Сообщение о фотографах челябинской области

Обновлено: 06.07.2024

Хорошая, красивая традиция. Некоторые из таких фотооткрыток нашел , перебирая архив. Сколько было напечатано таких открыток ее автором — десять, двадцать экземпляров. Много их никогда не было, поэтому сейчас, по прошествию лет, они ценны и трогательны по-особому. Сергей Белковский

ЭКО-книжка челябинца — к НОВОМУ ГОДУ

Владимир Богдановский с младшей дочкой Вероникой

Рабочие и инженеры, преподаватели и учащиеся, студенты и журналисты, врачи и артисты стали приходить на собрания клуба дважды в месяц. На каждом собрании присутствовали от 30 до 50 человек. Анализировали новые снимки, разбирали технику съемки, композицию кадра, давали советы авторам. Часто проходили творческие встречи с мастерами искусства– артистами, художниками, режиссерами, фоторепортерами центральных газет и журналов. Гостями в клубе были спецкор “Комсомольской правды”, лауреат Ленинской премии Василий Песков; фотокоры АПН Л. Устинов и В. Малышев; газеты “Советская Россия” С. Раскин; заслуженный художник РСФСР, скульптор Лев Головницкий; старейший кинооператор и актер Леонид Оболенский и многие другие. Члены фотоклуба пополняли ряды фотокоров областных и городских газет. Среди них – Михаил Петров, Сергей Васильев, Александр Чуносов, Валентин Голованов, Борис Каулин. Фотоклуб стал организатором крупных всесоюзных фотофестивалей, для участия на которых на Урал собирались сотни известных мастеров объектива от Прибалтики до Дальнего Востока.

Уместно вспомнить такие слова:

- Может быть, это прозвучит высокопарно, но я формирую воспоминания. Приду к кому-нибудь в гости, сделаю несколько кадров, а лет через 50, возможно, это будут единственные снимки, по которым внуки будут вспоминать бабушек и дедушек. Люди забывают свою жизнь. Будут снимки – будут и воспоминания: вот какие мы были, вот наша квартира, полочка, которую ты сделал своими руками… Из интервью Григория Ярошенко РосФото

Фотография Сергея Жаткова

Два в одном: выставка и презентация альбома / Сергей Жатков и Владимир Белковский

Фотография Сергея Жаткова

Фотография Сергея Жаткова

Фотография Сергея Жаткова

Фотография Сергея Жаткова

Фотография Сергея Жаткова

Фотограф Сергей Жатков

В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится фотографический портрет некой горожанки Кетовой, датируемый 1860-ми годами. Видимо, это старейшее фото (изготовленное, правда, за пределами Челябинска) из ныне известных, относящихся к нашему городу.

Фотография Катаева. 1910-е годы

Фотография Катаева. 1910-е годы Семья Михайловых. Из личного архива Юрия Латышева

Фотографии, сделанные в ателье Катаева, — самые распространенные в Челябинске в конце XIX — начале ХХ века. Вероятно, во многих челябинских семьях, предки которых жили в то время в городе, хранятся снимки Катаева. Есть такая фотография и в нашем домашнем альбоме. На ней моя бабушка Фаина Николаевна Михайлова, ее сестра и их мама.

При неплохих гонорарах фотографа, хотя и нерегулярных, жили Беляевские безбедно. Однако, несмотря на купеческое происхождение, много денег уходило сквозь пальцы. Натуре творческой и эмоциональной трудно удержаться от соблазнов. Иван Антонович выпивал, и довольно крепко. В 1914 году был мобилизован, а по возвращении стал пить регулярно. Жена с детьми ушла жить к своему отцу, а сам он продолжил свое дело, но уже на одном из городских базаров. Работал по ускоренной технологии: снимал на фотобумагу, бумажный негатив переснимал снова на бумагу. Получалось не очень качественно, зато быстро. Фотограф Иван Беляевский ушел из жизни очень рано…

К концу 1909 года ведомость о числе ремесленников зафиксировала в городе наличие 12 мастеров, семи подмастерьев и шести учеников фотографов.

Фотография Половникова. 1910-е годы

Фотография Половникова. 1910-е годы Из семейного архива Неаполитановых

Фотография Шабалина. Начало ХХ века

Фотография Шабалина. Начало ХХ века Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Так получилось, что из всех старинных зданий, в которых располагались фотоателье или жили фотографы, в Челябинске до настоящего времени сохранился лишь дом Беляевских на улице Труда, 89 (бывшей Сибирской).

В начале ХХ века в Челябинске появились и первые фотографы-любители. Из них ныне наиболее известен акцизный чиновник Константин Теплоухов. Он оставил сотни снимков, на которых кроме членов своей семьи запечатлел пейзажи горного Урала, эпизоды охоты и рыбалки (страстным поклонником которых был сам), сослуживцев, городских обывателей.

Фотография К.Н. Теплоухова. 1 октября 1906 года

Фотография К. Н. Теплоухова. 1 октября 1906 года Константин Теплоухов. Челябинск, 2015

Вот как описывает в дневнике Константин Николаевич приобретение своего первого фотоаппарата:

Для сравнения: Теплоухов получал в акцизном ведомстве 208 рублей в месяц (1915 год), рабочий получал 10—25 рублей в месяц (1904 год), зарплата продавца в казенной винной лавке составляла 50 рублей в месяц (1912 год).

Фотография Попова. 1914 год

Фотография Попова. 1914 год Из открытых источников

Челябинские фотографы могли приобрести необходимые материалы, принадлежности и оборудование, по крайней мере, в трех городских магазинах (Бумагина, Гуревича и Иванова), а при необходимости выписать недостающее из российских столиц или из-за границы.

Примечание: хочется выразить особую благодарность Владиславу Демакову, сотруднику Государственного исторического музея Южного Урала, за предоставление уникальных дополнительных сведений о фотографах старого Челябинска.

По материалам публикаций К. Беляевского, В. Боже, Д. Графова, В. Демакова, А. Скорикова

За неимением документальных источников (например, журнала выдачи свидетельств на право открытия фотосалонов, рекламы в местной прессе и т. п.) трудно точно установить, когда же в Троицке появились профессиональные фотомастера. Но их фамилии и имена хозяев фотомастерских можно установить п о надписям на паспарту или штампам на обратной стороне фотографий.

Мастер ретуши

Относительно гладким был жизненный путь у Л. В. Евдокимова (1857 — не ранее 1915 гг.). Лев Власович (в документах встречается и написание Власьевич ) был профессиональным художником, педагогом. Он окончил курс в Императорской академии художеств (СПб.) со званием классного художника 3 й степени (чин 14 го класса). Почти четыре десятка лет, с 21 марта 1875 года и до начала Первой мировой войны, Евдокимов работал в троицкой мужской гимназии учителем чистописания и рисования. Одновременно он вел занятия в женской прогимназии, получая 880 рублей жалованья (1907). Имел чин статского советника (с 13 ноября 1903 года), согласно Табели о рангах, это гражданский чин 5 го класса (по - военному, что то среднее между полковником и генерал - майором).

За многолетнюю безупречную службу он был награжден орденами Св. Станислава III степени и C в. Анны III степени (1 марта 1906 года). Имел сыновей (1876, 1878, 1887) и дочь, 1886 года рождения. Старший из детей, Валентин (окончил троицкую гимназию в 1896 году), выпускник Санкт-Петербургского университета. Возможно, сыном последнего является известный советский писатель - фантаст Дмитрий Валентинович Евдокимов (1937).

Будучи известным городским художником, Лев Власьевич часто выполнял частные заказы на живописные полотна, писал, как правило, в классическом стиле. По мнению некоторых краеведов, Евдокимов может являться автором некоторых живописных панно, которые сохранились в старых купеческих особняках города. Благодаря своему художественному таланту Л. В. Евдокимов получил от Ф. И. Загорского предложение о сотрудничестве, совместно с нимоткрыл фотоателье и занялся ретушированием снимков, прежде всего портретов.

Рожденный в Вильно

Родился Ф. И. Загорский, по одним данным в 1842 г., по другим — в 1844-м или даже в 1846 году в г. Вильно — центре одноименной губернии и всего Северо – Западного края Российской империи. Появился он в семье чиновника, происходившего из древнего польского рода. С детства Феликс увлекался рисованием и фотоделом.

Несмотря на свои многочисленные прошения, Загорский так и не добился полного освобождения. Пришлось ему остаться за Уралом, освоив популярную в тот момент фотографию. Через 10 лет, в 1882 году, Загорский, устав от своей вечной борьбы и сменивший имя на более привычное сибирскому уху Федор, оказался на жительстве в Троицке Оренбургской губернии под надзором местного исправника Ильи Ивановича Соколова.

В этом уездном городке была община из нескольких десятков католиков, в основном поляков, что заметно облегчило положение Загорского. Он сблизился с местной интеллигенцией, художниками и фотографами, начал изучать южноуральский край. По приезде в Троицк, Федор Иванович открыл собственную фотомастерскую. Ее первоначальное месторасположение неизвестно. Вполне возможно, что она могла располагаться в самом конце главной тогда улицы города — Оренбургской, справа от так называемых Царских ворот — Триумфальной арки, воздвигнутой к приезду в город летом 1891 года наследника престола Николая Александровича (будущего Николая II ).

Со штативом по чердакам

Окончательное освобождение Загорский получил после свержения самодержавия в 1917 году. Неизвестно — хотел ли он вернуться на родину. Началась Гражданская война, Литва стала независимой, да и возраст сказывался. Умер он 22 августа 1922 года в возрасте 80 лет и навсегда упокоился в троицкой земле.

Все его открытки, а их несколько десятков, стали бесценными источниками по истории Троицка. На данный момент нами выявлено 4 разновидности открыток: начала века, 1908 года издания, 1913 и 1915 годов, при этом некоторые фотографии переходили из набора в набор. Кроме того, комплекты переиздавались . На снимках Загорского почти всегда присутствуют люди, вряд ли это делалось специально, часто это были просто случайные прохожие. Но выражения лиц и даже их позы, походка, одежда могут рассказать нам многое о том времени. В поисках хорошего вида или ракурса Загорскому, уже немолодому, приходилось взбираться на чердаки, крыши, колокольни и другие места, и все это с громоздким штативом и кофром …

По снимкам Загорского можно судить и о троицком климате, на открытках видно — в городе почти не было зелени, не росла трава, и деревьев было мало, все они были какие то чахлые, с кривыми стволами и ветками. Наверное, это следствие суровых зим, знойного сухого лета и сильных постоянных ветров, дующих над Троицком вот уже 272 года.

На снимках Загорского не только здания казенных учреждений и богатые особняки на центральных улицах, но и деревянные домики простых обывателей в переулках, и сами троичане во время каких то значительных в жизни города событий или занятые своими будничными делами. Такие свидетельства не заменит никакое описание или мемуары.

Полина Шульгина — специалист по колористике, она решила показать цвета постсоветской России

фотограф и колорист Полина Шульгина вместе с супругом Алексеем работает над ностальгической цветовой гаммой. В ней — те оттенки, которые встречаются как на улицах Челябинска, так и в любом другом городе страны. Все они родом из СССР: до боли знакомый цвет подъезда, отпечатавшиеся в подсознании тона детской площадки и гаражей за домом, привычные красные полоски заводских труб. Это палитра, потерянная в вакууме лет и не имеющая точной географии. Как родилась идея систематизировать цветовые ассоциации и что из этого вышло — в истории Полины.

Коллаж: предоставлено Полиной Шульгиной

Синий баскетбольный щит встречается едва ли не на каждой старой детской площадке

Коллаж: предоставлено Полиной Шульгиной

Практически все тона в ностальгической палитре — приглушенные

Коллаж: предоставлено Полиной Шульгиной

Коллаж: предоставлено Полиной Шульгиной

Сейчас такого уже нет: если искать более современные цветовые артефакты, то там оттенки могут отличаться даже от партии к партии на одном предприятии.

Коллаж: предоставлено Полиной Шульгиной

Раньше использовались только самые недорогие в производстве красители. Например, вот — тот зеленый, которым красили подъезды и коридоры больниц, он по большей части одинаковый. Его было недорого производить (зеленый пигмент — один из самых доступных). А во-вторых, он был очень универсальным благодаря своей полумасляной основе. Им покрывали детали машин и станки на заводах.

Коллаж: предоставлено Полиной Шульгиной

Позже после падения железного занавеса появились дешевые красители. В страну начали ввозить дешевые химические пигменты из Китая: они супернасыщенные, неоновые, как дешевые детские игрушки из пластика, как половина Fix Price. Это яркий маркер современности.

Чтобы определить итоговый цвет, колористы использовали компьютерную программу: она смешивает все цветные пиксели исходной фотографии в один тон

Коллаж: предоставлено Полиной Шульгиной

В Советском Союзе использовали дешевые красители, но очень стойкие. Оттенков было ограниченное количество

Коллаж: предоставлено Полиной Шульгиной

Фото: предоставлено Полиной Шульгиной

Мы специально привязали к каждому цвету геолокацию: можно вбить координаты в навигатор и прийти прямо к тому месту, где было сделано исходное фото. Думаю, что кому-то захочется посмотреть вживую на объекты. В нашей коллекции есть настоящие редкости: например, найти советскую зеленую дверь не так просто. Кстати, основные цвета мы приметили в Металлургическом районе, это наиболее сохранившийся нетронутый жилой массив.

Полина увлекается фотографией, где колористика — основа основ

Фото: предоставлено Полиной Шульгиной

Институт Pantone — исследовательский центр, который занимается экспериментальной работой с цветом и определяет его влияние на моду, дизайн интерьера, рекламу и кино. Также Pantone два раза в год оглашает самые модные цвета с уникальными названиями и выбирает оттенок года — воплощение ключевых проблем и ценностей. Оттенок года сразу же становится ориентиром для флористов, архитекторов и дизайнеров.


. В 1878 году появилось первое фотографическое общество — Пятый отдел (светописи и ее применений) Императорского русского технического общества (ИРТО). Создатели преследовали цель изучения и исследования фотографии как отрасли техники.
Весной 1892 года ряд петербургских газет сообщили об организации клуба фотографов-сп ец иалистов, членами которого могут быть лишь фотографы-профессионалы. Сообщалось, что клуб будет иметь постоянные фотовыставки работ членов клуба. Кроме газетных заметок никаких достоверных сведений о таком клубе не обнаружено, и, вероятно, дальше разговоров дело не пошло.
В 1897 году было основано Санкт-Петербургское фотографическое общество. В уставе общества значилось, что оно имело своей целью содействовать развитию светописи и ее применениям, облегчать занятия светописью своим членам и вообще способствовать взаимному сближению фотографов.
В 1981 году появилось фотографическое общество в Одессе, в 1984-м — Русское фотографическое общество в Москве.. Членом Русского фотографического общества мог стать любой, подавший заявление общему собранию. Членский билет давал право на свободное фотографирование по всей России. К 1897 году в обществе насчитывалось 975 человек,, в 1916-м — 1179. Общество имело действительных, пожизненных и почетных членов.
Свои фотографические общества были созданы во многих больших городах России, например в Архангельске, Екатеринбурге, Казани, Киеве, Перми, Ярославле.

О попытке организации фотографического общество в Челябинске в 1902 году говорит рукописный документ проекта обращения от имени челябинского городского Головы И.Е. Фотеева обнаруженный в Челябинском областном архиве.


30 марта 1902 года
Его Превосходительству Господину Оренбургскому Губернатору

Собравшись в Челябинском городском клубе любители фотографии 9 февраля возбудили вопрос о пользе соединенными силами достигнуть большего совершенства в искусстве светописи. Собравшихся было 18 человек и все единогласно пришли к заключению, что полезно было бы, п о п римеру других городов, как то Екатеринбурга и Перми и др. учредить общество любителей фотографии.
Все лица, находящиеся при обсуждении этого вопроса, просили меня возбудить ходатайство пред надлежащими властями о разрешении учредить желаемое общество. Инициаторы составили проект Устава и передали мне на предмет исходатайствования его утвереждения.
При сем прилагаю Устав общества любителей фотографии с подписями учредителей, в двух экземплярах.
Осмеливаюсь почтительнеше просить Ваше Превосходительство о его утверждннии.


Под текстом обращения стоит пятьнадцать подписей, но большую часть их не удалось расшифровать из-за неразборчевости почерка, принадлежащего, очевидно, секретарю городской Управы В.Д. Котельникову, в чьи обязанности входила техническая подготовка документов. Кажется неоспоримым тот факт, что все собравшиеся на том заседании горожане были состоятельными людьми: занятие фотографией в те времена требовало больших денежных затрат. Кроме того, нынешним челябинцам хорошо известны некоторые из п ер ечисленных в обращении фамилий. Вячеслав Макаровский был предпринимателем, носил титул потомственного почетного гражданина; Иван Фотеев – купец 2-й гильдии , в 1900—1903 годах являлся городским головой; Яков Плонский владел аптекой на улице Уфимской (современная Кировка).



Самая большая сохранившаяся до наших дней коллекция фотопластинок и отпе чат ков про Челябинск и его окрестности сделана акцизным чиновником Константином Николаевичем Теплоуховым (на фото Константин Николаевич со своими детьми во дворе собственного дома по Восточному бульвару)


Здание городского приходского смешанного училища по Восточному бульвару, очевидно, его посещали дети Константина Николаевича ( здание сохранилось до наших дней по ул иц е Могильниковского, напротив Центрального рынка )


Вот как описывает в своих дневниках К.Н.Теплоухов приобретение своего первого фотоаппарата

"1 октября (1906г.) обзавелся фотографическим аппаратом.
Подумывал давно, - теперь подвернулся удобный случай. Помощник акцизного надзирателя Михаил Александрович Протасов в прошлом году прожил месяц в Германии – в г.Йене, где его жена Виктория Робертовна лечила уши у какой-то немецкой знаменитости… В Йене же находилась известная всему миру фабрика объективов Карла Цейса, на фабрике выделывали и фотографические аппараты полностью. Протасов купил аппарат 13х18 со всеми принадлежностями, сделал несколько снимков, фотография ему не понравилась, - сложил все в футляр и …успокоился.
В.И. Филипов, обладая большим маклерским талантом, посоветовал Протасову продать, а мне купить этот фотоаппарат, и Протасов уступил мне его по своей цене – около 250 руб. Я был доволен, - аппарат прекрасный. Квадратная камера с двойным растяжением, объектив – сильный анастигмат – уже, несомненно, подлинный Цейса – с ирисовой диафрагмой; три двойных кассеты, треножник – все очень хорошей работы… Сделали сообща с В.И.Филипповым снимки во дворе, сообща проявили, - вышло хорошо. Он составил длинный список реактивов, бумаги, принадлежностей для печатания и и дальнейшей обработки, каких у Протасова не было. Я кое – что выбросил, - послал заказ Иохиму в Москву…
Магазин Иохима мой заказ выполнил прекрасно, - фотографических снадобий и принадлежностей – вполне достаточно, - занялся фотографией. "

Для сравнения: К.Н. Теплоухов получал в акцизном ведомстве 208 руб. в месяц (1915г.), рабочий получал 10 – 25 руб. в месяц (1904 г.), зарплата продавца в казенной винной лавке 50 руб. в месяц ( 1912 г.)


Увлекался фотографией и Август Владимир Николаевич ( в центре). Работал в Челябинске с 1908 года, с 1913 — инспектор Торговой школы. До наших дней сохранилось с десяток его фотографий, а большая часть фотоархива пропала в тридцатые годы.


Один из известных снимков Августа. Сбор пожертвований в пользу раненых. Ули ц а Сибирская у магазина Шакира Ахметова .1916 год


От фотографов снимавших в павильонах кабинетные портреты остались прекрасные паспарту, фамилии мастеров и адрес ателье. Наиболее известные в Челябинске — В.Г. Половников и Ф.Т.Катаев, хотя в городе, очевидно, работало более десятка фотографий..

Читайте также: