Сообщение о самостоятельных и служебных частях речи 4 класс
Обновлено: 30.06.2024
Словарные слова: одИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
- Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Электронные ресурсы по теме урока:
1.Мотивационный модуль.
Прочитайте стихотворение О. Высотской.
Существительное ― школа,
Просыпается глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы ― местоименье.
Бьёт числительное семь ―
За ученье без сомненья
Приниматься надо всем!
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи.
Назовите выделенные слова. Какой общей темой можно объединить выделенные слова? (Части речи.).
Сегодня мы будем говорить о частях речи.
Тема: Какие бывают части речи?
Я вспомню: изученные части речи
определять по изученным признакам слова различных частей речи;
распознавать изученные части речи;
находить изученные части речи в тексте;
подбирать примеры слов изученных частей речи
2.Объясняющий модуль.
1. Работа с правилом.
Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками.
На какие две большие группы можно разделить части речи? (Самостоятельные и служебные части речи.)
Перечислите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.)
Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица.)
Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи.
Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа.
Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые.
Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например, сколько? девять; который? девятый.
Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например: я, ты, она, вы.
Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например, читать, написать.
Наречия ― слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? Например, хорошо.
Назовём общие грамматические признаки знакомых нам частей речи и приведём примеры.
Имена существительные могут быть собственными и нарицательными (Москва, город);
одушевлёнными и неодушевлёнными (ребёнок, машина);
женского рода, среднего и мужского рода (девочка, облако, мальчик).
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
И.п. что? земля кто? собака
Рп. (нет) чего? Земли кого? собаки
Д.п. (дать) чему? Земле кому? Собаке
В.п. (вижу) что? землю кого? собаку
Т.п. (творю) чем? Землёй кем? Собакой
П.п. (думаю) о чём? о земле о ком? о собаке
Имена прилагательные изменяются по числам (школьный (ед.ч.) – (мн.ч.) школьные),
в единственном числе изменяются по родам (ж.р. школьная, с.р. школьное, м.р. школьный).
Имена числительные могут быть количественными (один, два, . десять, двадцать) и порядковыми (первый, второй, …, десятый, двадцатый).
Порядковые числительные изменяются, как имена прилагательные, по родам и числам (второй номер, вторая запись, второе задание, вторые занятия).
Произносите слова правильно:
шесть [т'] шестнадцать [сн]
семь [м'] семнадцать [м]
восемь [м'] восемнадцать [м]
Местоимение может иметь грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного.
Личные местоимения указывают на лицо.
Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.
Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника.
Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.
Например, Пошёл дождь. Он громко стучит по крышам.
Личные местоимения изменяются по числам:
Личные местоимения 3-го лица изменяются по родам (он – м.р. она – ж.р., оно – с.р.).
Глаголы изменяются по числам.
Глаголы изменяются по временам, то есть обозначают события в прошлом, настоящем или будущем.
Прошедшее время что делал? что сделал? писал, написал;
Настоящее время что делаю? что делаешь? что делает? и др. пишу, пишешь, пишет;
Будущее время что сделаю? или что буду делать? буду писать, напишу.
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам. Например, плыл, плыла, плыло.
Наречие – это неизменяемая часть речи. Например, сверху, снизу, сегодня, впереди.
Предлог, союз, частица - это служебные части речи. Почему их называют служебными?
Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.
Предлоги: на, к, с, по, об, о, при, около, у, без.
Например, побежал по (предлог) двору; не (частица) лениться; не (частица) терять; птицы и (союз) звери.
Прочитайте предложение. Обозначьте части речи.
предлог числ. сущ. сущ. гл. союз гл. наречие
На четвёртой ступеньке Катя споткнулась и упала навзничь.
Прочитайте пословицу. Обозначьте части речи.
мест. пр. сущ. гл. прил. сущ. союз. пр. сущ. союз сущ. част. гл.
Ты с правдой обойдешь огромный мир, а без правды и шагу не ступишь.
Все слова можно разделить на две большие группы: самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Самостоятельные части речи называют предметы, явления, их признаки, действия и т.д. Они являются членами предложения.
Служебные части речи: предлог, союз, частица.
Служебные части речи сами по себе ничего не означают, они связывают слова самостоятельных частей речи в предложении, части предложения. Они не являются членами предложения.
4. Тренировочный модуль.
1.Чистописание.
Пропишите буквы безударных гласных в корне.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Выпишите числительное и глагол.
2. Словарная работа.
Найдите и запишите ответы - имена числительные. Выделите в словах орфограммы.
1) К восьми прибавить три, получится … . (Одиннадцать.)
2) К семи прибавить пять, получится … . (Двенадцать.)
3) От семнадцати отнять один, получится … . (Шестнадцать.)
4) Десять увеличить в два раза, получится … . (Двадцать.)
ОдИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.
3. Запишите словами числа: 6, 7, 8, 16, 17, 18
4. Спишите наречия в алфавитном порядке.
Сегодня, здесь, однажды, потом, громко, редко, изредка, широко, туда, упорно, дружно, далеко, везде, быстро, направо, ярко, блестяще, медленно, чётко, выразительно.
Существительное прилагательное глагол
Добрый, укрепление, зимовка, светает, гореть, перелить, колючий, вредители, багряный, грустный, погрузить, наводнение, повар, погрузка, ночлег, утренний, зацепился, грузовой, заскрипел.
6. Восстановите текст. Обозначьте части речи в первом предложении.
Большую помощь оказывают агрономы. Почётна их работа на селе.
Среди важных дел – уход за посевами. Промедлишь – потеряешь значительную часть урожая. Пойдут в рост сорняки, налетят вредители. Болеть будут растения. Много работы летом. Нужно умело подкормить посевы, вовремя прополоть.
С удивительной быстротой листает лето сельский календарь. Набирают силу, меняют краски поля, луга, огороды. Лето несёт людям новые заботы.
7. Образуйте от данных имён существительных в единственном числе множественное число. Поставьте ударение.
8.Соберите предложение из стихотворения В. Жуковского. Укажите части речи.
лес, зардел, солнце, на, тёмный
9. Определите число и род имён прилагательных.
О пасмурной погоде, по зеркальной воде, белые берёзы, о нижних полках, красный мяч,
на голубом небе, семицветная радуга, высокими домами, радостной улыбкой.
10. Соберите предложения. Укажите части речи. Подчеркни главные члены предложения.
тучка, утёса-великана, на, золотая, груди, ночевала (М. Лермонтов)
долине, в, белеет, пар, тонкий (В.Жуковский)
11. Найдите имена числительные. Выделите количественные имена числительные зелёным цветом, а порядковые – жёлтым.
Семь, тройник, пять, пятерня, трилогия, три, пятиклассник, семилетний, однорукий, седьмой, одиночный, пятый, семиглавый, одиннадцатый.
12. Прочитайте предложения. Обозначьте части речи выделенных слов.
Три морковь хорошо
Ты возьми для супа три больших моркови.
Бабушка поставила пирожки в печь.
Сестра блины стала печь.
Цветное покрывало всю кровать покрывало.
Рабочая неделя только началась, а рабочая уже выполнила план.
13. Восстановите последовательность предложений. Найдите и обозначьте глаголы, предлоги и союзы. Подчеркните однородные члены предложения.
Он выбрался из чащи и направился к опушке леса. Охотник возвращался вечером с охоты. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семён. Он прошёл немного вдоль опушки и увидел сторожку лесника. Охотник подошёл к сторожке и бросил собакам кусок хлеб. Залаяли собаки.
14. Решите кроссворд.
По вертикали:
2. Часть речи - слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них, называется … .
3. Часть речи - слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?), называется … .
5. Часть речи - слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? называется … .
По горизонтали:
1. Часть речи - слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называется … .
4. Часть речи - слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? называется … .
6. Как называются слова, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Слова русского языка делят на самостоятельные и служебные части речи в соответствии с их грамматическими и синтаксическими признаками.
Рассмотрим, какие самостоятельные и служебные части речи существуют в русском языке.
Что такое части речи?
Части речи — это лексико-грамматические классы слов, обладающие одним общим значением, сходными морфологическими и синтаксическими признаками.
Например, некоторые слова имеют общее значение предметности (небо, красота). Другие слова объединяет способность обозначать признак, качество или принадлежность (синий, добрый, дедушкин). Многочисленная группа слов обозначает действие или состояние (увлечь, почувствовать) и т. д.
Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит слово, важно выяснить
- общее грамматическое значение (что называет слово);
- морфологические признаки (грамматические значения рода, склонения, числа, падежа, лица, наклонения, времени и пр.)
- какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении.
В соответствии с этими основными критериями все слова делятся на самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные части речи
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и пр. Они обладают общим значением, одинаковым для всех слов этой части речи, и грамматическими признаками, характерными для них. В предложении самостоятельные части речи выполняют определенную синтаксическую роль (подлежащее, сказуемое, дополнение и пр.).
В русском языке различают следующие самостоятельные части речи:
- имя существительное
- имя прилагательное
- имя числительное
- местоимение
- глагол (особые формы: причастие и деепричастие)
- наречие
- категория состояния
Слово каждой самостоятельной части речи отвечает на определенный вопрос. Оно обладает общим грамматическим значением, присущим для всех слов этой части речи. Чтобы наглядно это продемонстрировать, составим следующую таблицу.
Части речи | Общее грамматическое значение | Вопросы | Примеры |
---|---|---|---|
Имя существительное | предмет | кто? что? | юноша, день |
Имя прилагательное | признак предмета | какой? чей? | храбрый, соловьиный |
Имя числительное | количество или порядок предметов при счёте | сколько? который? | семь, двое второй, восьмой |
Местоимение | указывает на предмет, признак или количество | кто? что? какой? сколько? | я, ты, он, они каждый, несколько |
Глагол | действие или состояние предмета | что делать? что сделать? | гладить, думать решить, придумать |
Наречие | признак действия, состояния или другого признака | как? где? когда? почему? зачем? | вдвоем, вверху, навсегда, сгоряча |
Категория состояния | состояние живых существ, среды | о чём говорится? | пасмурно, душно |
Глагол имеет особые формы:
1. причастие, которое обозначает признак действия:
- смотреть — смотр ящ ий вперед;
- увидеть — увиде вш ие ежика;
- рассыпать — рассыпа нн ый по столу;
- вымыть — вымы т ое окно;
2. деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженным глаголом:
- бросать — броса я ;
- посмотреть — посмотре в .
Служебные части речи
Служебные части речи — это группы слов, которые не имеют лексического значения. Они не обозначают предметы, признаки, количества или действия, а служат для связи слов, словосочетаний и частей сложных предложений или выражают отношения между ними.
К служебным частям речи принадлежат:
- предлоги (у, в, на, от, вследствие, благодаря);
- союзы (и, но, чтобы, в то время как);
- частицы (неужели, разве, просто, бы, же).
Предлоги
Предлоги связывают слова друг с другом и выражают зависимость имени существительного, прилагательного, числительного или местоимения от других слов в словосочетании и предложении:
- сидим на берегу озера;
- нарисовать во второй раз;
- встретиться с ним.
Союзы
Союз служит для связи однородных членов предложения, простых предложений в составе сложного и фрагментов текста.
Весной возвращаются в родные места скворцы. грачи и зяблики.
Сизая туча раскинула свои крылья по всему небу, но тонкий золотой луч пробился сквозь нее.
Частицы
Частица придает дополнительные смысловые оттенки словам или предложениям и служит для образования некоторых форм слов.
Лес как будто бы притаился и замер, прислушиваясь к шагам охотников.
Не прочтешь ли нам свои стихи?
Пусть светятся твои глаза радостью!
К словам служебных частей речи нельзя задать вопрос. Служебные части речи самостоятельно не являются членами предложения, однако входят в состав тех слов, с которыми употребляются в высказывании.
Чтобы понять отличие служебных частей речи от самостоятельных, рассмотрим таблицу.
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
---|---|
1. имеют лексическое значение | нет лексического значения |
2. можно задать вопрос | нельзя задать вопрос |
3. имеют грамматические признаки | не изменяются |
4. делятся на морфемы | не имеют морфемного состава |
5. самостоятельный член предложения | член предложения только с другим словом |
Междометие
Междометие не принадлежит ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Слова этой части речи непосредственно выражают чувства говорящего или его волеизъявление, не называя их:
Из-за этой специфичности междометия выделяются в отдельную группу слов, которую невозможно отнести ни к одной самостоятельной или служебной части речи.
Междометия — это неизменяемые слова. От служебных частей речи они отличаются тем, что не выражают отношений между словами и частями предложений и не вносят в высказывание дополнительных смысловых оттенков. В составе предложения междометия синтаксически не связаны с другими словами и не являются членами предложения.
Тьфу, что за глупости он говорит!
Видеоурок (5 класс)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Формирование понятия служебная часть речи Цель урока:
Задачи урока: Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи; Доказать значимость служебных частей речи; Совершенствовать устную и письменную речь; Уметь решать орфографические задачи
Самостоятельные части речи: Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие Являются членами предложения; Имеют лексическое значение; Отвечают на вопросы;
Попробуйте составить предложения из данных слов В, И, НЕ, ОТ, ПРО, ЗА, но, А, К, ПО, ИЗ,О, Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? Придумайте для них общее название.
Каким частям речи посвящается урок?
Отредактируйте предложения Обведи кружком служебные части речи Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык. (К.Паустовский)
Проверь: Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. Какую роль выполняют служебные части речи?
Служебные части речи Не отвечают на вопросы Не имеют лексического значения Не являются членами пред- ложения Не употребля- ются без са – мостоятельных частей речи
Вечер …ночи пробирался; … ночлег Иван собрался; Вдоль … улице идет, Ест картошку … поет. … он поля достигает, Руки … боки подпирает … … прискочкой … пан, Боком входит … балаган. Все по – прежнему стояло, … коней … … бывало; … игрушка – горбунок … его вертелся ног. Слова для справок: У, к, вот, на, с, и, по, лишь, словно, но, в, и, не, как
Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я учился …
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 605 606 материалов в базе
Материал подходит для УМК
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 25.03.2018 922
- PPTX 1.8 мбайт
- 25 скачиваний
- Рейтинг: 5 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Баширян Елена Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие
Время чтения: 15 минут
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
На уроках по русскому языку школьники изучают деление частей речи на самостоятельные и служебные. В этой статье поможем разобраться в их особенностях и отличиях.
О чем эта статья:
Понятие части речи
Части речи в русском языке — это классы, по которым распределяют слова по значениям и грамматическими свойствам.
Чтобы узнать к какой части речи относится слово, нужно определить:
семантическое или общее грамматическое значение (что называет слово);
морфологический признак (грамматические значения рода, склонения, числа, падежа, лица, наклонения, времени)
какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении.
В русском языке 10 частей речи: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия.
Части речи можно разделить на самостоятельные, служебные и междометия.
Сейчас узнаем, какие части речи самостоятельные, а какие служебные.
Самостоятельные части речи
Самостоятельные части речи — это слова, которые являются членами предложения и имеют лексическое значение: называют предметы, признаки, действия, количество.
В предложении самостоятельные части речи выполняют определенную синтаксическую роль: подлежащее, сказуемое, дополнение и другие.
К самостоятельным частям речи относятся:
Имя существительное — обозначает предмет, лицо, явление, понятие и отвечают на вопросы: кто? что?
Имя прилагательное — обозначает признак, свойство или принадлежность признака предмету и отвечает на вопросы: какой? чей?
Имя числительное — обозначает количество или порядок при счете предметов и отвечает на вопросы: сколько? который?
количественные: (сколько?) один, миллион;
собирательные: (сколько?) оба, пятеро;
порядковые: (который?) первый, десятый.
Местоимение — указывает на лицо, признак или количество, конкретно не обозначая их.
личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой;
относительные/вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько;
отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько;
неопределенные: некто, нечто, кто-то, кое -кто, какой-то, что-нибудь, некоторый, несколько;
определительные: сам, самый, любой, иной,каждый, целый, весь, другой;
указательные: этот, тот, таков, такой, тот-то, такой-то, столько, столько-то.
Глагол — обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
причастие — обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию или состоянию и отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? какой? какая? какое?
деепричастие — обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
Наречие — обозначает признак действия (слушать внимательно), признак другого признака (крайне невнимательный) или признак предмета (яйцо всмятку) и отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? почему? сколько? зачем?
Категория состояния — обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды (холодно, жарко).
Слово каждой самостоятельной части речи отвечает на определенный вопрос и обладает определенным грамматическим значением. Покажем это в таблице самостоятельных частей речи.
Читайте также: