Сообщение о русском искусстве

Обновлено: 02.07.2024

Культура переводится с латинского как возделывание, она является предметом изучения таких дисциплин как философия, культурология, история, искусствознание, психологии и т. д.

Культура представляет собой любые формы, а так же способы человеческого самовыражения и самопознания, накопленные человеком и обществом в течении поколений и столетий.

Искусство является неотъемлемой частью культуры. Сам этот термин означает: осмысление и переосмысление действительности (прошлого или будущего), воплощённое в художественный образ. Этот образ выявляет определённую потребность или несёт вызов миру, окружающей действительности. В искусстве воплощается любовь людей (созерцателей) и творца к культуре и к миру. Но, не всегда. Не всегда картины носят именно художественно-эмоциональный смысл. Как было написано выше, они в то же время отображают социально-политическую действительность. Искусство хорошая площадка не только для выражения красоты и восхищения чем то, но и площадка для разного рода протеста. В искусстве воплощаются надежды переживания, настроения общественности (в той или иной период).

История русского искусства имеет пять периодов:

Яркий художник Водкин, в 1916 написавший картину о войне, где молодому поручику (ведущему солдат в атаку) стреляют в сердце, царская цензура и часть общественного мнения выразила порицание. Яка бы картина не патриотична. Она была написана в стиле полного реализма (тогда шла первая мировая война).

Однако власть держала в страхе и под контролем не только всю Россию, но и интеллигенцию. Не давая ей свободно творить. Советское правительство взяло курс на ликвидацию безграмотности и понемногу положение стало улучшаться. Но, невозможно из слесаря или потомка крестьянина-батрака сделать Пушкина или Гумилёва.

Одним народам присваивают все, другим же отказывают во всем. Разумеется, так поступают в нашем старом западном углу Европы. И если мы видим, что у нас, во Франции, многие Французы отказывают собственной своей стране в праве на творчество и самостоятельное искусство, присущее её гению, то не удивительно, если они отказывают в том же праве другим народам. Главное возражение против существования русского искусства, по мнению многих, основывалось и основано еще и теперь на том, что русская империя сложилась из крайне разнообразных и между собою не схожих элементов и что эти элементы, но самому разнообразии своему, находились в условиях неблагоприятных для развития самостоятельного искусства.

Но тоже самое можно сказать и о большинстве народов, которые однако же сумели создать искусства, отличающаяся собственным характером и стилем. Греки представляли собою смесь довольно разнообразных племен. Египтяне также принадлежат ко многим отраслям человеческого рода, а между тем нельзя же утверждать, что эти народы не сумели довести до процветания самостоятельного искусства. Напротив того, мы часто настаивали на том, что искусства наиболее характерные происходят при некотором смешении человеческих племен и что замечательнейшие выражения этих искусств обязаны своим происхождением слиянию арийского племени с семитическим.

С этнографической точки зрения русский народ находится в условиях не менее благоприятных, чем другие народы, которые однако же оставили следы блестящего и глубоко проникнутого самобытностью искусства. Была ли политическая история русского народа противна этому развитию? Вот, что надо рассмотреть. Но, рассматривая вопрос лишь вообще, мы ответим, что неведение Европы в этом отношении происходит от того, что она познакомилась с Россией лишь в то время, когда Россия, для достижения уровня западной цивилизации, стала подражать промышленности, искусствам и способам производства Запада, отстраняя от себя все, что напоминало ей её прошлое, считавшееся варварскими. Таким образом русское искусство, шедшее своим путем, было круто отброшено в сторону и заменено подделками, заимствованными у Италии, Франции и Германии.

С того времени в наше распоряжение была представлена огромная масса документов с предупредительною готовностью, которая достаточно показывает!, на сколько это дело близко всем истинно русским людям. Памятники, рукописи, снимки с картин и скульптурных произведений, способы постройки домов, исторические факты и различный описания были собраны в древних русских, областях!, и все эти данные соединенные вместе, вскоре позволили нам внести критический взгляд среди этого хаоса. Таким образом, мы получили возможность отличить разный течения, слившиеся в одно на русской почве и создавшие, начиная с XII века, самобытное искусство, способное к развитию и близко относящееся к византийскому, с которым оно однако не смешивалось.

Но, прежде всего, надо точно определить, что разумеется под словом византийское? Византийское искусство есть точно также смесь очень разнообразных элементов. Тою долею самобытности, которою оно обладает, оно обязано гармонии, установившейся между этими элементами, из которых одни заимствованы с крайнего Востока, другие из Персии и весьма многие искусства Малой Азии и даже у Рима. В некоторых из этих источников Россия черпала прямо, не прибегая к посредству Византии: она получила из первых рук весьма ценные восточные предания и только в последствии, как мы это увидим далее, усвоила себе греко-византийское искусство.

Нам кажется, что в России слишком часто принимали за безусловное подражание византийскому искусству простое влияние и сходство первоначального источника и не давали себе отчета в чрезвычайном развитии искусства на Востоке в начале нашей эры, который был бы достаточен для оценки важности этих источников. В то время громадные пространства земель, лежащих между морями Черным, Каспийским и Аральским и тянущихся, на север от большого Алтая, до Монголии и Манджурии, не были вполне в невежественном состоянии. На север и на юг от большой степи Шамо или Монголии существовала гражданственность, преданная искусствам и промышленности.

Но, до путешествий великих мореплавателей конца XI и начала XII века, этот сухой путь был в большом ходу и в самом центра Азии существовала тогда цивилизация, которая теперь совершенно исчезла. Сыпучие пески пустынь могли поглотить города и леса, засыпать русла рек и обратить некогда обитаемые и плодородный страны в степи, едва проходимые для кочевников. Это движение песчаных волн с востока на запад, кажется, с каждым днем распространяется на страны, который на памяти истории были еще обитаемыми. Уже во времена Плано-Карпини, на всем пути его не было ни одного целого города, когда он, переправившись через Танаис (Дон) и Волгу, проехал к северу от Каспийского моря и, следуя по северным границам стран центральной Азии, направился в страну Монголов, где Гаюк, сын Октая и внук Чингис-Хана, только что провозглашен был властителем.

Татары разрушили все, что пощадило время и пески. Этот путешественник, равно как и Рубрук, не встречали на пути своем ничего, кроме становища, и развалин. Но эти остатки свидетельствовали о бытии исчезнувших цивилизаций, подавленных страшным татарским нашествием, доходившим до самых пределов Европы, за которым следовал не менее страшный нанос песков, порожденный прекращением земледелия и орошения полей. Таким образом Россия, гораздо ранее ХIII столетия, могла получать элементы искусства крайнего Востока путем, который закрылся в весьма недавнее время. Кроме того не следует забывать великих переселений Ариев, которые с самого начала устремились на юг, в Индустан, и за тем стали все более и более стремиться к западу, после того, как все южные страны были ими последовательно заняты.

За Индией арийское племя захватило Персию, Мидию, Малую Азию и Грецию. Найдя на юге все земли уже занятыми и встретив преграду в Каспийском море, последние из этих переселенцев прошли на север от него, водворились в Предкавказьи и на самом Кавказе и, переправившись чрез Дон, распространились на севере Европы: самые последние из них заняли Скандинавию и берега Балтийского моря. В продолжении многих столетий путь этот, пролегавший чрез южные отроги Урала, оставался открытым и обычным для последних переселений арийских племен; таким образом они могли находиться в продолжении целых веков под влиянием крайнего Востока.

Последний поток Арийцев, прошедший между южными отрогами Урала и Каспийским морем, оставил вправо, вдоль западного его склона, финские племена, по всей вероятности издавна занимавшие эти пространства, и, подвигаясь все прямо, наводнил собою древнюю Россию, Литву, Ливонию и, наконец, Данию и Швецию. На всем этом поясе встречаются характерные следы искусства, источники которого чисто восточные. Нет никакого сомнения, что эти народы обращались в Византию за художниками и за предметами роскоши и тканями.

Они были соседями столицы империи, которую нередко заставляли трепетать; являясь то врагами, то союзниками византийского двора, они извлекали из этого двоякого положения выгоды, которые выражались подарками или значительными сумами денег. Таким образом вкус к византийскому искусству проникал в Россию; но он не заглушал зародышей, почерпнутых из восточного источника и сохранивших свою жизненность и влияние даже до нашего времени. Вот источники, на которые следует прежде всего указать.

В наше время, вследствие одного из тех обратных движении, примеры которых представляет история человечества, Русские стремятся снова, мало по малу, завладеть своею колыбелью: они уже направились из Казани в Пермь, вверх по течение Камы, перешли Урал, спустились в страны, лежащие на восток от этих гор, родину Венгров, переправились через Тобол, заняли всю Сибирь до Охотского моря и берега реки Амура и, подвигаясь вдоль цепи Малого Алтая, перешли Становой хребет. Тибет, Китай и великая пустыня Шамо образуют между ними и Индией единственную естественную преграду, которая препятствует им спуститься на юг.

Нечего удивляться, если параллельно с этим национальным движением, которое впрочем вполне в порядка вещей, — является в России горячее и законное желание восстановить и народное искусство, столь долго порабощенное подражание западным искусствам.

В эпоху Петровских реформ в России жизнь менялась очень быстро. До Петра Первого в России не существовало ни профессиональных художников, ни профессиональных литераторов, вся культура была создана заново. Но, вместе с тем, эта культура была во многом подражательной. Ещё предстояло найти собственный национальный путь во всех сферах искусства.

В допетровский период реалистичная живопись была запрещена, но уже во времена Ивана Грозного появляется и набирает силу искусство светского портрета, всё ещё находящегося под влиянием иконы. Картины этого переходного этапа от иконописи к академизму называют парсуной . Эти портреты чаще всего наивны и содержат много ошибок.

В Петровскую эпоху русских художников учат живописи приглашённые из Европы мастера. Со временем художники учатся анатомии и правильному изображению пространства.

Восемнадцатый век дал России множество великих имён (Аргунов, Вишняков, Рокотов, Антропов). В то время основными темами были жизнь знати, библейские и исторические сюжеты.

Но всё же, в живописи не хватает одной важной детали. А именно – среднерусского пейзажа. Ранние мастера в основном изображали пейзажи Италии.

Интересно, что в Европе близкие к романтизму течения выступали против академических правил, в то время как в Российской империи романтики были опорой Академии.

Литература и театр

Русская поэзия во времена Петра Первого также была создана практически с нуля. Первым профессиональным поэтом новой России стал Михаил Ломоносов .

В эту эпоху была распространена литература классицизма. Классицизм в 18 веке находился под влиянием идей Просвещения с их верой в науку и разум человека. В этом искусстве всё было разложено по полочкам.

Первые стихотворения в России были написаны монотонным тяжеловесным силлабическим стихом (силлабическая поэзия – одна из древнейших форм стихотворной речи, использовавшаяся ещё в средневековых религиозных песнопениях). В качестве образца была выбрана немецкая поэзия, совершенно непохожая по своим свойствам на русскую речь. Классицизм диктовал условия и для драматургии. По законам классицизма, действие должно было происходить в одном месте и в течение одних суток. Сюжет не разветвлялся и представлял собой единую линию.Но уже в конце века новые поэты и драматурги начали ломать эту систему.

На смену классицизму пришёл сентиментализм . Сентиментализм – стиль, для которого характерна наибольшая чувствительность, передача преувеличенных, тонких и порой трагичных чувств. Вскоре из сентиментализма родился русский романтизм, взявший культ чувства от сентиментализма. Романтизм в русской литературе шёл двумя волнами. В первой волне главенствовали Жуковский и ранний Пушкин. Во второй – Лермонтов. Позднее произойдёт и третий возврат к романтизму в творчестве Грина и Горького.

Пушкин вначале творил в романтическом ключе, но позднее, уже в зрелом творчестве, насмехался над романтиками. Многие передовые деятели искусства обвиняли их в фальшивых декоративных эффектах и нереалистичности. В творчестве Пушкина появился первый проблеск русского реализма в литературе .

После ранней гибели Пушкина литераторы разделились на два лагеря, каждый из которых опирался на определённую грань его творчества.

Часто в этих произведениях показана трагедия беззащитного незначительного человека, подвергающегося несправедливости и издевательствам.

Позднее всех сформировался национальный русский театр. Хотя первые драмы и комедии в России были написаны ещё в 18 – ом – начале 19 – го века (Фонвизин, Крылов, Грибоедов), это были лишь одиночные произведения, а не целостная система. Создание русского театра связано с именем Островского. В своих творческих поисках он обратился к жизни купечества, полной жизненных трагедий.

Так сформировалась основа русского национального искусства . Эти произведения сегодня являются наиболее популярной частью русской культуры в самой России. А искусство шло дальше, хотя более современные стили на протяжении многих лет критиковались и подвергались запретам.

Сегодня русская культура дала миру разнообразное и интересное искусство, лучшие образцы которого порой служат брендами России и за рубежом.


Россия славится своими художниками. Они внесли огромный вклад в мировое искусство, а их картины бьют рекорды на мировых аукционах. Вспомним лучших из лучших.


2 Иван Шишкин (1832-1898)


3 Иван Айвазовский (1817-1900)


4 Виктор Васнецов (1842-1926)


5 Исаак Левитан (1860-1900)


6 Карл Брюллов (1799-1852)


7 Алексей Саврасов (1830-1897)


8 Иван Крамской (1837-1887 )


9 Илья Репин (1844-1930)


10 Константин Маковский (1839-1915 )


11 Андрей Рублев (1360-1430)


Несмотря на то, что Андрей Рублев - самый известный русский иконописец, мы знаем о нем не так много. Имя Андрей он получил в монашестве, мирское его имя неизвестно. Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века. Рублев также был одним из мастеров, кто расписывал Успенский собор во Владимире, Успенский собор в Звенигороде и Благовещенский собор московского Кремля.

12 Валентин Серов (1865-1911)


13 Архип Куинджи (1842-1910)


14 Михаил Врубель (1856-1910)


Врубель обладал удивительным психологическим свойством - эйдетизмом. Это особый вид зрительной образной памяти, когда человек не вспоминает, не представляет себе в уме предмет или образ, а видит его, как на фотографии или на экране.

15 Александр Иванов (1806-1858)


16 Михаил Нестеров (1862-1942)


17 Феофан Грек (около 1340 — около 1410)


В Новгород Феофан Грек приехал уже состоявшимся иконописцем. Он родился в Византии и расписывал храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Феофан расписывал церковь Преображения в Новгороде, где до сих пор сохранились его фрески, храмы московского Кремля. В Благовещенском соборе Феофан Грек создал первый в России иконостас, где святые были изображены в полный рост. Кроме написания икон и росписи храмов, Феофан Грек также создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия.

18 Константин Коровин (1861-1939)



20 Дионисий (ок. 1440—1502)


Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Продожатель традиции Андрея Рублева, Дионисий расписывал много храмов, но истинное понимание манеры письма Дионисия можно получить по великолепно сохранившимся фрескам Ферапонтова монастыря на Белоозере. Они никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации.

21 Александр Дейнека (1899-1969)


22 Николай Рерих (1874-1947)


23 Симон Ушаков (1626-1686)


24 Гурий Никитин (1620-1691)


Никитин - это не фамилия, это отчество. Полное имя иконописца - Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев. Он расписывал Архангельский собор в Москве, писал иконы для московской церкви Григория Неокессарийского и руководил группой иконописцев, расписывавших ярославскую церковь Ильи Пророка и костромской Ипатьевский монастырь.

25 Леон Бакст (1866-1924 )


26 Илья Глазунов (г.р. 1930)



28 Илья Кабаков (г.р.1933)


29 Василий Кандинский (1855-1944)


30 Павел Филонов (1883-1941)



Друг Хлебникова, Павел Филонов - один из самых самобытных и впечатляющих художников советского авангарда, основатель теории аналитического искусства. Он уподабливал картину живому организму и считал, что она должна развиваться и обновляться по мере ее создания. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. Во время блокады Ленинграда он лично дежурил на обледенелом чердаке своего дома, охраняя свои картины от зажигательных бомб. Это его и погубило. В первый год блокады он простудился на холоде и через несколько дней — 3 декабря 1941 года умер от пневмонии.

31 Аристарх Лентулов (1882-1943)


32 Наталья Гончарова (1881-1962)


33 Казимир Малевич (1879-1935)


34 Эль Лисицкий (1890-1941)



35 Михаил Ларионов (1881-1964)

Читайте также: