Сообщение о рождественских рассказах

Обновлено: 04.07.2024

Чудесные зимние праздники издавна включают в себя и старинные народные святки (языческие по своему происхождению), и церковный праздник Рождества Христова, и мирской праздник Нового года. Поэтому таинственная святочная тематика – просто кладезь сюжетов, в том числе и фантастических, передающих мир чудесного и потустороннего, всегда завораживающий и привлекающий рядового читателя.

Рождественский рассказ в русской литературе, в отличие от западной, появился к 1840-м годам, это объясняется отличной от Европы, особой ролью праздника.

День Рождества Христова – великий христианский праздник, второй по значимости после Пасхи. В течение долгого времени в России в миру праздновались святки, и только Церковь праздновала Рождество Христово. На Западе же христианская традиция значительно раньше и теснее переплелась с языческой, в частности это произошло с обычаем украшать и зажигать на Рождество ёлку. Древний языческий обряд почитания дерева превратился в христианский обычай. Рождественская ёлка стала символом Божественного Младенца. В Россию ёлка проникла поздно и прививалась медленно, как и любое западное новшество.

1) Без поросёнка, гуся, ёлки и хорошего человека рождественский рассказ не действителен.

3) Колокольный звон, умиление и раскаяние должны находиться в конце рассказа, а не в начале его.

Святочное чтение всегда было особенным чтением, ведь оно – о возвышенном и несуетном. Святые дни – это время тишины и время для приятного чтения. Ведь после столь великого праздника – Рождества Христова – читатель просто не может позволить себе ничего такого, что отвлекало бы его от высоких мыслей о Боге, о добре, милосердии, сострадании и любви. Давайте воспользуемся этим драгоценным временем!

Будучи человеком верующим, Мамин-Сибиряк писал для взрослых и детей святочные и рождественские рассказы, которые в советское время перестали издавать, но в последние десятилетия активно печатаются.

Хочется пожелать нашим читателям поближе познакомиться с творчеством замечательного писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка, читать его добрые книги, которые так нужны и детям, и взрослым особенно в наше непростое время.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель моей работы:

Объект моего исследования : рождественские рассказы русских писателей. Предмет исследования : традиции и новаторство в этом жанре русских писателей.

Метод исследования : литературоведческий анализ.

Гипотеза: предположим, что в 21 веке рождественский рассказ уже не так популярен, как в XIX веке.

Я думаю, что актуальность моей работы состоит в том, что большинство моих сверстников не знакомы с историей возникновения и развития рождественского рассказа, с авторами, писавшими в этом жанре, и их рассказами. И возможно, познакомившись с моей работой, они прочитают эти рассказы, задумаются над тем, как они относятся к людям; обратят внимание на тех, кто нуждается в их помощи, то есть станут чуточку лучше.

I глава

История рождественского рассказа

Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях. Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики. Основоположником жанра рождественского современного рассказа считается Чарльз Диккенс. У него есть целый цикл рождественской прозы. Первый свой рассказ он пишет в 1843 году, это "Рождественская песнь в прозе", и затем решает писать по рассказу к каждому Рождеству. Традиция Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие.

II глава

Традиционный рождественский рассказ имеет радостный финал, в котором добро всегда торжествует. Герои оказываются в какой-либо беде, и им кажется, что только какое-то необычное чудо может спасти их. Чудо обычно бывает не только вмешательством высших сил, но и случайной удачей, нежданным везением. Часто в структуру рассказа входит элемент фантастики, но позднее важное место занимает социальная тематика. Традиционная схема рождественского рассказа предполагает нравственное преображение героя, которое должно происходить в три этапа, что отражаеттри ступени мироздания.

Была в России воспринята и переосмыслена традиция Чарльза Диккенса, благодаря которой в русский святочный рассказ входит тема собственно Рождества, лишь обозначенная, в связи с победой добра над злом. Если у английского писателя непременным финалом была победа добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы.

Но неизменным остаётся то, что действие в рассказах всегда происходит накануне Рождества.

III глава

Рождественские рассказы русских писателей

Конечно же, стоит познакомиться с рассказами отечественных писателей.

Цикл рождественских рассказов составил и Н.С.Лесков.

Прочитав рассказы Достоевского, Лескова, Куприна и других писателей, могу сказать , что сюжет их в основном можно разделить на три типа.

Третий тип – это рассказы для детей, которые не затрагивают тему рождества, носят поучительный характер.

Я думаю, что я выполнила поставленную цель, так как, следуя поставленным задачам, была выяснена история рождественского рассказа как жанра и история его появления в России. Появился жанр из средневековых мистерий и стал довольно популярным. В Россию он пришёл из Европы, но был тесно связан с фольклорными святочными произведениями.

Для рождественского жанра в целом характерны проблемы у главных героев и чудесное спасение с помощью волшебства или случайности. Но в русских произведениях проявляется реализм и не редок трагичный конец.

Первым, кто ввёл этот жанр в русскую классическую литературу, был Н.В.Гоголь. Потом писать рождественские рассказы стали другие писатели: А.П.Чехов, Н.С.Лесков, Ф.М.Достоевский.

Гипотеза подтвердилась – в 20 веке популярность жанра стала спадать, и связано с Октябрьской революцией и антирелигиозной политикой советской власти.

Сейчас рождественские рассказы постепенно возвращаются на страницы современных журналов. Связано это со стремлением восстановить нарушенную связь времён, а в частности, православное мировосприятие, вернуться ко многим обычаям и формам культурной жизни, которые были столь насильственно прерваны. Традиции святочного рассказа продолжают современные детские писатели С.Серова, Е.Чудинова, Ю.Вознесенская, и др. Но он не такой популярные, как фэнтези, детективы и другие жанры.

Данная работа показала мне уровень моей ответственности и моей работоспособности. Так же она дала мне новые знания об истории отечественной литературы, которые, скорее всего, пригодятся мне в старших классах.

Список литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о возникновении, структуре и особенностях жанра рождественского рассказа, широко популярного в мировой литературе XIX века и вновь вернувшегося к нам. Жанр, оформившийся в творчестве Чарльза Диккенса, гармонично вошёл в русскую литературу, впитав в себя при этом особенности социальной действительности и национального менталитета, однако основные его структурные и назидательные черты были сохранены такими выдающимися писателями, как Ф.М. Достоевский, Н. С Лесков, А.П. Чехов.

Особенности жанра рождественского рассказа

Рождественский (святочный рассказ) - литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы .

Из средневековой мистерии в рождественский рассказ перешла общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего все три ступени мироздания, а также трехуровневая организация пространства: ад — земля —— рай

Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение.

Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики.

Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.

Рождественский рассказ как проповедь человечности, любви, добра, тра­диционно в литературе стал призывом к изменению жестокого мира через соб­ственное преображение.

Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики, что вскоре способствовало отнесению жанра рождественского рассказа в область беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е гг.

Основные элементы рассказа:

- Приуроченность к Рождеству (действие происходит в канун праздника).

- Главный герой часто ребёнок или человек, попавший в тяжелое, порой критическое положение, столкнувшийся с равнодушием и безразличием окружающих.

- Герой проходит через трудности, преодолеть которые помогает либо вмешательство высших сил, либо внезапная помощь милосердных людей.

Иностранные и отечественные авторы часто обращались к рождественским образам и мотивам, стремясь возродить образ христианской добродетели. Повествования в канун Рождества причудливо сочетали в себе повседневное и высокое, преходящее и вечное, а в XIX веке даже появился особый литературный жанр — рождественский рассказ.

По мнению Ф. М. Достоевского, эти истории должны были воплощать суть рождественских праздников и служить отправной точкой для размышлений в кругу семьи о ценностях милосердия и примирения. С одной стороны, святочные рассказы создают волшебную атмосферу, с другой – заставляют задуматься о тяжелой участи нуждающихся и оказании им посильной помощи. Изложенные в доступной форме идеи мира, любви, справедливости и человечности должны побудить людей к победе над жестокостью через собственное преображение.


Сашка, которого аккурат к Рождеству исключили из гимназии, был драчуном, задирой, злым и гадким ребенком. Он грубил сверстникам и взрослым, был колюч и едок. Но ведь рассказ написан в рождественском жанре, а значит, преображение главного персонажа неизбежно. Восковая фигурка ангела, которую мальчик принес из богатого и чистого дома, где опрятные дети праздновали Рождество, словно изменила маленького сорванца. Всей душой можно приникнуть к этим волшебным строкам:

Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, и больше, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:
— Милый. милый ангелочек!


Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдет, но он ошибся. Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном: — Подождите. не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.


Короткий рассказ о юной продавщице спичек, которая боится возвращаться домой, опасаясь гнева жестокого отца, и замерзает на улице в канун Нового года, является классической рождественской историей. Повествование, направленное на смягчение черствых душ и призыв к милосердию, неоднократно вдохновляло режиссеров и музыкантов: по мотивам рассказа сняты несколько фильмов (1903, 1919, 1928, 2013), короткометражный мультфильм Disney (2006) и даже написана опера (1897).

Ёлка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали на девочку пёстрые картинки, какие она видывала раньше в окнах магазинов. Малютка протянула к ёлке обе ручонки, но спичка потухла, огоньки стали подыматься всё выше и выше, и превратились в ясные звёздочки; одна из них вдруг покатилась по небу, оставляя за собою длинный огненный след.


И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа.


Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться, в такую ночь, между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади.


Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра рождество. Единственное, что тут можно было сделать, это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь. Именно так Делла и поступила. Откуда напрашивается философский вывод, что жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают.


Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, – тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Морозная Россия, а… тепло.

Читайте также: