Сообщение о русалке 5 класс из сказки пушкина

Обновлено: 03.07.2024

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит.
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

Я решила разобраться в том, кто же такие русалки, как они выглядели, где жили?

Образ русалки и его название в народных легендах, сказках, песнях известен с давних времён.

В славянской мифологии русалок называют также омутницами, водяницами, шутовками, болотницами, берегинями, мавками. Бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, они поют восхитительные песни

неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела красавиц нежны и прозрачны.

В Троицын и Духов день души утопленниц летают по воздуху, выпрашивая себе крещение. В русалочью неделю русалки бродят по лесам и полям. В прежней, земной, жизни они были доведены до погибели людьми, поэтому они стараются отомстить им. Отсюда - злые черты их характера. Таких злюк считают настоящими ведьмами. Горе тому, кто встретится с русалкой в это время: они защекочут свою жертву до смерти или заманят с собой в воду. Рассказывают, что один юноша поплясать решил с русалками - и только потому живой ушел, что надел два креста: один на грудь, другой - на спину.

Для жительства русалки выбирают себе плакучие березы, потому в русалочью неделю деревенские девушки непременно ходят завивать березки, чтобы водяниц задобрить: связывают разноцветными лентами берёзовые ветви, на которых они так любят качаться.

- Что у тебя в руках: полынь или петрушка?

- Полынь, - следует ответить.


Другим развлечением русалок на земле является лазание по деревьям. Лесные и водяные девы разбегаются по ближним рощам и качаются на гибких ветвях. Любимым деревом их считается ива, так как она растет у воды, а также берёза и старый дуб.

Образы русалок очень разнообразны.

Оказывается, встречаются случаи, когда и рыбы сидят на деревьях.

В литературе встречаются юные русалочки. Это души младенцев, умерших без крещения. Девочек-русалочек называют мавками. Русалочки обычно сопровождают взрослых русалок.

Интересно, что такой знаток фольклора, как В. Даль, говорит о русалке как сказочной обитательнице вод, но описания её облика не приводит.

Обычно это - молодые красивые девушки с длинными волосами. Иногда это существа с гусиными перепончатыми лапами или с раздвоенным рыбьим хвостом. Таких существ называют русалки-фараоны. У них верхняя часть тела женская, а ниже рыбья. Хвостатые русалки чаще всего встречаются в украинском фольклоре. Изредка их описывают в образе птиц (лебедей, сорок) или мелких зверьков (кошек, белок, крыс, жаб).

Водяные девы стали героинями произведений у разных народов — без них этот фантастический мир был бы суше, беднее. В зарубежных легендах русалки, как правило, - это прелестные девушки с рыбьими хвостами, чаще всего они сидят на камнях, смотрятся в зеркала и расчесывают длинные волосы. Есть предположение, что русалка - не что иное, как дельфин. С другой стороны, она может быть духом моря, таким же прекрасным и опасным. Считалось, будто русалки умеют предсказывать будущее и поют не для того, чтобы заманить корабли к берегу, поближе к опасным мелям, а предупредить о шторме. А в старые времена русалками называли существа странного вида, с головами, похожими на звериные. Позже русалки стали более привлекательными, похожими на прекрасных нимф с рыбьими хвостами.


Я считаю, что произведения о русалках не просто интересны, а загадочны и необыкновенны. Они помогают окунуться в мир легенд и ближе познакомиться с этими фантастическими существами.

Образ русалки занимал объемное место в творчестве русских романтиков XIX века.

Как счастлив я, когда могу покинуть

Докучный шум столицы и двора

И убежать в пустынные дубровы,

На берега сих молчаливых вод.

О, скоро ли она со дна речного

Подымется, как рыбка золотая?

Как сладостно явление ее

Из тихих волн, при свете ночи лунной!

Опутана зелеными власами,

Она сидит на берегу крутом.

У стройных ног, как пена белых, волны

Ласкаются, сливаясь и журча.

Ее глаза то меркнут, то блистают,

Как на небе мерцающие звезды;

Дыханья нет из уст ее, но сколь

Пронзительно сих влажных синих уст

Прохладное лобзанье без дыханья.

Томительно и сладко - в летний зной

Холодный мед не столько сладок жажде.

Когда она игривыми перстами

Кудрей моих касается, тогда

Мгновенный хлад, как ужас, пробегает

Мне голову, и сердце громко бьется,

Томительно любовью замирая.

И в этот миг я рад оставить жизнь,

Хочу стонать и пить ее лобзанье –

А речь ее. Какие звуки могут

Сравниться с ней - младенца первый лепет,

Журчанье вод, иль майской шум небес,

Иль звонкие Бояна Славья гусли[Пушкин 1829: 107].

Пушкинская русалка находит свое воплощение в русском фольклоре. Именно там она считается мертвой, так как в русалок превращались девушки утопленницы. Мотив умершей и одновременно живой девушки в стихотворении поэта является главным.

Ни в одном из произведений Пушкина образ мертвой возлюбленной не был так воплощен. Этот образ ушел в подтекст его поэзии, но он мерцает то там, то здесь, на протяжении всей его творческой биографии.

Полюбил королевич Яныш

Молодую красавицу Елицу,

Любит он ее два красные лета,

В третье лето вздумал он жениться

На Любусе, чешской королевне.

С прежней любой идет он проститься.

Ей приносит с червонцами черес,

Да гремучие серьги золотые,

Да жемчужное тройное ожерелье;

Сам ей вдел он серьги золотые,

Навязал на шею ожерелье,

Дал ей в руки с червонцами черес,

В обе щеки поцеловал молча

И поехал своею дорогой.

Как одна осталася Елица,

Деньги наземь она пометала,

Из ушей выдернула серьги,

Ожерелье надвое разорвала,

А сама кинулась в Мораву.

Там на дне молодая Елица

Водяною царицей очнулась

И родила маленькую дочку,

И ее нарекла Водяницей.

Вот проходят три года и боле,

Королевич ездит на охоте,

Ездит он по берегу Моравы;

Захотел он коня вороного

Напоить студеною водою.

Но лишь только запененную морду

Сунул конь в студеную воду,

Из воды вдруг высунулась ручка:

Хвать коня за узду золотую!

Конь отдернул голову в испуге,

На узде висит Водяница,

Как на уде пойманная рыбка, -

Конь кружится по чистому лугу,

Потрясая уздой золотою;

Но стряхнуть Водяницы не может.

Чуть в седле усидел королевич,

Чуть сдержал коня вороного,

Осадив могучею рукою.

На траву Водяница прыгнула.

Говорит ей Яныш королевич:

"Расскажи, какое ты творенье:

Женщина ль тебя породила,

Иль богом проклятая Вила?"

Отвечает ему Водяница:

"Родила меня молодая Елица,

Мой отец Яныш королевич,

А зовут меня Водяницей".

Королевич при таком ответе

Соскочил с коня вороного,

Обнял дочь свою Водяницу

И, слезами заливаясь, молвил:

"Где, скажи, твоя мать Елица?

Я слыхал, что она потонула".

Отвечает ему Водяница:

"Мать моя царица водяная;

Она властвует над всеми реками,

Над реками и над озерами;

Лишь не властвует она синим морем,

Синим морем властвует Див-Рыба".

Водянице молвил королевич:

"Так иди же к водяной царице

И скажи ей: Яныш королевич

Ей поклон усердный посылает

И у ней свидания просит

На зеленом берегу Моравы.

Завтра я заеду за ответом".

Они после того расстались.

Рано утром, чуть заря зарделась,

Королевич над рекою ходит;

Вдруг из речки, по белые груди,

Поднялась царица водяная

И сказала: "Яныш королевич,

У меня свидания просил ты:

Говори, чего еще ты хочешь?"

Как увидел он свою Елицу,

Разгорелись снова в нем желанья,

Стал манить ее к себе на берег.

"Люба ты моя, млада Елица,

Выдь ко мне на зеленый берег,

Поцелуй меня по-прежнему сладко,

По-прежнему полюблю тебя крепко".

Королевичу Елица не внимает,

Не внимает, головою кивает:

"Нет, не выду, Яныш королевич,

Я к тебе на зеленый берег.

Слаще прежнего нам не целоваться,

Крепче прежнего меня не полюбишь.

Расскажи-ка мне лучше хорошенько,

Каково, счастливо ль поживаешь

С новой любой, с молодой женою?"

Отвечает Яныш королевич:

"Против солнышка луна не пригреет,

Против милой жена не утешит"[Пушкин 1829: 207].

Сюжет стихотворения является также заимствованым из славянской мифологии: Яныш королевич, влюбившийся в красавицу Елицу, покидает ее из-за другой своей любви. Елица разачарована этим, бросается в воду и становится русалкой – водяной царицей. В русском фольклоре девушка чаще всего обросалась в воду из – за неудавшейся любви.

Можно составить структуру стихотворения: любовь королевича к Елице; Елица- водяная царица; встреча королевича с дочерью Водяницей, встреча королевича с Елицей. Пушкин возвращеается к встрече Яныша королевича с красавицей Елицей в начале и в конце своего стихотворения.

В основе стихотворения лежит встреча королевича с его новой семьей. Яныш влюбляется в царицу еще с большей силой. Это обусловило интерес к данному стихотворению.

Вторым, не менее важным символом в драме, Пушкин выделеят мельницу. Колесо мельницы – это цикличность процессов в природе (рождение, жизнь, смерть). Говоря о мельнице, нельзя не вспомнить о тереме русалок, где их прялка является аналогией колеса мельницы, которая также напоминает круговорот жизни.

Пушкин не мог сделать свою Русалку другой – светлой и доброй, он показал то, что есть, - порождение зомбированного, отравленного сознания. Русалка у Пушкина – мстительный демон, а именно обмазанное дегтем, возмущенное женское начало, зажившее своей собственной, стихийной (в смысле неуправляемой) жизнью.

`Измученный жарой, он решил искупаться. Разделся
и прыгнул в воду. Плескался-плескался, и вдруг
почувствовал, что сзади кто-то дотронулся до его
спины. Он обернулся и увидел.
Существо напоминало карикатурное изображение
женщины: всё покрытое волосами, на голове волосы
были перемешаны с водорослями, лицо наполовину
человечье и наполовину обезьянье, и прямо перед
ней на воде плавали её огромнейшие груди в форме
небольших бочонков. А в глазах стояла
непередаваемая похоть
Тургенев выскочил на берег, схватил одежду
с ружьём и бросился в панике бежать`.

Тургенев даже рассказ написал, но опубликовать его
не решился. Чтобы не высмеяли.
Однако потом, немного отойдя, он вставил всё-таки
русалочий образ в `Записки охотника`.

`Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?
- Ну да; знаем.
- А знаете ли, отчего он такой все невеселый,
все молчит, знаете? Вот отчего он такой невеселый.
Пошел он раз, тятенька говорил, - пошел он, братцы
мои, в лес по орехи. Вот пошел он в лес по орехи,
да и заблудился; зашел - Бог знает куды зашел.
Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может
найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел
он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел
и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то
его зовет. Смотрит - никого. Он опять задремал -
опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним
на ветке русалка сидит, качается и его к себе
зовет, а сама помирает со смеху, смеется.
А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно
светит месяц - все, братцы мои, видно. Вот зовет
она его, и такая вся сама светленькая, беленькая
сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь,
- а то вот еще карась бывает такой белесоватый,
серебряный. Гаврила-то плотник так и обмер,
братцы мои, а она знай хохочет да его все к себе
этак рукой зовет. Уж Гаврила было и встал,
послушался было русалки, братцы мои, да, знать,
Господь его надоумил: положил-таки на себя
крест. А уж как ему было трудно крест-то класть,
братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не
ворочается. Ах ты этакой, а. Вот как положил
он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться
перестала, да вдруг как заплачет. Плачет она,
братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее
зеленые, что твоя конопля`.

Вступление к поэме продолжает народные традиции, создают волшебную атмосферу, подготавливает слушателей к основной части произведения.

Среди существ пролога можно встретить героев из многих русских сказок: Бабу-Ягу, лешего, русалку, колдуна, богатыря, царя, серого волка и царевну.

Персонажей можно разделить на положительных: витязи, богатыри, царевич. И отрицательных: колдун, Кощей бессмертный.

Особняком стоит главный герой — кот ученый, символизирующий древнего кота баюна.

Благодаря А. С. Пушкину образ Лукоморья стал популярным в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре, телевидении и кино.


А никто из вас не задумывался, как русалка с таким хвостом забиралась на деревья? На руках что ли лезла? Обычно мы представляем себе русалок плавающих в море и завлекающих в их глубины моряков. А тут вдруг Пушкин пишет про русалку на дереве!

Но этому есть объяснение…


Русалки, или водяные девы (Мавки, Навки, Лоскотухи, Лохматки, Шутихи, Купалки, Водяницы, Лешачихи, Девки-Волосатихи, Берегини), известны во многих культурах. Существа, которые живут под водой, имеют необычную внешность, обладают некой связью с потусторонним миром, известны в истории и мифологии практически всех стран мира. И всё же, по каким-то причинам, русалки одной культуры сильно отличаются от русалок другой культуры. К примеру, в Европе бытовали поверия, что русалки — это девы с рыбьими хвостами. В нашей же культуре, традициях и мифологии славян, русалки — это духи, души заложных покойников, то есть умерших не своей смертью. В отличие от обычных привидений и призраков, русалки наши, хоть и являются духами, всё же имеют вполне реальные черты, вполне осязаемы и их довольно сложно отличить от обычных людей.

Однако большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря посадил свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами-ундинами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.

Живут русалки не только в воде. С Троицына дня до дня Петрова (С.Б. Русальная неделя) они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

Праздником славянских русалок является Купальская Неделя и, собственно, апогей праздника, его вершина — Купала. В эту ночь они веселятся и уходят в свои омуты до следующего лета. Судя по исследованиям древних поверий и мифов, в старину воду представляли вратами в иной мир, в подземное царство.

Как уже говорилось, русалки есть во многих культурах мира. В разных видах, с разными именами и названиями. В одних мифах — это боги, в других мифах — это существа и духи. Многие исследователи считают первым упоминанием о русалках вавилонского бога Оаннеса, который менял свою форму и стал существом с головой и торсом мужчины и хвостом вместо ног. В Сирии — это богиня Атаргате, которая также имеет рыбий хвост и является покровительницей рыболовов. В средней Азии — Ведява (Мать Воды). В Средней Азии же — Су-къз (наполовину девы, наполовину рыбы). В Ирландии — Мерроу. В древней Греции люди с рыбьими хвостами женского пола именовались Сиренами, а мужского — Тритонами. Сиреной русалок и сейчас называют во многих европейских странах — Франции, Италии, Испании и т.д. Также хвостатых существ в Греции называли Нереидами, а вот похожих на наших русалок, живущих в реках и озёрах, называли — Нимфами. Можно сказать, что именно греческие Нимфы ближе всего к нашим русалкам-берегиням. Германская Ундина также не имеет хвоста. В южнославянской мифологии русалок называли — Вилами. Вилы являются обитателями вод, владеют источниками, реками, озёрами, прудами и колодцами. Считалось, что именно вилы запирают воды на зиму слоем льда.

В славянской древности русалок называли Мавками. Мавками называли в древности и духов умерших детей. Представляли их то красавицами с зелёными от водорослей волосами, то безобразными старухами. Безобразная старуха, часто косматая, с отвисшими грудями, большим брюхом, горбом на спине, страшным лицом и повадками, судя по всему, произошла из более древнего поверия в Водяниху или Водяную Чертовку. Возможно, что в древности в водоёмах было место и Водяному и Водянихе и самим русалкам, но впоследствии эти понятия смешались. Также Мавки представляются спутницами Водяного — царя водоёма.

Чаще всего русалку всё же представляют красивой, простоволосой девушкой, которая ходит либо без одежды, либо в рубахе без пояса. При встрече с такими духами им стоит кинуть одежду или платок, чтобы избежать несчастий.

Древние славяне также верили и в русалочьих детей. Как это ни удивительно, но у духов, оказывается, тоже могут быть свои детки. Чаще всего русалочьи дети — это дети самих русалок, которые родились после связи русалок со своими мужьями из подводного мира или с мужьями из мира людей, либо с самим Водяным — хозяином заводи. Однако иногда русалочьих деток представляли, как духов утонувших детей.

Удивительны предания древних славян и о способностях русалок. Им приписывают поистине фантастические чудеса. Так русалки могут обернуться возом сена, красной коровой, лошадью, телёнком, собакой, мышью, птицей, зайцем. Однако эти превращения зачастую относятся к тем или иным мифическим рассказам, где русалка для какой-то нужды оборачивается в то или иное животное либо вещь. В классических народных поверьях всё же русалка остаётся самой собой.

Ещё одним удивительным фактом является то, что во многих культурах — и в тех, где русалки представляются дивными существами с рыбьими хвостами, и в тех, где русалки представляют духов и выходцев из иного света, русалки занимаются расчёсыванием волос. С чем связано такое поверие разных народов, достоверно неизвестно. Но в сказках и мифах всего мира русалок видят именно за этим занятием — сидящими у заводи, на камне или дереве, и неизменно расчёсывающими волосы. Многие исследователи считают расчёсывание длинных волос гребнем древним колдовским обрядом, которым пользовались и обычные люди. Скорее всего, обряд расчёсывания длинных волос специальным гребнем был приурочен к магическому влиянию на погоду — вызыванию дождя.

На Русальную Неделю люди часто оставляли подношения мавкам, чтобы те не гневались на людей и обходили стороной их со своими забавами. Подношения эти, как правило — лоскутки одежды, одежда для русалочьих деток, нитки, клубки (русалки считаются любительницами шить, вышивать и прясть, и часто крадут пряжу, нити у хозяек, которые вывесили их на улице). Некоторые исследователи считают, что изначально Русальная Неделя была поминовением не водяных дев, а умерших не своей смертью людей. Духи таких людей считались беспокойными и опасными, поэтому в эти праздники их пытались задобрить. Затем уже умершие не своей смертью стали русалками. Причём, стоит также сказать, что русалки, преимущественно будучи девушками, особую опасность представляют для молодых парней и мужчин, так как могут утянуть их на дно своего водоёма и сделать своими мужьями. Спасались от них самыми разными способами. Кроме того, что произносились определенные защитные заклинания, от русалок можно было оберечься при помощи чеснока, а также полыни. Полынь в Купальских обрядах используется и по сей день. Полынь развешивают на своём доме и внутри, носят всю неделю при себе, а также бросают в купальские костры. Запах полыни нехорошие духи не переносят и уходят восвояси, не причиняя людям никакого вреда. Также считается хорошим средством от русалок отведение от них взгляда. Когда русалки будут приставать, нужно смотреть не на них, а в землю. Чтобы отвадить напавших лоскотух-мавок, можно уколоть одну из них иголкой или булавкой. В этом случае все русалки тут же убегут прочь.

Русалок называют и лихоплесками, от того, что они постоянно плещутся в воде, лихо пляшут. Особое место в поверьях в русалок отводят их песням. В Курской губернии даже бытовало поверие, что все песни и мелодии, которые есть у людей, были в древности подслушаны и переняты именно у водяных дев.

Русалки — это поэтически воспетые богини рек, озёр и водоёмов. Они прекрасны, красивы, веселы, задорны, шаловливы. С ними связано много поверий, мифов, удивительных рассказов и быличек. Русалкам посвящались праздники. Их боялись, но по-своему любили и ценили.

Вот как зачастую неправильно показывают русалок: тут соединены сказания разных народностей в одном персонаже.








————————————————
Кабель КГВЭВнг и КГВЭВнг-LS – силовой гибкий кабель, с медными многопроволочными токопроводящими жилами, в оболочке и изоляции из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности, с низким дымо- и газовыделением. Кабель экранирован медной оплеткой, что защищает передаваемый сигнал от электромагнитных полей. Наша компания НК кабель реализует кабель более 30000 наименований и сечений, например в наличии есть кабель авббшв 4х240, с жилами из алюминия.
————————————————

Читайте также: