Сообщение о самостоятельных и служебных частях речи 4 класс

Обновлено: 30.06.2024

Словарные слова: одИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  • Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
  • Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Электронные ресурсы по теме урока:

1.Мотивационный модуль.

Прочитайте стихотворение О. Высотской.

Существительное ― школа,

Просыпается глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы ― местоименье.

Бьёт числительное семь ―

За ученье без сомненья

Приниматься надо всем!

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи.

Назовите выделенные слова. Какой общей темой можно объединить выделенные слова? (Части речи.).

Сегодня мы будем говорить о частях речи.

Тема: Какие бывают части речи?

Я вспомню: изученные части речи

определять по изученным признакам слова различных частей речи;

распознавать изученные части речи;

находить изученные части речи в тексте;

подбирать примеры слов изученных частей речи

2.Объясняющий модуль.

1. Работа с правилом.

Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками.

На какие две большие группы можно разделить части речи? (Самостоятельные и служебные части речи.)

Перечислите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.)

Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица.)

Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи.

Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа.

Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые.

Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например, сколько? девять; который? девятый.

Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например: я, ты, она, вы.

Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например, читать, написать.

Наречия ― слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? Например, хорошо.

Назовём общие грамматические признаки знакомых нам частей речи и приведём примеры.

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными (Москва, город);

одушевлёнными и неодушевлёнными (ребёнок, машина);

женского рода, среднего и мужского рода (девочка, облако, мальчик).

Имена существительные изменяются по числам и падежам.

И.п. что? земля кто? собака

Рп. (нет) чего? Земли кого? собаки

Д.п. (дать) чему? Земле кому? Собаке

В.п. (вижу) что? землю кого? собаку

Т.п. (творю) чем? Землёй кем? Собакой

П.п. (думаю) о чём? о земле о ком? о собаке

Имена прилагательные изменяются по числам (школьный (ед.ч.) – (мн.ч.) школьные),

в единственном числе изменяются по родам (ж.р. школьная, с.р. школьное, м.р. школьный).

Имена числительные могут быть количественными (один, два, . десять, двадцать) и порядковыми (первый, второй, …, десятый, двадцатый).

Порядковые числительные изменяются, как имена прилагательные, по родам и числам (второй номер, вторая запись, второе задание, вторые занятия).

Произносите слова правильно:

шесть [т'] шестнадцать [сн]

семь [м'] семнадцать [м]

восемь [м'] восемнадцать [м]

Местоимение может иметь грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного.

Личные местоимения указывают на лицо.

Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.

Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника.

Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Например, Пошёл дождь. Он громко стучит по крышам.

Личные местоимения изменяются по числам:

Личные местоимения 3-го лица изменяются по родам (он – м.р. она – ж.р., оно – с.р.).

Глаголы изменяются по числам.

Глаголы изменяются по временам, то есть обозначают события в прошлом, настоящем или будущем.

Прошедшее время что делал? что сделал? писал, написал;

Настоящее время что делаю? что делаешь? что делает? и др. пишу, пишешь, пишет;

Будущее время что сделаю? или что буду делать? буду писать, напишу.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам. Например, плыл, плыла, плыло.

Наречие – это неизменяемая часть речи. Например, сверху, снизу, сегодня, впереди.

Предлог, союз, частица - это служебные части речи. Почему их называют служебными?

Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.

Предлоги: на, к, с, по, об, о, при, около, у, без.

Например, побежал по (предлог) двору; не (частица) лениться; не (частица) терять; птицы и (союз) звери.

Прочитайте предложение. Обозначьте части речи.

предлог числ. сущ. сущ. гл. союз гл. наречие

На четвёртой ступеньке Катя споткнулась и упала навзничь.

Прочитайте пословицу. Обозначьте части речи.

мест. пр. сущ. гл. прил. сущ. союз. пр. сущ. союз сущ. част. гл.

Ты с правдой обойдешь огромный мир, а без правды и шагу не ступишь.

Все слова можно разделить на две большие группы: самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Самостоятельные части речи называют предметы, явления, их признаки, действия и т.д. Они являются членами предложения.

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

Служебные части речи сами по себе ничего не означают, они связывают слова самостоятельных частей речи в предложении, части предложения. Они не являются членами предложения.

4. Тренировочный модуль.

1.Чистописание.

Пропишите буквы безударных гласных в корне.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Выпишите числительное и глагол.

2. Словарная работа.

Найдите и запишите ответы - имена числительные. Выделите в словах орфограммы.

1) К восьми прибавить три, получится … . (Одиннадцать.)

2) К семи прибавить пять, получится … . (Двенадцать.)

3) От семнадцати отнять один, получится … . (Шестнадцать.)

4) Десять увеличить в два раза, получится … . (Двадцать.)

ОдИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

3. Запишите словами числа: 6, 7, 8, 16, 17, 18

4. Спишите наречия в алфавитном порядке.

Сегодня, здесь, однажды, потом, громко, редко, изредка, широко, туда, упорно, дружно, далеко, везде, быстро, направо, ярко, блестяще, медленно, чётко, выразительно.

Существительное прилагательное глагол

Добрый, укрепление, зимовка, светает, гореть, перелить, колючий, вредители, багряный, грустный, погрузить, наводнение, повар, погрузка, ночлег, утренний, зацепился, грузовой, заскрипел.

6. Восстановите текст. Обозначьте части речи в первом предложении.

Большую помощь оказывают агрономы. Почётна их работа на селе.

Среди важных дел – уход за посевами. Промедлишь – потеряешь значительную часть урожая. Пойдут в рост сорняки, налетят вредители. Болеть будут растения. Много работы летом. Нужно умело подкормить посевы, вовремя прополоть.

С удивительной быстротой листает лето сельский календарь. Набирают силу, меняют краски поля, луга, огороды. Лето несёт людям новые заботы.

7. Образуйте от данных имён существительных в единственном числе множественное число. Поставьте ударение.

8.Соберите предложение из стихотворения В. Жуковского. Укажите части речи.

лес, зардел, солнце, на, тёмный

9. Определите число и род имён прилагательных.

О пасмурной погоде, по зеркальной воде, белые берёзы, о нижних полках, красный мяч,

на голубом небе, семицветная радуга, высокими домами, радостной улыбкой.

10. Соберите предложения. Укажите части речи. Подчеркни главные члены предложения.

тучка, утёса-великана, на, золотая, груди, ночевала (М. Лермонтов)

долине, в, белеет, пар, тонкий (В.Жуковский)

11. Найдите имена числительные. Выделите количественные имена числительные зелёным цветом, а порядковые – жёлтым.

Семь, тройник, пять, пятерня, трилогия, три, пятиклассник, семилетний, однорукий, седьмой, одиночный, пятый, семиглавый, одиннадцатый.

12. Прочитайте предложения. Обозначьте части речи выделенных слов.

Три морковь хорошо

Ты возьми для супа три больших моркови.

Бабушка поставила пирожки в печь.

Сестра блины стала печь.

Цветное покрывало всю кровать покрывало.

Рабочая неделя только началась, а рабочая уже выполнила план.

13. Восстановите последовательность предложений. Найдите и обозначьте глаголы, предлоги и союзы. Подчеркните однородные члены предложения.

Он выбрался из чащи и направился к опушке леса. Охотник возвращался вечером с охоты. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семён. Он прошёл немного вдоль опушки и увидел сторожку лесника. Охотник подошёл к сторожке и бросил собакам кусок хлеб. Залаяли собаки.

14. Решите кроссворд.

По вертикали:

2. Часть речи - слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них, называется … .

3. Часть речи - слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?), называется … .

5. Часть речи - слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? называется … .

По горизонтали:

1. Часть речи - слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называется … .

4. Часть речи - слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? называется … .

6. Как называются слова, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Слова рус­ско­го язы­ка делят на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми признаками.

Рассмотрим, какие само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи суще­ству­ют в рус­ском языке.

Что такое части речи?

Части речи — это лексико-грамматические клас­сы слов, обла­да­ю­щие одним общим зна­че­ни­ем, сход­ны­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми признаками.

Например, неко­то­рые сло­ва име­ют общее зна­че­ние пред­мет­но­сти (небо, кра­со­та). Другие сло­ва объ­еди­ня­ет спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак, каче­ство или при­над­леж­ность (синий, доб­рый, дедуш­кин). Многочисленная груп­па слов обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние (увлечь, почув­ство­вать) и т. д.

Части речи определение

Чтобы опре­де­лить часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во, важ­но выяснить

  1. общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (что назы­ва­ет слово);
  2. мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки (грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния рода, скло­не­ния, чис­ла, паде­жа, лица, накло­не­ния, вре­ме­ни и пр.)
  3. какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ет сло­во в предложении.

В соот­вет­ствии с эти­ми основ­ны­ми кри­те­ри­я­ми все сло­ва делят­ся на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи.

Самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи назы­ва­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия, коли­че­ство и пр. Они обла­да­ют общим зна­че­ни­ем, оди­на­ко­вым для всех слов этой части речи, и грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, харак­тер­ны­ми для них. В пред­ло­же­нии само­сто­я­тель­ные части речи выпол­ня­ют опре­де­лен­ную син­так­си­че­скую роль (под­ле­жа­щее, ска­зу­е­мое, допол­не­ние и пр.).

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие само­сто­я­тель­ные части речи:

  • имя суще­стви­тель­ное
  • имя при­ла­га­тель­ное
  • имя чис­ли­тель­ное
  • место­име­ние
  • гла­гол (осо­бые фор­мы: при­ча­стие и деепричастие)
  • наре­чие
  • кате­го­рия состояния

Слово каж­дой само­сто­я­тель­ной части речи отве­ча­ет на опре­де­лен­ный вопрос. Оно обла­да­ет общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем, при­су­щим для всех слов этой части речи. Чтобы нагляд­но это про­де­мон­стри­ро­вать, соста­вим сле­ду­ю­щую таблицу.

Части речиОбщее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ниеВопросыПримеры
Имя суще­стви­тель­ноепред­меткто? что?юно­ша, день
Имя при­ла­га­тель­ное при­знак предметакакой? чей?храб­рый, соловьиный
Имя чис­ли­тель­ноеколи­че­ство или поря­док пред­ме­тов при счётесколь­ко?
который?
семь, двое
вто­рой, восьмой
Местоимениеука­зы­ва­ет на предмет,
при­знак или количество
кто? что?
какой? сколько?
я, ты, он, они
каж­дый, несколько
Глаголдей­ствие или состо­я­ние предметачто делать?
что сделать?
гла­дить, думать
решить, придумать
Наречиепри­знак дей­ствия, состо­я­ния или дру­го­го признакакак? где? когда? поче­му? зачем?вдво­ем, ввер­ху, навсе­гда, сгоряча
Категория состо­я­ниясосто­я­ние живых существ, средыо чём говорится?пас­мур­но, душно

Глагол име­ет осо­бые формы:

1. при­ча­стие, кото­рое обо­зна­ча­ет при­знак действия:

  • смот­реть — смотр ящ ий впе­ред;
  • уви­деть — уви­де вш ие ежи­ка;
  • рас­сы­пать — рас­сы­па нн ый по столу;
  • вымыть — вымы т ое окно;

2. дее­при­ча­стие обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие при основ­ном дей­ствии, выра­жен­ным глаголом:

  • бро­сать — бро­са я ;
  • посмот­реть — посмот­ре в .

Служебные части речи

Служебные части речи — это груп­пы слов, кото­рые не име­ют лек­си­че­ско­го зна­че­ния. Они не обо­зна­ча­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, коли­че­ства или дей­ствия, а слу­жат для свя­зи слов, сло­во­со­че­та­ний и частей слож­ных пред­ло­же­ний или выра­жа­ют отно­ше­ния меж­ду ними.

К слу­жеб­ным частям речи принадлежат:

  • пред­ло­ги (у, в, на, от, вслед­ствие, бла­го­да­ря);
  • сою­зы (и, но, что­бы, в то вре­мя как);
  • части­цы (неуже­ли, раз­ве, про­сто, бы, же).

Предлоги

Предлоги свя­зы­ва­ют сло­ва друг с дру­гом и выра­жа­ют зави­си­мость име­ни суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го или место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и предложении:

  • сидим на бере­гу озера;
  • нари­со­вать во вто­рой раз;
  • встре­тить­ся с ним.

Союзы

Союз слу­жит для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­го и фраг­мен­тов текста.

Весной воз­вра­ща­ют­ся в род­ные места сквор­цы. гра­чи и зяблики.

Сизая туча рас­ки­ну­ла свои кры­лья по все­му небу, но тон­кий золо­той луч про­бил­ся сквозь нее.

Частицы

Частица при­да­ет допол­ни­тель­ные смыс­ло­вые оттен­ки сло­вам или пред­ло­же­ни­ям и слу­жит для обра­зо­ва­ния неко­то­рых форм слов.

Лес как буд­то бы при­та­ил­ся и замер, при­слу­ши­ва­ясь к шагам охотников.

Не про­чтешь ли нам свои стихи?

Пусть све­тят­ся твои гла­за радостью!

К сло­вам слу­жеб­ных частей речи нель­зя задать вопрос. Служебные части речи само­сто­я­тель­но не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, одна­ко вхо­дят в состав тех слов, с кото­ры­ми упо­треб­ля­ют­ся в высказывании.

Чтобы понять отли­чие слу­жеб­ных частей речи от само­сто­я­тель­ных, рас­смот­рим таблицу.

Самостоятельные части речиСлужебные части речи
1. име­ют лек­си­че­ское значениенет лек­си­че­ско­го значения
2. мож­но задать вопроснель­зя задать вопрос
3. име­ют грам­ма­ти­че­ские признакине изме­ня­ют­ся
4. делят­ся на морфемыне име­ют мор­фем­но­го состава
5. само­сто­я­тель­ный член предложениячлен пред­ло­же­ния толь­ко с дру­гим словом

Междометие

Междометие не при­над­ле­жит ни к само­сто­я­тель­ным, ни к слу­жеб­ным частям речи. Слова этой части речи непо­сред­ствен­но выра­жа­ют чув­ства гово­ря­ще­го или его воле­изъ­яв­ле­ние, не назы­вая их:

Из-за этой спе­ци­фич­но­сти меж­до­ме­тия выде­ля­ют­ся в отдель­ную груп­пу слов, кото­рую невоз­мож­но отне­сти ни к одной само­сто­я­тель­ной или слу­жеб­ной части речи.

Междометия — это неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. От слу­жеб­ных частей речи они отли­ча­ют­ся тем, что не выра­жа­ют отно­ше­ний меж­ду сло­ва­ми и частя­ми пред­ло­же­ний и не вно­сят в выска­зы­ва­ние допол­ни­тель­ных смыс­ло­вых оттен­ков. В соста­ве пред­ло­же­ния меж­до­ме­тия син­так­си­че­ски не свя­за­ны с дру­ги­ми сло­ва­ми и не явля­ют­ся чле­на­ми предложения.

Тьфу, что за глу­по­сти он говорит!

Видеоурок (5 класс)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Формирование понятия служебная часть речи Цель урока:

Формирование понятия служебная часть речи Цель урока:

Задачи урока: Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях р.

Задачи урока: Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи; Доказать значимость служебных частей речи; Совершенствовать устную и письменную речь; Уметь решать орфографические задачи




Самостоятельные части речи: Имя существительное Имя прилагательное Имя числит.

Самостоятельные части речи: Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие Являются членами предложения; Имеют лексическое значение; Отвечают на вопросы;

Попробуйте составить предложения из данных слов В, И, НЕ, ОТ, ПРО, ЗА, но, А.

Попробуйте составить предложения из данных слов В, И, НЕ, ОТ, ПРО, ЗА, но, А, К, ПО, ИЗ,О, Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? Придумайте для них общее название.


Каким частям речи посвящается урок?

Каким частям речи посвящается урок?


Отредактируйте предложения Обведи кружком служебные части речи Истинная любов.

Отредактируйте предложения Обведи кружком служебные части речи Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык. (К.Паустовский)

Проверь: Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку.

Проверь: Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. Какую роль выполняют служебные части речи?


Служебные части речи Не отвечают на вопросы Не имеют лексического значения Не.

Служебные части речи Не отвечают на вопросы Не имеют лексического значения Не являются членами пред- ложения Не употребля- ются без са – мостоятельных частей речи

Вечер …ночи пробирался; … ночлег Иван собрался; Вдоль … улице идет, Ест карто.

Вечер …ночи пробирался; … ночлег Иван собрался; Вдоль … улице идет, Ест картошку … поет. … он поля достигает, Руки … боки подпирает … … прискочкой … пан, Боком входит … балаган. Все по – прежнему стояло, … коней … … бывало; … игрушка – горбунок … его вертелся ног. Слова для справок: У, к, вот, на, с, и, по, лишь, словно, но, в, и, не, как


Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я учился …

Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я учился …

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 606 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.03.2018 922
  • PPTX 1.8 мбайт
  • 25 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Баширян Елена Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


На уроках по русскому языку школьники изучают деление частей речи на самостоятельные и служебные. В этой статье поможем разобраться в их особенностях и отличиях.

О чем эта статья:

Понятие части речи

Части речи в русском языке — это классы, по которым распределяют слова по значениям и грамматическими свойствам.

Чтобы узнать к какой части речи относится слово, нужно определить:

семантическое или общее грамматическое значение (что называет слово);

морфологический признак (грамматические значения рода, склонения, числа, падежа, лица, наклонения, времени)

какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении.

В русском языке 10 частей речи: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия.

Части речи можно разделить на самостоятельные, служебные и междометия.

Сейчас узнаем, какие части речи самостоятельные, а какие служебные.

Самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи — это слова, которые являются членами предложения и имеют лексическое значение: называют предметы, признаки, действия, количество.

В предложении самостоятельные части речи выполняют определенную синтаксическую роль: подлежащее, сказуемое, дополнение и другие.

К самостоятельным частям речи относятся:

Имя существительное — обозначает предмет, лицо, явление, понятие и отвечают на вопросы: кто? что?

Имя прилагательное — обозначает признак, свойство или принадлежность признака предмету и отвечает на вопросы: какой? чей?

Имя числительное — обозначает количество или порядок при счете предметов и отвечает на вопросы: сколько? который?

количественные: (сколько?) один, миллион;

собирательные: (сколько?) оба, пятеро;

порядковые: (который?) первый, десятый.

Местоимение — указывает на лицо, признак или количество, конкретно не обозначая их.

личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой;

относительные/вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько;

отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько;

неопределенные: некто, нечто, кто-то, кое -кто, какой-то, что-нибудь, некоторый, несколько;

определительные: сам, самый, любой, иной,каждый, целый, весь, другой;

указательные: этот, тот, таков, такой, тот-то, такой-то, столько, столько-то.

Глагол — обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

причастие — обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию или состоянию и отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? какой? какая? какое?

деепричастие — обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

Наречие — обозначает признак действия (слушать внимательно), признак другого признака (крайне невнимательный) или признак предмета (яйцо всмятку) и отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? почему? сколько? зачем?

Категория состояния — обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды (холодно, жарко).

Слово каждой самостоятельной части речи отвечает на определенный вопрос и обладает определенным грамматическим значением. Покажем это в таблице самостоятельных частей речи.

Читайте также: