Сообщение о русском святом времен татарского нашествия

Обновлено: 14.05.2024

Сарай – столицу своего государства, Золотой Орды, – Батый основал на Волге. Туда к нему регулярно должны были приезжать русские князья, а дань с завоеванных земель собирали баскаки (так называли сборщиков налогов).

Вернемся ненадолго в области Руси, которые не пострадали от татар, – Новгородскую и Псковскую. В то время в Новгороде княжил Александр Ярославич, прозванный Невским за победу над шведами на Неве в 1240 г., о чем говорилось в предыдущей главе. Вскоре после этой битвы на Новгород напали рыцари Ливонского ордена, который являлся частью знаменитого ордена Святой Марии Иерусалимской, основанного еще во времена крестовых походов и утвержденного папой в 1191 г. В 1242 г. Александр встретил рыцарей на льду Чудского озера, был апрель, но лед был еще достаточно крепок, хотя под тяжестью рыцарей, одетых в тяжелые доспехи, и их коней начал ломаться. Более 400 рыцарей погибло от русских мечей, пятьдесят были взяты в плен. Погибло множество чуди, которые выступили вместе с немцами против Александра. Эта битва, известная под именем Ледового побоища, заставила папу на время отложить свои планы по заключению унии с Россией. Еще одну свою знаменитую победу Александр одержал над Литвой в 1245 г., а общее число его побед превышает двадцать.


Дмитриевский собор. 1194–1197 гг. Владимир.

В 1263 г. св. Александр Невский внезапно скончался на обратном пути из Орды, где ему удалось договориться с ханом о некоторых льготах для русичей, в частности, освободить их от обязанности воевать за татар. Прожил он 45 лет и перед смертью принял схиму.



Богоматерь Умиление. Икона XII в.

Сразу после смерти Максима великий князь Владимирский Михаил Ярославич отправил в Константинополь своего ставленника в митрополиты игумена Геронтия для утверждения патриархом. С этим практически единоличным решением князя многие иерархи и князья были несогласны, зная склонность Геронтия к самовластию и другие скверные черты его характера. Для несогласия были и другие причины, не связанные с личностью претендента на престол митрополита. Как бы то ни было, в ответ на этот шаг Михаила волынский князь Юрий Львович послал в Константинополь игумена Ратьского (недалеко от Львова) монастыря Петра с письмом к патриарху, в котором содержалась просьба утвердить Петра митрополитом Киевским. Итак, в Константинополь одновременно явились два претендента на престол главы Русской Церкви. И хотя император Андроник II и патриарх Афанасий незадолго до этого разделили русскую митрополию на две, и естественно было бы оделить каждого из приехавших своим престолом, решение было иным: вновь сделать русскую митрополию единой и во главе ее поставить Петра. Возможно, такое решение было вызвано происходившим в это время тяжелым расколом в Константинопольском патриархате, и Афанасий с Андроником II хотели показать православному миру, что они против всяких разделений устоявшихся церковных образований. Что касается места резиденции митрополита всея Руси, то его выбор не вызвал в то время сомнений, хотя Петр в качестве митрополита был нежелательным гостем для Михаила Ярославича Тверского.


Спас Нерукотворный. Икона XII в.


Церковь Спаса на Нередице. 1198 г. Новгород

Великий князь Андрей Александрович умер в 1304 г., после чего главных претендентов на великокняжеский престол оказалось два: двоюродный брат Андрея тверской князь Михаил Ярославич и московский князь Юрий Данилович. С этого момента начинается жестокая борьба за первенство между Тверью и Москвой.

Еще до воцарения на великокняжеском престоле Иван Калита начал расширять свое княжество и его центр – городок Москву. Он обнес дубовой стеной посад за пределами Кремля и поощрял устройство поселений вблизи города. Он переманивал к себе бояр и служилых людей из соседних княжеств. В Москве стали селиться даже иностранцы, на постоянное жительство в Москву приходили татары. (Из татарских выходцев был мурза Чет, родоначальник семьи Годуновых, один из которых стал русским царем Борисом Годуновым.) Вокруг Москвы организовывались ярмарки, так, на знаменитую тогда моложскую ярмарку приезжали купцы из разных стран, как восточных, так и западных. Иван был беспощаден к разбойникам и ворам – их прилюдно казнили на площадях.


Дмитрий Солунский. Икона конца XII в.

Требования времени были услышаны Провидением: во второй половине XIV в. Его трудами изголодавшееся по духовности русское общество получило двух великих святителей – митрополита Алексия и преподобного Сергия Радонежского, чьи подвиги во многом предопределили развитие России в последующие века.


Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Основан в середине XII в. Пек

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русские святые времён татарского нашествия Православная культура 6 класс Заго.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русские святые времён татарского нашествия Православная культура 6 класс Заго.

Русские святые времён татарского нашествия Православная культура 6 класс Загорулько Е. В.

Цель урока: познакомить с русскими святыми времён татарского нашествия. Задач.

Соедините имя и событие с которым оно связано. Киево- печерская лавра Крещен.

Соедините имя и событие с которым оно связано. Киево- печерская лавра Крещение Руси Благоверные князья страстотерпцы Преподобный Алипий Пчерский Фёдор и сын его Иоанн Антоний и Феодосий Первые христианские Мученики на Руси Борис и Глеб Иконописец

Сегодня на уроке Князь Андрей Боголюбский Черниговский князь Михаил и его боя.

Сегодня на уроке Князь Андрей Боголюбский Черниговский князь Михаил и его боярин Фёдор Михаил Тверской Князь Олег Брянский

Святые князья прославлены в лике Благоверных Что обозначает слово благоверный.

Святые князья прославлены в лике Благоверных Что обозначает слово благоверный? Что являлось главной обязанностью русских князей? На стр. 42 прочитайте 1 предложение. Как вы думаете почему князья ссорились между Собой?



Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Нашествие монголо-татаров на Русь 1224 год Чтение текста на стр. 42-43 Что тр.

Нашествие монголо-татаров на Русь 1224 год Чтение текста на стр. 42-43 Что требовал хан Батый от русских князей?

в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им прика.

в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали пройти через огненный костер и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам благоверный князь сказал: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Хану донесли о непокорности русского князя. Батый передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво ста.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора - он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Рыцари - меченосцы Нападение шведов на Русь

Рыцари - меченосцы Нападение шведов на Русь

Святой благоверный князь Александр Невский

Святой благоверный князь Александр Невский

-Чтение текста на стр. 44-45. ВРПРОСЫ Служение чему было главным для князя А.

-Чтение текста на стр. 44-45. ВРПРОСЫ Служение чему было главным для князя Александра? Почему его прозвали Невским? Какое непростое решение принял Александр Невский после победы над шведами в невской битве? -Почему многие русские люди не могли понять такой поступок князя? От чего уберёг Александр Русь, совершая неоднократные поездки в Орду? _Что предлагал князю Папа Римский? -Как закончилась жизнь Александра Невского?

 Михаил Ярославич Тверской На стр. 45-46 прочитайте о князе.

Михаил Ярославич Тверской На стр. 45-46 прочитайте о князе.

Памятник Михаилу Ярославичу в Твери Рака с мощами святого Свято-Преображенски.

Памятник Михаилу Ярославичу в Твери Рака с мощами святого Свято-Преображенский собор в Твери

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский Преподобная Ефросиния Сузд.

Святыни земли русской Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, 12 век Б.

Святыни земли русской Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, 12 век Боголюбовский монастырь Успенский собор Владимир, 12 век

Краткое описание документа:

Презентация по Основам духовно-нравственной культуры народов России, модуль "Православная культура" , 6 класс. Автор учебно-методического комплекта Людмила Леонидовна Шевченко. Учебник "Православная культура", издательство "Центр поддержки культурно-исторических традиция Отечества", Москва , 2017 год.

познакомить с русскими святыми времён татарского нашествия.

-Создать ситуацию в результате которой обучающиеся смогут высказаться за что были прославлены русские князья

Быть героем на поле битвы и при этом вести благочестивую жизнь. Совершать воинские подвиги и регулярно молиться. Охранять границы Руси и строить храмы. Могут ли подобные качества сочетаться в одном человеке? Как оказалось, могут, и не раз, – вместе с Синодальным отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами предлагаем вспомнить о 7 русских святых, которые показали себя и в бою, и в служении Богу.

1. Владимир Святославович

Именно с великого князя Владимира начались наша вера и наша культура. Принятие Владимиром христианства и распространение православной веры в народе изменили самого князя и во многом определили историческую судьбу России — из племенных союзов родилось единое и сильное государство. Владимир много молился, строил храмы, основывал княжеские училища по всей Руси. А на воинской стезе — значительно расширил границы государства, а также разбил волжских булгар и хазар, докучавших постоянными набегами. За благочестивую жизнь и заботу о безопасности своих подданных был причислен к лику святых.

Илия Муромец долгие годы служил в дружине киевского князя, охраняя границы Руси. Не единожды прославился воинскими подвигами и отличился невиданной силой. Его воинские свершения послужили основной для цикла русских былин. В старости Илия принял постриг в Киево-Печерском монастыре и последние годы провел уже в духовных подвигах. Скончался в 80-х годах XII века, а в 1643 году был официально канонизирован. Является покровителем русского воинства.

О воинских заслугах Дмитрия Донского мы знаем еще со страниц школьных учебников истории — именно ему мы обязаны освобождением от татаро-монгольского ига, которое тяготело над нашей страной почти 250 лет. Великому князю удалось собрать коалицию русских княжеств, отразить вражеские войска и не допустить разорения Руси. До Куликовской битвы Дмитрий приезжал за советом к преподобному Сергию Радонежскому, который поддержал его и напутственным словом, и молитвою. Так русские войска впервые одержали крупную победу над татарами.

Среди подвигов Александра Невского — знаменитое Невское побоище, когда его дружина разбила шведов в устье реки Ижоры, решающее сражение против Ливонского ордена, также известное как Ледовое побоище, и многие другие свершения. Кроме ратных подвигов Невский совершал и подвиги духовные. Он активно способствовал распространению православия на Север, участвовал в восстановлении русских городов. В княжеском Житии написано: “церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их”. Перед смертью принял монашество под именем Алексей.

Федор Федорович Ушаков, великий русский флотоводец, известен тем, что за время командования флотом не потерял ни одного корабля и ни один моряк под его началом не попал в плен. Именно адмирал Ушаков принес славу молодому черноморскому флоту: участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II, а затем полностью уничтожил турок при Калиакрии, прибегнув к созданной им новой маневренной тактике. Также Ушаков продемонстрировал образцовый порядок взаимодействия армии и флота при овладении морской крепостью Корфу. Федор Ушаков регулярно посещал службы, в быту был скромен, а деньги жертвовал на обустройство быта людей, нижних по чину, а также семьям погибших матросов. Во время войны 1812 года пожертвовал свое состояние для раненых русских солдат.

В годы правления Ярослава Мудрого Киевская Русь достигла своего расцвета и закрепилась в статусе одного из сильнейших государств в Европе. Внешняя политика монарха была направлена на укрепление международного авторитета Руси: были совершены удачные военные походы против финских народов, Литовского княжества и Польши, была одержана окончательная победа над печенегами, а последнее столкновение с Византией закончилось подписанием мирного договора. Ярослав построил множество храмов и церквей, поручал монахам переводить греческие книги, появились зодчество и живопись, а также церковные напевы. Прозвище “Мудрый” Ярослав получил за укрепление русского государства и свои богоугодные деяния.

7. Владимир Мономах

Князь всегда стремился жить в миру, но необходимость раз за разом возвращала его на ратное поле. Правление Мономаха ознаменовалось борьбой с половцами, он также неоднократно помогал и другим русским властителям в борьбе с кочевниками. Мономах был крещен с именем в честь святителя Василия Великого. По сохранившимся посланиям митрополита Никифора I, это был человек образованный и до аскетизма скромный в быту. Самому Мономаху принадлежит знаменитое “Поучение”, в котором он передает свое назидание детям.

Чингисхан

Д о сих пор исследователями уделялось недостаточно внимания вопросу консолидации общества на основе Русской Церкви. Зачастую урон Церкви от татаро-монголов был меньше причиняемого собственным государством, в частности, постоянными поборами княжеской власти. С другой стороны, в отдельные периоды истории Церковь оставалась единственным легитимным институтом власти, позволявшим сохранить основу государственности.

Практически при полной утрате государственного суверенитета Руси удалось сохранить социально-культурную самобытность, главным ядром которой явилась Русская Церковь.

Татары не проводили открытого гонения на христианство. Официально они даже брали его под свою защиту.

Когда Чингисхан покорил второй христианский народ Монголии — Кераитов, то одну из племянниц нового своего вассала взял в жены себе, а двух — в жены двум своим сыновьям. Таким образом, два последних великих хана, Мангу и Хубилай, были детьми христианки. Батый фактически признал русскую веру, не выдавая ярлыка. Духовенство не подлежало проведенной им переписи, как свободное от дани.

Практически на протяжении всего монгольского ига судьба Церкви будет неразрывно связана с судьбой государства. В северных областях Руси, меньше всего пострадавших от нашествия, приоритетными направлениями были борьба с западными завоевателями и папством. Великий русский князь Александр Невский пошел на подчинение Орде, сконцентрировав усилия на отражении угрозы с Запада.

В 1274 г. во Владимире созывается Собор епископов. Основной целью Собора было наведение должного порядка в Церкви и духовной жизни всего народа.

Роль митрополита Кирилла в деле восстановления Церкви трудно переоценить. Ему удавалось не только смягчать положение христианства на Руси, но и проповедовать его в самой Орде. Он был принят ханом Бергаем и рассказал ему о вере Христовой. Позже он излечил ханского сына. Племянник хана был настолько поражен проповедью Кирилла, что бежал из Орды в Ростов и спустя продолжительное время принял крещение с именем Петра.

Однако принятие ислама не повлекло за собой коренных изменений в сознании Ордынских ханов. Так, преемники Берке, умершего в 1266 г., до хана Узбека снова были язычниками. Узбек (1312–1342) утвердил магометанство как родовую религию ханов.

Хан Менгу-Темир (1266–1281) первым выдает русскому духовенству ярлык на имя митрополита Кирилла. С одной стороны, это подтверждает лояльность ханов к Русской Церкви, с другой же, указывает на многочисленные злоупотребления ордынских чиновников, т.к. ярлык представлял собой охранную грамоту.

После смерти Кирилла митрополитом становится Максим, родом грек. Он продолжал политику Кирилла, во многом способствуя восстановлению Русской Церкви. Одним из наиболее важных его дел было перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир. Несмотря на то, что Максим был грек и мог не разбираться в тонкостях внешнеполитического положения Руси, он делает весьма дальновидный шаг. Киев в то время был полностью разорен и уничтожен. Владимир же находился значительно северней, это было место, меньше других пострадавшее от нашествия татар.

Следует отметить, что митрополиты, присланные из Греции, всегда гармонично вписывались в управление делами Церкви. Практически всегда они продолжали политику русских митрополитов.

На протяжении почти всего татарского ига положение Церкви усугублялось еще и княжескими междоусобицами. Споры князей о престолах часто оборачивались татарскими набегами.

Во многом хорошее отношение ханов-мусульман к христианству объясняется все тем же языческим отношением к самому исламу. Придавая исламу статус династической религии, хан Узбек руководствовался сугубо прагматически интересами государства. Монотеистическая религия давала хорошие рычаги борьбы с сепаратизмом на местах. Вряд ли можно говорить о каком-либо пересмотре истин и исключительно идеологических соображениях в принятии ислама. Ведь само магометанство требует борьбы с другими верованиями, объявляя их ложью. А ханам с их отношением к любой религии вообще ничего не стоило, приняв ислам, проводить определенный протекторат христианству.

Политика замирения с Ордой и борьбы с западной угрозой, начатая Александром Невским, была продолжена Русской Церковью. В этот период, пожалуй, только Церковь будет предпринимать реальные попытки по консолидации усилий с целью объединения русского народа и сохранения национальной независимости.

Несмотря на отсутствие официальных гонений на христианство, Орда иногда принимала попытки обложения данью Православной Церкви. Так, сын хана Узбека Джанибек продолжительное время удерживал у себя митрополита Феогноста. От него добивались отказа от прежних привилегий, пытаясь обложить духовенство данью. Терпя истязания, Феогност остался непоколебим, так и не отказавшись от прежних ханских ярлыков. Предание говорит о том, что Феогност потратил на подарки ханским чиновникам 600 рублей. По тем временам фантастическая сумма. Следует отметить, что в начале правления Джанибек продолжает политику своего отца. Его отношение к Русской Церкви было хорошим. Уже будучи мусульманином, он вызывает к себе митрополита Алексия в качестве лекаря для своей жены.

Были у Феогноста враги и в церковной среде. За время отсутствия митрополита в Церкви начинаются различные злоупотребления и расхищения владений. После возвращения из Орды Феогност жестко наводит порядок. Разумеется, многим это не нравилось. Феогност полностью продолжает политику своего предшественника митрополита Петра. Ему даже удается добиться от Константинополя внесения митрополита Петра в месяцеслов.

Заглядывая вперед, можно сказать, что в основе борьбы с татарским игом лежало объединение Руси вокруг Москвы. Свержение ига татар могло стать возможным при наличии войска с единым главнокомандующим. Отношение удельных князей к великому князю не должно было ограничиваться признанием его первым среди равных. Он должен был располагать царской властью. В противном случае конфедерация князей была бы непрочной и при малейшем изменении политической ситуации обязательно распалась бы.

Если татарам не удалось добиться от Русской Церкви отказа от своих привилегий в обложении податью, то подчинить себе церковно-административную власть они даже не пытались. Орда ограничивала свои отношения с завоеванными народами сбором дани. Она не стремилась переделывать их государственную структуру. Это относилось и к Русской Церкви. Если что-то и было изменено, то в сторону увеличения прав Церкви относительно домонгольского периода. Так, например, были расширены полномочия церковного суда.

По мнению Карташева, Русская Церковь испытывала гораздо больше неприятностей от русских князей, чем от татарских ханов. Освобождение Русской Церкви от татарской дани лишь давало повод князьям обирать духовенство.

Если татары не принимают каких-либо усилий по изменению церковного устройства, то угроза с Запада постоянно о себе напоминает. На время Феогноста приходится несколько попыток нарушить церковное единство. Два раза с интервалом в 15 лет в Галиче открывается независимая митрополия. За этими попытками стоял литовский князь Ольгерд. Оба раза Феогносту удается упразднить эту митрополию. Далее в 1352 году в Константинополе появляется некий монах Феодорит. Он заявляет, что Феогност умер, и он его ставленник. Его стараются задержать под благовидным предлогом и проверяют эту информацию. В итоге монах бежит из Константинополя в Болгарию, где назначается на митрополию непризнанной иерархией.

После Феогноста митрополитом становится Алексий. Феогносту удается поставить своим приемником русского митрополита. Вопрос о назначении Алексия был решен Феогностом. Константинополь лишь санкционировал это решение. На долю митрополита Алексия приходится не только забота о церковных делах, но и управление самим государством. Он фактически выполняет роль регента при малолетнем князе Дмитрии. Перед смертью князь Иван Красный оставил завещание, согласно которому правителем государства назначался митрополит Алексий.

В отношениях с Ордой Алексий продолжает политику своих предшественников. Оправданность этого будет особенно видна, когда к концу его правления от Церкви будут отторгнуты огромные территории. И сделано это будет не татарами, а литовским князем. Алексий несколько раз ездит в Орду. После исцеления ханской жены Тайдулы он получает в дар ордынский двор, где основывает Чудов монастырь. После убийства Джанибека собственным сыном Алексий снова едет в Орду. К этому времени преемник Джанибека уже разрабатывает план военного похода на Русь. Алексию удается не только подтвердить прежние ярлыки, но и отговорить нового хана от военного похода.

Алексий понимал, что избавление Руси от татарского ига может совершиться только путем консолидации усилий всего государства. Для этого необходимо было объединение удельных князей под властью великого князя.

Постепенно отношение удельных князей к Димитрию меняется. К нему начинают относиться не как к первому среди равных, а как к государю. Разумеется, имели место выпады отдельных князей. Нередко это приводило к военным столкновениям.

Московские князья, увеличивая свои земли, уходившие от удельных князей, постепенно сколачивают единое государство, усиливая возможность сопротивления татарам. Свержение их ига было заветной мечтой московских князей. Одобряя стремление потомков святого князя Даниила установить единодержавие на Руси и тайные помыслы относительно татар, святые митрополиты начиная с Петра поддерживали их.

Русских князей, виновных в нарушении мира и непокорных великому князю Московскому, святой митрополит Алексий иногда предавал церковному отлучению. Так, в 1365 г. князь Суздальский Борис отказался мирно уступить своему брату Димитрию отнятый у него Нижний Новгород, и митрополит Алексий послал к Борису преподобного Сергия Радонежского с указанием закрыть в Нижнем Новгороде все храмы. В 1366 г. князь Тверской Михаил Александрович и князь Смоленский Святослав Иоаннович были преданы митрополитом Алексием церковному отлучению за то, что нарушили договор с великим князем Московским и вместе с князем Литовским Ольгердом участвовали в походе на Москву. Еще при жизни Алексия князь избирает ему преемника — архимандрита Митяя. Несмотря на фактическое вступление в права, рукоположен он так и не был. По дороге в Константинополь он умирает. Известно, что митрополит Алексий был категорически против данной кандидатуры. В результате происходит определенный разлад в отношениях митрополита с князем. Но самое важное, что это никак не отразилось на государственных интересах. Так, в отношении с Ордой Дмитрий полностью продолжает политику своего воспитателя. Во многом это было возможно благодаря уже имевшемуся фундаменту, созданному предшественниками и окончательно оформленному митрополитом Алексием.

Митрополит Алексий скончался 12 февраля 1378 года. Но можно с уверенностью сказать, что князь Дмитрий в отношениях с Ордой продолжил политику Алексия. Дмитрий постепенно начинает проявлять непокорность татарским ханам. Новое столкновение становится неизбежным. Далее следует период постоянных смен митрополитов, в конце которого во главе митрополии утверждается Киприан.

Также происходит упадок в богослужении. Монгольское нашествие стало следствием уничтожения огромного количества книг. От первого периода монгольского ига до нас дошло сравнительно ничтожное число письменных источников. Следовательно, постоянно присутствовала необходимость в создании собственных богослужебных книг. Разумеется, это не могло обойтись без ошибок при переписывании. С целью более точного соответствия богослужебных книг проводились сверки с греческими образцами. Это снижало количество искажений, но не исключало их.

Последним сильным ханом Орды был хан Узбек. После его смерти Орду начинают волновать междоусобицы. Используя эту ситуацию, русские князья прекращают уплату дани. К власти в Орде приходит темник Мамай. Он не принадлежал к княжескому роду Чингисханов. Для увеличения собственного авторитета и укрепления власти он решает совершить военный поход на Русь.

Перед решающим боем на р. Дон Дмитрий посещает Троицкого игумена Сергия и получает от него благословение на битву. Здесь особенно проявилось единение русского народа. Игумен Сергий, прежде отказавшийся от чина митрополита, не желая вмешиваться в политические дела, все же поддерживает Дмитрия. Более того, он благословляет двух иноков присоединиться к войску Дмитрия. Сергий видел в татарском иге угрозу русской государственности и христианству на Руси. Несмотря на отказ Сергия возглавить митрополию, он оказал огромное влияние не только на церковные дела, но и на государственные. Князь Дмитрий во многом советовался с игуменом.

После разгрома татарских войск на Куликовом поле сильного изменения соотношения сил не происходит. В течение еще почти ста лет периодически совершались татарские набеги на Русь. Иногда они заканчивались обложением данью князей. Но Куликовская победа имела огромное психологическое значение для всего русского народа. Она показала необходимость объединения всех усилий в борьбе за независимость.

Укреплению позиций Руси способствует феодальная раздробленность, начавшаяся в Орде. Это лишний раз подтверждает необходимость совместных действий в любом государстве и гибельность политики обособления удельных князей.

Изменение положения Русской Церкви происходит еще и за счет охлаждения отношений с константинопольским патриархатом. Несколько раз Константинополь в угоду литовскому князю производит назначения, влекущие за собой нарушение единства Русской Церкви. Подобные действия заставляют русских митрополитов задуматься об автокефалии. Несмотря на то, что фактическое учреждение патриаршества на Руси произойдет только при Борисе Годунове, русские митрополиты все больше начинают проявлять самостоятельность в решении церковных дел. Фактическая независимость Русской Церкви будет приобретена уже при митрополите Ионе. Константинополь утратит возможность назначения митрополитов на московскую кафедру. Его роль заключалась в утверждении уже назначенных кандидатур. Можно сказать, что основа автокефалии была заложена еще при монгольском иге.

После Куликовской битвы наблюдается ослабление ордынского влияния на Русь. Набеги, погромы, обложения данью все еще имеют место, но постепенно начинают носить разовый характер. Набеги уже перестают быть столь опустошительными. Это связано с тем, что монголы уже не могут собрать все силы для нанесения удара. В Орде начинается период феодальной раздробленности. Набеги на Русь совершают удельные ханы, объединившие под своей властью часть монголов. Орда становится неспособной к крупному нашествию и ограничивается грабительскими набегами.

Великий князь все меньше считался с татарами. В 1408 г. хан Эдигей дошел до Москвы, но не смог взять ее. В 1412 г. великий князь Василий I в последний раз ездил в Орду с дарами к сыну Тохтамыша Зелени-Салтану. Падение татаро-монгольского ига произошло при Иване III. К этому времени Орда не была уже той Золотой Ордой, которая угрожала Руси в XIII-XIV столетии. Татары стали менять тип своей цивилизации, становясь оседлым земледельческим народом. Освобождение от Орды произошло в 1480 году. К решительным действиям Ивана III склонял архиепископ Ростовский Вассиан, написавший ему послание, в котором привел Ивану III на память примеры и князя Игоря, и князя Святослава, и князя Владимира Святого, Владимира Мономаха, Дмитрия Донского.

Свергнув с себя иго ордынского рабства, восстает Русь, свободная извне и сильная внутри своей целостностью, под скипетром единого самодержца. Православная Церковь перестает страдать от нашествия варваров, которые обращали в груды пепла храмы Божии и обители иноческие, и от междоусобиц князей; она находит себе защитников в благочестивых государях, помазанниках Божиих.

[1] Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. в 2 тт. М Наука,1991. т.1 стр.279

[2] Тальберг Н. История Русской Церкви в 2 тт. Репринт с изд. 1959 г. Издание Псково — Печерского монастыря, 1994 г. Стр. 83

[3] Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви М., 1999 стр. 90

[4] Тальберг Н. История Русской Церкви в 2 тт. Репринт с изд. 1959 г. Издание Псково — Печерского монастыря, 1994 г. Стр. 83

[5] Толстой М.В. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского м-ря. 1991 г. Стр.120.

[6] Воробьев М.Н. Русская История Ч1. ПСТБИ М.,1999 стр.30.

[7] Русская Православная Церковь под управлением митрополитов

[8] Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. История Русской Церкви. М.,1999. стр.197.

[9] Толстой М.В. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского м-ря. 1991 г. Стр.151.

[10] Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. История Русской Церкви. М.,1999. стр.190.

[11] Толстой М.В. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского м-ря. 1991 г. Стр.170.

[12] Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. История Русской Церкви. М., 1999, стр. 280.

[13] Толстой М.В. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского м-ря. 1991, стр. 176.

[14] Тальберг Н. История Русской Церкви в 2 тт. Репринт с изд. 1959 г. Издание Псково — Печерского монастыря, 1994 г., Стр. 95.

Читайте также: