­ва­ние крест­ного подвига Спа­си­теля. Крест явля­ется сим­во­лом жерт­вен­ной любви все­бла­гого Бога к падшим людям, все­по­беж­да­ю­щим духов­ным ору­жием хри­стиан, осно­ва­нием и сре­до­то­чием цер­ков­ной жизни.

krest - Крест

Крест – символ жерт­вен­ной любви, победы над злом

Далё­ким от Церкви людям кажется, что хри­сти­ане покло­ня­ются кресту – орудию казни. Это поверх­ност­ный взгляд, мы покло­ня­емся кресту не как сим­волу смерти, а как сим­волу вечной жизни – Кресту живо­тво­ря­щему – ибо Хри­стос, под­верг­ну­тый на кресте мучи­тель­ной казни, своими стра­да­ни­ями совер­шил искуп­ле­ние чело­ве­че­ства ( 1Пет.2:24 ). На Кресте про­изо­шла не просто тра­ге­дия, а триумф жизни, победа над смер­тью. Крест — выра­же­ние любви Бога к людям ( Ин.3:16 ).

Крест Хри­стов, кото­рый каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, полу­чив при кре­ще­нии, носит всю жизнь, есть:

  • символ нашего спа­се­ния,
  • символ любви к Богу,
  • духов­ное оружие, сред­ство духов­ной борьбы,
  • знак испо­ве­да­ния веры.

Крест Цер­ков­ный (в виде изоб­ра­же­ния, пред­мета или крест­ного зна­ме­ния) – освя­щен­ный Боже­ствен­ной бла­го­да­тью символ (образ) чело­ве­че­ского спа­се­ния, воз­во­дя­щий нас к своему Пер­во­об­разу – к рас­пя­тому Бого­че­ло­веку, при­няв­шему крест­ную смерть ради искуп­ле­ния чело­ве­че­ского рода от власти греха и смерти.

Про­об­разы Креста Гос­подня в Ветхом Завете

1) Медный Змий, создан­ный Мои­сеем и пове­шен­ный на знамя в лагере иудеев, кото­рых кусали змеи, в нака­за­ние от Бога за потерю веры и ропот. Всякий, уку­шен­ный змеей, взгля­нув на мед­ного змия, не умирал ( Числ.21: 4–9 ).

2) Бла­го­сло­ве­ние Иако­вом сыно­вей и внуков, про­изо­шло поло­же­нием рук на головы сыно­вей сто­яв­ших напро­тив отца: Ефрема (стоял слева) и Манас­сии (стоял справа). Вместо того, чтобы про­тя­нуть руки и бла­го­сло­вить правой рукой Манас­сию, а левой — Ефрема, он скре­стил руки и бла­го­сло­вил правой рукой Ефрема, а левой — Манас­сию, чем млад­шему пред­по­слал пер­вен­ство. Этим бла­го­сло­ве­нием пра­о­тец Иаков дал понять, что наста­нет время, когда люди будут полу­чать бла­го­сло­ве­ние Божие не по стар­шин­ству или про­ис­хож­де­нию (не имея достой­ных качеств для этого), а по своим доб­ро­де­те­лям ( Быт.48:13–15 ).

3) Крест, начер­тан­ный Мои­сеем при пере­ходе через Черм­ное море. Начер­тав крест, Моисей раз­де­лил море и при пере­ходе, таким же обра­зом, начер­тав Крест, сомкнул. Для иудеев пере­ход через Черм­ное море был бег­ством и спа­се­нием от войск фара­она, потоп­лен­ных в море ( Исх.14 ).

4) Пре­вра­ще­ние горь­кой воды в слад­кую путем погру­же­ния дерева в воды Мерры на пути иудей­ского народа из Египта к Синаю, было про­об­ра­зом древа креста, кото­рым пре­одо­ле­ва­ется горечь стра­да­ний на земле и пода­ется вечная жизнь ( Исх.15:25 ).

5) Руки Моисея, воз­де­тые кре­сто­об­разно в борьбе с ама­ли­ки­тя­нами ( Исх.17:8–13 ).

Эти про­об­разы опи­саны в про­из­ве­де­нии I в. “Посла­ние апо­стола Вар­навы” (гл. 11:12).

Виды кре­стов:

    – носи­мый хри­сти­а­нами под одеж­дой на теле.
  1. Крест наперс­ный (или иерей­ский) – носи­мый свя­щен­ни­ком поверх рясы или фелони. – носи­мый архи­ереем вместе с пана­гией.
  2. Крест напре­столь­ный – пола­га­е­мый на пре­столе рядом с Еван­ге­лием.

О молитве Кресту. Почему мы обра­ща­емся ко Кресту, как к лич­но­сти?

Молитва Кресту это поэ­ти­че­ская форма обра­ще­ния к Тому, кто распят на Кресте.

Цер­ков­ные службы Кресту Гос­подню

    (3‑е вос­кре­се­нье Вели­кого поста) (14 авгу­ста) (27 сен­тября)
  • Среда и пят­ница в сед­мич­ном круге бого­слу­же­ний посвя­щены Кресту Гос­подню.

Изоб­ра­же­ние Креста

Пра­во­слав­ные ико­но­писцы изоб­ра­жают возле Креста тех, кто неот­ступно сопро­вож­дал Гос­пода во время Его Крест­ных мук: Божию Матерь и апо­стола Иоанна Бого­слова – люби­мого уче­ника Спа­си­теля.

А череп в под­но­жии Креста – символ смерти, вошед­шей в мир через пре­ступ­ле­ние пра­ро­ди­те­лей Адама и Евы. Согласно пре­да­нию, Адам был похо­ро­нен на Гол­гофе – на холме в окрест­но­стях Иеру­са­лима, где мно­гими сто­ле­ти­ями позже рас­пяли Христа. Божиим про­мыс­лом, Крест Хри­стов был уста­нов­лен как раз над моги­лой Адама. Чест­ная Кровь Гос­подня, про­ли­тая на землю, достигла остан­ков пра­ро­ди­теля. Она уни­что­жила пер­во­род­ный грех Адамов и осво­бо­дила от раб­ства греху его потом­ков

Над­писи и крип­то­граммы на Рус­ских кре­стах:

chto izobrazheno na golgofskom kreste - Крест

В чем заклю­ча­ется тайна Креста Гос­подня?

Почему Иисус Хри­стос пре­тер­пел именно крест­ную смерть на древе?

Почему Крест назы­вают зна­ме­нием истины?

Правда ли, что у каж­дого чело­века свой соб­ствен­ный крест?

Должны ли мы почи­тать как тот самый Крест его совре­мен­ные копии и изоб­ра­же­ния?

Существует множество форм Креста — как в них разобраться и отличать друг от друга? С чем связано различие форм?

Существует множество форм Креста — как в них разобраться и отличать друг от друга? С чем связано различие форм?


Какие Вы знаете православные кресты? В чём их отличие друг от друга? Многие православные христиане задумываются над этими вопросами! У нас есть ответ!

Православные кресты: история возникновения

А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество свидетельств: 1) о деяниях человеческих, образ креста Господня пророчески предобразовавших, 2) о предметах известных, силу и древо креста таинственно предначертавших и 3) о видениях и откровениях, самое страдание Господне предызобразивших.

православные кресты

Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности — внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.

Символика православного креста

Формы и виды православных крестов

Эта монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период; например, можем видеть ее изображение в мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V века в Равенне.

Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249 -251 гг.) в Лидийском городе Меонии; была изображена на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста (Гр. Уваров, стр. 85).

Таким образом, трезубчатая монограмма Христа издавна означает причастность к Таинству крещения, как уловление в сети Божьего Царства. Например, на древнем памятнике скульптора Евтропия высечена надпись, говорящая о принятии им крещения и заканчивающаяся монограммой-трезубцем (Гр. Уваров, стр. 99).

Эти изменения в изображении креста произошли благодаря появлению христианской государственности, основанной на его открытом почитании и прославлении.

По древнему обыкновению, как свидетельствуют Гораций и Марциал, христиане надрезывали выпекаемый хлеб крестообразно, чтобы было легче его ломать. Но еще задолго до Иисуса Христа сие было на Востоке символическим преобразованием: надрезаемый крест, разделяющий целое на части, соединяет их употребивших, исцеляет разделенность.

Такие круглые хлебы изображены, к примеру, на надписи Синтрофиона разделенными на четыре части крестом, а на надгробии из пещеры святой Лукины разделенными на шесть частей монограммой III века.

В прямой связи с Таинством причащения на потирах, фелонях и других вещах изображали хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи.

Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом Отступником, которому при допросе Артемий говорил:

Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при Императоре Константине Великом знамением победы — торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания.

Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах

для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари.

Начиная с III-го века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Крест осмиконечный православный

Крест седмиконечный

В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста?


Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную.

Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как-то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году.

Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.

Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие. Павловск С.-Петербургской, Виндава Курляндской, Белозерск Новгородской губерний,

Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие.

Окропив крестное древо, капли Крови Христа навеки сообщили кресту Его силу.

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С V века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии коллобии — как бы прислоненным ко кресту. Именно такой образ Христа можно видеть на ранних бронзовых и серебряных крестах византийского и сирийского происхождения VII-IX веков.

Другое, еще более древнее из сохранившихся изображений распятия находится на миниатюре Евангелия Раввулы из монастыря Загба. Этот манускрипт 586 года принадлежит Флорентийской Библиотеке святого Лаврентия.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа (рис. 54).

С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста — Его торжество.

Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.

Распятый со Христом нераскаянный разбойник, подобно нынешним картежникам, хулил крестные страдания Сына Божия и, по завзятости, по нераскаянности, навсегда отправился в преисподнюю; а разбойник благоразумный, подавая всем пример, покаялся на кресте и тем наследовал вечную жизнь с Богом. Поэтому будем помнить твердо, что для нас, христиан, не может быть никакого другого предмета упований и надежд, никакой другой опоры в жизни, никакого другого объединяющего и вдохновляющего нас знамени, кроме единственно спасительного знамения непобедимого Креста Господня!

Крест гамматический

Гамматический крест очень похож на древнеиндийский знак свастики. Санскритское слово свастика или су-асти-ка означает высшее бытие или совершенное блаженство. Это древний солярный, то есть связанный с солнцем, символ, который появляется уже в эпоху верхнего палеолита, получает широкое распространение в культурах ариев, древних иранцев, встречается в Египте и Китае. Безусловно, свастика была известна и почитаема во многих областях Римской Империи в эпоху распространения христианства. С этим символом были знакомы и древние славяне-язычники; изображения свастики встречается на перстнях, височных кольцах и других украшениях, как знак солнца или огня, отмечает иерей Михаил Воробьев. Христианская Церковь, обладающая мощным духовным потенциалом, смогла переосмыслить, воцерковить многие культурные традиции языческой древности: от античной философии до бытовых обрядов. Возможно, гамматический крест вошел в христианскую культуру как воцерковленная свастика.

И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии киевской, в орнаменте дверей Нижегородского Кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах.

Вы только что прочитали статью «Православные кресты: виды и их значение«. Рекомендуем ознакомиться и с другими материалами:

Крест – это древний христианский символ, основанный на орудии казни Иисуса Христа, Богочеловека и Искупителя грехов человечества. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Римской империи. Многие древние христиане, подобно Христу, приняли мученическую кончину на кресте. Он стал главным символом христианства и является объектом почитания. Что обозначает православный крест? В богословии крест рассматривается как священное знамение победы Иисуса Христа над смертью и грехом. Это символ искупительной жертвы Христа.

православный крест

Православный поклонный крест на берегу Берингова пролива (Чукотка)

Крест нашел отражение в наиболее известном молитвенном жесте христианства – крестном знамении. Осеняя себя крестом, христианин исповедует веру в Святую Троицу, выражает любовь к Богу и защищает себя от злых духов. Также каждому православному христианину при крещении даётся нательный крест. Это личный символ исповедания веры и памяти о жертве Спасителя. Священники носят особый наперсный крест поверх облачения. Существует и архиерейский крест, который вместе с панагией (украшенный образ Богоматери) носят высшие чины духовенства. Также особый крест кладётся возле Евангелия на престоле в алтаре. Такой крест называется напрестольный.

Развитие иконографии креста

Разновидности креста

Примерно в 5 веке крест начали изображать с фигурой распятого на нём Христа. Вначале Его изображали живым, иногда даже воскресшим и торжествующим. Но в 10 веке появились изображения мёртвого Христа на кресте. Новый образ был призван напоминать верующим, что Иисус Христос действительно умер за грехи человечества. А значит, и воистину воскрес. Христос изображён мёртвым, но Его лик спокоен, Он торжествует над смертью. Этот образ стал каноничным в иконографии. Со временем изображение Распятия стало дополняться. Появились дополнительные фигуры: стоящих возле креста Богородицы, апостола Иоанна, Марии Магдалины, римских воинов.

Чем отличается православный крест от католического? Католический крест традиционно изображается четырёхконечным, православный – восьмиконечным. В Западной Церкви ступни Христа на распятии чаще всего изображаются прибитыми к кресту одним гвоздем, а в Восточной – двумя. Также православная традиция, в отличие от католической, не делает в изображении распятия акцент на натуралистичности.

Православный крест

Нижняя перекладина косая и символизирует подставку для ног. А также двух разбойников, которые были распяты слева и справа от Христа. Один из них во время казни раскаялся в своих грехах и поэтому первым вошёл в Царствие Небесное. Второй разбойник во время казни хулил Христа с палачами и умер без покаяния. Также косая перекладина часто рассматривается как образ весов правосудия. Такая символика православного креста указывает на Страшный Суд, который будет вершить Иисус Христос в конце времён.

С середины 16 века восьмиконечные кресты на Руси начали воздвигать на куполах церквей. Также этот крест в России на протяжении столетий используется в государственной и военной символике. Восьмиконечный крест стал одним из наиболее узнаваемых визуальных атрибутов русской культуры.

Значение креста в христианстве

Крест является одним из самых известных знаков в истории человечества. Этот универсальный графический символ более 2-х тысячелетий отождествляется с христианством. Но его возникновение датируется гораздо более ранними периодами развития культуры.

крест закат

свечи крест

деревянный крестик

распятие

крест

Рисунки и другие изображения крестов появились еще в каменном веке, что доказывают раскопки и изучение первобытных стоянок древних племен.

Позднее крест стал распространенным явлением в цивилизациях, которые в разные периоды развивались во всех точках планеты – европейских, азиатских, африканских, австралийских, американских и островных.

заброшенный погост

Почему же самые разные народы, имеющие самобытные культуры (часто никогда вообще не знавшие друг о друге) использовали этот образ?

По каким причинам даже у враждующих племен и религий он был не просто известным, но одним из самых важных мистических знаков?

В любом случае, на протяжение тысячелетий сформировалась группа мотивов, которые регулярно участвовали в формировании символических значений креста. Так, данная фигура ассоциировалась:


с мировым древом;


с человеком;


с образом огня и изображением деревянного огнива (палочек для извлечения пламени путем трения): две руки часто связывались с воспламеняющимися палочками, которые в представлении первобытного человека наделялись женскими и мужскими признаками;


с солярным знаком (перекрещивающиеся лучи).

крест

надгробие на берегу

могила

распятие

Древнейшие цивилизации

палеолита и раннего неолита своими первыми и главными божествами считали солнце и его свет, проливаемый на землю. Это объяснимо, ведь именно солнце, вставая каждое утро на востоке, обеспечивало нормальную жизнь людей. Оно прогоняло мрак и холод, дарило свет и тепло. Когда люди овладели огнем, который тоже давал тепло, освещал, защищал, они стали связывать его именно с солнцем.

У многих народов есть мифы о том, что огонь – это сын или другой ближайший родственник великого светила. Это, например, индийский Агни, персидский Атар, древнегреческие Гелиос и Прометей, древнеримский Вулкан. Однако священный и такой необходимый огонь долгое время не умели добывать.

Первым способом, который стал известен людям, была добыча огня путем трения двух кусков сухого дерева друг о друга. Вероятно, для этого использовались палки из мягкой и твердой древесины, которые располагали крест накрест. Рисунки таких крестов можно увидеть на древних мегалитах и гробницах. С течением времени было придумано более удобное огниво: две перекрещивающихся плашки с отверстием сверху, в которое вставлялась сухая палочка. Ее быстро вращали до появления язычков пламени.

Этот инструмент в виде креста и стал самым первым графическим символом огня и его прародителя солнца. Впоследствии, совершенствуя это орудие, концы крестообразных плашек стали загибать в стороны. Так появилась индоевропейская свастика – известный многим племенам солярный знак, обозначающий в то же время великий космос и саму жизнь.

разводят огонь

Даже после того, как были придуманы другие, более легкие способы зажжения огня, во время священных действ на алтарях и в храмах жертвенное пламя разрешалось зажечь лишь с помощью трения дерева на кресте-свастике. Так делалось в Персии, Индии, Древней Греции, у германских племен, у шотландских кельтов и восточных славян. Чтобы подчеркнуть, что огонь и солнце – одна стихия, крест часто вписывали в окружность или рисовали круг внутри перекрестья. Такие знаки были найдены при раскопках на Кавказе, в разных районах Азии и Европейской части континента, на многих африканских территориях.

Итак, широкое распространение креста еще в глубокой древности объясняется формой орудия, с помощью которого добывали пламя. Огонь нес тепло, был животворящим и обожествленным. Символически изображающий его и солнце крест приобретает сакральное, религиозное значение. Позже он становится знаком новых богов – плодородия и живительных сил природы, которые тоже были связаны с животворящими теплом и светом. Кроме того, крест сделался атрибутом жрецов и царей как наместников небесных сил на земле.

костер

древние люди

символ на песке

Считая огненный крест (как и само пламя) оберегом, его стали изображать не только на культовых постройках, но и жилищах, украшениях, оружии, одежде, утвари, даже на могильных камнях и урнах.










Пространственная символика креста

Он олицетворяет мир наряду с кругом и квадратом. Но если геометрические фигуры разделяют внешнее и внутреннее пространство, то крест – это гармонизированная Вселенная. От его центра идут направления, которые обозначают стороны света и делят мир (квадрат) на правильные сектора. Именно по образу и подобию креста строились многие великие города.

Например, Рим с его перекрестками улиц и позднейшие города с правильным делением на квадраты кварталов. В эпоху Средневековья мировые карты рисовались в виде креста с Иерусалимом в его центре.

Однако одним из наиболее сакральных пространственных соответствий было соотнесение креста с Мировым Древом. Этот образ характерен для первичных верований практически всех народов мира. Обычно имеется в виду космическое Дерево, которое считалось сердцевиной мира и организовывало мировое пространство. С его кроной связывали верхнее царство богов и духов, со стволом – срединное обиталище людей, с корнями – преисподнюю, в которой живут злые демонические силы. Под сенью Мирового Древа течет время, сменяются события, люди, боги. Древо часто осознавалось как источник космической жизненной энергии, дающей плодородие и питающей жизнь. Плоды Мирового Древа давали истинное знание и бессмертие, а на листьях были записаны судьбы всех, кто когда-либо приходил или еще придет в этот мир.

Особую роль Мировое Древо играло в религиях, связанных с идеей умирающего и воскресающего бога, который распинался на стволе, умирал, а потом возрождался более сильным, чем был до того.

Об этом рассказывается в легендах хеттов (о боге Телепину), скандинавов (об Одине), германцев (о Вотане) и пр. Во время праздников, связанных с земледельческими культами, на столбах и крестах, имитировавших дерево, развешивались или рисовались фигурки богов плодородия. Их приносили в жертву Древу, чтобы земля дала хороший урожай. Особенно интересный пример такого рода – это столб Осириса, который венчался крестом. На столбе высекали ветви с листьями и изображение бога. Во время весенней земледельческой церемонии этот крест сжигался жрецами, а его священный пепел зарывали в землю, чтобы она лучше плодоносила. Позже, в эпоху римского владычества, вера в оживляющую силу креста в Империи была заменена на другое восприятие этого знака. Крест стал орудием пытки и позорной смерти для инородцев и одновременно – символом человека с раскинутыми в стороны, как при распятье, руками.



Крест в христианстве

Таким образом, Мировое Древо и символизирующий его крест были древнейшими сакральными образами жизни и смерти, воскресения и бессмертия. Это восприятие передалось христианству. В нем крест стал центральным священным символом веры и Спасителя. Он олицетворяет прежде всего святое мученичество и искупительное распятия Иисуса, кровью которого омылся мир и человечество было очищено от греха.

Кроме того, христианский крест – это знак веры в божественную силу, вознесение Иисуса, бессмертие души и грядущее воскресение.

вознесение спасителя


С течением времени люди значительно разнообразили внешний вид простого креста. Дохристианская и христианская символика насчитывает огромное количество модификаций этого священного образа. Вот описания лишь некоторых, наиболее известных вариантов.

Читайте также: