Архитектура 60 80 годов сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Спустя десятилетие после Великой Отечественной войны процесс урбанизации страны продолжал развиваться нарастающими темпами. За четверть века произошло без малого двукратное увеличение числа городских жителей. Особенно интенсивно росли крупнейшие города, в которых процессы концентрации производственных, административных, научных, культурных и других функций протекали наиболее активно. Если в 1956 г. в стране насчитывалось 135 городов с населением свыше 100 тыс. чел., то к 1979 г. их было уже 273.В 1982 г. в стране насчитывалось 20 городов с населением свыше 1 млн. Бурное развитие промышленности в обширных районах, особенно на востоке и севере страны, закономерно влекло за собой возникновение и новых поселений. С1957 по 1981 г. на карте страны появилось 525 новых городов. К 1982 г. общее число городов в СССР достигло 2089. Естественно, что такая интенсивная урбанизация сопровождалась усилением миграционных процессов.

Этап развития градостроительства

Рассматриваемый период развития градостроительства в нашей стране можно подразделить на два этапа, условная граница между которыми проходит где-то на рубеже 60-70-х годов. В течение первого этапа, когда резервы рабочей силы в городах были достаточно велики, действовала еще инерция 30-х годов в вопросах градостроительства и градостроительной политики. Экономическая наука применительно к городу также была еще не развита. В силу этого в генеральных планах городов этого этапа расширение их территорий по- прежнему производилось за счет механической прирезки сельскохозяйственных земель, особенно при экстенсивной застройке окраинных городских территорий.

Этап развития градостроительства

Но уже в 60-х годах в практике градостроительного проектирования стал обнаруживаться отрыв от изменившихся экономических и экологических условий развития народного хозяйства. Второй период развития градостроительства проходит под знаком осознания проектировщиками городов огромного градоформирующего значения экономии территории города. Идея группового расселения, позволяющая экономно решать проблему организации промышленных комплексов, начинает получать в этот период практическое развитие.Значительно возросла роль районной планировки. С конца 50-х годов районная планировка становится базой градостроительных работ. Постепенно районная планировка распространилась и на сельскохозяйственные районы.

Советская архитектура охватывает период с 1917 до 1991 года. За это время в ней было создано несколько уникальных стилей - конструктивизм, сталинский ампир и получили развитие известные мировые архитектурные стили — рационализм, ар-деко, эклектика, брутализм.

Архитектура периода Революции и Гражданской войны

Владимир Татлин в 1920 году создал свою знаменитую башню, которая стала символом нового направления в искусстве, выражением смелости и решительности исканий

Советская архитектура 1920-1940-х гг.

Советская архитектура 20-30 годов

Конечно же, картина нарождающейся советской архитектуры будет неполной без истории создания Мавзолея Ленина. Этическая составляющая никакой критики не выдерживает: устроить в центре столицы захоронение одного человека, пусть даже и основателя первого в мире Советского государства, сохранять его тело забальзамированным в течение долгих десятилетий, сделать Мавзолей местом массового паломничества посетителей с разных уголков страны и мира, пренебречь мнением близких родственников покойного. Впрочем, последним Советская власть потом будет пренебрегать не единожды…

Архитектор Щусев сработал оперативно и уже через неделю после кончины Ленина, когда в Москве стоял страшный мороз, появилось здание временного деревянного Мавзолея. Возможно, что наследники Ленина первоначально не планировали, что дерево станет камнем. Объятая горем страна стекалась в Москву, чтобы проститься с вождем. Гражданам решили дать для этого максимально много времени. К весне же, когда тело стало разлагаться, пришлось принимать сразу два решения: о бальзамировании ленинских останков и о сооружении каменной усыпальницы. Тот же Щусев, надо отдать ему должное, попытался вписать Мавзолей в архитектурный ансамбль Красной площади, и отчасти в этом преуспел. Основные работы завершились к 1930 году. На месте деревянного куба, увенчанного пирамидой, по бокам которого имелись лестницы для входа и выхода, теперь возвышался монолит куда более крупных размеров. Исчезла трехчастная композиция, объем стал единым. Строительными материалами послужили темно-красный гранит и черный лабрадорит. Скульптор И. Д. Шадр увенчал Мавзолей гранитным барельефом с изображением Государственного герба СССР.

После революции Москва обезлюдела. Выжившие горожане словно одичали. В начале 20-х в столицу хлынули сотни голодных крестьян из разоренных деревень. В городе была хоть какая-то работа. К началу 30-х в Москве проживало более трех миллионов людей. Население за 10 лет увеличилось в три раза. Таким образом, установилась политическая стабильность, экономическое положение страны упрочилось. Начался процесс индустриализации. Один за другим возводятся металлургические комбинаты – Магнитогорский и Кузнецкий. В Челябинске и Харькове появляются тракторные заводы. Казалось, что перед архитектурой открываются новые горизонты.

В середине 20-х советские архитекторы, воодушевленные революцией и идеей прекрасного будущего, пытались решить острейшую проблему нехватки жилья. Строили дома-коммуны с общественными кухнями, столовые, фабрики, рабочие клубы, избы-читальни. Постепенно строительство становится все более массовым. Государство монополизирует все заказы на проведение строительных работ. Сами работы стремились максимально ускорить и удешевить. Начиная с 1927 года, в строительстве стал применяться шлакобетон, в 1940-й год ознаменован появлением первых панельных домов.

Формирующийся стиль советской архитектуры вобрал в себя самые разнородные влияния. С одной стороны, развернулась дискуссия между представителями конструктивизма и рационализма. С другой – все больше обозначалась тенденция к возрождению классицизма в новых формах тоталитарного государства.

Представители школы конструктивистов-урбанистов (прежде всего, братья А. А. и Л. А. Веснины) ратовали за создание т. н. городов-коммун, в которых преобладало бы жилье гостиничного типа. Одним из наиболее типичных проявлений конструктивистского стиля можно считать Дворец культуры московского автозавода им. Лихачева (1930—1934). Само это здание характеризуется обширными застекленными поверхностями, не менее огромными плоскостями при полном отсутствии украшений, динамичностью композиции и свободным сочетанием в ней различных объемов. По проекту Весниных возводилась и Днепровская ГЭС, ставшая одним из лучших образцов промышленного строительства на рубеже десятилетий – от 20-х к 30-м.

Оппонентами конструктивистов выступали рационалисты-дезурбанисты. Им представлялось возможным в перспективе заменить города сетью бетонных шоссе, по обе стороны от которых располагались бы многочисленные жилые постройки, а за ними – промышленные предприятия и аграрные учреждения. М. Гинзбург даже вынашивал явно утопические планы наделения каждой советской семьи уютным типовым домиком и личным автомобилем. Николай Ладовский, лидер рационалистов, подчеркивал значимость формообразования с учетом психофизиологических особенностей восприятия человека, много занимался проблемой художественного образа. Рационалистам было доверено оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. По проекту архитектора И. Рерберга возведено здание Московского телеграфа.

Огромный Дворец Советов со стометровой фигурой Ленина на вершине, занимающий целый переулок оперный театр им. Немировича-Данченко, немыслимых размеров наркомат тяжелой промышленности, невероятное здание Аэрофлота, всесоюзный вытрезвитель в виде бутылки – тоже гигантских размеров. В теории всё это было одобрено и могло появиться в Москве.

С особым энтузиазмом взрывали церкви. Ведь Бог должен быть один, земной Бог. Уничтожение Храма Христа Спасителя даже цинично снимали на кинопленку во всех ужасающих подробностях. На его месте предполагался Дворец Советов. Никого не смущало, что это сооружение будет адской мешаниной всевозможных стилей. Ведь официальная идеология гласила, что установление Советской власти – это выстраданный итог надежд и чаяний трудящихся всего мира. В целом мире не было еще полукилометровых небоскребов. Дворец Советов замышлялся как здание советского парламента. В нем должны были заседать лучшие люди страны. Его проектированию и строительству сразу присвоили статус дела государственной важности. Изобрели специальную марку стали для будущего массивного каркаса, чтобы тот выдержал тяжелую навесную конструкцию. Предполагались и эскалаторы, и лифты, и система кондиционирования в зале – всё по последнему слову тогдашней науки и техники. На проект был объявлен международный конкурс. Победил Борис Иофан, ставший любимым архитектором Сталина на долгие годы вперед. Однако проекту не суждено было осуществиться. Вырыли только котлован – на большее не хватило средств. Когда началась война, каркас Дворца Советов пустили на танки.

Вместо множества мелких и кривых улиц создаются системы крупных артерий и крупных кварталов, которые было значительно легче контролировать. По сталинскому генплану, все улицы должны были расширить до 30-40 метров – за счет сноса некоторых зданий, ликвидации клумб и газонов, а на некоторых улицах – также и деревьев. Зеленые улицы превращались в холодные голые магистрали. Вся Москва должна была выглядеть как Тверская. В центре столицы не должно быть зданий ниже шести этажей, поэтому старые строения наращивали самым причудливым образом. Фасады домов были пронизаны насквозь бесчисленными арками. Без них невозможно было ни во двор попасть, ни перейти с одной улицы на другую. Возникла идея застройки магистралей и формирования большого фронта улиц, когда протяженность одного дома составляет около полукилометра. Лицо Тверской (т. е. улицы Горького) должны были составлять только правильные фасады.

Каковы же были результаты столь коренных трансформаций внешнего облика Москвы? К началу Великой Отечественной войны её центр преобразился в корне. Принципиально иной стала и система транспортных артерий. Через реки Москва и Яуза перекинулись девять новых мостов. Началось строительство Московского метрополитена и три линии уже были сданы в эксплуатацию. Новый зеленый массив украсил Центральный парк культуры и отдыха им. Горького.

С помощью кино гражданам внушали, что Москва – город будущего, где все живут очень счастливо, гуляя по прекрасным улицам и занимая светлые квартиры в новых домах. На деле, квартиры в новых помпезных зданиях раздавали только партийной элите, а основная часть населения продолжала ютиться в деревянных бараках.

Советская архитектура 1945—1961 годов

Послевоенная разруха

Советская архитектура - начало типового индустриального домостроения

Советская архитектура - начало типового индустриального домостроения

Теснота новых домов породила жутковатый анекдот о том, что по ужатой до последнего предела лестнице невозможно было снести гроб, приходилось заходить в квартиры, где процессии с гробом удавалось развернуться только в большой комнате. Проблему пришлось решать целым архитектурным консилиумом. Всё, чего хотели архитекторы и чего от них требовали, - это одолеть коммунальный кошмар. Но имевшиеся для этого условия оказались такими же скромными, как и метраж отдельных квартир. Всё решали экономические возможности страны на тот период. Пределом мечтаний стала квартира по цене комнаты.

Впервые за 40 лет существования СССР власть повернулась лицом к народу и взялась за искоренение жилищного кризиса, который преследовал Советский Союз со дня его создания. В 1932 году, например, население Москвы увеличилось на 220 тысяч человек, а построено было всего 120 шестнадцатиквартирных бараков на 10000 жителей. Люди, прибывавшие в города по зову партии и правительства – поднимать тяжелую промышленность, задыхались в бараках и коммуналках. И тех не хватало! Война только усугубила ситуацию. Без крова остались 25 миллионов человек. Вдобавок Красная Армия прошлась по Европе и увидела, что тамошний угнетенный рабочий класс живет гораздо лучше, чем свободные граждане Советского Союза. Тогда, после войны, впервые о жилищной тесноте заговорили с высоких трибун, в частности, с трибуны XIX партсъезда.

Однако широко и гласно проблема жилья стала обсуждаться только после смерти Сталина в марте 1953 года. В этот момент жилищный вопрос стал главным козырем в разыгравшейся внутрипартийной борьбе за политическое лидерство. Курс на массовое строительство жилья провозглашает новый глава правительства Георгий Маленков. В 1957 году Маленкова вывели из состава Политбюро как несогласного с курсом нового Генсека – Никиты Хрущева. Так с именем последнего и связалась реформа, направленная на обеспечение каждой советской семьи отдельным жильем.

Впрочем, проблема массового жилья, конечно, волновала архитекторов и задолго до Хрущева. Они еще до войны придумывали проекты, как можно строить дома из элементов, которые больше, чем кирпич, что сократило бы и время, и затраты. Один из первых опытов крупноблочного строительства – Ажурный дом на Ленинградском проспекте в Москве, построенный архитектором Андреем Буровым в 1940 году. Ажурным он назван в честь витиеватых решеток, которые украшают балконы и одновременно скрывают то, что находится за ними. Буров предугадал одну из главных проблем будущих застроек – захламленные балконы, превращающие любой аккуратный квартал в своего рода китайский Шанхай.

Не успели изжить излишества архитектурные, как появились излишества инженерные. Поиск самой экономичной и универсальной технологии строительства не обошелся без крайностей. Ленинградцы рекламируют свой оригинальный способ сборки дома, начиная с крыши. Пока ее собирают наверху, внизу целиком монтируется этаж, который потом доставляется наверх электролебедкой. Киевляне собирают блоки из кирпичей, заливают их раствором на заводе и везут на стройплощадку. Архитектор Б. Иофан на полном серьезе разрабатывает проект пластмассового дома. Цель та же – значительно облегчить и удешевить конструкцию. Для экспериментального строительства даже выделяют участок в Измайлове.

Советская архитектура - строительство домов серии К-7

Советская архитектура - строительство домов серии К-7

Экономия была важнейшей составляющей массового жилищного строительства. ХХ въезд КПСС всей стране дал вздохнуть свободнее, а вот строителей, наоборот, заставил затянуть пояса. Директивы съезда гласили, что общую стоимость жилищного строительства необходимо снизить на 20 %. Инженеры и архитекторы опять засели за расчеты. Получилось, например, что на лифте в доме можно сэкономить целых 8 % стоимости. Отсюда – популярность пятиэтажек. Это тот минимум, на который медики разрешали подниматься пешком.

Советская архитектура - Черёмушки

типовые дома, Черёмушки, Москва, 60-е

На всю страну загремело название подмосковной деревушки – Черёмушки. Так стали называть пятиэтажные районы по всему Советскому Союзу. Так название сделалось нарицательным. Первые Черемушки были своего рода испытательным полигоном, опытным участком. На практике квартиры часто оказывались весьма перенаселенными. Приезжали родственники – кто погостить, кто учиться, и оставались надолго. Тогда типологии объявили войну проектировщикам. Домашнюю жизнь советской семьи разделили на 83 процесса. Целью было хоть немного расширить квартиру и оставить место для бытовых работ. Неудобства четырехметровых кухонь были доказаны математически.

Советская архитектура 70-80 годов

Тенденции, которые возобладали в советской архитектуре после прихода к власти Н. С. Хрущева, - стандартизация и унификация, массовое строительство дешевых жилых домов, внешняя простота - с определенными оговорками сохранились и в последующие десятилетия. Архитектура продолжала развиваться в тесном сотрудничестве с последними достижениями науки и техники. Ей отводилась роль прикладная, демонстративная, вторичная по отношению к вышеупомянутым отраслям. Собственно, возведение Останкинской телебашни в 1967 году и призвано было продемонстрировать стране и миру возросшие технические возможности инженерного искусства. Продолжилось строительство линий московского метрополитена, где вместо помпезности раннего сталинского ампира гораздо четче просматривается дифференциация в области использования отделочных материалов - даже несмотря на то, что генеральные проекты строительства оставались типовыми, а единственным их заказчиком - государство.

Продуктивным представлялась тенденция к синтезу различных видов искусства. Так, архитектура генетически, еще с античных времен, была тесно взаимосвязана со скульптурой, а затем и с живописью. Монументально-декоративное искусство начинает играть заметную роль в общем ансамбле здания. Так, например, весьма своеобразно оформлен Тульский драматический театр, работы по возведению которого велись под руководством архитекторов А. Красулина, Д. Шаховского, И. и А. Васнецовых. Последние внесли решающий вклад и в строительство музея имени Александра Матросова в Великих Луках. В 1975 году архитектор Ю. Александров представил многофигурные композиции, установленные в фойе Вологодского драматического театра. Работа вызвала неоднозначные отклики и даже нападки от ярых сторонников социалистического реализма в искусстве. Фойе другого театра - оперы и балета в Красноярске - является детищем архитекторов Л. Баранова и И. Савранской.

Если конструктивисты в свое время использовали в строительстве все многообразие геометрических форм, то в поздней советской архитектуре доминирующее положение занял параллелепипед. Наиболее популярным строительным материалом долгие годы оставался бетон, пока в 70-80-е гг. с ним небезуспешно стали конкурировать конструкции из стекла и титана. Среди заметных построек, появившихся тогда, - Кремлевский дворец съездов и новое здание легендарного Театра на Таганке.

Посохин М. В., Мндоянц А. А. И др. Кремлевский Дворец съездов (Москва) - советская архитектура 70-80 годов

Целая команда блистательных архитекторов спроектировала и возвела здание гостиницы "Юность". Основные работы были закончены в 1961 году. Наряду с архитекторами (Т. В. Владимирова, Т. Ф. Баушева, Ю. Арндт, В. К. Буровин) трудились и инженеры: И. Ю. Мищенко, Б. М. Зархи, Н. Дыховичная. Символично, что строительство велось крупнопанельным способом - как при возведении типового жилья. Само же здание получило простой облик с геометрически четкими формами.

Считать советскую архитектуру позднего "застоя" также застойной не представляется возможным, такой подход малопродуктивен. Эволюция, пусть и не всегда явная, все же происходила, совершалась. Архитекторы пытаются отойти от излишнего рационализма и сухости. Сами архитектурные формы становятся более текучими, подвижными, вновь востребованными оказываются кривые линии. Явственно обозначается стремление придерживаться "исторического" стиля. Так, Михаилу Посохину, возводившему Государственный Кремлевский дворец на рубеже 50-60-х гг. удалось вписать новое сооружение в уже существующий архитектурный ансамбль. Тот же Посохин руководил работами на Проспекте Калинина во второй половине 60-х гг.

Одним из наиболее заметных памятников данного периода считается здание СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи), работа над которым растянулась на семь лет - с 1963 по 1970 гг. В ней принимали участие В. А. Свирский и А. А. Мндоянц, а также инженеры С. Школьников, В. Кузьмин, Ю. Рацкевич.

В союзных республиках, особенно удаленных от центра на значительное расстояние, находящихся в Средней Азии, архитектура хоть и развивалась по схожим принципам, но сохраняла национальное своеобразие и колорит, в ней просматривается верность органическим формам. Таковы Дворец Искусства в Ташкенте, фасад Управления Каракумстроя в Ашхабаде, Дворец художественных выставок в Вильнюсе.

От: Кузнецова Н.С. Малофеев П.Н.,   -

Отличная подборка нереализованных архитектурных проектов сталинской эпохи здесь: RegionalRealty

Стили данного периода отличаются некоторыми крайностями - конструктивизм подчиняет все функциональности и упорядоченности, в ар-деко сквозь строгость уже прорывается шик, а в эклектике отражается определенный хаос, поиск новых сочетаний из привычных элементов, что в достаточной мере отражает настроения в обществе того времени, некоторое неспокойствие, неопределенность, неудовлетворенность имеющимся и стремление к лучшему через рационализацию. Многие здания учреждений, которые так или иначе строились по отдельным проектам, имеют интересный дизайн, чего нельзя сказать о жилых домах, которые будучи типовыми априори являются банальными. Я выросла в доме послевоенных лет, который не отличается индивидуальностью, но, видимо, в тот период только начинали экономить и унифицировать, и квартиры имеют высокие потолки, все комнаты отдельные и даже туалет отделен от ванной, что, по сравнению с последующими "хрущевками" кажется почти роскошью.



Башня ЦНИИ робототехники и технической кибернетики в Санкт-Петербурге. Здание построено в 1985 году недалеко от Сосновского лесопарка в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде) для ЦНИИ, где разрабатывали технические средства робототехники и технической кибернетики космического, воздушного, наземного и морского базирования. Собственно башня — полигон для испытания космического оборудования.



Бывшее министерство автомобильных дорог Грузинской ССР в Тбилиси. Здание было построено в 1975 году по проекту архитектора Георгия Чахава. Конструкция состоит из пяти горизонтальных балок (в каждой по два этажа), которые будто бы сложены друг на друга. У здания небольшой фундамент, поскольку значительная часть постройки поднята над землей — под ней небольшой парк. В 2007 году здание признано памятником, сейчас в нем располагается офис Банка Грузии.



Административное здание колхоза в поселке Рапла, Эстония. Здание построено в 1977 году по проекту архитектора Тоомаса Рейна. Оно имеет форму восьмигранной ступенчатой пирамиды. По периметру расположены рабочие помещения, на первом этаже и в подвале — вестибюль, столовая, баня, а выше — спортзал.



Здание посольства России в Гаване, Куба. Здание построено в начале 1980-х годов для посольства СССР на Кубе, сейчас в нем размещается посольство России. Комплекс посольских зданий начали строить в 1978 году и полностью завершили в 1987. Здание стоит недалеко от моря, на зеленом участке с цветниками и фруктовыми деревьями. На территории есть декоративные фонтаны, спортивные площадки и бассейны.



Дворец торжественных обрядов в Тбилиси, Грузия. Здание построено в 1984 году как дворец бракосочетаний. Эксперты неоднократно отмечали, что по стилистике оно удивительно перекликается с модернистскими храмами архитекторов Ле Корбюзье и Оскара Нимейера, при этом не являясь культовым сооружением.



Областной драматический театр в Гродно, Белоруссия. Один из символов Гродно — здание областного драмтеатра, построенное на берегу Немана по проекту московского архитектора Геннадия Мачульского в 1984 году. Театр состоит из двух корпусов: зрительного зала на 700 мест с вестибюлем и фойе и административного корпуса с малым залом на 216 мест.



Цирк в Кишиневе, Молдавия. Кишиневский цирк был построен в 1981 году и в архитектурных кругах сразу получил высокую оценку: его признали первым в Союзе и четвертым в мире по красоте и удобству. В 2004 году цирк закрыли на ремонт, но для зрителей он до сих пор не открылся. По поводу прав собственности на здание ведется судебная тяжба.

-Музыка

-Рубрики

-Поиск по дневнику

-Статистика

Архитектурные здания СССР 1960-1980-х годов.



Выставочный павильон архитектора Леонарда Москалевича, 1988 год.

Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог, Тбилиси, Грузия



Здание было построено в 1975 году архитектором Георгием Чахава, по иронии судьбы занимавшим в то время пост министра автомобильных дорог Грузии, т. е. фактически автор проекта был одновременно и его заказчиком. Между корпусами — наклонный парк с бассейном и водопадом-каскадом. Сейчас бывшее министерство принадлежит Банку Грузии.

Посольство СССР на Кубе, Гавана



Комплекс был построен в 1985 году по проекту В. Пясецкого. В наши дни здесь расположено посольство России.

Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, Россия

Летний театр в парке, Днепропетровск, Украина



Здание построили в 1978 году по проекту архитектора О.Петрова в парковом пруду.



Открылся в 1983 году на холме Цицернакаберд. Проект группы армянских архитекторов: А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян и Г. Мушегян. Через полтора года после открытия случился крупный пожар, и комплекс закрыли на реконструкцию до конца 1987 года.

Областной драматический театр в Гродно, Белоруссия



Областной театр драмы имени Ф. М. Достоевского, Новгород, Россия

Крематорий, Киев, Украина



Крематорий на Байковом кладбище построен в 1975 году по проекту архитектора А.М. Милецкого.

Здание Казанского государственного цирка, Казань, Россия



Открыли 9 декабря 1967 года. Здание построено по проекту архитектора Г. М. Пичуева, инженеров О. И. Берима и Е. Ю. Брудного.

Здание Кишеневского государственного цирка, Кишенёв, Молдавия



Здание построили в 1981 году, главный архитектор С. М. Шойхет. В рейтингах Кишинёвский цирк признали в СССР и четвертым в мире по красоте и удобству. Сборно-разборный купол. Вокруг зрительного зала расположено прогулочное фойе и летние веранды.



Построено по идее мэра города А.Д. Лемберанского. Построено в годах. Восходит к архитектуре ресторана Manantiales, построенному в 1958 году в пригороде Мехико испанским архитектором Феликсом Канделой.



Архитектор — Евгений Стамо, 1973 год. Спустя шесть лет был построен брат-близнец этого дома. Во дворах этих зданий — зеленая зона с детской площадкой.

Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо, Ош, Киргизия



Строилась в Группа архитекторов, инженеров-строителей, строителей — Ю. Ратушный, Л. Ухоботов, А. Деев, Н. Матвиец, А. Татыгулов, М. Абдульдинова, В. Краснянский — удостоена в 1980 г. Госпремии КазССР имени Ч. Валиханова.



Построена в 1974 году, архитектор — И. А. Мерперт.

Гостиница в Олимпийском Центре парусного спорта, порт Пирита, Таллин, Эстония



Построена в 1980 году, по проекту эстонских архитекторов это корабль в капитанской рубке которого расположен ресторан. Руководитель проекта — Хенно Сепманн. Нынешнее название — Pirita Top Spa Hotell.

Железнодорожный вокзал, станция Дубулты, Юрмала, Латвия

Павильон на территории ВДНХ Узбекской ССР, Ташкент, Узбекистан



Построен в годах. К сожалению, до нашего времени это здание не сохранилось. Источником вдохновения для архитекторов павильона очевидно послужил кафедральный собор в Бразилиа, архитектора Оскара Нимейера, коммуниста и большого друга всего советского народа.



Здание возвели в 1975 году в центральной части армянской столицы под руководством творческой группы архитекторов (Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян).

Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского, Шепетовка, Украина



Кольцо, по мнению авторов проекта М. Гусева и В. Суслова, символизировало венок, посвященный памяти писателя, а пилоны, его поддерживающие, — руки почитателей таланта Островского. Алая смальтовая мозаика — это красное знамя, вокруг памятного венка. 1979 год.

Здание Российской академии наук, Москва

Музей Ильи Чавчавадзе, Кварели, Грузия



Музей грузинского поэта и публициста Ильи Чавчавадзе был спроектирован одним из самых авангардных советских архитекторов Виктором Джорвенадзе и сдан в эксплуатацию в 1979 году.



Дом советов, Калининград, Россия.



Дворец торжественных обрядов, Тбилиси, Грузия



Возведен в 1985 году по проекту Виктора Джорвенадзе. В годы независимости здание выкупил авторитетный местный бизнесмен Бадри Патаркацишвили. Здесь же, на территории бывшего дворца бракосочетаний столицы советской Грузии, в 2008 году его и похоронили.

Фото: Николай Рахманов /Фотохроника ТАСС

За время советской власти — с 1917 по 1991 год — застройка Москвы осуществлялась под влиянием разных архитектурных стилей: конструктивизма, рационализма, ар-деко, сталинского стиля (соединившего ар-деко, ампир и эклектику), брутализма и др. Набор этих терминов мало что говорит современникам. Между тем московская архитектура XX века оказала влияние на многих зодчих с мировым именем.

Время архитектурного авангарда

1918 по 1932 год

Советская архитектура зарождалась в 1920-е годы. Идеологическая эйфория и социальные преобразования оказали существенное влияние на формирование советской архитектуры. Это отразилось на облике российских городов, в том числе Москвы. В первые десятилетия советской власти архитектура испытала влияние духа грандиозных перспектив. Архитекторы говорили о городах будущего и стремились уйти от традиционных направлений.

Советский Союз вызывал интерес у многих мировых мастеров, которые пытались искать новое слово в архитектуре. Наша страна с ее революционной атмосферой была для этого подходящей экспериментальной площадкой. В 20-х годах прошлого века в России активно работали, в том числе над проектами по заказу советских властей, Ле Корбюзье, Мендельсон, Гропиус, Таут, Май, Майер и другие.

Конструктивизм

Авангардистское направление, которое получило развитие в 20-х — первой половине 30-х годов прошлого века. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

В 1926 году была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Организация стала разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей жизнедеятельности зданий и градостроительных комплексов.

В эти же годы происходит увлечение советских конструктивистов идеями Ле Корбюзье (французский архитектор — пионер архитектурного модернизма и функционализма).

Дворец культуры ЗИЛа (построен в 1931–1937 годах)

Рационализм

Авангардистский стиль в архитектуре 20-х — первой половины 30-х годов прошлого века. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчеркнутым функционализмом. В отличие от конструктивистов, рационалисты уделяли внимание психологическому восприятию архитектуры человеком. Они не отрицали полностью наработок прошлого, как это делали приверженцы конструктивизма.

На рубеже 1922–1923 годов группа единомышленников творческого лидера рационалистов Николая Ладовского создала творческую организацию — Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). В ее состав в разное время входили такие выдающиеся архитекторы, как Лазарь Лисицкий и Константин Мельников.

Архитектурный комплекс в центре Москвы в 1-м Самотечном переулке. Это единственный реализованный архитектурный проект художника-авангардиста и архитектора Лазаря Лисицкого. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Советский монументальный классицизм

С середины 1930-х до середины 1950-х годов

Постконструктивизм

Стиль советской архитектуры 30-х годов, когда на фоне политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Проекты многих зданий в стилистике конструктивизма подверглись реконцепции в новом архитектурном формате сталинского ампира.

Главное здание Библиотеки им. В. И. Ленина (1928–1940 годы)

Комплекс библиотеки по проекту архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха состоит из пяти частей, соединенных в единую систему вокруг внутренних дворов. Для облицовки фасадов использовались известняк и черный гранит, для интерьеров — мрамор, бронза, дубовые стеновые панели. Критики упрекали проект в эклектизме. Фото: Depositphotos/ppl1958; Depositphotos/kavunchik

Дом СТО (здание СНК СССР, Совета Министров СССР, Госплана СССР). Сейчас — основное здание Госдумы РФ (1932–1935 годы)

Ампир

Главный вход ЦПКиО им. Горького в Москве (1955 год)

Главный павильон ВСХВ (ВДНХ)

Павильон, п остроенный к 1954 году на месте старого здания по проекту Георгия Щуко, выдержан в лучших традициях неоклассической архитектуры и имеет сходство с центральной башней здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Пропорции здания рассчитаны на восприятие с дальних точек, детали лаконичны. Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, павильон поднимается вверх и увенчан золоченым шпилем со звездой. Фото: Николай Акимов /Фотохроника ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе

Ар-деко

Кремлевская АЗС на Волхонке (1930-е)

Единственный реализованный элемент Дворца Советов (легендарный грандиозный проект, который не был воплощен в жизнь) и одно из последних сохранившихся зданий советского ар-деко. Фото автора

Ретроспективизм

Стиль пришел на смену ар-деко, сохранив при этом многие его элементы: современное конструктивное решение, четкость, национальные мотивы и дорогие отделочные материалы.

Общее художественное решение реконструированной ВСХВ (ВДНХ)

Фото: Владимир Савостьянов и Валентин Мастюков (Фотохроника ТАСС); ВДНХ

Сталинская архитектура выражалась не только в использовании уже существующих архитектурных форм, но и в создании новых, часто соответствующих национальным темам республик и областей.

После пожара в 1949 году здание почти полностью перестроили. Сейчас оно состоит их двух частей: левая — изящная башенка, правая — мощный восьмиколонный портик. Венчают здание конные скульптуры, которые не пострадали в пожаре и были перенесены со старого строения. Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе; ВДНХ

Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС

Эпоха индустриального домостроения

Конец 1950-х – начало 1990-х годов

С 1947 года в Москве начались активные разработки экспериментальных серий каркасных и каркасно-панельных домов. В 1948 году была запущена реализация масштабного пилотного проекта застройки района Песчаных улиц на площади около 300 га. В следующем, 1949 году в районе Хорошевского шоссе начинается строительство серии экспериментальных каркасно-панельных секционных домов, разработанных Мосгорпроектом. Это стало началом эпохи спальных районов в Москве.

Брутализм (необрутализм)

Направление в архитектуре, зародившееся в 50–70-х годах в архитектуре Великобритании, одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма. Для брутализма характерна мощь конструкций и объемов, смелые крупномасштабные композиционные решения. В конце 70-х влияние этого стиля дошло и до советской архитектуры.

Здание Онкологического центра РАМН (1972–1979)

Функционализм

Черты: прагматизм, функциональность. В конце 50-х годов в СССР началась эпоха индустриального домостроения. В стиле функциализма были построены все спальные районы Москвы.

Спальный район

В конце XX века типичными спальными районами Москвы считались Западное Дегунино, Восточное Дегунино, Бирюлево, Лианозово, Бибирево, Митино, Медведково, Строгино, Чертаново, Ховрино, Алтуфьевский, Братеево, Солнцево, Коньково, Вешняки, Раменки, Новогиреево, Орехово-Борисово, Отрадное, Бескудниковский, Черемушки и Ясенево, построенные на месте снесенных сел и деревень. Эти районы были застроены типовыми панельными домами высотой от 9 до 22 этажей. Застройка спальных районов велась по шаблону — заранее проектировался весь район с типовыми домами, школами, детскими садами поликлиниками, магазинами и пр. В функционализме уже было гораздо меньше заботы о людях, чем в рационализме. Фото: Виктор Кошевой /Фотохроника ТАСС; Олег Иванов /Фотохроника ТАСС

Читайте также: