Сообщение о самураях по истории 7 класс

Обновлено: 03.07.2024

С амураи - это светские феодалы в средневековой Японии. Слово образовано от древнего японского глагола "служить", что явно обозначает функции самураев. То есть, это люди, которые должны были не только охранять своих сюзеренов, но и быть их слугами в повседневной жизни.

П роводятся аналогии самураев со средневековыми рыцарями в европейских странах. Однако, есть некоторые отличия между ними.

О сновным оружием самурая являлись два меча - дайсё (дайто и сёто). Помимо этого, самураи должны были уметь владеть длинным луком.

В о время расцвета самурайства, каждый пятый мужчина-японец был самураем. Это сословие имело очень большую популярность и считалось элитной.

С детства будущих феодалов воспитывали жестко, стараясь вырастить из них отважных, бесстрашных, выносливых и терпеливых воинов.

С уществовали также женщины-самураи, которые, как правило, не принимали участие в боевых сражениях. Их также обучали обращению с оружием.

С о временем, примерно в 11-14 вв. появился кодекс самураев - Бусидо .

К онечно, среди самураев существовала своя иерархия. Впрочем, то же самое было и с рыцарством в средневековых европейских странах.

Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов — ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.

Японский император Камму


Японский император Камму

Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай XII века


Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.

Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением


Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением

В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.

Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава


Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.

Самурай XVII века: статуэтка


Самурай XVII века: статуэтка

Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.

Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации


Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев


На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.

Самурай с ружьём


Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Самурай в доспехах


Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя — тайных убийц-наёмников.

Иногда самураи превращались в ниндзя


Иногда самураи превращались в ниндзя

А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности — так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После буржуазной революции Мэйдзи 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.

Фото самураев эпохи Мэйдзи


Фото самураев эпохи Мэйдзи

Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

Кто такие самураи? Самураи— военно-феодальный класс мелких дворян и князей (даймё) в феодальной Японии. Зачастую самураев сравнивают с рыцарями средневековой Европы, но такая аналогия во многом неверна.

Самурай фото 1860

Самурай с оружием, фото 1860 г.

Воспитание, обучение, подготовка

Этот высокий титул в феодальной Японии передавался по наследству. В самурайском роду воспитание будущих воинов происходило в соответствии с самурайским кодексом чести – бусидо - уже с малых лет. В раннем возрасте сыну самурая вручались один или два (в зависимости от положения отца) небольших деревянных меча. Это учило мальчика уважать свой меч - символ принадлежности к классу воинов. Большое значение придавалось конфуцианству. По одному из его положений, дети были обязаны почитать и уважать родителей, не пререкаться с ними, даже если родители не правы или дурно относятся к детям, не огорчать их.

Задачей воспитания в детях долга сына (оякоко) было не только развитие уважения к родителям, но и создание преданности императору, который считался отцом воина. Долг сына являлся опорой верности вассала господину. Не меньше, чем отца, почитали наставника будущего самурая. Авторитет учителя был крайне велик, его указания исполнялись без пререканий. Известная пословица говорит: "Родитель тот, кто дал мне жизнь, учитель тот, кто сделал меня человеком".

Воспитание в семье и обучение наставника были двумя главными обстоятельствами, на которых базировалось взращивание молодых преемников, они создавали образец идеального воина, составленный на основе мифов, буддистском пренебрежении к смерти, почитании родителей и преданности своему сюзерену. Семья и учитель преимущественно стремились к укреплению характера юноши, развитию храбрости и бесстрашия, стойкости и выдержки.

Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя. Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес. Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.). Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся.

Для становления у мальчиков стойкости и упорства, их принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам (во время торжеств богов учения), зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т.д. Голодовка также считалась полезной.

Мальчикам и девочкам прививалась способность контролировать свои поступки, не допускать эмоциональных восклицаний, стонов и слёз. "Отчего ты ревешь из-за такой мелочи, трусишка? - спрашивала мать у плачущего сына. – А если тебе в сражении отрубят руку или ты будешь вынужден сделать харакири?" С самых ранних лет в детях знати воспитывали чувство чести и ответственности, честности и дисциплины.

Данное воспитание развивало бесстрашие, хладнокровие и эмоциональную стойкость, благодаря чему самураи не теряли четкости мысли даже в самых сложных ситуациях.

Будущие самураи были обязаны постоянно тренироваться, совершенствовать искусство владения оружием, иметь большую силу и ловкость. От юных самураев требовалось превосходное владение приёмами сражения на мечах и копьях, стрельбы из лука, они должны были знать дзю-дзюцу, уметь хорошо сидеть в седле, понимать тактику ведения боя.

В любой семье, при дворе каждого самурая были оборудованы замечательные комнаты для обучения владению мечом, места для тренировки стрельбы из лука и физических упражнений. Обучение, как правило, начиналось в 8 лет и заканчивалось в 16.

Кроме обучения искусству войны присутствовало и освоение литературы, истории, письменности и т.д. Однако самураи изучали эти предметы, только если они могли принести пользу в военном деле. Особые школы, которые для приличия находились в имении феодала, в которых изучалась классическая литература Китая, художественное творчество и т.д., были презираемы самураями. В таких учебных заведениях учились в основном болезненные и слабые дети, не способные обучиться искусству войны, с физическими отклонениями или же люди, которые по своей воле отказались от насилия. Смеясь и глядя сверху вниз на таких учеников, самураи произносили: "Наука - это жалкий удел нежных женоподобных придворных Киото, слабость и болезненность которых не разрешает им использовать мускулы и не дает им возможности изучать возвышенное искусство боя".

Однако именно в таких школах учились большинство японских философов, известных поэтов, писателей и популярных художников периода феодальной Японии.

В 15 лет подготовка будущего самурая полагалась законченной. Ему вручали настоящие мечи для боя (комплект дайсё – катана и вакидзаси), с которыми он был обязан не разлучаться до конца жизни; девушка получала короткий кинжал кайкэн – знак принадлежности женщины к самурайскому сословию. Молодой самурай переходил в другую возрастную группу – становился взрослым.

Дайсё катана и вакидзаси самурая

Кайкэн кинжал женщин самураев

Во время торжества половой зрелости (гэмбуку) юноше, по старинной традиции, делали самурайскую прическу - сакаяки: обривали волосы у лба и заплетали узел волос на макушке (мотодори).

Мотодори прическа самурая

Молодому человеку надевали высокий головной убор - эбоси, который был нужен для ношения мотодори. Человек, который в процессе торжества закреплял на голове юного самурая эбоси, носил название "усироми", (опекун), или эбоси-оя ("отец по эбоси"). В Японии церемония вступления во взрослую жизнь проводилась как среди знати, так и среди простолюдинов с древних времен. Далее самурай в первый раз надевал одежду взрослого человека; она представляла собой широкие шаровары (хакама), схожие с юбкой и являвшиеся отличительным знаком самурая. Их первое праздничное одевание являлось семейным торжеством и соотносилось с походом в храм бога - покровителя семьи.

В процессе церемонии самурай получал взрослое имя, образовывал церемониальное сожительство со своей невестой (хода-авасэ), и проходил проверку силы самурая.

Опекуном прошедшего гэмбуку как правило приглашали стать влиятельного и известного феодала, для самураев это было очень важно и в это время происходило утверждение взаимной ответственности господина и буси.

Взяв в руки меч и пройдя церемонию инициации, юноша получал свободу и независимость, преисполнялся чувством достоинства и ответственности. Он становился настоящим самураем.

Видео про самураев

В видео приводятся интересные факты о самом знаменитом сословии феодальной Японии - самураях.

Жанр статьи - Самураи

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!


Япония – страна отважных самураев и смелых сегунов. О доблести и отваге японских воинов известно всему свету. Самураи – это неотъемлемая часть японской культуры, ее отличительный символ. Верности и дисциплинированности самураев смог бы позавидовать любой воин.

Кто же они такие, слуги своего государства, отчаянные воины или хозяева своей земли?

Из старинных японских летописей известно, что самурай являлся дворянином (ничего общего с европейскими дворянами). Они занимались не только военными действиями. В мирное время самураи служили высшим князьям и были их телохранителями.

История самурайства

Первые самураи появились в Японии в начале 12 столетия. В тот период государством правил отважный сегун Минамото. Это были достаточно мирные времена, поэтому численность самураев была сравнительно небольшой. Воины принимали активное участие в мирной жизни – выращивали рис, воспитывали детей, обучали боевым искусствам.

В период правления великого японского клана сегунов Токугава, число самураев увеличилось почти втрое. Они, верно, служили своему сегуну, владели немалыми земельными участками. При Токугаве, эти воины считались самыми зажиточными людьми.

Были и такие самураи, которые со временем перешли в класс ронинов. Ронины – это бывшие воины, которые избавились от вассальной зависимости. Такие самураи жили как обычные люди: вели торговую, ремесленную и земледельческую деятельность.

Многие самураи становились синоби. Синоби – это убийцы по найму, своего рода ниндзя.

В середине 18 столетия, начался распад самурайского сословия. В этот период стала активно прогрессировать японская буржуазия. Процветала торговля, ремесло и мануфактура. Многие самураи были вынуждены брать в долг у ростовщиков. Положение самураев становилось невыносимым. Их роль для страны стала непонятной даже им самим. Некоторые старались приспособиться к мирной жизни, многие ударились в религию. Другие превратились в торговцев, ремесленников и земледельцев. А самураев — бунтовщиков, просто убивали, окончательно подрывая их волю и дух.

Воспитание и становление самурая

Самурай

Воспитание самурая – это сложный, многоуровневый процесс. Становление воина начиналось с ранних лет. Уже с детства сыновья самураев знали, что являются продолжателями своего рода и надежными хранителями семейных обычаев и традиций.

Каждый вечер, перед сном, ребенку рассказывали об истории и отваге самураев, об их подвигах. В историях приводились примеры, когда легендарные самураи смело, смотрели смерти в лицо. Тем самым ребенку с детства прививали храбрость и доблесть.

Важным аспектом самурайского воспитания являлась техника Бушидо. Она вносила понятие старшинства, главного в семье. Мальчикам с ранних лет втолковывали, что мужчина – глава семьи, и только он может определять направление деятельности своего ребенка. Другая японская техника Иэмото – обучала мальчиков дисциплине и поведению. Техника имела сугубо теоретический характер.

Кроме того, мальчиков с детства приучали к суровым испытаниям. Обучали различным боевым искусствам, терпимости к боли, владению собственным телом, умению подчиняться. Развивали силу воли, умение преодолевать даже самые суровые жизненные ситуации. Были времена, когда мальчикам устраивали проверку на выносливость. Для этого их поднимали на рассвете и отправляли в холодную, не отапливаемую комнату. Там их закрывали и долго не кормили. Некоторые отцы заставляли своих сыновей идти ночью на кладбище. Так они прививали мальчикам смелость доблестного воина. Другие водили своих сыновей на казни, заставляли выполнять непосильную работу, ходить без обуви по снегу, проводить несколько ночей без сна.

В возрасте 5 лет, мальчику дарили боккэн. Боккэн – меч самурая. С этих пор начиналось обучение искусству фехтования. Кроме того, будущий воин должен был уметь отлично плавать, великолепно держаться в седле, быть грамотным в письме, литературе и истории. Мальчикам преподавали уроки самообороны – джиу-джитсу. Кроме того, их обучали музыке, философии и ремеслу.

Читайте также: