Сообщение о русском народном хоре

Обновлено: 05.07.2024

Одной из своеобразных национальных форм общественных гуляний на открытом воздухе издавна стали хороводные игры и песни. Они со­провождались или движением по кругу или театрализованным дейст­вием. Именно эта форма хорового массового исполнения, прежде все­го молодежи, где сочетались и пение, и пляска, и игра, и инструмен­тальное сопровождение, и породила синтезированное искусство рус­ского народного хора.

Хороводы.и игры имели место не только в крестьянском быту, но и в молодежных гуляниях городских окраин, а позднее, в XVIII—XIX ве­ках, и рабочих, фабричных поселков. Ниже мы отметим, как эта фор­ма народных развлечений почти целиком перешла из быта на концерт­ную эстраду.

Нередко такие ансамбли достигали совершенного исполнения. До­статочно вспомнить группы певцов Воронежской, Рязанской, Смолен­ской губерний — первых исполнителей хора крестьян, созданного М. Е. Пятницким, и в особенности знаменитую Аринушку Колобаеву с дочерьми, а позднее известный ансамбль Анастасии Лебедевой из села Александровки Чигольского района Воронежской области, пинеж-ских певиц во главе с А. Булановой и многих других.

Певческие ансамбли мастеров пения были желанными гостями и на семейных торжествах, сопровождая национальные обряды — свадь-

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА

Одной из своеобразных национальных форм общественных гуляний на открытом воздухе издавна стали хороводные игры и песни. Они со­провождались или движением по кругу или театрализованным дейст­вием. Именно эта форма хорового массового исполнения, прежде все­го молодежи, где сочетались и пение, и пляска, и игра, и инструмен­тальное сопровождение, и породила синтезированное искусство рус­ского народного хора.

Хороводы.и игры имели место не только в крестьянском быту, но и в молодежных гуляниях городских окраин, а позднее, в XVIII—XIX ве­ках, и рабочих, фабричных поселков. Ниже мы отметим, как эта фор­ма народных развлечений почти целиком перешла из быта на концерт­ную эстраду.

Нередко такие ансамбли достигали совершенного исполнения. До­статочно вспомнить группы певцов Воронежской, Рязанской, Смолен­ской губерний — первых исполнителей хора крестьян, созданного М. Е. Пятницким, и в особенности знаменитую Аринушку Колобаеву с дочерьми, а позднее известный ансамбль Анастасии Лебедевой из села Александровки Чигольского района Воронежской области, пинеж-ских певиц во главе с А. Булановой и многих других.

Певческие ансамбли мастеров пения были желанными гостями и на семейных торжествах, сопровождая национальные обряды — свадь-

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА

Одной из своеобразных национальных форм общественных гуляний на открытом воздухе издавна стали хороводные игры и песни. Они со­провождались или движением по кругу или театрализованным дейст­вием. Именно эта форма хорового массового исполнения, прежде все­го молодежи, где сочетались и пение, и пляска, и игра, и инструмен­тальное сопровождение, и породила синтезированное искусство рус­ского народного хора.

Хороводы.и игры имели место не только в крестьянском быту, но и в молодежных гуляниях городских окраин, а позднее, в XVIII—XIX ве­ках, и рабочих, фабричных поселков. Ниже мы отметим, как эта фор­ма народных развлечений почти целиком перешла из быта на концерт­ную эстраду.

Нередко такие ансамбли достигали совершенного исполнения. До­статочно вспомнить группы певцов Воронежской, Рязанской, Смолен­ской губерний — первых исполнителей хора крестьян, созданного М. Е. Пятницким, и в особенности знаменитую Аринушку Колобаеву с дочерьми, а позднее известный ансамбль Анастасии Лебедевой из села Александровки Чигольского района Воронежской области, пинеж-ских певиц во главе с А. Булановой и многих других.

Певческие ансамбли мастеров пения были желанными гостями и на семейных торжествах, сопровождая национальные обряды — свадь-

Хоровое искусство считается одним из самых древних на земле. Неизвестно где и когда группа людей впервые исполнила одну песню, но доказано, что древние греки одними из первых использовали хоровое пение как отдельный вид искусства, а у египтян эпохи Древнего царства возник прототип профессии дирижера. На протяжении веков профессиональный хор использовали примечательно для религиозных действий, а жители сельской местности создавали любительские коллективы. Сегодня некоторые современные хоры достигли не меньшей популярности, чем рок-звезды. Они имеют в репертуаре композиции разных стилей, используют музыкальное сопровождение и выступают а капелла.

Лучшие хоры России: рейтинг

Огромного значения на развития хорового искусства в мире, и России в частности, сыграло появление оперы. Хор перестает быть только частью религиозной службы. В 18 веке он выходит за рамки церкви, а уже в 19 веке на территории России возникает большое количество музыкальных коллективов, и многие из них достигают мировой славы. Благодаря композиторам-романтикам удается вывести народную песню, которая занимала ведущее место в программе выступлений, на новый уровень звучания.


Исторические события начала 20 века принесли значительные изменения в хоровое искусство. Крестьяне и рабочие создают свои любительские коллективы с присущим им репертуаром. Из-за энтузиастов стали образовываться первые хоры под руководством профессиональных хормейстеров. Благодаря таким маэстро как Тараненко, Концевич, Пятницкий и др. организовались труппы, получившие мировое признание. Хоры, попавшие в список лучших, достойны такого звания за вклад в развитие культуры России.

Кубанский казачий хор

Кубанский хор — исключительное явление в российской музыке. Это коллектив, который непрерывно существует 210 лет. Датой основания считают 1811 год. История труппы начинается с Черноморского Войскового певческого хора, который основал протоиерей Кубани. Спустя пятьдесят лет коллектив стали называть Кубанским.

Хор кубанских казаков в основном принимал участие во время богослужений, но параллельно начал организовывать светские мероприятия, выполняя русские народные песни и классические произведения. С приходом власти большевиков в начале 20 века хор подвергся гонением. Это были одни из самых сложных времен для коллектива, когда его часть была вынуждена покинуть страну из-за несогласия с действующей политикой власти. Летом 1921 года большевики огласили деятельность труппы завершенной. Хотя продолжал гастролировать Кубанский мужской квартет, который составляли бывшие участники хора.


Возрождение и реабилитацию коллектив получил в 1936 году. Его руководителями стали Я. М. Тараненко и Г. М. Концевич, работавшие в хоре еще до революции. В конце 30-х годов прошлого века труппа насчитывала до 50 исполнителей. Это были лучшие голоса казаков из деревень и хуторов.

1939 год приносит изменение в деятельность хора. К певцам присоединяется танцевальная трупа, а сам коллектив переименовывают на Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. С началом Второй мировой войны деятельность ансамбля оказывается под угрозой, поскольку большую часть певцов призывают на фронт.

Песни кубанского казачьего хора звучат впервые в Краснодарской филармонии после воссоединения состава в 1944 году. В 60-х годах XX века ансамбль вновь решают расформировать (инициатива С. Хрущева). Несмотря на то, что коллектив пытались распустить три раза, он смог выстоять, и окончательно был утвержден как Кубанский казачий хор в 1969 году.

Под руководством В. Захарченко Кубанский хор (с 70-х голов) пережил новый этап развития и расцвета. Тогда ансамбль получил всесоюзную и мировую славу. Дирижер руководил труппой 35 лет, и помог ей выйти на новый уровень творчества. Он вернул в репертуар народные, походные, обрядовые, шуточные и плясовые песни. Нет единой песни, ставшей визитной картой музыкального коллектива, но ценители творчества хора без труда узнают произведения в его исполнении, которые считаются лучшими интерпретациями народного искусства. Выполнение Кубанским казачьим хором песен уникально. Самые известные интерпретации:

  • Прощание славянки
  • Распрягайте хлопцы
  • Любо братцы любо
  • Когда мы были на войне
  • Поставьте памятник деревне
  • Не для меня придет весна
  • Ойся ты ойся
  • Маруся


Кубанский хор песни удостоился чести исполнять духовные произведения на богослужении в церквях. Это единственный музыкальный коллектив, который имеет соответствующее разрешение, выданное Патриархом Московским и Всея Руси Алексеем II (1995 год).

Песни в исполнении Кубанского хора стали визитной карточкой края. За годы творчества ансамбль собрал значительный репертуар народных произведений разных культур. Его творчество можно назвать отображением исторических эпох, преподнесенных слушателю через песню.

Хор Турецкого

Мужской хор под руководством Михаила Турецкого стал настоящим феноменом в истории российской музыки. Для коллектива не существует произведений, которые они не могут спеть. В исполнении мужского хора звучат народные песни, популярные хиты, джаз и даже роковые композиции. Коллектив полностью отказался от использования фонограммы, звучание воспроизводится исключительно с помощью голоса. Многоголосье и широкий диапазон солистов (4,5 октав) всегда оказывает незабываемое впечатление на зрителей. Современный мужской хор близок и понятен слушателю не только репертуаром, но и исполнением песен более чем на десяти разных языках.


Хор Пятницкого

Хор Пятницкого выполнял песни, которые руководитель собирал на территории нескольких губерний и записывал на фонограф. Эти записи помогли сохранить множество народных произведений в сопровождении старинных музыкальных инструментов.


Хор Попова

Популярный хор, в составе которого выступают только дети, носит имя своего руководителя Виктора Попова. Работа с детьми приносит много радости, но это также тяжкий труд, хотя дирижер не побоялся трудностей, и в 1970 году организовал детский хор. Стать его участником мог любой московский школьник. Для этого было необходимо иметь музыкальный слух, голос и прийти на прослушивание. В. Попов понимал, что быстрых результатов от юных певцов ожидать не стоит, и давал на развитие труппы несколько лет. Но уже в первый год хор начал активно записывать песни для фильмов, выступать на радио и принимать участие в гала-концертах.


Творческий расцвет и огромная популярность коллектива пришлась на 70-80 годы прошлого века, когда исполнители записали известные песни к популярным детским мультикам и фильмам. Хор имени Попова выполнил знаменитые:

  • Спят усталые игрушки
  • Трус не играет в хоккей
  • Песню крокодила Гены
  • Старый барабанщик
  • Самый лучший дом
  • Голубой вагон
  • По секрету всему свету
  • Песня Красной Шапочки

В этот период хор активно гастролирует по Советскому Союзу, отправляется с выступлениями в Японию, Южную Америку.

Несмотря на всесоюзную популярность, хор не имел постоянного места работы. Прослушивания и репетиции проходили в обычных школах, где удавалось найти помещение для нужд певцов. За всю историю существования хора родители не платили за репетиции детей. Сегодня также попасть в коллектив может любой одаренный ребенок и заниматься бесплатно.

Большой хор Попова стал носить имя руководителя после его смерти. Сегодня коллектив продолжает записывать песни, выступать, принимать участие в концертах. В репертуаре певцов народные песни и классические произведения.

Уральский хор

Уральский народный хор через несколько лет отметит свой 80-й день рождения. Его организовали в 1943 году по приказу руководства создать хор народной песни на базе Свердловской филармонии. В первый состав вошли участники местных коллективов народного творчества Белоярского, Покровского, Буткинского и Кувшинского районов Свердловской области. Художественным руководителем коллектива стал Лев Христиансен.


Уже в следующем году состоялся первый концерт артистов. Начиная с 50-х годов прошлого века музыканты вели активную гастрольную деятельность на территории Советского Союза, а также принимали участие в конкурсах за границей (Испания, Бельгия, Франция, Турция, Монголия, Англия, Китай, Мексика, Чили и др.). Песни уральского народного хора срывали овации более чем на 50-ти лучших сценах мира.

Уральский хор исполняет песни, актуальные для сегодняшней молодежи, чем привлекает молодых исполнителей. В составе хоровая, оркестровая и танцевальная группы, что делает каждого исполнителя универсальным, а сам хор уникальным явлением в своем роде.

Хор Минина

Московский камерный хор Владимира Минина основан в 1972 г. В состав входили музыканты и преподаватели. Два года спустя коллектив впервые поехал гастролировать за границу. Минин как дирижер хора добился звучания необычной красоты и чистоты. По словам критиков, сплоченность коллектива можно было сравнить с работой единого организма. Это сказывалось на популярности хора в Советском Союзе и за границей. Коллектив посетил все континенты (кроме Австралии).


Хор Свешникова

Хор имени Свешникова основали в 1936 году по приказу Комитета искусств, чтобы создать образцовую труппу всесоюзного значения. Сначала у коллектива было два руководителя: М. Данилин и А. Свешников. В следующем году хор представил первый концерт, который прошел с большим успехом.

Хор под управлением Свешникова выполнял разные произведения. В основе репертуара были обработки народных песен, крестьянские, рабочие, солдатские песни, классические произведения европейской хоровой музыки, творения современных советских композиторов, духовная музыка. Чтобы выполнять последнюю, маэстро пришлось прибегнуть к хитрости: хористы исполняли ее вокализом, без слов.

Современники называли звучание коллектива исключительным, таким, которое можно отличить из множества похожих трупп. Солисты хора Свешникова отличались особой выразительностью, обладали характерным звучанием, динамикой, артистизмом. Возможно, артисты приобретали такие качества благодаря особенности работы руководителя. Он считал, что человек, который поет, выглядит и чувствует себя намного счастливее. А. Свешников относился к работе и ученикам с уважением и любовью. Это позволило госхору стать одним из лучших в своем роде.

Заслуга маэстро и в том, что под его руководством был создан хор мальчиков имени Свешникова (1944 г). Стать участником коллектива сегодня можно в семилетнем возрасте. За несколько лет занятий мальчики становятся профессиональными хоровыми исполнителями. Детский хор Свешникова работает наравне с взрослыми артистами: дает концерты по всей территории России, принимает участие в международных детских конкурсах, музыкальных фестивалях. У него широкий репертуар, включающий обработки старинных народных песен, произведения современных российский и зарубежных композиторов. Хор мальчиков училища Свешникова удивляет слушателей многих стран, поскольку выполняет песни на языках оригинала: английском, итальянском, немецком, французском, японском и даже на латыни.

Хор под управлением Свешникова находился под руководством маэстро до 1980 года (год смерти дирижера). В последующие годы коллективом руководили легендарные дирижеры (В. Минин, И. Агафонников, И. Раевский, Б. Тевлин и др). Сегодня хормейстер труппы Г. Дмитряк, который значительно расширил его репертуар. Коллектив по-прежнему собирает огромные залы в родной стране и за ее пределами, оставаясь образцом хорового исполнения.

Хор Яцкевича

Камерный хор под управлением Владимира Яцкевича воплощает современный вид хорового мастерства, объединивший традиционное исполнение и новые обработки академических произведений. Коллектив относительно молодой (более 20 лет), но хор Владимира Яцкевича получил высокие оценки критиков, которые отмечают культуру ансамблевой игры, уникальную атмосферу, царящую на концертах труппы. Такого же мнения придерживаются и зрители, поэтому выступления музыкантов сопровождаются аншлагами.


Хор под управлением Яцкевича дает концерты в Москве, Московской области, выступает в качестве приглашенного гостя на фестивалях, гастролирует на территории страны. Хор имеет страницы в соцсетях, где можно увидеть фото, фрагменты выступлений, интересные видео от его руководителя.

Капелла Юрлова

Государственная академическая капелла России имени Юрлова является одним из старейших музыкальных коллективов страны с богатой историей. Годом основания хора считается 1900 г. Его создателем стал И. И. Юхов, имевший регентское образование. Сначала коллектив исполнял духовную музыку, его приглашали на служения в храмы. Со временем хор стали приглашать в театры и консерватории.


Революция 1917/18 г принесла изменения в работу коллектива. Он был национализирован и переименован в Первый национальный хор в 1919 году (официальная дата основания). Хор, носивший в последующие годы имя Глинки, был популярный. Его приглашали на радио, он записывал песни для советских фильмов. В 1958 году руководителем назначили А. Юрлова, и это событие считается переломным в истории коллектива. Молодой дирижер, которому на тот момент было всего 30 лет, отличался огромной энергией и высоким профессионализмом. Всего за два года капелла Юрлова стала одним из лучших хоров страны.

Хоровая капелла Юрлова получила звание академической в 1966 году. Критики считают 60-70 годы периодом творческого расцвета труппы. Она гастролировала по территории страны, выступала на фестивалях и концертах, организованных самым А. Юрловым, а также на международных фестивалях. Большая заслуга капеллы России имени Юрлова в том, что на их выступлениях снова стала звучать духовная музыка, несмотря на политику государства относительно христианской веры.

Государственная хоровая капелла имени Юрлова стала носить имя хормейстера после его смерти в 1973 году. Сегодня коллектив продолжает давать концерты на территории России и за рубежом.

Хор Сретенского монастыря

Сретенский хор имеет долгую историю, связанную с деятельностью Сретенского монастыря. Пик популярности церковного хора припал на конец 18 века, когда широко использовалось участие капелл в церковных обрядах и общегородских крестных ходах. Псалмы хора Сретенского монастыря звучали в 18 и 20 веках, но прекратить существование коллективу пришлось в 1925 году, когда по указу советской власти был закрыт монастырь. Многовековую деятельность капеллы прервали на 70 лет.


Песнопения хора Сретенского монастыря звучали почти на всех континентах, музыканты побывали в 45 странах мира. Им аплодировали в Карнеги-Холле, в Нотр-Дам де Пари, Ватикане, Библиотеке конгресса США, зале ЮНЕСКО.

Эти хоры также вносят в клад в развитие музыкального искусства России, и достойны быть в списке лучших музыкальных коллективов страны:

  • Хор Александрова
  • Московский Казачий хор
  • Детский хор радио и телевидения
  • Большой детский хор Попова
  • Мужской хор Рыбина
  • Симфоническая Капелла Полянского
  • Хоровой театр Бориса Певзнера
  • Капелла Судакова
  • Ансамбль песни и пляски воздушно-космических сил
  • Синодальный хор
  • Московская хоровая Капелла мальчиков
  • Хор Новоспасского монастыря
  • Хор сретенского монастыря
    Хор Даниловского монастыря

Хоровое искусство в XXI веке

Хоровое пение остается популярным и востребованным видом искусства, которое трудно заключить в рамки одного течения. Современные капеллы сочетают симбиоз классического репертуара и нынешней популярной песни. Представленные коллективы достигли мирового признания благодаря упорному труду и достижению идеального звучания всех певцов как одного организма. Многие из представленных хоров имеют звание академических — наивысшую степень признания. В XXI веке хоровое искусство остается актуальным и популярным, а молодые музыканты считают честью попасть в состав одной из указанных трупп.

Государственный академический Северный русский народный хор единственный на Северо-Западе России высокопрофессиональный художественный коллектив, чья многолетняя просветительская деятельность способствует приобщению зрителей и слушателей к традиционной русской культуре.

Северный хор

История коллектива началась с деятельности любительского народного хора, которым руководила Антонина Колотилова – сельская учительница из Великого Устюга. Ей удалось объединить вокруг себя любителей народной песни.

Обладая хорошим голосом, превосходными вокальными данными, отличными исполнительскими навыками на народном щипковом музыкальном инструменте цитра, Антонина Яковлевна Колотилова была не просто организатором местного хорового сообщества, она заряжала потрясающей энергетикой всю Великоустюжскую округу.

Антонина Яковлевна – личность легендарная, широко известная на Поморском Севере. Родилась в большой многодетной, интеллигентной семье с хорошими традициями, с широкими прогрессивными взглядами, образцовой, играющей значительную роль в культурной жизни Великого Устюга.

Антонина Яковлевна закончила с отличием городскую гимназию, получив квалификацию сельской учительницы. Обладая хорошей речью и поставленным голосом, работала на местном радио диктором и постоянно занималась с самодеятельным хоровым коллективом.

8 марта 1926 года – знаменательная дата для всего Русского Севера! В этот день 20 участников самодеятельного народного хора Великого Устюга дали первый публичный концерт, аккомпанировал хору превосходный музыкант Валерий Яковлевич Колотилов – брат Антонины Яковлевны. Эту дату принято считать Днём рождения Северного хора.

В 1931 году Антонину Яковлевну приглашают на работу в областной радиокомитет, она переезжает в Архангельск, а вместе с ней – 12 участников ее коллектива, к которым впоследствии присоединяются любители народной песни из Лешуконского, Мезенского, Пинежского, Каргопольского и других районов Поморского Севера.

Самобытный народный коллектив становится любимым детищем и гордостью Северного края и всей страны. Он концертирует по области, выезжает на гастроли в Москву, по городам России.

Артисты Северного хора собирают и обрабатывают фольклор, изучают народные традиции и обычаи жителей Русского Севера. А.Я. Колотилова приглашает к участию в программах северных сказительниц – Марфу и Аграфену Крюковых, А.И. Гладкобородову, А.Е. Суховерхову. В 1936 году Северный хор принимает участие во Всесоюзном радиофестивале. Выступление коллектива вызвало повсеместный интерес к северной песне. Встречи с хором стали желанными. Успех коллектива зависел от искренности, правдивости, близости к образу Русского Севера, от строгости стиля, целомудренности, богатства и импровизации песенных распевов, особого северного многоголосия, почитания местных певческих традиций. В профессионализации коллектива большая заслуга принадлежит хормейстеру В.А. Поликарпову (1937-1943 гг.), педагогу по вокалу Е.С. Кузнецовой (1939-1945 гг.), хормейстеру (1945-1950 гг.), балетмейстеру З.Л. Вульфсону.

В послевоенные годы Северный хор поддерживает дух, создает настроение людям России своими искрометными, оптимистичными концертными программами. В 1948 году Колотиловой А. Я. вручается Государственная премия СССР. Признание высоких заслуг Антонины Яковлевны – это признание важности деятельности всего Северного хора.

В 1957 году коллектив становится Лауреатом фестиваля молодежи и студентов в Москве, получает золотую медаль, а А.Я. Колотилова становится Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

События 1957 года открыли Северному хору большую дорогу за рубеж. Самобытный репертуар, внимание к песенному богатству Поморского края, современность и высокий уровень исполнительства – все это приносит коллективу заслуженный успех в странах Центральной Европы, Азии, Ближнего Востока, Японии.

С 1959 года хор побывал в Польше, Болгарии, Франции, Германии, Италии, Китае, Индии, Афганистане, Японии, Тунисе, США и других странах. За активную концертную деятельность А. Я. Колотилова получает звание Народной артистки РСФСР.

В 1960 году по инициативе Министерства культуры в хор приходит работать хормейстером Нина Константиновна Мешко. С 1961 года Н. К.Мешко – художественный руководитель Северного хора. Она – неподражаемый мастер русского народного хорового искусства, основатель целой школы профессионального народного пения. Ее долгий и славный творческий путь тесно связан c двумя знаменитыми коллективами – Хором русской песни Всесоюзного радио и государственным Северным русским народным хором, которым Нина Константиновна Мешко руководила до 2008 года.

Это период неустанного вдохновенного творчества, поисков новых художественных форм и драматургических решений, новых средств выразительности в рамках своеобразного стиля северного фольклора. Новаторские принципы Нины Константиновны, основанные на сохранении традиций глубокой древности и первозданности песен и танцев народов Севера, способствуют значительному росту исполнительской культуры хора, его заслуженному авторитету. Неистощимый энтузиазм, огромная влюбленность в народное искусство заражают творческой энергией многочисленных учеников и последователей Нины Константиновны в Российской академии музыки имени Гнесиных, где ее долголетняя подвижническая работа снискала почтительное уважение и высокое признание.

Н. К. Мешко – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора, профессор кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных.

Особое внимание Северный хор уделяет воспитанию своего слушателя, своего зрителя, поэтому множество его программ посвящается детской, подростковой и студенческой аудитории. Хор активно продолжает свою концертную деятельность в России и за рубежом.

Северный хор постоянный участник больших событий в России, так весной 2004 года коллектив принимал участие в Пасхальном фестивале в Москве, в 2005 году вместе с заслуженной артисткой России, ученицей Н. К. Мешко Татьяной Петровой и народным оркестром России имени Осипова принимал участие в праздновании 250-летия МГУ.

С 2008 года художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора – заслуженная артистка России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Светлана Конопьяновна Игнатьева. Коллектив сохраняет традиции, заложенные Антониной Яковлевной Колотиловой, Ниной Константиновной Мешко и в то же время развивается, ищет новые формы работы с фольклорным материалом, а главное – продолжает прославлять Архангельскую область, Русский Север на необъятных просторах нашей Родины и далеко за ее пределами.

В 2021 году коллектив с размахом отметил свое 95-летие. Северный русский народный хор стремится сохранить свою самобытность, творческое лицо и в то же время развивается, ищет дальнейшие пути художественного развития.

Художественный руководитель Северного хора – заслуженная артистка Российской Федерации, профессор РАМ имени Гнесиных Светлана ИГНАТЬЕВА
Главный дирижёр и руководитель оркестра – Заслуженный артист РФ Александр КАЧАЕВ
Хормейстер – Татьяна РУДУКАН
Главный балетмейстер – Александр СЕЛИВАНОВ
Директор – Наталья АСАДЧИК


Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю. Еще в древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-поэтическим образам, исполнялись хором. До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой. Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако исследователи отмечают, что ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под влиянием народной песни. Появление профессионального хорового пения на Руси связано с церковно-певческой традицией. Хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси. К этому времени относятся первые государственные мероприятия, связанные с профессионализацией певческого дела. Во второй половине XV века создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла. Наряду с государевыми певчими с конца XVI века существовал хор патриарших певчих – предшественник Московского синодального хора. Эти первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя. При Петре I из хора государевых певчих дьяков организуется Придворный хор (позже – Придворная певческая капелла), который принимает участие в обслуживании придворной церковной службы, в пышных дворцовых увеселениях и в оперных постановках.

Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла, Московский синодальный хор, хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии. Возникают хоры в различных учебных учреждениях. К концу XIX века количество частных хоров значительно возросло. Наряду с этими хорами во второй половине XIX века в России появляются народные профессиональные хоры. Организатором и руководителем первого профессионального народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881 гг.). До организации своего коллектива Молчанов пел в разных хорах. В 60-70-е годы хор под его руководством пользовался широкой популярностью и концертировал по различным городам России. После смерти И.Е. Молчанова многие его воспитанники стали руководителями народных хоров. Концертное хоровое исполнение народных песен еще с конца XVIII века получило широкое распространение в цыганских хорах. Исполнение лучших цыганских хоров отличалось высоким художественным совершенством, большой выразительностью и эмоциональностью. В репертуаре этих хоров, кроме подлинно русских народных песен, были произведения А.В. Варламова, А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева, П.П. Булахова и других русских композиторов. Некоторые руководители и певцы цыганских хоров были превосходными знатоками русского песенного фольклора. Впоследствии цыганские народные хоры потеряли свое художественное значение. Исполнительскому росту русских хоровых коллективов в большой степени способствовало хоровое творчество русских композиторов. Появление первых записей народных песен в конце XVIII и начале XIX века, их хоровые обработки явились стимулом для развития стиля светского хорового творчества и исполнительства. Огромную роль в развитии русской хоровой культуры сыграли композиторы конца XVIII века Д.С. Бортнянский и М.С. Березовский. Их творчество было насыщено "мирским" народнопесенным, эмоциональным началом. Дальнейшее развитие культуры хорового исполнения связано с хоровым творчеством русских композиторов XIX века (М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков). С именами многих русских музыкальных деятелей и хоровых дирижеров связаны прогрессивные мероприятия в области хорового образования и воспитания, проведение музыкально-просветительной работы. Например, А.А. Архангельский один из первых ввел в 90-х годах XIX века в церковные хоры женские голоса. В 1890 году И.А. Мельников, известный оперный певец, и хормейстер Ф.Ф. Беккер организовали в Петербурге бесплатные классы хорового пения. Хоровая культура продолжала свое развитие в XX веке. Создавались новые формы и виды хорового исполнения: ансамбли песни, среди которых выделялся Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова, и народные профессиональные хоры, к которым относились хор им. М.Е. Пятницкого, хор Северной песни, Сибирский хор. Важную роль в росте советской культуры играло хоровое творчество советских композиторов. Была также распространена хоровая самодеятельность, которая не уступала по уровню профессиональным коллективам. Активно развивалась детская хоровая исполнительская культура. Современное состояние хоровой культуры вселяет надежду на возрождение традиций певческого искусства в России. Эта надежда воплощается в исполнительстве талантливых хоровых дирижеров, проявивших себя в разных аспектах хоровой деятельности – в профессиональных хорах, в учебных хорах музыкальных учебных заведений, в фольклорных певческих ансамблях, в детских хоровых студиях и школьных хорах, в любительских (самодеятельных) коллективах и певческих праздниках.

Фото с сайта:

Библиография

1. Григорьева Галина Владимировна. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов / Г.В. Григорьева. - Москва : Музыка, 1991. - 80 с., нот. - (Библиотека музыканта-педагога).
В работе затрагивается проблематика стиля и жанра применительно к хоровому творчеству русских и советских композиторов 70-80-х годов.

2. Елисеева-Шмидт Элеонора Степановна. Энциклопедия хорового искусства / Э. С. Елисеева-Шмидт. - Москва : Добросвет : КДУ, 2011. - 502 с. ; 20 см.

В представленной книге подробно рассмотрены и точно сформулированы все основные средства музыкальной выразительности — мелодия, гармония, динамика, агогика, дикция и др.

Особое внимание заслуживает раздел "Словарь музыкальных терминов", в котором автором проделана большая текстологическая работа по упорядочению переводов итальянских, французских, немецких и частично английских терминов.

3. Ильин Валентин Петрович. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины ХVI - начала ХХ века. [Ч. 1] / В.П. Ильин. - Москва : Советский композитор, 1985.
Издание посвящено наименее исследованной области хоровой культуры – исполнительству, рассматриваемому в тесной связи с композиторским творчеством. Первая часть охватывает период со второй половины XVII до начала XX века.
Очерки предназначены для учащихся и преподавателей хоровых дисциплин и читателей, интересующихся историей русской хоровой культуры.

5. Источниковедческое изучение памятников письменной культуры : поэтика древнерусского певческого искусства : сб. науч. трудов / Мин-во культуры и туризма РФ ; РНБ. сост. : А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова ; ред. Н.А. Ефимова - Cанкт-Петербург, 1992. - 217 с.
Данный сборник включает статьи, основанные на изучении древнерусских певческих книг. Основная их направленность – выявление певческих рукописей, включающих в себя либо определенный памятник музыкального творчества, либо песнопения, относящиеся к конкретному жанру, стилю.

6. Лебедева-Емелина Антонина Викторовна. Хоровая культура России екатерининской эпохи / А. В. Лебедева-Емелина ; Гос. ин-т искусствознания. - Москва : Композитор, 2010. - 303 с. : ил. ; 24. - Библиогр.: с. 267-289 (640 назв.) и в подстроч. примеч. - Имен. указ.: с. 291-302.

Книга посвящена истории русской музыкальной культуры екатерининского времени, поданной читателю в ракурсе развития отечественного хорового творчества и исполнительства

7. Локшин Даниил Львович. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры : крат. очерк / Д.Л. Локшин. - Москва : Музгиз, 1953. - 134 с.: портр.
Автор книги, советский музыковед и дирижер Д.Л. Локшин (1907-1966), знакомит читателей с лучшими хоровыми коллективами, дает представление о некоторых тенденциях развития хорового исполнительства в России на примерах деятельности хоровых коллективов и их руководителей, оставивших наиболее яркий след в истории русской музыкальной культуры.

8. Национальные традиции русского хорового искусства : творчество, исполнительство, образование : сб. науч. трудов / отв. ред. П.П. Левандо. - Ленинград : Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 1988. - 160 с.
Сборник включает материалы, посвященные русскому хоровому искусству дореволюционного и советского периода. В статьях исследуются актуальные вопросы отечественного хорового творчества, исполнительства и образования. Особое место уделяется изучению различных аспектов творчества русских композиторов XX века – С. Танеева, С. Рахманинова, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, В. Салманова, Р. Щедрина.

9. Никольская-Береговская Клавдия Филипповна. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков : методическое пособие / К.Ф. Никольская-Береговская. - Москва : Языки русской культуры, 1998. - 189 с.
Книга посвящена проблема вокально-хорового обучения в России от Древней Руси до настоящего времени. Автор обобщил и проанализировал методы вокально-хоровой работы в исторической перспективе с тем, чтобы сделать попытку восстановить утраченные традиции русской профессиональной певческой школы.

10. Никольская-Береговская Клавдия Филипповна. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Дирижирование (по видам)" / К.Ф. Никольская-Береговская. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 301, [1] с. : нот. - (Учебное пособие для вузов). - Библиогр.: с. 294-302 (155 назв.).
Учебное пособие рассматривает вопросы становления русской вокально-хоровой школы как художественно-эстетического явления в культурной жизни России.
Издание адресовано студентам музыкально-педагогических вузов, будет интересно и для педагогов хоровых студий.

11. Птица Клавдий Борисович. Мастера хорового искусства в Московской консерватории / К.Б. Птица. - Москва : Музыка, 1970.
Сборник очерков "Мастера хорового искусства в Московской консерватории" посвящен истории отечественной хоровой культуры, выдающимся советским музыкантам, основоположникам высшего дирижерско-хорового образования. На основе личных воспоминаний и наблюдения автор подробно и всесторонне раскрывает творческий облик, особенности натуры, биографические данные мастеров хорового искусства – Н.М. Данилина, А.В. Никольского, П.Г. Чеснокова, А.В. Александрова, Г.А. Дмитриевского, Г.П. Лузенина, А.В. Свешникова. В сборнике содержатся также наблюдения методики работы с хором и раскрываются принципы хорового исполнительства.

12. Рамазанова Наталья Васильевна. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI-XVII веков / Н.В. Рамазанова. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2004. - 468 с. : ил. - Библиогр. в конце глав. - Указ.: с. 431-450.
В монографии рассматриваются представления о Московском царстве, отраженные в музыкально-поэтической форме в певческой книге Стихирарь "Дьячье око". На примере песнопений в честь "римских", византийских и русских подвижников в книге прослеживается преемственность Рим-Константинополь-Москва, связанная с художественным воплощением идеи "Москва - Третий Рим". Исследование эталонных списков Стихираря позволяет автору сделать вывод, что они по своему содержанию и мировоззренческой направленности не уступают таким выдающимся памятникам древнерусской книжности, как Лицевой летописный свод, Книга степенная царского родословия, Великие Минеи Четьи.
В Приложении впервые публикуются йотированные тексты песнопений служб Константину и Елене, князю Владимиру, а также представлены переводы знаменных песнопений в современную нотную запись.

13. Скребков Сергей Сергеевич. Русская хоровая музыка XVII-начала XVIII века / С.С. Скребков. - Москва : Музыка, 1969. - 120 с.
Это одно из первых в русской литературе исследований, освещающих вопросы развития древнерусского певческого искусств с научной точки зрения. В нем рассматривается период, имеющий критически-переломное значение в развитии всей русской художественной культуры.

14. Соболева Галина Геннадиевна. Современный русский народный хор / Г.Г. Соболева. - Москва : Знание, 1978. - 88 с., [8] л. ил. - (Народный университет. Факультет литературы и искусства). - Библиогр.: с. 87
Книга рассказывает о профессиональных хорах русской народной песни (Государственный хор им. М.Е. Пятницкого, Воронежский, Северный, Уральский, Омский и другие), затрагивает некоторые проблемы народного хорового исполнительства.
Издание адресовано любителям русского народного пения, участникам и руководителям самодеятельных хоров, слушателям народных университетов.

15. Успенский Николай Дмитриевич. Древнерусское певческое искусство / Н.Д. Успенский. - Москва : Советский композитор, 1971.
Книга "Древнерусское певческое искусство" представляет собой подробное исследование, посвященное изучению древнерусского певческого искусства. Важным является то, что автор рассматривает процесс развития этого искусства в исторической перспективе. Кроме того, Н.Д. Успенский анализирует различный музыкальный материал.

16. Успенский Николай Дмитриевич. Образцы древнерусского певческого искусства : Муз. материал с ист.-теорет. коммент. и иллюстрациями / Н.Д. Успенский. - Ленинград : Музыка, Ленинградское отделение, 1968. - 264 с. : нот. ил. - Библиогр.: с. 254 - 255. - Предм. указ.: с. 256 - 259.
Данная книга содержит богатый музыкальный материал, дающий полную картину исполнительского искусства древнерусских мастеров пения. Кроме того, представлен краткий обзор развития певческого искусства на Руси на протяжении многих веков.

17. Шабалин Дмитрий Семенович. Певческие азбуки Древней Руси : Тексты / Д.С. Шабалин. - Краснодар : Советская Кубань, 2003 (ФГУП Изд-во Сов. Кубань). - 407 с., [1] л. цв. ил. : нот, факс. - (Материалы и исследования по древнерусской музыке. т. 1.).
В I томе публикуются тексты столповых, демественных, путных, казанских и киевских певческих азбук. Издание предназначено для исследователей древней русской музыки и языка.

18. Шабалин Дмитрий Семенович. Певческие азбуки Древней Руси : Переводы, исследования, комментарии / Д.С. Шабалин. - Краснодар : Советская Кубань, 2004. - 647 с., [1] л. цв. ил. : нот., факс. - (Материалы и исследования по древнерусской музыке. т. 2). - Список рукопис. источников: с. 600-604. - Указ. ред. певч. азбук: с. 605-636.
Во II томе древнерусских певческих азбук публикуются переводы, исследования и комментарии столповых, демественных, путных, казанских и киевских руководств по знаменному пению, изданных в I томе.

19. Якелайтис Витаутас. Праздники песни / В. Якелайтис. - Вильнюс : Минтис, 1985. - 92 с.
В издании описываются традиции праздников песни в Литве, система организации, богатая программа, традиции, участники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из своеобразных национальных форм общественных гуляний

на открытом воздухе издавна стали хороводные игры и песни. Они со­провождались или движением по кругу или театрализованным дейст­вием. Именно эта форма хорового массового исполнения, прежде все­го молодежи, где сочетались и пение, и пляска, и игра, и инструментальное сопровождение, и породила синтезированное искусство рус­ского народного хора.

До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой. Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако исследователи отмечают, что ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под влиянием народной песни. Появление профессионального хорового пения на Руси связано с церковно-певческой традицией. Хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси. К этому времени относятся первые государственные мероприятия, связанные с профессионализацией певческого дела. Во второй половине XV века создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла. Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла, Московский синодальный хор, хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии. Возникают хоры в различных учебных учреждениях. К концу XIX века количество частных хоров значительно возросло. Одновременно с этими хорами во второй половине XIX века в России появляются народные профессиональные хоры.

Исполнительскому росту русских хоровых коллективов в большой степени способствовало хоровое творчество русских композиторов. Появление первых записей народных песен в конце XVIII и начале XIX века, их хоровые обработки явились стимулом для развития стиля светского хорового творчества и исполнительства. Огромную роль в развитии русской хоровой культуры сыграли композиторы конца XVIII века Д.С. Бортнянский и М.С. Березовский. Их творчество было насыщено "мирским" народнопесенным, эмоциональным началом. Дальнейшее развитие культуры хорового исполнения связано с хоровым творчеством русских композиторов XIX века (М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков). С именами многих русских музыкальных деятелей и хоровых дирижеров связаны прогрессивные мероприятия в области хорового образования и воспитания, проведение музыкально-просветительной работы. Например, А.А. Архангельский один из первых ввел в 90-х годах XIX века в церковные хоры женские голоса.

Кубанский казачий хор

Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века.

В 1861 году коллектив вслед за войском переименовали в Кубанский войсковой певческий хор.

После Февральской революции 1917 года впервые партии альта и сопрано были укомплектованы женскими голосами. Коллектив был востребован, ставили даже спектакли.

В 1938 году, в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. С началом Великой Отечественной войны почти все его солисты ушли на фронт, но уже в 1944 году ансамбль возобновил свою деятельность. Основным в творчестве была патриотическая направленность. Тем не менее, в 1961 году по инициативе Н.С. Хрущева, посчитавшего, что национальная культура не нуждается в государственной поддержке, ансамбль был расформирован вместе с другими профессиональными народными хорами и ансамблями СССР. И только через восемь лет, 4 января 1969 года, по многочисленным просьбам кубанцев Краснодарский крайисполком принял решение о воссоздании Государственного Кубанского казачьего хора. На должность художественного руководителя был приглашен из Северного русского народного хора заслуженный деятель искусств России Сергей Алексеевич Чернобай.

14 октября 1974 года художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора назначен коренной кубанец, талантливый хормейстер и учёный-фольклорист, композитор Виктор Гаврилович Захарченко – выпускник Новосибирской консерватории, 10 лет проработавший главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора. Всего за несколько месяцев он подготовил с артистами совершенно новую концертную программу на основе народных казачьих песен. Виктор Захарченко с увлечением записывал фольклор и в сибирской глубинке, и в станицах и хуторах Кубани. Многие песни были знакомы ему с детства, их пела его мама и земляки певучей станицы Дядьковской. В народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый фольклорный хоровой театр. За 45 лет неустанной творческой деятельности на Кубани Виктору Захарченко удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. Он уверен, что в традиционной культуре кроется историческая и генетическая память народа. Фольклор – не просто жанр, а средство защиты от нависшей над миром угрозы глобализма.

Уровень мастерства вокалистов и танцоров Кубанского казачьего хора признан во всем мире, это подтверждается многочисленными приглашениями коллектива на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и восторженными отзывами прессы.

Художественный руководитель и главный дирижер Кубанского казачьего хора – народный артист России, Украины, Адыгеи, Абхазии, Карачаево-Черкесии, заслуженный артист Республики Южная Осетия, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, Дагестагна и Республики Крым, дважды лауреат Государственной премии РФ, лауреат Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, дважды Герой труда Кубани, доктор искусствоведения, профессор, композитор Виктор Захарченко.

Директор хора – заслуженный работник культуры России, Украины и Республики Адыгея, заслуженный деятель искусств Республики Крым Анатолий Арефьев. Главный хормейстер – заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики Андрей Кобельков. Балетмейстер – заслуженная артистка Республики Адыгея, заслуженный деятель искусств Кубани Елена Арефьева. Руководитель оркестра – лауреат международных и всероссийских конкурсов Денис Адаев.

Хор имени Митрофана Пятницкого

В 1910 году под руководством М. Е. Пятницкого был организован хор крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Коллектив был невелик: на известной фотографии тех лет Митрофан Ефимович запечатлен всего лишь с четырнадцатью хористами в народных костюмах.

Первый концерт хора, состоявшийся 2 марта 1911 года в Москве, произвел фурор. Публика, пришедшая в Малый зал Благородного собрания, с восхищением слушала подлинные, глубоко трогающие песни. Выступление крестьян по достоинству оценили С. В. Рахманинов и Ф. И. Шаляпин — великие русские музыканты, прекрасно знавшие и ценившие русскую народную песню.

После смерти М. Е. Пятницкого в 1927 году коллективу было присвоено имя его основателя, а дело продолжил его племянник, Петр Михайлович Казьмин, незаурядная личность, большой знаток русского народного творчества.

9 мая 1945 года вместе с победителями хор принимал активное участие в празднествах, посвященных Великой Победе в Москве. В послевоенные годы гастрольно-концертная деятельность коллектива расширяется. С конца 1940-х годов он начал выезжать за границу, побывав во многих странах Европы. Хор становится знаменитым.

Такой подход требует высочайшего владения профессией. На сцене коллектив — единый организм, коллективная творческая личность, объединённая одной задачей и одним стремлением — раскрыть высокую нравственность и духовность русской песни, все красоту народного искусства России.

Сегодня в составе хора лучшие из лучших: певцы, танцоры, музыканты. Они приехали в коллектив из 30-ти регионов страны, среди них более 40 лауреатов всероссийских, международных и региональных конкурсов исполнителей — Россия в миниатюре, Россия молодая.

Государственный академический

Северный русский народный хор

единственный на Северо-Западе России высокопрофессиональный художественный коллектив, чья многолетняя просветительская деятельность способствует приобщению зрителей и слушателей к традиционной русской культуре.

История коллектива началась с деятельности любительского народного хора, которым руководила Антонина Колотилова – сельская учительница из Великого Устюга. Ей удалось объединить вокруг себя любителей народной песни. Обладая хорошим голосом, превосходными вокальными данными, отличными исполнительскими навыками на народном щипковом музыкальном инструменте цитра, Антонина Яковлевна Колотилова была не просто организатором местного хорового сообщества, она заряжала потрясающей энергетикой всю Великоустюжскую округу.

В 1931 году Антонину Яковлевну приглашают на работу в областной радиокомитет, она переезжает в Архангельск, а вместе с ней – 12 участников ее коллектива, к которым впоследствии присоединяются любители народной песни из Лешуконского, Мезенского, Пинежского, Каргопольского и других районов Поморского Севера. Самобытный народный коллектив становится любимым детищем и гордостью Северного края и всей страны. Он концертирует по области, выезжает на гастроли в Москву, по городам России. Артисты Северного хора собирают и обрабатывают фольклор, изучают народные традиции и обычаи жителей Русского Севера.

С 1959 года хор побывал в Польше, Болгарии, Франции, Германии, Италии, Китае, Индии, Афганистане, Японии, Тунисе, США и других странах. За активную концертную деятельность А. Я. Колотилова получает звание Народной артистки РСФСР.

В 1960 году по инициативе Министерства культуры в хор приходит работать хормейстером Нина Константиновна Мешко. С 1961 года Н. К.Мешко – художественный руководитель Северного хора. Она – неподражаемый мастер русского народного хорового искусства, основатель целой школы профессионального народного пения. Ее долгий и славный творческий путь тесно связан c двумя знаменитыми коллективами – Хором русской песни Всесоюзного радио и государственным Северным русским народным хором, которым Нина Константиновна Мешко руководила до 2008 года.

Н. К. Мешко – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора, профессор кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных.

С 2008 года художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора – заслуженная артистка России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Светлана Конопьяновна Игнатьева. Коллектив сохраняет традиции, заложенные Антониной Яковлевной Колотиловой, Ниной Константиновной Мешко и в то же время развивается, ищет новые формы работы с фольклорным материалом, а главное – продолжает прославлять Архангельскую область, Русский Север на необъятных просторах нашей Родины и далеко за ее пределами.

ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски Донских казаков

имени Анатолия Квасова

был создан 4 апреля 1936 года. В 1936 году создаётся профессиональный ансамбль Донских казаков в Ростовской филармонии. Первым художественным руководителем ансамбля Донских казаков стал С. К. Иванов. В последующие годы коллективом руководил известный на Дону музыкант, Заслуженный артист Армянской ССР В.А. Никольский и балетмейстер Е.Л. Секержинский. Наиболее продолжительный период в 50-60 годы руководителем ансамбля был Заслуженный артист РСФСР П.И. Лысоконь, балетмейстер – Заслуженный артист РСФСР С.А. Книжников.

С 2009 года художественный руководитель ансамбля – Александр Буйвол. Выпускник Ростовской консерватории, Александр пришёл работать в ансамбль Донских казаков в 1995 году на должность артиста хора и проделал яркий путь к должности художественного руководителя. Яркая сценическая внешность, врождённый артистизм, чувство народной пластики движений, высокий профессионализм, неоднократно отмечал А.Н. Квасов. Александр Буйвол привлекает в ансамбль молодых талантливых артистов, способных воплотить творческие замыслы.

Эта оценка очень важна для участников ансамбля, потому что главное для них - это традиционная манера пения и подлинный материал, взятый в процессе работы от аутентичных исполнителей.

В 2000 году ансамбль проводит два месяца в турне по Японии с программой «Музыка пяти континентов", организованной министерством образования Японии. В ней приняли участие по одному фольклорному коллективу из Австралии, Южной Америки, Африки, Азии и Европы. За турне был проделан путь более 15 000 км. от Хоккайдо до Окинавы. Концерты проходили в общеобразовательных школах, где учащиеся 1-11 классов знакомились с фольклором народов мира.

Благодаря этой поддержке коллективу сшиты сценические костюмы на основе реконструкции традиционной одежды донских казаков XIX века и приобретено звукотехническое оборудование. В новых костюмах с концертами ансамбль посетил Воронежскую область, территории Донского края: города Азов, Таганрог, Аксайский, Заветинский, Усть-Донецкий районы.

С 2017 года художественным руководителем коллектива является Лучший работник культуры Ростовской области Виктория Колесникова, хормейстер – заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Лариса Французян.

В составе ансамбля студенты и выпускники Ростовской Государственной консерватории им. Рахманинова, Ростовского колледжа искусств, Ростовского колледжа культуры.

Репертуар ансамбля составляют старинные и современные донские казачьи песни и авторские песни в современной обработке. Основополагающей концепцией построения репертуара коллектива является изучение не только песенной, но и танцевальной культуры донских казаков и сценическое воплощение номеров программы коллектива – это яркие вокально-хореографические номера.

Читайте также: